Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единственная дочь бедных родителей



Жили-были бедные муж и жена. У них была единственная дочь. Они имели мельницу, которая их кормила. Дочь подросла, заневестилась уже. Подружилась она с одним парнем. Прожили они так некоторое время, а родители ее ничего об этом не знали. Они полюбили друг друга крепко, до глубины души, и молодой человек решил засватать ее. Поэтому стал он часто бывать в доме родителей невесты. Родители догадались, что молодой человек хочет сватать их дочь. После нескольких посещений жених открыто сказал отцу невесты:

— Вот такое-то желание я давно ношу в душе и теперь решил открыто сказать вам, что сватаю за себя вашу дочь.

Отцу невесты желание его было известно, но он не дал ему ответа сразу, а назначил срок на завтра, сказав:

— Завтра я дам тебе определенный ответ.

Срок этот он назначил ему намеренно, сказав своей жене так:

— Если у него есть ум, то он завтра придет, не приодевшись специально для этого случая. Если же у него нет ума, то он приоденется, и тогда я не выдам свою дочь за него. Ум его в таком случае меня не удовлетворит.

На второй день жених, необыкновенно разодевшись, явился в дом родителей невесты. Увидев жениха разодетым, мать и отец посовещались и решили ему отказать:

— Свою дочь мы не можем выдать за него, — сказали они себе.

Когда дочь их узнала, что родители не хотят выдать ее за этого жениха, она открыто им сказала:

— Хотите ли вы или не хотите, а я все-таки выйду за этого молодого человека, и будет лучше, если вы меня выдадите за него, как положено по обычаю.

Так она заявила родителям, а затем, подумав, решила обратиться к знахарке.

День прошел, а на второй день мать смотрит и видит, что дочь молча готовит пирожки. Она приготовила много пирожков, и мать спросила ее:

— Что с тобой, дочь? На что тебе столько пирожков?

— Я хочу идти на рыбалку, — ответила дочь, — и они мне могут понадобиться.

А знахарка жила на острове. Девушка заранее запаслась лодкой, чтобы попасть к знахарке. Она сказала матери, что идет па рыбалку, а сама направилась прямиком к лодке и села в нее, оттолкнула лодку от берега и держит путь к знахарке. Доплыла до дома знахарки, сошла с лодки и зашла к ней в дом. В доме знахарки стоял мрак, ничего нельзя было различить. Через некоторое время глаза привыкли к мраку, и девушка увидела на полке большую орлицу. Орлица слетела с полки, села девушке на плечо и спрашивает се:

— Здравствуй, красотка! Откуда ты, какие у тебя новости? Принесла ли ты мне чего-нибудь поесть?

— Я принесла вот этих пирожков, — отвечает девушка.

Та съела несколько пирожков, остальные отложила и говорит девушке:

— А теперь рассказывай про свои дела. Ты ведь пришла ко мне не попусту.

Девушка начала рассказывать про свои дела:

— У меня есть жених, мы любим друг друга. Он сватает меня, но отец не выдает меня за него. Скажи мне, близка или далека еще смерть моего отца?

Знахарка в облике орлицы отвечает ей:

— Сейчас я тебе ничего не могу сказать, я сама должна разузнать об этом определенно. Я смогу дать тебе ответ в следующий раз.

Она отослала девушку и велела ей прийти в следующую пятницу. Когда девушка собралась было возвращаться домой, знахарка вдогонку ей сказала:

— Удивительно вкусные у тебя пирожки, принеси-ка еще таких же!

Девушка села в лодку и в сумерки вернулась домой.

— Что ты так поздно вернулась? — спрашивает мать. — Где ты была до сих пор?

— Почему я поздно вернулась? — ответила она грубовато, прикинувшись сильно утомленной. — Потому, что ничего не попадалось в мои бредни. Я только зря промучилась и теперь вернулась домой.

В четверг, перед пятницей, назначенной ей знахаркой для посещения, девушка с вечера принялась готовить пирожки и приготовила их столько, сколько ей хотелось. Мать опять спрашивает ее:

— Что ты делаешь, дочь, зачем ты напекла столько пирожков? Собираешься ли ты опять куда-нибудь?

— Попытаюсь еще раз! — отвечает ей дочь. — Не вернусь на этот раз домой до тех пор, пока не наловлю чего-нибудь.

В пятницу утром она села в лодку и явилась к голодной знахарке, которая ее уже поджидала. Она радовалась, что девушка принесет ей пирожки и она сможет утолить свой голод.

Девушка вошла в дом знахарки и села на свое место. Знахарка не утерпела, слетела с полки, села ей на плечо и говорит ей на ухо:

— Принесла ли ты мне обещанных пирожков? Девушка ответила ей, что принесла.

— Я очень голодная, — говорит знахарка, — дай мне пока поесть пирожки.

Девушка передала ей все принесенные пирожки. Знахарка съела половину пирожков, вторую же половину завернула и отложила про запас.

— Ты мне принесла замечательно вкусные пирожки! — сказала она девушке.

А та ей говорит:

— Мне хочется узнать про свое дело что-либо определенное.

Знахарка на это ей отвечает:

— Я узнала определенно, что твоему отцу осталось жить только два года, больше он не проживет. Ровно через два года его ожидает смерть, и если хочешь, то подожди его кончины, а не то поступай, как хочешь.

Девушка задумалась и сказала:

— Если ты говоришь правду, что через два года мой отец умрет, то я подожду; если же это неправда, то скажи мне поточнее.

— Я говорю тебе твердо, — отвечает ей знахарка, — что он не проживет больше двух лет.

Девушка поверила знахарке, распрощалась с ней и отправилась к себе домой. Она вернулась домой поздно, уже стемнело, и мать спросила:

— Что ты, дочь, так поздно вернулась? Где ты была до сих пор?

Дочь отвечает, притворившись недовольной:

— Ни за что больше не пойду на рыбалку! Ничего мне не попало в руки!

На второй день после этого жених и невеста встретились. Жених спрашивает невесту, что ей посоветовала знахарка.

— Знахарка сказала мне, что отец мой проживет не более двух лет, — отвечала девушка.

Они оба долго думали и решили дожидаться смерти отца, а пока тайно сожительствовать. Как они решили, так и жили.

Матери и отцу было очень больно, что дочь не слушается их. Они не подозревали и не знали, что дочь их обращалась за советом к знахарке. Она держалась так, будто и думать уже не думает о своем женихе, забыла его, развлекала своих родителей и жила вместе с ними. Тем временем наступил день кончины отца. Он умер. После его смерти мать уже не возражала, чтобы дочь вышла за своего жениха. Сыграли свадьбу по обычаю, и жених отвел свою невесту к себе домой. В скором времени после этого умерла и мать, и тогда молодожены решили:

— Переселимся в дом родителей, приведем мельницу в порядок, она нам будет давать какой-то прибыток.

Собственные свои дома они продали и переехали жить в дом стариков, родителей жены. Привели в порядок и мельницу и стали там жить да поживать. Так они живут и поживают и сегодня.

Как мы ничего из всего этого не видим, так пусть и вас, слушателей, не посетят никакие напасти и болезни!

Бедняк и хан-богач

В стародавние времена некий человек призвал к себе своего сына и дал ему три наставления: никогда не бери в дом свой на воспитание сирот, а поддерживай их вне своей семьи; не давай денег в долг тому, кто богаче тебя; никогда не открывай своих сокровенных мыслей жене своей.

Дав эти наставления сыну, он попросил его, чтобы тот свято их исполнял, не нарушал их ни под каким видом, так как нарушение их поставит его не раз в тяжелое положение.

В скором времени отец умер, а сын захотел испытать в жизни истинность наставлений отца. Он взял в дом к себе на воспитание сирот. Затем одолжил денег хану, который был богаче его. Сирот он содержал хорошо, ни в чем их не обижал.

Прошел условленный срок, и стал он просить хана об уплате долга. Хан рассердился, велел своим слугам избить его и еще пригрозил ему:

— О каких деньгах ты говоришь? Если ты мне еще хоть раз напомнишь о долге, то твою голову постигнет большая беда!

Разозленный бедняк в отместку угнал табун коней хана и наложил на них свою тамгу. Но на этом он не успокоился. Считая, что хану мало этой отместки, он решил похитить у него еще и его сына. Так он и сделал: похитил у хана его единственного сына и отдал его в школу учиться.

Хан принялся разыскивать похищенных у него сына и коней. Поиски его были напрасны, и тогда он обратился за помощью и советом к знахарке:

— Я не нахожу сына и коней, похищенных у меня! — сказал он ей. — Такого дела никогда не бывало! Помоги мне!

Знахарка сказала ему:

— Не ищи их напрасно и не требуй их ни от кого, кроме того, у кого ты взял в долг деньги и не уплатил.

Хану надо было удостовериться в этом, и он попросил знахарку, чтобы она выведала у жены бедняка, действительно ли ее муж похитил сына его и коней.

Знахарка явилась к жене бедняка домой и, как бы сочувствуя ей, сказала:

— Муж твой пострадал безвинно, он просил уплатить долг, а хан-богач велел его избить.

Жена бедняка в ответ сказала знахарке: |1-1

— Я об этом ничего не знаю, муж мне ничего не говорил.

— Какая же ты жена в таком случае, если муж не посвящает тебя в свои дела! — говорит ей знахарка.

Так она и ушла в этот раз, ничего не узнав. Жена же бедняка вечером обиженно поведала мужу о посещении знахарки. Он ответил ей только так:

— Кому что досталось, то ему и принадлежит.

На другой день знахарка снова явилась к жене бедняка и спрашивает:

— Ну что, опять ты ничего не узнала?

