КАК СКАЗКА ВРАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ
Татьяна Большакова
Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось.
И вот однажды встретила Сказка Человека.
— Ты любишь людей? — спросил он.
— Да, — ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.
— Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям,
избавлять их от болезней.
— А подружек можно с собой взять?
— Можно, — разрешил Человек. И тогда она согласилась:
ведь с друзьями нигде не страшно.
Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень понятном, и стали разные ученые слова произносить.
Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать.
Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом — стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.
И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.
Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились, но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо! » И то, что извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее вовсе.
Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.
Лечить то, что всего нужнее — Душу человеческую!
А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого есть своя, особенная...
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
Принцип
| Основной акцент
| Комментарий
|
Осознанность
| Осознание причинно-
| Наша задача показать воспитан-
|
| следственных связей в развитии
| никам и клиентам, что одно со-
|
| сюжета;
| бытие плавно вытекает из другого.
|
| понимание роли каждого пер-
| лаже несмотря на то, что на
|
| сонажа в развивающихся собы-
| первый взгляд это незаметно.
|
| тиях.
| Важно понять место, закономер-
|
| Общие вопросы: что проис-
| ность появления и назначение
|
| ходит? почему это происходит?
| каждого персонажа сказки.
|
| кто хотел, чтобы это
|
|
| произошло? зачем это было ему
|
|
| нужно?
|
|
Множественность
| Понимание того, что одно и то ас событие, ситуация MOiyr иметь несколько значений и смыслов.
| Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, эго гак, с другой сюроны, иначе.
|
Связь с реальностью
| Осознание тою, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
| Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции тою, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
|
Схема размышления над сказками и их обсуждение
Акцент
| Направление
| Вопросы
| Комментарий
|
| размышления
|
|
|
Основная тема
| Важно понять основ-
| О чем эта сказка? Чему
| Через основную тему
|
| ные идеи сказки, то
| она нас учит? В каких
| нам передаются
|
| есть, что с помощью
| ситуациях нашей жизни
| общие нравственные
|
| ее нам хотели пере-
| нам пригодится то, что"
| ценности, стили пове-
|
| дать наши предки,
| мы узнали из сказки? Как
| дения ивзаимодей-
|
| какой опыт, о чем
| конкретно мы это знание
| ствия с окружающи-
|
| предупредить, чем
| будем исполь-зовать в
| ми, общие ответы на
|
| подбодрить и пр.
| своей жизни?
| общие вопросы.
|
Линия героев
| Важно понять види-
| Почему герой совершает
| Можно размышлять
|
сказки. Мотивы
| мую и скрытую
| тог или иной поступок?
| и проводить обсуж-
|
поступков
| мотивацию героев
| Зачем ему это нужно?
| дение отдельно для
|
| сказки.
| Чего он хотел на самом
| каждого героя, или
|
|
| деле? Зачем один герой
| во взаимосвязи
|
|
| был нужен другому?
| героев друг с другом.
|
Линия героев
| Важно «составить
| Как герой решает проб-
| Имея набор способов
|
сказки.
| список» способов
| лему? Какой способ ре-
| решения проблем:
|
Способы
| преодоления труд-
| шения и поведения он
| прямое нападение на
|
преодоления
| ностей героями
| выбирает? Активный и
| врага, хитрость, ис-
|
трудностей
| сказки.
| пассивный? Все решает и
| пользование волшеб-
|
|
| преодолевает сам, или ста-
| ных предметов, грун-
|
|
| рается передать ответст-
| повое решение проб-
|
|
| венность другому? В ка-
| лем и др., важно оце-
|
|
| ких ситуациях нашей жиз-
| нить в каких ситуа-
|
|
| ни эффективен каждый
| циях реальной жиз-
|
|
| способ решения проблем.
| ни мы можем исполь-
|
|
| нреодо-ления трудностей?
| зовать тот или иной
|
|
|
| способ разрешения
|
|
|
| трудн остей.
|
Линия геро-
| Важно понять
| Что приносят поступки
| Важно при обсужде-
|
ев сказки.
| общую направлен-
| героя окружающим, ра-
| нии развивать гибким
|
Отношение
| ность героя: он сози-
| дость, горе, прозрение?
| подход к созидатель-
|
к окружаю-
| датель или разруши-
| В каких ситуациях он
| ным и разрушитечь-
|
щему миру и
| тель по отношению
| созидатель, в каких раз-
| ным тенденциям.
|
самому себе
| к окружающему ми-
| рушитель? Как в реаль-
| Проявление базовой
|
| ру, другим героям.
| ной жизни человека
| тенденции во многом
|
|
| распределяются эти
| зависит от конкрет-
|
|
| тенденции? Как в жиз-
| ной ситуации в
|
|
| ни каждого из нас рас-
| жизни.
|
|
| пределяются эти тен-
|
|
|
| денции?
|
|
Актуализи-
| Важно осознать,
| Какие чувства вызывает
| Размышляя над сказ-
|
рованные
| какую эмоциональ-
| эта сказка? Какие эпи-
| кой с позиции чувств,
|
чувства
| ную реакцию
| зоды вызывали
| которые она вызывает,
|
| вызывает у героя
| радостные чувства?
| можно делать акцент
|
| определенная
| Какие груст-ные? Какие
| на источники чувств
|
| ситуация и почему?
| ситуации вызвали
| внутри нас.
|
|
| страх? Какие ситуации
|
|
|
| вызывали раздражение?
|
|
|
| Почему герои реагирует
|
|
|
| именно так?
|
|
Образы и
| Важно осознать,
| Кто такой Иван-царе-
| Можно привлекать не
|
символы в
| какие тенденции.
| вич? Кто такои Коло-
| только собственные
|
сказках
| уроки, способы
| бок9 Кго такая Курочка
| рассуждения на тему
|
| поведения несет в
| Ряба?
| «Что есть этот образ»,
|
| себе каждый герой
|
| но и словари образов,
|
| сказки.
|
| особенно юнгианские.
|
Способ
| Характеристика
| Использование в психолою-недаю1ическои практике
|
Прямая афессия
| Герои jiociaei меч и рубт дракону i олову
| Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и метальную силу нрошвнику
|
Xmpocib
| Герои иртпворяе1ся слабым, неумелым, непонимающим: Ког в caimiax твори г людоеду, что нико! да не поверш. чю гог мо-же! превратиться в мышку; Иванушка уверяе! Бабу-Я|7, что не умеег садияься на лошпу и пр.
| Посмофе1ь на сшуацию с друюй стороны, обернув ее в шутку.
|
Использование волшебных мредмеюв и помощников
| Меч-кладенец, иерсгень удесягиряющии силу и пр.
| Передача клиенту обере! ающих ею мредмеюв: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности.
|
Групповое решение проблем
| Герои распределяют обязанности между собой, каждый берег на себя ю, ч го ему удается делать лучше всех.
| Адеквашое распределение ролей и обязанностей в коллективе.
|
Передача ответственности другому
| Иван-царевич передает право реишь серому Волку.
| В си> уациях, коюрые невозможно решить самосюягельно, важно подумав, кю бы moг помочь.
|
СтруКТурА КОррЕКЦИОННО-рАЗВИВАЮЩЕГО СКАЗКОТЕрАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Популярное: