Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Где искать утешение в скорбях?



 

Где ж искать христианину утешения в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель, — но веровать, что Он и промышляет о нас Всесильною Своею десницей, и все устраивает для нас на пользу, хотя мы этого и не можем разуметь по дебелости нашего разума, помраченного мглою страстей наших, от нашего произволения в нас действуемых; а водимые страстями, и скорбь сильнее ощущаем. Святая вера наша учит нас, сколько нужно для нас скорби к снисканию будущей блаженной вечности. Она же доставляет нам и утешение; не сомневаюсь, что вы в жизни своей испытали разного рода увеселения, приятности, почитаемые людьми благополучием, но прочны ли они? Прошедшее — как сон, дело идет о настоящем, будущее неизвестно. Вы теперь скорбите, и принимаете скорби ваши посещением Божиим за грехи, — это чувство христианское, и вы можете найти в нем облегчение и утешение, — то есть, в сознании себя пред Богом виновными; раскаянием, сожалением, удалением от грехов и в покорности Его воле принять наказание для вечной вашей пользы. Не ослабевайте, но умножайте веру вашу, и утешайте себя надеждой на милосердие Божие! Верой ищите укрепления в слове Божием; оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение; оно учит нас, что «егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12; 6). Слово Божие говорит, что пространный путь и широкие врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкие врата — в живот вечный, и паки: «горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам смеющимся; яко возрыдаете». А, напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды (Лк. 6; 20-26); потом притчей о богаче и убогом Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорбями и страданиями, подобно Лазарю, приобретают оные (блага), и еще то, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Видите, что вы не оставлены Богом, но по любви Его наказуетесь; и ежели находились на пространном пути, то Он невольно вас сводит на прискорбный, ведущий в жизнь вечную. Принимайте это с верой и надеждой и приносите Господу благодарение за неизреченное Его к вам милосердие, от этого получите в несении ваших скорбей облегчение и утешение, а ежели будет воля Господня, то и совершенное от них освобождение.

44. Душе моя, восстании!

 

Восстань, душа моя, спавшая доныне во грехе, отряси сон свой, спеши и в покаянии ищи прибежища; и Правдивый умилостивится, может быть, слезами твоими. Ежечасно проливай пред Судьей слезы сокрушения о срамных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои... Сугубо плач о себе, чтобы Правдивый и услышал тебя, и примирился с тобой. Увы, душа моя! Зачем не радеешь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии проводишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что станешь отвечать в оправдание свое, представ престолу Страшного Судии? Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достояние твое, а ты и не разумеешь того! Вострепещи, несчастная, и ужаснись мучений, какие сама себе приготовила ты! Плачь о себе, сообщница нечистых сил, потому что повсюду с тобой пойдет вечный огонь... Глубоко погрязла ты в похотях и никогда не изникала из них. Терниями и волчцами заглушены помышления твои, и не принесла еще ты плодов покаяния. Страсти обуревали тебя, как волны, и потопили корабль твой в море грехов. Никогда не приводила ты себе на память того дня, который подвергнет испытанию все сокровенное. Что будешь делать, когда приведет тебя в трепет глас, требующий, чтобы шла ты в сретение Жениху? Свет очей твоих померкнет и исчезнет — и останешься ты вне с юродивыми девами. Запасайся елеем (добрых дел), бедная душа, пока есть еще время к оправданию! Проси себе оставления грехов вместе с блудницей и слезами своими врачуй язвы свои! Отверста еще дверь покаяния, войди, очистись от скверн своих! Ты, желающий спасения сынов человеческих, пощади душу, удалившуюся от Тебя! Прими ее, Господи, с обычною Тебе милостью. На праведном Суде щедроты Твои да покроют меня, грешного, и да избавят меня от мучения. Ты, оставляющий грехи и милующий туне, прости мне душевные прегрешения на праведном Суде! Славословие Тебе от заблудивших, которых собрал и привел Ты к покаянию!

(Из творений преподобного Ефрема Сирина)

«Что спиши? »

 

«Душе моя, душе моя», — ты, которая у меня одна, так что если потеряю тебя, то лишусь всего, — ты, которая будучи создана по образу Божию, по тому самому уже превыше всего мира и даже по падении твоем искуплена драгоценною Кровью Сына Божия, и предназначена к вечному блаженству с Богом на небе, — «душе моя, душе моя, что спиши! » Для чего забываешь свою природу и достоинство и так жалко отдаешь себя в рабство плоти и крови, — в плен миру и диаволу, врагам твоим? Зачем, созданная служить Богу живу и истинну, кланяешься до земли всякому кумиру страстей? Зачем, предназначенная к вечности, расточаешь безумно и время, и таланты, тебе вверенные, на суету, не помышляя об ожидающем тебя за все это отчете? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши! » Тут ли спать, когда пред тобою небо и вечность с разверстыми вратами? Тут ли спать, когда за тебя сражается небо с адом, когда всезлобный враг назирает все пути твои, напрягает все силы свои, чтобы настигнуть и поглотить тебя на веки? «Душе моя, душе моя, восстани! ». Отряси сон от веждей твоих и обрати их на себя самую и на твое великое предназначение! «Восстани! » — сбрось постыдные узы злых навыков, коими, как пленница, привязана ты к земле и тлению! Восстани и посмотри, как все ожидает твоего пробуждения: ожидает Ангел-хранитель, дабы не всуе находиться при тебе и не плакать безутешно о твоем ожесточении во грехе, ожидает Церковь Божия, дабы начать врачевать тебя своими молитвами и таинствами, ожидает совесть, дабы вести тебя по стезям правды, ожидает сама смерть, давая место покаянию, дабы не восхитить тебя со грехами твоими перед страшным Судом Божиим...

Ты спишь, бедная душа моя, а время благодати и помилования течет и уходит невозвратно! Ты спишь, а бремя грехов твоих растет и множится без числа и меры! Ты спишь, а враг твой не дремлет и опутывает тебя с ног до головы новыми сетями! Ты спишь, а Ангел смерти грядет, и конец твой приближается! Приблизится, настанет, застигнет, поразит, и что будет тогда с тобою? Помогут ли тебе блага земные, для собирания коих забывала ты Бога и жертвовала всем? Защитят ли тебя от гнева Божия легкомысленные друзья и клевреты, с которыми ты проводила и губила время? Ах, тогда-то узнаешь во всей силе, как праведно говорили тебе, что «никая польза человеку, аще приобрящет весь мир, и погубит душу свою! » (Мк. 8; 36). Познаешь, — но что выйдет из сего познания? Одна скорбь лютая, одно смущение и отчаяние: «и имаши смутитися! » «Смутитися» и от прошедшего, которое предстанет тебе со всеми грехами и нечистою жизнью твоею, — «смутитися» и от настоящего, которое будет исполнено ужаса, мук, смертных и отчаяния, — «смутитися», наконец, и от грядущего, которое, так долго забываемое, отвергаемое, явится пред тобою во всем грозном и низлагающем величии своем...

Душа падшая, душа пленная, душа погибающая, пробудись от своего нечувствия и познай, — кто ты? Грех и страсти унизили, ослепили, подавили, умертвили тебя, но ты и теперь дороже всего видимого мира, ибо ты — одушевленный образ Божий. Сама по себе ты не можешь и подумать о том, чтобы сразиться с жестоким врагом твоим и разорвать узы, на тебя возложенные, но у тебя есть всемогущий Заступник, Который может «связать крепкого» (Мф. 12; 29) противника твоего, разрушить все твердыни его и преподать тебе все средства к возврату в отечество. Предай себя Ему, — и невозможное сделается возможным. Как бы ни были тяжки и велики грехи твои, хотя бы чернотою твоею ты походила на самого духа злобы, — все исправится, все убелится, все просветлеет, и ты паки сделаешься таким существом, в коем будет почивать Сам Бог...

Для чего же, бедная душа моя, ждать нам с тобой беспечно нашей погибели? Для чего, смежив умные очи, идти всю жизнь к пропасти адской? Что мешает нам остановиться, подумать и возвратиться вспять, когда еще есть время к тому? «Душе моя, душе моя, воспряни убо! » Раскрой глаза и поднимись с греховного ложа, стань на путь закона Господня и простри руки к добру, решись служить Богу живу и истинну, как ты служила доселе идолам страстей, а все прочее уже готово к твоему спасению. Готово Евангелие для вразумления тебя во всех случаях жизни, готова драгоценная одежда заслуг Христовых для прикрытия твоей духовной наготы, готово Тело и Кровь Сына Божия для насыщения твоего глада, готов елей и бальзам для уврачевания твоих ран, готова всемогущая благодать Духа Святого для подкрепления твоих слабых сил, готов самый венец для увенчания твоих малых подвигов. «Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог! » Слышишь ли, как Он гласом Евангелия вещает с пренебесной вечери Своей: «и еще место есть! » (Лк. 14; 22). — Это место для нас с тобою, душа моя! Поспешим же сделаться его достойными, пока не наступила полночь, не затворились двери чертога, не угас елей во светильнике нашей жизни! Аминь.

(Из сочинений преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического)


Поделиться:



Популярное:

  1. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  2. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  3. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  4. Авторы Библейской Концепции заложили мысль о «десятине» и терпимости, потому что знали, где десятина, там рабство и без терпимости никак нельзя.
  5. В утешение родителям, скорбящим о потере детей
  6. В школе, где ты учишься, преподают предмет “Экология”?
  7. В. Руководитель. ЛПУ, где выявлен больной
  8. Вам предстоит войти в свою собственную уединенность, в свою собственную субъективность, в самый центр своего существа, где ничто не шелохнется и все абсолютно неподвижно.
  9. Взаимосвязь программ есть принцип совершенных установок бытия, где параллельность развития объёмов сохраняет и содержит ряд прогрессий с общим объединяющим коэффициентом существования.
  10. Воскресение мёртвых: как, где, когда, и зачем?
  11. Вы намерены повернуть налево. Где Вы должны остановиться, чтобы уступить дорогу?
  12. Выемка-следств.действие,состоящее в изъятии опр-ых предметов и документов,имеющих значение для УД,если точно известно где и у кого они находяться.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь