Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БИОГРАФИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА



Вильям Шекспир._( 1^64—Щ()} родился в Стретфорде на Эвоне в семье зажиточного горожанина. В местной грамматиче­ской школе он научился читать и писать по-английски и приобрел познания в древних языках. Эрудит Бен Джонсон впоследствии довольно пренебрежительно отзывался о лингвистической осведом­ленности Шекспира, сказав, что он знал «немного латынь и еще меньше греческий». В четырнадцать лет его обучение в школе за­кончилось. Шекспир не получил университетского образования, как Марло или Грин, но пополнил свои знания чтением.

–По разным намекам, заимствованиям, ссылкам, разбросанным в произведениях великого драматурга, можно установить, что в разные годы жизни он прочитал большое количество произведе­ний древней литературы. Среди них были «Илиада» Гомера, «Метаморфозы» Овидия, «Менехмы» и «Амфитрион» Плавта, «Жизнеописания» Плутарха и ряд других произведений грече­ских и римских авторов. В творениях Шекспира есть также отголоски древних легенд Британии, народных песен и произве­дений английских писателей — Чосера, Гауэра, Томаса Мора, Сиднея, Спенсера, Марло, Лоджа. Шекспир был знаком и с литературой европейского гуманизма: с книгами итальянцев Боккаччо, Банделло, Чинтио, Фьорентино, испанца Монте-майора, французов Бельфоре, Рабле и Монтеня.

Чтение этих авторов оставило следы в сюжетах шекспиров­ских пьес, в намеках и ссылках, разбросанных по тексту. Но творчество Шекспира, конечно, питалось в первую очередь не книгами, а впечатлениями реальной действительности.

К сожалению, подробных сведений о жизни драматурга не сохранилось, и она известна лишь в самых общих чертах.

Юный Шекспир помогал отцу в его разнообразных делах. Возможно, что он некоторое время был помощником стретфорд-ского школьного учителя. В восемнадцать лет он женился на Анне Хесуэй, которая была старше его на восемь лет, и имел от нее троих детей. Шекспир, повидимому, был не очень мирным стретфордским горожанином. Сохранилось предание, оспаривае­мое некоторыми шекспироведами, будто он поссорился с мест­ным помещиком и мировым судьей сэром Томасом Люси. Шекс­пир, как гласит легенда, занимался браконьерством в парке судьи. Пойманный и наказанный им, Шекспир, по преданию, украсил заборы усадьбы сатирическими стихами на ее владельца.

Ссора ли с местным заправилой или другие обстоятельства побудили к этому Шекспира, но около 1585 года он покинул род­ной город. Как и многих других стретфордцев, Шекспира манил к себе Лондон с его бурной жизнью. Туда он и направил свои стопы, когда ему было немногим больше двадцати лет.

Чем занимался Шекспир в первые годы пребывания в столи­це, не установлено. Около 1590 года он уже работал в театре. Сначала он состоял в труппе лорда Адмирала, но ушел оттуда и с 1594 по 1613 год был постоянным членом труппы лорда Ка­мергера, с 1603 года удостоенной титула «слуг его величества».

Сперва Шекспир был наемным актером на жалованье, затем стал пайщиком и совладельцем театра. Доходы от сборов теат­ра и были всю жизнь главным источником его средств к сущест­вованию. Заработки Шекспира были немалые. Он приобрел два дома в Стретфорде и несколько участков земли. Достигнув ма-

–териальной обеспеченности, он стал заботиться о более высоком официальном общественном положении, ибо актеры в те времена приравнивались законом к слугам. И он и его отец в течение не­скольких лет хлопотали о присвоении им низшего дворянского звания, чего Шекспир и добился в 1599 году при содействии знатного покровителя, лорда Саутгемптона. С тех пор он стал «джентльменом» и даже имел собственный герб.

Драматургическую деятельность Шекспир начал, повидимому, уже с первых лет работы в театре. Сначала он, вероятно, поднов­лял старые пьесы других авторов, а затем перешел к самостоя­тельному творчеству. Впрочем, и впоследствии он не гнушался пе­ределкой чужих пьес. Но переработка всегда носила у него такой основательный характер, что каждый раз Шекспир, в сущности, создавал совершенно новое произведение на старый, иногда ши­роко популярный сюжет. Такими переделками ранее существовав­ших пьес были «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Мера за меру», «Король Джон», «Генрих IV», «Генрих V» и даже «Гамлет» и «Король Лир». Тексты некоторых дсшекспиров-ских драм сохранились: это—«Беспокойное царствование короля Джона», «Славные победы Генриха V» (из этой пьесы Шекспир сделал три хроники — две части «Генриха IV» и «Генриха V»), известен, наконец, дошекспировский «Лир». Сравнение текстов показывает, что Шекспир обычно сохранял сюжетную канву, но значительно обогащал действие и характеристики персонажей, пол­ностью обновляя речи действующих лиц. То, что у его предшест­венников было схемой, обретало у Шекспира жизненную полноту и убедительность. Он глубоко вскрывал причины и сущность со­бытий. Вместо бледных теней он создавал характеры.

Насколько менялась идейная трактовка сюжета, можно су­дить, сравнивая двух «Лиров». Незамысловатую драму на тему о неблагодарности детей, проникнутую простенькой патриархальной моралью, Шекспир переработал, создав одну из своих величай­ших трагедий. Убедительное доказательство того, как оживлял Шекспир старые сюжеты, наполняя их неизмеримо более широ­ким содержанием, дает сравнение «Славных побед Генриха V» неизвестного автора с «Генрихом IV» Шекспира. Эпизодическая фигура Джона Олдкестля из пьесы предшественника Шекспира преобразилась в яркий реалистический образ Фальстафа.

Появление нового драматурга не прошло незамеченным. Уже первые пьесы Шекспира заставили забеспокоиться кое-кого из «университетских умов». Грин не на шутку перепугался из-за того, что актеры стали сами писать пьесы. Это грозило подо­рвать дела драматургов-профессионалов. Лежа на смертном одре, он предупреждал Марло, Нэша, Пиля, Лоджа: «О, не доверяйте им [актерам], потому что между ними есть ворона-выскочка, разу-

–крашенная нашими перьями, с сердцем тигра под личиной акте­ра; он думает, что также способен писать белыми стихами, как любой из вас, и, как сущий мастер на все руки, почитает себя единственным потрясателем сцены (shake-scene) в нашей стране».

Литератор Четтль опубликовал после смерти Грина его по­следний памфлет, содержавший этот выпад против Шекспира, но «потрясатель сцены» уже пользовался достаточным уважением, и Четтль почувствовал необходимость принести извинения если не за покойника, то хотя бы от своего имени. «...Сожалею, — писал он несколько месяцев спустя в том же 1592 году, — сожалею, как если бы ошибка, сделанная другим, была моею собственною, ибо я лично убедился в том, что весь его (Шекспира — А. А.) облик говорит о его обходительности, и он отлично проявляет себя на избранном им поприще. Кроме того, многие достойные уважения лица свидетельствуют о его добропорядочности в делах, что яв­ляется доказательством честности, и о приятном изяществе его писаний, достойных одобрения за их искусность».

Обстоятельства сложились так, что возможные соперники Шекспира один за другим уходили с арены драматургической деятельности. В 1592-году умер Грин, в следующем году был убит Марло, еще год спустя не стало Кида, а в 1596 году умер Пиль. Но не отсутствие соперников помогло Шекспиру выдви­нуться. Еще при их жизни, работая бок о бок с ними, Шекспир начал завоевывать признание. Сохранившиеся свидетельства по­казывают, какое огромное впечатление производили на зрителей и читателей его пьесы и герои. Сначала всех восхищал герой-ры-~царь Тальбот («Генрих VI», 1-я часть), затем все были потря­сены титаническим образом злодея Ричарда III; их обоих затмил Фальстаф. У любителей кровавых драм «Тит Андроник» Ше­кспира имел не меньший успех, чем «Испанская трагедия» Кидай «Тамерлан» Марло. О популярности «Ромео и Джульетты» мож­но судить по тому, что до нас дошло четыре издания пьесы, на­печатанные при жизни Шекспира.

Не прошло и десяти лет с тех пор, как Шекспир начал свою драматургическую деятельность, а слава его уже стала общепри­знанной. Его оценили и как поэта и как драматурга. Френсис Мирес писал в 1598 году в своем «Рассуждении о наших англий­ских поэтах в сравнении с греческими, латинскими и итальян­скими авторами»: «Подобно тому, как душа Эвфорба, по преда­нию, жила в Пифагоре, так исполненный грации и остроумия дух Овидия живет в медоточивом Шекспире, доказательством чего служат его «Венера и Адонис», «Лукреция» и сладостные сонеты (известные его ближайшим друзьям)». В области драмы Мирес ставил Шекспира на один уровень с теми драматургами антично­сти, которых в то время больше всего знали и почитали: «Подоб-

Вильям Шекспир

–но тому, как Плавт и Сенека в комедии и трагедии считались лучшими между латинскими поэтами, так между английскими Шекспир — превосходнейший в обоих видах драмы. В комедии это доказывают его «Два веронца», «Ошибки» ', «Бесплодные усилия любви», «Вознагражденные усилия любви»2, «Сон в летнюю ночь» и «Венецианский купец»; в трагедии это — его «Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Король Джон», «Тит Андроник» и «Ромео и Джульетта».

В конце XVI и в начале XVII века на драматургическом поприще появились новые лица. Среди них особенно заметной фигурой был Бен Джонсон, которому Шекспир помогал в его первых шагах. Новые авторы, как и старые, имели перед Ше­кспиром преимущество классического образования, которым кое-кто из них, видимо, не прочь был покичиться, например Бен Джонсон. В академических и литературных кругах считалось обязательным для писателя быть эрудированным по части клас­сиков древней Греции и Рима. Широкая публика судила о дра­матургах иначе. Свидетельство этому мы находим в пьесе «Воз­вращение с Парнаса» (1601), посвященной литературной и теат­ральной жизни того времени. Один из персонажей, играющий роль актера, говорит: «Мало кто из наших университетских лю­дей хорошо пишет пьесы; они слишком пропахли этим писателем Овидием и этим писателем Метаморфозием и слишком много говорят о Прозерпине и Юпитере. А вот наш приятель Шекспир всех их побивает, да и Бен Джонсона впридачу».

Новое поколение драматургов — Бен Джонсон, Бомонт и Флетчер, Деккер и другие — не могло поколебать популярности Шекспира. Великие трагедии, созданные Шекспиром в начале XVII столетия, окончательно упрочили за ним первое место сре­ди авторов, писавших для сцены. Косвенным свидетельством это­го является, в частности, то, что ряд драматических произведе­ний, не принадлежащих Шекспиру, был выпущен предприимчи­выми издателями с именем Шекспира на титульном листе; види­мо, его имя считалось гарантией успеха книги.

Около четверти века длилась работа Шекспира в театре. В 1612—1613 году он оставил Лондон и вернулся в Стретфорд, где провел последние годы жизни. Он скончался 23 апреля 1616 года в возрасте пятидесяти двух лет.

При жизни Шекспира были опубликованы его поэтические произведения: «Венера и Адонис» (1593), «Лукреция» (1594) и «Сонеты» (1609). Из пьес только следующие были напечатаны

1 «Комедия ошибок».

2 Комедия под этим названием не дошла до нас. Возможно, что Мирсс
подразумевал какую-нибудь из известных нам пьес, но какую именно —
не установлено.

–при жизни автора1: «Ромео и Джульетта» (159?, четыре изда­ния), «Ричард II» (1597, пять изданий), «Ричард III» (1597, пять изданий), «Генрих IV», первая часть(1598, пять изданий), «Бесплодные усилия любви» (1598), «Генрих IV», вторая часть (1600), «Сон в летнюю ночь» (1600, два издания), «Венециан­ский купец» (1600, два издания), «Тит Андроник» (1600, два издания), «Генрих V» (1600, три издания), «Виндзорские ку­мушки» (1602), «Гамлет» (1603, три издания), «Король Лир» (1608), «Троил и Крессида» (1609, два издания), «Перикл» (1609, три издания). В 1622 году, уже после смерти Шекспира, была опубликована трагедия «Отелло». Таким образом, не все драматические произведения Шекспира были напечатаны при его жизни.

В 1623 году друзья Шекспира, актеры его труппы Геминдж и Кондель, при участии Бен Джонсона выпустили первое собра­ние пьес Шекспира, содержавшее тридцать шесть пьес. Это из­дание было повторено без изменений в 1632 году. В 1663 году было выпущено третье издание, также содержавшее тридцать шесть пьес. В 1664 году новый выпуск третьего издания содер­жал дополнительно еще следующие пьесы: «Перикл», «Лондон­ский блудный сын», «Жизнь и смерть Томаса Кромвеля», «Сэр Джон Олдкестл», «Пуританская вдова», «йоркширская траге­дия», «Трагедия Локрина». Установлено, что из этих пьес толь­ко «Перикл» может считаться шекспировской, остальные припи­саны драматургу без достаточных для этого оснований.

В настоящее время большинство ученых считает, что ше­кспировский канон составляют тридцать семь пьес. Однако дру­гие ученые до сих пор оспаривают авторство Шекспира по отношению к некоторым из этих пьес. К числу спорных пьес отно­сят три части «Генриха VI», «Тит Андроник», «Перикл», «Ти-мон Афинский». Авторство Шекспира отвергается этими учены­ми главным образом на основании эстетических критериев. Однако большая часть наиболее авторитетных исследователей принимает в качестве канона тридцать семь пьес, признавая вме­сте с тем возможность соавторства Шекспира с тем или иным из его современников. Так, достоверно известно, что «Генрих VIII» написан Шекспиром и Флетчером. Возможно, что у Шекспира были соавторы при написании «Перикла» и некоторых других пьес. Но бесспорно, что лучшими судьями в этом вопросе нужно считать друзей и современников Шекспира, знавших, что следо­вало включить в собрание сочинений, изданное ими в 1623 году.

В середине XIX века возникли теории, начисто отрицавшие авторство Шекспира. Произведения Шекспира приписывались то

Указываются даты первой публикации и количество изданий.

–известному философу Бэкону, то аристократам лорду Ретленду, графу Дерби, графу Оксфордскому и другим.

Все эти теории являются антинаучными; они не имеют ника­кой солидной фактической основы и рассчитаны главным обра­зом на сенсацию. Теории эти реакционны по своему существу, ибо критики, отрицавшие авторство Шекспира, считали, что простой человек из народа, актер-плебей, каким был Шекспир, будто бы не мог создать столь великих произведений. Эти антинаучные теории получили особенное распространение в XX веке, в эпоху упадка и разложения буржуазной культуры.

Большие трудности составило определение хронологии твор­чества Шекспира, так как время первой публикации пьес не сов­падает со временем их написания и постановки на сцене. В ре­зультате длительных и тщательных исследований была установ­лена приблизительная хронология творчества Шекспира '.

 

1590- -«Генрих VI», вторая часть
  «Генрих VI», третья часть
1591- - «Генрих VI», первая часть
1592- -«Ричард III»
  «Комедия ошибок»
1593- - «Тит Андроник»
  «Укрощение строптивой»
1594 — - «Два веронца»
  «Бесплодные усилия любви»
  «Ромео и Джульетта»
1595- - «Ричард II»
  «Сон в летнюю ночь»
1596- - «Король Джон»
  «Венецианский купец»
1597 — - «Генрих IV», первая часть
  «Генрих IV», вторая часть
1598- - «Много шума из ничего»
  «Генрих V»
  «Виндзорские кумушки»
1599 — - «Юлий Цезарь»
  «Как вам это понравится»
1600- - «Двенадцатая ночь»
" 1601- -«Гамлет»
1602- - «Троил и Крессида»
  «Конец — делу венец»
1604 — - «Мера за меру»
  «Отелло»

1605- - «Король Лир»
  «Макбет»
1606- - «Антоний и Клеопатра
1607- • «Кориолан»
  «Тимон Афинский»
1608- • «Перикл»
1609- ■ «Цимбелин»
1610 — - «Зимняя сказка»
1612 — ■ «Буря»
  «Генрих VIII»

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь