Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из устного народного творчества



Песни «В темном лесе, в томном лесе…», «Уж ты ночка, ты тоненькая темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

«Моление Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов «Кошка и Соловей».

К.Ф. Рылеев «Державин».

П.А. Вяземский «Тройка».

Е.А. Баратынский «Мой дар убог, и голос мой негромок…».

А.С. Пушкин «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь «Портрет».

И.С. Тургенев «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов «Коробейник», «Душно! Без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно», «Дедушка».

А.А. Фет «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо…».

Л.Н. Толстой «Холстомер».

Из русской литературы XX века

М.Горький «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом», «проводила друга до передней…».

М.И. Цветаева «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»

А.С. Грин «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков «Хорошая девочка Лида».

В.Т. Шаламов «Детский сад»

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы

В.Гюго «Девяносто третий год».

 

Перечень контрольных работ и исследовательских проектов

Классных сочинений    
Домашних сочинений    
Исследовательских проектов  

 

Класс

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Подведение итогов изучения литературы в 5-8 классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII, XIX, XX веков. Литература и история: этические и эстетические взгляды.

Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. ШЕКСПИР (3 часа)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Низкое и высокое, сиюминутное и общечеловеческое, злое и доброе в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в русском искусстве XX века.

Теория литературы: трагедия (развитие представлений), мистерия, сага; эпоха Возрождения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А. Блок «Я шел по тьме к заботам и веселью…», «Офелия в цветах, в уборе…», «Песни Офелии», «Я – Гамлет. Холодеет кровь»; Б. Пастернак «Уроки английского», «Гамлет»; М. Цветаева «Диалог Гамлета с совестью»); изобразительное искусство (неизвестный художник. Прижизненный портрет У. Шекспира); театр (исполнители роли Гамлета: Сара Бернар, В. Высоцкий и др.; шекспировский фестиваль); кино («Гамлет» в постановке Г. Козинцева; Гамлет в исполнении И. Смоктуновского).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (эстетика Возрождения; человек в искусстве; злодейство, мщение, любовь, жизнь и смерть).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- составлять тезисный план статьи учебника;

- конспектировать лекцию учителя;

- выразительно читать по ролям;

- готовить сообщение.

Ж.Б. МОЛЬЕР (3 часа)

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор), Тематика проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портреты Ж.Б. Мольера); кино («Мнимый больной» в советском киноискусстве); театр (пьесы Ж.Б. Мольера на сцене советских и российских театров).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при работе с системой ценностный понятий (обман, лукавство, ложь, правда).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- правильно интонировать речь персонажа при подготовке чтения по ролям;

- определять конфликт в комедии;

- характеризовать средства изображения комических персонажей;

- выявлять идею произведения.

И.В. ГЁТЕ (3 часа)

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. И.В. Гёте в России.

Теория литературы: готический роман, литература эпохи Просвещения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.А. Жуковский «К портрету Гете», «К Гете»; А.С. Пушкин «Сцена из Фауста»; И.В. Гете «Утешение в слезах», «Мина», пер. В.А. Жуковского; М.Ю. Лермонтов «Из Гете» («Горные вершины…»); А.А. Фет «Ночная песня путника (Из Гете)»; И.Ф. Анненский «Ночная песня странника I»; В.Я. Брюсов «Ночная песня странника II»; Н.С. Гумилев «Маргарита»; Б.Л. Пастернак «Маргарита», «Мефистофель»); музыка («Фауст» в музыкальном искусстве: Л. Шпор «Фауст», опера, 1818: Г. Берлиоз «Осуждение Фауст», оратория, 1845-1846; Р. Шуман. Сцены из «Фауста» Гете, для голоса, хора и оркестра, 1844-1853; Ш. Гуно «Фауст», опера, 1859; А. Бойто «Мефистофель», опера 1868; Ф. Бузони «Доктор Фауст», опера, 1916 -1925; С. Прокофьев «Огненный ангел», опера, 1927-1955); изобразительное искусство (Э Делакруа «Фауст и Мефистофель»; М.А. Врубель «Полет Фауста и Мефистофеля»); кино (Мефистофель и Фауст в киноискусстве)

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при анализе понятий добро и зло; ангел и демон.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- составлять тезисный план статьи учебника;

- готовить сообщение о сюжетах «Фауста» в других искусствах;

- на основе прочитанных фрагментов характеризовать личность Фауста и образ Мефистофеля;

- готовить литературную композицию, посвященную Гете и персонажам «Фауста»;

- участвовать в дискуссии «Можно ли остановить мгновение? »

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 6 часов)

«Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных), центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…».

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература («Слово…» и традиции былинного эпоса; «Слово о полку Игореве…» в пер. Н. Заболоцкого и Н.И. Рыленкова; В.Ю. Брюсов «Певцу «Слова»; Л. Татьяничев «Ярославна»); история (историческая основа «Слова…»); изобразительное искусство (иконопись: иконы А. Рублева «Святая Троица», «Спас Вседержатель», икона Божией Матери Владимирской; иллюстраторы «Слова…» И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С Кобуладзе, Н.К. Рерих, В.А. Серов, В.А. Фаворский идр.; «Слово…» в работах художников Палеха); музыка (А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»); культура (музей «Слова…» в Ярославне).

Метапредметные ценности: развитие ценностных и нравственно-эстетических представлений при анализе памятника древнерусской литературы (история и литература, патриотизм, идея объединения Руси, сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине, вера в Бога).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- характеризовать жанровое и тематическое своеобразие литературы Древней Руси;

- выразительно читать фрагмент «Слова…» на древнерусском языке;

- выразительно читать фрагмент «Слова…» в переводе Н. Заболоцкого и пересказе Н. Рыленкова;

- готовить сообщение об истории публикации памятника;

- составлять цитатный план статьи учебника;

- делать сообщение о сюжетах «Слова…» в других искусствах;

- характеризовать образную систему произведения;

- определять идею «Слова…».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

А.Н. РАДИЩЕВ (3 часа)

Основные вехи биографии. Литературная деятельность А.Н. Радищева. Ода «Вольность»: новаторство писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Смысл эпиграфа. Тематика основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия…»; человек и государство; писатель и власть).Сюжет и система образов. История издания книги.

Теория литературы: жанр путешествия.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации русских художников к «Путешествию из Петербурга в Москву»); история, география.

Метапредметные ценности: формирование гуманистических представлений: о свободе, человеческом достоинстве, о служении Отечеству.

Возможные виды внеурочной деятельности: библиотечный урок «Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву» - по материалам статьи Н.П. Смирнова-Сокольского (Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах.М., 1969).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- конспектировать статью;

- находить нужные цитаты в тексте;

- готовить сообщение по выбранной теме;

- давать развернутый ответ на проблемный вопрос;

- писать сочинение по самостоятельно сформулированной теме.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIXВЕКА

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА ( 1 час)

Характеристика литературных явлений этого периода: классицизм, сентиментализм, романтизм.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальный особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течение в русском романтизме.

Теория литературы: классицизм, сентиментализм, романтизм как литературное направление; «школа гармонической точности»; «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.

Внутрипредметные и межпредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- характеризовать литературные направления и течения (классицизм, сентиментализм, романтизм);

- готовить сообщение о жизни и творчестве одного из писателей конца XVIII–начала XIX века;

- составлять план статьи учебника;

- записывать основные положения лекции учителя;

- самостоятельно формулировать микровыводы и выводы.

А.С. ГРИБОЕДОВ (7 часов)

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (И.А. Гончаров и Д.И. Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

Теория литературы: комедия в стихах, трагикомедия, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии, единство места, времени и действия); конфликт; монолог; внесценический персонаж.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский»; Ю.Н. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»); музыка («Вальс» А.С. Грибоедова); культура (музей-заповедник А.С. Грибоедова в селе ХмелитаУгранского района Смоленской области); театр (сценическая история комедии «Горе от ума»); изобразительное искусство (И.Н. Крамской, П.А. Каратыгин, Е. Эстеррейх.Портреты А.С. Грибоедова; иллюстрации Д.Н. Кардовского); кино (экранизации «Горе от ума»); скульптура (памятники А.С. Грибоедова).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений, связанных с понятиями социальная идея, личный и общественный конфликт, служение, идеал.

Краеведение: «ГрибоедовскаяХмелита».

Творческая работа: сочинение-рассуждение «Мильон терзаний» или «Буря в стакане»?; устное сочинение (портрет персонажа); сценический план одного из актов комедии.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал «Писатель, государственный деятель, дипломат».

Внедрение: создание презентации «ГрибоедовскаяХмелита».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- самостоятельно готовить сообщение о сценической истории комедии;

- подбирать и комментировать материал о сюжетах комедии в других видах искусства;

- читать фрагменты комедии по ролям;

- выразительно читать наизусть один из монологов Чацкого;

- давать сопоставительную характеристику образам комедии: Чацкий и Фамусов, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Софья и др.;

- составлять конспект критической статьи;

- участвовать в дискуссии;

- подбирать, систематизировать краеведческий материал;

- готовить устное сообщение («Портрет персонажа»);

- писать сочинение-рассуждение;

- выявлять элементы классицизма и романтизма в комедии А.С. Грибоедова;

- проводить исследовательскую работу с текстом;

- выявлять основные фабульные элементы и характеризовать их;

- определять художественную идею комедии;

- участвовать в подготовке и проведении КТД.

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА (4 часа)

К.Н. Батюшков «Переход русский войск через Неман 1 января 1813 года» (отрывок из большого стихотворения); «Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»; А.А. Дельвиг«Романс», «Русская песня», «Идиллия»; Е.А. Баратынский «Разуверение», «Чудный град порой сольется…», «Муза»; Н.М. Языков «Родина», «Пловец».

Краткие сведения об авторах, тематика и проблематика лирики, романтическое движение, жанровый состав, А.С. Пушкин и поэты-современники.

Теория литературы: «легкая поэзия», идиллия, элегия.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.С. Пушкин и творчество поэтов-современников); музыка (стихи Е.А. Баратынского, муз. М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды…»; стихи А.А. Дельвига, муз. А.А. Алябьева «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»); стихи Н.М. Языкова, муз. М. Шишкина «Ночь светла, над рекой тихо светит луна»; стихи Н.М. Языкова, муз. К. Вильбоа «Моряки» («Нелюдимо наше море…»); изобразительное искусство (Н.И. Уткин. Портрет К.Н. Батюшкова; Е.А. Баратынский. Портреты работы домашнего учителя рисования Эллерса, 1842; А.С. Пушкин. Портрет А.А. Дельвига, 1829; В.П. Лангер. Портрет барона А.А. Дельвига, 1830; литография с портрета Н.М. Языкова, выполненного А.Д. Хрипковым; К.П. Брюллов «Скалы и луна ночью»).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при определении тем и мотивов лирики поэтов пушкинского круга (национальное начало в лирике, любовь, романтические чувства).

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания: «Песни и романсы на стихи поэтов пушкинского круга».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- выразительно читать лирический текст;

- готовить сообщение о творчестве одного из поэтов пушкинского круга;

- составлять план статьи учебника;

- записывать основные положения лекции учителя;

- самостоятельно формулировать микровыводы и выводы;

- характеризовать мотивы и темы лирики поэтов пушкинского круга, их жанровую принадлежность.

А.С. ПУШКИН (14 часов)

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирик, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы – время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей…». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» - нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. Художественные открытия в «Евгении Онегине». «Энциклопедия русской жизни» - В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарий к роману.

Теория литературы: жанровое многообразие Пушкинского наследия; романтизм, романтически герой, романтическая поэма (развитие представлений); реализм; роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине»); изобразительное искусство (портреты А.С Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; иллюстрации); музыка (музыкальные интерпретации произведений Пушкина); кино (экранизация произведений Пушкина).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при анализе творчества А.С. Пушкина («чувства добрые», историзм, «милость к падшим», свободолюбие, «вечные» темы).

Творческая работа: сочинение-рассуждение; сочинение сопоставительного характера; устный портрет героя; подготовка и написание частотного словаря «Топонимы в романе «Евгений Онегин»; коллективный творческий проект «Энциклопедия русской жизни».

Возможные виды внеурочной деятельности: подготовка и проведение КТД; устный журнал «А.С. Пушкину посвящается» (стихи, музыка, кино, живопись); выставка «Мой Пушкин».

Внедрение: подготовка и издание слайдовой презентации для проведения КТД «А.С. Пушкину посвящается».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- выразительно читать, в том числе наизусть, лирические произведения поэта и фрагменты из романа «Евгений Онегин»;

- работать с тестом комментариев к роману «Евгений Онегин»;

- составлять комментарий к отдельным произведениям А. С. Пушкина и фрагментам романа «Евгений Онегин»;

- составлять конспект литературно-критической статьи;

- готовить словарные статьи для коллективного творческого проекта «Энциклопедия русской жизни»;

- характеризовать основные элементы художественной системы романа (сюжет, конфликт, образный мир, композиция, контраст как один из ведущих приемов, художественная идея);

- характеризовать эволюцию творчества А.С. Пушкина от романтизма к реализму;

- видеть место романа «Евгений Онегин» в художественном творчестве А.С. Пушкина;

- определять значение творчества А.С. Пушкина для русской и мировой литературы и культуры;

- участвовать в подготовке и создании коллективного творческого проекта;

- участвовать во внедрении творческих проектов, созданных в процессе изучения творчества А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (10 часов)

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно…», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: романтизм в литературе; лирический персонаж и лирический герой; фабула.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов; два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст); изобразительное искусство (М.Ю. Лермонтов-художник: автопортрет; Лермонтов-ребенок, портрет работы неизвестного художника; портреты Лермонтова Ф.О. Будкина, П.Е. Заболотского, А.И. Клюндера; иллюстрации В.А. Серова к главе «Бэла», М. Врубеля к эпизоду «Дуэль», В.А. Агина к «Княжне Мери» и др.); музыка (песни и романсы на стихи Лермонтова); кино (экранизации «Героя нашего времени»).

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений («вечные» темы и мотивы, одиночество, истинное и ложное, цель и смысл жизни).

Краеведение: музеи М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа: сочинения различных жанров.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Цель и смыл жизни героев (Онегин и Печорин)».

Внедрение: создание слайдовой презентации «По лермонтовским местам».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- выразительно читать стихи и прозу М.Ю. Лермонтова;

- готовить сообщение «М.Ю. Лермонтов в искусстве»;

- составлять цитатный план к сочинению;

- проводить исследовательскую работу с лирическим текстом;

- проводить комплексный анализ главы из романа «Герой нашего времени» («Бэла» или «Максим Максимыч»);

- писать сочинения различных жанров;

- давать сопоставительную характеристику произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

- давать сопоставительную характеристику персонажей романа «Герой нашего времени»;

- формулировать авторскую позицию;

- формулировать личное отношение к событиям и героям;

- составлять конспект критической статьи;

- участвовать в дискуссии;

- участвовать в создании слайдовой презентации.

Н.В. ГОГОЛЬ (10 часов)

Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души»: образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Теория литературы: развитие реализма; вставная повесть; лирические отступления.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупого в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе); изобразительное искусство (портрет Н.В. Гоголя художников А.Г. Венецианова, Ф. Моллера, А.А. Иванова; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников А.Агина, П. Боклевского, А.М. Лаптева, Кукрыниксов); театр («Мертвые души» на театральной сцене); кино (экранизация «Мертвых душ»).

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений при изучении образной системы поэмы (предпринимательство; скаредность, бахвальство, «маниловщина», скупость, бездуховность).

Краеведение: по гоголевским местам Петрбурга.

Творческая работа: устное рисование (портрет персонажа); сочинение-размышление, сочинение-характеристика, сочинение-эссе.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Н.В. Гоголь в современной России».

Внедрение: издание сборника лучших творческих работ учащихся.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- проводить исследовательскую работу с фрагментом поэмы;

- находить в поэме образы-символы и характеризовать их роль;

- проводить комплексный анализ текста (на материале одной главы поэмы);

- характеризовать образы помещиков и устанавливать между ними инвариантивные связи;

- составлять конспект литературно-критической статьи;

- создавать устно портрет одного из персонажей;

- характеризовать специфику жанра произведения;

- подбирать эпиграф к сочинению;

- писать сочинение в одном из предложенных жанров;

- участвовать в обсуждении проблемного вопроса;

- принимать участие в КТД.

Ф.И. ТЮТЧЕВ (2 часа)

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: философская лирика, философская миниатюра.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ф.И. Тютчев и А.С. Пушкин; Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчеве: фрагменты статьи «Русские второстепенные поэты»); изобразительное искусство (портреты Ф.И. Тютчева работы художников А.А. Иванова, С.Ф. Александровского); фотографии (фотопортрет Ф. Тютчева, выполненный С.Л. Левицким); музыка (песни и романсы композиторов М. Глинки, С. Рахманинова, П. Чайковского, В. Аграновича, Е. Адлера, В. Дашкевича, В. Новожилова); кино (фрагмент из кинофильма реж Н. Бондарчук «Любовь и правда Ф.И. Тютчева», 2003).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (любовь, чувство природы, красота, вечное и временное).

Краеведение: музеи Ф.И. Тютчева в Овстуге и Муранове.

Творческая работа: исследовательский проект «Ф.И. Тютчев и С.Е. Раич».

Внедрение: создание слайдовой презентации «Овсуг – родовое гнездо Ф.И. Тютчева».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- составлять цитатный план статьи учебника и готовить рассказ по этому плану;

- характеризовать образ Ф.И. Тютчева на основе анализа его лирики, с привлечением портретов и фотографий поэта, биографических сведений;

- готовить сообщение по статье Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты»;

- проводить комплексный анализ двух стихотворений Ф.И. Тютчева;

- выразительно читать лирику Ф.И. Тютчева;

- участвовать в исследовательском проекте;

- участвовать в подборе материалов об Овстуге и создании слайдовой презентации.

А.А. ФЕТ (2 часа)

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Любовь, природа и человек: «Какая ночь!..» «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи…». Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: медитативная лирика.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (лирика любви и природы в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета); изобразительное искусство (Н. Рачков. Портреты А.А. Фета; А. Фет. Портрет работы неизвестного художника. 1840е годы); фотография (А. Фет при поступлении на службу в лейб-гвардии Уланский полк. Фото начала 1850х годов); скульптура (памятник А.А. Фету в Орле. Скульптура Н. Иванова).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (любовь, человек и природа).

Краеведение: на родине А.А. Фета.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Песни и романсы на стихи А.А. Фета и Ф.И. Тютчева».

Внедрение: создание слайдовой презентации «По фетовским местам».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- самостоятельно находить биографический материал о А.А. Фете;

- готовить сообщение о жизни поэта;

- выразительно читать стихотворения А.А. Фета;

- сопоставлять лирику Ф. Тютчева и А. Фета (на примере двух стихотворений о природе по выбору);

- подбирать краеведческий материал для сообщения;

- участвовать в подготовке и проведении часа эстетического воспитания.

Н.А. НЕКРАСОВ (2 часа)

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Теория литературы: гражданская лирика.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (традиции свободолюбивой лирики в русской поэзии XIX века; А.Н. Радищев «Вольность»; стихотворения К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова); изобразительное искусство (портреты Н.А. Некрасова художников К.Е. Маковского, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, в том числе полотно «Н.А. Некрасов в период «Последних песен»; картина «Христос в пустыне»; В.С. Щербаков. Портрет Н.А. Добролюбова); музыка (песни на стихи Н.А. Некрасова).

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свободолюбие, гражданственность, верность долгу, жертвенность).

Творческая работа: дискуссия, сочинение-рассуждение.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- выразительно читать стихотворение «Памяти Добролюбова»;

- характеризовать особенности гражданской лирики Н.А. Некрасова;

- работать со статьей учебника;

- проводить исследовательскую работу с текстом;

- участвовать в дискуссии;

- писать сочинение-рассуждение «Оправданы ли жертвы? (по стихотворению Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова»)».

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (4 часа)

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении, характеристика образов, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Теория литературы: тема «маленького человека».

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь); изобразительное искусство (портрет Ф.М. Достоевского художников В.Г. Перова, И.А. Иванова; иллюстрации Ю.В. Васильева к роману «Бедные люди»); скульптура (памятники Ф.М. Достоевскому в России и за рубежом); кино (образ Ф.И. Достоевского в кино).

Возможные виды внеурочной деятельности: диспут «Почему ушла такая любовь? »

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- характеризовать специфику жанра романа;

- проводить исследовательскую работу с текстом;

- готовить сообщение;

- характеризовать образ романа;

- участвовать в дискуссии;

- определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и героям произведения.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (5 часов)

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образов.

Теория литературы: автобиографическая проза (развитие представлений).

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (автобиографическая проза русских писателей – обзор); изобразительное искусство (портреты Толстого работы художников М.В. Нестерова, И.Е. Репина, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, цветная литография Л.О. Пастернака «Портрет Л.Н. Толстого»); фотография (фотопортрет Л.Н. Толстого, сделанный С.М. Прокудиным-Горским).

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (правда, честь, романтические идеалы).

Творческая работа: сочинение-размышление (название формулируют учащиеся).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- характеризовать развитие образа главного героя трагедии;

- составлять цитатный план для характеристики образа;

- производить комплексный анализ одной из глав повести;

- готовить сообщение об иллюстраторах повести;

- формулировать название темы для сочинения-размышления;

- обосновывать свое отношение к поступкам и давать свою оценку духовному миру героя;

- определять художественную идею повести и всей трилогии.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛА XXВЕКА (1 час)

Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения. Всеобщая тяга к культуре.

Теория литературы: Серебряный век, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (программные статьи и выступления Д. С. Мережковского, В.Я. Брюсова, представителей символизма, акмеизма, футуризма); изобразительное искусство (направления в живописи начала XX века).

Метапредметные ценности: развитие представлений о различных эстетических системах в русской культуре начала XX века.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- характеризовать своеобразие литературного процесса начала XX века;

- определять особенности различных эстетических школ и литературных течений;

- готовить сообщение.

М. ГОРЬКИЙ (4 часа)

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказ «Челкаш». Рассказы «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы» - по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человеческого в человеке; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

Теория литературы: романтические и реалистические черты; новый тип героя, образ-символ.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.Горький и романтическая традиция в литературе; М. Горький и В. Короленко: люди «дна» в изображении писателей); изобразительное искусство (портреты М.Горького художников И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Бродского; иллюстрации Ю.Д, Коровина, А.А. Пластова, Л.П. Дурасова к рассказу «Челкаш»).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений (нравственный идеал, романтизм, свобода, добро, внешнее и внутреннее).

Краеведение: по горьковским местам России.

Творческая работа: сочинение-размышление «Только ли о революции «Песня» М. Горькго? »

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- сопоставлять два прозаических текста;

- выразительно читать романтические произведения М.Горького;

- производить комплексный анализ прозаического текста;

- формулировать художественную идею произведения;

- составлять сложный план характеристики образа-персонажа;

- выявлять и характеризовать второй план «Песни о Буревестнике»;

- писать сочинение-размышление;

- участвовать в литературно-краеведческом поиске.

- выявлять и характеризовать второй план «Песни о Буре­вестнике»;

- писать сочинение-размышление;

- участвовать в литературно-краеведческом поиске.

 

ИЗ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (6 часов)

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А.А. Бло­ка, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.С. Гу­милева, А.А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Теория литературы: авангардизм, модернизм; фольклор и литература.

Универсальные учебные действия: различные виды чте­ния, в том числе наизусть; цитатный план, тезисный план к устному сочинению; письменный ответ на вопрос; исследова­тельская работа с текстом; работа с учебником; комплексный анализ двух тематически близких стихотворений разных авто­ров; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных за­писей; работа с портретом.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литерату­ра («Мне кажется, я подберу слова...»: Б.Л. Пастернак обА. Ахматовой; фольклорные элементы в творчестве поэ­тов Серебряного века); изобразительное искусство (портре­ты А.А. Блока работы К.А. Сомова, Д. Федорова; портреты

В. Маяковского работы Н.А. Соколова, Т.Р. Дручининой, И.Г. Бройдо; портреты С.А. Есенина работы П.С. Наумова, О. Теслер, Ю. Анненкова; портреты Н.С. Гумилева работы М.В. Фармаковского, О.Л. Делла-Вос-Кардовской; портреты А.А. Ахматовой работы К.С. Петрова-Водкина, О.Л. Делла-Вос-Кардовской, Н.И. Альтмана; портреты М.И. Цветаевой работы Б.Ф. Шаляпина, А.Л. Билис, Г.Г. Шишкина); музыка (песни и романсы на стихи поэтов Серебряного века).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эс­тетических представлений (человек — общество — госу­дарство, внутренний мир, любовь, духовность, красота, природа).

Краеведение: музеи поэтов Серебряного века.

Творческаяработа: устное сочинение «Строки, дорогие сер­дцу...» (по стихампоэтов Серебряного века); конкурс художников-иллюстраторов.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Серебряный век в поэзии и музыке»; час эстетичес­кого воспитания; литературны<


Поделиться:



Популярное:

  1. III Международного детско-юношеского пленэра
  2. IX Международного научно-спортивно-творческого фестиваля
  3. V Международного фестиваля-конкурса
  4. Анализ международного сотрудничества
  5. Анри Дюнан – основоположник международного гуманитарного права.
  6. БИОГРАФИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  7. Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Правовая помощь по уголовным делам. Интерпол.
  8. В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.
  9. В чем заключаются особенности современного международного разделения труда по сравнению с традиционным разделением труда?
  10. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  11. Виды народного зодчества, его традиции
  12. ВОПРОС. СТРАНЫ ЗАПАДА, ВОСТОКА И РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ – КОНЦЕ 18 СТОЛЕТИЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОПРЯЖЕНИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.177 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь