Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ



Концепция Комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитатив


ный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Многие родители спрашивают: «Почему ребенок уже сотый раз просит меня читать ему одну и ту же сказку?! Уже ведь наизусть ее знает! » Действительно, почему?

Наверное, его так захватывают сказочные события, что он хочет переживать свои внутренние впечатления снова и снова. Но почему ему хочется переживать именно это?

Иногда наблюдательные родители и педагоги замечают, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными. Может быть, все это проявление внутреннего процесса приобретения жизненного опыта, опосредованного сказкой?

Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

Постараемся ответить на вопрос, почему некоторые дети любят слушать одни и те же сказки. Очевидно, определенная история разворачивает для бессознательного ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.

Внимательное наблюдение за поведением человека (независимо от возраста) дает нам возможность понять, какой ответ он ищет в данный момент своей внутренней жизни. Для многих поиск ответа оказывается мучительным еще и от того, что внутреннее пространство несвободно для его принятия. Часто этот процесс делает поведение «неадекватным». Что можем сделать в этот сложный для человека момент мы, — психологи, психотерапевты, мудрые родители и педагоги? Может быть, подобрать ответ в соответствующей сказке?

Как же подобрать соответствующую сказку? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим две большие группы сказок: народные и авторские.


Некоторое время назад наши коллеги спорили: какие сказки лучше для развития личности ребенка — народные или авторские? Одни говорили, что в авторских сказках слишком много личностных проекций, скрывающих от читателя истину, и предлагали читать только народные сказки. Другие говорили, что народные сказки слишком жестоки и однообразны. Так, что же выбрать?

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с ' принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы использу-


ем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие веши, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может
заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и
осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от
людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действо
вать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь.
Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для
поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось
даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования
механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на
помощь только в том случае, если мы не можем справиться с
ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования
чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

сказки о животных, взаимоотношениях людей и живот
ных.
Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, ста
раются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных луч
ше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все закан
чивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошиба
ются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной
жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций,
формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора
по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных
хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном кон
сультировании и при работе с подростками, направленной на
формирование образа семейных отношений;


 

страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упы
рей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре
различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем
дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и
проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от
напряжения и приобретают новые способы реагирования;

волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для
тех, кому за 6—7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессозна
тельное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости
и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование.

ПримЕры психологической рдботы

С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

«Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. Попробуем размышлять вместе с нашими воспитанниками и клиентами:

О чем эта сказка?

— о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с
ним неподготовленные люди;

— о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по
нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

— о случайностях, которые обычно случаются закономерно
(«мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

— любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу
вам другое яичко, не золотое, а простое»);

— о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о
многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.


Чему нас сказка учит?

— конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до
появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яич
ко не будет разбитым;

— гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если
бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не
стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ приме
нения. Кстати, какой?

— не дарить ближнему того, что он не готов получить (во
прос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие
желаем получить сами); и многому другому.

Все это может стать темой для обсуждения.

3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда
яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло,
когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача — подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

«Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка — ведь в конце главный ее герой погибает. Однако, подождем с преждевременной интерпретацией.

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть. Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и случилось. Он выполнил свое предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно было бы говорить о потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения, успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску. Колобок «почивал на лаврах», поэтому и потерял бдительность.


Еще одна тема для обсуждения (в особенности с подростками) — это стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не смог во время остановиться. Для кого эта тема обсуждения станет актуальной?

Так чему же нас учит сказка «Колобок»? Принятию своего предназначения; умению во время остановится в процессе испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета; творческому подходу к решению проблем?..

«По щучьему велению»

Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикована Михаилом Задорновым. Действительно, кто же такой Емеля, как не «халявщик»?! Он настолько ленив, что сам ничего не делает.

Всем известен афоризм: «Лень — двигатель прогресса». Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об автомобиле?

Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается сделанным». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается — да, если производить действие мысленное.

Емеля — мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли и идеи, желаемое становится реальным.

Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот, остаться одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от лентяя...

Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится активным в его удержании.

Так чему же нас может научит сказка про Емелю, дорогой читатель?


Работа с волшебной сказкой:

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

(Русская народная сказка)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго — Василием, а младшего — Иваном. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепому — будет видеть.

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр да и говорит им:

— Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался
из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царст
во, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о две
надцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит царевич Федор и говорит:

— Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в дорож
ку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и воды
кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает коня не-езженного, уздаетузду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою не ради красы, а ради крепости... Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону отправился.

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал до вечеру — красна солнышка до закату. И доезжал он до распутья трех дорог. Лежит на распутьи плита каменная, а ней надпись написана:

«Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево едешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женатому быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал, и доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает красная девица и говорит ему:

— Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба
откушать и спать-почивать.

— Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне недосуг
время коротать. Мне надо вперед двигаться.


— Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что
тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила. Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую.

Долго ли, коротко ли — царь опять собирает пир, князей и бояр и говорит им:

— Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников мне моло
дильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я
бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит второй сын, Василий-царевич:

— Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я
поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня не-езженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную; кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели, в какую сторону укатился... Вот он доезжает до распутья, где лежит плита-камень, и видит:

«Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево едешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женатому быть».

Думал, думал Василий-царевич и поехал прямо дорогою, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Вышла к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба, да лечь опочивать.

— Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что
тебе любо-дорого...

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила, напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула кровать, и он полетел в подполье.

А там спрашивают:

— Кто летит?

— Василий-царевич. А кто сидит?

— Федор-царевич.

— Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли — в третий раз царь собирает на совет князей и бояр:


— Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яб
лок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы седоку,
полцарства отписал.

Выходит Иван-царевич и говорит:

— Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы, да
резвых ног, ехать в тридесятое царство — поискать тебе моло
дильных яблок и живой воды, да поискать еще моих братьецев.

Дал ему царь благословеньице. Пошел Иван-царевич в конюший двор — выбрать себе коня по разуму. На которого коня ни взглянет — тот дрожит, на которого руку положит — тот с ног валится.

Не мог выбрать Иван-царевич коня по разуму. Идет, повесил буйну голову. Навстречу ему бабушка-задворенка:

— Здравствуй, дитятко, Иван-царевич! Что ходишь кручинен-
печален?

— Как же мне, бабушка, не печалиться? Не могу найти коня
по разуму.

— Давно бы ты меня спросил. Добрый конь стоит закован
ный в погребу, на цепи железной. Сможешь его взять — будет
тебе конь по разуму.

Приходит Иван-царевич к погребу, пнул плиту железную, свернулась плита с погреба. Вскочил ко добру коню, стал ему конь своими передними ногами на плечи. Стоит Иван-царевич — не шелохнется. Сорвал конь железную цепь, выскочил из погреба и Ивана-царевича вытащил. И тут Иван-царевич его обуздал уздою неузданной, оседлал седельцем неезженным, наложил двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, ради славушки молодецкой.

Отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился... Доехал он до распутья и поразмыслил:

«Направо ехать — коня потерять, — куда мне без коня-то? Прямо ехать — женату быть, — не затем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать — коня спасти, — эта дорога самая лучшая для меня».

И поворотил он по той дороге, где коня спасти — себя потерять».

На этом месте мы можем сделать первую остановку и начать обсуждение. Завязка сказки пройдена. Мы познакомились с глав-


ным героем, его семьей, причиной отъезда из родного дома, узнали какую он дорогу выбрал. Итак, что же нам рассказала сказка?

• Мы узнали, что наш герой имеет двух старших братьев и
престарелого отца, который желает продлить свою жизнь и
молодость. Как вы думаете, а в реальной жизни старый чело
век может продлить молодость? Если может, то как?

• Что такое молодильные яблоки? А в реальной жизни, что
можно назвать «молодильными яблоками»?

• Почему никто не хотел ехать за яблоками?

• Почему старшие братья выбрали дорогу, где «женатому быть»,
а наш герой дорогу «где коня спасти — себя потерять»?

Вопросы не предполагают правильных ответов. Задача ведущего обсуждения — услышать версии и дополнительно озвучить их, показать, что каждая версия имеет право на существование.

Молодильные яблоки, например, повод поговорить о том, что продливает человеческую жизнь: доброе отношение, ласковые слова, хорошее настроение. А можем ли мы продлить жизнь своим родителям, создать у них хорошее настроение, подарить им тепло своих рук?..

«Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату — и наезжает на избушку. Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне пере
дом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.

Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит Баба-Яга, старых лет. Шелковую кудель мечет, а нитки через грядки бросает.

— Фу-фу, — говорит, — русского духу слыхом не слыхано,
видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.

А Иван-царевич ей:

— Ах ты, Баба-Яга, костяная нога, не поймавши птицу тере
бишь, не узнавши молодца — хулишь... Ты бы сейчас взяла да
меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила
и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью,
стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать — кто и откуда.

Вот Баба-Яга это дело все справила — Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила. Села к изголовью и спрашивать:


— Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да от какой
ты земли? Какого отца, матери сын?

— Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государст
ва, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель триде
вять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильны-
ми яблоками.

— Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и
молодильные яблоки — у сильной богатырки, девицы Синеглаз
ки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты от
нее добро...

— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам,
направь меня на ум-разум.

— Много молодцов проезживало, да не много вежливых речей
говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет резвее,
довезет он тебя до моей середней сестры; она тебя научит.

Иван-царевич поутру встает ранешенько, умывается белень-ко. Благодарит Бабу-Ягу за ночлег и поехал на ее коне. Вдруг он и говорит коню:

— Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:

— В кою пору ты говорил, я уже двести верст проскакал.

Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне пере
дом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.

Избушка повернулась к лесу задом, к нему передом. Вдруг слышно — конь заржал, и конь под Иваном-царевичем откликнулся. Кони-то были одностадные.

Услышала это Баба-Яга — еще старее той — и говорит:

— Приехала ко мне, видно, сестрица в гости.
И выходит на крыльцо:

— Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не вида
но, а нынче русский дух сам пришел.

А Иван-царевич ей:

— Ах ты, Баба-Яга, костяная нога, встречай гостя по платью,
провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра мо
лодца, дорожного человека, накормила, напоила и спать уло
жила...

Баба-Яга это дело все справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постелю уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.


 

— Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государст
ва, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодиль-
ными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке...

— Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро. Мудро
тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!

— А ты, бабушка, дай свою голову моим могучим плечам,
направь меня на ум-разум.

— Много молодцов проезживало, да не много вежливо гова
ривало. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей
сестре. Она лучше меня научит, что делать.

Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранешенько, умывается белешенько. Благодарит Бабу-Ягу за ночлег и поехал на ее коне. А этот конь еще бойчей того.

Вдруг Иван-царевич говорит:

— Стой, перчатку обронил!
А конь отвечает:

— В кою пору ты говорил, я уж триста верст проскакал.

Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера — красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом!
Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.

Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь.откликнулся. Выходит на крыльцо Баба-Яга, старых лет, еще старее. Поглядела — конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный...

Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят.

Баба-Яга все дело справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он, да откуда и куда путь держит.

— Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, цар
ский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры; она по
слала к середней, а середняя сестра к тебе послала. Дай свою
голову моим могучим плечам, направь меня на ум-разум, как
добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок.

— Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Сине
глазка, моя племянница, — сильная и могучая богатырка. Во
круг царства — стена в три сажени вышины, сажень толщины,
у ворот стража — тридцать богатырей. Тебя и в ворота не про
пустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем доб
ром коне. Доедешь до стены — и бей коня по бокам плетью.


Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка пойдет спать, а ты в терем к ней не заходи, а садись на коня. Бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.

Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на ее доброго коня и поехал в ночное время. Этот конь поскакивает, болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит — тридцать могучих богатырей. Прижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестанной. Конь осерчал и перепрыгнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад. Видит, — стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, больше не стал брать, да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самому увидать сильную, могучую богатырку, девицу Синеглазку.

Входит Иван-царевич в терем, а там спят — по одну сторону шесть девиц-богатырок — и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.

Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал ее и вышел... Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:

— Не послушался ты, Иван-царевич, вошел в терем к деви
це Синеглазке! Теперь мне стены не перескочить.

Иван-царевич бьет коня плетью нехлестанной.

— Ах ты, конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не
ночевать, а голову потерять!

Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой — на стене струны запели, и колокола зазвонили».

• Итак, наш герой знакомится с Бабой-Ягой и ее сестрами, и
они оказывают ему помощь. Почему? Ответы на данный во
прос позволят поднять тему культуры поведения и общения.

• Почему Иван-царевич нарушил запрет и пошел к Синеглаз
ке? Что было бы, если бы он поступил иначе? А как бы ты
поступил на его месте? Отвечая на эти вопросы, можно про
работать тему нарушения запретов, причин нарушения, про
анализировать последствия нарушения.


«Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу:

— Вставайте, у нас покража большая!

Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью паленицами в погоню за Иваном-царевичем.

Гонит Иван-царевич во всю прыть лошадиную, а девица Синеглазка гонит за ним. Доезжает он до старшей Бабы-Яги, а у нее уже конь выведенный, готовый. Он — со своего коня да на этого и опять вперед погнал... Иван-то царевич за дверь, а девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у Бабы-Яги:

— Бабушка, здесь зверь не прорыскивал ли?

— Нет, дитятко.

— Бабушка, здесь молодец не проезживал ли?

— Нет, дитятко. А ты с пути-дороги поешь молочка.

— Поела бы я, бабушка, да долго корову доить.

— Что ты, дитятко, живо справлюсь...

Пошла Баба-Яга доить корову — доит, не торопится. Поела девица Синеглазка молочка и опять погнала за Иваном-царевичем.

Доезжает Иван-царевич до середней Бабы-Яги, коня сменил и опять погнал. Он — за дверь, а девица Синеглазка — в дверь:

— Бабушка, не прорыскивал ли зверь, не проезжал ли доб
рый молодец?

— Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги поела блинчик.

— Да ты долго печь будешь.

— Что ты, дитятко, живо справлюсь.

Напекла Баба-Яга блинков — печет, не торопится. Девица Синеглазка поела и опять погнала за Иваном-царевичем.

Он доезжает до младшей Бабы-Яги, слез с коня, сел на своего коня богатырского и опять погнал. Он — за дверь, девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у Бабы-Яги, не проезжал ли добрый молодец.

— Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги в баньке попарилась.

— Да ты долго топить будешь.

— Что ты, дитятко, живо справлю...

Истопила Баба-Яга баньку, все изготовила. Девица Синеглазка попарилась, обкатилась и опять погнала в погоню. Конь ее с горки на горку поскакивает, реки, озера хвостом заметает. Стал Ивана-царевича настигать.

Он видит за собой погоню: двенадцать богатырок с тринадцатой — девицей Синеглазкой — хотят на него наехать, с плеч голову снять. Стал он коня приостанавливать, девица Синеглазка заскакивает и кричит ему:


— Что ж ты, вор, без спросу из моего колодца пил, да коло
дец не прикрыл!

А он ей:

— Что ж, давай разъедемся силу пробовать.

Тут Иван-царевич и девица Синеглазка брали палицы боевые, копья долгомерные, пики острые. И съезжались три раза, палицы поломали, копья-сабли исщепили — не могли друг друга с коня сбить. Затем спешились они и схватились в охапочку.

Боролись с утра до вечера. У Ивана-царевича резва ножка подвернулась, упал он на сыру землю. Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный — пороть ему белу грудь. Иван-царевич и говорит ей:

— Не губи ты меня, девица Синеглазка, лучше возьми за
белые руки, подними со сырой земли, поцелуй в уста сахарные.

Тут девица Синеглазка подняла Ивана-царевича со сырой земли и поцеловала в уста сахарные. И раскинули они шатер в чистом поле, на широком раздолье, на зеленых лугах. Тут они гуляли три дня и три ночи. Здесь они и обручились и перстнями обменялись.

Девица Синеглазка ему говорит:

— Я поеду домой, и ты поезжай домой, да смотри никуда не
сворачивай... Через три года жди меня в своем царстве.

Сели они на коней и разъехались... Долго ли, коротко ли, не скоро дело делается, скоро сказка сказывается, — доезжает Иван-царевич до распутья трех дорог, где плита-камень, и думает:

«Вот хорошо! Домой еду, а братья мои пропадают без вести».

И не послушался он девицы Синеглазки, своротил на ту дорогу, где женатому быть... И наезжает на терем под золотой крышей. Тут под Иваном-царевичем конь заржал, и братьевы кони откликнулись. Кони-то были одностадные.

Иван-царевич взошел на крыльцо, стукнул кольцом — маковки на тереме зашатались, оконницы покривились.

Выбегает прекрасная девица:

— Ах, Иван-царевич, давно я тебя поджидаю! Иди со мной
хлеба-соли откушать и спать-почивать.

Повела его в терем и стала потчевать. Иван-царевич не столько ест, сколько под стол кидает, не столько пьет, сколько под стол льет. Повела его прекрасная девица в спальню:

— Ложись, Иван-царевич, спать-почивать.

А Иван-царевич столкнул ее на кровать, живо кровать повернул, девица и полетела в подполье, в яму глубокую. Иван-царевич наклонился над ямой и кричит:


 

— Кто там живой?
А из ямы отвечают:

— Федор-царевич да Василий-царевич.

Он их из ямы вынул, — они лицом черны, землей уж порастать стали. Иван-царевич умыл братьев живой водой — стали опять прежними».

• Почему Синеглазка пустилась в погоню, ведь Иван-царевич
взял совсем немного из ее сада?

• Почему Баба-Яга и ее сестры помогали Иван-царевичу, а не
своей племяннице?

• Как получилось так, что Иван-царевич не смог победить Си
неглазку?

• Почему Иван-царевич и Синеглазка разъехались и не стали
жить дальше вместе?

• Зачем Иван-царевич свернул на ту дорогу, «где женатому быть»,
ведь он уже женат на Синеглазке?

• Каким образом Иван-царевич догадался о подвохе?

• Как вы думаете, что почувствовали старшие братья Ивана-
царевича, когда увидели, кто их освободил?

Данные вопросы выводят на различные темы для обсуждения. Одной из тем могут стать взаимоотношения между супругами, и другими членами семьи; тема взаимопомощи и поддержки и другие.

«Сели они на коней и поехали... Долго ли, коротко ли, доехали они до распутья. Иван-царевич и говорит братьям:

— Покараульте моего коня, а я лягу отдохну.

Лег он на шелковую траву и богатырским сном заснул. А Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:

— Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок,
будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти...

Василий-царевич отвечает:

— Давай Ивана-царевича в пропасть спустим, а эти возь
мем и отцу в руки отдадим.

Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи.

Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит кругом только небо и вода, и под старым дубом у моря птенцы пищат, — бьет их погода. Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл, а сам укрылся под дуб.


Унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, на дуб села и спрашивает птенцов:

— Детушки мои милые, не убила ли вас погодушка ненаст
ная?

— Не кричи, мать, нас сберег русский человек, своим каф
таном укрыл.

Птица Нагай спрашивает Ивана-царевича:

— Для чего ты сюда попал, милый человек?

— Меня родные братья в пропасть бросили за молодильные
яблоки да за живую воду.

— Ты моих детей сберег, спрашивай у меня, чего хочешь:
злата ли, серебра ли, камня ли драгоценного.

— Ничего, Нагай-птица, мне не надо: ни злата, ни серебра, ни
камня драгоценного. А нельзя ли мне попасть в родную сторону?

Нагай-птица ему отвечает:

— Достань мне два чана — пудов по двенадцати мяса.
Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей. Два

чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу кормить, она поднялась и летит в вышину. Она летит, а он ей подает да подает... Долго ли, коротко ли так летели, скормил Иван-царевич оба чана. А птица Нагай все оборачивается. Он взял нож, отрезал у себя кусок с ноги и птице подал. Она летит, летит и опять оборачивается. Он с другой ноги срезал мясо и подал. Вот уже недалеко лететь осталось.

Нагай-птица опять оборачивается. Он с груди у себя мясо срезал и ей подал.

Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны.

— Хорошо ты кормил меня всю дорогу, но слаще последне
го кусочка отродясь не едала.

Иван-царевич ей и показывает раны. Нагай рыгнула, три части вырыгнула:

— Приставь на место.

Иван-царевич приставил — мясо и приросло к костям.

— Теперь слезай с меня, Иван-царевич, я домой полечу.
Поднялась Нагай-птица в вышину, а Иван-царевич пошел

путем-дорогой на родную сторону».

• Почему старшие братья так поступили с Иваном-царевичем?
Как вы думаете, можно ли было поступить иначе?

• Как вы думаете, мог бы Иван-царевич узнать мысли своих
братьев?


 

• Что было бы, если бы Иван-царевич не уснул?

• Как можно лететь в пропасть «три дня и три ночи», и при
этом остаться живым?

• Как ты думаешь, куда попал Иван-царевич? Что это за про
пасть?

• Почему Нагай-птицу нужно было кормить мясом, ведь птицы
мясо не едят?

• Ты бы на месте Ивана-царевича, если бы тебя также обидели
братья, пошел бы домой?

«Пришел он в столицу и узнает, что Федор-царевич и Василий-царевич привезли отцу живой воды и молодильных яблок. Царь исцелился: по-прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок.

Не пошел Иван-царевич к отцу, к матери, а собрал он кабацкой голи и давай гулять по кабакам.

В ту пору за тридевять земель, в тридесятом царстве бога-тырка Синеглазка родила двух сыновей. Они растут не по дням, а по часам. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — прошло три года. Синеглазка взяла сыновей, собрала войско и пошла искать Ивана-царевича.

Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зеленых лугах раскинула шатер белополотняный, до шатра дорогу устелила сукнами цветными. И посылает в столицу царю сказать:

— Царь, отдай царевича. Не отдашь — все царство потопчу,
пожгу, тебя в полон возьму.

Царь испугался и посылает старшего — Федора-царевича. Идет Федор-царевич по цветным сукнам, подходит к шатру полотняному. Выбегают два мальчика:

— Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет?

— Нет, детушки, это ваш дяденька.

— А что прикажешь с ним делать?

— А вы, детушки, угостите его хорошенько.

Тут эти двое пареньков взяли трости и давай хлестать Федора-царевича пониже спины. Били, били, он едва ноги унес. А Синеглазка опять посылает к царю:

— Отдай царевича...


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.151 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь