Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эстетизм О. Уайлда («Портрет Дориана Грея») ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Эстетизм - направление в английском искусстве и литературе 1880-1890-х годов, представили писатель, теоретик, историк искусства Уолтер Пейтер и Угру-пування поэтов и художников, теоретиков букв ратуры и искусства - Артур Саймонс Особенность эстетизма заключалась в том, что он, находясь вне рамок обычного морали, действовал только в сфере искусства, где \" разрешено\" и \" недозволенное\" диктовалось волей художника и подлежало только суду е эстетических законов Эстетизм обнаружил преимущества художественного вымысла, воображения и мастерства художника перед копией жизни Творческие достижения художников этого направления оказали значительное влияние на развитие искусства XX веке я, в частности на творчество английских и русских символистов, а также Т-С Элиота, В Вульф, М Пруста, Дж Джойсульф, М. Пруста, Дж. Джойса. Особенности эстетизма писателя 1) превышает творческую грань искусства, отрицает отражение искусства в действительности; 2) подчеркивает, что искусство, не зависящее от жизни и выше него; видит задачу искусства не в копировании действительности, а в создании для него идеальных связей; 3) отводит высокое место красоте; 4) становится убежденным, что искусство безразлично нравственного и безнравственного: воспитание добра не является его задачей; 5) отрицает социальные и моральные ценности, лежащие в основе теории искусства; 6) художник - создатель прекрасного; 7) он не хочет ничего доказывать доказать можно даже безопасные истины; 8) художник не имеет этических Избранное Этические предпочтения художника приводят к непростительную манерность стиля; 9) высшим критерием для произведения искусства есть совершенство его форм Те, что в прекрасном видят гадкий, - люди испорченные; 10) те, что в прекрасном способны увидеть прекрасное, - люди культурные На них есть надежда Но избранниками являются те, для кого прекрасное означает лишь одно - Красоту \" Саломея\" стала одним из первых произведений писателя, перевели на украинский, но в последнее время ее в переводе не переиздавали Сюжет: Ночь На небе взошла полная луна Во дворце правителя Иудеи тетрарха Ирода все еще продолжался пир, на котором присутствовали его жена Иродиада, падчерица Саломея, гости из Рима, а также фарисеи, Саддам укеи, Назаретян Все события происходили на террасе дворца, поэтому с одной стороны слышать, что происходило в банкетном зале, а с другой - голос пророка Иоканаана, которого удерживали в колодце возле дворца Споч АТКУ на сцене часовые солдаты, паж Иродиады и молодой сириец, страстно влюблен в красавицу-царевну Саломею Паж посоветовал молодому сирийцы не смотреть на Саломею, потому случится беда Появилась героиня Она услышала голос Иоканаана и хотела его увидеть Стражи и паж Иродиады предостерегают девушку: никто не имел права ни говорить, ни видеть пророка, четвертовластник запретил разговаривать с ним даже первосвященнику А ле Саломея не привыкла слышать отказа, она хочет узнать, как выглядит тот человек, которого боялся четвертовластник, который осмелился говорить правду Ироду и ее матери Иродиаде Молодой сириец не мог отл овиты царевне, и поэтому решился привести Иоканаана Пророк говорил о спасении души, и юная красавица будто не слышал этих слов, ее захватила страстная страсть, она умоляла позволить ей поцеловать Иока-наан ове уста Услышав слова Саломеи, молодой сириец убил себя и упал между ней и Иоканаана Но царевна даже не обратила на это внимания: она требовала лишь припасть к губам Иоканаана Проклиная Саломею и вес ь ее род, Иоканаана спустился в ко-лодязь-тюрьму На террасу вышли четвертовластник с Иродиадой Из колодца раздавались проклятия Иродиада попросила мужа идти отдохнуть, не слушать пророка, который кричал о ее игре хи и грехи рода Ирода Тетрарх остался на террасе, но не потому, что слушал пророка: он хотел любоваться Саломеей Ирод попросил падчерицу станцевать для него Саломея высокомерно отказалась Мать с хвалюе такой ответ Отказ Саломеи лишь разожгла Ирода, он пообещал девушке за танец полцарства и выполнение ее горячее желание Царевна трижды переспросила Ирода, согласится исполнить любое ее желание, когда она запляшет Царь трижды подтвердил свое слово Саломея танцевала танец семи покрывал Сбросив последнее покрывало, она остановилась и потребовала голову Иоканаана Саломея напомнила о данном Иродом слово Тетрарх приказал убить пророка Кат спустился в колодец и вернулся оттуда с головой пророка Чувствуя, что случилось что-то страшное и непонятное, Ирод спрятал свое лицо в мантии Иродиада улыбалась Саломея взяла отрубленную голову и поцеловала мертвые уста Ироду страшно, ему казалось, что звезды и месяц с ужасом смотрели на то, что происходило на земле, он хотел спрятаться у дворце от взглядов неба Саломея разговаривала с председателем Иоканаана Ирод поднимался по лестнице в свой дворец Оглянувшись, он увидел в лунном свете падчерицу, которая держала в руках отрубленную голову Иоканаана Ирод приказал: \" Убейте эту женщину\" Солдаты бросились со своими щитами и раздавили героинти кинулися зі своїми щитами і розчавили героїню. Парадоксом страсти назвали исследователи главный конфликт драмы \" Саломея\" Любовь, изображенное Уайльдом, стало разрушительной, а не животворной силой Название рассказа \" Кентервильское привидение Материально-идеалистическая история\" место действия, некоторые пейзажные зарисовки вызвали определенные ассоциации с готическим романом Американский посол Хайрам Б Отис с семьей поселился в старинном Кентервильском замка, где \" жил\" призрак старог го лорда Кентервиля Но атрибуты \" романа ужасов\" автор использовал для решения собственного творческого задания По законам готической литературы живые люди имели бояться призрака, но в произведении все не так: практи цизм новых хозяев замка вызвал ужас у призрака Таким образом, парадокс стал принципом построения характеров персонажей и сюжета Дух и живые люди бы поменялись ролями - своими сюжетными функциями, и т.д. акое парадоксальное решение отдельных ситуаций и всего сюжетно-событийного цепочки привело к возникновению комического эффекта, одной из функций которого стало развенчание романтической легендування романтичної легенди. Парадоксальное утверждение Уайльда о том, что творчество — это искусство лжи, выражает суть его эстетской и гедонистической позиции. При всех противоречиях своей эстетики Уайльд умел ценить реалистическое искусство. Он проявил интерес к русской литературе, в частности к творчеству Достоевского. Связывая идею красоты с трагическим, он часто обращался к трагическим мотивам в своих произведениях. Противоречия во взглядах Уайльда обнаруживаются особенно рельефно в его романе «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1891). Писатель строит образы, сюжетные эпизоды в соответствии со своими излюбленными эстетскими представлениями: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система образов н развитие сюжета раскрывают ложность этих идей. Дориан полюбил Сибилу за то, что она могла талантливо перевоплощаться в образы Джульетты и Розалинды и глубоко изображать их чувства. Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Произведения искусства для него значительнее, чем жизнь. Когда Сибила полюбила Дориана Грея, она уже не могла больше жить чувствами театральных героинь. Сибила могла изображать на сцене страсть, которую не чувствовала, но она уже не могла играть страсть, познав ее истинную сущность. Увидев плохую игру актрисы, Дориан разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства — шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его преклонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана Грея убивает Сибилу. Узнав о том, что Дориан ее не любит, она кончает самоубийством. В романе дискредитируется гедонистическая позиция лорда Генри Уоттона и Дориана Грея. Лорд Генри очаровал Дориана своими изящными, но циничными афоризмами. «Новый гедонизм — вот что нужно нашему поколению. Было бы трагично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка». «Люди не эгоистичные всегда бесцветны. В них не хватает индивидуальности». Путь наслаждений, на который стал Дориан Грей, — это путь порока. Душа его все больше развращается. Он оказывает развращающее влияние на других. Наконец, Дориан совершает преступление: убивает художника Бэзила Холуорда, затем заставляет химика Алана Кэмпбела уничтожить труп. Впоследствии Алан Кэмпбел кончает жизнь самоубийством. Эгоистическая жажда наслаждений оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Идея гедонизма развенчивается в романе Уайльда. Сюжет этого произведения, включающий фантастический элемент, последовательно дискредитирует поклонение красоте, лишенной одухотворенности и нравственности. Созданный Бэзилом Холуордом портрет прекрасного юноши, каким был в молодости Дориан Грей, является символом совести героя. Фантастический элемент в романе заключается в том, что Дориан Грей остается всегда молодым и красивым, а портрет, словно его двойник, отражает все изменения в душе реального Дориана и его старение. Каждый новый шаг в нравственном падении Дориана отражается на его портрете. На лице, изображенном художником, появляются черты жестокости и лицемерия. Мысль о портрете преследует героя, он считает его источником всех своих несчастий. Дориан все глубже погружается в пучину зла. Порочная жизнь начинает, наконец, тяготить его, но он зашел уже слишком далеко и не в силах вырваться, не в силах сойти с этого пути. Отсюда его последний отчаянный и роковой поступок: он бросается с ножом на портрет, но убивает самого себя. Дориан и его портрет поменялись местами: на полу, перед портретом, лежит отвратительный старик с ножом в груди, а на стене висит портрет прекрасного юноши. История Дориана Грея является осуждением индивидуализма, эстетской бездуховности^ гедонизма. «Портрет Дориана Грея» написан в импрессионистическом стиле. Детали отличаются изысканностью и манерным изяществом. Роман начинается словами: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов шиповника». Для стиля романа характерна парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персонажей. Герои романа говорят парадоксами. Однако многие парадоксальные суждения в романе направлены против лицемерной буржуазной морали, против социальных явлений английской жизни. Бэзил Холуорд говорит, например: «Англия достаточно плоха… и все английское общество никуда не годится». «Едва ли во всей палате общин найдется хоть одно лицо, которое бы стоило нарисовать, хотя многих из них и следовало бы побелить немного». В самом романе определяется отношение парадокса к жизненной правде: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические шутки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней». Оскар Уайльд, возглавивший эстетизм как литературное течение в Англии, определил свое кредо в статьях, вошедших в сборник «Намерения» (Intentions, 1891). От обыденной жизни буржуазного общества, где царит несправедливость, писатель отстранялся и уходил в обитель красоты. Выдвигая культ красоты в качестве антипода буржуазной пошлости, которую он не приемлет, Уайльд вместе с тем отделяет красоту от нравственного начала и в связи с этим отходит от реальности, отрицает необходимость познания ее; тем самым он впадает в эстетство, аморализм, декадентство. Он изрекает афоризмы, в которых проповедуются сомнительные ценности, релятивистские и аморальные идеи. При всех противоречиях своей эстетики Уайльд умел ценить реалистическое искусство. Он проявил интерес к русской литературе, в частности к творчеству Достоевского. Связывая идею красоты с трагическим, он часто обращался к трагическим мотивам в своих произведениях. Противоречия во взглядах Уайльда обнаруживаются особенно рельефно в его романе «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1891). Писатель строит образы, сюжетные эпизоды в соответствии со своими излюбленными эстетскими представлениями: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система образов н развитие сюжета раскрывают ложность этих идей. Динамика сюжета преодолевает статику отдельных эпизодов. Объективный смысл романа вступает в противоречие со значением отдельных эпизодов и, по сути дела, опровергает всю программу эстетизма и гедонизма, импонирующую автору. Идея «искусство выше жизни» заключена в сценах знакомства красавца Дориана Грея с актрисой Сибнлой Вейн, игравшей в шекспировских пьесах. Дориан полюбил Сибилу за то, что она могла талантливо перевоплощаться в образы Джульетты и Розалинды и глубоко изображать их чувства. Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Произведения искусства для него значительнее, чем жизнь. Когда Сибила полюбила Дориана Грея, она уже не могла больше жить чувствами театральных героинь. Сибила могла изображать на сцене страсть, которую не чувствовала, но она уже не могла играть страсть, познав ее истинную сущность. Увидев плохую игру актрисы, Дориан разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства - шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его преклонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана Грея убивает Сибилу. Узнав о том, что Дориан ее не любит, она кончает самоубийством. В романе дискредитируется гедонистическая позиция лорда Генри Уоттона и Дориана Грея. Лорд Генри очаровал Дориана своими изящными, но циничными афоризмами. «Новый гедонизм - вот что нужно нашему поколению. Было бы трагично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка». «Люди не эгоистичные всегда бесцветны. В них не хватает индивидуальности». Путь наслаждений, на который стал Дориан Грей, - это путь порока. Душа его все больше развращается. Он оказывает развращающее влияние на других. Наконец, Дориан совершает преступление: убивает художника Бэзила Холуорда, затем заставляет химика Алана Кэмпбела уничтожить труп. Впоследствии Алан Кэмпбел кончает жизнь самоубийством. Эгоистическая жажда наслаждений оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Идея гедонизма развенчивается в романе Уайльда. Сюжет этого произведения, включающий фантастический элемент, последовательно дискредитирует поклонение красоте, лишенной одухотворенности и нравственности. Созданный Бэзилом Холуордом портрет прекрасного юноши, каким был в молодости Дориан Грей, является символом совести героя. Фантастический элемент в романе заключается в том, что Дориан Грей остается всегда молодым и красивым, а портрет, словно его двойник, отражает все изменения в душе реального Дориана и его старение. Каждый новый шаг в нравственном падении Дориана отражается на его портрете. На лице, изображенном художником, появляются черты жестокости и лицемерия. Мысль о портрете преследует героя, он считает его источником всех своих несчастий. Дориан все глубже погружается в пучину зла. Порочная жизнь начинает, наконец, тяготить его, но он зашел уже слишком далеко и не в силах вырваться, не в силах сойти с этого пути. Отсюда его последний отчаянный и роковой поступок: он бросается с ножом на портрет, но убивает самого себя. Дориан и его портрет поменялись местами: на полу, перед портретом, лежит отвратительный старик с ножом в груди, а на стене висит портрет прекрасного юноши. История Дориана Грея является осуждением индивидуализма, эстетской бездуховности^ гедонизма. «Портрет Дориана Грея» написан в импрессионистическом стиле. Детали отличаются изысканностью и манерным изяществом. Роман начинается словами: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов шиповника». Для стиля романа характерна парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персонажей. Герои романа говорят парадоксами. Однако многие парадоксальные суждения в романе направлены против лицемерной буржуазной морали, против социальных явлений английской жизни. Бэзил Холуорд говорит, например: «Англия достаточно плоха... и все английское общество никуда не годится». «Едва ли во всей палате общин найдется хоть одно лицо, которое бы стоило нарисовать, хотя многих из них и следовало бы побелить немного». В самом романе определяется отношение парадокса к жизненной правде: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические шутки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы