Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виды народного зодчества, его традиции
Зодчество (архитектура- лат. аrchitectura, от греч. аrchitekton - строитель) - искусство проектировать и строить здания и др. сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Взаимосвязь в архитектуре функционального, технического, эстетического начал (польза, прочность, красота). Деревянное зодчество – искусство строить из дерева. Деревянное зодчество и традиции народного искусства. Отражение в архитектурных сооружениях и декоре духовных ценностей русского народа. Природосообразность народного зодчества: использование возможностей и свойств дерева, органическая связь архитектурных форм и декора с формами живой природы, архитектура как органичная часть природной среды. Простота исходных геометрических форм и богатством их комбинаций, выразительным использованием фактуры и текстуры дерева, декоративной резьбы и росписи. Традиция в народном (деревянном) зодчестве. Ансамблевый характер народного зодчества. Технологические и конструктивные основы деревянного зодчества. Типы построек: жилища, хозяйственные сооружения, укрепления, храмы. Основные конструктивные элементы построек. Срубная столбовая и каркасная конструкции. Способы вязки бревен (в обло, крюк, в лапу, в охряпку, в режь, погон, иглу). Сруб, венец, подклет. Конструкции крыши. Типы крестьянского жилища. Изба – пятистенок. Усадьба-крепость. Изба и сени. Типы внутренней планировки избы. Диагональ «печь-красный угол». Типы русских изб: курная (или черная) с печью без трубы и белая с печью с трубой. Особенно красивые избы - «красные». Хоромы. Хоромное зодчество. Планировка и назначение помещений хором (горница, светлица, сени и др.). Художественно-образная система хором и ее особенности. Архитектурный декор, внутреннее убранство хором. Роспись стен. Зооморфные и растительные мотивы печных изразцов. Мебель. Хозяйственные постройки: овин, рига, гумно, амбар, мельница, баня. Посад – в Русских княжествах 10-16 в.в. как торгово-промышленное поселение. Слобода– название различных поселений в Русском государстве в 11-17 в.в., позже - окраина. Дворец (от «княжий двор») - жилище князя. Монументальное парадное здание. Палаты (дворец)- богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями. Терем (жилище)- ярус богатых хором, палат. Горница — строение верхнее (горнее), надстроенное над нижним этажом, обычно очень чистое и светлое, служившее для приема гостей. Лучшая парадная комната в русских домах. Повалуша — холодная кладовая. Сенник- холодная комната, часто над конюшней и амбаром. Сени или двое сеней — передние и задние, для хозяйственных нужд. Амбар (где хранилось зерно и прочие съестные припасы), конюшня и хлев — помещение для животных. Крепости. Города-крепости. Историческая необходимость строительства укрепленных поселений из-за набегов соседей, иноземцев и нападения диких зверей. Строительство поселений по берегам рек, в глухих лесных массивах - естественных укреплениях крепости. Возникновение городов. Расслоение общины и как результат - различные условия строительства жилищ. Культовые постройки. Истоки деревянного культового зодчества. Классификация культовых построек. Типы: часовни, церкви, колокольни. Каменное строительство в конце 10 в. Архитектура малых форм – небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Русский традиционный костюм конца XVIII – первой половины XX веков Своеобразие русского костюма. История костюма как история эстетики, как ремесло. Эстетические и нравственные аспекты костюма: связь с определенными нормами поведения, с этикетом, формами общения. Костюм как предмет материальной и духовной культуры. Костюм как принятый в разное время в различных странах способ одеяния. Предназначение костюма: праздничный, будничный. Функции костюма: - утилитарно – практические (укрыться от жары, холода); художественные (отражение эстетических представлений о красоте, о моде); коммуникативные (подача знака к общению, передача информации); национально – этнические (традиции, обычаи); религиозные (выражение в костюме миропредставления); сословные (содержание знаков конкретных социальных групп). Элементы комплекса традиционного русского костюма: одежда, обувь, прическа, аксессуары, украшения. Четыре комплекса женской одежды на территории России: с понёвой, с сарафаном (Европейская и Азиатская Россия), юбкой – андараком, с кубельком (ограниченное распространение). Комплекс одежды с понёвой включал: рубаха, понёва, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенная из лыка или кожаная (Калужская, Курская, Рязанская, Тульская и др.). Комплекс одежды с сарафаном: рубаха с прямыми поликами (вставками) или без них, сарафан, душегрея, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаная обувь (север Европейской России, губернии Поволжья, Урала, Сибири, Алтая). Комплекс одежды с юбкой – андараком (нижняя или шерстяная клетчатая, полосатая): рубаха с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяная полосатая юбка, корсетка, широкий пояс, головной убор типа кокошника (на южных границах Русского государства). Комплекс одежды с кубельком (одежда донских казачек и казачек Северного Кавказа): платье, сшитое в талию, надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Мужской костюм: туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Сарафан – безрукавная одежда, с проймами для рук и с поясом. По покрою: однорядные, двурядные, закрытые, открытые, круглые (узкие, прямые, клинчатые, триклинки, расстегаи распашные), шубки (московские), с рукавами, с проймами (с помочами, лямками), сборчатые, гладкие, с лифом, без лифа. По ткани: холщевики, дубленки, крашенинники, пестрядинники, кумачники, китаечники, ситцевики, суконники и прочии. В Тульской губернии: косоклинный и прямой, присбаривался по бокам, из шерсти, шелка. Понёва - несшитая, короткая юбка состоящая из трёх разнополосных полотнищ. Для замужних женщин. Девичий наряд - рубаха с шерстяным поясом, поверх надевали фартук или армяк. Украшение праздничных понёв: ленты, нашивки, металлические бубенчики. Юбка – понёва, составленная из сбитых между собой полотнищ. Исключительно женская одежда. Занавеска - передник, нагрудник, фартук, голянка. Фартук - передник, завязывающийся под мышками или на поясе. Душегрея - телогрея из крашенины или китайки синего цвета, а молодые любили красный кумачевый цвет и украшали её шелковой тесьмой. Женская рубаха. Украшение свадебных, сенокосных, праздничных рубах. Рукава до трех метров, собирались у запястья, застёгивались запонками. Головной убор. Мужской головной убор: шапки, валяные из сукна, сшитые из меха – треух, зимние шапки из бобра, соболя, куницы с бархатным верхом. В крестьянской - войлочные колпаки, картуз. Женский головной убор. Кичка - рогатая, или просто «рога». Повойник - полоска с «хвостом», с «бубенчиками» или шапочка с высоким налобником, продолговатым дном. Сорока головной убор замужней женщины. Части сороки: кичка, сорока, позатылник, налобник, платок. Кокошник - широкий треугольник, обтянутый малиновым или зелёным бархатом. Девичьи головные уборы: платок, лента, повязка – лента, украшенная позументом или бусами. Украшения как составная часть комплекса одежды. Нагрудные украшения: броши, бусы, ожерёлки, цепочки (с крестиком). Серьги. Кольца из меди или серебра. Обувь: чулки (носки), сапоги, поршни, чуни, карпетки, бахилы, валенки, ботинки, башмаки, туфли. Изменения русского костюма с конца XVIII века до конца 20 – х годов XX века. Замена элементов костюма. Изменения ткани (фабричная хлопчатобумажная ткань, шелк, сукно). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы