Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность и функции культуры. Парадигмы исследования культуры.



Сущность и функции культуры. Парадигмы исследования культуры.

 

Культура - это сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.

Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе разрешает выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:

 

> культура — социальное явление, которое отражает качественную характеристику общества и обогащает духовную жизнь человека;

> культура — процесс творческой деятельности человека, направленной на изучение окружающего мира и самого человека в этом мире, на получение объективной и достоверной информации о мире, где главную роль играет наука и искусство;

> культура призвана помочь человеку не только познать мир и себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие установки;

> культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;

> культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений людей;

> культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, преобразования его естественных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно в этом состоит ее гуманистический смысл.

 

Парадигма высокой культуры

Цивилизация - есть собрание продуктов человеческой деятельности, созданных и используемых для утилитарных целей.

Культура и цивилизация находятся между собой в вечном конфликте. Рост цивилизации губит культуру, а вместе с ней ведет к краху и самого человека.

Парадигма высокой культуры в настоящее время большей частью принадлежит искусствоведам, рассматривающим художественную культуру человечества как большую галерею, наполненную шедеврами. Ее изучение напоминает неспешную экскурсию по залам музея, экскурсию, куда могут быть приглашены только посвящённые.

Культура как “образ жизни”

Основные принципы этой парадигмы можно свести к следующим положениям:

1. Нет единой культуры, нет единой цивилизации. Существует множество культур, каждая из которых в равной степени самоценна и самодостаточна

Парадигма культура как “репрессия

Понимание культуры как “репрессии” принадлежит З. Фрейду. Согласно его взглядам, человек – существо двумерное. Под тонкой оболочкой приличий, образования, эстетических идеалов, выработанных историей, волнуется океан бессознательного, полностью принадлежащий животному миру

Культура – это, прежде всего, система запретов, наказаний, всевозможных защитных средств от враждебных побуждений человека, и лишь во вторую очередь – орудия и инструменты, нужные для покорения внешней природы и производства материальных благ.

Культура и общество

культура принадлежит миру человеческого общества, являясь обязательным атрибутом его и чтобы понять, что есть культура, необходимо, прежде всего, соотнести её с обществом.

Культура как социологическое явление

культура есть принадлежность любого социального явления: нет общества вне культуры, нет культуры вне общества.

Многообразие и единство культуры

в культуре каждого общества (этноса, территории) всегда присутствуют особенности локальной и региональной общности (субкультуры).

 

Основные подходы к объяснению динамики культуры

1. Социодинамика культуры. Основные подходы.

2. Эволюционный подход.

3. Цивилизационный подход.

 

1. Социодинамика культуры. Основные подходы.

Социодинамика – это изменение черт культуры во времени и пространстве под влиянием внешних и внутренних факторов.

Основные подходы:

- Эволюционный (линейный) – Гегель, Сен-Симон, Конт, Энгельс, Ясперс.

- Цивилизационный (нелинейный)

а) Теория локальных цивилизаций – Данилевский, Тойнби, Шпенглер.

б) Стадиальная теория – Сорокин.

 

2. Эволюционный подход.

Суть данного подхода:

Человечество едино, и движется к единой цели. Существуют законы истории, которые определяют это движение, поэтому все народы по степени приближения к этой цели можно поделить на народы «передовые» и «отсталые».

Частным случаем эволюционного подхода является формационный подход Маркса, который выделял 5 стадий развития общества:

- Первобытное общество - Рабовладельческое - Феодальное - Капитализм - Коммунизм

Основные принципы формационного подхода:

- Единство человечества и его истории

- Историческая закономерность – признание существования в истории законов

- Прогресс – признание того, что история – это прогрессивный процесс.

Недостатки формационного подхода:

- недооценка человеческого фактора

- переоценка экономического фактора

- утопизм.

 

3. Цивилизационный подход.

Цивилизационный подход исходит из идеи постоянного возвращения круговорота, идеи множественности культур. Особенности:

- Отрицание единства человечества и его истории

- Утверждение идеи множественности и уникальности культур

- биологизм – перенос законов биологического организма на развитие культуры.

Шпенглер. Человечество не едино, а следовательно, каждая культура уникальна, несопоставима, неповторима. каждая культура подобна биологическому организму, ведет обособленное существование, обладает внутренним единством. Подобно организму культура имеет отмеренный срок жизни (1000 лет) и проходит следующие этапы развития: - Детство - Юность - Зрелость - Увядание - Смерть

Последний этап развития культуры Шпенглер называет цивилизацией – это упадок культуры, деградация. Если культура – это органически жизненное явление, то цивилизация явление исключительно технико-механическое..

Признаками кризиса являются:

- торжество техники

- потребительская психология

- массовая культура и человек массы

- упадок искусства.

 

.

Смысл понятия «традиция»; роль преемственности в культуре.

 

 

Традиция, применительно к культуре, – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Преемственность культуры является закономерностью исторического развития. Она реализуется в динамичной и последовательной смене поколений. Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед.

Преемственность и взаимодействие поколений необходимо рассматривать по крайней мере в двух аспектах.

 

Первый аспект –когда рассматривается последовательная смена поколений в истории культуры определенной эпохи.

 

Второй аспект, когда рассматриваются поколения, живущие одновременно. Отличительной особенностью современности является ускорение темпа перемен, когда прошлый опыт сохраняется как память, но утрачивает свое значение для реальной жизни молодого поколения. Молодые воспринимают мир иначе, живут иными ценностями и целями.

Проблема времени в культуре.

 

В статье Л.А. и О.М. Штомпель два разных подхода ко времени – как ценности, как невозобновляемого ресурса, которым надо умело распоряжаться (подход Посидония и Сенеки) – и отношение ко времени как к некоему аналогу вечности – обыгран в шутливом тоне на примере взаимоотношения героев юмористического произведения. В реальности эти два взаимоисключающих подхода изначально конфликтны (желающие могут это проверить при случае на себе). Вопрос о времени и информационных технологиях в современной культуре также актуален: чем в действительности является домашний компьютер (с периферией, играми, Интернетом и т.д.) – незаменимым помощником или отъявленнейшим хронофагом (пожирателем времени)?

 

Сущность научной революции.

Определить сущность научной революции - значит раскрыть ее содержание, указав на существенные отличительные признаки исследуемого явления. В зависимости от того, как понимать науку и какой из ее аспектов брать во внимание, понятие " научная революция" может принимать более или менее широкий смысл. В науковедческой и философской литературе очень распространенной является концепция, согласно которой наука представляет собой совокупность систематизированного теоретического знания о законах развития окружающего мира. Если исходить из данной концепции (наука как система знаний), то сущность научной революции следует определить как наступление нового этапа в познании действительности, наступление коренного переворота в содержания научного знания. Если же рассматривается одна из отраслей естествознания (физика, химия, биология или любая другая дисциплина), то революционный этап в развитии каждой дисциплины характеризует появление в ней принципиально нового концептуального и теоретического аппарата, позволяющего более глубоко, объективно и интенсивно исследовать соответствующую область действительности. Особого внимания заслуживает монография Т. Куна. В ней рассматривается влияние внутренних социальных факторов науки на формирование логической структуры теорий. Деятельностный подход За основу принимается концепция, согласно которой наука представляет собой особую сферу духовной деятельности людей, направленной на получение научного знания. Согласно указанному подходу, деятельность выступает сущностной стороной науки и, следовательно, логическим центром ее понятия. В этой связи картина исследуемой реальности получает совершенно новый, качественно отличный от рассмотренного ранее подхода смысл. Понятие " деятельность" задает такие границы представления о науке, в рамках которых они воспроизводится как внутренне организованная социальная реальность, как особая сфера производства духовных ценностей, выступающая непосредственным источником и условием познавательной активности субъекта.Вытекающее из данного представления целостное рассмотрение науки в совокупности гносеологического и социологического ее аспектов требует, чтобы в определении научной революции отразилось качественное изменение не только в способе видения учеными окружающего мира, но также и в способе совместного, определенным образом организованного получения (точнее, производства) научного знания.Социологическая теория различают несколько видов революций, совокупность которых и составляет эту теорию. Главные из них: общественно-политическая, научная, техническая, промышленная, культурная. Научная революция является одним из частных видов социальной революции наряду с промышленной, технической, культурной. Она отражает исторически повторяющиеся качественные перемены, происходящие во всей совокупной науке.

 

Методы научного познания.

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории естествознания были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф. Бэкон) или дедуктивного метода (Р. Декарт), придать им универсальное значение. Однако эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга. каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

 

 

Экономика

 

 

. Рыночные принципы ценообразования. Основные методы ценообразования. Алгоритм формирования рыночной цены.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Ценообразование - процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени.

Ценообразование - формирование величины цены товара, выраженной в определенной сумме денег. Процесс ценообразования опирается на механизм спроса и предложения. Спрос определяет максимальную цену товара, которую способен уплатить потребитель. Ее называют ценой спроса. Принципы ценообразования:

Принцип целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.

Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.

Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.

Методы ценообразования:

Метод текущей цены - Цены на таком рынке формируются в результате совместных действий хорошо информированных покупателей и продавцов. Данный метод используется в первую очередь на тех рынках, где продаются однородные товары. Фирма, реализующая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, фактически имеет очень ограниченные возможности влияния на цены.

Тендерный метод (метод «запечатанного конверта») - Тендер представляет собой цену, предложенную фирмой, при определении которой исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Используется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за контракт.

метод на основе анализа безубыточности метод обеспечения целевой прибыли - При использовании данного метода фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объём прибыли.

Алгоритм ценообразования – это стандартная последовательность операций по расчету и установлению окончательной цены на товар на данном рынке в рассматриваемый период с учетом всех регламентирующих этот процесс законодательных и ограничивающих факторов. Основные шаги в алгоритме ценообразования

Постановка целей и определение стратегии ценообразования > Ценовая стратегия > Спрос на продукцию

 

 

Сущность и функции культуры. Парадигмы исследования культуры.

 

Культура - это сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.

Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе разрешает выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:

 

> культура — социальное явление, которое отражает качественную характеристику общества и обогащает духовную жизнь человека;

> культура — процесс творческой деятельности человека, направленной на изучение окружающего мира и самого человека в этом мире, на получение объективной и достоверной информации о мире, где главную роль играет наука и искусство;

> культура призвана помочь человеку не только познать мир и себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие установки;

> культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;

> культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений людей;

> культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, преобразования его естественных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно в этом состоит ее гуманистический смысл.

 

Парадигма высокой культуры

Цивилизация - есть собрание продуктов человеческой деятельности, созданных и используемых для утилитарных целей.

Культура и цивилизация находятся между собой в вечном конфликте. Рост цивилизации губит культуру, а вместе с ней ведет к краху и самого человека.

Парадигма высокой культуры в настоящее время большей частью принадлежит искусствоведам, рассматривающим художественную культуру человечества как большую галерею, наполненную шедеврами. Ее изучение напоминает неспешную экскурсию по залам музея, экскурсию, куда могут быть приглашены только посвящённые.

Культура как “образ жизни”

Основные принципы этой парадигмы можно свести к следующим положениям:

1. Нет единой культуры, нет единой цивилизации. Существует множество культур, каждая из которых в равной степени самоценна и самодостаточна


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь