Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы



 

В мае 1990 года в Костромской средней общеобразовательной школе № 22 было открыто музыкально-эстетическое отделение. Инициатором данного проекта был тромбонист, выпускник Костромского музыкального училища и Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова Евгений Константинович Щеглов.

В сентябре 1990 года был первый набор учеников музыкального отделения. Это был 5 «М» класс из 30 человек.среди которых – 18 мальчиков и 12 девочек. Тогда на отделении было четыре педагога.

В январе 1991 года педагоги музыкального отделения набрали себе в общей сложности ещё один класс, и численность учеников музыкального отделения достигла шестидесяти человек. Увеличилось и количество педагогов. Если в 1990 году их было всего четверо, то в 1991 году их количество увеличилось до восьми человек. На втором году обучения дети стали выбирать себе конкретный духовой инструмент для дальнейшего обучения.

Летом 1991 года на базе музыкально-эстетического отделения был создан духовой оркестр, который принял участие в конкурсе духовых оркестров. Кроме того, в течение нескольких лет были выезды духового оркестра школы № 22 в пионерский лагерь на 30 дней, где ребята не только отдыхали, но и получали отличную оркестровую практику. В числе музыкантов оркестра было 3 флейтиста, 3 кларнетиста, 3 ударника, 6 трубачей, две альтистки. Также среди музыкальных инструментов оркестра был баритон, два баса, и два тенора.

В течении ряда лет в составе оркестра играл тенор-саксофонист Александр Торшин, ученик Бориса Николаевича Смыслова.

В сентябре 1991 года на музыкальном отделении прошёл третий набор учеников. Е.К. Щеглов предполагал, что эта группа будет следующим составом оркестра и поручил заниматься с ней преподавателю, ветерану военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФВиктору Давидовичу Гарберману.

В течение нескольких лет на музыкальном отделении МОУСОШ № 22 объявлялся набор детей для обучения на разных музыкальных инструментах. Ежегодно музыкальное отделение набирало по 30 новых учеников.

Ниже приведем список первых педагогов музыкально-эстетического отделения МОУСОШ № 22:

• Е.К.Щеглов ( оркестровый класс)

• В.Д. Гарберман (труба, оркестровый класс)

• Л.Е. Щеглова (теоретические дисциплины, концертмейстер)

• Ю.В. Косоуров (ударные)

• О.Л. Нефёдова (концертмейстер)

• Ю.С.Белозёрова (хоровой класс)

• А.Н.Ардентев (оркестровый класс)

• В.Н.Васильев (труба)

• В.И.Васильева( флейта)

• Е.В.Станкевич (флейта)

• Л.В.Зимовец (флейта)

• С.Ю.Пастух (кларнет)

• Б.Н.Смыслов (кларнет, саксофон).

Как было отмечено выше, первым педагогом по саксофону в школе № 22 являлся Борис Николаевич Смыслов. Это был музыкант-практик, первые шаги в музыки сделавший в годы Великой Отечественной войны в оркестре Ленинградского военно-инженерного училища, находившегося в эвакуации в Костроме. Первым его наставником был ленинградский военный дирижер Ю.П. Юренев. Б.Н. Смыслов всегда заботливо и ревностно следил за тем, чтобы ученик эффективно освоил игру на кларнете и саксофоне. Он уделял внимание развитию всех необходимых навыков учеников, следил за регулярностью выполнения упражнений, предписанных им.

Ученики всегда положительно отзывались о Борисе Николаевиче. Он был строгим и требовательным педагогом, умел грамотно и своевременно обосновать смысл своих требований. На занятиях предельно доступно давал ученикам понять, что, например, если регулярно ежедневно играть длинные ноты, то тембр станет более выдержанным, более стройным, а главное, будет примерно одинаковым по всему диапазону саксофона, а это уже – признак профессионализма и мастерства. Он знал много вариантов длинных нот, в том числе и упражнения на крещендо и диминуэндо. Для того, чтобы вызвать у учеников интерес к данным упражнениям, он предельно ярко и выразительно говорил ученикам о потенциальном результате, а именно о красочном и богатом тембре, который пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.

Борис Николаевич Смыслов на каждом уроке умел найти примерно 10 или 15 минут для того, чтобы дать ученику возможность почитать с листа. Он знал исполнительские возможности каждого из своих воспитанников, и поэтому заранее до начала урока подбирал произведение, уровень которого чуть-чуть повыше, чем исполнительский и технический уровень самого ученика. По ходу процесса чтения с листа педагог выявлял те места и моменты, когда ученик испытывал затруднения при игре незнакомого для него нотного текста. И надо признать, что Борис Николаевич ни разу не прерывал ученика во время игры, потому что знал, что иначе ученик так и не научится читать слиста так как надо. Он всегда давал ребятам возможность доиграть фрагмент до его логического конца, и только потом объяснял ошибки. Необходимость развития навыков чтения с листа педагог обосновывалнеобходимостью уметь это делать при игре в ансамбле или оркестре.

На уроках у Бориса Николаевича всегда находилось время и для длинных нот. Работая над их исполнением, педагог следил за ровностью звучания, атакой, тембром и нюансами.

Для выявления наиболее уязвимых мест у учеников Б.Н. Смыслов посещал занятия по классу оркестра, а также по классу эстрадного ансамбля, много спрашивал у руководителей школьных творческих коллективов о том, как звучит тот или иной ученик в общей фактуре. Затем он делал соответствующие выводы и учитывал их при назначении своим ученикам необходимых упражнений. Больше всего это касается крайних регистров саксофона. Ведь известно, что если саксофонист неопытный, то верхний регистр звучит у него пискляво и пронзительно, а иногда возможны и киксы. При этом нижний регистр звучит очень грубо, что нарушает общую звучность ансамбля или оркестра. Поэтому Борис Николаевич чаще всего требовал от своих учеников, чтобы те занимались упражнениями на длинные ноты именно в крайних участках диапазона.

Особенно трепетно преподаватель относился к приёму новых учеников. Он тщательно расспрашивал ребят о музыкальных и жизненных успехах. Иначе говоря, он умел их расположить к себе. Педагог умел поднять ребятам настроение, если у кто-то пришёл к нему в расстроенном состоянии. Вопросы Бориса Николаевича к новым ученикам касались и их опыта игры на духовых инструментах. Это необходимо было для выявления наиболее сильных и слабых учеников.

Впервые взяв инструмент в классе Бориса Николаевича, педагог давал возможность ученику сыграть звук. Даже, если он получался очень плохо, вновь давал ученику возможность сыграть этот звук несколько раз, и каждый раз - в разных динамических оттенках, а также с разным характером. Иначе говоря, выразительно. И каждый ученик после урока был всегда рад, ведь чему-то уже научился.

И так постепенно шла передача знаний умений и навыков от учителя к ученику.

Результатом такого обучения являются ученики Бориса Николаевича. Один из его выпускников – тенор-саксофонист Александр Торшин, впоследствии успешно закончивший Костромской областной музыкальный колледж по классу М.Г. Журакова.

С2004 годав школеработает преподавателем концертмейстер военного оркестра Военной академии РХБЗСергей Васильевич Крутиков.За эти годы у него было трое учеников, которыезакончили школу по классу саксофона. На данное время в его классе завершает обучение еще один саксофонист. Небольшое количество учеников-саксофонистов его класса объясняется тем, что основная специальность Сергея Васильевича – кларнет, и поэтому основнаячасть учеников у него занимается по классу кларнета. В первые годы обучения нередко дети учатся играть на блокфлейте. Это необходимо для того, чтобы ребёнок постепенно привык к особенностям звукоизвлечения на духовых инструментах. Важно подчеркнуть, что подготовкой детей на блокфлейте занимаются многие педагоги-духовики, тем более что способ звукоизвлечения на блокфлейте схож со способомзвукоизвлечения на саксофоне. Схожей является и аппликатура этих двух инструментов.

После того, как ученик подрос и окреп, он переходит с блокфлейты на саксофон. Впервые полгода обучения упор делается на работу над постановкой и дыханием. Для этого используются различные упражнения на развитие дыхания, разучивание гамм. С.В. Крутиков очень часто обращается к опыту педагогов старшего поколения в решении вопросов обучения детей игре на саксофоне. В частности, он регулярно посещает занятия ансамбля и оркестра. Часто спрашивает у руководителей ансамбля и оркестра об успехах своих учеников, интересуется, где у них уязвимые места, чтобы поработать над ними на уроках по специальности. Также он на каждом уроке выделяет по 10-15 минут для чтения с листа.

Чтобы помочь ученику в освоении аппликатуры саксофона, Сергей Васильевич использует«Школу игры на саксофоне» А.Б. Ривчуна, где предельно доступно и внятно описана эта аппликатура, а также принцип звукоизвлечения. Дальше педагог применяет пособия Льва Михайлова: «Хрестоматию для саксофона в 2 - х частях» и «Легкие пьесы для саксофона и 2 часть крупная форма». В целом, работа сдетьми строится с учетом возрастныхи индивидуальных особенностей обучающего.

Одной из проблем обучения является наличие у ученика собственного инструмента. Желательно, чтобы ребенок учился играть на хорошем саксофоне. Безусловно, при отсутствии в семье достаточных денежных средств для покупки нового инструмента, существует практика игры учеников на школьных инструментах. В школе № 22 саксофоны для обучения детей имеются в наличии. Однако эти инструменты, выпущенные в Чехословакии, достаточно старые, большинству более 30 лет. Поэтому Сергей Васильевич советует своим ученикам как можно скорее купить собственный инструмент, новый, без технических проблем, чтобы было удобнее учиться. Преподаватель помогает этот инструмент выбрать.

Учащиеся по классу саксофона вместе со специальным предметом в обязательном порядке принимают участие в эстрадном ансамбле и духовом оркестре. Где также изучают основы игры в составе ансамбля и оркестра.

Большой вклад в подготовку юных саксофонистов вносит руководитель класса эстрадного ансамбля школы № 22пианист Игорь Фёдорович Петров. Это очень опытный педагог, который умеет привлечь детей к ансамблевому исполнению. В своем педагогическом репертуаре он делает ставку на яркие композиции отечественных и зарубежных авторов.Эти произведения, ставшие классикой эстрадной музыки и проверенные временем, имеют большую художественную ценность. И самое главное – в репертуаре ансамбля есть произведения разных жанров (свинг, фокстрот, баллада, буги-вуги, шейк, вальс, марш и др.). Игорь Фёдорович всегда заботится о том, чтобы навыки ансамблевой игры учеников были универсальными и разносторонними. Однажды он на одном из занятий так и заявил: «Играть надо всё! ». Да, музыкальный материал очень часто бывает немного сложнее, чем возможности учеников, но так и должно быть, ибо только тогдабудет развитие навыков чтения с листа».

Игорь Фёдорович всегда слышит ошибки учеников и обращает внимание на них, даже когда в это время сидит за фортепиано. Онсовершенстве знает партитуры всех произведений ансамбля и способен по партитуре, а иногда и наизусть, сыграть произведения на фортепиано.

Что касается импровизаций, Игорь Фёдорович их пишет заранее, чтобы ученики их потом играли с листа. К самостоятельной импровизации ученики не допускаются, ведь педагог их неучит тому, что они пока не в состоянии освоить. Обучение импровизации начинается не раньше музыкального колледжа.

Ниже приведем примеры произведений из репертуара ансамбля музыкально-эстетического отделения школы № 22.

1. Г. Уоррен. Фокстрот из кинофильма «Серенада солнечной долины»

2. Г.Уоррен. Поезд на Чаттанугу

3. Б.Кемпферт. «Путники в ночи»

4. Т. Хейда. «Чарльстон»

5. А. Абрамов. «Знакомый силуэт»

6. М. Шмитс.«Буги-вуги»

7. Г. Гладков. «Марш-парад»

8. А.Дидерихс. «Комета»

9. Е. Крылатов. Мелодия из телефильма «И это всё о нём»

10. Б.С.Фиготин.«Карнавал»

11. А. Челентано. «Одни»

Следует отметить, что ансамбль под управлением И.Ф. Петрова очень часто участвует в концертах, часть из которых проходят в стенах школы. Это очень важно, потому что концертная практика является важнейшим элементом борьбы со сценическим волнением. Во время выступлений происходит адаптация ученика к сцене, а значит, и к дальнейшей профессиональной деятельности.

Интересно и познавательно для учеников идут занятияпо классу духового оркестра. Руководитель оркестра – Виктор Давидович Гарберман.Чтобы привлечь внимание учеников к оркестровому классу, Виктор Давидович не ограничивается классикой и маршами.Он вводит в свой репертуар известные джазовые и эстрадные пьесы, которые знакомы каждому из нас.

Вот лишь некоторые произведения из репертуара духового оркестра:

1. М.И. Глинка. Патриотическая песня.

2. И. Дунаевский. «Весёлый ветер»

3. И. Дунаевский. «Моя Москва»

4. Русская народная песня «Калинка»

5. Г.Китлер. «Вальс-ожидание»

6. А. Бабаджанян. «Море зовёт»

7. «Godown, Moses» (спиричуэл)

8. У.Жечковская. «Духовой оркестр»

9. А.Флярковский. «Прощальный вальс»

10. Х. Розас. Вальс «Над волнами»

11. Р. Роджерс«Голубая луна»

12. С. Намин. «Мы желаем счастья вам»

Интересно отметить, что В.Г. Гарберман выписывает достаточно много сольных эпизодов для саксофона, чтобы ученик обязательно получил навыки исполнительства в духовом оркестре, а также чтобы ощутил значимость своего инструмента в музыкальной ткани.

Таким образом, в данном разделе мы проанализировали опыт обучения игре на духовых музыкальных инструментах в музыкально-эстетическом отделении МОУ СОШ № 22. Преподаватели музыки в школе № 22 активно и согласованно способствуют постижению детьми искусства игры на саксофоне.

Выводы по второй главе: В практической части исследования названыосновные требования, касающиеся количества часов в неделю, упражненийдля развития техники и звука ученика. Также мы выявили детали, которыедолжны учитываться педагогом при подборе музыкальных произведений дляученика.

Представлен анализ той работы, которую педагоги музыкальноэстетическогоотдеения МОУ СОШ № 22 проводят со своими учениками.Был сделан вывод о том, что С.В. Крутиков, И.Ф. Петров и В.Д. Гарберман вработе с детьми показали себя как яркие педагоги и заботливые наставники учеников. Они методически грамотноорганизуют учебный процесс и помогают ученику достичь необходимогоприроста знаний, умений и навыков.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение на саксофоне является достаточно сложным и трудоёмким процессом. Обучение в классе требует чёткой и последовательной передачи знаний от учителя к ученику, и проходить такой процесс должен по принципу «от простого к сложному».

Известно всем, что обучение – это совместная деятельность ученика и учителя. Деятельность учителя – преподавательская, а деятельность ученика – учебная. Для того, чтобы их совместная деятельность была продуктивной, необходимо в первую очередь желание самого ученика, его любовь к инструменту.

Целью данной работы являлось выявление и обоснование содержания и организации обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников.Эта цель достигнута путём анализа одной из программ обучения по саксофону, а также путём исследования опыта обучения на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы.Данный исследовательский опыт может использоваться в работе педагогами-музыкантами.

В своём исследовании мы пришли к выводу, что в первую очередь обучение детей зависит от того, как преподаватель организует и проводит индивидуальные и групповые (оркестровые) занятия. Здесь нужно отметить, чтохорошему и правильному процессу обучения способствует именно тот преподаватель, который умеет расположить ученика к себе. Доступным для ученика языком такой педагог объяснит ученику, что должно сделать для успешного овладения музыкальным инструментом, определит особенности применения саксофона в детском духовом оркестре. Были выявлены основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников, даны характеристики основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне. Достаточно подробно раскрыты популярные методики игры на саксофоне В.Д. Иванова, Д.А. Браславского и др. педагогов и ученых.

Нам удалось раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы. Большое внимание уделили изучению опыта работы с детьми педагогов Б.Н. Смыслова, В.Д.Гарберманаи И.Ф. Петрова, С.В. Крутикова. Все это было достигнуто благодаря бесед с преподавателями, посещения индивидуальных занятий, а также репетиций с различными оркестрами и оркестровыми группами.

Мы надеемся, что материал, представленный в выпускной квалификационной работе, послужит одним из толчков к развитию детского духового исполнительского искусства на Костромской земле, поднятию его на более высокий уровень и появлению новых ярких учеников в классах саксофона учебных заведений области.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абдуллин Э.Б.Методология педагогики музыкального образования: учеб.для студ. вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гном, 2010. - 413 с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. Заведений –– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

3. Аксёнов Е.С. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866—2003 / под ред. Н. А. Мироновой. — М.: «Прогресс-Традиция», 2005. – 744 с.

4. Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. – М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып. 23. С. 3 – 20.

5. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1979.- 272 с.

6. Анисимов Б. Руководство по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1959.

7. Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. С. 11 – 31.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст]: учебное пособие / Ю. К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 1977. - 256 с.

9. Баташев А.«Советский джаз» - М.:, Музыка, 1972. – 118 с.

10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // – М.: Академия, 2000. – 192 с.

11. Болотин С.В.Биографический словарь музыкантов - исполнителей на духовых инструментах. - Л.: Музыка, 1969. - 200 с.

12. Браславский Д.А.Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. – М.: Музыка, 1974.- 391 с.

13. Браславский Д.А. Аранжировка дляэстрадных ансамблей и оркестров. [Учеб. пособие для муз.вузов]. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Музыка», 1974 -392 с.

  1. Браславский Д.А. Аранжировка музыки для танцев /Д.Браславский. – М.: «Сов. Россия», 1977 С. – 96 с.: нот.ил.; 21см. – (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности», №24).
  2. Браславский Д.А. Саксофон // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. училищ, студентов муз. вузов и вузов культуры / Сост. Б. Кожевников. – М., 1984. – С. 112–126.
  3. Браславский Д.А. Основы инструментовки для эстрадного оркестра. [Учебное пособие для музыкальных вузов].М., «Музыка», 1967. – 223 с.
  4. Браславский Д.А. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. – М.: Сов. Россия, 1983. – 77 с., нот. ил.; 20 см – (Б-чка«В помощь худ.самодеятельности»; №9).
  5. Буслова Е.В. История русской музыки: метод.рекомендации для студ. заочной формы обучения по спец. 030700 (050601.65) - Музыкальное образование. Вып. 1. - Кострома: Авантитул, 2008. – 68 с.
  6. Витель Е.Б. Выпускная квалификационная работа: метод. рекомендации по спец. 030700( 050601.65) «Музыкальное образование» / Федеральное агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2007. - 82 с.
  7. Волков В., Диев Б., Лысенко И. Оркестрово-ансамблевая подготовка военного оркестра: Учеб.пособие. — М., 1969.– 52 c.
  8. Волков Н. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования на язычковых духовых инструментах // Актуальныевопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им.Гнесиных. – М., 1985, Вып.80. С 50-70.
  9. Гаранян Г.Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей Издательство: «Музыка», 1986. – 224 с.
  10. Горбачёв В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1966. Вып.2.
  11. Горчаков С. Введение // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. Училищ, студентов муз. ВУЗов и ВУЗов культуры /сост.Б. Кожевников. – М.: Музыка, 1984. – 117 с.
  12. Губарев И. Духовой оркестр. – М.: Сов.композитор, 1963. - 79с.
  13. Гурфинкель В. Школа игры на кларнете для ДМШ. Киев, 1965.
  14. Гурфинкель В. Этюды дли кларнета: Учебный репертуар для ДМШ. Киев, 1977.
  15. Диев Б.А. Школа оркестрового исполнительства на духовых инструментах.М.: ВДФ, 1965. – 223 с.
  16. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Гос.муз.изд-во. М., 1973. – 231 с.
  17. Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. – С. 71–85.
  18. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз, 1956. -101 с.
  19. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов //Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1966 Вып.2. С 44-81. 33.
  20. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста М. – Музыка, 1993год.-25с
  21. Иванов В.Д. Саксофон. – М.: Музыка, 1990.- 39 с.
  22. Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне. Выпуск 1. М – Издательство «Брасс-коллегиум», 2003. Издатель – Михаил Диков.
  23. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / [сост. В. И. Викторов]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984.-206 с.
  24. Калинкович Г.М. Курс инструментовки для духового оркестра (ч. II, гл.»Валторна».М., 1951; ч.2, гл.V.М., 1967).
  25. Карауловский Н.Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблема исполнительского строя // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ.
  26. Клейн Э.Г. Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России (на материалах Костромской губернии до 1917 года): автореф. дис. ... канд. культурологии: спец. 24 00 01 - теория и история культуры. - Ярославль, 2005. - 21 с.
  27. Лаптев Р.Г. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 СПб., 2005 247 с. РГБ ОД, 61: 06-17/56. 41. Лебедева О.В. Развивающее музыкальное образование. Научно-методическое пособие. - Кострома: КРЦНИТ «Эврика» – М., 2004 – 69 с.
  28. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.— 96с.
  29. Луданова Т.В. История музыкального образования в Костроме [Электронный ресурс]: учеб.пособие по учеб. дисциплине «История музыкального образования» для студентов спец. 050100.62 - «Педагогическое образование (музыка)», квалификация «Бакалавр». Вып. 1. - Электрон.текст. данные. - Кострома: [б. и.], 2015. - 58 с.
  30. Маякин Т.К. Военные оркестры Красной Армии и Флота // Военная музыка России. История и современность. М.: Воениздат, 2007.
  31. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка, 1975. – 180 с.
  32. Мозговенко И.П.«Хрестоматия для кларнета. 1-3 классы детской музыкальной школы. Пьесы. Часть 2: № 51-69» М.- «Музыка», 2015. – 231 с.
  33. Мясоедов В.В.Современные приемы игры на саксофоне // В помощь военному дирижеру.Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992.
  34. Назайкинский Е.В.Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - 319 с. - Библиогр.: с. 304-306. - Имен. указ.: с. 307-308. - Сист. предм. указ.: с. 309-319. - 1.70.
  35. Назайкинский Е. В. О музыкальном темпе. - М.: Музыка, 1965. - 95 с.
  36. Нежинский О. Детский духовой оркестр. – М., 1981. – 100 с.
  37. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.–496с.
  38. Ньютон Ф. Джазовая сцена; пер. с англ. Ю.Т. Верменича; НовосибирскСиб.унив.изд-во, 2007. – 207 с.
  39. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
  40. Ожегов С. И. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Около 57 000 слов.Изд. 9-е, испр. и доп. Под реж. Д-ра филолог.наукпроф.Н.Ю.Шведовой. М.»Сов.энциклопедия».1972.–846с.
  41. Пан ЧойХой. Формирование детского музыкального коллектива // Оркестр.–2007.–№4(9).–С.44–45.
  42. Плахоцкий В. Занятия с начинающим духовым оркестром. – М., 1962. – 90 с.
  43. Пушечников И.Ф. Школа игры на гобое (+ Клавир). — М.: Музыка, 2001. – 207 с.
  44. Ривчун А. Школа игры на саксофоне (редактор В.Д.Иванов). М.: Музыка, 2001. – 222 с.
  45. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка, 1964; М., 1967. – 307 с.
  46. Ривчун А. Школа игры на саксофоне: для учащихся муз.учебных заведений и для участников худ.самодеятельности. – М.: Сов.композитор, 1968. – 301 с.
  47. Розанов С.В. «Школа игры на кларнете»– Издательство: М.: Музыка, 2010. – 221 с.
  48. Румянцева З.В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности: учеб.пособие по дисциплине «Класс основного музыкального инструмента», спец. 030700 (050601.65) «Музыкальное образование» / Минобрнауки РФ, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2010. – 127 c.
  49. Свечков Д. Духовой оркестр. – М.: Музыка, 1971; М., 1977. – 98 с.
  50. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. –95 с.
  51. Сластенин В.А. Общая педагогика: в 2 ч.: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 2 / под ред. В.А. Сластенина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
  52. Сурин Н. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления в период с IX по начало XVIII века. // Хрестоматия по истории отечественной военной музыки.М., 1981. – 367 с.
  53. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избр. труды/Б.М.Теплов.–М., 1985.Т.1.–330с.
  54. Тутунов В.И.История военной музыки России: учеб.для студ. учеб. заведений / под общ. ред. Е.С. Аксенова. - М.: Музыка, 2005. – 496 с.
  55. Усов Ю. Вопросы теории и практики игры на валторне. Издательство: Музыка, 1965. – 247 с.
  56. Федотов А.Методика обучения на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1975. – 311 с.
  57. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для муз.училищ / П.В. Халабузарь. –М.: Музыка, 1990. – 173 с.
  58. Хаханян Х. Духовой оркестр //Музыкальная энциклопедия. – М.: Сов.энциклопедия, 1974. Т.2.
  59. Цуккерман В.А.Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма: учеб.для студ. муз. отделений муз. вузов. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1987. – 239 с.
  60. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. – М., 1994. – 384 с.
  61. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. – М.: Сов.композитор, 1989. – 320 с.
  62. Черток М.Д. Русский военный марш: К 100-летию марша «Прощание: славянки» / Черток М.Д. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 280 с.
  63. Шапошникова М.К.К проблеме становленияотечественной школы игры на саксофоне/актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1985. Вып 80. С. 22-37.
  64. Шапошникова М.К. Гаммы, этюды и упражнения для саксофона. – М., 1988. – 250 с.
  65. Штарк А. 30 этюдов для кларнета. Рига, 1975. – 79 с.
  66. Энциклопедия юного музыканта [Текст]. - Санкт-Петербург: Золотой век, 1996. – 576 с.
  67. Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968. – 79 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ФОТО-МАТЕРИАЛЫ ИЗ АРХИВА

МОУ СОШ № 22 Г. КОСТРОМЫ

Выпускники школы № 22А.Торшин, Н.Аккуратов, М.Тевелевна сцене Музыкального колледжа на отчётном концерте. Дирижер И. Демин.

Фото 2009 года


Юбилейный концерт МОУСОШ № 22 г.Костромы 18 марта 2010года. Эстрадный ансамбль.Слева направо: Н.Аккуратов, И Лебедев, А ТоршинВторой справа – В.Д. Гарберман


Эстрадный ансамбль школы № 22.

За фортепиано – Игорь Фёдорович Петров, преподаватель по классу эстрадного ансамбля.

Второй трубач слева – Виктор Давидович Гарберман – преподаватель по классу духового оркестра


 

Духовой оркестр МОУСОШ № 22.

Юбилейный концерт школы.18марта 2010 года

 


Преподаватель Борис Николаевич Смыслов. Фото 1940-х гг.


Преподаватель Александр Николаевич Савкин

 


Сергей Васильевич Крутиков – преподаватель по классам кларнета и саксофона в школе № 22 г.Костромы с 2004 года


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  2. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  3. III ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА
  4. Административно-территориальное деление и система местного самоуправления США
  5. Анализ проведения возбуждения по сердцу. Опыт Станиуса
  6. Анализ современных технологий обучения школьников
  7. Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
  8. АНАТ0М0-ФИЗИ0Л0ГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПЫТ И КОПЫТЕЦ
  9. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь
  10. Бейб Рут делал то же самое. Он очень ясно понимал, кем является и каково его отношение ко Мне, и свою жизнь он посвятил, чтобы отразить это, чтобы познать себя в своем собственном жизненном опыте.
  11. Бермудский треугольник попыток, или как по падать в фазу в два раза чаще
  12. БИЛЕТ 30. Гипотеза ле Бройля. Опыты Дэвиссона и Джермера. Дифракция микрочастиц. Принцип неопределенности Гейзенберга


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь