Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Главные литературные направления XVIII века (классицизм, сентиментализм)



Философия и фантастика в реалистической прозе П. Вежинова

Литература эпохи Возрождения. Шекспир - величайший драматург Ренессанса

История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Отличительные черты эпохи Возрождения – это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени.

Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии. На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально. Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле. Литература Франции, Испании и Италии Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество. Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма. Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия. Поэтому все деятели эпохи Возрождения могут быть названы гуманистами, призванными защищать и прославлять личность от посягательств духовных и светских властей на право человека развивать свои способности и таланты. Выдающийся итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) посвящал свои трактаты прославлению человеческого достоинства.

Переход от средневековья к гуманизму не был скорым и повсеместным. Начало гуманистическому движению было положено в Италии. Это объясняется тем, что на Аппенинском полуострове более всего сохранилось памятников античности. К тому же Италия была самой развитой страной средневековья.

Эпохе Возрождения человечество обязано возникновением романа. На смену средневековому рыцарскому роману с его немыслимой фантастикой приходит изображение реальности, пропущенной сквозь призму иллюзий и фантазий. «Дон Кихот» Сервантеса первый реалист роман, воплотивший эпос частной жизни на широком фоне объект действительности.

В романе героем выступает отдельный человек, биография которого неразрывно связана с историей, формирующей его личностное сознание. Новелла и роман в эпоху Возрождения тесно между собой взаимодействуют: циклы новелл объединенных одним героем, способствовали формированию романного жанра, а в текст романа включались нередко вставные новеллы.

В эпоху Возрождения предстояло заново возникнуть драматическим жанрам. В ренессансной драматургии конфликтом становятся взаимоотношения героя с окружающим миром и самим собой («Гамлет» Шекспира).

Б. Шоу - создатель интеллектуальных драм-дискуссий («Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен»,

Создатель драмы-дискуссии (вместе с Ибсеном), в центре которой — столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы. необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. Риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы «драмы идей» призваны служить тому, чтобы пробудить зрителя от «эмоционального сна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» возникшей дискуссии — словом, не дать ему «спасения в чувствительности, сентиментальности», а «научить думать».

Современная драматургия должна была вызывать прямой отзвук у аудитории, узнающей в ней ситуации из собственного жизненного опыта, и провоцировать дискуссию, которая выходила бы далеко за пределы частного случая, показанного со сцены. Коллизии этой драматургии, в отличие от шекспировских, которые Бернард Шоу считал устаревшими, должны носить интеллектуальный или социально-обличительный характер, отличаясь подчеркнутой злободневностью, а персонажи важны не столько своей психологической сложностью, сколько чертами типа, проявленными полно и наглядно.

«Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уоррен» (1893, поставлена 1902), пьесы, ставшие дебютом Шоу-драматурга, последовательно реализуют эту творческую программу. Обе они, как и ряд других, создавались для лондонского Независимого театра, существовавшего на правах полузакрытого клуба и поэтому относительно свободного от давления цензуры, препятствовавшей постановкам пьес, которые отличались смелостью изображения прежде табуированных сторон жизни и нетрафаретным художественным решением.

Цикл, получивший авторское название «Неприятные пьесы» (в него входит также «Сердцеед», 1893), затрагивает темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва викторианской Англии. Все они написаны в жанре трагикомедии или трагифарса, самом органичном для дарования Шоу. Ирония Шоу, у которого сатирический пафос сочетается со скепсисом, ставящим под сомнение разумность социального устройства и реальность прогресса, является главным отличительным свойством его драматургии, все более отмеченной тяготением к философским коллизиям. Шоу создал особый тип " драмы-дискуссии", герои которой, нередко эксцентрические персонажи, выступают как носители определенных тезисов, идейных позиций. Главное внимание Шоу не на столкновении характеров, а на противоборстве точек зрения, на спорах персонажей, касающихся философских, политических, нравственных, семейных проблем. Шоу широко использует сатирическое заострение, гротеск, а порой и буффонаду. Но самое надежное оружие Шоу - его блистательные парадоксы, с помощью которых он обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин. Предмет его осмеяния - лицемерие, столь характерное для английского высшего общества. колониальная политика Англии, его внимание всегда приковано к самым жгучим проблемам современности.

 



Главные литературные направления XVIII века (классицизм, сентиментализм)

1. История возникновения классицизма в мировой литературе

Классицизм (от латинского classicus – «образцовый, первоклассный») — художественное направление, зародившееся еще в эпоху Возрождения, занявшее, наряду с барокко, важное место в литературе 17 столетия и продолжающее развитие в эпоху Просвещения — вплоть до первых десятилетий 19 века.

Прилагательное «классический» древнее: еще до того, как получить свое основное значение в латинском языке, «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл «образцового», понятие «классический» стало прилагаться к таким литературным произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах. Определение «классический» применялось, поэтому, только к древним, античным авторам, но никак не к современным писателям, даже если их сочинения признавались художественно совершенными и вызывали восхищение читателей.

Современный смысл слова «классический», значительно расширяющий список авторов, принадлежащих к литературной классике, начал складываться в эпоху романтизма. Тогда же появилось и понятие «классицизм».

Высокая оценка достижений французской литературы 17 столетия, ее значение для становления других национальных литератур Нового времени способствовало тому, что этот век стали считать «эпохой классицизма», в которой ведущую роль играли французские писатели и их прилежные ученики в других странах. Фактически установились два термина, значения которых отчасти пересекались: «классический» — образцовый, художественно совершенный, вошедший в фонд мировой литературы, и «классицистический» — относящийся к классицизму как к литературному направлению, воплощающий художественные принципы классицизма.

Уже в ХХ веке классицизм стал трактоваться большинством ученых не как “художественное выражение абсолютизма”, а как “литературное направление, пережившее период яркого расцвета в ХVП в., в годы укрепления и торжества абсолютизма”. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, строгую подчиненность правилам, равнение на античные образцы.

Значительное место занял в европейской литературе русский классицизм эпохи Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и др.). Все это заставило современных исследователей рассматривать классицизм как одну из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких столетий и как одно из двух главных литературных направлений, заложивших основы культуры Нового времени.

2. Основополагающие принципы классицизма как литературного направления

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, героическая поэма и др.), сферой которых была государственная жизнь или религиозная история, а героями становились монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Промежуточное место занимали «средние» жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека. Им не принадлежала заметная роль в литературном процессе. Классификация жанров опиралась на известную с античных времён теорию «трёх стилей» (высокого, низкого и среднего). Для каждого жанра предусматривался один из стилей, каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Герои произведений классицизма, главным образом, трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему. Герои изображались только в стихах и возвышенным слогом, так как проза считалась унизительной, «презренной» для высокопоставленных лиц. В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

В произведениях классицизма персонажи делились на строго положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишённых индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев была склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций. Характеры, как правило, были однолинейными: герой олицетворял какое-либо одно качество – ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (например, ведущая черта Митрофана в «Недоросле» — лень). Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути это были лишь образы-маски. Зачастую использовались «говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Правдин).

В произведениях писателей-классицистов всегда наблюдался конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, то есть так называемая стереотипная коллизия, в которой побеждали добро, разум, долг. Так, порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала.

Герои классицизма говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком. Писатели, как правило, использовали такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты, риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления. Господствовало силлабическое стихосложение и применялся александрийский стих. Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

В драматургии господствовала теория «трёх единств» — места (всё действие пьесы происходило в одном месте), времени (события в пьесе развивались в течение суток), действия (происходящее на сцене имело своё начало, развитие и конец, при этом отсутствовали «лишние» эпизоды и персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета). Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развёртывания сюжета, стройности композиции, чёткости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля.

Классицизм в русской литературе 18 века

Классицизм в России зародился во второй четверти 18 в. под идеологическим влиянием эпохи Петра (с ее пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенациональным интересам) в творчестве первых русских просветителей — зачинателей новой русской литературы Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова.

В. И. Федоров подразделяет историю становления классицизма в России на несколько периодов:

1 период: литература петровского времени (1689-1725 гг.), которая носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения». Главными жанрами на этом этапе были ораторская проза, политические трактаты и проповеди, направленные против реформ Петра I. В этот период появилась первая издававшаяся газета «Ведомости», появляются учебники, стихотворства, повести, появляется драматургия. Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей был Феофан Прокопович.

2 период: 1730-1750 года — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка. Второй период был отмечен именами известных писателей сатиры (например, Антиох Дмитриевич Кантемир). В сатирах осмеивается пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных и другие общечеловеческие пороки. Другими известными личностями были Тредиаковский и М.В.Ломоносов. В этот же период расцветало творчество А.П.Сумарокова, автора любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии).

3 период: 1760-1770 года — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. В этот период активно развивались пародийные жанры, шутливые поэмы, повести и издавались литературные журналы.

4 период: последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. Литература последнего, 4 периода, развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В этот период расцветают комическая опера, творчество Фонвизина (басни, песни, комедии), творчество Державина (оды), творчество Радищева (автор «Путешествия из Петербурга в Москву»), Крылова (басни, комедии, трагедии).

Главное в идеологии классицизма — государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки», — писал А. П. Сумароков.

Русский классицизм отличался постоянным обращением к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, в просветительских тенденциях заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом.

В русском классицизме проявилась обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный традиционному классицизму принцип абстрактного изображения действительности. Наблюдалась большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, изпользования фольклорных приёмов.

Классицизм являлся одним из главных направлений в литературе 17 – начала 19 веков, важной чертой которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В основу эстетики классицизма положены принципы рационализма, который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание сознательно сотворенное, разумно организованное и логически построенное. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие, низкие и средние. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», который также должен был обязательно соблюдаться. Таковы выявленные в ходе исследования основные признаки классицизма как литературного направления.

Основной отличительной особенностью русского классицизма от западноевропейского, является тот факт, что в эпоху возникновения этого литературного направления в России не было базы для его развития, что повлекло за собой реформу стихосложения. Черты европейского классицизма в России проявились в наиболее отчетливо представленном гражданско-патриотическом пафосе, ярко выраженной сатирико-обличительной тенденции, а также в связи литературы с истоками народного творчества.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

Сентиментализм в русской литературе заявляет о себе только в последние десятилетия 18 века, когда воодушевленный произведениями Гетте, Ричардсона и Руссо Николай Карамзин пишет свои «Письма русского путешественника». Следует заметить, что в будущем у Карамзина нашлась дюжина подражателей, как в начале 19 столетия, так и многими годами позднее. Его произведение «Бедная Лиза» считается настоящим шедевром русской сентиментальной прозы. История бедной, обманутой мужчиной девушки покорила сердца многих тысяч читателей. Александр Измайлов, вдохновленный романом, пишет в 1801 году свою «Бедную Машу», Иван Свечинский – «Генриетту» (1802 год). Основными чертами российского сентиментализма являются.

Новаторский характер трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Интерес Пушкина к драматургии пробуждается в детские годы. В 8 лет он сочиняет комедии. Влечение к драматической форме проявляется в эпических и лироэпических произведениях («Разговор кинопродавца с поэтом», «Цыганы»). Пушкин осваивает опыт русской и мировой драматургии. Он хочет в то же время преобразовать современную ему драматургию, опираясь не на предворные вкусы, а на запросы широкого зрителя, на требования народа. А.С. Пушкин мечтал о драматургии освободительных идей, острых конфликтов, больших страстей, крупных национальных характеров. Свои раздумия он воплотил впервые в трагедии «Борис Годунов».

Трагедия начата Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Начата в декабре 1824 года и окончена в ноябре 1825 года. Николай I не разрешил печатать трагедию. Постановка «Бориса Годунова» на сцене состоялась лишь в 180году.

Борьба Димитрия Самозванца с царем Борисом, полная тайн, потрясшая целое государство, издавна привлекала не только русских писателей, но и западноевропейских (Лопе де Вега, Шиллер).

Пушкин замыслил трагедию как попытку новаторского преобразования отечественной драматургии на ее путях от классицизма к реализму. События, факты и лица поэт заимствовал из «Истории государства Российского» Карамзина и летописей.

Впервые в русской литературе сюжетом трагедии стали события отечественной истории в строгой хронологической последовательности. Цель всех основных персонажей – борьба за укрепление государственной власти, а народа – за «хорошего царя».

Новаторская направленность трагедии заключается прежде всего в утверждении народа определяющей силой истории. Цари властвуют лишь пользуясь обманом, политической несознательностью народа, события истории решаются в конечном счете отношением к ним народа, его мнением – таков основной идейный пафос этой социально-политической трагедии.

Мощь народа чувствуют и понимают самодержцы, их пособники и слуги. Борис – царь, но боится народа. Бояре Шуйский и Воротынский видят осуществление своих честолюбивых замыслов в споре на народ. Гаврила убеждает Басманова оставить Бориса, видя, что его группа сильна «мнением народным».

Новаторство трагедии в защите мысли о враждебности интересов царя и народа. Борис убежден, что «Живая власть для черни ненавистна».

По словам Гуковского «трагедия самого Бориса неотделимая от трагедии его государственной деятельности. Он не может понять, почему же его ненавидит народ». Ненависть народа он видит в двух направлениях: народ – злобная стихия. Враждебная всякой власти, небесное правосудие, карающие за преступление. Это мнение не Пушкина, а Бориса. Пушкин считает что Борис виноват лишь в том, что он – царь. Народу враждебны и бояре. Они ненавидят народ, боятся его. Шуйский говорит: бессмысленная чернь изменчива, мятежна…

Пушкин, изображая борьбу Бориса Годунова с Самозванцем за власть, срывает с них личину справедливости. Оба они тираны, презирающие народ, добивающиеся царской власти преступлениями.

В содержании трагедии Пушкина входит не только борьба за власть, но и социальная борьба. Общественные отношения, народ и власть. Здесь показана и справедливость, доброта, великодушие, совесть простого народа. В ненависти к Борису народ выкрикивает: Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова». Но увидя его детей под стражей, народ проникается к ним сочувствием, узнав, что сын и жена Бориса убиты боярами, «народ в ужасе молчит». По мнению Пушкина основная причина крушения Бориса в разобщении с народом, в недовольстве народных масс злоупотреблением власти.

Благой считает, что вся трагедия развертывается как «мирской», а не «божий» суд над царем Борисом, как «суд истории».

Возмущение народа вызывает и уничтожение Юрьева Дня. Самозванец подкупил народ, обещая свободу от закрепощения. Но народ, потрясенный злодеяниями самозванца. На призывы Мосальского: «Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! » — «безмолвствует».

Декабристы недооценивали роль народа в истории. Пушкин сознает, что в отрыве от народа социально-политическая борьба обречена на неудачу. В трагедии дан не только обобщающий образ народа, но и ряд индивидуальных лиц. Совесть народа воплощена в юродивом.

Борис Годунов раскрывается как дальновидный государственный деятель, тонкий политик. С искренним стремлением принести народу благо, внести в страну начало просвещения, покончить с местничеством бояр, но при этом властолюбец, кровавый злодей, мстительный тиран. Василий Шуйский – лукавый и честолюбивый царедворец, смелый, хитрый, расчетливый…

Сложная драматическая личность Пимен. Он – обличитель Бориса. Новаторство Пушкина ощутимо и в языке трагедии. Герои трагедии не декламируют, а рассуждают или запросто беседуют. В их речи много разговорных оборотов. Здесь и церковно-славянская речь, и устно-поэтическая речь, и архаическая. Действующие лица «Бориса Годунова» разговаривают на том литературном языке, который создавался в пору Пушкина. Хотя, этот язык резко отличался от языка эпохи «смутного времени». Но Пушкин вводит слова и обороты, свойственные говору русских людей 16-18 века. Каждый персонаж трагедии изъясняется фразеологией своей среды. Шуйский говорит литературным языком. Патриарх оснащает свою речь церковно-славянскими словами. Речь летописца Пимена интеллектуальна, образна, величественна. Речь действующих лиц в трагедии зависит от обстоятельств, настроения. С игуменом царь говорит непосредственно, просто, благодушно: «пострел окаянный», «уж эти мне грамотеи! », а в царской думе – пышно велеречиво «сведано, яко прах». После избрания на царство, Борис с детьми беседует ласково, неторопливо, с боярами, приподнято, торжественно, с Шуйским и Семеном Годуновым – властно.

Пушкин смело обращается к разговорно – просторечным оборотам «Уж, тяжело! », «Черт с ними». Богатство и образность языка трагедии ярко раскрывается в обилии лестных слов и выражений. Некоторые из них превратились в поговорки: «ох, тяжела ты, шапка Мономаха! », «Описывай, не мудрствуя лукаво».

В композиции трагедии тоже сказывается новаторство Пушкина. Он ниспровергает полностью единство действия, единство места и единство времени. Здесь два основных персонажа: Борис и Самозванец. Но действие пьесы начинается и заканчивается без них. Борис умирает, а трагедия продолжается. Самозванец так же появляется не в начале трагедии, как полагается герою. Пушкин как бы подчеркивает, что основным и единственным положительным героем является народ, а подлинным содержанием — социально-политическая борьба.

В развитие действия трагедии входит и любовный мотив, страсть Григория к Марине. Но впервые в русской трагедии любовный мотив стоит на втором месте. В композиции трагедии громко звучат лирические мотивы. Наибольшее количество монологов принадлежит Борису и самозванцу.

Монологи Бориса выражают тревогу совести. Монологи самозванца – патетические, показывают его головокружительную карьеру.

Основные события трагедии развертываются постепенно и последовательно. Например, появлению Самозванца предшествуют тревожные слухи, недовольство народа Борисом. В пьесе множество героев. Это поистине эпохально – народная трагедия. Здесь все слои основного населения того времени. Действие длится с 1598 года по 1605 год.

Решение Григория выдать себя за Димитрия – завязка трагедии. Конфликт между Борисом и Самозванцем, осложненный вмешательством народа, движет пьесу. Этот конфликт усугубляется мотивом нечистой совести Бориса, повинного в убийстве царевича Димитрия. Здесь, в этой трагедии Пушкин анализирует и изображает историческую ситуацию, похожую на ситуацию царствования Александра I. Образ царя, пришедшего к власти при помощи преступления, пленял Пушкина (царь Александр I причастен к убийству отца). Но Борис не Александр. Пушкин решает вопрос взаимоотношения монархии и народа на материале истории, но решение прилагает к современности. Пушкин понимал, что прошлое не ровно современности, но современность обусловлена прошлым. Кульминации пьеса достигает в сцене на площади перед собором в Москве, в которой Юродивой называет Бориса убийцей. Это приговор народа. После этого действие идет к развязке. Дурылин считает, что «каждая сцена «Годунова» — динамический итог целого разлива действия, волнующегося за сценой», то есть в жизни.

Приближая трагедию к жизни, Пушкин вносит в нее бытовые мотивы («Девичье поле», «Корьчьма на литовской границе»). В сцене «Девичье поле» народ воет и плачет по приказу начальства. Пушкин тяжело переживает отсталость народа. Картина вымученных слез – негодование Пушкина. Народ завоевал страну. Но не знает, что делать со своей властью. Он не догадывается, что можно жить и без царя, и без бояр.

В трагедии личность подчинена объективному закону истории. Все действующие лица определены чертами национальной культуры. В трагедии сопоставлены два типа культуры: Русь и Польша. Русь – допетровская, Польша – с ее культурой позднего Возрождения. Характерен пьесе и принцип контраста. Вслед за сценой, которая завершается монологом Борисом. Дается сцена комическая: «корчма на литовской границе».

Пушкин вместо традиционного александрийского стиха (шестистопного ямба) использует пятистопный без рифменный ямб. Богатству интонаций служат и многочисленные переносы («Москва пуста; во след за патриархом к монастырю пошел и весь народ»), инверсии («давай народ искусно волновать»).

Трагедия «Борис Годунов» — первая русская трагедия – реалистическая. «Борис Годунов» для Пушкина был целым переворотом и итогом глубоких размышлений, воплощением нового и зрелого этапа его социально-политического и эстетического развития. К своей трагедии Пушкин относился с особой привязанностью. Он исследует проблему самодержавия, политического строя России.

Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия — не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, но и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами.

Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы... Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.

Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражение.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами.

Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.

Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь... на Лжедмитрия.

«Маленький человек» в творчестве Н. В. Гоголя («Петербургские повести)

Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердо­стью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничь­его крючкотворства в своих “Петербургских повестях”. Центральная в этом цикле повесть “Шинель”. “Петербургские повести” отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновный Петербург, Петербург - столица - основной и велико­светский, огромный город - деловой, коммерческий и трудовой, и “всеобщая коммуникация” Петербурга - бли­стательный Невский проспект, на тротуаре которого все, что живет в Петербурге, оставляет следы свои: “вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.” И перед читателем мелькает, как в калейдо­скопе, пестрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема “высших” и “низших”, что про это не­возможно было не писать” Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течении одного дня! ” - как бы с удивлением восклицает Гоголь, но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Нев­ского проспекта.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2495; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь