Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семья как социальный институт



Семья – это социальный институт и в то же время малая социальная группа, имеющая исторически определенную организацию, члены которой связаны брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

По мнению американского социолога Н. Смелзера, семья это объединение людей, основанное на кровном родстве, браке, усыновлении, общности быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Функции семьи можно рассматривать в двух аспектах: а) по отношению к обществу, б) по отношению к индивиду. Эти функции нельзя делить на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных специфических обстоятельствах.

В различных сферах общественной жизни функции семьи проявляются следующим образом:

· Сфера репродуктивной (воспроизводственной) деятельности:

а) биологическое воспроизводство населения;

б) удовлетворение потребности в детях.

Чтобы через 15-20 лет численность населения в России не снизилась, необходимо каждой семье иметь не менее двух, а лучше трех детей.

· Сфера воспитательной деятельности:

а) социализация молодого поколения, поддержание культурной преемственности общества;

б) удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализация в детях.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1) детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети, как правило, вырастают избалованными, не восприимчивыми к разумным запретам и обязанностям, без воспитанного чувства долга перед родителями;

2) профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей, под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели профессионалы в детских садах и школах;

3) прагматизм, т. е. воспитание, цель которого выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентация прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Семья не только воспитывает детей, но и оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации и детей, и взрослых.

· Хозяйственно-бытовая сфера:

а) поддержание физического здоровья членов общества, присмотр за детьми;

б) распределение домашнего труда, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других;

в) поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.

· Экономическая сфера:

а) организация семейного потребления;

б) экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

в) получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги).

· Сфера сексуальной деятельности:

а) сексуальный контроль;

б) удовлетворение сексуальных потребностей.

· Сфера социально-статусной деятельности:

а) придание членам семьи определенного социального статуса, воспроизводство социальной структуры;

б) удовлетворение потребности в социальном продвижении.

· Сфера эмоционально-психологической рекреации:

а) эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия;

б) получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в личном счастье и любви;

в) организация семейного досуга и отдыха.

Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, что влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на существование брачной пары. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций, которые связаны с накоплением и передачей собственности, статуса и т. д.

В настоящее время на передний план выдвигается экономическая сфера. В советский период главной была сфера эмоционально-психологической деятельности.

В социологии приняты следующие общие принципы выделения типов семенной организации и семей. В зависимости от формы брака выделяются типы семейной организации (моногамия и полигамия), в зависимости от структуры родственных связей различные типы семей.

Полигамия означает множество супругов и включает полиандрию (одна жена и несколько мужей), полигинию (один муж и несколько жен), групповой брак (несколько жен и несколько мужей).

Эндогамия предполагает брак внутри своей группы, но запрещает брак между близкими родственниками. Экзогамия означает выбор супруга вне своей группы и т. д.

Структура семьи – этосовокупность родственных, духовных, властных, ролевых отношений. В зависимости от аспекта рассмотрения различают следующие семейные структуры.

По родственной структуре семьи могут быть:

а) простыми, или нуклеарными (супружеская пара с детьми);

б) расширенными, или сложными (супружеская пара с детьми и с другими родственниками, например, с родителями мужа).

По количеству супругов, образующих ядро семьи, выделяют:

а) полные (в состав семьи входят оба родителя);

б) неполные (один из супругов отсутствует).

По принципам патри- или матрилокализации семейных групп:

а) патрилинеальные, или патернальные (наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу);

б) матрилинеальные, или матринальные (наследование перечисленных факторов по матери).

По структуре распределения власти семьи бывают:

а) патриархальные (традиционные) – основные решения принимает отец;

б) матриархальные – наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

в) эгалитарные – преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, большинство решений принимаются супругами совместно.

По социальному положению супругов или родителей супругов:

а) гомогенные – супруги примерно из одной социальной страты;

б) гетерогенные – супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов.

По пространственно-территориальной локализации семьи бывают:

а) патрилокальные – молодожены переходят жить в дом отца мужа;

б) матрилокальные – дочь с мужем остаются жить у родителей жены;

в) неолокальные – семьи, которые имеют возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.

По числу детей различают следующие семьи:

а) многодетные;

б) среднедетные;

в) малодетные;

г) бездетные.

По характеру распределения домашних обязанностей выделяют семьи:

а) традиционные (обязанности в основном выполняет женщина);

б) коллективистские (совместное выполнение обязанностей или по очереди).

Современная ситуация в России (экономический кризис, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия для реализации социальных функций – репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи становятся более актуальными, заметными не только для специалистов. Падение рождаемости, рост смертности, уменьшение количества браков и увеличение количества разводов, рост частоты добрачных, в том числе ранних, связей, а также внебрачных рождений, предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая неполные семьи, рост семейной девиации (злоупотребления алкоголем и наркотиками, семейное насилие и т. д.) стали характерными проблемами не только для нашей страны, но и для большинства развитых западных стран.

Важное значение в современных брачно-семейных союзах имеют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу.

Основные ролевые отношения в семье характеризуются взаимоотношениями, существенно различающимися в традиционных и современных семьях. Традиционные роли, согласно которым женщина вела дом, хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником земли и имущества, обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, согласно которым подавляющее большинство женщин в одних странах и значительная их часть в других стали участвовать в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, следовательно, принимать равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на функционирование семьи и брачно-семейные отношения, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супружеских отношений, но вместе с тем воздействовало на демографическое поведение, снизив уровень рождаемости и повысив количество разводов, матерей, отказывающихся от своих детей, беспризорников.

Средняя современная семья – это обычно нуклеарная, эгалитарная, малодетная, коллективистская семья.

В настоящее время значение семьи постепенно возрастает. Общество, в силу переживаемого им кризиса, многие свои обязанности перекладывает на семью, с другой стороны индивид стремится уберечь себя в семье от житейских невзгод, найти в ней различные виды поддержки. В силу особой важности института семьи для общества государство в последние годы осуществляет специальную семейную политику.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. F) государство и финансовый институты
  4. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  5. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  6. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  7. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  8. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  9. IV. Как узнать волю Господню.
  10. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  11. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  12. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь