Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Капиталистическая Россия в изображении А. Куприна (повесть «Молох»)
Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны. Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение «Молох», посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе. Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность. В качестве названия автор использует имя легендарного бога Молоха, которому древние аммонитяне приносили в жертву через сожжение живых детей, в основном отпрысков знатных семей. Конечно, в повести этот образ многозначен: это и символ буржуазного прогресса, и крупный сталелитейный завод, где разворачивается действие повести, и, наконец, член правления завода - миллионер Квашнин, чей образ гиперболизирован и обезличен. В повести нашла отражение и тема народных выступлений - бунта рабочих. Главным героем становится типичный герой конца XIX века - интеллигент Бобров, ищущий правду жизни. Его по праву можно считать резонером - выразителем авторского неприятия буржуазной действительности. Тем не менее многие критики обвинили героя в нерешительности, свойственной интеллигентам. Однако в финале мы видим сцену, когда инженер Бобров мечется по заводской территории, подавляя в своем раздвоенном сознании желание взорвать заводские котлы, приобщившись к бунту рабочих. Вообще, чтобы поступки инженера Боброва стали больше понятны читателю, Куприн очень много места уделяет " диалектике души", то есть изображению внутреннего состояния героя, его душевных переживаний. Кроме того, Бобров испытывает муки " любовной пытки" к Ниночке Зиненко, которая, по его словам, " тоже готова себя продать", " продать свою молодость, свое девственное тело" за миллионы отвратительного дельца Квашнина. Сознание собственного бессилия мучает инженера, и только доктор Гольдберг спасает героя душеспасительными беседами и впрыскиваниями морфия. Однако заслуга автора «Молоха» была в том, что он значительно глубже и острее, чем многие его предшественники, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести Куприна выразительно и конкретно, с превосходным знанием деталей изображена панорама крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих поселков. Писатель проследил тлетворное воздействие капиталистических отношений на человеческую психику и вплотную подошел к изображению растущего протеста рабочих из первых грозных, еще стихийных выступлений против угнетателей. Особенность повести Куприна заключается и в том, что выведенные в ней события и факты преломлены через восприятие интеллигента, человека нежной, чуткой натуры. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявления социальной несправедливости. Он, пишет Куприн, «сам себя сравнивал в этом отношении с человеком, с которого содрали кожу». В повести проявляется растущее мастерство писателя в создании портретных характеристик. Полнокровные портреты приобретают черты тонкого психологизма, подчеркнутым выражением глаз или улыбкой писатель оттеняет внутреннюю сущность человека, его духовное состояние. Это особенно относится к портретному описанию главного героя повести. «Наружность у Боброва была скромная, неяркая… Он был невысок ростом и довольно худ, но в нем чувствовалась нервная, порывистая сила. Прелесть его в сущности некрасивого лица заключалась только в улыбке. Когда Бобров смеялся, глаза его становились нежными и веселыми, и все лицо делалось привлекательным». Чистая натура героя, его болезненная нервность и чуткость, его душевная доброта, скрытая за аскетически-строгим и требовательным отношением к жизни, напряженный интеллектуализм - все это превосходно вырисовывается из характеристики его внешнего облика. Бобров сравнивает капиталистический прогресс, создающий фабрики и заводы, порождающий беззастенчивых и жестоких дельцов, с чудовищем, кровожадным идолом-Молохом, требующим человеческих жертвоприношений. Такие параллели нередко употреблялись в произведениях русской, украинской и западноевропейских литератур, посвященных теме развития капитализма. Мысль о преступности капиталистических отношений и развращающем их воздействии на психологию людей воплощена уже в образах пьесы А. Писемского «Ваал» (1873). Темные пути первоначального накопления, процесс духовного распада личности и умерщвления всех человеческих чувств в душе капиталиста показал И. Франко (1878). Зловещий образ удава, обвивающего своими кольцами хрупкое, беззащитное тело газели, символизирует здесь жестокий и бесчеловечный капитализм, который несет с собой неисчислимые несчастия и жертвы. В суждениях Боброва сказывается известная непоследовательность авторской идейной позиции. Порою он склонен в отчаянии отрицать технический прогресс и цивилизацию вообще и, осуждая современные нравы, противопоставлять им патриархальное старое время. Но главное в повести - прогрессивная критика буржуазной эксплуатации, защита свободы и достоинства человеческой личности. Конкретным воплощением Молоха в повести является крупный буржуазный делец Квашнин. Это ловкий пройдоха, который обманывает других акционеров и не брезгает никакими средствами для того, чтоб нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса. «Мы соль земли», «нам принадлежит будущее», - провозглашает этот грузный, рыжий человек, похожий на «японского идола грубой работы». Самоуверенность Квашнина, а главное - принадлежащие ему деньги, наэлектризовывают окружающую провинциальную среду: и пошляка инженера Свежевского, и директора акционерного общества Шелковникова, и обывательскую семью Зиненко. Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом отвратительной сделки с этим дельцом становится невеста Боброва - Нина Зиненко. Герой повести не является сознательным борцом. Психике его свойственна двойственность и колебания, воля его надломлена и одиночеством, и отсутствием явной цели, и пагубным пристрастием к морфию. В момент стихийной вспышки протеста Бобров стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но верх берет привычная рефлексия, угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием Куприна к классовому конфликту, к завтрашним судьбам народа, со стремлением писателя отразить первые серьезные выступления тружеников фабрик и заводов против угнетателей, открытые протесты и бунты, имевшие место в русской действительности 90-х годов. Если в начале повести, особенно в сцене молебна по случаю закладки новой домны, писатель подчеркивает смирение, трогательную покорность заводских рабочих, опасность их тяжкого труда, то постепенно перед глазами Боброва разворачиваются иные сцены, в которых проявляется возмущение и протест тружеников против бесчеловечного гнета (например, эпизод столкновения Квашнина с женщинами-работницами). Повесть кончается отрывочными сценами и беглыми репликами, из которых читатель узнает о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. «Роковые яйца», «Собачье сердце» М. А. Булгаков - первые опыты сатирической фантастики Следующие сатирические повести Булгакова свидетельствуют дальнейшее движение писателя к глубокому художественному обобщению, к раскрытию актуальных социальных и философских проблем. Фантастика в повестях " Дьяволиада", " Роковые яйца" и " Собачье сердце" значительно ослаблена. Как и в произведениях Гоголя, она помещена в реальный контекст, однако если в " петербургских" повестях фантастика основана на невероятном случае, не объясняется и не мотивируется, то в сатирических повестях М. Булгакова фантастика получает вполне вероятное объяснение. Сюжетные коллизии в повести " дьяво-лыада", которые приводят к " охоте" на героя и впоследствии к его гибели, обусловленные освобождением Короткова. То, что образ Кальсонера удваивается в его глазах и предстает в разном виде, обусловлено тем, что фамилия Кальсонер имеют братья-близнецы, поэтому Коротков гонится то по одному из них, то за другим. В повестях " Роковые яйца" и " Собачье сердце" М. Булгаков использует возможности научной фантастики. Именно научные эксперименты профессора Персиковая и профессора Преображенского приводят к невероятным последствиям, о которых рассказывается в произведениях Булгакова. Итак, фантастика в повестях М. Булгакова сравнению с повестями Гоголя значительно приближена к реалиям тогдашней жизни. М. Булгаков отказывается от поэтики романтизма в изображении фантастических событий, в его повестях фантастическое имеет вполне рациональное объяснение. Последствия научного открытия в произведениях Булгакова и Г. Уэллса выходят из-под контроля ученых и приобретают непредсказуемый характер. В " роковых яйцах" и " пищи богов" звучит идея предупреждения человечества об опасности вмешательства в эволюцию природы. В повествование булгаковских повестей помещены рациональные объяснения событий. Действие в произведениях Булгакова происходит, в отличие от романа Уэллса, не во вымышленном, а социально и исторически маркированном пространстве. Таким образом, Булгаков воспроизводит срез общественной жизни, сатирически изображает современную ему действительность. Повести М. Булгакова " Роковые яйца" и " Собачье сердце" имеют элементы научной и социальной фантастики, ведь с помощью научных экспериментов М. Булгаков показывает состояние современного ему общества и перспективы его развития. Впрочем, повести Булгакова включают в себя и элементы жанра антиутопии. Повести Булгакова содержат критическое изображение социального устройства общества, не соответствует принципам гуманизма. В повести " Роковые яйца" умные представление профессора Персиковая сталкиваются с абсурдной системой в лице Рокка, что приводит к трагическим последствиям. В повести " Собачье сердце" раскрыто столкновения рациональных позиций профессора Преображенского из шариковщина. Социальная фантастика косвенно связана с реальностью, она освещает лишь отдельные стороны действительности. Антиутопия же имеет более тесную связь с действительностью, она дает прогноз социальной катастрофы общества, находящегося на крайней границы. Следует отметить двуплановость научно-фантастических повестей М. Булгакова " Роковые яйца" и " Собачье сердце". В " роковых яйцах" речь идет не только о проблемах науки, природы, а прежде всего о проблемах общества. Луч, открытый профессором персиковое, становится символом новой эры в естествознании и вместе с тем символом революционных идей. Недаром он цвета советской символики. Следовательно, в данном случае красный луч в повести символизирует социалистическую революцию в России. А катастрофа, которая происходит вследствие неосторожного использования луча малокомпетентные людьми, содержит предупреждение о возможной трагической судьбе огромного социалистического эксперимента, развернутого в стране. Гибель Персикова от стихийного толпы предвещатели гибель многих вождей революции, которые были уничтожены в результате " чисток" 1930-1940-х годов. Кстати, М. Булгаков внимательно следил за борьбой за власть, которая разворачивалась в последние месяцы жизни В. Ленина. 8 января 1924 писатель отметил в дневнике? Ито будет с Россией, знает один Бог. Пусть он ей поможет " [7, с. 21]. Б. Соколов высказал интересную мысль о том, что образ профессора Персикова - это своеобразная пародия на В. Ленина [7, с. 28]. Время у профессора Персикова есть и другие прототипы, в том числе родственник Л. Белозерской-Булгаковой профессор Е. Тарновский, зоолог А. Северцев, биолог и патологоанатом А. Абрикосов, доктор медицины М. Покровский и др.. Социальная параллель между персиковым и Лениным, бесспорно, является удивительно выразительной. М. Булгакова волнует судьба социального эксперимента, начатого в стране с 1917 года. Однако содержание повести " Роковые яйца" намного шире социальную пародию. Это произведение содержит широкое художественное обобщение, образы и ситуации произведения приобретают символическое значение и могут быть трактованы в разных аспектах - научном, социальном, эстетическом. Критический пафос повести направлен, с одной стороны, против вмешательства в естественную эволюцию, а с другой стороны, писатель предупреждает о создании системы отчуждения в обществе, приводит к абсурду реализацию лучших идей. Кроме того, М. Булгаков ставит вопрос об ответственности ученого (следовательно, художника, творческого человека) за свою деятельность. Повесть " Роковые яйца" можно рассматривать как метафору на трансформацию российского общества в постреволюционную эпоху. Аналогично образ Шарикова в повести " Собачье сердце" можно рассматривать как метафору на " новую советского человека". В сатирических повестях М. Булгакова " Роковые яйца" и " Собачье сердце" широко используется аллегория, проявляется на разных уровнях текста. Образы животных очеловечиваются, а люди, наоборот, приобретают животных привычек. Лягушка, которую исследует Персиков, " тяжело" двигает головой, а в глазах ее " было явственней": " Сволочи вы, вот что". Поход змеев на Москву является аллегорией на революционные сдвиги. Аллегорический образ Шарика становится особым ракурсом для освещения современного общества. Шарик в эксперимента профессора Преображенского имеет " естественный взгляд" на окружающую действительность, в которой ему многое " кажется" непонятным и алогичным. А Шариков после медицинского эксперимента, а главное - после эксперимента " воспитания" его новым обществом, имеет " искривленный взгляд" на все вокруг. Аллегорическая ситуация " перехода" Шарика в Шарикова и наоборот позволяет писателю менять ракурсы изображения в повести. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2572; Нарушение авторского права страницы