Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философские и научные концепции самоорганизации: движение и развитие.
С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Свойства движения: Объективность (независимость существования от сознания человека); Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи); Несотворимость и неуничтожимость; Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Существуют следующие формы движения: Пространственное перемещение; Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; Гравитационная; Сильное (ядерное) взаимодействие; Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д. ); Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне и т. д. ); Социальная (процессы, происходящие в обществе). Развитие - наиболее сложная форма изменений. Идея развития исходит из предположения возможности таких качественных изменений, входе которых появляется нечто принципиально новое по сравнению с прошлыми формами движущейся материи. Развитие это необратимое, направленное, качественное изменение системы. Развитие это сложный многообразный процесс, оно может быть и прямолинейным, и зигзагообразным, ускоренным и замедленным, прогрессивным и регрессивным. Развитие это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Развитие - это всегда качественное изменение вещей, это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое движение являются противоположностями, составляющими содержание движения как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший признак развития - необратимость, другой признак - направленность (изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное). - Закон единства и борьбы противоположностей: Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития. - Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета. - Закон отрицания отрицания. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Эмпирическое познание, основные формы и методы. Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. Основные формы эмпирического познания. 1) Научный факт – это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание 2) Эмпирический закон – принцип или обобщение, основанное на наблюдениях или результатах экспериментов. Такие законы в основном представляют собой не больше, чем описания согласованности событий или фактов; закон Вебера – хороший пример эмпирического закона. Основные методы эмпирического познания. 1) Наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изучения явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию. 2) Эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). 3) Описание — описательное высказывание, главной функцией которого является описание действительности. Универсальные методы, относящиеся как к эмпирическому, так и к теоретическому познаниям: - дедукция - индукция - анализ - синтез - аналогия - моделирование
Теоретическое познание, основные формы и методы. Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Основные формы теоретического познания. 1) Проблема — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. 2) Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. 3) Гипотеза. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Примером гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева Основные методы теоретического познания. 1) единство исторического и логического. Применение принципа единства исторического и логического — это построение логической модели развивающейся системы. 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному – метод научного исследования, состоящий в движении теоретические мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. 3) формализация – представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации научных теорий) в виде формальной системы, или исчисления. Универсальные методы, относящиеся как к эмпирическому, так и к теоретическому познаниям: - дедукция - индукция - анализ - синтез - аналогия - моделирование
Познание и понимание. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества). Принципы познания. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания; объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; активности творческого отображения действительности; конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях. Структура познания. Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу. Проблемы понимания впервые были подняты в философии неокантианства (направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.). Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика (искусство толкования, понимания). 1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности. 2. Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание. 3. Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы