Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЫЛИ ЛИ АНГЕЛЫ СОТВОРЕНЫ ПРЕЖДЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ?



 

Были ли ангелы сотворены прежде физической Вселенной? На сей счет в сочинениях Отцов Церкви находим два мнения. Наиболее вероятно то, согласно коему ангелы и телесные создания сотворены были одновременно... Непохоже, чтобы Бог, Чьи " дела совершенны", как мы читаем во Второзаконии, сначала сотворил ангелов, а потом уже все остальное. Впрочем, и другое мнение не следует считать заблуждением... Все греческие Отцы Церкви полагают, что ангелы были сотворены прежде телесной Вселенной... Если же ангелы сотворены были прежде физической Вселенной, то тогда там, где в Книге Бытия сказано " В начале сотворил Бог небо и землю", слова " В начале" надлежит толковать как " В Сыне" или же " В начале времен", но не как " В начале, прежде которого ничего не было", если только не относить эти слова целиком к телесным вещам"? 67

 

Руперт: Похоже, Аквинат полагал, что ангелы были сотворены одновременно с физическим миром на том основании, что в мире все взаимосвязано. Ангелы существуют не сами по себе, они находятся в определенных отношениях с тем, что обладает телесной природой, и поэтому не могли появиться раньше физической Вселенной или отдельно от нее. По-моему, это логично. Умы или духи, которые структурируют физические объекты, появились на свет вместе с ними. Применительно к эволюционной Вселенной это означает, что как только возникают новые виды творения, вместе с ними возникают их ангелы: с появлением галактик появляются управляющие ими ангелы, и то же самое относится к звездам, планетам, видам растений и животных, человеческим сообществам.

Мы сейчас знаем о творении куда больше, чем знал о нем Аквинат или вообще кто бы то ни было до космологической революции 1960-х годов. Благодаря этим знаниям, мы можем высказать догадки и о том, как на свет появляются ангелы. Уже больше 15 миллиардов лет ангелы возникают одновременно с объектами, которые вверены их попечению, и этот процесс продолжается по сей день.

Взгляды греческих отцов церкви - это что-то вроде традиционных научных взглядов. И те и другие восходят к Платону. Законы природы считаются вечными математическими истинами, вне времени и пространства.

 

Они уже существовали на момент " Большого Взрыва". Они не появляются с развитием Вселенной - они всегда были с самого начала, до всякой Вселенной. На мой взгляд, в представлениях Аквината о том, что ангелы появляются на свет вместе с " подведомственными" им организмами, куда больше смысла. Точно так же разумнее было бы думать, что " законы природы" - это, скорее, устоявшиеся привычки, нежели вечные истины, существующие независимо от физической Вселенной, как бы в запредельном математическом сознании.

Мэтью: Если Вселенная в самом начале была не больше булавочной головки, сколько же там было ангелов? Ага, вот мы и вернулись к вопросу о том, сколько ангелов уместится на острие иглы!

Вселенная расширялась - значит, появлялось все больше сложных систем, все больше работы и места для ангелов?

Если это так, тогда почти вся теория Аквината взлетает на воздух. Ведь он говорил, что Бог создал ангелов, они сделали свой выбор в пользу добра или зла, и с тех пор в их мире все оставалось практически без изменений.

Но идея одновременного появления на свет всех ангелов не согласуется с новейшими теориями развития Вселенной. Ведь она, эта идея, - тоже пережиток неоплатонического универсума. Если, как ты говоришь, возникают новые галактики и тем самым в мире прибавляется работы, разве это не означает, что возникают и новые ангелы?

Руперт: Должно быть, так. Современная теория гласит, что Вселенная расширяется, остывает, и по мере ее остывания в ней возникают новые формы организации и порядка. В контексте эволюционной космологии это значит, что одновременно появляются и новые ангелы. Творение не прерывается - Бог создает новых ангелов.

Мэтью: Почему бы и нет?

Руперт: Возникает вопрос, что случается с " лишними" ангелами - например, с теми, что занимались в свое время динозаврами? Сейчас-то у них не так много работы.

Мэтью: Очевидно, их " используют повторно". Может, они проходят курсы профессиональной переподготовки, чтобы работать с людьми.

Руперт: Или же их попросту перебрасывают на другие планеты, где тоже полным ходом идет процесс эволюции. Ангелы динозавров в одно мгновение оказываются на планетах, где динозавры только-только появились и нуждаются в руководстве.

Мэтью: А разве на других планетах могут быть динозавры? Я-то думал, что это уникальное событие в истории Вселенной. Ведь динозавры появились в результате особого, неповторимого, стечения обстоятельств на нашей планете.

Руперт: Ты забываешь о морфологическом резонансе. Миллиарды звезд и планет можно подразделить всего на несколько видов. Все звезды уже расклассифицированы. Возможно, во Вселенной существует несколько типов планетных систем, и планеты в этих системах тоже наверняка относятся всего лишь к нескольким видам. Может быть, существуют десятки, сотни и даже миллионы планет, относящихся к типу Марса, Юпитера или Земли. При достаточно большом сходстве между ними может возникнуть морфологический резонанс. Возможно, эволюционный процесс на Земле резонирует с эволюционными процессами на других планетах клacca Гайи.

 

 

АНГЕЛЫ СТРЕМЯТСЯ К СОСТОЯНИЮ БЛАГОДАТИ И СЛАВЫ

 

Следует понимать, что полное и совершенное блаженство присуще природе одного только Бога, Чья сущность и есть блаженство. Для твари же природа - это одно, а совершенная радость- другое, ибо радость есть цель, к которой стремится природа68. Блаженство покоится и утверждено во благе. Под блаженством мы понимаем окончательное совершенство природы, наделенной рассудком и разумом: вот почему желание блаженства заложено в самой природе. Всему в мире свойственно естественное стремление к окончательному совершенству... Окончательное блаженство лежит за пределами всех природных возможностей, и никто из ангелов не обладает им с первого мгновения своего существования, ибо оно не заложено в природе, но есть ее цель. Посему ангелы не могли быть наделены блаженством изначально69. Ангелы нуждались в благодати обращения к Богу, ибо Он причина блаженства... Ангелы по природе своей имеют любовь к Богу, источнику их бытия; обращение к Богу- источник блаженства, каковое состоит в созерцании Его сущности70. Благодать лежит посредине между природой и славой71.

 

Мэтью: " Блаженство покоится и утверждено во благе" - я вижу в этой фразе необычайное богатство смыслов. Ведь благо - это то же, что и благословение. Стало быть, блаженство утверждено в благословении.

Осознавать благословение, быть благословленным, быть инструментом благословения - так блаженство проявляет себя в мире.

Фраза о том, что всему в мире свойственно естественное стремление к окончательному совершенству, весьма характерна для Аквината. Стремление, желание - это основная движущая сила. Все в мире по природе своей ищет собственного блага и блага всего мира в целом. Благо превыше всех благ- это само божество. Ангелы, несомненно, принадлежат к этой космологии благословения, блага и блаженства.

Но Аквинат идет дальше, когда заводит речь о благодати. Одного естественного стремления к Богу недостаточно: только благодать раскрывает тайную суть божественного. В благодати нуждаются даже ангелы - сами по себе они не в состоянии непосредственно переживать сущность Бога.

Все создания, к какому бы виду они ни принадлежали, по мысли Аквината, не обладают полнотой счастья. Их сущность и совершенное счастье не совпадают. Природа - одно, совершенная радость - другое. Радость - это цель. Все создания стремятся к полноте радости. Бытие, сущность и жизнь насыщаются опытом радости.

Большинству людей и в голову не приходит, что Бог - это сама радость. Но это так. Аквинат говорит: " Бог обладает полнотой радости и тем самым - высшей формой сознания" 72. Он устанавливает связь между радостью и сознанием. И конечно же, радость ангелов безгранична.

Руперт: В индуизме высшее божественное сознание описывается понятием сатчитананда - неразрывная Связь бытия, знания и блаженства.

Мне, правда, не совсем ясно, что Аквинат понимает под радостью - может быть, ты ответишь на этот вопрос? Ведь ты написал о сочинениях Аквината книгу под названием " Чистая радость". Можно ли сказать, что радость рождается только из причастности к чему-то большему, нежели ты сам? В таком случае, чтобы обрести причастность, ангелу или любой другой твари необходимо выйти за пределы своего существа.

Мэтью: Да, я думаю, Аквинат это и имел в виду. Радость никогда не бывает полностью личным переживанием. Радость - это переживание общности. Аквинату принадлежат такие слова: " Чистая радость - от Бога, она требует общения" 73. Даже божество хочет с кем-то разделить свою радость, хочет общения. Аквинат обыгрывает здесь идею Троицы как общения и радости внутри божественного. Эта же мысль распространяется и на творение: все творение как единое целое, как община, не только воспринимает божественную радость, но и, возможно, служит ее источником,

Руперт: Теперь становится яснее, почему, по мысли Аквината, столь совершенные создания как ангелы нуждаются в благодати, чтобы выйти за пределы своей природы и обрести радость.

 

БЫЛА ЛИ БЛАГОДАТЬ ДАРОВАНА АНГЕЛАМ ПРИ СОТВОРЕНИИ?

 

Хотя в онтологическом порядке благодать лежит посредине между природой и блаженством, но во временном порядке блаженство не дается созданию одновременно с его природой. Ибо в то время как блаженство в соотношении с природной деятельностью есть ее исход, достигаемый с помощью благодати, сама благодать не есть исход природной деятельности. Скорее, наоборот: благая природная деятельность есть следствие благодати. И на этом основании можно думать, что благодать была изначально дарована ангелам вместе с их природой74.

 

Мэтью: Я бы назвал это первородной благодатью, изначальным благословением. Ангелы получили особое благословение: они были одновременно наделены и природой, и благодатью.

Руперт: Через пропасть между природной деятельностью и блаженством перекинут мост благодати. Благодать исходит из блаженства и соединяет его с природной деятельностью. Природа сама по себе не может достичь блаженства; это блаженству надлежит достичь природы, и процесс этот включает в себя благодать.

Мэтью: В другом месте Аквинат говорит о том, что благодать и природа исходят от Бога. Благодать - свободный Божий дар, но и природа - такой же дар. Аквинат всячески стремится избежать дуализма природы и благодати, чтобы не создалось впечатления второстепенности природы по отношению к благодати. Он отходит от идей святого Августина (который отделяет природу от благодати), но не хочет обнаруживать это слишком явно. Мейстеру Экхарту, который пришел со следующим поколением и стоял на плечах Аквината, хватило мужества и прямоты сказать: " Природа есть благодать".

 

ДОСТИГАЕТ ЛИ АНГЕЛ БЛАЖЕНСТВА


Поделиться:



Популярное:

  1. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  4. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  5. А прежде чем был построен, украшен и определён новый эон, призван великий Строитель, первый Зодчий, и ангелы, сущие с ним, чтобы построить и украсить новый эон.
  6. Авторитарно-ориентированный менеджер, который прежде всего концентрирует свое внимание на решении производственных задач.
  7. Авторы труда «Русская военная сила» утверждают, что московские войска были разбросаны. Но, как мы показали выше, это утверждение исторически неверно.
  8. АНАЛИЗ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ПРИБЫЛИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
  9. Анализ прибыли и рентабельность производства.
  10. Анализ состава и структуры прибыли до налогообложения
  11. Анализ формирования и использования чистой прибыли и рентабельности активов организации
  12. Ангелы устраняют всех лицемеров


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь