Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Изложение молитвы святого Ефрема Сирина




 

«Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми:

дух же целомудрия смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего:

яко благословен еси во веки веков. Аминь!»

Молитва эта излилась из облагодатствованного сердца одного из великих подвижников Божиих, которого вся жизнь была непрестанным сокрушением о своих грехах и всегдашним размышлением о любви и милосердии Божием к нам, недостойным. По Уставу Святой Церкви и мы молимся словами этой молитвы в дни Великого поста как во время, нарочито избранное для общего покаяния нашего и очищения совести каждого из нас перед лицом Всеведующего, Всеправедного и Всеблагого Бога. И кто из нас, внимая этим словам из уст пастыря Церкви и повергаясь за ним перед Господом, не ощущает в себе хотя некоторого сокрушения духа и умиления сердца? И святая Церковь отличила эту молитву особенным чиноположением. 1). Она читается ежедневно в собственные дни поста (то есть кроме субботы и воскресенья) и, притом, на каждом богослужении, следовательно, девятикратно в день, по числу девяти Богослужений Церковных. 2). Она читается не простым чтецом, но самим священником. 3). С ней соединены великие поклоны, совершаемые также по особенному чину, который в церковном уставе излагается так: "Когда настанет время быть великим поклонам, тогда каждый с воздеянием рук возводит свои душевные и телесные очи к Богу. Потом произносит молитву с умилением, страхом Божиим, а если обладает дарованием слез — то и со слезами, и молится молитвою святого Ефрема. «Господи и Владыко живота моего...» — стоя прямо, и неуклонно взирая к Богу душой и телом, и, оканчивая молитву, делает земной поклон. Затем, восстав от земли, принимает прежнее положение тела и молится, произнося вторую часть молитвы святого Ефрема: «Дух же целомудрия...» — и, окончив, опять делает поклон до земли. Потом снова восстает и произносит третью часть молитвы: «Ей, Господи Царю!..» — и по окончании ее делает еще земной поклон".

Проникнем же благоговейным вниманием в глубокий смысл этой умилительной молитвы и потщимся воспринять сердцем ее благодатное слово, излившееся от сердца святого подвижника, которого не напрасно Церковь именует проповедником покаяния.

«Господи и Владыко живота моего», о Нем же живем и движемся, и есмы! «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» Не дай мне, Господи, «духа праздности» в делах звания моего, — в краткие дни жизни моей, не попусти овладеть мною «духу усыпления» и лености, духу нерадения в великом деле спасения моего, и окаменению сердца, особенно в это святое время поста и покаяния; да не пройдут эти святые дни и ныне без всякой пользы для души моей, как уже столько раз проходили прежде! Не дай мне, отжени от меня дух уныния, когда я увижу нужду в обращении на путь жизни и стану чувствовать, как он тесен и прискорбен для тела и для духа моего, когда стану усматривать, сколь я удалился от пути спасительных заповедей Твоих; не дай, не попусти, чтобы разные помыслы овладели мною, подкрепи тогда надеждой на Твою помощь, дабы, побеждаемый отчаянием, я не уклонился с пути жизни на распутия смерти. Когда же при помощи Твоей я преодолею дух праздности и уныния и пойду по тесному и скорбному пути покаяния, — о! не дай мне тогда, удали от меня «духа любоначалия», да не паду от высокоумия и гордости, которая низвергла с неба одного из ангелов, и да не погублю плодов покаяния моего; прогони духа празднословия, да не согрешу языком моим, когда должен буду возвещать братии моей святое слово Твое или в часы молитвы возносить к Тебе глас благодарения и исповедания моего!

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Даруй мне, рабу Твоему, «дух целомудрия», дабы я мог побеждать им бесстыдный дух празднословия и осуждения брата моего и блюсти чистоту души и тела моего. Даруй мне, рабу Твоему, «дух смиренномудрия», дабы небесной силой его мог я низложить в себе дух гордости и любоначалия. Даруй ми, рабу Твоему, «дух терпения», дух кротости и мужества, дабы мне отражать им столь частые нападения расслабляющего духа уныния и лености. Когда станут против меня нужды и печали житейские, когда встречу сильные оскорбления от неправды или зависти человеческой, когда понесу потери, самые ощутительные для сердца, тогда, Господи, подкрепи меня, немощного, подай мне дух терпения и предохрани от ропота на людей и на Тебя, Всеблагого и Премудрого Попечителя и Промыслителя нашего. Когда болезни изнурят тело мое или внутренние смущения будут угнетать дух мой, когда немощи мои будут приводить меня к унынию и отчаянию, когда в служении Тебе ослабеет дух мой, и враг ополчится против раба Твоего, и закроет от меня свет жизни Твоей, и мрак обнимет существо мое, тогда, паче всего тогда, пошли силу Твою изнемогающему, даруй терпение с упованием и сохрани от отчаяния. Ты вся веси, Ты веси меру сил наших и не попускаешь искуситься нам паче, еже понести можем; но мы малодушествуем от слабости веры и надежды на Тебя, посему и молим Твою благость, — пощади маловерных и укрепи веру их, призри на колеблющихся духом и установи сердца в уповании на Твою неизмеримую любовь и неизреченную благопопечительность о нас, грешных. Наипаче же не лиши меня, раба Твоего, духа Божественной «любви» Твоей: Ты сам вечная любовь, и кто хочет пребывать в Тебе, тот в любви да пребывает. Посему-то нет добродетелей выше любви, по учению святого Апостола: она — не частная добродетель, а союз, верх совершенства. Господи, когда нет во мне чистой любви к Тебе и ближним моим, тогда я не сын Твой и не брат людям Твоим. Вем истину эту и ищу святой любви Твоей, научи меня прощать обиды, молиться за врагов моих, благотворить обидящим меня, благословлять клянущих меня и не воздавать никому злом за зло! Но Владыко живота моего! я не могу прейти от смерти к жизни, если Ты не даруешь мне и сей благодати Твоей, чтобы мог я зреть лишь «мои прегрешения», исповедать их со всей искренностью перед духовным отцом моим, который есть врач греховных язв моих, дабы мне получить через него духовное врачевство. Но и после этого я не могу «прийти от смерти в живот» (1 Ин. 3; 14), если Ты не даруешь мне благодати Твоей, чтобы «не осуждать мне братий моих», но прощать им от всего сердца согрешения их предо мною и не осуждать их за прегрешения их перед Тобою. Да и кто я, судяй ближнему моему? Если б мои мысли, мои чувства, мои побуждения, мои дела вдруг обличились передо мною, то прильнул бы язык мой к гортани моей, онемели бы уста мои и не скор бы я был не только на осуждение, но и на всякий суд о моем ближнем. «Ей, Господи Царю», не пощади самолюбия раба Твоего, а пощади душу его: «даруй мне зрети моя прегрешения», мою нечистоту и скверну, пробуди совесть мою во мне прикосновением благодати Твоей, и отжени от меня лукавый дух осуждения братии моей. О! Будь, Владыко живота моего, не только Владыкой, но и жизнью жизни моей, душой души моей и дыханием духа моего! Не для этого ли Ты и призвал меня к жизни, не для того ли ввел в эти святые дни поста, покаяния, исповеди и причащения, чтобы мне войти в жизнь Твою и жить уже для Тебя? Ей, Господи Царю, конечно, для этого!



Благословен убо Ты, Господи и Владыко живота моего, сотворивший меня и даровавший мне жизнь! Благословен Ты, Господи и Владыко живота моего, восстановивший меня по падении моем и обновивший жизнь мою водами пакибытия, баней Крещения! Благословен Ты, Господи и Владыко живота моего, не оставивший меня и ныне после толикократного падения, но врачующий мои язвы и обновляющий жизнь мою баней покаяния. Благословен Ты, любящий благословляющих, а не осуждающих. Благословен Ты ныне — в эти святые дни спасения и обновления моего, благословен Ты и во веки веков. Аминь!

 

Вход Господень в Иерусалим

 

За шесть дней до Пасхи Иисус Христос пошел из Вифании в Иерусалим. Поравнявшись с селением Вифсфагией, которое лежало при горе Масличной в смежности с Вифанией, Он останавливается и, подозвавши двух учеников Своих, говорит им: "Подите в это селение, которое прямо перед вами (в Вифсфагию); при входе в него вы тотчас найдете ослицу привязанную и с нею осленка, на которого еще никто не саживался; отвязавши, приведите ко Мне, и если кто спросит вас: для чего отвязываете? — скажите, что они надобны Господу, и тотчас отпустит их сюда". Посланные пошли и нашли ослицу, привязанную у ворот на перекрестке, и при ней осленка. Когда они начали отвязывать ослицу, чтобы вести ее с осленком, хозяева их сказали им: "Что вы делаете? Зачем отвязываете ослицу?" — Они отвечали, как им было приказано, то есть, что они надобны Господу, и те отпустили их. Между тем в Иерусалиме, вероятно, от сопровождавших Иисуса Христа через Иерихон, распространился слух, что Иисус идет во Иерусалим. Тогда многие из народа, пришедшего на праздник, взяли пальмовые ветки и пошли к Нему навстречу. Когда же привели к Иисусу Христу ослицу с осленком, ученики покрыли осленка одеждами своими и посадили на него Иисуса. Таким образом сбылось писанное в книгах пророческих: «Скажите дщери Сионовой: не бойся! се, Царь твой грядет к тебе кроток, сидя на младом осле, роз/еденном от подъяремным» (Ис. 62; 11. Зах. 9; 9). И когда Он ехал, многие из народа постилали одежды свои по дороге, а иные срезывали ветви с дерев и бросали их по дороге. Он поднимается наверх горы Масличной, откуда открывался вид на весь святой город. Тогда все множество учеников начали в радости велегласно хвалить Бога за все чудеса, какие они видели. Из народа, со всех сторон, и от тех, которые встречали, и от тех, которые сопровождали, послышались восклицания: «Осанна (помоги, Господи!) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно наступающее царство отца нашего Давида! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небеси, и слова в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних (помоги, Всевышний Боже!)». Тут некоторые из фарисеев, бывших между народом, сказали Ему: "Учитель, уйми учеников Своих". Но Он отвечал: "Я вам сказываю: если они замолчат, то камни возопиют". (То есть достоинство Мессии в Моем лице столь ясно доказано, что этого не в силах скрыть бесчувственная злоба.) — И когда Он спустился к городу, то, взглянув на него, заплакал о нем и сказал: "О, если бы ты хотя в этот день, тебе благоприятствующий, понял, что служит к благосостоянию твоему! Но вот, это скрыто от очей твоих] Придут на тебя дни, когда враги твои поднимут насыпь вокруг тебя, окружат тебя, стеснят тебя со всех сторон, разорят тебя до основания, побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог!" И когда Он вступил в Иерусалим, весь город пришел в волнение. Спрашивали: "Кто это?" — Народ говорил: "Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского". При этом случае бывшие с Ним прежде рассказывали, как Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Все спешили посмотреть на Чудотворца. Между тем фарисеи с укоризной говорили друг другу: "Видите ли, что вы не успеваете ничего? Смотрите, весь мир за Ним идет!" — Иисус Христос вступил во храм. Тут приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их. Первосвященники и книжники не выпускали Его из глаз и были невольными свидетелями Его чудес. Но когда дети стали повторять во храме восклицания, слышанные ими на пути от отцов, и начали взывать: "Осанна Сыну Давидову!" — они закипели негодованием и сказали Ему: "Слышишь, что они говорят?" — Иисус Христос отвечал: "Да! а разве вы не читывали: в устах юных и грудных детей Ты приготовил Мне хвалебную песнь?" (Ис. 8; 3)

(Из "Священной истории " протоиерея М. Богословского)

 

Чему учит нас верба?

 

В нынешний день мы, по уставу нашей Церкви, имеем обыкновение держать в руках древесные ветви и горящие свечи. Для чего это? — Этим мы воспоминаем торжественный вход Иисуса Христа во Иерусалим. Держа в руках ветви, мы как будто встречаем Иисуса Христа, как некогда встречал Его народ иерусалимский. Мы и сами, слушатели, некогда на самом деле будем встречать Иисуса Христа, только не таким, каким встречали Его иерусалимляне. Иерусалимляне видели в Нем кроткого Царя, сидящего на жребяти осли, а мы узрим Его, грядущего на облацех силой и славой многою, узрим Судией, страшным для нечестивых. И потому-то, держа в руках древесные ветви, мы воспоминаем и будущее наше воскресение, наше исшествие на сретение Судии, страшного для нечестивых. И посмотрите на эти ветви: они зимой были как бы мертвы, без жизни, но вот с наступлением весны они опять ожили. И мы умрем, и для нас наступит смерть, эта суровая зима, но придет наша весна, и мы опять оживем, и наше тело, истлевшее в земле, опять соединится с душой. Смотря зимой на дерева, и вообразить, кажется, не вообразишь, чтобы они могли опять ожить, зазеленеть; и, однако же, так бывает. Смотря на мертвых, опуская тела их в могилу, так и думаешь, что ты уже с ними простился на веки, и представить себе не можешь, чтобы истлевшее их тело когда-либо ожило, восстало и, однако же, так будет. Таков у Бога закон: Он тленное облечет в нетление и мертвое сделает бессмертным. Итак, держа в руках древесные ветви, мы выражаем то, что встречаем Господа Иисуса Христа.

Что же теперь значат горящие свечи? Для чего мы держим их в своих руках? — Этим мы показываем наше усердие к Иисусу Христу, наше пламенное желание встретить Его. Как у нас в руках горит свеча, так в нас сердце горит любовью к Иисусу Христу и желанием встретить Его. О, когда бы это было так! О, когда бы наши сердца так горели любовью к Иисусу Христу, как горят свечи пред святыми иконами! Но мы можем, слушатели, и теперь еще сретить Господа, и нам не нужно далеко выходить для сретения его: Он непрестанно при нас. Он непрестанно стоит при дверях сердца нашего. Но отворяем ли мы эти двери для Иисуса Христа, изъявляем ли желание встретить Его? Увы, двери нашего сердца все заперты, нас нет дома для Иисуса Христа: наше сердце полно забот о суете мирской, а для Господа в нем нет и места. И подлинно. Чем мы доказываем, что рады встретить Господа, грядущего в сердца наши? — Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, то некоторые из народа снимали с себя одежды и бросали на дорогу, по которой Господь проходил. Но мы, слушатели, что бросаем для Господа? Бросаем ли те свои удовольствия, которых Он не любит? Бросаем ли те свои дела, которые Ему неприятны? Что же пользы, что мы оставили праздник и пришли в храм этот? Что пользы, что величаем Христа, зовуще: Благословен грядый? — Нет, слушатели, если мы действительно желаем встретить Господа и иметь Его всегда в душах наших, то непременно должны бросить то, что Ему неприятно, и что мы слишком любим, любим до забвения Бога.

Христе, Спасителю наш! Ты все стоишь при дверях сердца нашего, Ты все ждешь от нас раскаяния. О, не удаляйся, подожди еще и еще, может быть, наконец, мы одумаемся, раскаемся! Аминь.

(Из поучений протоиерея Р. Путятина)

 

Плач на погребение Христово

Куда грядешь несомый, сладчайший Иисусе! Куда грядешь от нас, надежда и прибежище наше! Куда заходишь от очей наших, Свете наш! Как познаваешь запад свой, Незаходимое солнце!

Станьте носящие Того, Кто держит весь мир дланию! Станьте носящие Того, Кто понес греховное бремя всего рода человеческого! Станьте носящие Того, ради Кого остановились солнце и луна в течении своем, когда увидели Его на Кресте! «Не браните» нам, детям, «приходити» к Отцу, хотя уже и умершему, не возбраняйте чадам поплакать об общем для всех Родителе, Который породил нас Кровью Своею: дайте пролить хотя малые слезы из очей над Тем, Кто источил для нас из всего тела обильные потоки Крови Своей, а из ребра воду с Кровью!

О, что се вижу я, — видение страшное и ужасное! Что се вижу? Вижу то, чего от века не видали очи праотцев. Ибо кто, когда видел Бога обнаженного, биенного, тернием увенчанного, оцтом с желчью напоенного, гвоздями и копьем насквозь уязвленного и умершего? Ужаснися о сем, бояйся небо, и да подвижатся основания земли!.. Что это вижу? Вижу Бога бездыханным, Жизнодавца мертвым, свет померкшим, сладость огорченной, «краснейшаго добротою паче сынов человеческих вижу не имущем вида ниже доброты, но вид Его безчестен, умилен паче сынов человеческих!» Вижу Пречистое, Преблагословенное, от Пречистой Преблагословенной Девы неизреченно рожденное тело Христа моего все окровавленным, все изъязвленным, истерзанным, как вретище, от ног до головы не имеющим целости! Изъязвлена Пречистая глава, — глава, которая изобрела дивные средства для спасения человека, не имевшего никакой надежды к спасению, эта глава изъязвлена колючим тернием до мозга... Ныне видим сбытие слов Божиих, древле сказанных человеку: «проклята земля в делех твоих, терние и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3; 17, 18). Вот и возрастила земля окаянная терние на голову моего Иисуса!..

Потемнели очи, — очи, которые милосердно на всех призирали, любезно на всех смотрели, очи, от светлого взгляда которых радовались любящие Его, утешались печальные, обращались к покаянию грешные, эти очи теперь залиты кровью и слезами, закрыты смертностью! Потемнело лицо, — лицо пречистое, пресветлое или, лучше, Боговидное, которое на Фаворе сияло как солнце, когда просияла на Нем слава Божества: это лицо теперь приняло бесчестие, оплевание, крепкие удары рукой и все посинело... Сокрылась красота Твоя, о прекрасный, о прелюбезный! Смолкли пресладкие уста, исполненные горечи оцта и желчи, — уста, из которых изливались потоками небесной сладости слова, сладчайше меда и сота; умолк богоглаголивый язык; умолкла гортань Божественного гласа; на Слово Божие наложено молчание. Кто же утешит плачущих? Кто словом исцелит больных, воскресит мертвых? Кто скажет грешнице: «отпущаются ти греси твои мнози?» Изъязвлены руки, — руки, от прикосновения которых содрогалась смерть; руки, которые были целебным пластырем для всяких недугов; руки, в которых немного хлебов умножилось с избытком для насыщения многих тысяч народа, — эти руки насквозь изъязвлены острыми, железными, длинными гвоздями, от уз посинели; руки, создавшие человека, от человека же бесчеловечно измучены! — Изъявлены ноги, —ноги, ходившие по водам, как по суше; ноги, которые омыла слезами явная грешница и отерла волосами головы своей, и за то получила отпущение многим грехам своим; ноги, у которых кто удостоился бы быть подножием, тот был бы высшим во всем мире. И эти ноги также насквозь прободены железными, острыми, длинными гвоздями, «яко да омочится нога Его в крови!» — Прободены живоносные ребра Тому, Кто от ребра создал помощницу праотцу нашему, Адаму. Этот Небесный Жених зиждет ныне от ребра Своего возлюбленную Себе невесту, а нам любезную Матерь, — Церковь Свою Святую, искупленную Кровью Его, «да породит многие чада водой и Духом...» Два источника Господь источил от пречистых ребер Своих, — источник крови и воды: вода —для омовения нашего, кровь —для освящения нашего; вода — для утоления нашей жажды, кровь — для нашего исцеления. Жаждущие, грядите на воду, болящие душами и телами, приступите к спасительной Крови непорочного Агнца —Христа! Ибо не славой Его, «а язвой Его мы вси исцелехом...» Перед очами моими зрю Бога моего, язвами Своими как бы устами ко мне говорящего: "Я возлюбил тебя, возлюби и ты Меня. Ничего другого от тебя не требую, только любви, любви твоей ищу. Я ради тебя родился, ради тебя от юности был в трудах, ради тебя алкал, жаждал, постился, ради тебя пострадал, оцта и желчи вкусил, ради тебя распялся, принял сии язвы и умер. За все это я ничего не желаю получить от тебя, только да любиши Мя!" — «Возлюблю Тя Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое и прибежище мое!»

Итак, иду и я вслед Тебя вместе со всеми, о Иисусе — любовь, всякое желание побеждающая! Ты телом, а мы сердцами нашими да погребемся вместе с Тобою. Гробом Пречистому телу Твоему да будет гроб, а сердцам нашим да будут гробом и погребением Пречистые язвы Твои. Знаем, что Ты в третий день изыдешь из гроба, но сердца наши да будут неразлучны с Пречистыми Твоими язвами, пока мы не вселимся в гроб наш. Ибо что может быть вожделеннее для сердец наших, что любезнее, что сладостнее Пречистых язв Твоих, которые мы слезными очами созерцаем, устами, хотя и недостойными, любезно прикасаемся, сердцами сладко лобызаем?

(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.) Главная | Обратная связь