Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЦВЕТ В СПОРТИВНОМ СООРУЖЕНИИ⇐ ПредыдущаяСтр 64 из 64
Психофизиологические и эмоционально-эстетические воздействия цвета на зрителя и участников соревнования велики. Давно известно, что цвета голубой и зеленый успокаивают. Функциональное использование цвета уменьшает зрительное утомление, предупреждает об опасности. Художественно-эстетическое воздействие цвета может помочь композиционному объединению элементов внутренней среды, усиливает эмоциональное влияние на участников состязания. С помощью цвета можно достичь психофизического комфорта, оптимизировать эмоционально-эстетическое воздействие среды на человека. Цвет как средство информации помогает ориентации в интерьере, позволяет создать целесообразный фон для спортивных состязаний, выделить одни и приглушить другие объекты и предметы, обозначить коммуникационные проходы. Строя цветовую композицию, выбирая цвета различных элементов интерьера и предметов, используют основные характеристики цвета: цветовой тон, чистоту или насыщенность и яркость. В соответствии с частотой излучений, видимых человеческим глазом, цвета располагаются в ряд: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эти цвета на- 524 физкультурно-спортивные сооружения зывают хроматическими. Белый, черный и серый цвета — ахроматические. Если хроматические цвета расположены по окружности, то они образуют так называемый цветовой крут (рис. 15.5.1).
Три цвета — красный, желтый и синий — основные. Остальные можно получить, смешивая основные. Цвета, расположенные в круге диаметрально противоположно, называют дополнительными. В зависимости от психологического ассоциативного восприятия цвета делят на " теплые" (красный, оранжевый, желтый) и " холодные" (зеленый, синий, фиолетовый). Холодные цвета успокаивают, а теплые — возбуждают, т.е. цвет оказывает влияние на психическое и физическое самочувствие. Основываясь на свойствах различных цветов и вместе с тем имея в виду особенности спортивного соревнования и возраст участников, можно подбирать такие цвета и их сочетания, которые способствовали бы повышению результатов спортивных состязаний и улучшали условия их восприятия зрителями. При этом необходимо учитывать вид спортивного состязания; архитектурно-художественную композицию и функциональные особенности сооружения; возраст участников спортивного мероприятия, их психические особенности и социальный состав; условия зрительного восприятия и видимость, которые во многом зависят от размеров спортивного сооружения, его размещения, уровней освещенности зрительного поля, коэффициентов отражения, яркости цвета (табл. 15.5.1); влияние цвета на создание эмоциональной атмосферы и физических впечатлений. Совокупность цветов в интерьере составляет его цветовую гамму. Она может быть теплой, холодной, смешанной или нейтральной - в зависимости от преобладания соответствующих цветов. Основные в цветовой гамме интерьера — цвета окраски поверхностей ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ 525 большой площади потолков, стен, спортивной арены. Вспомогательные — цвета окраски поверхностей средней площади (строительные конструкции, пол, трибуна, оборудование). Акцентные — насыщенные цвета, применяемые в цветовой схеме для окраски поверхностей малой площади. Сочетание цветов, вызывающих эстетическое удовлетворение, образует цветовую гармонию. Контрастная цветовая гармония основана на дополнительных цветах — контрастирующих, усиливающих друг друга, обостряющих восприятие. Нюансная гармония основана на сочетании цветов одного уровня, различающихся по насыщенности и яркости, или цветов, соседних на цветовом круге и близких по своим характеристикам. Применение цветовых триад основано на сочетании трех цветов, равноотстоящих на цветовом круге (рис. 15.5.2).
Для оптимальной цветовой композиции интерьера необходимо иметь в виду особенности восприятия цвета. Цвет окрашенных поверхностей воспринимается по-разному в зависимости от освещения. Например, при лампах накаливания теплые цвета становятся более насыщенными и чистыми, а холодные — серыми и грязными. При свете люминесцентных ламп типа ЛД (дневные) цвет почти не искажается, но при свете люминесцентных ламп других типов восприятие цвета меняется. Изменяется восприятие цвета при скольжении взглядом по разноокрашенным поверхностям (так называемый последовательный контраст). Светлые оттенки цветов улучшают освещение, создают впечатление легкости, способствуют поддержанию чистоты. В пользу светлых оттенков цветов и теплых тонов говорят и соображения экономические: выгодная отдача светового потока и увеличение доли отражения света в помещении. Светлый тон — лучший фон для движущихся предметов и людей. На крытых теннисных кортах игроки и мяч видны главным образом на фоне пола и задних стен. Высоколетящие мячи игроки видят на фоне потолка, а зрители - на фоне трибун. Потому для пола и стен, а также для разметки корта не следует применять материалы с направленным отражением. Стены и пол теннисных залов рекомендуется окрашивать в один цвет, при этом коэффициент отражения пола следует выбирать около 25%, коэффициент отражения стен — 20-60 %, а потолка — выше 60 % для того, чтобы снизить яркостный контраст между световыми приборами и потолком. Считают, что контрастная цветовая гамма интерьера помогает спортсменам лучше видеть движущиеся спортивные объекты (шайбу, мяч), точнее определять их скорость и направление. Такой цветовой контраст в зале целесообразнее гладкого, одноцветного фона. Физиологически оптимальными называют цвета, наименее утомляющие человека (желтый, желто-зеленый, зелено-голубой) и относящиеся к среднему участку спектра. Крайние участки спектра составляют активные (красный, оранжевый) и пассивные цвета (синий, фиолетовый). Активные цвета действуют на человека возбуждающе, стимулируют организм 526 физкультурно-спортивные сооружения к большей активности, приводят к резкому, но кратковременному подъему работоспособности, после которого наступает преждевременная усталость. Пассивные цвета оказывают противоположное воздействие. Таким образом, пассивные и активные цвета могут применяться как дополнительные. Основными принято считать оптимальные цвета — желтый, желто-зеленый, зеленый, зеленовато-голубой и голубой. Оптимальные цвета благотворно влияют на организм человека, сдерживают зрительное и световое утомление. Но однообразная окраска, пусть и оптимальными цветами, приводит к снижению восприимчивости и цветовому утомлению. Поэтому целесообразно умеренно разнообразить окраску, применяя взаимодополняющие цвета. Данные о психологическом воздействии цвета на участников спортивного соревнования (табл. 15.5.2) позволяют выбрать основной цвет помещения для создания комфортного климата. Теплые тона дают ощущение тепла, создают впечатление повышения температуры в помещении, их не следует применять в душевых, в саунах. Теплые тона не стоит применять и в спортивных сооружениях, строящихся в районах с жарким климатом. В жарком климате, а также в помещениях с высокой температурой (душевая, сауна) уместна гамма холодного тона. Нейтральные и холодные светлые тона вызывают освежающее ощущение, снимающее напряжение, увеличивают пространство. Это соответствует применению голубой или близкой к голубой окраски плавательных и купальных бассейнов. В пространственной композиции помещения пользуются свойством некоторых цветов казаться выступающими из плоскости (чистые, теплые и светлые тона) или отступающими, западающими (ахроматические, холодные, темные). Принимая во внимание это свойство, а также психическое воздействие темных цветов (табл.15.5.2), их следует применять для полов в спортивных залах. Тогда чистые, теплые и светлые тона (красного, оранжевого, желтого или белого) хорошо применять для разметочных линий на спортивных площадках и аренах, чтобы они казались выступающими из фона. В большинстве залов для спортивных игр идут занятия (соревнования) по различным играм. При этом возникает необходимость разметки " полей для игры" различными цветами. При одной или нескольких не перекрывающих друг друга разметках рекомендуется белый цвет. При двух перекрывающих друг друга разметках - белый и оранжевый. При большем числе перекрывающих друг друга разметок цвета должны контрастировать между собой и четко выделяться на фоне пола. На площадках для баскетбола, кроме того, площадь трехсекундной зоны, а также площадь центрального круга окрашивают в цвет, контрастирующий как с цветом пола, так и с цветом разметочных линий. В спортивных залах, на манежах и аренах следует применять " возбуждающие" или " спокойные" цвета ясных тонов и оттенков (табл. 15.5.2). Цвет должен способствовать повышению активности, побуждать к физическому усилию, воздействовать освежающе. Поэтому для разных видов спорта, в зависимости от эмоциональной нагрузки во время соревнований, следует выбирать цветовые гаммы, отвечающие психологическому воздействию на достижение наивысших результатов. Для фехтования желателен спокойный зеленый цвет, а для борьбы, тяжелой атлетики или бокса следует применять активные цвета — розовый, красный. Важную роль играет цвет в композиционном построении интерьера. Цветом можно подчеркнуть достоинства интерьера, компенсировать недостатки и выявить особенности архитектуры и конструкций. Сразу при входе посетителей на спортивное сооружение цветовая композиция должна создавать у них особое настроение, сопровождающее переход ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 527 с улицы в здание. В этом помогает подбор цветовой гаммы пола, стен и потолков, с применением контрастных интенсивных тонов. Впечатление будет усиливаться при переходе к светлой, спокойной окраске зала. В открытых спортивных зонах темные, пассивные тона голубого, фиолетового и зеленого цвета оптически разделяют наблюдаемые объекты, в то время как светлые и активные цвета - красный, оранжевый и желтый -сближают их. В общей композиции открытого пространства включение активного цвета деталей играет заметную роль, как и в интерьере. Светлые, теплые цвета деталей на фоне пассивных цветов окружения успокаивают, помогают обрести душевное равновесие. Красочные пятна цветов на клумбах, меняющиеся с временами года краски окружающей природы, зелени следует подбирать в соответствии с цветом стен соседних зданий и в гармоничном сочетании с окружающими предметами. Покрытия спортивных площадок лучше делать красными или светло-коричневыми, что хорошо сочетается с окружающей зеленью. Ванны бассейнов, облицованные светло-голубой или светло-зеленой плиткой, не только украшают бассейн, но и создают ощущение уравновешенности, спокойствия, воздействуют на психику человека освежающе, особенно в жару, когда эти цвета контрастируют с раскаленной белизной террас и желтым песком. Крупные массивы зелени или пространства водоемов можно оживлять вкраплением цвета или цветовыми плоскостями активных тонов, контрастирующими с окружением. На фоне зелени красивы светлые павильоны и контрастирующая с зеленью красная или коричневая черепица. 528 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Административные и бытовые здания. СНиП 2.09.04-87 / Госграж 2. Аристова Л.В., Бойко В.В. Физкультурно-оздоровительные и спортив 3. Аристова Л.В., Шпилько СП. Физическая культура: отрасль в новых 4. Бюллетень изобретений, 1987, № 36, № 41; 1988, № 47; 1990, № 45. 5. Бюллетень Федерации Кубинского фронтона № 1 - 5, Гавана, 1990 6. Быкова Г.И. Определение рациональных типов сооружений для физ 7. Быкова Г.И. Параметры среды сооружений для физкультурно-оздоро 8. Быкова Г.И. Типы физкультурно-оздоровительных сооружений / 9. Виршилло Р. Спортивные сооружения. Варшава: Изд.Аркады, 1982. 10. Гримм А. О разработке серии 80 для школьного строительства. 11.Димитрова Г. Спортивные комплексы как общественная среда. Ар 12.Дыховичный Ю.А. Большепролетные конструкции сооружений Олим- 13.Докторович В.П. Специфика создания горно-туристических ком
14. Журавлева И.В., Науменко В.М. Культурно-спортивный комплекс в 15. Зверинцев СП. Архитектура спортивных сооружений. М., изд. Всесо 16. Иванов Г.С. Конструирование технических поверхностей. М., Маши 17. Иллюстрированный каталог проектов общественных зданий с по 18. Инструкция по обеспечению возможностей передвижения инвали 19. Камерон Ч. Термы римлян. Пер. с англ. М., Изд-во Всесоюзной ака 20. Кармазин В.Н. Форма деревьев как активная лечебная сила природы. 21. Каталог рекомендуемых типов пространственных конструкций для 22. Кистяковский А.Ю. Проектирование спортивных сооружений. М., 23. Кицак Н.А. Инженерная подготовка пляжей. Киев, Будивельник, 24. Ковачович Я. Использование учебных учреждений для формального ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 529 25.Колесников А.И. Декоративная дендрология. М., Лесная промыш 26.Конный спорт. Под ред. Эриха Эзе, М., ФиС, 1983. 27.Концепция социально-функциональных требований к организа 28.Кооперированные комплексы и центры профтехобразования (опыт 29.Кулага В.Л., Курышев В.Г. Общественные центры в сложившейся 30.Курбатов В.Я. Сады и парки. Санкт-Петербург. Изд. т-ва Вольф, 31.Лось Е.М. Крытые искусственные катки. Обзор. М., ЦНТИ по 32.Лось Е.М. Новый тип комплексного спортивного сооружения круг 33.Лось Е.М. Формирование нового типа трансформируемого соору 34.Максимов О.Г., Ополовникова Е.А. Горно-рекреационные комплек 35.Малые города в системах расселения. М., Стройиздат, 1980. 36.Материалы проектного института Кубинского спорткомитета. Га 37.Матвеев В.Д., Смыковская Д.Ю. Горно-туристические комплексы 38.Машинский В.А. Методические рекомендации по проектированию 39.Машинский В.А. Основы формирования физкультурно-спортивных 40.Проблемы проектирования системы физкультурно-оздоровитель 41.Машинский В.А. Физкультурно-спортивные центры загородной зоны. 42.Машинский В.А. Физкультурно-спортивные центры. М., Стройиздат, 1989. 43.Машинский В.А., Никольская А.Я., Рязанова Е.В. Пособие по проек
44. Мезенцева Н.Б. Основные тенденции в научных исследованиях и 45. Мезенцева Н.Б. Принципы кооперирования малых универсальных 46. Мезенцева Н.Б. Рациональные типы универсальных залов с малой 47. Мезенцева Н.Б. Универсальные зрелищно-спортивные залы с малой 530 физкультурно-спортивные сооружения 48.Мелик-Пашаев А. И. Особенности архитектурно-планировочных струк 49.Методические основы производственной гимнастики. М., ВНИИФК, 50.Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., Изд. физ.-мат. лит., 1959. 51.Наумов С.Ф. Профессионально-технические училища. М., Стройиз 52.Нейферт Э. Строительное проектирование. Пер. с нем. М., Стройиз 53.Николаева Я.Н. О методе проектирования ветрозащитных зеленых 54.Никольская А.Я., Рязанова Е.В. Сеть физкультурно-спортивных со 55.Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. 56.Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. 57.Нормали планировочных элементов и габаритов оборудования жи 58.Нормали планировочных элементов и габаритов оборудования жилых 59.Номенклатура типов зданий, состав и площади помещений общеоб 60.Нормы технологического проектирования коневодческих предприя 61.Нормы электрического освещения спортивных сооружений. ВСН-1-73.М., 62.Общедоступность. Инструкция МОС для лиц с физическими недо 63.Опыт проектирования и строительства учебных центров профессио
64.Ортнер Р. Спортивные сооружения. Пер. с нем. М., Стройиздат, 65.Павлов Л.Л. Специфика формирования архитектурно-планировоч 66.Перфильева Л.А., Синицин Б.Г. Спорт во Всероссийском обществе 67.Планирование и проектирование строительных мероприятий в об 68.Планировка и застройка малых городов. Пособие по проектирова 69.Погожева Т.А. Парковые многофункциональные центры спорта и 70.Погожева ТА. Рекомендации по проектированию физкультурно-спортив ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 531 71.Погожева Т.А., Рязанова Е.В. Сооружения для развлекательных 72.Постановление Госком. СССР по физической культуре и спорту. О 73.Проектирование бассейнов. Справочное пособие к СНиП. М., Строй- 74.Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно- 75.Пулевая стрельба. Правила соревнований. М., ФиС, 1985. 76.Раздорский В.Ф. Архитектура растений. М., Изд. АН СССР, 1955. 77.Разин Ф. С. Анализ эксплуатационно-технологических качеств трам 78.Разин Ф.С., Иванов Г.С., Степаненко А.Ю., Сиднее С.С. Геометри 79.Разин Ф.С. Рекомендации по проектированию горнолыжных баз и 80.Разин Ф.С. Санная трасса. Прил. к ж-лу «Юный техник», 1976, № 1, 81.Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. СПб. Изд. Г.Б. 82.Резников Н.М. Комплексные спортивные сооружения. М., Стройиз 83.Резников Н.М. Проектирование и строительство велотреков. М., ФиС, 84.Рекомендации по проектированию клееных куполов для покрытий 85.Рекомендации светотехнического общества США по современному 86.Реферативный сборник. 1979. Серия 8. Вып.4, с.28.
37. Родичкин И.Д. Человек, среда, отдых. Киев: Будивельник, 1977. 38. Руководство по проектированию комплексов общественных цент 89. Румянцева В.П. Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительных сооружений. Тенденция развития архитектуры комплексов и зданий культуры, спорта и управления. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1984. с. 55-65. 90. Румянцева В.П., Рязанова Е.В. Стадионы массового типа. Обзор ЦНТИ 91. Рязанова Е.В. Общегородские физкультурно-спортивные центры ма 92. Рязанова Е.В. Спортивные сооружения малых городов. Вопросы ар 93. Рязанова Е.В. Сооружения для скейтбординга и катания на ролико 94. Руководство по проектированию вспомогательных помеще 95. Рябов К.К. Сооружения для гребного спорта. Обзор. М., ЦНТИ по 532 физкультурно-спортивные сооружения 96. Савченко В.В. Многоцелевые зрелищные и спортивные залы. - Киев: 97. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. 98. Сборник информационных и методических материалов. Централь 99. Сборник правил по строительству в Финляндии. Планирование об
100.Сергеев А. Спортивно-оздоровительный комплекс в Берлине. Архи 101.Скибневска Г. Тенденции развития общеобразовательной школы. 102.Смыковская Д.Ю. Архитектурно-планировочная организация гор 103.СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка го 104.СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения. М., Строй 105.Соколов Л. К. Здания культурно-бытового обслуживания на про 106.Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нор 107.Спортивные сооружения. Под ред. В.Е. Быкова и А.И. Опочинской. 108.Спортивные сооружения. Под ред. М. М. Гагина. М., ФиС, 1976. 109.Справочная книга по светотехнике. Под ред. Ю.Б. Айзенберга М.,
111.Статус и регламент Международной Федерации баскского мяча. 112.Стаускас В.П. Градостроительная организация районов и центров 113.Стендовая стрельба. Правила соревнований. М., ФиС, 1985. 114.Степанов В.И., Мирчевская Л.Б. Организация сети школ, межшколь 115.Стрельба из лука. Правила формирования многофункциональных
117.Стригалева Н. С. Принципы формирования комплексов физкуль 118.Стригалева Н.С. Спортивные корпуса. М., Стройиздат, 1976. 119.Стригалева Н. С. Функциональная структура физкультурно-оздо 120.Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, 121.Типовые материалы 361-88. Технологические схемы физкультур ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ_______________________________ 533 122.Ткаленко В.З. Современные спортивно-зрелищные сооружения для 123.Трауцеттель Г., Вагнер Д. Варианты решения комплектации внут 124.Требования к спортивным сооружениям, предназначенным для 125.Фабиан Д. Бассейны (на нем. яз.). Мюнхен, 1970. 126.Физическая культура и спорт инвалидов с дефектами опорно- 127.Филимонов С.Д. Архитектура универсальных зрелищно-спортивных 128.Хромов Ю.Б. Планировка и оборудование садов и парков. Л., Строй 129.Швейцер И. С. Зимние дворцы королевы. Легкая атлетика, 1979, № 12. 130.Швейцер И. С. Легкоатлетические манежи. Архитектура и строи 131.Шеможенко А.А., Душанин С.А., Пирогова Н.А., Иващенко Л.Я. Ис 132.Штанге В., ХуорнагелъХ., Кернер Л. Планирование и проектирова 133.Яковлевас-Матецкис К.М. Принципы озеленения промышленных 134.Яргина З.Н. и др. Основы теории градостроительства. М., Стройиз 135.Ясный Г.В. Спортивные бассейны. М., Стройиздат, 1988. 136.Ясный Г.В. Спортивные сооружения XXII Олимпиады. М., Строй 137.Архитектура (Болгария). 1989, № 8-9, с. 50. 138.Access for Disabled People. Design Guidance notes for Developers. 139.Access for Disabled People. Design Guidance Notes for Developers. 140.Access for Disabled People to Educational Buildings. Architects and 141.Architects' Journal, 1978, VI, v.167, N26. 142.Acier-Stahl-Steel, 1979, N 4, p. 121. 143.Ann Pearson. Arts for Everyone. Guidance on Provision for Disabled 144.Architect and Builder, 1977, v.27, N6, p.3. 145.Architect and Builder, 1980, v.30, N 12, p.18. 146.Architects' Journal, 1990, 6 june. 147.Architectural Design, 1964, v. 34, N 12, p. 630-631. 148.Architectural Forum, 1972, X, v. 137, N 3, p. 51. 149.Architectura, 1982, N 12, p. 70. 150.Architecture d'aujourd'hui, 1982, N 223, p. 40, 54-55. 151.Architecture d'aujourd'hui, 1987, N250. 152.Architectural Review, 1987, N1087 (9), Sports Hall. Ravenna. Italy. 153.Architecture + Urbanism, 1984, N10, p.60-62. 154.Arup Jornal, 1986, v.21, N 1, p.30. 155.Barrier-Free Design: The Law. v.l, Communication Department, EPVA, 156.Batir, 1973, N 27, p.63. 157.Bauen mit Hols, 1978, N8, p.398. 534 физкультурно-спортивные сооружения ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 535 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы