Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тайны «иного мира» и человека



Особый драматизм развитию цивилизации придает то обстоя-
тельство, что человек во все времена, вплоть до сегодняшнего дня,
не считал «иной мир» порождением материальной природы. Неви-
димый таинственный мир обладает характерной особенностью,
которая невольно подсказывает человеку ложную интерпретацию его
природы. Дело в том, что «иной мир» способен откликаться на
обращения к нему человека.
Между ними могут установиться
двухсторонние доверительные отношения или взаимодействия.
Причем, общение достигается без посредства речи, мимики, рук или
других известных человеку органов или физических приемов.
Человек давно понял, что общение производится с помощью
«ума»
. Так в древности люди обозначали человеческий орган,
который мы называем мозгом, процессы, протекающие в нем, и
результаты его деятельности. Безусловно, «ум» для этого должен
быть соответствующим образом подготовлен. В перечень подготови-
тельных действий входили не только психофизические упражнения,
непосредственно воздействующие на мозг, но и мероприятия, как
казалось, помогающие такой подготовке: ограничение в питании и в
общении с людьми, «чистая, праведная» жизнь, служение добру
и т. д.


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 38

В окружающей среде у человека существует только один тип
партнера по общению, который хоть как-то откликается на
обращения к нему, с которым можно установить какое-либо взаимо-
действие. Это — представители животного царства: земноводные,
птицы, высшие животные и другой человек. В большинстве случаев
общением такое взаимодействие можно назвать только условно:
обычно это бывает только реакция страха животного на действия
человека. В других случаях общение сводилось к приручению
животного. В третьих, между людьми, оно было полноценным. Но в
любом случае только от живых развитых существ человек мог
получить ответную реакцию на свои обращения к ним.

Так же человек воспринимает и «иной мир». Это для него живое
существо или место обитания таких существ, хотя и скрытых от
человеческих органов восприятия. Более того, из собственного опыта
человек знает, что «иной мир» неизмеримо могущественнее и
разумнее любого известного животного и его самого. В окружающей
человека среде он может произвести такие действия и совершить
такие явления, которые не по силам не только земным существам, но
и никогда не происходят при естественном ходе событий. Нет у
человека другой возможности ясно увидеть события, происходящие
за горизонтом или узнать мысли, только что появившиеся в уме
другого человека, как только с помощью «иного мира». Не может
предмет внезапно исчезнуть в одном месте и мгновенно или через
некоторое время появиться в другом без вмешательства «иного
мира», с которым вольно или невольно «договорился» человек. Эти
чудесные явления потому и называются сверхъестественными, что
они происходят наперекор естественному порядку вещей, заве-
денному в физическом мире.


39 Часть первая Сверхвозможности человека

Камень преткновения

Помимо того, что «иной мир» может по «просьбе» человека
совершать чудеса, существует еще один сильный аргумент в пользу
кажущейся его одушевленности и разумности. Человеку никогда не
удавалось наблюдать природный акт творения нового вещества или
нового физического объекта. Все, с чем он сталкивается в физи-
ческом мире, это только преобразование одних веществ или
объектов в другие. То же самое можно сказать и о рождении
животных и человека. Но кто мог родить первого человека, первую
пару животных? Кто сотворил, наконец, физический мир? На роль
родителя всего существующего не найти лучшей кандидатуры, чем
могущественный «иной мир». Древний человек сформулировал
гипотезу, которая благополучно в слегка измененном виде дожила до
наших дней: все сущее вышло из «иного мира». И совсем не
случайно «иной мир» получил название «бог», которое восходит к
санскритскому корню «бх», означающему «женские половые
органы». Таким образом, это сверхсущество было наделено чело-
веком главной функцией: способностью рождать, творить.

«Иной мир» впоследствии приобрел и второй вариант той же
интерпретации: он стал обителью многочисленных богов или, еще
позже, единственного Бога со своими помощниками, то есть получил
название божественного.

Это была первая и наиболее распространенная версия о природе
«иного мира». Так возникли основания для развития религий. Затем
образовались религиозные общины — объединения людей,
принявших и поддерживающих подобную точку зрения. Очень скоро
предположение о мироустройстве в таких группах становится акси-
омой. Однако вера в нее все время подпитывается личным или груп-
повым религиозным опытом, который объясняется уже только с
позиций той религиозной аксиомы, которая используется в данной
общине. Дальнейшее развитие вероучения и культовой практики


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 40

общения, зачастую ложного, с божественным миром, создание орга-
низации, объединяющей разрозненные общины, базируется на этом
религиозном опыте. Однако это не единственный вариант развития
человеческих представлений об «ином мире».

В XIX веке многовековая традиция рассматривать «иной мир» в
качестве обители душ умерших людей, мирно сосуществовавшая с
«божественной гипотезой», оформилась в крупное культурное
явление — спиритизм. Сверхъестественные явления, то есть религи-
озный опыт, спириты стали объяснять ответными действиями душ
или духов мертвых на обращения к ним посредников — людей-меди-
умов. Такая точка зрения является частью общего мировоззрения,
философского спиритуализма, утверждающего, что «иной мир»
представляет собой вместилище всевозможных духов всех
природных явлений и объектов. Ошибочная интерпретация реальных
сверхъявлений привела спиритов к выводам о существовании
«загробной жизни» или «жизни после смерти». Тогда же среди
ученых – оппонентов спиритов, возникло предположение, что за
сверхъестественные проявления ответственна некая «психическая
сила», исходящая от человека. Она является физическим «посред-
ником» между ним и окружающей природой. Это была первая, хотя и
неудачная, попытка рационально объяснить природу сверхъесте-
ственных явлений с позиций современных для того времени научных
знаний в рамках физического мира и его закономерностей, возможно,
еще не полностью открытых человеком4.

4 К аналогичным ошибочным выводам пришли и некоторые исследователи
необычных видений людей, находящихся в состоянии клинической смерти или
в других бессознательных ситуациях. Только в этих случаях исходным мате-
риалом для умозаключений являются не объективные экспериментальные
данные, как в спиритизме, а галлюцинации и сновидения, выдаваемые за
реальные явления.


41 Часть первая Сверхвозможности человека

Существуют многочисленные группы людей, объединенных
одной идеей и имеющих богатый религиозный опыт, которые,
однако, принципиально отказываются обсуждать природу иного
мира и его причинно-следственные связи с физической реальностью
и с человеком. Еще две с половиной тысячи лет назад основатель
буддизма Гаутама считал подобные рассуждения «пустыми разго-
ворами, в которых нет пользы». Полезны только обсуждения «пути,
ведущего к уничтожению страдания». В буддизме изначально отсут-
ствовало всякое почитание «иного мира», противопоставление его
физической природе. Идеей же, которая сплачивает людей в
буддийскую общину, является возможность с помощью психофизи-
ческих методов преодолеть жизнь-страдание и стать бессмертным.
Эти мировоззренческие установки являются фундаментом классиче-
ского буддизма.

В реальной же жизни специфический религиозный опыт в неко-
торых буддийских направлениях и школах часто объясняют непроиз-
вольным или целенаправленным волевым воздействием человека,
его «психической силы» на физический мир. Однако существует и
типично спиритуалистический взгляд: сверхъявления производят
духи, обитающие в «ином мире».

Точка зрения на сверхъестественные явления, как результат
прямого воздействия на физические объекты «психической силы»
человека, стала основой «научного подхода» к их изучению в
XX веке. Вместо «психической силы» для обозначения физического
посредника во второй половине столетия стал использоваться «более
научный» термин «биополе». С применением самых современных
методов и приборов в разных странах были проведены сотни экспе-
риментов, подтверждающих факт реальности сверхъестественных
явлений и зависимости от человека-медиума, выступающего в
качестве их инициатора.


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 42

Однако за полтора века исследований сверхъявлений учеными
«психическая сила» или «биополе», как агенты физического мира,
так и не были обнаружены. Кроме того, представления о силовом
посреднике с самого момента зарождения их в разуме известного
английского физика У. Крукса страдали ограниченностью. Они были
нацелены, прежде всего, на объяснение только некоторых сверхъ-
естественных явлений, например, «волевого» перемещения пред-
метов или изменения их веса. Огромный же диапазон разнообразных
явлений, производимых человеком, не мог быть в принципе
объяснен с этих позиций. Взять хотя бы явления превращения одного
вещества в другое или внезапного возникновения «из ничего» мате-
риального объекта.

Но самым главным «камнем преткновения» в попытках рацио-
нального объяснения природы сверхъявлений было и остается нару-
шение ими фундаментальных законов физического мира. И, прежде
всего, принципов сохранения энергии и массы, которые не
допускают их уничтожение и создание «из ничего». Возможен лишь
переход энергии и массы из одной формы в другую, от одного
объекта к другому. Например, при переходе материальной системы
из одного состояния в другое «изменение ее энергии строго соответ-
ствует возрастанию или убыванию энергии взаимодействующих с
системой тел». Действительно, как при производимой человеческим
организмом мощности 200 Вт, человек «усилием воли» способен
поднять в воздух, на 1 м от пола, предмет массой 70 кг и удерживать
его в таком положении несколько секунд?. Ведь для этого ему необ-
ходимо было бы развить мощность, как минимум, 1000 Вт. Однако
никаких ни внутренних, ни внешних источников недостающей
энергии, ни ее переносчиков, до сих пор не удалось не только обна-
ружить, но и сформулировать сколько-нибудь вразумительное объяс-
нение этого парадокса. Аналогично обстоят дела и с массой.
Материализация вещества или его чудесные превращения в обычных
условиях окружающей среды даже по своим внешним проявлениям


43 Часть первая Сверхвозможности человека

противоречит здравому смыслу. В физическом мире без загадочного
вмешательства «воли» человека такие явления вообще никогда не
происходят.

Никакое представление о физическом посреднике, осуще-
ствляющем взаимодействие между человеком и сверхъестественным
явлением, никакое придумывание источников энергии или вещества,
находящихся в нашем физическом мире, не может объяснить нару-
шение принципов сохранения.

Парадокс сверхъестественных явлений, происходящих в физи-
ческом мире, но не подчиняющихся его закономерностям, может
быть объяснен только концепцией «иного мира» как неотъемлемой
части всеобщей материальной Природы. Для ликвидации фундамен-
тальных мировоззренческих противоречий необходимо распро-
странить действие принципов сохранения, справедливых в
физическом мире, на «иную часть Вселенной». Именно так сто лет
назад поступили ученые, открывшие «микромир», мир элемен-
тарных частиц, существующий по своим, парадоксальным с точки
зрения «здравого смысла», законам. Ничто не мешает, кроме
привычек и предрассудков, поступить так же и в отношении «иного
мира». Только с таких позиций природа «иного мира» и механизм
сверхъявлений могут быть объяснены логично и непротиворечиво.

В дальнейшем именно с этих позиций мы будем анализировать и
интерпретировать все знания об «ином мире», накопленные с
древних времен по сегодняшний день. Однако здесь следует в
очередной раз сделать одну существенную оговорку: любая точка
зрения на природу «иного мира» и сверхъявлений никоим образом не
мешает каждому человеку освоить методы взаимодействия с ними.


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 44

Вход в «иной мир»

Придание «иному миру» внутренних свойств разумности, духов-
ности и божественности на основании фактов «религиозного опыта»
не является обязательным условием для его понимания и объяс-
нения. Представляется, что «иной мир» обладает этими свойствами
лишь в той мере, в какой это позволяет ему человек при взаимодей-
ствии с ним. Другими словами, разумность, духовность или боже-
ственность «иного мира» обусловлена реальным
взаимодействием с ним человека
. Главной особенностью «иного
мира» является его нерасторжимость с физическими объектами и
явлениями, в том числе и с человеком. «Религиозный опыт» в
таком случае выступает как продукт совместной деятельности
«иного мира» и человека
.

Человек по сравнению с остальными объектами физического
мира относительно «иного мира» обладает исключительностью.
Только он способен в определенных условиях осуществлять двусто-
роннее взаимодействие с «иным миром». Это — необычный тип
взаимодействия: оно имеет информационный характер, но не
требует для своего осуществления специальных физических
переносчиков информации
. В последующих главах мы рассмотрим
это парадоксальное, на первый взгляд, утверждение подробнее. Но
что это за «определенные условия», при соблюдении которых только
и становится возможным это взаимодействие?

В человеческом организме специализированного органа или
устройства для такого взаимодействия нет. Это наталкивает на
мысль, что какой-то известный орган может совмещать несколько
функциональных обязанностей. В то же время совмещение
различных функций подразумевает существование механизма
перевода, переключения этого универсального органа в различные
режимы функционирования.


45 Часть первая Сверхвозможности человека

Кандидат на роль такого универсального органа известен с неза-
памятных времен — это мозг человека, а своеобразным «переключа-
телем» режимов работы и настройки мозга является мозговая
функция внимания. Отсюда следует, что необходимым условием
взаимодействия человека с «иным миром» является чрезвычайно
тренированное, гипертрофированно развитое внимание. Столь
неожиданный вывод вовсе не является оригинальным предполо-
жением или гипотезой. Как ни удивительно, человек давно уже знал
это и сознательно использовал. В дальнейшем вы сами в этом убеди-
тесь.

Итак, вот самые главные слова, способные изменить не только
жизнь каждого человека, но и направление развития человечества:
мозг и внимание. Мозг — это дверь в «иной мир», функция
внимания — ключ к этой двери.

В чем заключается уникальность мозга? Прежде всего, это самый
сложный объект во Вселенной. Это около ста миллиардов нервных
клеток — нейронов, каждый из которых посредством нервных
волокон и специальных контактных устройств — синапсов, связан с
десятью тысячами себе подобных, находящихся в различных отделах
мозга. Можно предположить, что у столь сложной системы имеется
целый океан загадок и тайн. И это действительно так, особенно если
учесть, что научное изучение мозга началось чуть более столетия
назад.

Первой и, пожалуй, самой интригующей загадкой является
проблема возникновения человеческого мозга. Ученые не могут
понять, как три миллиарда лет назад, возникшие из простейших
элементов — углерода, кислорода и водорода, — сложнейшие орга-
нические молекулы, случайно выстроились в живую клетку. И, тем
не менее, жизнь существует, это — факт. Более того, живые клетки за
сравнительно короткий срок развились до Человека разумного.


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 46

Путь этого развития покрыт пеленами тайн. Например, непо-
нятны ни причина, ни природный механизм очень резкого, взрыво-
подобного и ускоряющегося роста количества нейронов у животных,
в том числе предшественников человека, происшедшего в последние
миллионы лет. Только за последний, кратчайший миг геологической
истории, миллион или чуть больше лет, у человекообразных существ
масса мозга увеличилась в пять раз, а площадь коры в двадцать-
двадцать пять раз. Причем наибольшее ускорение роста наблюдалось
в последние сто-двести тысяч лет. А это — время появления
Человека разумного.

Почему по мере усложнения мозга эволюция ускоряется? В то
время как более логичным и естественным был бы как раз противо-
положный процесс. Здравый смысл подсказывает, что на совершен-
ствование сложного объекта требуется больше времени, чем на
модернизацию более простого. Но в природе все оказалось наоборот.

Большинство биологов-эволюционистов, вслед за Ч. Дарвиным,
считают, что Природа отбирает и оставляет у потомков только те
новые свойства и признаки, которые необходимы для выживания
вида в целом. С этой точки зрения совершенно непонятно, что
послужило толчком к появлению Человека разумного, у которого
мозг оказался на 30–50% больше, чем у его близких сородичей. Для
выживания вида это вряд ли было необходимо. Ведь выжили же
человекообразные обезьяны в параллельной эволюционной ветви,
когда-то отделившейся от общего с человеком ствола. А вот в «чело-
веческой ветви» гоминиды, несмотря на неоспоримые, с научной
точки зрения, преимущества над всеми животными, все поочередно
вымирали. Даже ближайший предшественник человека, можно
сказать — старший брат, неандерталец, имевший заведомо больший
мозг, чем у шимпанзе. Он сосуществовал многие десятки тысяч лет


47 Часть первая Сверхвозможности человека

одновременно и параллельно с человеком современного типа и умел
изготовлять и использовать каменные и деревянные орудия труда не
хуже, а, возможно, и лучше своего младшего брата.

Все эти факты свидетельствуют о том, что для выживания
человека как вида ему вовсе не обязательно было иметь такой
большой и развитый мозг. Но тогда закономерен вопрос: для чего, с
какой целью Природа, миллионы лет упорно наращивая «мощность
и эффективность» этого органа, наделила им человека? Создается
впечатление, что она сделала это с единственной целью — снабдить
живое существо высокоразвитым сознанием. То есть тем, что обеспе-
чивает речь, способности к абстрактному и творческому мышлению
или, другими словами, используется не для выживания, а для
развития человеческого сообщества, фигурально выражаясь, для
«обеспечения полета на Луну». Но что может быть бессмысленнее и
вреднее для Природы, чем развитая технократическая человеческая
цивилизация? Да и вряд ли Природу можно заподозрить в поста-
новке столь откровенно выраженных антропоцентрических целей.
Факт наличия у человека развитого сознания — это фундамен-
тальное противоречие в научной теории эволюции.

Более того, и с самим сознанием далеко не все ясно. Тот прирост
массы мозга, который обеспечивает «развитость сознания» у
человека, излишен. Сознание для собственных нужд использует его
не полностью.

Действительно, масса мозга современного мужчины в среднем
1450 г. Обычно молчаливо предполагается, что весь прирост массы
мозга по сравнению с предком человека задействован на обеспечение
«развитости сознания», его мощности и эффективности. Однако,
связь между массой мозга и «развитостью сознания», подчеркнем —
обыденного, повседневного сознания, не столь очевидна и одно-
значна, как это обычно предполагается.


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 48

Известны многочисленные факты значительных патологических
и механических повреждений мозга, не сопровождающихся сколько-
нибудь заметным уменьшением «развитости сознания». С другой
стороны, масса мозга Альберта Эйнштейна примерно соответ-
ствовала нижней границе нормы для человека — 1230 г. И этот
маленький, совсем детский, мозг не помешал ему стать гениальным
ученым. Некоторые физиологи обращают внимание на тот факт, что
для решения задач, которыми обычно занято наше сознание, даже
для «обеспечения полета на Луну», хватило бы «мозгов» граммов на
100–150 меньше. То есть человеческий мозг обладает «избы-
точностью», вовсе не нужной не только для выживания вида, но и
для интеллектуальной деятельности.

Подобные «биологические излишества» хорошо известны
биологам. Их обнаружили у различных видов микробов, простейших
и высших организмов. Ученые называют это сверхадаптацией. Такие
«излишества» представляют собой приспособления в устройстве
тела и функционировании живого организма, которые совершенно не
нужны ему для нормальной жизнедеятельности в естественной
среде
и непонятно как у него возникли.

Очень ярко сверхадаптация проявляется у простейших орга-
низмов. Например, кишечная палочка выдерживает охлаждение
почти до абсолютного нуля и потом снова может восстановить свои
функции. Такая «готовность» к встрече с космосом явно не могла
образоваться эволюционным путем, ибо трудно себе представить,
чтобы предки этих существ могли проходить какие-то стадии есте-
ственного отбора в открытом космическом пространстве.

Мы никогда не поймем смысл сверхадаптации мозга, если не
предположим, что его резервные мощности все-таки для чего-то
человеку необходимы. И как ни покажется это удивительным, за
объяснениями и доказательствами ходить далеко не надо. Их знает, с
ними сталкивался хотя бы раз в жизни едва ли не каждый человек.


49 Часть первая Сверхвозможности человека

Резервные ресурсы мозга обеспечивают получение человеком
«религиозного опыта», то есть необходимы для взаимодействия с
«иным миром» и физического воздействия на окружающую
среду посредством самого же мозга.
Подобные виды деятельности
мы выше называли сверхвозможностями мозга или человека в
целом.
Доказательствами истинности сделанного предположения
насыщена вся история человеческой культуры и религиозного миро-
понимания. В последующих главах мы не раз будем к ним
обращаться.

Если отбросить эмоциональную оценку столь необычных
выводов, а опираться только на беспристрастность логического
анализа, то следует признать, что у эволюции живых существ на
Земле есть цель и она заключается в приобретении человеком,
стоящим на верхней ступени эволюционного развития, сверхвоз-
можностей. Природа «запрограммирована» на то, чтобы создать
Сверхчеловека
. Однако сейчас мы обратимся к более прозаическому
предмету: психике человека. Знакомство с ней, даже поверхностное
и краткое, необходимо для понимания природы сверхвозможностей.

Разные лики мозга.

Различные модификации и режимы функционирования мозга у
человека проявляются в изменении поведенческих реакций,
характере восприятия внешнего мира, состоянии организма и т.д.
Исторически в психологии сложилось так, что совокупность опре-
делённых управленческих реакций мозга стали называть сознанием.
Например, сон, как некоторое состояние мозга и организма в целом,
нежданно - негаданно попал в разновидности сознания. Во второй
половине 20-ого века в связи с изучением воздействия на мозг нарко-
тических и галлюциногенных веществ психологами стал широко
использоваться термин «изменённые состояния сознания». Под ним


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 50

стали понимать любые отклонения в психике человека, вызванные
искусственными, «на скорую руку», химическими препаратами и
физическими приёмами. В этот же разряд «изменённых состояний»
были без достаточных на то физиологических оснований включены
результаты длительного целенаправленного воздействия на психику
способами, практикуемыми в мистических школах различных
религий: буддизме, индуизме, исламе, христианстве и т. д. Понятно,
почему это в своё время было сделано. Апологетам и приверженцам
«психоделической революции» 60-х годов необходимо было путём
ложного отождествления конечных результатов изменения работы
мозга в религиозных практиках и «психоделических экспериментах»,
оправдать и рекламировать использование «экспресс – методов»,
основанных на употреблении наркотиков и галлюциногенов или на
использовании грубых физиологических приёмов, например,
глубокого и интенсивного, так называемого холотропного дыхания.
Таким образом, представления о сознании были некорректно распро-
странены на состояния психики или мозга, не являющимися, строго
говоря, «сознанием».

Сознание человека обусловлено так называемым
«бодрствующим» состоянием психики, определяемым
«бодрствующим» функционированием мозга. Поэтому, изначально в
науке использовался термин «бодрствующее состояние сознания»,
или, коротко - бодрствование, или, просто – сознание.

Говоря о некой структуре, или топологии, человеческой
психики, мы подразумеваем вполне определённые её состояния,
обусловленные соответствующими режимами функционирования
мозга. Здесь и всем известные: бодрствование, быстрый сон или сон
со сновидениями, а также медленный или глубокий сон. Они на
рис.1 обозначены цифрами 1, 2 и 3, соответственно.


51 Часть первая Сверхвозможности человека

Рис. 1. Структура психических состояний человека.

Термины «быстрый» и «медленный» возникли в результате
электрофизических исследований переменных электрических полей,
сопровождающих работу мозга. Они отражают наблюдаемый посред-
ством физических приборов характер электрических полей в спящем
мозге. Если человек видит сон, то электрические процессы преиму-
щественно протекают «быстро», то есть с частотами десятки коле-
баний в секунду. Такие колебания названы бета-волнами. Они же
характеризуют и бодрствующее сознание. В этих же состояниях
наблюдаются быстрые движения глазного яблока или зрачков.


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 52

Если во сне частота электрических процессов понижается до
единиц колебаний в секунду или даже ниже ( так называемые дельта-
волны), то говорят о «медленном» или глубоком сне. Дельта-волны
также характерны для новорождённых и маленьких детей.

На рис. 1 представлены также состояния мозга, о которых вы
не прочитаете в современных учебниках, но которые хорошо
известны людям с древнейших времён. Самое важное из них – это
особое состояние, четвёртое по счёту, издавна называемое созерца-
тельным состоянием психики или просто созерцанием. Забегая
несколько вперёд по сюжету этой книги, отметим, что именно это
состояние определяет, обуславливает тот сложный психический
комплекс, который принято называть духовностью человека.

Необходимо отметить, что схема состояний мозга, показанная
на рисунке, условна. Во-первых, на ней отсутствуют указания на
внутреннюю структуру каждого из состояний, которое на самом деле
далеко не однородно. Во-вторых, нам пришлось отодвинуть друг от
друга области, обозначающие бодрствование и медленный сон. В то
время как в реальности эти состояния взаимодействуют между
собой.

На рисунке показаны переходные состояния возникающие при
взаимодействии основных четырёх состояний. Всего их семь. Их
образование теоретически можно представить в виде процесса
плавного перетекания, с множеством промежуточных нюансов,
одного состояния в другое. Хотя, нужно признать, в реальности
переход из состояния в состояние часто осознаётся самим человеком
или внешним наблюдателем, в том числе зачастую регистрируется и
физическими приборами, как резкое, быстрое переключение.

Каждое из одиннадцати состояний общей, комплексной
психики хорошо «отбивается», то есть регистрируется, совре-
менными физическими методами исследования мозга - электроэнце-
фалографией или томографией. Кроме того, большинство из этих


53 Часть первая Сверхвозможности человека

состояний осознаётся самим человеком, пребывающим в них (т. е.
бодрствующее сознание полностью не «выключается»), и в неко-
торой степени может быть описано вербальным, то есть словесным,
способом с помощью общепринятых терминов и понятий. Хотя
нельзя принижать трудности и опасность неадекватности такого
способа описаний. Некоторые из состояний: глубокий сон и его пере-
ходные состояния, бессознательное состояние («потеря сознания») -
не осознаются человеком и могут быть отождествлены или узнаны
как таковые только внешним наблюдателем.

Кратко остановимся на главных характеристиках, опреде-
лениях и описаниях каждого состояния мозга.

Важнейшей характеристикой бодрствующего или обыденного
состояния является факт использования мозгом вербального
аппарата, предоставляющего возможности описания окружающего
мира и общения между людьми. Но не только к этому сводятся его
функции, о чём мы поговорим в дальнейшем.

В состояние сна сознание трансформируется через пере-
ходную область (отсутствующую на рисунке), характеризующуюся
расслаблением психики и тела, дремоту. В эти моменты могут
возникать простейшие галлюцинации, в основном, визуальные. От
сновидений в быстром сне, по выражению некоторых физиологов,
они отличаются так же, как слайды от кинофильма. Затем наступает
собственно медленный сон. В нем можно выделить несколько
стадий, последовательно подводящих к самой глубокой фазе сна –
дельта-сну. Учёные склоняются к тому выводу, что на некоторых
стадиях медленного сна возбуждаются полноценные сновидения, но
человек их не запоминает, даже если его разбудить в этот момент.
Стадии медленного сна ещё не удалось соотнести с каким-либо
известным психическим состоянием. Здесь человек пребывает в


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 54

«абсолютно» бессознательном состоянии. Медленный сон в течение
нескольких раз за ночь прерывается фазами быстрого сна со снови-
дениями.

Второе состояние, сон со сновидениями, представляет собой
такое функционирование мозга, в котором он генерирует галлюци-
нации. Галлюцинации в том смысле, что мозг стоит картину или
образ окружающего человека мира, не используя для этого текущую,
сиюминутную информацию от органов восприятия, которые в этот
момент попросту отключены от этого процесса. Материалом для
сновидений служит информация, накопленная в памяти.

Промежуточное состояние, обозначенное на рис. 1 как
область 1-2, представляет собой не что иное, как осознаваемые
сновидения, знакомые многим людям. В этом состоянии человек,
наблюдая сновидения, осознаёт, что он спит и видит сон. Сюжет сна
здесь может управляться сознанием человека.

Эта область включает также состояния «как бы наоборот»,
когда на бодрствующее состояние «накладываются» искусственно
вызванные сновидения. Это состояние с середины шестидесятых
годов воспринимается некоторыми энтузиастами любительской
«науки», обладающими некритическим воображением, как «выход
за пределы», «расширение» сознания или существование его самого
по себе, независимо от мозга. Эти частные галлюцинационные
состояния сознания получили претенциозные, громкие, но мало что
значащие, названия: «изменённые», «расширенные»,

«космические», «холотропные», «трансперсональные», «инте-
гральные», «трансцендентальные» и т. п. Переключение мозга в эти
состояния, то есть инициирование «снов наяву», достигается, как
уже говорилось, употреблением наркотических и галлюциногенных
химических веществ, а также с помощью специальных психофизи-
ческих приёмов и упражнений, непосредственно воздействующих на
нервную систему и вызывающих различные галлюцинации.


55 Часть первая Сверхвозможности человека

Переходная область 2-3 между фазами сна, также как и
состояние вхождения в медленный сон из бодрствования, характери-
зуется отрывочными, бессвязными галлюцинациями, преимуще-
ственно визуальными.

Четвёртое состояние мозга, созерцательное, характеризуется
отсутствием в нём вербального мышления, наличием тесных и
многочисленных связей с бессознательным содержанием психики, а
также возможностью взаимодействовать с «иным миром» и
оказывать физическое воздействие на окружающую материальную
природу. В этом состоянии оказываются задействованными сверхре-
сурсы мозга. Созерцание характеризуется вполне определённой элек-
трической деятельностью мозга. В глубоких фазах этого состояния
активность организма, в том числе мозга, может снижаться до
некоего минимального, экспериментально нерегистрируемого
уровня. И, тем не менее, человек из такой стадии созерцания,
похожей на состояние смерти, способен без ущерба для себя возвра-
щаться в состояние бодрствования. Вполне возможно, что эти же
сверхресурсы в какой-то степени используются мозгом ежедневно в
стадию медленного сна – однако для достоверных суждений об этом
сегодня недостаточно фактического материала. В силу того, что в
созерцании человек может сохранить осознание реальности при
частично или полностью выключенных органах восприятии, а также
появления в глубоких фазах дельта-ритма, некоторые нейрофи-
зиологи, например, доктор наук В. Слёзин из Петербургского психо-
неврологического института им. В. М. Бехтерева, по аналогии с
медленным сном называют это состояние «медленным бодрство-
ванием».

Следующие два переходных состояния: созерцание -
бодрствование и созерцание – сон со сновидениями, - представляют
собой знакомые нам психические состояния. Область 1-4 пред-
ставляет собой состояние мозга, при котором одновременно задей-


Глава 2 Тайны «иного мира» и человека 56

ствовано и проявляется в реальной жизни сразу два состояния
сознания: бодрствования и созерцания. Это «идеальное» состояние, к
которому стремятся приверженцы наиболее развитых духовных
школ (в основном, буддийского толка), представляет собой гармо-
ничное сочетание двух способов восприятия реальности, двух
способов мышления. Реальный опыт свидетельствует, что мозг
человека способен одновременно совместить и организовать бескон-
фликтное функционирование двух типов психической организации.
И не исключено, что подобное функционирование мозга, и, соответ-
ственно, двойственное состояние сознание, является одной из
основных целей эволюции человека, как разумного существа.

Переходное состояние 2-4 представляет собой гармоничное
сочетание сновидений с созерцанием. Оно характеризуется неуправ-
ляемым волевыми усилиями сюжетом сновидения-галлюцинации, но
отчетливо вспоминаемым после просыпания присутствием созер-
цания в самом сюжете сновидения. Это состояние используется
адептами в продвинутых, развитых духовных школах для наращи-
вания и укрепления своих сверхспособностей в течение сна.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь