Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальные революции и социальные реформы
В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций. Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция», «реформа» и «эволюция». Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – в широком смысле есть синоним развитию, в узком – постепенное количественное изменение (увеличение, уменьшение). Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т. п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития. Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития (например, крайние негативные оценки в отношении революции высказывал П. Сорокин). Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций: 1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом; 2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития; 3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы; 4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества. В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты: 1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития); 2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам). Близко к понятию «социальная эволюция» понятие «социальная реформа» (от лат. reformo – преобразовываю). Социальная реформа – преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающей основ социальной системы. За счет «накоплений» (изменений) по типу реформ, может происходить и качественное изменение социальной системы, т. е. социальная революция. Но это будет социальная революция без насилия. В целом, реформистский путь развития, когда качественное преобразование системы происходит постепенно, предпочтительнее революционно-насильственного. Но насильственно-революционный путь изменений становится неизбежным, когда власть упускает шанс на постепенные реформистские преобразования, когда ее авторитет падает, и терпение масс иссякает. Тогда складывается революционная ситуация, когда низы не хотят, а верхи не могут жить по-старому (Ленин). Социальный прогресс Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур к все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции. Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т. д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т. д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает. Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т. д. В науке вопрос о критериях прогресса, т. е. о мериле того, что является высшим и лучшим крайне спорен. В ходе дискуссии предлагаются следующие критерии прогресса: 1. Структурный: чем сложнее структура общества, чем больше в нем социальных институтов, социальных ролей, тем оно прогрессивнее. Однако этот критерий оспаривается. При этом говорится о том, что усложнение структуры общества часто ухудшает жизнь людей. В силу разделения труда, индивид становится исполнителем какой-то очень узкой функции. Из человека «полного» он превращается в человека «частичного». К тому же его может подавлять сложность общественной жизни. 2. Информационно-технологический: чем более развиты наука и техника, чем выше производительность труда, тем прогрессивнее общество. Однако, как утверждают критики подобного подхода, развитие науки и техники вызывает много отрицательных последствий, а именно: подчинение человека принудительному, изматывающему своей монотонностью и быстротой ритму общественного производства, загрязнение окружающей среды, угроза существованию человечества в силу появления новых видов оружия (в частности, ядерного) и др. 3. Экономический: здесь прогресс общества отождествляется с ростом благосостояния. Но опыт человечества показал, что благосостояние не всегда приводит к удовлетворенности человека своей жизнью. Так, удельный вес самоубийств в настоящее время в таких развитых странах как Швеция, Дания и т. п., выше, чем в тех странах, где уровень материального благосостояния ниже (страны Азии, Африки). 4. Гуманистический критерий прогресса: социальный прогресс определяется уровнем возможностей для удовлетворения потребностей людей и развития их способностей. Но при всей убедительности данной аргументацииостается открытым вопрос о приоритетности потребностей и способностей индивида, т. е. о том, на какие потребности и способности общество должно обращать внимание в первую очередь. В силу этого на основании гуманистического критерия прогресса, одни и те же социальные изменения могут быть оценены по-разному в зависимости от ценностной ориентации исследователя. Так, изменения в России за последние 15-20 лет одни политические силы оценивают как прогрессивные, другие как регрессивные, ведущие к социальной катастрофе. Любой прогресс противоречив. Наряду с прогрессом в обществе всегда наблюдается и регресс. Рост благосостояния сопровождается снижением экологической безопасности, загрязнением окружающей среды; рост свободы общества связан с увеличением социального неравенства и т. д. Поэтому, можно говорить лишь о преобладающем направлении развития, характеризуя развитие общества как регрессивное или как прогрессивное. В силу неопределенности понятия «прогресс», неопределенности его критериев, многие исследователи предлагают отказаться от его использования в научном анализе и ограничиться таким нейтральным понятием, как социальные изменения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1473; Нарушение авторского права страницы