Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тестирование программного обеспечения
Основы тестирования Тестирование (software testing) – деятельность, выполняемая для оценки и улучшения качества программного обеспечения. Эта деятельность, в общем случае, базируется на обнаружении дефектов и проблем в программных системах. Тестирование программных систем состоит из динамической верификации поведения программ на конечном (ограниченном) наборе тестов (set of test cases), выбранных соответствующим образом из обычно выполняемых действий прикладной области и обеспечивающих проверку соответствия ожидаемому поведению системы. В данном определении тестирования выделены слова, определяющие основные вопросы, которым адресуется данная область знаний:
Общий взгляд на тестирование программного обеспечения последние годы активно эволюционировал, становясь все более конструктивным, прагматичным и приближенным к реалиям современных проектов разработки программных систем. Тестирование более не рассматривается как деятельность, начинающаяся только после завершения фазы конструирования. Сегодня тестирование рассматривается как деятельность, которую необходимо проводить на протяжении всего процесса разработки и сопровождения и является важной частью конструирования программных продуктов. Действительно, планирование тестирования должно начинаться на ранних стадиях работы с требованиями, необходимо систематически и постоянно развивать и уточнять планы тестов и соответствующие процедуры тестирования. Даже сами по себе сценарии тестирования оказываются очень полезными для тех, кто занимается проектированием, позволяя выделять те аспекты требований, которые могут неоднозначно интерпретироваться или даже быть противоречивыми. Не секрет, что легче предотвратить проблему, чем бороться с ее последствиями. Тестирование, наравне с управлением рисками, является тем инструментом, который позволяет действовать именно в таком ключе. Причем действовать достаточно эффективно. С другой стороны, необходимо осознавать, что даже если приемочные тесты показали положительные результаты, это совсем не означает, что полученный продукт не содержит ошибок. Этим вопросам, в частности, адресована область знаний “Сопровождение программного обеспечения” (Software Maintenance). Однако, адекватное внимание вопросам тестирования качественно снижает риск возникновения ошибок на этапе эксплуатации, обеспечивая более высокую удовлетворенность пользователей, что и является, по существу, целью любого проекта. В области знаний “Качество программного обеспечения” (Software Quality) техники управления качеством четко разделены на статические (без выполнения кода) и динамические (с выполнением кода). Обе эти категории важны. Данная область знаний - “Тестирование” – касается динамических техник. Как уже отмечалось ранее, тестирование тесно связано с областью знаний “Конструирование” (Software Construction). Более того, модульное (unit-) и интеграционное тестирование все чаще рассматривают как неотъемлемый элемент деятельности по конструированию. Критерии отбора тестов могут использоваться как для создания набора тестов, так и для проверки, насколько выбранные тесты адекватны решаемым задачам (тестирования). При этом, обсуждаемые критерии помогают определить, когда можно или необходимо прекратить тестирование.
Тестирование – это наблюдение за выполнением программы, запущенной в целях тестирования с заданными параметрами, по заданному сценарию или с другими заданными начальными условиями или целями тестирования. Эффективность теста может быть определена только в контексте заданных условий.
Данный случай тестирования подразумевает успешность процедуры тестирования, если дефект найден. Это отличается от подхода в тестировании, когда тесты запускаются для демонстрации того, что программное обеспечение удовлетворяет предъявляемым требованиями и, соответственно, тест считается успешным, если не найдено дефектов.
“Оракул”, в данном контексте, любой агент (человек или программа), оценивающий поведение программы, формулируя вердикт - тест пройден (“pass”) или нет (“fail”).
Теория тестирования выступает против необоснованного уровня доверия к серии успешно пройденных тестов. К сожалению, большинство установленных результатов теории тестирования – негативны, означая, по словам Дейкстры (Dijkstra), то, что “тестирование программы может использоваться для демонстрации наличия дефектов, но никогда не покажет их отсутствие”. Основная причина этого в том, что полное (всеобъемлющее) тестирование недостижимо для реального программного обеспечения.
Эта сложнейшая проблема автоматизированного тестирования связана с тем, что путь, по которому выполняются потоки работ тестируемой программной системы, не могут быть заданы входными параметрами.
Это понятие может подразумевать две различных идеи. Первая описывает степень легкости описания критериев покрытия тестами для заданной программной системы. Вторая определяет возможность вероятность, возможность статистического измерения того, что при тестировании проявится сбой программной системы. Обе интерпретации этого понятия одинаково важны для тестирования.
Тестирование программного обеспечения отличается от статических техник управления качеством, проверки корректности, отладки и программирования, но связано со всеми этими работами. Полезно рассматривать тестирование с точки зрения аналитиков и специалистов по сертификации качества.
Уровни тестирования Над чем производятся тесты Тестирование обычно производится на протяжении всей разработки и сопровождения на разных уровнях. Уровень тестирования определяет “над чем” производятся тесты: над отдельным модулем, группой модулей или системой, в целом. При этом ни один из уровней тестирования не может считаться приоритетным. Важны все уровни тестирования, вне зависимости от используемых моделей и методологий. 2.1.1 Модульное тестирование (Unit testing) Этот уровень тестирования позволяет проверить функционирование отдельно взятого элемента системы. Что считать элементом – модулем системы определяется контекстом. Наиболее полно данный вид тестов описан в стандарте IEEE 1008-87 “Standard for Software Unit Testing”, задающем интегрированную концепцию систематического и документированного подхода к модульному тестированию. 2.1.2 Интеграционное тестирование (Integration testing) Данный уровень тестирования является процессом проверки взаимодействия между программными компонентами/модулями. Классические стратегии интеграционного тестирования – “сверху-вниз” и “снизу-вверх” – используются для традиционных, иерархически структурированных систем и их сложно применять, например, к тестированию слабосвязанных систем, построенных в сервисно-ориентированных архитектурах (SOA). Современные стратегии в большей степени зависят от архитектуры тестируемой системы и строятся на основе идентификации функциональных “потоков” (например, потоков операций и данных). Интеграционное тестирование – постоянно проводимая деятельность, предполагающая работу на достаточно высоком уровне абстракции. Наиболее успешная практика интеграционного тестирования базируется на инкрементальном подходе, позволяющем избежать проблем проведения разовых тестов, связанных с тестированием результатов очередного длительного этапа работ, когда количество выявленных дефектов приводит к серьезной переработке кода (традиционно, негативный опыт выпуска и тестирования только крупных релизов называют “big bang”). 2.1.3 Системное тестирование (System testing) Системное тестирование охватывает целиком всю систему. Большинство функциональных сбоев должно быть идентифицировано еще на уровне модульных и интеграционных тестов. В свою очередь, системное тестирование, обычно фокусируется на нефункциональных требованиях – безопасности, производительности, точности, надежности т.п. На этом уровне также тестируются интерфейсы к внешним приложениям, аппаратному обеспечению, операционной среде и т.д.
Виды тестирования Тестирование проводится в соответствии с определенными целями (могут быть заданы явно или неявно) и различным уровнем точности. Определение цели точным образом, выражаемым количественно, позволяет обеспечить контроль результатов тестирования. Тестовые сценарии могут разрабатываться как для проверки функциональных требований (известны как функциональные тесты), так и для оценки нефункциональных требований. При этом, существуют такие тесты, когда количественные параметры и результаты тестов могут лишь опосредованно говорить об удовлетворении целям тестирования (например, “usability” – легкость, простота использования, в большинстве случаев, не может быть явно описана количественными характеристиками). Можно выделить следующие, наиболее распространенные и обоснованные цели (а, соответственно, виды) тестирования: 2.2.1 Приёмочное тестирование (Acceptance/qualification testing) Проверяет поведение системы на предмет удовлетворения требований заказчика. Это возможно в том случае, если заказчик берет на себя ответственность, связанную с проведением таких работ, как сторона “принимающая” программную систему, или специфицированы типовые задачи, успешная проверка (тестирование) которых позволяет говорить об удовлетворении требований заказчика. Такие тесты могу проводиться как с привлечением разработчиков системы, так и без них. 2.2.2 Установочное тестирование (Installation testing) Из названия следует, что данные тесты проводятся с целью проверки процедуры инсталляции системы в целевом окружении. 2.2.3 Альфа- и бета-тестирование (Alpha and beta testing) Перед тем, как выпускается программное обеспечение, как минимум, оно должно проходить стадии альфа (внутреннее пробное использование) и бета (пробное использование с привлечением отобранных внешних пользователей) версий. Отчеты об ошибках, поступающие от пользователей этих версий продукта, обрабатываются в соответствии с определенными процедурами, включающими подтверждающие тесты (любого уровня), проводимые специалистами группы разработки. Данный вид тестирования не может быть заранее спланирован. 2.2.4 Функциональные тесты/тесты соответствия (Conformance testing/Functional testing/Correctness testing) Эти тесты могут называться по разному, однако, их суть проста – проверка соответствия системы, предъявляемым к ней требованиям, описанным на уровне спецификации поведенческих характеристик. 2.2.5 Достижение и оценка надежности (Reliability achievement and evaluation) Помогая идентифицировать причины сбоев, тестирование подразумевает и повышение надежности программных систем. Случайно генерируемые сценарии тестирования могут применяться для статистической оценки надежности. Обе цели – повышение и оценка надежности – могут достигаться при использовании моделей повышения надежности. Эти вопросы затрагиваются и в тематическом фрагменте 4.1.4 “Life test, reliability evaluation”. 2.2.6 Регрессионное тестирование (Regression testing) Определение успешности регрессионных тестов (IEEE 610-90 “Standard Glossary of Software Engineering Terminology”) гласит: “повторное выборочное тестирование системы или компонент для проверки сделанных модификаций не должно приводить к непредусмотренным эффектам”. На практике это означает, что если система успешно проходила тесты до внесения модификаций, она должна их проходит и после внесения таковых. Основная проблема регрессионного тестирования заключается в поиске компромисса между имеющимеся ресурсами и необходимостью проведения таких тестов по мере внесения каждого изменения. В определенной степени, задача состоит в том, чтобы определить критерии “масштабов” изменений, с достижением которых необходимо проводить регрессионные тесты. 2.2.7 Тестирование производительности (Performance testing) Специализированные тесты проверки удовлетворения специфических требований, предъявляемых к параметрам производительности. Существует особый подвид таких тестов, когда делается попытка достижения количественных пределов, обусловленных характеристиками самой системы и ее операционного окружения. 2.2.8 Нагрузочное тестирование (Stress testing) Необходимо понимать отличия между рассмотренным выше тестированием производительности с целью достижения ее реальных (достижимых) возможностей производительности и выполнением программной системы c повышением нагрузки, вплоть до достижения запланированных характеристик и далее, с отслеживанием поведения на всем протяжении повышения загрузки системы. 2.2.9 Сравнительное тестирование (Back-to-back testing) Единичный набор тестов, позволяющих сравнить две версии системы. 2.2.10 Восстановительные тесты (Recovery testing) Цель – проверка возможностей рестарта системы в случае непредусмотренной катастрофы (disaster), влияющей на функционирование операционной среды, в которой выполняется система. 2.2.11 Конфигурационное тестирование (Configuration testing) В случаях, если программное обеспечение создается для использования различными пользователями (в терминах “ролей”), данный вид тестирования направлен на проверку поведения и работоспособности системы в различных конфигурациях. 2.2.12 Тестирование удобства и простоты использования (Usability testing) Цель – проверить, насколько легко конечный пользователь системы может ее освоить, включая не только функциональную составляющую – саму систему, но и ее документацию; насколько эффективно пользователь может выполнять задачи, автоматизация которых осуществляется с использованием данной системы; наконец, насколько хорошо система застрахована (с точки зрения потенциальных сбоев) от ошибок пользователя. 2.2.13 Разработка, управляемая тестированием (Test-driven development) По-сути, это не столько техника тестирования, сколько стиль организации процесса разработки, жизненного цикла, когда тесты являются неотъемлемой частью требований (и соответствующих спецификаций) вместо того, чтобы рассматриваться независимой деятельностью по проверке удовлетворения требований программной системой. Иногда говорят о таком стиле разработки как о самостоятельной методологии – TDD. Насколько это верно, зависит от того, что именно понимать под методологией разработки. Скорее, с точки зрения автора, это техника, практика или стиль организации работы, чем самостоятельная методология. В меньшей степени это относится к FDD – Feature-Driven Development (разработка на основе функциональных возможностей). TDD может естественно рассматриваться как составная часть XP или, как минимум Agile-методов. В свою очередь, FDD может рассматриваться как один из методов гибкой разработки. В чем отличие столь близких, на первый взгляд, подходов (и, кстати, соответствующих аббревиатур)? Причина – проста. Тесты – инструмент достижения характеристик системы, удовлетворяющей заданным требованиям, то есть потребностям пользователей, а “возможности” (features) – практически сами (чаще – функциональные) требования, воплощенные (в идеальном случае) в код.
Техники тестирования Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы