Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.



Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.

Философская антропология (ФА) – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Предметом изучения начинает выступать не бытие само по себе, а сущность человеческого бытия. Исходная идея ФА заключается в вопросе о том, что есть человек. Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично». Цель ФА – дать целостное, а не совокупное знание о человеке, дать анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы, которые движут им, а главное – благодаря которым движется он. Кризис общества, с точки зрения большинства представителей ФА, есть проявление и результат кризиса личности. Корни проблематичности человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической подосновы, телесности человека, того, что кроме рассудка, разума, сознания, он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое. Человек изначально вписан в мир, но в силу своей природной недостаточности не может быть объяснен из природы, центрирован в ней. Он трансцендирован вовне, вынужден искать центр вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно преодолевать «ничто».

 

Уровни бытия человека: соотношение биологического и социального.

Бытие – основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее.

1) биологизаторский подход. Согласно ему абсолютизируется естественное свойство человека. Социальный дарвинизм: переносят законы природы на общество: законы биологического развития определяют развитие общества. Социобиология – социальное поведение обусловливает сугубо биологическими факторами. Сознательная жизнь подчинена реальности врожденных инстинктов: выживание, голод, размножение. Все определяют гены человека. Морфологические признаки не имеют значения для биологического развития.

2) социологизаторский подход. Согласно ему абсолютизируется социальное в человеке. Платон: человек в полной мере подчинен инетерсам целого (государства), индивидуальность растворяется в этом целом. Мор: человек превращается в абстрактную социологическую схему. Маркс: подчеркивал социальную сущность человека, но не игнорировал природу человека; деятельность рассматривал как способ существования и развития общества.

Человек – соотношение природного и социального. Ущербность любой из граней одинаково губительна для человека.

 

Личность как субъект и объект общественных отношений.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом.

Личность как объект. Находится под влиянием различных отношений (экономических, трудовых), складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Находится также в сфере политических отношений. Находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология формирует психологию личности, ее мировоззренческие взгляды, социальные установки. На психологию личности также влияет психология социальной группы, в которую входит личность. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения, воспитания, СМИ.

Личность как субъект. Личность – деятельность общественного развития. Вступая в различные общественные отношения личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости. Историческая необходимость личности не исключает ни самобытности личности. Ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

 

Религиозная картина мира.

Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.

В религиозной картине мира обобщен религиозный опыт человека, а основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

– абсолютное, сверхъестественное бытие тождественно бытию Бога-творца.

– сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Человеку в религиозной картине мира отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к творцу и жить по его наставлениям.

Основная идея – божественное сотворение мира.

 

Общество и природа: этапы их взаимодействия.

Общество – в широком смысле слова – совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

– в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Природа – в широком смысле слова – все сущее, весь мир во всем многообразии его форм;

– в узком смысле слова – результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку земли, где протекает жизнь.

Этапы их взаимодействия.

1. Адаптационный. Присваивание человеком готового продукта. Человек не выделяется из природы, а растворяется в ней.

2. Аграрный. Переход от собирательства к производству. Возникает вторая природа, которая по всем направлениям теснит первую. Но первая еще способна выдержать натиск. На этом этапе общество и природа равны между собой.

3. Индустриальный. Человек постепенно превращается в давящую на природу силу. Природа уже не может восстанавливать себя в полной мере.

4. Постиндустриальный. Переход к главенству производства информации, знаний и гармонизаций на этой основе взаимоотношений общества и природы.

 

Софисты и Сократ.

Софисты – учителя мудрости, красноречия во второй половине 5 – первой половины 4 вв. до н.э., которые впервые в Греции стали преподавать за деньги. Некоторые общие черты философии софистов: перемещение философских интересов из сферы натурфилософии в область этики, политики, теории познания. Софисты призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, часто доходя при этом до субъективизма.

Сократ (ок. 469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.) – древнегреческий философ. Для него характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своем творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами. Вопросы этики – вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.

 

Эмпирическое познание, основные формы и методы.

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт.

Основные формы эмпирического познания.

1) Научный факт – это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание

2) Эмпирический закон – принцип или обобщение, основанное на наблюдениях или результатах экспериментов. Такие законы в основном представляют собой не больше, чем описания согласованности событий или фактов; закон Вебера – хороший пример эмпирического закона.

Познание и понимание.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).

Принципы познания. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Структура познания. Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

Проблемы понимания впервые были подняты в философии неокантианства (направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.). Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика (искусство толкования, понимания).

1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.

2. Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.

3. Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.

 

Объект и субъект познания.

Познание – совокупность процессов и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Объект познания. Под объектом познавательной деятельности в самом широком смысле слова следует понимать все то, на что направлена мысль познающего субъекта. Соответственно, не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Объект и объективная реальность – вещи совершенно разные. Вместе с тем какие-то вещи и процессы могут не являться объектом познавательной деятельности по причине отсутствия познавательной направленности на них. Я могу бесконечное число раз щелкать электрическим выключателем, но не иметь ни малейшего представления о том, что такое электричество.

Любой объект познания представляет собой нечто превосходящее, некую тайну, относительно которой мы хотим получить знание. Можно сделать следующий вывод: если нечто, существующее в мире, в нашем сознании или в культуре, не является для нас таинственным, не несет в себе тайны, то оно никогда и не будет выступать перед нами в роли объекта познавательной деятельности.

Объект познания имеет еще одно очень важное свойство – он не остается неизменным. Любое добытое знание об объекте раскрывает в нем новые тайны. Так, объект под названием «атом» со времен древних греков претерпел существенное гносеологическое развитие: мы теперь знаем о его внутреннем строении, весе, изотопах и т.д.

Субъект познания. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей и укорененного в рамках космического целого, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта.

 

Сознание и язык.

Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Язык является материальной оболочкой сознания, материальным его потребителем. Это относится и к речи и к письму и к электронному (машинному) языку. Сущность связи сознания с языком выражается в том, что сознание первично как идеальное свойство человека. Язык вторичен, как материальный носитель сознания, т.е. сознание первично, материя вторична в этом и заключается суть идеализма. В то же время существует проблема первичности языка по отношению к сознанию. Существуют 3 основных правила языка: 1) прежде чем сказать подумай. 2) думай когда и что говоришь. 3) не говори все то, о чем думаешь.

Функции:

1) Язык является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет его форма (качество формы).

2) Язык является средством передачи сознания, т.е. определенной информационной оболочкой.

3) Язык фиксирует, закрепляет и увековечивает сознание.

4) Язык систематизирует, организует и классифицирует сознание.

5) Язык выполняет функцию общения между людьми. Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну материально-идеальную систему.

6) средство общения.

Существуют 2 основных типа языков: естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и искусственный язык, символический и технический.

 

Идея права и государства

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета -- монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать не по праву»).

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

Государство (в широком смысле) -- объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

Все государства имеют три власти:

законодательная (верховная) -- принадлежит только объединенной воле народа;

исполнительная (действует согласно закону) -- принадлежит правителю;

судебная (действует согласно закону) -- принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика -- система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

 

Джордж

Беркли

(1685-1753)

Главное произведение: " Трактат о принципах человеческого знания". Будучи дьяконом англиканской церкви активно критиковал материализм и атеизм с позиций субъективного идеализма. Беркли опровергает утверждение Локка о том, что знание возникает из опыта. Ведь опыт может дать знания только о единичных вещах, а общие понятия и отношения между ними вырабатываются с помощью разума. Беркли утверждает, что даже сами единичные вещи есть ничто иное как модификации нашего сознания, комбинации ощущений. Все качества предметов субъективны: в действительности нет красного, теплого, круглого и т.п. Предметы, вне воспринимающего человека, не обладают определенностью, они - никакие. Обладать бытием - значит быть воспринимаемым. Это классическая формула субъективного идеализма в его крайней форме - солипсизме. В натурфилософии Беркли выступил против учения Ньютона о материи, движении, пространстве и времени.

Давид Юм (711-1776)

Основным объектом критики Юма становится материалистическое учение о причинности. В работах: Трактат о природе человека" и " Исследования человеческого разумения" он утверждал, что в природе нет необходимости и причинности. Просто люди привыкли частую повторяемость вещей и процессов считать необходимой и причинной связью. На самом же деле это не так. Таким образом скептицизм Юма проявился в тезисе о проблематичности объективного существования вещей. Содержание знания есть совокупность простых и сложных восприятий, или впечатлений и идей. Ум комбинирует впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этом комбинировании принадлежит принципу ассоциации. Юм выделял три типа ассоциаций: по сходству; по смежности и по причинности. Юм критиковал эмпирическую индукцию за её ограниченность.

Веков

* Защита и обоснование религиозной догматики.

* Проблема бытия Бога.

* Соотношение разума и веры.

* Отношения между Богом и миром.

* Проблема теодицеи.

* Природа универсалий.

* Свобода человеческой воли и предопределение.

Основные идеи

* Идея творения, лежащая в основе онтологии.

* Идея откровения, лежащая в основе теории познания.

 

 

Философия эпохи эллинизма

Философия эпохи эллинизма

Повышенное внимание к единичному и индивидуальному, Которое пронизывает философию Аристотеля, указывает на наступление новой эпохи, когда чувственное и субъективное будет основным предметом внимания философов. Это эпоха эллинизма, Которая начинается в конце IV века до н.э. Сам термин эллинизм означает «подражание эллинам» и определяет стремление повторить в новых субъективных формах концепции классической эпохи.

Основные черты: распад полисной системы и наступление эпохи империй, в результате чего индивид оказывается вырван из привычной и обозримой обстановки полиса и выброшен на необъятные имперские просторы. Эта смена обстановки заставит человека замкнуться в собственном внутреннем мире и рассматривать внешнюю реальность как источник непредсказуемых и враждебных событий.

Происходит углубление представлений о личности, развитие самостоятельности индивида. Этого требует и новая обстановка. В Римской империи возникает профессиональная бюрократия, которая требует самостоятельного и развитого индивида, формируется профессиональная интеллигенция, представляющая в литературных произведениях субъективные образы эпохи, в экономике расширяется индивидуальное предпринимательство. Большую самостоятельность обретают рабы, от которых требуются инициатива и самостоятельность. Наконец, все множество полисов, народов, территорий империи объединяются под властью одной личности - монарха. Таким образом, индивидуальное, субъективное начало пронизывает все сферы эллинистического мира.

Три основных течения раннеэллинистической эпохи - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм, несмотря на значительные различия, преследуют одну и ту же цель: оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы.

Стоицизм - наиболее распространенное течение эллинистической эпохи, возникшее в Древней Греции и пользовавшееся популярностью в Древнем Риме. Основатели - Зенон, Хрисипп, Клеанф. Признавая, что все в мире происходит по воле непознаваемой судьбы, стоики стремились достичь такого состояния, когда судьба не могла бы уже оказывать на человека никакого воздействия. Это состояние апатии или невозмутимости, достижение которого требует от человека избавления от всех страстей и вожделений. Подчеркивая разумную сторону человека, стоики были убеждены в способности разума обуздать страсти и вожделения. Для описания картины мира стоики использовали философию Гераклита, рассматривая космос и все существующее как результат истечения божественного первоогпя, который одновременно есть Логос. Логос - это Судьба, природный закон, Бог, космос. Будучи неотъемлемой частью огненного космоса, человек полностью зависит от действий Логоса. Он может выбирать лишь между мудростью и глупостью, то есть между следованием разумному закону Логоса или следованием неразумным собственным страстям и желаниям. Стоический космос - это живой организм, пронизанный огненным дыханием, состоящим из смеси огня и воздуха и называемый «пневмой». Изменение этого дыхания отражается на всех космических процессах, включая человеческую жизнь.

Представители эпикуреизма, в противоположность стоицизму, подчеркивали чувственную составляющую человека, полагая, что целью жизни является состояние удовольствия. Основатель этого течения Эпикур Афинский утверждал, что науки являются бесполезными и не спасают людей от глупости. Все знания возникают из ощущений, а за ощущениями следует удовольствие, которое есть начало и конец блаженной жизни. Цель жизни - это не страдать телом, не тревожиться душой. Удовольствие понимается как отсутствие страданий, то есть невозмутимость и безмятежность. Идеалом эпикурейского мудреца являются боги, которые настолько невозмутимы и поглощены сами собой, что они не вмешиваются ни в жизнь человека, ни в жизнь космоса. Эпикурейское учение о природе основано на атомизме Демокрита и призвано освободить человека от главного источника его беспокойства - страха перед богами. Все существующее состоит из атомов и пустоты, в которой они движутся. Атомы способны самопроизвольно отклоняться от пути движения. Эта способность есть и у человека, который совершает свободные поступки, не предопределенные судьбой. После смерти человек просто распадается на атомы, поэтому боги не могут его покарать за проступки в течение жизни.

В отличие от стоицизма и эпикуреизма, скептицизм (сам термин происходит от греческого глагола, который означает «озираться, «оглядываться», «быть в нерешительности») полагает, что истина абсолютно непознаваема ни при помощи разума, ни при помощи чувств. Основатель этого течения - Пиррон, продолжатели - Тимон, Энесидем, Карнеад, Аркесилай, систематизатор и последний представитель - Секст Эмпирик. Тимон формулировал «Пирроновы вопросы», в которых излагаются основные принципы скептицизма:

1. В каком виде существуют вещи? Вещи неразличимы и неустойчивы.

2. Как мы должны относиться к вещам? Мы не можем поверить ни нашим восприятиям вещей, ни нашим представлениям о них, ибо и то и другое из-за непостоянства вещей не является ни истинным, ни ложным.

3. Какое отсюда вытекает для нас поведение? Мы не можем ничего решать о вещах, ничего высказывать о них и должны иметь полную свободу своих суждений, из которой вытекает непоколебимость нашего духа. Непознаваемость мира требует от мудреца воздержания от суждения или «эпохе», так как попытки решить нерешаемые проблемы способны лишь нарушить душевный покой человека. Результатом скептического эпохе становится спокойствие и невозмутимость.

 

Скептицизм был естественной защитной реакцией на непоследовательные и противоречивые теории ранней неэллинистической эпохи. В нем, как в огне, сгорели многочисленные концепции стоиков, эпикурейцев, платоников. Результатом такого очищающего «сожжения» стал неоплатонизм - последнее античное течение, возникшее в эпоху позднего эллинизма.

Для позднеэллинистической эпохи (III-VI века) характерен поиск новой, религии, которая позволила бы укрепить абсолютную монархию, введенную в середине III века и предотвратить распад Римского государства. Неоплатонизм представляет собой религиозно-философское учение, в котором принципы античной религии и мифологии получают новое истолкование на основе теорий платонизма, аристотелизма и стоицизма. Представители - Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл. Несмотря на политический кризис Римской империи, неоплатонизм был ярким проявлением интенсивной духовной жизни эпохи. Систематическая философия неоплатоников представляла собой возвращение к классическому типу античной философии, главным достижением которого стала система Платона.

В системе неоплатонизма главным принципом всего существующего является Божественное Первоединое, которое проявляется в интуитивно понятной целостности окружающего мира. Будучи непознаваемым для разума, Первоединое порождает структуру космоса как совершенного организма, в котором каждая вещь является неотъемлемой частью вселенской целостности. Такое порождение происходит в результате вечного вневременного истечения Первоединого, которое обозначается термином «эманация». Этот процесс сравнивается неоплатониками с истечением света, который постепенно угасает по мере удаления от источника. Поэтому чем дальше от Первоединого отстоит вещь, тем она более несовершенна.

В результате эманации космос образует иерархическую структуру, в которой каждая следующая ступень хуже предыдущей. Эти ступени космического организма следующие: Первоединое, космический ум, космическая душа, космическое тело и материя. Ум космоса состоит из множества идей, каждая из которых является отдельным богом, и осуществляет руководство всеми процессами в космосе, душа является источником движения вещей, тело космоса включает в себя все физические предметы и живые организмы. Материя, низший вид бытия, представляет собой границу угасания эманации. Будучи частью космической души, человеческая душа представляет собой храм, через который человек вступает н общение с богами. Путем самосовершенствования, избавления от страстей и размышлений, душа философа способна совершать восхождение по ступеням космической иерархии, достигая сначала уровня космической души, затем космического ума и, наконец, кратковременного слияния с Первоединым в акте экстаза. Такое восхождение наделяет человека божественной мудростью, способностью ясно понимать все происходящее и предсказывать будущее. Философия неоплатонизма оказала сильнейшее влияние на средневековую философию, включая Оригена, Августина, Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугена и Фому Аквинского.

 

Философия Аристотеля.

Философия Аристотеля построена на критике идеалистической теории Платона. Аристотель отвергает теорию сверхчувственных идей. Он считает, что вещи существуют сами по себе, без каких-либо идей. Но предметы мира вещей хоть и существуют независимо от идей, они не определены по своим свойствам и качествам по причине их пассивности. Они только обладают потенцией стать чем-либо. Эту потенцию мира вещей Аристотель называет материей. Для того, чтобы материя стала предметом мира вещей необходима сила, называемая формой. Поэтому любая конкретная вещь – это единство материи и формы.

Процесс превращения возможности в действительность осуществляется через движение. Через движение мир вещей реализует свою потенцию. Но вещи пассивны, нужна кокая-то сила, вызывающая движение. Такой силой, по мнению Аристотеля, является Бог, который сам движется и приводит все в движение. Поскольку Бог разумен, то это движение приобретает целенаправленный, телеологический характер.

Аристотель создает рациональную теорию познания. Он указывает, что научное знание не может быть беспредметным и оно может быть выражено только в понятиях. Аристотель выделяет 10 наиболее общих и универсальных понятий – категорий, в которых заключается вся сущность бытия, например: количество, качество, мера… Научное знание обладает следующими критериями: доказательность; они вскрывают подлинную сущность вещей, причем, только с помощью фактов. Аристотель рассматривает процесс познания как формирование понятий и категорий, базирующийся на эмпирическом знании.

 

Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.

Философская антропология (ФА) – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Предметом изучения начинает выступать не бытие само по себе, а сущность человеческого бытия. Исходная идея ФА заключается в вопросе о том, что есть человек. Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично». Цель ФА – дать целостное, а не совокупное знание о человеке, дать анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы, которые движут им, а главное – благодаря которым движется он. Кризис общества, с точки зрения большинства представителей ФА, есть проявление и результат кризиса личности. Корни проблематичности человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической подосновы, телесности человека, того, что кроме рассудка, разума, сознания, он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое. Человек изначально вписан в мир, но в силу своей природной недостаточности не может быть объяснен из природы, центрирован в ней. Он трансцендирован вовне, вынужден искать центр вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно преодолевать «ничто».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь