Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Будьте собой, но в лучшем виде



 

Не важно, насколько нелеп, глуп и смешон я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя.

Э. Шостром

 

Психотерапевт из Австралии Фалу Эйр определяет это так: «Станьте режиссером своей жизни, вместо того, чтобы быть актером».[39]

Так она назвала и свою книгу, из которой мне хочется привести один небольшой фрагмент:

 

«Не ситуация, а то, как вы на нее отвечаете, определяет качество вашей жизни. Пока мы убеждены, что наша жизнь предопределена окружением или удачей, мы остаемся бессильными. Ключ к ощущению личной силы – знать, что если вы и не можете контролировать ситуацию, то в ваших руках абсолютный контроль над своей реакцией на нее. А то, как мы реагируем на ситуацию, определяет, войдем ли мы в восходящую спираль позитивных мыслей и энергии или в нисходящую спираль негативных мыслей»[40](помните про отношение и магнит? ).

 

Давайте воспользуемся призывом Фалу Эйр и поставим фильм – каждый про свою будущую жизнь. Вот как предлагает это сделать московский психолог Н. Н. Толстых:

«Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами – и сценарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем будет этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события».[41]

А дальше – внимание! Очень важный момент – надо нарисовать на бумаге свой портрет – портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а такой, каким бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Вы можете воспользоваться приемом, который рекомендует психолог Н. Н. Толстых, особенно если вы любите рисовать (не важно, умеете или нет) и передаете в рисунке не столько внешность, сколько чувства, отношения, а можете сделать это мысленно, в воображении.

 

Приготовь место для занятий так, как мы делали это в упражнениях на расслабление, «театр». Включи тихую музыку, под которую тебе приятно думать и мечтать. Расслабься и посиди несколько минут спокойно, ни о чем не думая. А теперь начни рисовать свой портрет в полный рост.[42]

 

Рисуешь ли ты мысленно или на бумаге – это безразлично, важно, чтобы рисунок изображал тебя таким, каким ты хочешь себя видеть. Рисуй не только свой внешний, но и, главное, внутренний облик. Ты создаешь себя. Что из того, что есть в тебе сейчас, ты обязательно нарисуешь? Что не нарисуешь ни за что на свете? Что ты добавишь к своему облику такого, чего сейчас нет? Я надеюсь, ты уделишь достаточно внимания своей внешности, своему телу, своему физическому здоровью? Какие умения, способности, идеи, какая внешность тебе понадобятся? Для чего тебе это? Какие задачки из учебника жизни ты собираешься решать? Подумай об этом.

 

Порисуй еще немного и закончи автопортрет. Отдохни немного и посмотри на него (или представь его мысленно). Скажите себе: «Это я. Такой, каким только я могу себя сделать. Нравлюсь ли я себе? » Если нет или не совсем, все еще можно исправить. Внеси необходимые изменения, убери ненужное, добавь детали. Сделай все, чтобы портрет тебе понравился. Не торопись. Можешь уделить этому не одно, а два и даже три занятия (но, пожалуйста, не больше). Теперь ты нравишься себе? Тогда опиши автопортрет словами. Особенно подробно расскажи (и запиши), какие изменения были внесены.

 

Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм.

Пусть этот сценарий начинается с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня. Придумывай, что хочешь. Но при этом соблюдай одно очень важное условие – это должен быть фильм про человека, который умеет ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Про человека, который не боится трудностей и умеет справляться с ними.

Конечно, я не предлагаю вам поставить фильм в духе совершенно вам не знакомой «эпохи бесконфликтности», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с еще лучшим. Представляешь, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно.

Поэтому пусть в твоем сценарии будут и неудачи, и провалы, и любые катаклизмы, но это должен быть сценарий про человека действующего, человека, который готов учиться не только на чужих, но и на своих ошибках. Значит, надо придумать наиболее увлекательные, действенные пути преодоления жизненных трудностей. Если ты выберешь для сценария путь избегания трудностей, то интересного фильма не получится.

Сочиняя сценарий, имей в виду следующее. Многие психологи в результате исследований, психотерапевтической, тренинговой работы приходят к выводу, что для изменения отношения к себе и даже самого себя большое значение имеет так называемое позитивное мышление, о чем мы много говорили в начале нашей работы. С этим связана, кстати, такая распространенная рекомендация, полезность которой можете проверить: каждое утро начинайте с того, что, смотрясь в зеркало, говорите: «Я люблю себя. Я достоин этой любви. Я одобряю себя. И благодаря этому я могу развиваться, изменяться, идти дальше».

А может быть, лучше воспользоваться позицией великого Леонардо да Винчи, который считал одним из самых главных принципов мышления внимание к своему жизненному опыту и готовность учиться на собственных ошибках. Исследователь его творчества М. Гелб пишет по этому поводу:

 

«Несмотря на ошибки, катастрофы, неудачи и разочарования, Леонардо никогда не прекращал учиться, исследовать и экспериментировать… Он подкреплял свою волю к работе с помощью позитивных утверждений, записывая их в книжку. Вот некоторые образцы такого рода:

 

Я ни на миг не перестаю пахать свою борозду.

Никакие препятствия не в силах меня сломить.

Твердостью можно одолеть любые преграды.

Я буду продолжать свой труд во что бы то ни стало.

Я никогда не устану приносить пользу».[43]

 

 

Но вернемся к нашему фильму. Достаточно внимания проявлено к другим персонажам? Обстановке? Тому, что происходит вокруг? Надеюсь, твой герой живет в нормальном, обычном, а не идеализированном мире и не в мире триллера.

Запиши этот сценарий и вспоминай о нем почаще. Вспоминай о том, что у тебя всегда есть возможность творить, создавать свою жизнь и самого себя. Выдающийся русский актер и теоретик театрального искусства Михаил Чехов написал удивительные строки по этому поводу: «…одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это – ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах своей личности… По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле человека и направление его зависит исключительно от так называемого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя».[44]

Оставьте прошлое прошлому

Мы уделили много внимания будущему. Но вернемся теперь к другим измерениям нашей жизни. Обратимся к прошлому, ведь как раз там располагаются все наши неудачи. Но скажи мне, пожалуйста, разве перемалывание прошлого – повод, чтобы портить себе да и всем окружающим жизнь сегодня? Вернись к результатам упражнения «Кто Я? » – посмотри, не живешь ли ты в основном в прошлом?

Автор следующего упражнения – сам Л. Н. Толстой, точнее, один из его любимых героев, тот, кому он в качестве фамилии дал свое имя, – Левин из «Анны Карениной». Открываем часть вторую книги и читаем о том, каковы были мысли Левина после того, как Кити Щербацкая отказалась выйти за него замуж:

 

«Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что ж? – теперь, когда прошли года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчать меня. То же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен»».[45]И немного ниже: «…воспоминание об отказе и роли, которую он играл при этом, мучило его стыдом. Сколько он не говорил себе, что он тут ни в чем не виноват, воспоминание это, наравне с другими такого же рода стыдными воспоминаниями, заставляло его вздрагивать и краснеть. Были в его прошедшем, как у всякого человека, сознанные им дурные поступки, за которые совесть должна была бы мучить его, но воспоминание о дурных поступках далеко не так мучило его, как эти ничтожные, но стыдные воспоминания. Эти раны никогда не затягивались».[46]

 

Л. Н. Толстой, как и положено великому классику, указывает здесь не только на удивительную особенность мучающих нас воспоминаний – это очень часто не воспоминания о плохих поступках, а память о тех моментах, когда мы выглядели жалкими, смешными, «потеряли лицо», но и показывает способ обращения с этими воспоминаниями, способ, который в дальнейшем не без труда был открыт психотерапевтами.

«Но как же этот способ действует, – спросите вы, – если Л. Н. Толстой сам говорит, что эти раны не заживают? » Да, они продолжают саднить, но приобретают необходимую перспективу. Мы смотрим на них, как в перевернутый бинокль. Но – мы об этом уже говорили – стоит случиться чему–то похожему, и старая пластинка тут как тут, она готова к работе. Наша задача – не допустить, чтобы новое событие слилось, «склеилось» со старым.

А теперь – вновь посмотрим в «бумажное зеркало».

 

Нарисуй две линии: горизонтальную и вертикальную – и подпиши их[47](рис. 4).

 

Рис. 4. Горизонтальная и вертикальная линии

 

Раздели вертикальную линию на 10 частей. Подпиши их – от 0 до 10. На горизонтальной укажи свой возраст по годам (а если хочешь, то и по месяцам). А можешь просто написать – прошлое, настоящее, будущее, – как хочешь. Теперь изобрази в виде столбцов важные события твоей жизни. Помести их в тот отрезок твоей жизни, где они, по твоему мнению, должны находиться. Используй цвет для того, чтобы передать, каким было это событие. Если оно было радостным, приятным, закрась столбик желтым цветом, если неприятным, досадным – черным. Если ты не помнишь, каким для тебя было это событие или не можешь этого определить, примени синий цвет. Чем важнее событие, тем выше должен быть столбик.

 

Посмотри, к какому времени твоей жизни относятся приятные события? А неприятности? Неопределенные? Все неприятности в прошлом? Ты ждешь от будущего одних неприятностей? Подумай, может ли так быть? Бывает ли так в жизни? Проанализируй свои результаты и сделай вывод. Запиши его.

Теперь посмотри, какой цвет преобладает на рисунке и на каждом отрезке жизни.

Черный? Ты считаешь, что вся твоя жизнь – и прошлая, и настоящая, и будущая – сплошная цепь неприятностей? Предлагаю тебе задуматься над словами Оскара Уайльда: «Пессимист, оказавшись перед выбором из двух зол, выбирает оба» – и еще над словами, к сожалению, неизвестного автора: «Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась – улыбнись ей».

Желтый? Хорошо, конечно, что ты так оптимистично воспринимаешь свою жизнь, а еще лучше, если это так на самом деле. Но никакая жизнь не состоит только из радостных событий. Подумай над известной поговоркой: «Жить легко – очень трудно».

Синий? Возможно, ты не задумываешься о том, что переживаешь, редко обращаешь внимание на свои чувства. А они требуют внимания. Жизнь человека, который не обращает внимания на чувства, очень похожа на ту, о которой писал польский юмористический журнал «Пшекруй»: «То, что мы называем жизнью, – обычно всего лишь список дел на сегодня». Научись прислушиваться к себе, к своим эмоциям, переживаниям. Умение понимать свои чувства (а как правило, это связано и с умением понимать чувства другого человека) является важной частью эмоционального интеллекта, который можно и нужно развивать. Об этом написано много книг. Найди и прочти.[48]

Афоризм для тебя принадлежит великому кинорежиссеру Ингмару Бергману:

 

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить».

 

Если у тебя всех цветов примерно поровну – значит, ты реалистично смотришь на свою жизнь, знаешь, что в ней есть место и для радости, и для огорчений. Для тебя тоже есть два афоризма, над которыми стоит подумать: «Одно дело – следовать в жизни определенному плану, другое – выбранной роли» (К. Ижиковский), «Важно не то, откуда ты пришел, а куда ты идешь» (Б. Родс).

А теперь упражнение.

 

Выбери несколько воспоминаний, которые особенно для тебя неприятны. Подумай, о чем говорят эти воспоминания, и отбери из них те, которые, как у Константина Левина, связаны с ощущением, что вы выглядели жалким, ничтожным, «уронили себя». «Переверни бинокль» и посмотри на них издалека. Представь, что прошло 5–6 лет (а может быть, на самом деле уже прошло? ), ты вспоминаешь о том, что было, и думаешь о том, как это сегодня связано с твоей жизнью. Помни – это было давно и ты не можешь переживать это поражение слишком бурно. Твои эмоции – лишь тень того, что было когда–то. Это событие в прошлом. В настоящем лишь воспоминания. Если ты не будешь многократно перемалывать эти негативные мысли, то они никак не смогут влиять на твою жизнь ни сегодня, ни завтра. Это всего лишь воспоминания. Из них мы можем взять лишь какие–то нити для ткани, из которой мы можем сшить одежду для сегодняшнего дня. Но и только.

А впрочем… Давай снова «перевернем бинокль» и приблизим воспоминания к себе. Только, чур, не бояться и, как элегантно выражаются некоторые мои коллеги, «не эмоционировать»! Посмотри на них с интересом, как на свое достояние, на то, что составляет историю твоей жизни.

 

Известному отечественному психологу С. Л. Рубинштейну принадлежат такие слова: «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю». Но для истории важно все, нельзя забыть, умолчать о чем–то, иначе, по известному выражению Сервантеса, мы превратим историю в проститутку, которая будет отдаваться кому угодно. А применительно к личности – это отказ от себя, постоянная поддержка и защита своего ложного образа, созданного с помощью механизма вытеснения. И необходимость быть признательным и преданным любому, кто будет предоставлять лишь поддерживающую этот образ информацию. Так не велика ли цена за отказ от достаточно, как мы выяснили, безобидных воспоминаний прошлого? Безобидных, если они остаются в прошлом, и даже ценных, как часть нашей жизни, наша история.

 

Вновь «перевернем бинокль». Посмотрим на эти воспоминания еще только один раз. Дадим им возможность остаться в прошлом. Не будем записывать новые тексты на старые пластинки.

 

И перейдем к настоящему. Здесь у нас упражнения и один небольшой разговор. С него, пожалуй, и начнем.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь