Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Догма, фанатизм и религиозное учение



 

Проблема бхакти‑ йоги состоит в том, что она легко может вести к слепому догматизму, сочетающемуся с насильственным навязыванием своих убеждений другим людям. Это отнюдь не бхакти. На протяжении всей истории бхакти совершенно неправильно истолковывали и применяли. Бхакти — это путь любви и преданности, однако она нередко вырождалась в путь догматизма и фанатизма. Это прямая противоположность бхакти. На пути бхакти‑ йоги человек может посвящать себя той или иной форме божественного — любой форме по собственному выбору. Форма не имеет значения, но в то же самое время человек должен быть терпимым к любой другой форме божественного, которой поклоняются другие люди. В самой основе бхакти‑ йоги лежит терпимость.

Вначале бхакти‑ йога включает в себя полное сосредоточение внимания на объекте поклонения или любви. Как раз на этой стадии бхакти может легко становиться нетерпимой и извращенной. Эта ограниченность автоматически исчезает, когда преданность приводит человека к расширенному осознанию, и из самой глубины его сердца возникает спонтанная бхакти. Он осознает сущность, стоящую за всеми индивидуальными божествами, и приходит к такой стадии понимания, когда признает все эти формы божественными. Это парадокс, который вы должны понять сами.

Лишь на ранних стадиях бхакти может казаться разновидностью религиозного учения. Но цель бхакти‑ йоги совсем не в этом. Цель в том, чтобы достичь стадий за пределами учения. Цель бхакти‑ йоги — вести к чему‑ то, что устраняет существующую религиозную идеологию и дает совершенную свободу бытия. Поэтому давайте не будем повторять ошибки истории и извращать бхакти‑ йогу, делая ее узким сектантством. Ее цель гораздо выше, чем догматизм, фанатизм и религиозная идеология. Ее цель — познание и счастье. Бхакти — это опыт, а бхакти‑ йога — средство его достижения.

 

Важность отсутствия ожиданий

 

Не ожидайте ничего от своей практики бхакти‑ йоги. Это относится и к любой другой форме йоги. Если вы практикуете асаны, пранаяму, медитативные техники и так далее, старайтесь ничего не ожидать. Как ни странно, но чем больше человек ожидает, тем меньше он получит. Это обусловлено тем, что ожидание предполагает эго, а чем больше эго, тем меньше прогресс в йоге. Это очень важно, и потому в бхакти‑ йоге не ожидайте ничего в ответ на свое чувство бхакти. Просто проецируйте свою любовь без всяких ожиданий. Это нелегко, но постарайтесь. Этот момент четко объясняется во многих древних текстах. Вот несколько примеров:

 

«Поклоняющийся мне не желает ничего, даже трансценденции, если Я ему ее предложу, ибо отсутствие желаний — самый прямой путь к освобождению».

 

Так говорит Кришна в Уддхава Гите из канона Шримад Бхагаватам. В этом же тексте также сказано:

 

«Я всегда с тем, кто лишен всяких ожиданий, кто отдает себя созерцанию Меня, кто безмятежен, свободен от ненависти и видит Меня повсюду».

 

Кроме того, в Уддхава Гите ожидание соотносится с тремя основными качествами природы: саттвой, раджасом и тамасом. Там говорится:

 

«Поклонение Мне без ожидания награды — это саттвический (очищенный аспект природы); то, что совершается с ожиданием, — раджастический (деятельный и страстный аспект природы); а то, что совершается с намерением наносить вред другим, — тамастический (инертный, или темный, аспект природы)».

 

Отсутствие ожиданий важно, но не легко (на практике). Если у вас есть ожидания, не тревожьтесь. Они будут сами собой исчезать по мере вашего продвижения по пути бхакти‑ йоги.

Такое отсутствие ожиданий применимо и к повседневной жизни. Если вы кому‑ то помогаете, не ожидайте благодарности. В действительности, это вы должны их благодарить за то, что они дали вам возможность им помочь. Они предоставили вам шанс служить им, так что благодарите их и не ждите похвалы.

Этот мир — детская площадка. Это школа, где вы можете узнавать о себе, где вы можете распознавать и устранять свои несовершенства и внутренние проблемы. Всё и все вокруг — ваши учителя. Без взаимодействия с другими людьми и жизненными ситуациями вы бы никогда не могли узнавать свои «пунктики» и ограничения. С каждым мгновением дня вы больше понимаете о себе. Иногда это более очевидно, но обычно менее заметно и действует больше на подсознательном, нежели на сознательном уровне, так что на самом деле вы должны благодарить каждого человека, с которым вы встречаетесь, за то, что он вас чему‑ то научил. Вы должны рассматривать любую ситуацию как урок. Хотя вы, возможно, помогаете другому человеку физически, он также помогает вам понимать самого себя. Если вы помогаете людям в беде, они дают вам не меньше, чем вы им.

Отсутствие ожидания представляет собой фундаментальный аспект бхакти‑ йоги. Эту идею кратко выразил великий бенгальский бхакта Чайтанья:

 

Я молюсь не ради богатства; я молюсь не ради почестей;

Не ради удовольствия или даже радостей поэзии.

Я лишь молюсь, чтобы в течение всей своей жизни

Иметь любовь и преданность... иметь чистую любовь,

Чтобы любить Тебя.

 

Такова бхакти без ожидания. Это воплощение бхакти. Мы не надеемся, что вы достигнете такого возвышенного уровня жизни без ожиданий, бхакти без эго, но имейте его в виду в качестве конечной цели. Пусть ваши устремления будут направлены на это совершенное бескорыстие.

 

Разрушение эго

 

Бхакти подразумевает, что вы чувствуете глубокую преданность. От этого происходит стирание эго, и оно приводит к расширенному осознанию. Обычно любовь и преданность связаны с взаимностью и зависят от нее; любящий ожидает ответной любви. Это не бхакти, а эгоцентрическая любовь. Бхакти — это любовь, которая не ожидает взаимности. Бхакти означает давать, а не брать.

По мере того как человек идет по пути бхакти‑ йоги, эгоизм сам по себе начинает угасать. Человек начинает видеть смысл в том, чтобы давать и давать. Эта любовь становится все сильнее и сильнее по мере роста осознания бхакти, по мере того как человек признает и все в большей степени устраняет свои ограничения и несовершенства. Чувство бхакти усиливается.

Соответственно, растет уровень осознания. Чем больше уровень бхакти, тем меньше эго. Конечная цель состоит в достижении такой стадии, на которой происходит полное отождествление с объектом поклонения. Именно на этом этапе можно сказать то же самое, что Хануман (божество‑ обезьяна и воплощение бхакти) сказал Раме:

 

«О Рама, когда я отождествляюсь со своим телом, я твой слуга. Когда я отождествляюсь с индивидуальной джива (душой), я — часть тебя. Но когда я освобождаюсь от всех этих отождествлений, я понимаю, что я — это ты».

Валмики Рамаяна

 

Как только бхакти начинает воздействовать на сердце, каждый опыт становится уроком, средством уменьшения гордыни и власти эго. Легко добиться какого‑ то успеха в чем‑ либо — работе, учении или чем‑ то другом — и думать: «Что я за умница». Эго очень легко раздувается, но, как ни странно, когда человек проявляет себялюбие, очень быстро происходит нечто такое, что ставит эго на место. То есть, когда человек предается гордыне эго, как правило, происходит нечто, высвечивающее это ложное чувство гордыни, и человек понимает, какую шутку сыграло с ним эго и как оно одолело его существо. На пути бхакти‑ йоги, судя по всему, всегда происходит что‑ то, предотвращающее такое самодовольство эго. В этом преимущество того, чтобы хотя бы в минимальной степени быть бхактой. По‑ видимому, таков порядок событий, постоянно лишающих основы эгоистический статус ума.

Гордыню следует считать одним из величайших препятствий на пути к расширенному осознанию. Есть чудесная и очень полезная книга под названием «Темная ночь души», в которой эта тема рассматривается очень подробно. Ее написал христианский мистик св. Иоанн Крест (Хуан де ла Крус). Он говорит, что идущим по духовному пути приходится проходить через так называемую темную ночь души. Обретая некоторый опыт, они жаждут большего. Они становятся эгоистичными или считают себя более духовно развитыми, чем другие люди. Они попадают в многочисленные ловушки эго, которые препятствуют расширенному осознанию; человек сталкивается с ними во время этой «темной ночи души», когда очищается от своих недостатков.

Хотя эта ложная гордость и является препятствием, в действительности она составляет важную часть духовной жизни. Эти препятствия — своего рода милость, ибо без познания этих отвлечений эго и открытой встречи с ними мы бы так и не догадывались об их существовании и потому не могли бы от них избавляться. Мы бы не могли продвигаться по пути к расширенному осознанию. Именно во время этой темной ночи души человек находит общий язык со своими недостатками, признает их и предпринимает шаги по их устранению. Таким образом, эти эгоистические состояния одновременно представляют собой препятствия для духовной жизни и ее необходимую часть. Все зависит от точки зрения. Св. Иоанн Крест говорит:

 

«Искатели погружаются в темную ночь души, чтобы очиститься от несовершенств. Именно так они могут продолжать двигаться вперед».

 

Поэтому эти чувства гордыни, достижения, положения и т.д., в определенном смысле, необходимы для духовного пути. Именно во время этой темной ночи души человек осознает свои недостатки. Это ведет к большему смирению, которое, в свою очередь, ведет к большей бхакти и большему бескорыстию.

Как ни странно, нередко бхакти может усиливаться именно во время этой темной ночи или во время периодов духовного регресса и отступления. Человек открыто встречается с преградой, неправильным пониманием или сильным чувством эго, которые до этого не были заметными. Он понимает, что столкнулся с очередным недостатком, от которого можно избавиться. Он сознает, как важно пережить эти сильные чувства эго. Темнота ведет к большей бхакти. Темная ночь души, в конечном итоге, ведет к большему свету. Эго смиряется, и человек может познать больше счастья и гармонии.

 

Резюме

 

В этой теме мы рассмотрели ловушки на пути бхакти‑ йоги, чтобы показать наиболее очевидные и распространенные заблуждения и ошибки. Поэтому данное обсуждение, вероятно, следует считать самым важным из разделов, посвященных бхакти‑ йоге[67], ибо без умения распознавать эти препятствия очень легко сбиться с пути. Единожды сбившись с пути, особенно в результате более грубых ошибок, наподобие притворства и самообмана, очень трудно вновь найти верное направление и двигаться вперед.

 

Тема 2

Асаны. Сарвангасана

 

До сих пор в этом курсе мы описывали различные виды асан: те, что скручивают позвоночник, и те, что сгибают его вперед и назад, а также стоячие асаны и медитативные сидячие асаны, но мы пока еще не обсуждали ни одной асаны с перевернутым положением тела. В этой теме мы намерены исправить эту ситуацию, описав сарвангасану — «стойку на плечах». Эта асана оказывает благотворное действие на все тело. Она способствует оттоку застоявшейся крови из ног и органов брюшной полости, тем самым улучшая общее здоровье этих частей тела. Она улучшает тонус щитовидной железы, что опять же оказывает положительное влияние на весь организм. Она улучшает дыхание и массирует органы пищеварения и выделения, а также обладает многими другими положительными качествами, которые мы будем обсуждать ниже. Эта асана должна быть неотъемлемой частью любой программы практики асан.

Многих людей, начинающих заниматься основными практиками йоги, сразу же привлекает сиршасана (стойка на голове). Они слышат, что она обладает многими полезными свойствами, и потому сразу же чувствуют себя обязанными ее Делать. Нередко они практикуют сиршасану в течение слишком длительного времени, и их тело оказывается неподготовленным для этого и полным токсинов. В таких обстоятельствах сиршасана может принести больше вреда, чем пользы. Именно по этой причине мы рекомендуем делать сарвангасану в качестве заменителя сиршасаны. Она оказывает, по существу, то же благотворное действие, но гораздо легче в выполнении. Кроме того, при неправильной практике сарвангасаны меньше шансов причинить себе вред, чем при неправильном выполнении сиршасаны. Полезно включить в ежедневную программу практики хотя бы одну асану с перевернутым положением тела, но пусть это будет сарвангасана, а не сиршасана. Это относится, главным образом, к начинающим. Когда вы очистите свой организм и научитесь лучшему владению телом и чувству равновесия, то сможете начать делать сиршасану.

 

Определение

 

Санскритское слово сарвангасана составлено из трех отдельных слов — сарва, анга и асана. Слово сарва означает «целый, весь», а слово анга — «конечности, части» или «члены». Сарвангасана получила такое название потому, что она влияет на все тело и его функции. Санскритское название точно передает тот факт, что эта асана воздействует на весь организм человека. Такой совокупный эффект достигается, в основном, за счет гармонизации эндокринной системы, в особенности щитовидной железы. Чуть ниже мы рассмотрим этот предмет подробнее.

Наиболее распространенное европейское название этой асаны — «стойка на плечах». У нее есть и различные другие названия, в том числе саламба сарвангасана (стойка на плечах с опорой) и «березка».

 

Щитовидная железа

 

Сарвангасана оказывает глубокое и специфическое влияние на щитовидную железу. Учитывая важность этой небольшой железы, имеет смысл кратко описать ее анатомию, функции и взаимосвязь с различными видами заболеваний. Щитовидная железа является важной частью эндокринной системы. Этот небольшой орган, имеющий форму бабочки, расположен непосредственно под гортанью в передней части шеи. Железа состоит из двух долей, каждая из которых имеет размер около 4 см и вес около 10 г. Они располагаются по обе стороны от трахеи и соединяются узкой полоской ткани, проходящей перед трахеей.

Щитовидная железа вырабатывает тироксин (а также трийодтиронин) — мощный гормон, который воздействует практически на все клетки тела. Его основная функция состоит в регуляции скорости потребления питательных веществ и кислорода различными тканями тела. Совокупность таких процессов называется обменом веществ.

Эта железа оказывает важное влияние на физическое, эмоциональное и умственное развитие. У здорового человека вырабатывается и выделяется правильное количество тироксина, соответствующее потребностям его организма. Об этом ясно свидетельствуют избыток энергии и способность работать и развлекаться без чрезмерной усталости.

Если щитовидная железа разбалансирована, то она может выделять слишком мало тироксина. Это состояние называют гипотиреозом. Как правило, оно делает человека вялым и сонливым. Все функции организма замедляются, умственные способности притупляются. Человек склонен к ожирению, запорам, апатии и лености. Если это нарушение происходит у детей, оно может вести к карликовости, уродству и общей задержке умственного развития.

С другой стороны, неправильно функционирующая щитовидная железа может вырабатывать и слишком много тироксина. Это называется гипертиреозом. Он приводит к ускорению всех телесных функций. Человек с таким заболеванием склонен к чрезмерной активности — физической и умственной — и неспособен расслабляться. С этим связаны общая потеря веса, понос, усиленные дыхание и кровообращение, крайняя нервозность и возбудимость, а нередко и психотические симптомы. Если это расстройство случается у детей, то оно может вести к избыточному физическому росту, в результате чего ребенок становится ненормально большим — по достижении взрослого возраста его рост может составлять До двух с половиной метров.

Мы упомянули только основные симптомы расстройства Щитовидной железы. С нарушением ее функционирования связано множество специфических заболеваний, которые невозможно перечислить в этом кратком резюме. Мы лишь старались показать тот важный факт, что избыточная или недостаточная выработка тироксина щитовидной железой может Вести к болезни. Для безукоризненного здоровья необходимо совершенное равновесие.

Почему щитовидная железа может переставать правильно функционировать? Для этого есть различные причины. Некоторые утверждают, что к разрастанию и неправильному функционированию щитовидной железы может вести недостаток йода в пище. Йод является необходимой составной частью тироксина. Если он присутствует в пище в недостаточном количестве, то щитовидная железа не способна вырабатывать достаточные количества тироксина для удовлетворения потребностей организма. По‑ видимому, в таком представлении немало истины, поскольку нарушения работы щитовидной железы чаще встречаются в регионах мира с низким содержанием йода в почве. В продаже имеются различные добавки йода в таблетках, позволяющие справиться с этой проблемой.

Еще одной причиной нарушения работы щитовидной железы бывает плохое или вялое кровообращение. Оно может быть вызвано сидячим образом жизни и общим недостатком упражнений. Если кровоснабжение щитовидной железы (равно как и любой другой части тела) ослаблено или недостаточно, то она не получает необходимого питания и не может очищаться от шлаков. Она становится неэффективной, от чего страдает здоровье тела. Как раз тут сарвангасана прямо способствует повышению эффективности щитовидной железы и, следовательно, улучшению здоровья всего организма. Перевернутое положение тела усиливает приток крови к щитовидной железе за счет силы тяжести. Кроме того, кривизна шеи в конечной позе ограничивает нормальный поток крови в мозг через внешние сонные артерии. Этот поток перенаправляется в щитовидную железу. Таким образом, во время выполнения асаны происходит питание и промывание щитовидной железы дополнительным количеством крови, что помогает улучшению ее функционирования.

Третий важный фактор, способный вызывать нарушение работы щитовидной железы, — это эмоциональный стресс. У многих людей заболевания щитовидной железы начинают развиваться после эмоционального шока либо когда уровень стресса в жизни становится слишком высоким. Напряженность, связанная с экзаменами или бизнесом, беспокойство о том, что могут подумать соседи, и множество других факторов современной жизни способны расстраивать равновесие организма. Щитовидной железой непосредственно управляет гипофиз — центральный регулятор эндокринной системы. В свою очередь, гипофизом управляют мозг и ум.[68]Поэтому психологический стресс и неудовлетворенность ведут к дисбалансу гипофиза, вызывающему общее расстройство всей гормональной системы, в том числе щитовидной железы. Именно здесь йога может помочь восстановлению нормальной работы щитовидной железы и всей эндокринной системы. С помощью практик йоги человек может достигать временных или постоянных состояний глубокого расслабления, помогающих гармонизации эндокринной системы, включая щитовидную железу. Организм обладает врожденной способностью исцелять себя и восстанавливать равновесие, но только если ему предоставляют такую возможность. Эту возможность он получает при занятиях йогой. Кроме того, стоит указать, что сарвангасана — простая, но эффективная асана для быстрого достижения расслабления. Именно по этой причине она помогает согласовывать и нормализовать работу щитовидной железы.

Итак, можно резюмировать все сказанное выше следующим образом. Щитовидная железа представляет собой жизненно важный орган тела. Если она начинает работать неправильно, страдает весь организм. Сарвангасана способствует оздоровлению щитовидной железы двумя путями: во‑ первых, она непосредственно улучшает ее физическое состояние и функционирование, и, во‑ вторых, она помогает уменьшению чрезмерного эмоционального и психологического стресса, как правило, мешающего ее нормальной работе. Не без причины сарвангасана считается одной из лучших асан йоги, ибо она обладает многочисленными полезными свойствами.

 

Паращитовидные железы

 

Эти четыре маленькие железы не так хорошо известны, как щитовидная железа, однако они также чрезвычайно важны для совершенного здоровья тела. Они представляют собой овальные скопления клеток весом около 30 мг, расположенные вне щитовидной железы и имеющие отдельное кровоснабжение. Они выделяют гормон, именуемый паратироксином (или паратиреоидным гормоном), который контролирует уровень кальция в крови. Таким образом, эти железы влияют на рост и восстановление костных тканей тела. Если они функционируют неправильно, то кости могут становиться слишком твердыми либо слишком хрупкими; и то, и другое может вести к катастрофическим последствиям. Сарвангасана улучшает здоровье и повышает эффективность этих желез так же, как это объяснялось для щитовидной железы.

 

Механика перевернутых асан

 

Все асаны с перевернутым положением тела оказывают характерное влияние на функционирование организма. Чтобы по достоинству оценить блага, которые можно получить от сарвангасаны и других перевернутых асан, стоит объяснить основной механизм их воздействия на тело. Это объяснение не следует воспринимать как исчерпывающее, ибо оно касается только грубых воздействий. Сарвангасана и все перевернутые асаны оказывают на человеческий организм более глубокое и тонкое влияние, которое необходимо пережить, чтобы понять.

Перевернутые асаны улучшают кровоснабжение мозга. Мы будем рассматривать этот вопрос более подробно при описании сиршасаны в последующих разделах данной книги[69]. Без достаточно богатого кровоснабжения мозг не способен эффективно работать. Если кровоснабжение прекращается даже на короткое время, в мозгу быстро происходят необратимые изменения. Работа мозга зависит от адекватного кровоснабжения. В норме кровь, питающая мозг, должна подниматься с уровня сердца, преодолевая силу тяжести. Обычно сердце способно удовлетворять потребности мозга в крови даже в этих неблагоприятных условиях. Однако кратковременная практика любой перевернутой асаны обеспечивает обильное поступление крови в мозг благодаря (а не вопреки) действию силы тяжести. Это помогает промыванию клеток мозга и удалению шлаков, улучшая как общее здоровье мозга, так и координацию между мозговыми центрами и различными органами тела.

Главный регулятор эндокринной системы — гипофиз — также находится в мозгу и получает дополнительное кровоснабжение при выполнении перевернутых асан, что помогает повышению эффективности его функционирования. В сочетании с общим улучшением работы мозга это ведет к большей гармонии и уравновешенности всей гормональной системы. Нарушение равновесия этой крайне чувствительной системы вызывает многие заболевания, и перевернутые асаны предотвращают появление таких заболеваний или помогают их излечению. Эту тему мы также будем обсуждать более полно при описании сиршасаны[70].

Перевернутые асаны помогают удалять кровь, лишенную кислорода, особенно из нижних конечностей. Конечно, сила тяготения помогает кровоснабжению нижних конечностей, однако на обратном пути к сердцу она препятствует течению Крови, что может приводить к застою крови в нижних частях тела, вызывая (или, по меньшей мере, усугубляя) такие недуги, как варикозное расширение вен. Обычно физически активные люди меньше страдают от застоя крови, поскольку сильные сокращения мышц во время упражнений способствуют движению крови вверх по кровеносным сосудам. Это своего рода выдавливающее действие, которое постепенно вставляет кровь двигаться вверх, преодолевая силу тяготения. Застой крови встречается преимущественно у людей, ведущих сидячий образ жизни. Нижние части тела не получают достаточного питания; в них накапливаются отработанная кровь и шлаки: в результате чего ноги легко и быстро устают, органы пищеварения утрачивают свою эффективность, и так далее.

Регулярная практика по меньшей мере одной перевернутой асаны помогает справиться с этой проблемой. Перевернутое положение тела позволяет крови, скопившейся в ногах, брюшной полости и т.д., свободно оттекать к сердцу для очистки и обогащения кислородом; после чего она снова может питать эти органы. Это означает, что вся кровеносная система работает более эффективно. Кровь, ранее пребывавшая в бездействии в нижних конечностях, вновь способна обеспечивать питанием различные области тела. Кроме того, после завершения перевернутой асаны обновленная кровь возвращается к ногам и снабжает их питанием, которого им, возможно, недоставало до этого.

Как мы уже упоминали, практика перевернутых асан значительно улучшает пищеварительную систему. Основные органы пищеварения — печень, поджелудочная железа, кишечник и т.д. — легко подвержены застою крови, что уменьшает их эффективность и способность перерабатывать пищу. Перевернутые асаны помогают оттоку этой застоявшейся крови и ее замене свежей кровью. Питательные вещества поступают в организм из пищи через кровеносную систему. Кроме того, благодаря кровообращению эти вещества распределяются между всеми частями тела. Это — транспортная система организма. Без хорошего кровообращения тело не способно ни усваивать питательные вещества, ни распределять их. Вся кровь из органов пищеварения должна через портальную вену поступать в печень. Этот орган легко подвержен застойным явлениям, что препятствует эффективному усвоению питательных веществ. Перевернутые асаны улучшают пищеварение в целом, создавая возможность оттока крови из печени. Это устраняет застой и способствует поступлению в жизненно важные органы новой крови, насыщенной кислородом, что в огромной степени помогает улучшению здоровья всего тела.

Все сказанное выше относится и к системам выделения и воспроизводства. Органы этих систем также подвержены застою отработанной крови. Перевернутые асаны помогают возвращению этой крови в кровоток, предотвращая или устраняя многие заболевания, особенно функциональные расстройства.

Пищеварительная система во многом тесно связана с дыхательной системой. Более того, именно движение диафрагмы вверх и вниз при выдохе и вдохе обеспечивает поддержание оптимального здоровья органов брюшной полости. Это непрерывное движение диафрагмы (плоской мышцы, отделяющей брюшную полость от легких) осуществляет мягкий массаж печени, поджелудочной железы и других органов пищеварения, поддерживая их в хорошем состоянии. Это одна из причин, почему так важно брюшное дыхание[71].

В норме органы брюшной полости находятся ниже диафрагмы. Во время перевернутых асан они оказываются выше диафрагмы, то есть их вес препятствует движению диафрагмы при вдохе и помогает ему при выдохе. Это слегка увеличивает давление воздуха в легких при вдохе и выдохе, помогая расширению крохотных альвеол (воздушных пузырьков), в которых происходит обмен кислорода и углекислого газа. Это улучшает общее здоровье тела, поскольку газообмен становится более эффективным. Органы брюшной полости также получают непосредственную пользу от увеличенного сопротивления при вдохе. В частности, печень находится между Диафрагмой и другими органами брюшной полости, и потому Движение диафрагмы вверх, преодолевающее вес других органов пищеварения, обеспечивает мощный массаж печени — более сильный, чем она обычно получает.

Многие люди страдают от смещения органов брюшной полости. Часто встречается явление висцероптоза, при котором органы брюшной полости смещены вниз из своего нормального положения. Регулярное выполнение перевернутых асан в течение разумного промежутка времени может значительно помочь исправлению этой ситуации.

Перевернутые асаны имеют много других, менее очевидных следствий. При определенных обстоятельствах они могут улучшать работу глаз и ушей, особенно при недостаточности кровообращения. Они могут предотвращать выпадение волос и улучшать внешний вид колеи лица за счет улучшения кровоснабжения. Перевернутые асаны обладают и многими другими полезными свойствами, но мы не будем их здесь обсуждать. Если вы хотите получить больше информации, то можете посоветоваться с опытным человеком или выяснить все самостоятельно. Как мы указывали вначале, перевернутые асаны обладают многими тонкими влияниями, которые трудно обсуждать, поскольку они носят более общий характер. В частности, перевернутые асаны помогают гармонизировать течение биоплазменной, или пранической, энергии в теле, что имеет последствия для всего здоровья человека, поскольку праническая оболочка контролирует функционирование физического тела. Если праническое тело гармонизируется, то и физическое тело будет находиться в состоянии здорового равновесия.

Кроме того, перевернутые асаны, если их делать правильно и с осознанием, способствуют уравновешенности ума, что также помогает достижению положительных психологических и физиологических изменений в человеческом существе. Это влияние наряду с физическими и праническими эффектами делает перевернутые асаны чрезвычайно полезными для поддержания общего здоровья, облегчения или устранения разнообразных недугов и повышения восприимчивости для получения максимальной пользы от более продвинутых медитативных техник. На самом деле, некоторые перевернутые асаны настолько хороши, что многие люди используют их как самостоятельные медитативные техники. Конечно, то же самое можно сказать и обо всех асанах, но в перевернутых асанах, судя по всему, есть нечто особенное.

 

Техника выполнения

 

Стадия 1: подъем ног

Положите на пол сложенное одеяло.

Лягте на спину, выпрямив ноги и держа их вместе.

Выпрямите руки и положите их по бокам, ладонями вниз.

 

 

 

 

На несколько секунд полностью расслабьте все тело. Во время следующего движения — подъема тела — можно делать внутреннюю или внешнюю задержку дыхания: то есть делать перед подъемом тела глубокий вдох или глубокий выдох. Это не имеет значения, но вы должны задержать дыхание. Медленно поднимите ноги, используя сокращение брюшных мышц. Движение должно быть постепенным и контролируемым; подъем ног в вертикальное положение должен занимать по меньшей мере 10 секунд.

Держите ноги вместе и выпрямленными. Если возможно, старайтесь поднимать ноги, используя только брюшные мышцы, поскольку такое действие будет укреплять эти мышцы.

Однако, если это невозможно, вы можете помогать себе, опираясь руками на пол.

В конце движения ягодицы и спина должны лежать на полу, а ноги указывать прямо вверх. В течение короткого времени оставайтесь в этом положении.

Стадия 2: принятие конечной позы

На этой стадии кисти и предплечья должны принимать активное участие в занятии конечного положения. Поднимите ноги еще выше, опираясь руками на пол и напрягая брюшные мышцы.

Медленно поднимите ноги и ягодицы без рывков или резких Движений.

В течение всего движения держите ноги и ступни вместе. В Конечном итоге ваша спина должна принять почти вертикальное положение, и тело должно опираться на руки и предплечья, плечи, заднюю часть шеи и затылок.

Перенесите давление, приходящееся на руки, на локти и плечи.

Затем согните предплечья вверх, положив кисти рук на спину и боковые стороны грудной клетки.

Осторожно подвиньте грудь вперед, чтобы она плотно прижималась к подбородку.

Выпрямите ноги, придав им вертикальное положение. Это и есть конечная поза.

Тело должно в максимальной степени опираться на плечи, заднюю часть шеи и затылок.

Руки используются, главным образом, для придания позе устойчивости и поддержки тела при утрате равновесия. Закройте глаза. Постарайтесь расслабить все тело. Дышите медленно и глубоко. Осознавайте дыхание.

Стадия 3: возвращение в исходное положение

Оставайтесь в конечной позе столько, сколько вам удобно. Затем согните прямые ноги над головой так, чтобы ступни располагались выше и позади затылка. Медленно уберите руки с боков и положите их на пол. Медленно опустите ягодицы на пол.

Затем, постепенно поворачивая прямые ноги над макушкой головы, опустите их на пол; опять же, старайтесь обходиться без помощи рук, если только она не окажется необходимой. Полностью расслабьте все тело, когда оно снова окажется лежащим на полу. Затем выполните противопозу.

 

Распространенные ошибки

 

Необходимо стараться избегать следующих ошибок: 1. Не делайте асану слишком быстро, подобно физическому упражнению. Движение тела при подъеме и опускании должно быть медленным, плавным и контролируемым, без внезапных рывков. Многие люди с усилием выталкивают свое тело в конечную позу и при этом едва не ломают себе шею. Медленно и постепенно поднимайте ноги и тело, осознавая работу каждой участвующей в этом мышцы, а также все движение тела. То же относится и к опусканию тела. Ноги должны коснуться пола так же плавно, как падающий листок опускается на землю.

2. Не поднимайте голову с пола в течение всей практики.

3. Не напрягайте ноги в конечной позе; позвольте им расслабиться и не вытягивайте их. Это важно, поскольку напряжение ног подразумевает сокращение мышц, которое препятствует оттоку крови из ног.

4. В конечной позе не старайтесь держать ноги абсолютно вертикально, если это требует мышечных усилий. В идеале ноги должны быть вертикальными, но на это способен не всякий в силу особенностей своего телосложения. Если вам легче удерживать удобную позу, слегка наклонив ноги над головой, значит так и поступайте. На самом деле, если вам оказывается легче плотно прижимать подбородок к груди, держа ноги над головой, мы рекомендуем вам использовать именно такую позу. Однако тут важна мера; не наклоняйте ноги над головой слишком сильно, ибо тогда вы будете делать не сарвангасану, а другую асану. Ваши ноги должны быть достаточно вертикальными, но так, чтобы вам было удобно в конечной позе.

5. Подбородок должен быть плотно прижат к груди (к грудине), но без перенапряжения шеи. Это очень важный аспект асаны, без которого она утрачивает многие из своих достоинств, поскольку поток крови не направляется в щитовидную железу. Однако если у вас скованная шея, то вам может оказаться затруднительно это делать. Не прилагайте чрезмерных усилий и не перенапрягайтесь, а постепенно разминайте шейные суставы и растягивайте соответствующие мышцы на протяжении недель. Однако нередко люди не могут прижать подбородок к груди потому, что не поднимают туловище так вертикально, как следует. В этом случае для дальнейшего Подъемы туловища следует использовать руки, поместив кисти ниже на задней части грудной клетки, ближе к плечам.

6. Не следует прижимать подбородок к груди. Грудь должна Прижиматься к подбородку. Это очень важно.

7. Держите ноги вместе и выпрямленными в течение всей практики. Не нужно раздвигать или сгибать их.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Изучение (разбор) ситуаций («Кейс-стади»).
  2. III. Изучение нового материала.
  3. IV. Сроки приёма заявлений и документов, конкурсного отбора и зачисления на обучение
  4. А. ДИСТЕРВЕГ. ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
  5. А.Что такое рентгеновское излучение?
  6. Анализ функциональной схемы, получение ЧМ колебаний.
  7. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита. Гиппократ и учение о темпераментах
  8. Библиографический подбор и изучение научной литературы по проблеме исследования
  9. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  10. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  11. Возникновение конфликтологической традиции в социологии: органистическая школа Г. Спенсера, теория классовой борьбы К. Маркса, учение о солидарности и аномии Э. Дюркгейма.
  12. Вопрос № 18: Перечислите виды инструктажей по охране труда. В каких случаях проводится специальное обучение рабочих?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь