Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени».



Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени».

 

«Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в 1839 году, чтобы показать пороки всего общества. Внутренний мир большинства людей времен автора можно рассмотреть на примере главного героя романа, Печорина. А женские образы, в свою очередь, помогают раскрыть странности его характера, через которые можно понять отношение Печорина, а значит большинства людей того времени, к любви, к обществу, к самому себе. Для этого обратимся к образам девушек и их взаимоотношениям с Печориным.

 

В этом романсе с Печориным переплетаются судьбы 4ех девущек: Вера и княжна Мери - светские дамы, принадлежащие к той же социальной среде, что и Печорин. Черкешенка Бэла и длинноволосая девушка из «Тамани»(ундина) - экзотические «дикарки», выросшие в обстановке, бесконечно далекой от мира дворянской культуры.

 

Бэла–юная черкешенка, “девушка лет шестнадцати”. Она сразу пленила Печорина, который, увидев ее на свадьбе, был поражен ее внешностью и таинственностью. “Высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу…”. Бэла сильно отличалась от других девушек, которые когда-либо встречались Печорину. У Бэлы сильный, цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Что и приглянулось герою романа, который стал добиваться ее расположения. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: “…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. История Бэлы трагична. Брат предает ее ради красавца-скакуна, отец погибает от руки Казбича, а Печорин, ставший смыслом ее жизни, охладевает к ней. Кинжальный удар обрывает жизнь Бэлы. «Она хорошо сделала, что умерла», - замечает рассказчик, сознавая, что рано или поздно Печорин бросил бы наскучившую ему «дикарку».

Ундина - молодая и энергичная девушка, зарабатывающая на жизнь разбоем и воровством. Она - часть мира " честных контрабандистов". И даже признаётся Печорину в любви только для того, чтобы выманить его на берег в своих корыстных целях. Печорин сравнивает её грацию с грацией представителей фауны: " вцепилась как кошка", " скользнула как змея", " породистая, как лошадь", " запела как птичка". Таким образом автор отделяет мир печоринской аристократии от мира простого народа, близкого к природе. Внешность девушки переменчива. У неё длинные белые волосы, тонкий и хрупкий стан, коварная улыбка и " тусклая бледность". Своей лёгкостью и проворностью эта внешне милая девушка привлекла Печорина, но её роль - быть искусительницей, " бес-девкой", не поддаваться на чувства, а только извлекать выгоду из любой ситуации. В «Тамани» Лермонтов использовал такой художественный прием, как романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает его увлеченность таинственностью ундины и миром «честных контрабандистов». Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.

Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопыт­ка. Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Так было с Грущницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом надоел. Все внимание переключилось на Печорина, по­явившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печо­рина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что «молодая, едва распустившаяся душа» Мери не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И любовь наивной Мери ему также не нужна.

Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.
Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры имеют отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Лопухиной (Бахметевой). Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: “У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней”. Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Так, Печорин отрывается нам не с самой лучшей стороны: человеке жестокий, эгоистичный, который боится своих чувств.Но мы не вправе осуждать его, ведь Лермонтов писал, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Итак, с помощью женских образов можно судить о некоторых особенностях характера, которыми наделен «Герой нашего времени».

 

 

В чём ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»).

В сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» перед нами предстаёт до смерти перепуганный обыватель, который «всё только распостылую жизнь свою бережёт». Он всю жизнь жил под девизом «выжить и щуке в хайло не попасть». Он жил дрожал, и умирал дрожал. Жизнь его прошла в вечном страхе. Его премудрость состояла в том, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь. Он не высовывал носа из своей норы, прогуливался по ночам, не водил дружбу ни с кем, никаких радостей в жизни не видел. Разве это жизнь? Нельзя всю жизнь всего бояться, ведь жизнь состоит из взлётов и падений, из счастья и горя, и человек, не познавший горя, никогда не познает и истинного счастья.

 

 

Стихотворения А.Твардовского о войне. Чтение наизусть одного из них.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

 

 

Небольшое (всего шесть строк) стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...», написанное в 1966 году, — один из шедевров Твардовского. Оно лаконичное и потому особенно пронзительное; одной из центральных тем твор­чества поэта — теме войны и памяти тех, кому не суждено было вернуться домой.

В первых двух строках лирический герой убеждает себя в своей полной невиновности за то, что «другие не пришли с войны», но большая часть стихотворения посвящена утверждению обратного.

Троекратный повтор частицы «все же» говорит нам о скрытой, неутихающей со временем боли автора. А многоточие означает, что внутренний монолог еще не прекращен, что еще не раз поэт будет вести этот мучительный разговор.

Объективно лирический герой действительно не виноват в том, что кто-то «остался там», но его переполняет безмерная боль и вечная вина перед ними.

 

Билет 18

Билет 11

Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра.

Эволюция образа Евгения Онегина в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

Билет 15

Образ Татьяны Лариной в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

Идея и образы стихотворения Н.Некрасова «Железная дорога».

Стихотворения С.Есенина о Родине. Чтение наизусть одного из них.

Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени».

 

«Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в 1839 году, чтобы показать пороки всего общества. Внутренний мир большинства людей времен автора можно рассмотреть на примере главного героя романа, Печорина. А женские образы, в свою очередь, помогают раскрыть странности его характера, через которые можно понять отношение Печорина, а значит большинства людей того времени, к любви, к обществу, к самому себе. Для этого обратимся к образам девушек и их взаимоотношениям с Печориным.

 

В этом романсе с Печориным переплетаются судьбы 4ех девущек: Вера и княжна Мери - светские дамы, принадлежащие к той же социальной среде, что и Печорин. Черкешенка Бэла и длинноволосая девушка из «Тамани»(ундина) - экзотические «дикарки», выросшие в обстановке, бесконечно далекой от мира дворянской культуры.

 

Бэла–юная черкешенка, “девушка лет шестнадцати”. Она сразу пленила Печорина, который, увидев ее на свадьбе, был поражен ее внешностью и таинственностью. “Высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу…”. Бэла сильно отличалась от других девушек, которые когда-либо встречались Печорину. У Бэлы сильный, цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Что и приглянулось герою романа, который стал добиваться ее расположения. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: “…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. История Бэлы трагична. Брат предает ее ради красавца-скакуна, отец погибает от руки Казбича, а Печорин, ставший смыслом ее жизни, охладевает к ней. Кинжальный удар обрывает жизнь Бэлы. «Она хорошо сделала, что умерла», - замечает рассказчик, сознавая, что рано или поздно Печорин бросил бы наскучившую ему «дикарку».

Ундина - молодая и энергичная девушка, зарабатывающая на жизнь разбоем и воровством. Она - часть мира " честных контрабандистов". И даже признаётся Печорину в любви только для того, чтобы выманить его на берег в своих корыстных целях. Печорин сравнивает её грацию с грацией представителей фауны: " вцепилась как кошка", " скользнула как змея", " породистая, как лошадь", " запела как птичка". Таким образом автор отделяет мир печоринской аристократии от мира простого народа, близкого к природе. Внешность девушки переменчива. У неё длинные белые волосы, тонкий и хрупкий стан, коварная улыбка и " тусклая бледность". Своей лёгкостью и проворностью эта внешне милая девушка привлекла Печорина, но её роль - быть искусительницей, " бес-девкой", не поддаваться на чувства, а только извлекать выгоду из любой ситуации. В «Тамани» Лермонтов использовал такой художественный прием, как романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает его увлеченность таинственностью ундины и миром «честных контрабандистов». Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.

Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопыт­ка. Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Так было с Грущницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом надоел. Все внимание переключилось на Печорина, по­явившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печо­рина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что «молодая, едва распустившаяся душа» Мери не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И любовь наивной Мери ему также не нужна.

Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.
Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры имеют отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Лопухиной (Бахметевой). Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: “У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней”. Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Так, Печорин отрывается нам не с самой лучшей стороны: человеке жестокий, эгоистичный, который боится своих чувств.Но мы не вправе осуждать его, ведь Лермонтов писал, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Итак, с помощью женских образов можно судить о некоторых особенностях характера, которыми наделен «Герой нашего времени».

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. В этой эпохе, до нашего времени, всё ещё, продолжают существовать бушмены Африки, племена аборигенов в Австралии и Амазонии. Обособленность, охота и собирательство.
  2. Вопрос. Своеобразие темы «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
  3. Детоксификация нашего организма
  4. Если же у нас нет сожалений и наше поведение продолжает причинять вред другим, то мы наверняка начнем пить. Это не теоретические рассуждения. Это факты из нашего прошлого опыта.
  5. ЖИВОТНЫЕ ОБРАЗЫ ДРЕВНИХ БОГОВ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
  6. Жюльен Сорель в романе Ф. Стендаля «Красное и чёрное»
  7. Злодеем был передовым: Они лишь нашего Иуду Честят лобзанием своим.
  8. Изучение механизмов нашего тела
  9. Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии.
  10. Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.
  11. Используйте образы и метафоры


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь