Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово «драма» употребляется и в другом, более широком Смысле, как вообще пьеса



Стр.112


ПЬЕСЫ ПОЛОЖЕНИЙ И ПЬЕСЫ ХАРАКТЕРОВ

Многие теоретики различают пьесы положений и пьесы характеров.

Если в пьесе основное внимание драматурга обраще­но на самый ход событий, а не на внутренний мир персонажей, если развивающаяся в пьесе борьба носит 'преимущественно внешний характер, то та­кого рода пьеса может быть названа пьесой положений. Обратно, если драматург уделяет большее внимание внутренней жизни персонажей, развитию характеров, раскрытию их внутренних про­тиворечий, если борьба носит не только внешний, но в значительной степени и внутренний характер, то мы имеем пьесу характеров.

Мы уже не раз говорили, что образы действующих лиц нельзя отделять от фабулы, от происходящих в пьесе событий. Где есть события, там есть и характе­ры; где раскрывается драматический характер, там есть и действие, событие. Поэтому неверно думать, что пьеса положений — это такая пьеса, в которой есть внешние события и нет характеров, а пьеса ха­рактеров такая пьеса, в которой даны глубокие ха­рактеристики и совсем не показаны события, дейст­вия. Само собой понятно, что в каждой пьесе есть и характеры и события, и речь идет только о том, на что главным образе м обращено внимание драматурга.

В «Грозе» есть ряд событий, драматических поло­жений, но все же то внимание, которое драматург уделяет здесь образу Катерины, то обстоятельство, что противоречия данной общественной среды драма­тург переносит во внутреннюю жизнь Катери­ны, развертывает нам картину внутренней 6орьбы, дает нам основание отнести «Грозу» к пьесам характеров.

Стр. 113

Напротив, «Шторм» Билль-Белоцерковского, хотя там и даны интересные образы (предукома, братишки и др.). все же развертыва­ется как ряд внешних столкновений двух лагерей: борьба носит здесь внешний характер, и потому «Шторм» является пьесой положений. Пьесами поло­жений являются обычно и все мелодрамы, так как они строятся на острых внешних столкновениях.

В истории драмы можно отметить, - как под влиянием тех или иных общественных причин ведущая роль пе­реходит то к пьесе положений, то к пьесе характеров. Например, шекспировская драматургия представляет собой преимущественно драматургию характеров. На­ша советская драматургия раньше развивалась пре­имущественно как драматургия положений, но теперь в ней уделяется большое внимание уже и внутреннему миру, внутренним противоречиям в душе персонажа, отражающим противоречия общественные. (Таковы, например, пьеса Файко «Евграф», такова «Зависть» Олеши, пьесы Афиногенова «Чудак», «Страх» и «Соб­ственность» Персонова.)

 

ЧИСТО ФАБУЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

К чисто фабульным жанрам драматических произведений мы относим пьесы, построенные на четко выявленном едином действии и едином контрдействий. Сюда относятся, как сказано, трагедия, комедия, соб­ственно драма, мелодрама, фарс, водевиль.

В чем же заключаются основные признаки различия этих форм? Чем отличается трагедия от драмы и ко­медии, драма от комедии и мелодрамы и т. д.?

Сравнивая между собой эти жанры, мы увидим, что у них имеется целый ряд различий. Но яснее всего это различие мы можем установить в характере драматической борьбы, который присущ каждому из этих жанров.

Стр.114

ТРАГЕДИЯ

Трагедия есть изображение борьбы с явно не­преодолимыми (или почти непреодолимыми) в данных условиях препятствиями, борь­бы, которая ведется обычно с исключительной страст­ностью и с предельным напряжением человеческих сил.

Поскольку эти препятствия обычно непреодолимы, герой ведет с ними борьбу не на жизнь, а на смерть, постольку понятно, что конец трагедии, ее развязка обычно неблагополучна для героя. (При этом гибель трагического героя вызывает у нас обыч­но сочувствие, сострадание.)

Поскольку трагедия есть изображение борьбы, кото­рая ведется с крайним напряжением сил, постольку естественно, что герои трагедии обычно представляют собою характеры выдающиеся, стоящие значительно выше обыч­ного, среднего уровня.

Отсюда же вытекает и еще одна особенность траге­дии — некоторая ее отвлеченность, ее приподня­тость над бытом. Трагедия не изображает бы­та, ее не интересуют детали (мелкие подробности) жизни данной общественной среды. Не случайно по­этому трагедия изображает обычно более или менее отдаленную эпоху; трагедий из жизни современной автору эпохи почти не существует. В соответствии со всем этим и язык трагедии отличается от обычного разговорного языка некоторой приподнятостью, зна­чительностью, необычностью. В трагедии вполне уме­стными являются различные приемы усиления образности языка и стихотворная речь.

В качестве образчиков этого жанра можно указать (трагедии греческих (Эсхил, Софокл, Эврипид) и фран-щузсиих (Корнель, Расин) классиков, «Гамлета»,

Стр. 115

«Отелло» и другие трагедии Шекспира, «Разбойнйков» Шиллера или его же «Дон-Карлоса». Русская литература дала сравнительно мало значительных трагедий. («Борис Годунов» Пушкина, «Царь Федор» А. Толстого. Из новых — «Спартак» Волькенштейна и «Загмук» Глебова.)

КОМЕДИЯ

Комедия изображает борьбу с.препятствия­ми преодолимыми (иногда с препятствиями мнимыми, вымышленными), борьбу не жестокую и притом ведущуюся средствами не­ловкими, нелепыми или унизительны­ми.

Поскольку борьба в комедии ведется с препятствия­ми преодолимыми и не носит жестокого характера, по­стольку мы часто встречаем в комедии вполне благопо­лучную развязку. (Довольно типичная развязка старых комедий — свадьба.) Если же развязка и небла­гополучна, то все же она не связана обычно с физиче­ской или даже гражданской смертью. Даже арест — мало типичный финал комедии. Из указанного харак­тера комедийной борьбы вытекает и то обстоятель­ство, что комедия, в отличие от трагедии, тяготеет к обыденной жизни и к современности.

Поскольку комедийная борьба ведется обычно сред­ствами нелепыми, неловкими или унизительными, по­стольку герои комедии — чаще всего — люди неболь­шого масштаба, люди, которым свойственны невысо­кие, а порой и просто низменные побуждения: чаще всего это или плуты, или глупцы, или близорукие лю­ди, которые, вдобавок, нередко держатся о себе край­не высокого мнения. Естественно поэтому, что коме­дийные герои вызывают у нас не сострадание, не уди­вление, и даже не ненависть, а чаще отвращение,

Стр.116

насмешку или презрение. Впрочем, в так называемой «высокой комедии» (например, в «Горе от ума») герои выглядят уже иначе, могут вызвать и сочувствие, не лишенное, однако, некоторой степени иронии.

В соответствии с характером комедийной борьбы на­ходится и диалог комедии: смешной, остроумный, ме­стами построенный на шутках, на игре слов, оговорках и т. п.

Общественное значение комедии лежит в том, что­бы, подвергая осмеянию отрицательные стороны на­шей действительности, ее недостатки, тем самым доби­ваться их исправления.

Комедия может быть и серьезной, иметь большой общественный смысл, но может быть и легкой, приб­лижаясь к буффонаде (клоунской, балаганной игре).

Образцами серьезной, сатирической комедии можно считать «Тартюф» Мольера, «Горе от ума» Грибоедо­ва и гоголевского «Ревизора». Как пример комедии более легкого типа назовем «Мандат» Н. Эрдмана и комедию буффонадного типа «Сиволапинская» Д. Чи­жевского 1.

Из других видов комических произведений отметим здесь вкратце еще 1) фарс — комедию, сюжет которой связан с какими-либо физиологическими сторонами человеческой природы, с отношениями полов (напри­мер, «Лизистрата» Аристофана, где женщины, чтобы положить конец войне, устраивают «забастовку», от­казывая мужчинам в любви), с испорченным пищева­рением (например, «Мнимый больной» Мольера) и т. п. и 2) водевиль — небольшую комедию 2 неглубокого,

Можно отметить трагикомедию как форму, сочетающею в себе черты трагедии и комедии.

2. Однако старинные водевили (например, «Соломенная шляпка» или «Лев Гурыч Синичкин») состояли из пяти актов. Водевиль из современной жизни «Вредный элемент» Шкваркина состоит из четырех актов.

Стр.117

 

шуточного содержания, в которую обычно, вво­дятся пляска и пение (злободневные куплеты), что приближает водевиль к оперетте.

СОБСТВЕННО ДРАМА

Трагедия и комедия возникли еще в греческом те­атре, а впоследствии были усвоены феодально-аристо­кратическим театром нового времени (Англия, Испа­ния, Франция).

Когда на историческую арену начала выходить бур­жуазия, то она выдвинула, в противовес аристократи­ческим формам драмы, свою новую форму — «мещан­скую» или «слезную», драму, изображавшую жизнь третьего сословия (буржуазии), жизнь простых и не «родовитых» людей. Отсюда и возникла та форма, ко­торую мы называем собственно драмой или просто драмой (в отличие от трагедии и комедии, между которыми она занимает в известном смысле промежуточное положение).

Собственно драма есть изображение борьбы с трудно преодолимыми препятствиями, ведущейся нередко с большим ожесточением, и притом борьбы, которая может вестись как с идейными, так и с корыстными побуждениями.

Развязка драмы обычно неблагополучна, а если же и благополучна, то только до 'Некоторой сте­пени. Физическая или гражданская смерть персона­жа — нередкий финал драмы.

Герои драмы ведут борьбу с трудными препятствия­ми, но все же с такими, какие нередко встречаются в повседневной жизни. Понятно, что и сами они явля­ются людьми более или менее обычного уровня или стоящими лишь несколько выше этого уровня.

Поскольку в драме борьба ведется с различ­ными побуждениями, постольку герои ее могут

Стр. 118

вызывать у нас и сочувствие, < и ненависть, и отвращение, и т. п.

Общий характер драмы, а также и ее язык по срав­нению с трагедией опять-таки гораздо больше прибли­жаются к обычной жизни, к современности (хотя воз­можны, конечно, и драмы на исторические темы).

Можно различать героическую драму (события и действующие лица которой значительно подымаются «ад обычным уровнем, приближаясь к героям траге­дии), драму бытовую (рисующую обычную повседнев­ную жизнь), психологическую (с тщательной разра­боткой психологии действующих лиц), социальную (в которой центр внимания составляет не личная жизнь, а общественные явления) и т. д.

В качестве примеров назовем «Бедность не порок» Островского (чистая бытовая драма), «Гроза» (психо­логическая и бытовая драма с трагическим оттенком), «Ткачи» Гауптмана, а из современных — «Страх» Афиногенова, «Хлеб» Киршона и др. (социальная драма).

МЕЛОДРАМА

Мелодрама есть вид драматического произведения, отличающийся сильно развитой фабулой, содержащей ряд острых сценических положений, резких перемен счастья и несчастья в происходящей борьбе. Мелодрама (как и трагедия) не углубляется в быт. Она не разрабатывает с достаточной глубиной психологию действующих лиц 1, со­средоточиваясь (в отличие от трагедии) главным об­разом на быстрой смене драматических положений. Эта погоня за остротой положения иногда приводит

1.Поэтому в типичной мелодраме обычно не внутренней борьбы.

Стр119

к тому, что в мелодраме нарушается чувство правдоподобия 1. Довольно типичной чертой мелодрамы являет­ся присущая ей эмоциональность и сентименталь­ность 2. В мелодраме очень часто встречается благопо­лучная развязка.

Образы действующих лиц в мелодраме очерчивают­ся резко, иногда даже несколько упрощенно; положи­тельные и отрицательные стороны даются преувели­ченно, почти в «две краски».

В качестве образцов мелодрамы можно назвать «Тайну Нельской башни» Дюма, «Тайну замка Кенильворт» и другие пьесы В. Гюго. Из современных мелодрам назовем «Амбу» 3. Чалой, «Конец Криворыльска» Ромашова, «1881 год», «Чернь» Шаповаленко и «Человек с портфелем» Файко.

Трагедия, мелодрама и драма составляют группу драматических произведений серьезного (не комического) характера. Комедия же, фарс и водевиль — пруту произведений комических.

СМЕШАННЫЕ ЖАНРЫ

В заключение скажем, что совершенно чистых жан­ров драматических произведений очень мало. Драма, как сказано, может иногда приближаться к трагедии. В мелодраму могут входить черты бытовой драмы (например, «Конец Криворыльска» Ромашова); часто мелодрама может приближаться к комедии; комедия может, не имея гибельной развязки, быть все же на­столько серьезной, что начинает приближаться к дра­ме, и т. д. С другой стороны, в каждую серьезную

1. Дальнейшая ступень мелодрамы — так называемый «детектив»— пьеса, в которой ведется «преследование» одного действующего лица другим.

2. При своем возникновении мелодрама была связана с музыкой, с пением. (Мелос—голос.)

 

пьесу (даже в трагедию), как бы мрачно ни было ее содержание, всегда привходят комические моменты, дающие возможность еще более оттенить и обострить драматичность содержания. Тем не менее общий ха­рактер пьесы должен быть выдержан, 'И начинающий должен заботиться о том, чтобы из-под его пера не выходило механической смеси разных жанров, Но научиться работать над чистыми видами дра­матических произведений полезно, чтобы выработать владение формой, а тем самым и независимость от этой формы, возможность вносить в ту или иную чистую форму сознательно и закономерно изменения, диктуе­мые характером содержания.

4. ОСЛАБЛЕННО-ФАБУЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Чисто фабульные жанры, построенные на едином действии и едином контрдействия, вследствие их насыщенности драматической борьбой, представляют собой чрезвычайно благодарный сценический материал (или, так говорят, отличаются большой сценичностью). Однако, с другой стороны, эти формы отличаются большой требовательностью, так как не всегда в их рамки можно уложить любое содержание, любой материал, и не веяние события можно показать как борьбу определенных конкретных личностей или конкретных трупп, проходящую сквозь всю пьесу. Если события эти очень велики по своему масштабу (например, Парижская коммуна, 1905 год, Октябрьский переворот) или занимают очень длительный промежуток времени (например, история рождения и жизни Красной армии, тот или иной этап истории (революционного движения в России и т. п.), то совершенно ясно, что показать их в форме чисто фабульной пьесы достаточно полно и широко мы не сможем.;

Стр.121

Эта требовательность, строгость чисто фабульных форм естественным образом приводит ж тому, что иног­да драматурги, поступаясь сценичностью, отходят от стеснительных рамок этих форм и пишут произведения с ослабленной фабулой, не требующие обязательного наличия единого действия и единого контрдействия. Разумеется, борьба, действие есть и в таких пьесах (иначе их нельзя было бы ставить), но борьба эта развертывается как ряд отдельных, иногда не связан­ных четкой причинностью моментов. Постановка та­кого рода произведений нередко имеет значительный успех вследствие драматичности самих событий, кото­рые они стремятся воспроизвести. (Например, успех «Первой конной» Вишневского.)

Легко заметить, что ослабленно-фабульные формы имеют повествовательный характер, в неко­торой степени приближаются к эпическим (пове­ствовательным) формам художественной литературы — к роману, К повести, в то время как в чисто фа­бульных формах события крепко связаны между собой не только по времени (хронологически), но и причин­но. В формах с ослабленной фабулой причинная связь отступает, остается скрытой, а связь хроно­логическая выдвигается, оказывается более за­метной. Это вполне понятно, потому что в первом случае события как бы вытекают из ожесточенных уси­лий отдельных персонажей, а во втором—они обыч­но развиваются независимо от желаний, решений отдельных людей, направляются более глубоким и скрытыми причинами социально-исторического характера.

 

ХРОНИКА СЦЕНЫ

Ослабленно-фабульные формы получили особенно широкое распространение в наше время, поскольку

Стр.122

нашей драматургии, сравнительно еще слабой техниче­ски, пришлось отражать исторические события очень большого масштаба, писать громадные, широко раз­вернутые полотна, уложить которые в хрупкие рамки чисто фабульной формы, как мы выяснили, было бы очень трудно. Однако ослабленно-фабульные формы практиковались в драматургии 'И раньше. Таковы так называемые 1) хроники и 2) сцены.

1. Хроники. Под этим названием обычно понимались

произведения, в центре внимания которых стояла та, или иная

историческая личность, причем жизнь ее обычно освещалась на более или менее ограниченном промежутке времени. Таковы многочисленные хроники Шекспира — «Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV» Таковы же и так называемые «царски» пьесы наших современников: Лернера, Чижевского, Смолина, Щеголева и других. Следует заметить, что успех этих пьес иногда держит­ся на дешевом любопытстве к «тайнам» придворной жизни. В более широком смысле слова под хроникой можно понимать всякое произведение, изображающее те или иные исторические события. Например, «1905 год» Подгорного и Соболева, «1917 год» Платона и Суханова и др.

2. Сцены. Под «сценами» принято понимать пьесы,

изображающие события повседневной жизни той или иной общественной среды. Поскольку в них изображается жизнь повседневная, идущая день за днем, обычная, не чреватая значительными событиями, постольку понятно, что «сцены» являются формой, имеющей повествовательный характер. Понятно и то, что напряженное действие, борьба в «сценах» предстают перед нами в ослабленном, разряженном виде, они не (выступают резко на первый план, не заполняют сплошь всю ткань пьесы.

Характерными образчиками такого рода сцен мож­но считать, например, «На дне» и «Мещане» Горького (жизнь «дна», жизнь мещанства) и «Дни нашей жизни» Л. Андреева (жизнь студенчества).

Стр.123

Сравнительно малая сценичность этой формы требует от драматурга, чтобы этот недостаток был возмещен прекрасным знанием среды, большой яркостью образов и блестящим диалогом: без этих качеств пьеса данного жанра, не удержится на сцене.

НОВЫЕ ВИДЫ ОСЛАБЛЕННО-ФАБУЛЬНЫХ ФОРМ

(ПЬЕСЫ-ОВОЗРЕНИЯ, ПЬЕСЫ-ДОКЛАДЫ И Т. Д.)

Советская драматургия создала целый ряд новых разновидностей ослабленно-фабульных форм. Эти разновидности, с одной стороны, сходны с хроникой и сценами, а с другой, напоминают ранее практиковавшуюся форму так называемого обозрения.

Обозрение обычно практиковалось как форма злободневно-сатирическая и предназначалось для осмеяния ряда тех или иных недостатков, отрицательных явлений, составлявших злобу дня. Чаще всего оно представляет собою ряд отдельных сцен (частей, эпизодов), в каждой из которых последовательно рассматривается та или иная сторона данного явления, те или иные события, расположенные в определенном порядке. Чтобы обозрение производило впечатление единства, все его части связываются введением так называемых «обозревателей», которые в прологе как бы дают повод к началу «обозревания», а затем выступают в отдельных эпизодах как действующие лица или же появляются между действиями (после каждого эпизода) и подытоживают то, что было показано со сцены. Они же выступают (вместе с остальными персонажами) и в заключительной части (в эпилоге, в концовке) обозрения.

Стр. 124

Легко видеть, чти если отказаться от сатирической, Комедийной, шутливой формы и если в ряде эпизодов показывать те или иные события в хронологической порядке, то формой обозрения можно воспользоваться и для подачи таких тем, как «Октябрь», «Парижская коммуна», «1905 год» и т. д. (хроника-обозрение).

Между хроникой-обозрением и пьесой существуют формы промежуточные. Таков, например, «Шторм» Билль-Белоцерковского. На первый взгляд «Шторм» по своему построению ничем не отличается от обычной фабульной пьесы; однако, присмотревшись, мы увидим одно существенное различие: в «Шторме» есть единое действие, которое ведут предукома и матрос, но здесь нет единого контрдействия (так как борьба идет против ряда разнообразных врагов, против кулаков, предателей, белогвардейцев, шкурников). И так как уком вступает в борьбу последовательно сначала с одним, затем с другим из этих врагов и т. д., то> построение пьесы в силу этого по 'своей композиции приближается в некоторой, правда небольшой, степени к обозрению.

Гораздо ближе по своему построению к хронике-обозрению стоит пьеса И. Терентьева «Джон Рид», сделанная на основе известной книги Рида «10 дней, которые потрясли мир». В ряде эпизодов перед зрителем проходят картины событий, связанных с Октябрьским переворотом, причем через все эти картины, а также через пролог и заключение проходит образ самого Джона Рида, который является как бы «обозревателем» этих событий». «Джон Рид» может быть назван «обозрением-пьесой».

К типу храники-обозрения можно отнести и «сценическую повесть» В. Подгорного и Ю. Соболева «1905 год», а также «Первую конную»

В. Вишневского.

Стр. 125


ПОСТРОЕНИЕ ОСААБЛЁННО-ФАБУЛЬНЫХ ФОРУ

 

Из сказанного выше легко заключить, что работа над построением пьесы ослабленно-фабульной формы в общем оказывается менее сложной, чем работа над построением пьесы чисто фабульной. Иногда здесь оказывается достаточным в намеченном материале выбрать события, наиболее существенные и в то же время наиболее удобные для их сценического воплощения, и затем расположить их в известной последовательности во времени. Ряд требований, которые мы указали, говоря о фабульном построении, сохраняет свое значение и здесь. Произведение ослаблено фабульной формы все же должно создавать впечатление единства (через единство темы, единство действующих лиц и т. п.), цельности (иметь вступительную часть и концовку), стройности (равномерность отдельных частей). Произведение должно. Иметь известное нарастание, в нем не должно быть нагромождения случайных малосущественных моментов, переход от одного эпизода к другому должен быть естественным, последовательным.

Отсутствие единого, воплощенного в одних и тех же [конкретных лицах контрдействия очень облегчает расположение событий. Необязательным становится наличие драматического узла в точном смысле слова. Завязка и развязка становятся просто начальными и конечными моментами борьбы и т. д. Нет надобности связывать один момент с другим причинной связью, «оправдывать, мотивировать» психологически всю сквозную цепь действий отдельных персонажей.

В целом же надо сказать, что еще не найдены формы

драматургического (произведения для полного выявления грандиозных исторических событий эпохи крушения старого мира и создания нового.

Стр126


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к четвертому изданию……………………………………………3


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. Hаиболее хаpактеpными для остpого панкpеатита являются боли
  4. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  5. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  6. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  7. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  8. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  9. IV. Как узнать волю Господню.
  10. IX. «ПРИНИМАТЬ МОЛОКО ОТДЕЛЬНО». Молоко лучше принимать отдельно или не принимать вообще.
  11. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  12. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь