Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Время на изложение своих мыслей




Убедитесь, что вашу речь можно изложить за отведенное время, не сбиваясь на скороговорку в заключительной части.

Сложные сообщения требуют примерно на 25 процентов больше вре­мени, чем получалось на репетиции. Это значит, что для произнесения ре­чи, репетиция которой заняла 12 минут, на самом деле потребуется 15 ми­нут.

Какова должна быть длительность речи? В этом вопросе у профессио­нальных лекторов и составителей речей, похоже, обнаруживается полное согласие. Наиболее эффективными являются 20 минут выступления — средний промежуток времени, когда человек сохраняет внимание — плюс десять минут для ответа на вопросы.

В эти 20 минут входят:

Общее вступление (2—3 минуты). Как отмечалось ранее, эта часть должна привлечь внимание аудитории, создать атмосферу доверия и рас­положения, а также предварить основную часть речи.

Это нелегкая задача, но справиться с ней можно, если избегать бес­связности, опускать не относящиеся к теме комментарии и приступать прямо к делу.

Вот пример такого вступления, взятый из речи председателя совета ди­ректоров «Липинкотт & Маргулис инк.» Клива Чейджета, который высту­пил с основным докладом на конференции «Общение как фактор повы­шения эффективности работы»:

«Стоящий перед нами вопрос заключается в том, каким обра­зом общение устраняет барьеры на пути повышения внутрикорпо­ративной эффективности.

Прежде чем пуститься в рассуждения по этой довольно обшир­ной теме, я хотел бы сузить предмет рассмотрения до пяти барье­ров, которые являются одновременно важными и уязвимыми. Важ­ными — в смысле их влияния на деятельность организации. Уязви­мыми — потому что при правильном подходе и выборе верных средств коммуникации можно коренным образом изменить ситуа­цию.

Прежде чем рассматривать каждый барьер по отдельности, при­ведем их перечень. Вот они:

• Барьер несоответствия ощущения и реальности.

• Барьер доморощенных ошибочных представлений.


• Барьер провинциальных комплексов.

• Барьер начального сопротивления.

• И в некотором отношении самый сложный из всех — барьер не дальновидного равнодушия».

Обратите внимание, что оратор привлекает внимание слушателей задавая вопрос, а затем пробуждает интерес аудитории, предварительно описывая предмет рассмотрения повторяющимся определением «барьер».

Как будет показано в следующей главе, повторение — это мощный и известный издавна ораторский прием, который способен оказать вам большую помощь в попытке овладеть вниманием аудитории.

Если вы хотите начать с шутки или анекдота — пожалуйста, только убедитесь, что они имеют отношение к теме и помогают создать нужную для вашего сообщения атмосферу.

Основная часть сообщения (14—16 минут)

Заключение (2—3минуты). Как указывалось выше, эта часть должнасодержать повторение основных положений вашей речи и сосредотачиваться на отклике, который вы желали бы получить от аудитории.

Хорошее заключение сформирует у ваших слушателей четкое представление о цели вашего сообщения, а также о том, что они могут или должны делать дальше.

Ловушка 6: Недостаточное количество вспомогательного материала

Эффективное сообщение должно быть подобно айсбергу, когда большая часть информации скрыта и не видна вооруженным глазом. По возможности собирайте в три или четыре раза больше информации, чем действительно необходимо для обоснования ваших ключевых положений. Глубокое знание предмета поможет вам тремя способами:

• Укрепит уверенность в себе и снимет волнение.

• Облегчит выступление без подготовки и снизит шансы столкнуться с аспектом, выходящим за границы ваших знаний.

• Снизит вероятность того, что вы забудете ключевые положения своего сообщения.


Знание аудитории, полученное в результате исследований, играет важ­ную роль в выборе типа и объема требующегося вспомогательного мате­риала. Прежде чем принимать решение о включении в сообщение подоб­ной информации, спросите себя:

• Имеет ли она отношение к теме?

• Точна ли она?



• Надежна ли она?

• Нова ли она?

• Беспристрастна ли она?

• Типична ли она?

• Приемлема и значима ли она для аудитории?

Вспомогательный материал следует использовать только тогда, когда он отвечает всем этим условиям.

ПОСЛЕДНЯЯ ПРОВЕРКА

Прежде чем излагать свое сообщение, проверьте ответы на следующие вопросы.

ЧТО я собираюсь сказать?

Убедитесь, что вы в полной мере понимаете материал и тщательно об­думали выводы, которые должны быть логичны и подтверждены фактами,

ЗАЧЕМ я собираюсь это сказать?

Каковы ваши намерения и цель? Как вы узнаете, добились ли вы своего?

Является ли ваше сообщение достаточно важным и интересным, чтобы отвлекать людей от работы?

КТО будет меня слушать?

Оцените предполагаемую аудиторию независимо от того, будет это один человек или тысяча. Проверьте, отвечает ли ваш выбор стиля их ожиданиям и опыту.

Обращаясь к большой группе людей, вы ни в коем случае не долж­ны проявлять пренебрежение к большинству, ставя своей целью наимень­ший общий знаменатель. Точно так же нет смысла передавать сообщение, которое будет понятно только абсолютному меньшинству присутствую­щих.


Наиболее эффективные и успешные ораторы обладают способностью преподносить сложные вопросы так, что они становятся понятными большинству — или даже всей — аудитории.

СКОЛЬКО людей будут меня слушать?

Размер аудитории повлияет на стиль общения. В случае маленькой группы подход может быть более интерактивным и менее официальным, чем при большой аудитории.

А теперь ответьте на шесть контрольных вопросов.

1. Логична ли структура моего сообщения? Есть ли у него начало, середина и конец?

2. Составлено ли оно таким образом, что мне будет легко и удобно его излагать? Избежал ли я слов и фраз, которые будет трудно произнести (особенно при эмоциональных нагрузках, возникающих во время общения с большой аудиторией) или сложно понять?

3. Подкрепляются ли мои предложения точными фактами и цифрами!

4. Поймет ли моя аудитория используемые термины? С особой осто­рожностью нужно подходить к акронимам, специальным терминам, жар­гону и иностранным выражениям,

5. Является ли каждое слово в моем сообщении правильным и точным?

6. Приводит ли мое сообщение к четкому и запоминающемуся выводу!

Потренируйтесь использовать содержащуюся в данной главе информацию, либо анализируя один из последних своих докладов, либо упражняясь в составлении нового. Помните, что каждое использованное слово должно работать на вас. Здесь нет места избыточности.

В случае важного сообщения, например, речи, которую вам предстоит произнести на конференции, отрепетируйте выступление перед небольшой аудиторией, которая позволит получить объективную и честную обратную связь. Для этого постарайтесь выбрать людей, опыт и знания которых совпадают с опытом и знаниями предполагаемой аудитории, Будьте открыты, серьезно воспринимайте любую критику и при необходимости, внесите изменения в текст своей речи.


ГЛАВА 6

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СЛОВ

«Вообще говоря, чем короче слова, тем лучше, но самые лучшие — это те, что проверены временем».

Сэр Уинстон Черчилль

Ораторское искусство, определяемое в Оксфордском словаре как уме­ние использовать речь, чтобы убедить или оказать влияние на других, впервые стало развиваться древними греками и римлянами из исключи­тельно практических соображений.

Поскольку в Древней Греции не было адвокатов (остановитесь, чтобы отдать дань восхищения их здравому смыслу), афинские граждане, кото­рые хотели предъявить обвинение или сами обвинялись в чем-либо, были вынуждены самостоятельно излагать свое дело перед состоящим из таких же горожан жюри присяжных, жюри, которое иногда насчитывало до 1500 человек.

Чем красноречивее был оратор, тем больше было у него шансов убе­дить сограждан в своей правоте и выиграть дело.

Овладеть ораторским искусством было также важно для тех, кто стре­мился к власти, поскольку лидерство в афинском собрании почти полно­стью зависело от способности убедить других. Перикл (490—429 годы до нашей эры), с именем которого связывается целая эпоха, получил и удерживал власть не с помощью ур­ны для голосования, а благодаря своим выдающимся ораторским способностям.

Тот факт, что одни ораторы пользуются большим успехом, чем другие, возбудил любопытство некото­рых греков, которые решили выяснить, что именно делает человека искусным оратором. Они быстро оп­ределили, что способ изложения своих мыслей не ме­нее важен, чем содержание сообщения.

Это открытие привело к появлению первых сочи­нителей речей, таких, как знаменитый греческий оратор Лисий (458—380 годы до нашей эры) и Антифон из Рамнии (430—411 годы до нашей эры), которые не только использовали свое искусство, чтобы «озвучи-


вать» менее одаренных ораторов, но также обучали их наиболее эффективным способам изложения своих мыслей.

Одним из тех, кто тщательно изучал созданные греками и римлянами риторические приемы и тщательно следовалим, был Уильям Шекспир Он не только один из величайших драматургов мира, но и искусный составитель речей, 31 959 из которых содержатся в его 37 пьесах.

Сам актер, Шекспир писал больше для уха, чем для глаза, выбирая слова, которые были способны заставить слушателей смеяться и сердиться, испытывать страх или печаль.

В трагедии «Юлий Цезарь» Шекспир описывает те качества, которыми, по его мнению, должен обладать любой искусный оратор. После убийства Цезаря Марк Антоний объясняет толпе, что он не оратор, а «человек открытый и прямой», лишенный умения при помощи красноречия склонять людей к каким-либо действиям:

«Нет у меня заслуг и остроумья, Ораторских приемов, красноречья, Чтоб кровь людей зажечь».

В шекспировские времена «остроумье» означало мудрость или интеллект. «Красноречье» — это выбор и использование словаря, а «заслуги» это характер и репутация оратора.

И, наконец, «ораторские приемы» обозначают стиль изложения, есть манеру, в которой оратор преподносит свои мысли слушателям.

Вам может показаться, что ораторское искусство имеет мало общей теми сообщениями, которые вам приходится передавать, — в беседах од на один, во время собраний, в зале для совещаний или на конференциях. Правда же заключается в том, что современные ораторы на свой страх и риск игнорируют древние правила риторики. Но это не исторические реликты, а мощные стилистические инструменты, использующиеся великими ораторами и писателями на протяжении столетий. Сегодня эти приемы остаются такими же действенными и эффективными, как и 2000 лет назад.

Воспользовавшись ими, вы получите возможность более захватывающе и убедительно изложить свои мысли.

Ораторские приемы делятся на две категории:

• Фигуры речи

• Структурные фигуры


ФИГУРЫ РЕЧИ

К трем наиболее распространенным фигурам речи относятся:

• Сравнения

• Метафоры

• Аналогии

Сравнения

Их используют для того, чтобы сравнить различные объекты, заявляя об их «похожести».

К примеру, в «Зимней сказке» Шекспир использует эту фигуру, чтобы сравнить нежность руки с перьями птицы: «Она нежнее пуха голубки мо­лодой...».

А вот как современный оратор применяет тот же прием, чтобы доба­вить немного юмора в свое сообщение:

«Быть у власти в наше время — это все равно, что быть ближай­шим пожарным краном к собачьему питомнику. Вы знаете, что они в случае опасности должны обратиться к вам, однако сносить эти ежедневные оскорбления очень трудно».

Метафоры

Этот прием утверждает похожесть двух объектов при помощи описа­ния одного из них в терминах другого — как в словах Макбета: «Что жизнь? — Тень мимолетная...».

Более сложная метафора содержится в первых строках пьесы «Ри­чард III»: «Зима тревоги нашей».

Этим сочетанием слов Шекспир дает понять, что поскольку зима — са­мое холодное время года, то и смута является самым «холодным» из ду­шевных состояний человека.

Метафора — это очень мощный ораторский прием, поскольку она по­могает слушателям, не являющимся специалистами в данной области, по­нять вашу аргументацию, сравнивая ее с тем, что им известно.

Вот как исполнительный вице-президент американской ассоциации врачей доктор Джеймс Тодд использовал театральную метафору, чтобы передать свою озабоченность политикой индустрии страхования:


«Я представляю себе реформу здравоохранения в виде трехактной пьесы.

Первый акт уже закончился. Он содержал множество пустых слов, и это всего лишь бурное начало.

Теперь поднялся занавес второго акта, и вам достаточно включить вечерние новости, чтобы получить представление о существующей неразберихе и полярности мнений. Все пытаются переписать текст пьесы, и у меня создается впечатление, что до окончания этого акта на сцене прольется много крови.

Но финал — третий акт — неизбежен. От реформы здравоохранения зависит, какой войдет медицина этой страны в следующее столетие. Итак, декорации расставлены, и действие начинается»!

Хотя и сравнения и метафоры подчеркивают сходство между различными объектами, но иногда для усиления эффекта эти приемы объединяются, как в этом отрывке из «Двенадцатой ночи» Шекспира:

«О, музыка, ты пища для любви! Играйте же, любовь мою насытьте».

Аналогии

Этот прием описывает сходство объектов, как, например, в «Генрихе V», где Шекспир составляет целую речь, в основу которой положена идея, что разделение функций, полномочий и ответственности можно найти во всех организованных обществах:

«Недаром в государстве

Труды сограждан разделило небо, Усилья всех в движенье привело, Конечной целью смертным указав Повиновенье. Так трудятся пчелы, Создания, что людную страну Порядку мудрому природы учат».

Детальное сравнение сообщества пчел с человеческим обществом позволяет ему продемонстрировать, что у них есть много общего.

Сравнивая неизвестное с известным, аналогия помогает слушателям понять смысл тех идей, которые в противном случае показались бы им необычными.

В приведенном ниже отрывке речи вице-президент корпорации «Мак-


доннел-Дуглас» Роберт Робертс сравнивает необходимость вдохновен­ного партнерства в аэрокосмической индустрии с совместной работой ученых, которая помогла справиться с кризисом во время полета «Аполло­на 13»:

«Через несколько минут после того, как Джим Лоуэл и его товарищи завершили сеанс телевизионной связи, они услышали громкий хлопок. Взорвался один из двух баков с кислородом в кормовом вспомогательном отсеке.На пульте управления загорелись красные аварийные лампочки, указывая на опасные неполадки в системе жизнеобеспечения. Одновре­менно космический корабль начал вибрировать и вращаться по мере того, как газ выходил из оставшегося кислородного бака.

Именно удивительное устранение смертельно опасной ситуа­ции и сделало полет «Аполлона 13» таким запоминающимся. По­добно эвакуации английских солдат из Дюнкерка во время Второй мировой войны, происшествие с «Аполлоном 13» может служить примером вдохновенной совместной работы и творчества в поис­ках единственного выхода из катастрофической ситуации.

Повторюсь, что, по моему мнению, мы находимся в тяжелом положении, которое потребует от всех нас экстраординарных уси­лий.

В сложившихся обстоятельствах нам не требуется немедленных действий, как во время кризиса на «Аполлоне 13». Но тем не менее мы столкнулись именно с кризисом. Обнаружились крупные непо­ладки в «системах жизнеобеспечения», отвечающих за превосход­ство США в военном и гражданском освоении космоса».

При составлении своих речей используйте эти три фигуры речи: срав­нение, метафору и аналогию, — чтобы добавить ясности, образности и си­лы своим идеям.

СТРУКТУРНЫЕ ФИГУРЫ Аллитерация

Этот прием связывания слов с одинаковыми звуками или буквами мо­жет оказаться очень эффективным, если им не злоупотреблять. Аллитерирующие звуки часто используются в поэтических произведениях.

Аллитерация дает возможность подчеркнуть отдельные слова и создать ритм, который завладевает вниманием слушателей и усиливает действие


ваших слов. Но остерегайтесь использовать эту фигуру слишком часто ил» слишком долго, поскольку она быстро становится узнаваемым «трюком», который отрицательно влияет на серьезность и ослабляет действие вашего сообщения.

Эпистрофа

Этот прием усиливает ваше сообщение при помощи повторения слов или фраз в конце каждого следующего предложения. Поскольку аудитория слышит повторяющиеся слова последними, эпистрофа может быть использована для стимуляции запоминания фразы посредством эффекта новизны, который рассматривался выше. Вот отрывок из надгробной речи Марка Антония из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»:

«А Брут ведь благородный человек, И те, другие, тоже благородны...

Но Брут назвал его властолюбивым, А Брут весьма достойный человек...»

Риторические вопросы

Эти вопросы задаются не для того, чтобы получить ответ, а для того, чтобы подчеркнуть определенные моменты речи. Шейлок в «Венецианском купце» Шекспира использовал именно этот прием, вопрошая:

«Разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей?.. Если нас уколоть — разве у нас не идет кровь? Если нас пощекотать — разве мы не смеемся. Если нас отравить — разве мы не умираем? А если нас оскорбляют — разве мы не должны мстить?»

Напрямую обращаясь к слушателям и заставляя их размышлять над содержанием вашего сообщения, риторические вопросы позволяют вам овладеть вниманием аудитории и удерживать его. Ниже приводится отрывок из выступления Джона Макграта, директора департамента менеджмента и маркетинга Национальной лаборатории Аргонны, который может служить превосходной иллюстрацией применения этого приема.

Указав, что инженеры подобно врачам и юристам скрывают «свою способность разговаривать на обычном английском, чтобы получить разрешение на занятия практикой», он продолжает:


«То же самое можно сказать о высшем административном пер­сонале. Не подлежит сомнению, что большинство руководящих ра­ботников высшего звена заслуживают своих должностей. Верно и то, что они необыкновенно умны и решительны. Но на публике они теряются.

Ну и что из того?

Почему это должно нас беспокоить? Почему это должно беспо­коить высший руководящий персонал? Если они приносят сущест­венную прибыль, что из того, если они не особенно обаятельны и убедительны на собраниях клуба «Ротари»?»

Триады: Сила тройки

«Неодушевленные предметы с точки зрения науки можно разделить на три категории: те, которые не работают, которые ломаются и которые теря­ются». Шутливая фраза обозревателя «Нью-Йорк таймс» Рассела Баркера может служить иллюстрацией самого распространенного и мощного из всех ораторских приемов — триады.

Используя силу тройки в своем сообщении, вы получаете возможность:

• Поставить акцент и внести драматический эффект.

• Сделать ключевые положения легко воспринимающимися и более за­поминающимися.

• Передать важные идеи более четко, разбивая длинные куски текста на более короткие и лучше усваиваемые блоки.

Триада предполагает группировку трех слов, фраз или предложений, например, «гип-гип, ура!», «внимание, приготовиться, марш!» или «при­вет, привет, привет».

Такое разбиение позволит вам укрепить, подчеркнуть или усилить лю­бое сообщение, как простейшее, так и самое сложное.

Знаменитая триада, известная каждому американскому школьнику, содержится в геттисбергской речи Авраама Линкольна: «Это правительст­во народа, из народа, для народа». Однако, несмотря на то, что слова Лин­кольна нашли отклик во всей современной американской истории, его благородные чувства были неоригинальны.

За тридцать лет до него Униатский священник Теодор Паркер опреде­лил демократию как «правительство всего народа, из всего народа, для его народа».


А двадцатью годами раньше в речи американского юриста и государственного деятеля Дэниела Вебстера прозвучали такие слова: «Народное правительство, которое создано из народа, для народа и которое ответственно перед народом».

Но и Вебстер не может претендовать на авторство этих слов. За четыре года до его выступления в первом романе будущего английского премьер министра Бенджамина Дизраэли «Вивиан Грей» содержалась такая фраза: «Основу власти составляет вера — и мы отвечаем за ее укрепление, что все выходит из народа и должно существовать для народа».

Но даже замечание Дизраэли вряд ли можно считать первоисточником. За пять столетий до него английский проповедник Джон Уайклин сказал почти то же самое: «Это Библия правительства народа, из народа, для народа» (предположительно 1382 г.).

Приводя эти примеры, я не старался преуменьшить значение слов каждого из этих непохожих друг на друга ораторов, а всего лишь пытала проиллюстрировать тот факт, что сила триады известна профессионала на протяжении многих веков.

Многие утонченные примеры триад можно найти у Шекспира. Вот, например, отрывок из «Макбета»:

«Что жизнь? — Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем!»

Обратите внимание, как Шекспир выразил усталость и неудовлетворенность жизнью своего героя, использовав сильную тройную метафору Макбет считает свою жизнь не более прочной, чем тень, такой же краткой, как театральное представление, и такой же бессмысленной, как речь глупца.

Триада — действенный прием для окончания сообщения, но она может быть эффективной в любой момент, когда требуется подчеркнуть ключевые положения своей речи, как это сделал У.Х. Кроум Джордж, глава американской алюминиевой корпорации:

«Не технология, не наука и, разумеется, не менеджмент является врагами старых ценностей, традиций и культуры.

С первобытных времен простейшая технология, к примеру, служила поддерживающей силой для культур, которые существовали на протяжении столетий.


Копье, сеть, плуг, ткацкий станок и многие другие технологии давали древним культурам силу, позволявшую им выжить. Совре­менная технология — освобождая дух человека от гнета древних житейских забот — является слугой, а не хозяином наших убежде­ний. Находясь на переднем краю, менеджеры должны терпением и пониманием, настойчивостью и мужеством снимать страхи, пре­одолевать неправильные представления и бороться с неосознан­ным искажением того, что может принести нам организованный прогресс».

Сочетание триад и парных элементов также может дать сильный эф­фект, как это было продемонстрировано в выступлении Говарда М. Лава из американской стальной корпорации на собрании делового клуба Дет­ройта; «Но это потребует жертв; это потребует терпения; это обязательно потребует постоянной заботы о производительности и инвестициях. Ко­роче говоря, это потребует дела, а не слов».

Если вы еще этого не сделали, начинайте использовать триады в своих сообщениях. Вы удивитесь, насколько успешнее вам удастся передавать свои идеи и мотивировать слушателей.

Сравнительные пары

Когда во время парламентских выборов 1979 года в Великобритании Джеймс Каллаген сказал: «На этих выборах я не собираюсь давать много обещаний. Я собираюсь сделать так, чтобы будущее лейбористское прави­тельство сдержало большинство обещаний», — он использовал оратор­ский прием, который называется сравнительной парой.

Этот прием поможет вам сформулировать мысль в тех случаях, когда нужно завершить какой-то раздел или изложить кульминационный пункт. Выраженный в виде загадки, он поможет вам возбудить любопытство ау­дитории.

Во время своих речей, предназначенных для поднятия духа англичан во время Второй мировой войны, Уинстон Черчилль для усиления эффек­та часто использовал триады и сравнительные пары. Например, он гово­рил: «Это не конец. Это даже не начало конца. Но это, возможно, оконча­ние начала».

В заключительном абзаце своей инаугурационной речи президент Кеннеди использовал сравнительные пары, обращаясь к аудитории: «Не спрашивайте, что может сделать для вас страна, — спрашивайте себя, что вы можете сделать для страны».


Вводите в свое сообщение сравнительные пары при помощи следующих пяти связок, которые помогут соединить две мысли вместе.

1. Это, а не то.

Пример: «Современная технология является слугой, а не хозяином наших убеждений».

2. Это потому что, то.

Пример: «Америка велика, потому что Америка добродетельна».

3. Если это то, то.

Пример: «Если нация ставит что-либо выше свободы, она теряет свою свободу» (У. Соммерсет Моэм).

4. Не это, но то.

Пример: «Насущные проблемы могут быть решены не речами и решениями большинства, а железом и кровью» (Отто Бисмарк).

5. От этого к тому.

Пример: «Я с облегчением переместился из зыбкого океана Предположения и Теории на прочную землю Результата и Факта» (Уинстон Черчилль).

Повторение

Как объяснялось в предыдущей главе, повторение ключевого слова ключевой фразы или структуры поможет донести до слушателей свою основную мысль.

Эффект этого приема усиливается в сочетании с элементом неопределенности, как в самом начале речи Дж. Роберта Трукса-младшего из банковской корпорации «Райнер»:

«Это была дьявольская сила: она разрушала жизнь бедняков, она заставляла семьи со средним доходом платить такие же налоги, как богатых; она ставила в глупое положение бережливых; она превращала долгосрочные займы с фиксированным процентом в дол­госрочные потери с фиксированным процентом; короче говоря,

она выпила огромное количество жизненных соков из американской экономики».

Следует также отметить сильный эффект, которого можно добиться повторением структуры предложения, как это сделано в высказывании


Уильяма А. Андерса из «Дейтон Хадсон корпорейшн», касающемся во­люнтаризма и филантропии:

«Возможно ли, что некоторые из проблем, в настоящее время досаждающих основным отраслям промышленности страны (про­мышленность сейчас переживает спад), возможно ли, что некото­рые из этих проблем можно было ослабить, если бы менеджмент был в большей степени интегрирован в общество, лучше чувство­вал изменения в обществе и острее реагировал на эти изменения.

Можно ли некоторые из этих безуспешных попыток справиться с переменами, приписать недостатку внимания к более широким проблемам, недостатку усилий по определению потребностей об­щества в целом, а не просто неудаче в бизнесе?

Возможно, многие их этих перемен были бы более очевидны ме­неджменту, и менеджмент был бы способен лучше реагировать на эти изменения, если бы корпоративная зависимость была сильнее.

Больше волюнтаризма, больше филантропии, больше стратегиче­ского планирования, учитывающего изменяющегося потребителя, и направление большей доли корпоративных ресурсов на решение про­блем, воздействующих на все общество, — может, это и есть выход?

На основе своего опыта в «Дейтон Хадсон» мы считаем, что от­ветом на все эти вопросы должно быть твердое «да».

Смена длины предложений

Чередование длинных и коротких предложений позволит вам созда­вать драматический эффект.

Вот пример подобного приема, взятый из речи Уильяма С. Андерсона из корпорации NCR:

«По меткому выражению экономиста Лестера Тьюроу, эконо­мика Соединенных Штатов сегодня истекает кровью из «тысяч ран». Я хотел бы иметь основания заявить, что бизнес не имеет ни­какого отношения к этим многочисленным и постоянным повреж­дениям экономики. Но это не так».

Резюме

Приведенный ниже пример из речи Шоичи Аказавы из компании «Футжитсу лимитед» служит иллюстрацией некоторых стилистических конструкций, рассмотренных выше. Кроме того, оратор использует и дру-


гие приемы, чтобы убедительно изложить свои мысли. Прочитав этот отрывок, проверьте свои ораторские навыки и проанализируйте текст на наличие стилистических и структурных приемов, которым посвящена данная глава.

«Боюсь, я вынужден рассматривать грядущее десятилетие, как одно из самых неопределенных, нестабильных и сложных для моей страны. Мне грустно говорить об этом.

Первая проблема — это истощение ресурсов. Приведу два примера: 89% энергии и 55% продуктов питания мы получаем из-за рубежа.

Другая проблема — это трудности, которые присутствуют в нашей торговле с другими странами,

Еще одна проблема состоит в том, что наша страна начинает страдать от недуга, который я называю «болезнью развитой страны»!

Эта болезнь, распространение которой достигло масштаба эпидемии, характеризуется утратой жизнеспособности частью людей, уменьшением их энергии, отсутствием стремления к действию.

Другими словами, мы, японцы, похоже, утратили «бусидо сейшин», то есть чувство долга и преданности. Этот недуг поразил Японию точно также, как он поразил многие другие страны».

 

В этом коротком отрывке Шоичи Аказава использует четыре основных ораторских приема:

1. Несколько раз правило триады — в основном для того, чтобы связать абзацы: «неопределенных, нестабильных и сложных», «Первая проблема... Другая проблема... Еще одна проблема...», «утратой жизнеспобсобности... уменьшением их энергии, отсутствием стремления к действию».

2. Изменение длины предложений. Короткое предложение в конце первого абзаца добавляет драматизма: «Мне грустно говорить об этом».

3. Яркая метафора: фраза «болезнь развитой страны» затем усиливается такими словами, как «эпидемия», «недуг»,

4. Парные конструкции используются для формулирования вывода: «Этот недуг поразил Японию точно так же, как он поразил многие другие страны».


А сколько разных приемов обнаружили вы?

4. Отлично. Вы, без сомнения, прочно усвоили ораторские приемы. Обязательно используйте их при составлении важных речей.

3. Хорошо. Вы неплохо запомнили, как можно использовать некото­рые из наиболее действенных приемов устной речи.

2. Удовлетворительно. Начинайте чаще применять эту технику убежде­ния, и вы быстро поймете, насколько она полезна.

0—1. Предлагаю вам перечитать эту главу, чтобы лучше понять много­численные способы, посредством которых письменные и устные сообще­ния могут быть переданы более успешно.

Не бойтесь использовать рассмотренные в этой главе действенные ораторские приемы, чтобы сделать свое сообщение ярче, интереснее и убедительнее. Вы удивитесь, до какой степени они повысят вашу способ­ность излагать мысли самому широкому кругу слушателей.

Откажитесь от тяжеловесного языка, которым написаны банальные и скучные речи многих ораторов.

Многие современные политики и чиновники, вне всякого сомнения, свободно владеют ораторскими стилями, модными в начале века, однако очень немногие сегодняшние слушатели способны вытерпеть их.

Современная аудитория, выросшая среди быстро развивающегося ви­зуального мира телевидения, ожидает — или, по крайней мере, надеется, — что с ней будут общаться в такой же развлекательной манере.


ГЛАВА 7

ТРЕНИРОВКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЕГО ГОЛОСА

«Кто дал человеку слово? Кто вложил в него прелесть опасности и искушение греха? Слово есть дыхание и жизнь. Слово есть смерть».

Алджернон Суинберн «Аталанта в Калидоне»

Ирония заключается в том, что, несмотря на развитие у человеческих существ отделов мозга, отвечающих за речь, а также на то, что именно наша способность разговаривать — лингвист Стивен Линкер называет это языковым инстинктом — в значительной степени определяет наше отличие от приматов, у нас отсутствует механизм, предназначенный исключительно для того, чтобы дать нам возможность говорить.

Голосовые связки, которые вибрируют, чтобы вызвать звук, изначально были предназначены для того, чтобы пища попадала не в трахею, а в пищевод. Основная функция наших легких, которые создают поток воздуха, заставляющий вибрировать связки, состоит в газообмене, то есть доставке в организм кислорода и удалении углекислого газа. Смысл пустот в лицевых костях, которые служат для усиления звука, заключается в том, чтобы сделать кости легче.

Однако, несмотря на то, что речевой аппарат составлен из разны частей, первоначально предназначенных для других целей, это никоим образом не преуменьшает его важности, как в социальном, так и в личном плане.

Больше всего слушатели жалуются на плохое произношение, которое затрудняет и восприятие, и понимание того, что говорит оратор. Вот шесть наиболее распространенных речевых барьеров, которые препятствуют эффективному общению.

1. Слишком тихая речь. Даже если сидящим сзади удается расслышать оратора, это для них слишком утомительно Слушателям приходится напрягаться, чтобы принять сообщение, и, если он не представляет для них особой важнос-


сти, люди быстро прекращают свои усилия. Даже если аудитория доста­точно заинтересована или терпелива, чтобы выслушать сообщение до конца, вероятность неправильного понимания очевидна.

Слишком тихая речь часто вызвана сочетанием волнения и неправиль­ного дыхания.

2. Глотание слов. Многие люди позволяют своему голосу затихать в конце предложения, и в этом случае аудитории труднее расслышать каж­дое слово. Точно так же, как в случае слишком тихой речи, глотание слов повышает риск ошибок.

3. Нехватка дыхания. Ораторы, не умеющие правильно дышать, риску­ют оказаться в ситуации, когда им не хватит дыхания именно в тот мо­мент, когда они захотят подчеркнуть определенное слово или фразу. Вме­сто выделения ключевого пункта сообщения происходит его потеря для

слушателей.

4. Заметная пауза. Сюда относятся бессмысленные междометия «гм» и «э-э», которые обсуждались ранее. Кроме того, к таким паузам можно от­нести использование слов и фраз, которые ничего не добавляют в сообще­ние, например, «ну», «известно», «вы понимаете, что я имею в виду».

Заметные паузы отчасти являются результатом привычки, а отчасти обусловлены боязнью тишины, что можно рассматривать как один из эле­ментов волнения оратора. Нервничая, мы торопимся заполнить тишину любыми звуками, даже необязательными, неподходящими или не имею­щими смысла.

Пауза — это один из наиболее динамичных ораторских приемов. Тре­нируйтесь держать паузу, пока не научитесь чувствовать себя комфортно, ничего не говоря аудитории в течение четырех секунд. Поначалу вы, воз­можно, начнете паниковать, думая, что молчание будет длиться вечно, но для слушателей пауза покажется совершенно естественной, придающей Дополнительную эмоциональность вашей речи,

Используйте паузы для того, чтобы дать себе время подумать, для под­черкивания или драматизации ключевых положений вашего сообщения, а также для того, чтобы позволить слушателям собраться с мыслями и обду­мать то, что вы им только что сообщили.

5. Слишком быстрая речь. Очень важно говорить в таком темпе, кото­рый передает вашу энергию и энтузиазм, однако привычка «отбарабанивать» речь — возможно, чтобы как можно скорее разделаться с этим суро-


вым испытанием, — затрудняет слушателям возможность следить за вашей мыслью. Способствуя поверхностному дыханию, слишком быстрая речь также усиливает волнение.

Будьте готовы к смене темпа речи — точно так же, как вы переключаете скорости в автомобиле, — с учетом различных аспектов вашего сообщения.

Возможно, вам захочется немного увеличить темп, рассказывая анекдот или рисуя словесную картину, но при изложении сложных вопросов рекомендуется замедлять





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. B2 (базовый уровень, время – 4 мин)
  2. G дара 50-й Генный Ключ видит совершенно новую реальность социального взаимодействия людей, «в настоящее время находящуюся на самой ранней стадии проявления в мире.
  3. I этап — идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  4. IX. Определите грамматическое время и залог всех глаголов в последнем абзаце.
  5. Анализ состояния рынка чёрного чая, в т.ч. особенности конъюнктуры Российского рынка в настоящее время.
  6. АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ШЕКСПИРА, ДО ЗАКРЫТИЯ ТЕАТРОВ
  7. Аффирмации для преодоления ограниченности своих возможностей
  8. Благодеяния Святителя Николая земле Русской в борьбе ее с первыми своими врагами и во время Батыева нашествия
  9. Бой, по существу, имел целью не уничтожить противника, а овладеть территорией, что способствовало, по утверждению Тюренна в 1646 г., увеличению своих сил и ослаблению противника.
  10. БОРЬБА С СОБЛАЗНАМИ. Общее изложение главы десятой
  11. Бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один (, и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не пекли хлеба».
  12. В каком из перечисленных случаев в светлое время суток требуется включение ближнего света фар для обозначения транспортного средства?




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.) Главная | Обратная связь