— Он мне сказал только так, — ответила она. — «Кому что досталось, то пусть ему будет на пользу! ».

Обрадованная знахарка поспешила явиться к хану и говорит ему:

— Разве я не говорила тебе, что кони и сын твой находятся у того, у кого ты занял деньги и не уплатил!

Тогда хан призывает к себе бедняка и спрашивает его:

— Сын и кони мои находятся у тебя?

— У меня! — отвечает бедняк.

— В таком случае ханство свое я уступаю тебе, ты должен быть ханом, а не я.

А тем временем сироты, которых бедняк взял к себе в семью и ни в чем не обижал, ополчились против него, искали случая, чтобы убить его.

И бедняк сказал:

— Как был прав мой отец! На собственном опыте я убедился в правдивости его наставлений.

О бедняке и старике

Жили муж и жена в бедности и жизни своей не рады были. Однажды бедняк сказал жене:

— Чем жить такой бедной жизнью, попробую-ка я отправиться в балц.

— Воля твоя, — сказала ему жена.

Отправился он в балц и три года отработал батраком у некоего человека. Через три года хозяин призвал его к себе и сказал ему:

— Ну, дать ли тебе много, но по вражде, или немного, но по добру?

Бедняк сказал:

— Предпочитаю немного, но по добру.

И хозяин вручил ему три червонца.

Получив три червонца, бедняк направился к себе домой. По дороге встретился ему старик, и пошли они дальше вместе. Через некоторое время бедняк стал просить старика:

— Расскажи, старик, какое-нибудь сказание, чтобы скрасить дорогу!

— Мое сказание стоит один червонец, — ответил ему старик.

Бедняк сказал:

— За червонец я батраком целый год работал; даю тебе его и расскажи сказание.

Старик сказал бедняку:

— Никогда не называй красивое красивым; нет красоты, кроме той, которая приходится человеку по сердцу.

— Ты умно говоришь, старик, — сказал бедняк. — Кончил ты свое сказание?

— Я окончил свое сказание, — ответил старик, и тот отдал ему один червонец.

Идут они дальше по дорога, и опять просит бедняк старика:

— Расскажи, старик, еще какое-либо сказание, чтобы дорога наша становилась короче _.

Старик сказал ему:

— Никогда не ешь ничего, заработанного чужим трудом, не попросив на то разрешения хозяина.

Бедняк дал старику второй свой червонец. Идут они дальше по своей дороге, и опять просит бедняк старика:

— Расскажи мне еще одно сказание, чтобы дорога наша становилась короче.

Старик сказал:

— Если тобой когда-нибудь овладеет запальчивость, то держись левой рукой за правую руку, пока твоя ярость не пройдет.

Бедняк отдал старику свой третий заработанный червонец, они расстались друг с другом и направились по разным дорогам.

Идет бедняк дальше своей дорогой, и повстречались ему его односельчане, направившиеся в балц, на заработки.

— Каков был твой балц? — спрашивают они его. — Ничего не заработал, — ответил он и стал их просить:

— Возьмите и меня с собой! Может быть, с вашей помощью и ко мне придет удача, и я смогу вернуться домой.

Они взяли его с собой. Вот едут они, едут и попадают в безводную страну. После долгих розысков нашли наконец колодец. Бедняк погнал быков пастись, а сами они принялись доставать воду из колодца. Ведро их застряло там. Сами они не смогли его вытащить и позвали на помощь бедняка. Он спустился в колодец и сам застрял там. В колодце оказалась большая комната, в этой комнате сидела женщина-великанша. Она пряла пряжу веретеном, кружалом которого был жернов.

У нее было две дочери, одна — красавица, а другая — кривой урод. Они сидели тут же около своей матери-великанши. Обратившись к бедняку, она спрашивает его:

— Кто из двух девушек, которых ты видишь, красивее? Если ты этого не угадаешь, я сниму твою голову с плеч так же, как снимала головы тех, которые попали ко мне таким же путем, как и ты.

Бедняк задумался:

— Что это за диво? — говорит он сам себе. — Одна из них — красавица, а другая — кривой урод!

И тут он вспомнил слова старика и сказал:

— Хвала богу, нет красивее красивого, кроме той красоты, которую принимает сердце.

Великанша была раздосадована ответом бедняка.

— Да не простит бог тому, кто наставил тебя на ум, — сказала она в сердцах. — Ты выиграл!

Великанша оживила всех, кого до сих пор перебила. Их оказалось великое множество.

— Оставайся тут царем над ними! — предложила она бедняку.

Бедняк решительно отказался быть царем, и тогда великанша сказала ему:

— В таком случае я должна сделать тебе подарок. Вот тебе коробочка от мази. Когда-нибудь она пригодится тебе.

Бедняк вылез с другими людьми из колодца, а вода сама стала выливаться в котел. Все люди пошли следом за ним, но он им сказал:

— Вам нельзя идти следом за мной!

Покинул их, а сам пошел своей дорогой. Коробку же от мази он отдал своим односельчанам и просил их передать ее своей, жене. Односельчане, вернувшись в родное село, вручили коробку от мази жене бедняка. Она открыла коробку, а в ней оказались золотые деньги. И она приступила к постройке дома.

Бедняк же тем временем дошел до реки и нашел в реке два яблока. Съел он одно из них и тут вспомнил наставление старика:

— Пробив воли бога я воспользовался чужим трудом, — сказал он себе. Спрятал оставшееся яблоко за пазуху и сказал:

— Не успокоюсь до тех пор, пока не найду хозяина яблока. Может быть, он меня простит. А если не захочет простить меня, то поработаю у него год батраком.

Он нашел хозяина яблока, который оказался ханом, и сказал ему:

— Не спросясь тебя, я съел твое яблоко; прости меня!

— Этого нельзя тебе простить! — сказал хан.

— Что же в таком случае ты от меня требуешь? — спрашивает его бедняк.

— У меня есть некрасивая дочь. Женись на ней, и тогда тебе будет прощен твой поступок.

— Согласен, — сказал бедняк. — Женюсь на твоей дочери!

Хозяин яблока, хан, с радостью выдал свою некрасивую дочь за бедняка, и они зажили у него же в доме.

Сколько времени прошло, знает один бог. Однажды бедняк тяжело вздохнул, и дочь хана заметила это.

— О чем ты так тяжело вздыхаешь? — спрашивает она его.

— Ни о чем! — ответил он.

Она все-таки еще раз спрашивает его:

— О чем ты так тяжело вздохнул? Скажи мне, чтобы и я знала, в чем дело.

И тогда он ей открылся:

— Я был бедняком и сам достиг лучшей жизни, но что сталось с моей семьей, кто знает. Поэтому я тяжело вздохнул.

— Поедем туда, — предложила ему дочь хана, — или же отправляйся один и приведи сюда свою семью.

Он поехал один и приехал в свое село. Подошел к тому месту, где стоял его дом, и увидел там дворцы. Он удивился и попросил привратника:

— Я устал, впусти меня отдохнуть в свою комнату. Привратник впустил его к себе в комнату. Бедняк посмотрел в окно и увидел, что жена его забавляется с мальчиком. Он сразу же вскипел, схватил свою жену за косы и хотел было зарезать ее, но в тот же миг вспомнил третье наставление старика и спрашивает свою жену:

— Откуда у тебя появились эти дома-дворцы?

— Сейчас, сейчас! — сказала она, вынесла коробку от мази и спрашивает: — Не ты ли прислал эту коробку?

Открыла коробку при нем, и там оказались золотые деньги.

— А откуда появился у тебя этот мальчик? — спрашивает бедняк.

Она поспешно побежала к соседкам. Соседки пришли и сказали ему:

— Твоя жена нам говорила, что она в положении, и просила нас, чтобы мы были ей свидетельницами.

— Хорошо, — сказал бедняк.

Подарил он свои дома-хоромы селу, а сам с женой и сыном переехал к хану и остался жить там. И сегодня он еще живет с двумя женами и сыном.

Правдивый и в воде не тонет

Жили муж и жена, Ахмат и Хадизат. У них было три сына и три дочери. Старший сын — Хаматкан, средний — Саматхан и младший — сидень Махамат. Старшая дочь — Фатима, средняя — Фардуг, младшая — Залдуз.

Вот отец умер. Через некоторое время в одну ненастную ночь раздался в окно призыв: «О, ойт! », и сидень Махамат выбросил через окно в задней стене старшую сестру Фатиму, а другие два брата принялись колотить младшую сестру Залдуз. Мать насилу разняла их.

И в следующую ночь была такая же ненастная погода. Опять раздался призыв в заднее окно: «О, ойт! », и сидень Махамат выбросил через это окно среднюю сестру Фардуг, а утром другие два брата опять поколотили сестру Залдуз. И опять мать разняла их.

На третью ночь опять случилась такая же ненастная погода, снова кто-то закричал в заднее окно: «О, ойт! », и сидень Махамат выбросил в окно младшую сестру Залдуз.

После этого прошло некоторое время, сколько именно — ведомо одному богу. Мать заболела. Призвала она к себе своих сыновей и наказала им:

— Я умираю и прошу вас три ночи сторожить мою могилу, иначе зверь съест мой труп.

Мать умерла, и братья похоронили ее, как полагается по обычаю. После похорон старший брат сказал двум своим младшим братьям, что первую ночь могилу матери будет сторожить он. Однако до могилы матери он не дошел, а ночь провел у своего приятеля.

Сидень Махамат следом за ним дошел до могилы матери и увидел, как зверь откапывает ее. Махамат набросился на зверя и выкинул его из могилы. Он хотел узнать, что из себя представляет зверь, но у него не оказалось огня, чтобы посветить. Стал он озираться кругом и приметил вдали огонек. Он направился туда, чтобы попросить огня, дошел и увидел башню. Он посмотрел через окно внутрь башни и увидел, что там спит девушка и от ее подбородка исходит свет. Он взял ее кумган и сказал:

— Да будешь ты невестой моего старшего брата!

На вторую ночь сторожить могилу матери пошел средний брат Саматхан. Он тоже не дошел до могилы, а провел ночь у своего приятеля. Сидень Махамат пошел следом и за этим братом. У могилы матери он опять застал зверя, который откапывал ее. Он убил зверя, опять осмотрелся кругом и увидел тот же свет. Махамат бегом направился на этот свет и опять попал в башню. В башне спала девушка, от лица которой исходил свет. Он захватил ее башмак и сказал:

— А она пусть будет невестой моего среднего брата!

На третью ночь сидень Махамат стал просить своих братьев, чтобы они разрешили ему посторожить могилу матери.

— Она ведь и мне была матерью! — сказал он им. Но они отколотили его, приговаривая:

— Ты навоз, что ты можешь сторожить!

Старший брат Хаматхан снова пошел сторожить могилу матери, но с полпути вернулся обратно. Сидень Махамат опоясался черным мечом и бегом поспешил на могилу матери. Он застал там зверя, который откапывал могилу матери их, и убил его. Осмотрелся в темноте кругом и пошел на свет, мелькавший издали, дошел до башни и нашел в ней спящую девушку, от лица которой исходил свет. Он взял ее кольцо и сказал:

— А эта девушка — моя суженая! Затем он вернулся домой.

Сколько времени прошло после этого, ведомо одному богу.

Родители этих девушек стали искать пропавшие вещи своих дочерей, но не могли их найти. Наконец, люди указали им на дом трех братьев:

— Вот там еще есть никчемный дом трех братьев. Спросите и у них, может быть, им известно что-либо о вещах, которые вы разыскиваете.

Подъехали они к воротам дома трех братьев. На зов вышли к ним Хаматхан и Саматхан и сказали:

— Мы ничего не знаем, ни одной из разыскиваемых вами вещей у нас нет.

Вдруг откуда-то появился сидень Махамат и обращается к ним:

— Здравствуйте, гости!

Они сказали и ему, что ищут такие-то и такие-то вещи. Известно ли ему что-нибудь о них?

— Заезжайте к нам, — ответил он им. — Может быть и относительно ваших вещей что-нибудь придумаем!

Братья косятся на него и бурчат:

— Что это такое?

Сидень помог гостям спешиться, завел их в дом и угостил на славу. Затем из кладовой он вынес вещи и сказал им:

— Я наметил ту, которой принадлежит кумган, в невесты своему старшему брату; ту, которой принадлежит башмак, своему среднему брату, а ту, которой принадлежит кольцо, — бог да умножит уважение к вам! — я предназначил в невесты себе.

И обрадованные гости назначили братьям срок:

— В такую-то пятницу, — сказали они, — приезжайте и забирайте своих невест!

В назначенный срок братья отправились за своими невестами. Сначала захватили с собой невесту старшего брата, затем — невесту среднего брата, а после этого — и невесту сидня Махамата.

Тесть выехал сопровождать их и предупредил:

— Ни в коем случае не делайте привала в ущелье, иначе и вас, и нас ждет гибель.

Ехали они, ехали и попали в ущелье; туман окутал их, и они вынуждены были сделать привал. Легли они спать, и в какой-то час пополуночи раздается голос семиглавого великана:

— Эй, Махамат! Не примешь ли ты гостя?

Два брата, Хаматкан и Саматхан, не приняли его, а Махамат принял его, как гостя. Когда Махамат заснул, то семиглавый великан похитил его жену. Через какое-то время Махамат вздрогнул и проснулся, но жены своей уже не нашел рядом с собой.

— У меня похищена жена моя! — обращается он в ужасе к братьям.

— Так тебе и нужно было! — говорят ему братья. — Зачем ты впустил семиглавого великана к себе в гости? Да постигнет тебя гнев божий!

Выехал сидень Махамат на поиски своей жены один. Ехал он, ехал, сколько он проехал, бог один знает, и доехал он до одинокого дома, в котором оказалась его старшая сестра Фатима. Она обрадовалась ему. Пока они привечали друг друга, вернулся муж Фатимы, но та вовремя успела спрятать брата.

— Аллон-биллонским духом пахнет! — сказал муж Фатимы, входя в дом.

— И аллон, и биллон ты сам! Не мой же младший брат находится здесь!

— Свидеться бы с ним еще хоть раз, а с тобой пусть будет, что будет! — сказал муж Фатимы.

— В таком случае не причини ему никакого зла, и я покажу его тебе.

Он дал слово, что не причинит ему никакого зла, и она вывела брата из потайного места. От восторга муж чуть-чуть не съел его и спрашивает:

— Какое у тебя дело ко мне?

Тот рассказал ему про свои дела, про то, как похитили его жену, на поиски которой он и выехал. Выслушав его, зять сказал:

— Ее похитил кривой великан на трехногом коне. Брось свою жену, я тебе найду другую!

Сидень Махамат обиделся на него и уехал. Сколько времени он находился в пути, ведомо одному богу, и доехал он до другой своей сестры Фардуг. Она обрадовалась ему так же, как и старшая сестра. И муж Фардуг, зять его, дал ему такой же ответ, как и муж старшей сестры. Махамат и на него обиделся и уехал.

Ехал он, ехал, сколько он проехал, бог знает, и прибыл он к младшей своей сестре Залдуз. Она обрадовалась ему и встретила его удивленными словами:

— Откуда ты, никогда не посещающий меня? Что тебя привело сюда?

Он подробно рассказал ей о своих делах.

Выслушав его печальный рассказ, Залдуз сказала ему:

— Муж мой скоро вернется. До его возвращения я тебя спрячу, чтобы он не причинил тебе какого-либо зла.

Она спрятала его. Тем временем прибыл ее муж и говорит:

— Аллон-биллонским духом несет!

— Ты сам — и аллон, ты сам — и биллон! — отвечает ему жена. — Я дома одна, ведь тут нет моего младшего брата!

— Эх, если бы свидеться мне с ним хоть раз, а ты хоть пропади пропадом!

— Если ты не причинишь ему никакого зла, я покажу его тебе.

Он дал ей слово, что не причинит ее младшему брату никакого зла. Тогда она вывела его к нему из потайного места. От восторга муж чуть было не съел его.

— Откуда ты и что привело к нам тебя, никогда не посещающего нас? — спрашивает он его.

Сидень Махамат и ему рассказал о своих делах. Выслушав его, зять сказал ему:

— Хвала богу, сегодня в полдень повстречался мне кривой великан на трехногом коне. Он ехал на своем коне и спал. А с собой он вез такую красавицу, подобной которой нет на свете ни по стройности, ни по внешности. Три раза я набрасывался на него, а он даже не проснулся. Видя это, красавица сказала мне: «Что ты делаешь? Я погибла, а ты еще за что губишь себя? ». Ее намочил проливной дождь, поэтому она была в гневе. А теперь надо против него найти какое-либо средство.

Он указал это средство и сказал Махамату:

— Езжай и попытай свое счастье!

Тот по совету своего зятя отправился и похитил свою невесту у кривого семиглавого великана. Но великан погнался за ним на своем трехногом коне, быстро нагнал его и убил.

Невеста Махамата заставила великана положить труп в переметные сумы и приказала коню своего жениха:

— Откуда ты его вывез, туда и доставь его обратно!

Конь доставил труп сидня Махамата в дом его зятя. У зятя его были три души. Одну свою душу он отдал своему шурину и сказал ему:

— Отправляйся и выведай у своей невесты, откуда у кривого великана его трехногий конь.

Махамат тайно, пока великан спал, пробрался к своей невесте и попросил ее выведать у кривого великана, откуда у него этот трехногий конь.

Когда великан проснулся, та спросила его, откуда к нему попал трехногий конь.

Великан, ничего не подозревая, сказал ей:

— За семью горами есть источник. Там находится кобылица, которая в каждый вечер под пятницу жеребится жеребенком. Чтобы его поймать, нужны три барана для караулящих его трех волков и сапетка проса для трех воронов с железными клювами. У меня этого не хватило, потому волки съели одну ногу моего коня.

Жена передала Махамату все, что узнала от кривого великана. Тот передал услышанное своему зятю. Зять достал все, что необходимо было в пути и для себя, и для него, и сказал Махамату:

— Садись за моим седлом, и каждый раз, когда я криком дам знать, ты бросай мне в рот баранью ногу.

На последний раз не хватило для зятя пищи; тогда сидень Махамат отрезал мясо от своего бедра и сунул его ему в рот.

Так они доехали до источника за семью горами. Зять спешил своего шурина с коня и спрашивает его:

— Что это ты идешь скорчившись?

— Кровь у меня застоялась, — отвечает тот.

— Подожди-ка, — сказал он, выплюнул из-под своего языка мясо от бедра шурина, и оно пристало к своему месту.

— А теперь отправляйся к источнику, — говорит ему зять, — и выкопай на берегу его яму для себя. Когда кобылица, выскочив из источника, ожеребится жеребенком, то кинь каждому из трех волков по барану, а воронам рассыпь сапетку проса. Волки займутся баранами, вороны просом, а ты в это время быстро оседлай жеребенка и садись на него. Он три раза поднимет тебя выше небес и три раза спустится на землю, а затем подчинится твоей воле.

Сидень Махамат сделал так, как учил его зять. Кобылица выскочила из источника и ожеребилась жеребенком. Сидень Махамат побросал в разные стороны туши баранов. Волки жадно принялись пожирать их. Воронам же железоклювым он рассыпал сапетку проса, и они стали его клевать. Сам же он быстро оседлал жеребенка и сел на него. Жеребенок три раза поднял его в поднебесье и три раза опустил на землю. После этого он стал послушным своему седоку. Махамат вернулся верхом на нем к своему зятю, и тот ему приказал:

— Ну, теперь отправляйся за своей женой и вызволи ее от кривого семиглавого великана.

Сидень Махамат явился к своей жене и вывез ее на своем чудо-коне.

Кривой великан погнался за ними, но не мог нагнать. Тогда его трехногий конь заржал:

— Остановись, ведь ты мой брат! Конь Махамата отвечает ржанием:

— Я остановлюсь и подожду тебя тогда, когда ты сбросишь своего седока в море!

Трехногий конь сбросил своего седока, кривого великана, в море, и тогда другой конь тоже остановился, подождал его.

Сидень Махамат заехал вместе со своей женой в дом кривого великана и вывез все его добро, какое только было там. Оттуда он прибыл к своему зятю и пригласил его быть своим киндзхоном. Все вместе они вернулись домой.

Дома сидень Махамат собрал людей своего села и рассказал им о своих делах, о перенесенных им испытаниях.

— А теперь, — сказал он, — я посылаю свою стрелу вверх, и если я виноват в чем-либо перед своими братьями, то пусть бог вернет обратно только ее одну и разрубит меня на две части, если же я ни в чем не виновен перед ними, то пусть стрела моя по божьей воле раздвоится на две, и эти стрелы разрубят пополам моих братьев!

Стрела полетела вверх одна, назад же вернулись две стрелы, и они поразили двух старших братьев сидня Махамата. А он и сегодня еще живет, ибо правдивый и в воде не тонет.

Ханский сын

В селе некоего царя жил хан, а у хана был один сын. Через некоторое время хан умер, остались старуха мать да сын.

Когда дни поминовения покойника, положенные по обычаю, истекли, старуха мать сказала сыну:

— У твоего отца в таком-то и таком-то месте остался косяк коней. Поезжай и проведай их!

Сын сел на коня и поехал. Едет он, едет и приезжает к месту, которое указывала ему мать. Нашел он косяк своих коней. В момент его прибытия волк растерзал одного из его коней.

— Наверное, волк узнал то, что умер мой отец, — подумал он про себя, — что остался лишь я, юноша, поэтому он посмел зарезать одного из моих коней.

Он решил убить волка и стал преследовать его верхом на своем коне. Волк испугался и обратился к нему с мольбой:

— Пощади меня! Я больше даже не прикоснусь к твоим коням!

Юноша повернул своего коня и вернулся к себе домой.

На другой день снова садится он на своего коня и отправляется проведать косяк. И в момент его прибытия волк опять растерзал лучшего в косяке коня.

— Этот волк узнал, что я молод, и издевается надо мной! — подумал он про себя. — Но теперь я тебя обязательно убью, не оставлю в живых!

И пустился на своем коне преследовать его. Сытый волк быстро утомился и опять взмолился:

— Прошу тебя, пощади меня еще и на этот раз. Даю тебе слово, что даже близко не подойду больше к твоим коням!

Юноша опять пожалел волка, пощадил его и вернулся к себе домой.

На третий день он вновь выехал проведать своих коней, и в самый момент его прибытия волк опять растерзал самого лучшего во всем табуне коня.

— Даю тебе слово, волк, — сказал юноша, — сегодня ты уже не останешься в живых. Ведь ты меня разорил!

— Юноша, — взмолился волк, — клянусь тебе покойным отцом твоим и тобой самим, что с сегодняшнего дня я уже не притронусь к твоей скотине! Скажу тебе одно: если юноша наделен мужеством, то у него могут появиться всякие желания. Я дам тебе волосок своей шерсти и если тебе захочется узнать про меня, кто это, мол, такой, то поднеси к этому волоску огня, швырни его вперед промежду ушей твоего коня, и огонь пойдет впереди тебя, освещая твой путь. И если у тебя окажется мужество, то поезжай за ним куда бы он ни вел тебя!

Волк дал ему волосок из своей шерсти, и они распрощались. Волосок юноша положил в один из своих газырей и вернулся домой.

На четвертый день из любопытства он опять выехал из дому проведать своих коней, чтобы убедиться в том, обманщик ли волк или нет. Нигде никого не оказалось, ни волка, ни какого-либо другого зверя; кони его паслись спокойно, и он вернулся домой в добром расположении духа.

Сколько времени прошло после этого, кто его знает, и вот юноша выехал снова к своим коням. Чувство печали из-за смерти отца стало уже к тому времени притупляться, и захотелось ему совершать мужественные дела.

— Испытаю-ка, что представляет из себя этот волк, — сказал он сам себе, — насколько он верен данному слову!

Достал он из своего газыря волчий волосок, поднес к нему огня, и волосок загорелся. Он швырнул его вперед промежду ушей своего коня. Волосок, не затухая, двинулся вперед. Юноша поехал вслед за ним, никуда не сворачивая. Сколько дней, недель он проехал, кто это считал, и прибыл он в некую страну; свернул огонь в сторону от дороги, туда, где паслась скотина. Пастухи выскочили ему навстречу, обрадовано говоря:

— Вот наш славный гость!

Они спешили его с коня, зарезали в честь его быка и славно угостили его.

На второе утро он снова выступил в путь. Огонь шел впереди, освещая дорогу. Они проехали через становища всех пород скотины, какие только есть на свете. На каждом становище пастухи резали в честь его косарт из той скотины, которую они пасли, принимали и угощали его гостеприимно, радушно.

Он проехал через все становища, огонь продолжал идти впереди него. Сколько времени он был в пути, кто его знает, и увидел он вдали какое-то село. Когда он достиг окраины этого села, то из ближайшего дома выбежала к нему какая-то старуха и обращается к нему:

— Бравый юноша! Там, куда ты едешь, тебе будут предлагать всякие подарки, но ты отказывайся от всего, если же тебе все-таки придется взять какой-либо подарок, то в таком крайнем случае не бери ничего, кроме маленького черного ящичка, который стоит на столе. Сам же ты, когда доедешь до места, сумей остеречься борзых собак, которые находятся во дворе. Прямого пути тебе! — закончила старуха и скрылась.

— Ах, боже мой, — удивился юноша, — что это за старуха? Что она знает обо мне и что за наставления она мне дает?

В таком тревожном состоянии едет он дальше и приезжает к центру села. Здесь огонь свернул с дороги и остановился перед воротами неизвестного дома. Из дома выбежал человек, которого звали Волкочеловек. Он обрадовался юноше:

— Здравствуй, воспитанник мой! Сойди с коня, — сказал он и обнял его, не дав ему еще сойти с коня.

Юноша спешился. Волкочеловек завел его в дом и сказал жене:

— Этот юноша не раз спасал меня от смерти, и я назвал его своим воспитанником, я оставил у него свой волос и сказал ему: «Если у тебя хватит мужества, то посети меня! ». И он приехал проведать меня, а дорогу ему указывал мой источник огня.

В тот же час глашатай оповестил все население села:

— Все, кто в состоянии ходить, пусть собираются в дом Волкочеловека! Волкочеловек устраивает пир в честь гостя своего!

Волкочеловек приказал своим людям:

— Режьте всех животных, какие здесь есть! У нас пир, работайте усердно!

В течение целой недели он угощал все село. Потом люди разошлись по своим домам, и юноша сказал Волкочеловеку:

— Ну, теперь и мне пора отправляться домой. Недаром говорится: и мед едят в меру. Есть время и для прихода гостя, и для его ухода.

— Не могу я отпустить тебя раньше, чем пройдет год! — говорит Волкочеловек.

Гость на это отвечает:

— Ни одного часа нельзя отсрочить! Я одинокий человек, никого у меня нет, кроме матери-старухи. Она умрет от страха за меня, если только я задержусь здесь дольше!

Тогда Волкочеловек говорит ему:

— Если ты не можешь остаться здесь дольше, то я должен одарить тебя. Я сделаю тебе подарок. Ты проехал через все становища скотины, принадлежащей мне. Дарю тебе половину вместе с пастухами.

— Я приехал сюда не для того, чтобы выпрашивать подарки, — ответил юноша Волкочеловеку, — но только для того, чтобы узнать твое чудо, узнать, кто ты такой.

— Но с пустыми руками тебя нельзя отпустить. Дарю тебе всю свою скотину вместе с пастухами! — сказал Волкочеловек настойчиво.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. 2. Соблюдение новых медицинских противопоказаний при желании родителей
  2. IV. Поздравление родителей с началом учебного года.
  3. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ В СИТУАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕБЁНКА
  4. Вопрос 6. Консультирование учеников и их родителей
  5. Вы говорите, что мы выбираем своих родителей. А выбираем ли мы своих детей? Какова доля ответственности родителей и детей в этом выборе?
  6. Вы говорите, что мы выбираем своих родителей. А выбираем ли мы своих детей? Какова доля ответственности родителей и детей в этом выборе?
  7. ГЛАВА 1. РОДИТЕЛЕЙ ПОРИЦАЮТ, НО НЕ ТРЕНИРУЮТ
  8. Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
  9. Глава третья. Союз родителей с детьми и взаимные отношения
  10. Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей
  11. Единственная вещь, которую может «купить» титул, — это немного времени, в течение которого вы можете либо повысить уровень своего влияния на других, либо свести его к нулю.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь