Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 2. Тема: Философия жизни и экзистенциализм (2 часа.)



Семинарское занятие № 11.

Часть 2. Тема: Философия Г. Гегеля и формирование философии марксизма (2 часа).

Формирование философии марксизма. Проблема отчуждения. Историософские взгляды К. Маркса и разработка им материалистической диалектики. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

Основные понятия темы:

Антропологический материализм, абсолютная идея, базис, гегемонизм, диалектический материализм, идеология, «инобытие», иррационализм, исторический материализм, надстройка, опредмечивание, отчуждение, практика, распредмечивание, триада, феноменология.

 

Семинарское занятие № 13.

Часть 2. Тема: Философия жизни и экзистенциализм (2 часа.)

Вопросы для самоподготовки:

Иррационализм Артура Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

Философия жизни» Фридриха Ницше. Понятие «жизнь и «воля к власти». Иррационализм Ницше в теории познания. Представление о сверхчеловеке. Критика Ницше христианства.

Сёрен Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма. Критика им объективизма Георга Гегеля. Христианско-экзистенциальная антропология С. Кьеркегора.

Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» Альбера Камю.

Экзистенциальная диалектика Жан-Поля Сартра.

Основные понятия темы:

«Воля к власти», «жизненный мир», интуиция, иррационализм, нигилизм, абсурд, выбор, ответственность, свобода, существование, сущность, проект, экзистенция.

 

 

 

1)Сверхчелове́ к (нем. Ü bermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с гипотезой Ф. Ницше закономерным этапом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

К прототипам Сверхчеловека, являвшими собой «виртуозов жизни», Ф. Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.

Существуют различные субъективные взгляды на ницшеанский образ сверхчеловека:

· религиозно-христианское (Вяч. Иванов считал предшественником Сверхчеловека Иисуса Христа); [1]

· культурологическое (М. А. Блюменкранц характеризовал эту идею Ф. Ницше как «эстетизацию волевого порыва»);

· расовая интерпретация (в Третьем рейхе под Сверхчеловеком понимался идеал арийской расы).

По своей сути, эти трактовки Сверхчеловека находятся в прямом противоречии с тем смысловым наполнением этого образа, который вложил в него Ф. Ницше. В произведении «Ecce Homo» философ писал:

Слово «сверхчеловек» для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и прочим нигилистам — слово, которое в устах Заратустры, истребителя морали, вызывает множество толков, — почти всюду было понято с полной невинностью в смысле ценностей, противоположных тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений»… Другой ученый рогатый скот заподозрил меня из-за него в дарвинизме: в нём находили даже столь зло отвергнутый мною «культ героев» Карлейля, этого крупного фальшивомонетчика знания и воли. Когда же я шептал на ухо, что скорее в нём можно видеть Чезаре Борджа, чемПарсифаля, то не верили своим ушам.

2)Интуи́ ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — метод решения задач посредством единомоментного подсознательного вывода, основанный на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.

3)Волюнтари́ зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.

В аллегорическом смысле волюнтаризм является своего рода борьбой личности с обстоятельствами.

Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф. Тённисом. Однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.

Другие значения:

· Волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

· В то же время под волюнтаризмом в экономике и политике на Западе часто подразумевают прямо противоположный принцип: организация социального и экономического устройства непосредственно из волеизъявления всех людей, без какого-либо внешнего принуждения (это близко многим школам анархизма)[источник не указан 35 дней].

· Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скотаи др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

 

Исторический материализм рассматривает общество как систему, развивающуюся эволюционно из-за постепенного развития производительных сил, и революционно с помощью социальных революций, обусловленных борьбой антагонистических классов за установление качественно новых производственных отношений. Он утверждает, что бытие общества (базис) формирует его сознание (надстройку), а не наоборот. Социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

4)Базис (др.-греч. β α σ ι ς — основа) — совокупность способа производства материальных благ и структур классов, которая составляет экономическую основу общества. Способ производства — сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений(общественных отношений, отношений к собственности, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис — бытие общества. Базис — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются два «основных» противоположных (антагонистических) класса — трудящиеся-производители (эксплуатируемый класс) и собственники средств производства (эксплуатирующий класс).

5)Надстройка (нем. Ü berbau; англ. Superstructure) — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем, служащих в классовом обществе господствующему (эксплуатирующему) классу (рабовладелец, помещик, капиталист (стар. назвн. Буржуазия)) для контроля (диктатура рабовладельцев, диктатура помещиков, диктатура буржуазии (капиталистов)) над эксплуатируемым классом (раб, крепостной крестьянин, рабочий класс (стар назвн. Пролетариат)) с помощью идеологии (позднее было введено понятие ложное сознание) выгодной самому господствующему классу для поддержания общества в том положении, в котором оно находится и сохранения своей власти. Надстройка — сознание общества. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

 

 

Философия жизни» Ф. Ницше (Иррационализм в теории познания, представление о

Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма, проблема

Семинарское занятие № 11.

Часть 2. Тема: Философия Г. Гегеля и формирование философии марксизма (2 часа).

Формирование философии марксизма. Проблема отчуждения. Историософские взгляды К. Маркса и разработка им материалистической диалектики. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

Основные понятия темы:

Антропологический материализм, абсолютная идея, базис, гегемонизм, диалектический материализм, идеология, «инобытие», иррационализм, исторический материализм, надстройка, опредмечивание, отчуждение, практика, распредмечивание, триада, феноменология.

 

Семинарское занятие № 13.

Часть 2. Тема: Философия жизни и экзистенциализм (2 часа.)

Вопросы для самоподготовки:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь