Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурная революция в Восточном Средиземноморье



С наступлением эры эллинской культуры знания об «ином мире»
и характер их распространения претерпели значительные изменения.
Если во II тысячелетии до нашей эры взаимодействие с «иным
миром» было уделом специально подготовленных магов и жрецов, то
в I тысячелетии до нашей эры эти знания буквально выплеснулись в
народ. Они становились все более и более доступны всем, кого они
интересовали. Это был период просвещения всех слоев населения
относительно устройства мироздания, в основу которого были
положены представления об «ином мире» и принципиальной
возможности партнерского взаимодействия с ним человека. В первой


Глава 4 История контактов с «иным миром» 134

половине I тысячелетия до нашей эры в регионе Восточного Среди-
земноморья стали появляться многочисленные учения и школы по
практическому освоению методов взаимодействия с «иным миром».

Многие из тех достижений эллинской цивилизации, которые
сегодня мы называем великими завоеваниями древнегреческой
культуры, в основном представляют собой различные формы
суждений о существовании «иного мира» и способностях человека
освоить приемы воздействия на него.

Во-первых, это древнегреческая мифология. Во-вторых —
культурная традиция так называемых таинств, или мистерий. И,
наконец, — древнегреческая философия.

Несомненно, главная роль в представлениях древних греков об
«устройстве и механизме» функционирования «иного мира» отво-
дится божественным идеям. Это был мир, населенный многочис-
ленными богами, олицетворяющими неведомые человеку законы
«иного мира» и управляющими материальной природой. Однако
несомненно и то, что человек мог вмешиваться в управление физи-
ческим миром с помощью собственной психики или ума.

В многочисленных мифах, имеющих корни догреческого проис-
хождения, очень часто выражаются «божественные» знания и описы-
ваются действия богов, подразумевающие конкретные знания и
действия людей. Подобный перенос сверхвозможностей людей на
способности богов, приписывание им тех знаний, которыми уже
владеет человек — не более чем методический прием, позволяющий
в более доступной форме выразить и описать собственные представ-
ления и догадки о сложнейшем устройстве и механизмах функциони-
рования «иного мира».

Весьма характерным в этом смысле является миф о первых похо-
ждениях молодого бога Зевса и приобретении им некоторых сверх-
возможностей.


135 Часть первая Сверхвозможности человека

Как-то раз Зевс встретил Метиду, которая у древних греков
означала «мысль» и олицетворяла такие стороны мышления, как
интуицию и интуитивное знание. Бог воспылал к ней страстью и
желанием овладеть ею. Метида принимала различные формы и
образы, чтобы скрыться от Зевса, но однажды бог все же настиг ее. У
Метиды вскоре должна была родиться дочь, но если она вдруг снова
забеременеет — от связи с Зевсом, то может осуществиться проро-
чество Геи. По нему у Метиды тогда родится сын, который свергнет
отца с божественного престола. Чтобы избежать опасности Зевсу
пришлось полностью заключить в себя, поглотить Метиду.
Оказавшись внутри бога, Метида время от времени давала ему
весьма полезные советы, основанные на ее провидческих и интуи-
тивных знаниях. Так по ее совету Зевс посетил свою семью и
упросил мать Рею поставить его виночерпием у отца Крона, не веда-
ющего о спасении сына, которого он сразу же после рождения
должен был проглотить. Затем Метида посоветовала подмешать в
медовый напиток отца соль и горчицу, превратив его в рвотное сред-
ство. Хлебнув напитка, Крон сначала изрыгнул камень, которым Рея
в свое время подменила новорожденного Зевса, а потом его прогло-
ченных сестер и братьев. Камень Зевс потом установил в Дельфах,
вблизи будущего знаменитого Оракула, предсказателя судеб людей и
мира.

Через положенное время плод в чреве Метиды созрел. Однажды
Зевс почувствовал нестерпимую головную боль, с которой сам не
смог справиться. На громкие вопли Зевса с небес слетел Гермес,
вестник греческих богов и проводник в «ином мире» и, поняв в чем
дело, упросил Гефеста, кузнеца и укротителя огня, взять инструмент
и расколоть Зевсу голову. Так из разума бога неба Зевса не без
участия богини-мысли родилась мудрость — Афина. Она, кроме
всего прочего, ответственна и за управление интуицией, наитием, то
есть способностью неосознанно воспринимать информацию подсо-
знания либо из «иного мира». Она же наделяет людей даром проро-


Глава 4 История контактов с «иным миром» 136

чества и владеет знаменитым щитом с изображением Медузы
Горгоны. Это изображение обладает огромной магической силой, то
есть возможностью воздействовать на физический мир. И это
понятно, ведь Медуза, младшая дочь божественных чудовищ
океанских глубин, может победить любого врага, лишь взглянув на
него, может превратить любое живое существо в камень, сосредо-
точив на нем свой магический взгляд.

Приведенный миф — не единственное свидетельство повы-
шенного внимания древних греков к проблемам приобретения
способности получать информацию из недр собственного подсо-
знания или из «иного мира» и магического воздействия на окру-
жающий мир. Для древнегреческого общества «мудрость»,
олицетворенная в богине Афине, была тождественна способности
проникать в «иной мир» и собственным разумом воздействовать на
природу. Поэтому совершенно не случайно термин «философия»,
возникший в пифагорейский период и дословно означающий
«любовь к мудрости», обозначал не только и не столько интеллекту-
альную деятельность по объяснению устройства мироздания. Это
прежде всего система взглядов на пути приобретения мудрости как
конечной цели изменения собственного сознания. Смысл переска-
занного мифа и множества ему подобных — в принципиальной
возможности с помощью разума с пользой для себя взаимодей-
ствовать с иным миром.
И читателя не должно смущать то обстоя-
тельство, что в качестве героев мифов фигурируют боги, а не люди.

Великий театр

Теперь нам станет понятна и близка та огромная роль, которую в
I тысячелетии до нашей эры играли мистерии. Именно посредством
этих ритуально-театрализованных спектаклей люди, принадлежащие
к самым разным слоям античного общества, приобщались к знаниям


137 Часть первая Сверхвозможности человека

о существовании «иного мира» и возможностям человека взаимодей-
ствовать с ним. Сценарии грандиозных представлений, разыгрываю-
щихся на подмостках всего Средиземноморского региона,
основывались на мифах, показывающих те или иные стороны «иного
мира» и условия сотрудничества с ним. В десятках мистерий были
представлены десятки мифов, в иносказательной форме отражающих
знания того времени о невидимом мире, являющемся основой окру-
жающей природы. Главная задача мистерий заключалась в том,
чтобы практически доказать существование «иного мира» и возмож-
ность взаимодействия с ним человека. Это достигалось различными
способами, в том числе и практическим опытом достижения таких
состояний сознания, при которых появляются галлюцинации, интуи-
тивные прозрения, сверхъестественные явления и неиспытанные
человеком до того эмоции и ощущения. Все они являлись свидетель-
ствами существования внечувственного мира, в который способен
проникнуть только человеческий разум.

В качестве примера можно привести самые знаменитые в
древности Элевсинские мистерии, которые проводились, по неко-
торым данным, с 1400 года до нашей эры. Они разделялись на
Малые и Великие. Первые праздновались ежегодно в дни весеннего
равноденствия в городе Агре. Великие Мистерии проводились один
раз в пять лет в дни осеннего равноденствия в греческом городе
Элевсин. И те, и другие были основаны на иносказательной трак-
товке широко известного из произведений Гомера мифа о богине
Деметре и ее дочери Персефоне.

В кратком изложении содержание этой прекрасной истории
следующее. Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала
маки. Из земной расселины появился бог подземного царства Аид и
умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Горе-
вавшая мать Деметра в отчаянии наслала на землю засуху и
неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием


Глава 4 История контактов с «иным миром» 138

Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к
матери, но насильно дал ей вкусить зернышко граната, чтобы
Персефона не забыла потусторонний мир и снова вернулась к нему.
Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть
года будет находиться в «ином мире», а только две трети с матерью.
Радость общения Деметры с дочерью возвращает земле изобилие.
Несмотря на то, что Персефона не по своей воле стала женой Аида и
оказалась царицей потустороннего мира, она мудро правит своим
царством, в которое время от времени проникают герои для совер-
шения подвигов. Например, она исполняет просьбы обратившихся к
ней. Очарованная волшебной игрой на лире и пением Орфея, она
отпускает из потустороннего мира Эвридику, которую, однако, не
удается вывести на свет, в материальный мир.

Малые мистерии выражали мысль о том, что душа человека,
психика может приобрести эмпирические знания о существовании
«иного мира». Это знание навсегда приобщает людей к сложному
миру двойственной природы. Однако, одновременное пребывание в
двух частях этого мира невозможно: в «ином мире» можно провести
только часть материальной жизни.

Перед началом посвящения в таинство, которое проходили
тысячи людей, обнаженного новичка ставили на шкуру животного,
принесенного в жертву. Он клялся, что только смерть разомкнет его
уста и что он никогда не раскроет тайны, которые ему будут сооб-
щены. Все действо, начиная с того, что оно происходило ночью,
сопровождалось впечатляющими ритуальными драмами,
призванными пробудить, инициировать необычные состояния
психики. После успешного прохождения жестоких испытаний с
ловушками, ужасами и опасностями, кандидат получал почетный
титул «мистес», то есть «видящий сквозь туман, мглу». Это означало
получение возможности доступа к более высоким истинам.


139 Часть первая Сверхвозможности человека

Современное понятие «мистик», обозначающее человека, обла-
дающего знанием о существовании «иного мира», несомненно,
имеет «мистериальное» происхождение.

Великие мистерии, к которым допускались только те, кто прошел
Малые, были посвящены матери Персефоны богине Деметре. С
помощью образных метафор они символизировали трудные пути
духовного поиска «иного мира». В них мисты приобретали практи-
ческие навыки взаимодействия с невидимым миром, имеющим опре-
деляющее значение для жизни человека и его благополучия.
Посвящение в тайны «иного мира» длилось девять дней, которые
символизировали девять месяцев внутриутробного развития чело-
века. В это время кандидату на «новое рождение» сообщались
конкретные рецепты и психофизические приемы для изменения
сознания с целью взаимодействия с «иным миром» или с теми
мирами, которые за него выдавались. Несомненно, широко использо-
вались наркотические средства, но рецепты большинства из них нам
сейчас неизвестны.

В Великих мистериях посвящаемый в таинства проходил ряд
помещений, которые последовательно принимали все более пышный
и блистательный вид. Этим символизировалось восхождение души
от низших миров к высшим или последовательная смена различных
состояний разума по мере приобретения соответствующего опыта.
Наконец он входил в сводчатую комнату, где стояла ярко освещенная
статуя богини Деметры. Здесь в присутствии высших жрецов,
одетых в богатые одежды, его посвящали в высшие секреты
духовной жизни, после чего нарекали «эпоптесом», что означает
«видящий непосредственно» и вручали священные книги вместе с
глиняной табличкой, на которой были записаны секретные
инструкции.


Глава 4 История контактов с «иным миром» 140

Из преданий известно, что это пышное представление часто
сопровождалось необычными психическими и сверхъестественными
явлениями. Многие из посвященных свидетельствовали, что видели
живых богов. Знаменитый древнеримский писатель II века Апулей в
своей книге «Золотой осел» следующим образом изображает сцену,
по-видимому, собственного посвящения: «Достиг я рубежей
смерти, переступил порог Прозерпины-Персефоны и вспять
вернулся, пройдя чрез все стихии; в полночь видел я солнце в
сияющем блеске, предстал пред богами подземными и небесными и
вблизи поклонился им»
.

Мифы и основанные на них Мистерии являлись, по сути дела,
вводным, ознакомительным курсом обучения широкой публики
знаниям об «ином мире» и возможностям взаимодействия с ним
человеческого сознания.

Западный путь к мудрости

Осмысление места «иного мира» в общей картине мироздания,
освоение и использование конкретных методов взаимодействия с
ним человека стали предметом другого вида человеческой деятель-
ности, известной нам сегодня под названием «философия». Тысяче-
летний период, начиная с VII–VI веков до нашей эры и до начала
господства христианской церкви в V веке нашей эры, ознаменовался
появлением большого количества философских школ. Они пропове-
довали практические пути достижения «иного мира» и объясняли его
устройство с собственных, иногда диаметрально противоположных
позиций. Это была практическая философия, которую мы сегодня
трактуем совершенно превратно.


141 Часть первая Сверхвозможности человека

Современные историки и философы воспринимают наследие
этих школ только как попытку представить себе и объяснить другим
устройство мироздания. В действительности, основным содер-
жанием древнегреческой философии были сугубо практические
вопросы воспроизведения религиозного опыта и психофизических
технологий взаимодействия с «иным миром».

Первым значительным, с точки зрения понимания взаимодей-
ствия человека с таинственным невидимым миром, представителем
древнегреческой философии был Пифагор (580–500 гг. до н. э.).
Именно он назвал Великий Путь к «иному миру» термином «фило-
софия», а конечный пункт этого Пути — Мудростью. Легенды утвер-
ждают, что Пифагор прошел более чем тридцатилетнее обучение в
храмах богини Исиды в египетском городе Мемфисе и бога Бэла в
городе Вавилоне в знаменитом Междуречье. Побывал он, якобы, и в
Индии.

Большое влияние на ученого оказало и Орфическое учение.
Свою единственную книгу, которую Пифагор считал самым важным
трудом своей жизни и, к сожалению, не дошедшую до наших дней,
он назвал «Священное слово Орфея».

Приобретенные Пифагором знания касались, прежде всего, могу-
щественных возможностей человеческой психики и методов их
пробуждения.

«Ваше собственное существо… полно бурь и несогласий. И
задача в том, чтобы осуществить в нем единство гармонии. И
лишь тогда Бог проникнет в вашу душу, и лишь тогда вы разделите
его власть…»
, — говорил первый философ своим ученикам. В этих
словах высказана вся глубина понимания божественного могущества
«иного мира» и препятствий к взаимодействию с ним. Это прежде
всего «бури и несогласия» чувств, ощущений, мыслей и желаний, то
есть спонтанная, хаотическая деятельность сознания. Задачей
любого человека является усмирение этих бурь, достижение


Глава 4 История контактов с «иным миром» 142

гармонии сознания с помощью определенных психофизических
упражнений, названных Пифагором безмолвием. Только тогда
человек становится подобным богу, приобретает черты сверхчело-
века. В его школе основным элементом обучения, продолжающегося
от двух до пяти лет, был курс «безмолвия». Точное содержание пифа-
горейского «безмолвия» сейчас трудно установить. Однако несо-
мненно, что это были определенные психофизические действия,
направленные на успокоение внутриумственных «бурь и
несогласий».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь