Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Так, у дошкольников с задержкой психического развития, умственной отсталостью



несовершенство восприятия (целостности, обобщенности, осмысленности, точности,

полноты, темпа, дифференцированности), а также внимания (устойчивости, концентрации,

распределения) создает трудности как при сосредоточении на музыкальном материале, так и

при его восприятии во время слушания и анализа. У детей данной категории лучше выражена

музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по высоте, но затруднена по

силе (динамике) и длительности (ритму). А несовершенство эмоционально-волевой сферы

обусловливает недостаточно выраженную эмоциональную отзывчивость, неадекватность

эмоциональных реакций при восприятии вокальных и инструментальных произведений.

Трудности интеллектуального развития затрудняют анализ произведений, сопоставление

музыкальных образов с образами реальной действительности.

Формирование музыкального восприятия детей с нарушением слуха осуществляется на

музыкальных занятиях на тактильно-вибрационной основе, с использованием слухового

аппарата, в электромагнитном поле (индукционной петле, получаемой с помощью

индукционной установки), с опорой на остаточный слух. Слушание музыки со слуховыми

аппаратами предполагает перед восприятием их настройку и корректировку силы звучания

до удобного режима, не раздражающего ребенка. Восприятие музыки может осуществляться

и без аппаратуры и на основе активизации остаточного слуха. Во всех вариантах

целенаправленное восприятие музыки способствует дифференцированию слуховых

ощущений таких детей, что обеспечивается слушанием вокальной и инструментальной

музыки, женских и мужских голосов, звучание разных инструментов в оркестровом

исполнении и соло. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с нарушением

слуха должно опираться на слухозрительное восприятие. Наблюдение детей во время

слушания за движением руки музыкального руководителя, играющего на фортепиано, за его

эмоциональной настроенностью, мимикой помогает детям в определении характера

музыкального произведения (веселого, грустного), темпа (быстрого, медленного), динамики

(громкой, тихой музыки). Постепенно дети овладевают восприятием музыки без зрительной

поддержки, а только на основе слуха. Целенаправленное прослушивание детьми

музыкальных произведений как в форме «живой музыки», так и в звукозаписи сочетается с

различными приемами: показом иллюстрации по содержанию произведений, краткой

беседой, вопросами, а также предметным моделированием (во время движения мелодии

вверх — кукла идет вверх по игрушечной лесенке) или двигательным моделированием

музыкальных структур (хлопки, притопы и др.) при смене характера, частей, темпа музыки.

Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии

с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых,

динамических, темповых оттенков является одной из знаковых систем, помогающих познать

окружающий мир. И в сочетании сначала с тактильными

ощущениями, а затем и словом звуки формируют представления детей данной категории об

окружающей действительности. Интенсивное использование слуха детьми с нарушением

зрения как дистантного анализатора, сигнализирующего о пространстве, объектах и их

взаимодействии, обусловливает более тонкую дифференциацию звуковых качеств

окружающего мира. Поэтому процесс целенаправленного музыкального восприятия

способствует развитию обостренного слуха, слухового сосредоточения, внимания, слуховой

памяти. Дифференцированное слуховое восприятие у дошкольников с нарушением зрения

является центральным звеном в слуходвигательных связях и в пространственнойориентировке. Именно поэтому важно для таких детей развитие музыкального восприятия.

Основными методами, помогающими в формировании музыкального восприятия,

усиливающими и конкретизирующими его, являются словесные методы в сочетании с

практическими. Слово, предварительный рассказ перед слушанием, беседа по содержанию

пьесы, действия с игрушкой (мягким, пушистым зайчиком, большим мохнатым медведем)

помогают детям сопоставить музыкальный образ, выраженный средствами музыкальной

выразительности, с реальным образом или явлением окружающего мира. Сначала детям

предлагаются для слушания контрастные по характеру музыкальные произведения, а затем

для более тонкой дифференциации — близкие по характеру музыкальные отрывки. Важно

формирование отношения ребенка к услышанной музыке, его эмоциональной отзывчивости.

У ребенка сначала проявляется избирательное, предпочтительное отношение, а потом

возникает оценочное отношение, что служит основой формирования эстетического вкуса.

Только в этом случае восприятие становится активным видом музыкальной деятельности как

у нормально развивающегося ребенка, так и у дошкольника с проблемами в развитии.

Года

У умственно отсталых дошкольников эмоциональный отклик на музыку выражен

недостаточно и возникает при активизации его взрослым с использованием наглядных

средств. С опорой на зрительно-игровую основу (птички-птенчики) дети различают звуки по

высоте, динамике (громко, тихо). Только при подражании взрослому появляются первые

певческие интонации: подпевание слогов, слов. Пение может сопровождаться простейшими

движениями: притопами и кружением на месте, хлопками в ладоши, вращением кистями. С

помощью взрослого дети пытаются преодолевать трудности ориентации в пространстве зала,

менять движения с изменением музыки, передавать элементарными имитационными

движениями музыкальный образ в игре. Произвольность движения снижена, согласованность

с музыкой очень относительная, что особенно заметно в движении в играх и плясках. Лучше

удаются танцевально-игровые движения на месте со знакомыми предметами (платочками,

погремушками).

У младших дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) развитие музыкального

восприятия осуществляется с помощью индивидуальных звукоусиливающих аппаратов в

электромагнитном поле (создаваемом индуктивной установкой) и без применения

аппаратуры. Дети могут вслушиваться в звучание музыки и откликаться на ее контрастный

характер (веселый, спокойный)

на слуховой и слухозрительной основе. При поддержке взрослого они проявляют

двигательную активность, на музыку разного характера реагируют сменой движений, а на

изменение ее регистрового звучания (высокий, средний, низкий регистры) дают ответную

реакцию, которая обязательно подкрепляется образно-зрительной опорой (птичка, зайчик,

медведь). В процессе восприятия музыки дети реагируют на изменение ее звучания

(длительное, непрерывное, прерываемое), а в движении на изменение ее темпа (быстро,

медленно), динамики (громко, тихо), характера (маршевого, плясового, спокойного). По

показу взрослого у детей проявляются активные речевые и голосовые восклицательные,

звукоподражательные реакции на звучание музыки в сочетании с регистром фортепиано и

игровыми имитационными движениями. В ритмодекламациях и песнях, подражая интонации

взрослого, дети могут подпевать отдельные слоги, слова песен, сопровождая их движениями

(хлопками, притопываниями, покачиваниями), игрой на детских ударных инструментах, при

этом отмечаются трудности в передаче ритма и темпа. Совместно со взрослым дети

овладевают простейшими действиями под музыку на месте и в движении в пространстве

(ходят, бегают, прыгают на двух ногах, пружинят, слегка приседая), с предметами (флажками,

погремушками, платочками), выполняют имитационные образные движения в играх. В

процессе музыкальной деятельности формируется связанный с ней элементарный речевой

материал.

Младшие дошкольники с нарушением зрения эмоционально откликаются на музыку с

вербальной поддержкой взрослого, вслушиваются в звучание музыки, различают вмузыкально-дидактических играх высокие и низкие звуки и закрепляют это игровыми

движениями рук вверх, вниз (птички-птенчики), распознают динамические оттенки (громко и

тихо), включаются в пение взрослого, подпевают ему отдельные слоги, слова, а затем и

фразы, сопровождают пение движениями в игре-пляске. Наблюдаются слабость

артикуляционной моторики, несформированность вокально-слуховой координации,

ограниченность диапазона. В музыкально-ритмических движениях со словесной поддержкой

взрослого передают двухчастную форму, контрастные части музыки, темп. Относительно

ритмично двигаются во время ходьбы, бега, выполняют по образцу и со словесно-игровой

поддержкой взрослого простые движения с предметами (флажками, погремушками,

султанчиками, платочками), несложные танцевальные движения, в том числе с игрушками

(куклой, мишкой), притопывают ногой, кружатся на месте, хлопают в ладоши, передают

движения знакомых образов в музыкальных играх. Затруднена ориентация в пространстве,

имеются сложности в самостоятельном согласовании движений с музыкой, проявляются

скованность и схематичность в передаче образа в играх.

Лет

Умственно отсталые дошкольники проявляют положительную реакцию на музыку, однако

эмоциональная отзывчивость выражена неярко. С помощью взрослого в процессе

выполнения движений44

они различают музыку разного характера (марш, пляску, колыбельную). В музыкально-

дидактических играх с опорой на знакомые образы определяют звуки по высоте (кошка —

котята, гуси — гусята и т. д.), тембру (узнай инструмент). В процессе пения подпевают

взрослому, подражая его интонации; поют коллективно только с музыкальным

сопровождением. В пении наблюдаются трудности самоконтроля, слабость вокально-

слуховой координации, вялость дикции, сложности в осмыслении содержания песни,

сложности в запоминании и сохранении вокального произведения в памяти. По показу

взрослого выполняют различные музыкально-ритмические движения, реагируют на

двухчастную форму, характер, темп музыки, испытывают трудности прежде всего в передаче

динамики, выполняют движения в различных построениях (врассыпную, в парах, в кругу),

выполняют простые движения с предметами (платочками, флажками, шарами), в

танцевальных движениях кружатся на месте, хлопают в ладоши, притопывают ногой,

кружатся по одному и в парах. Наблюдается моторная неловкость, дискоординации движений

при ходьбе, сложности самостоятельного согласования движений с музыкой.

У дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) развитие музыкального восприятия

проводится на основе остаточного слуха как с применением звукоусиливающей аппаратуры в

электромагнитном поле, так и без ее использования. С поддержкой взрослого в процессе

движения дети реагируют на изменение звучания музыки, на начало и окончание, регистры

(низкий, средний, высокий), темп (быстро, медленно), динамику (громко, тихо), характер

(спокойный, веселый, маршевый). В этом возрасте расширяются голосовые возможности

детей, увеличивается диапазон, дети овладевают разновысотным звукоизвлечением с

использованием игровых звукоподражаний (мяу — кошка, топ — мишка и т. д.), начинают

активно совместно со взрослым участвовать в пении, подпевая слова, фразы, подражая

вопросительной, восклицательной интонация в ритмодекламациях. В процессе

коррекционной работы дети преодолевают сложности в овладении музыкально-

ритмическими движениями: в передаче средств музыкальной выразительности (темп, ритм,

динамику, характер), в овладении навыками движений под музыку (ходьба, бег, прыжки,

движения с предметами и без них), простейшими навыками игры на музыкальных

инструментах, выполняют несложные движения в плясках, передают образные движения в

играх, сочетая их с ритмико-речевыми упражнениями, составленными из характерных слов,

слогов.

Дошкольники с нарушением зрения проявляют интерес к музыке, эмоционально на нее

реагируют, различают высоту звуков, динамические оттенки (громко, тихо), тембр голоса и

музыкальных инструментов, контрастный характер, двух-трехчастную форму

музыкального произведения, после предварительной беседы со взрослым о содержании

песни включаются в совместное с ним пение, подражая интонации, передают простые

мелодии, поют с музыкальным сопровождением. Движения в пространстве несколько

затруднены, проявляется недостаточная сформированность моторики, поэтому дети с

вербальной поддержкой взрослого двигаются врассыпную, по кругу, взявшись за руки, в

парах. Ритмичность движений больше проявляется в ходьбе, нежели в беге и прыжках на

месте, дети выполняют легкие подскоки, пружинящие движения, передают различный темп и

характер музыки в движениях, несложные плясовые движения с предметами и без них,

используют образные движения в играх, хороводах. В образно-игровых движениях

появляется стремление к самостоятельности.

Дети 5 — 7 лет

У умственно отсталых старших дошкольников возникает интерес к музыке, однако он

неустойчив, недостаточно выражена отзывчивость на музыку разного характера,

наблюдаются неадекватные реакции при восприятии музыкального произведения, слабая

концентрация внимания, неумение дослушать музыку до конца. Жанровую принадлежность

музыки дети определяют при словесной или наглядной коррекционной поддержке взрослого.

Затрудняются в запоминании музыкальных произведений, узнают их с небольшой временной

отсрочкой при целостном гармоническом исполнении пьесы или с наглядной опорой; слабо

выражена музыкально-слуховая дифференциация, затруднено различение звуков по силе

(динамике), длительности (ритму) при достаточной сохранности различения звучания звуков

по высоте. У детей наблюдаются несовершенство певческой деятельности, прерывистое

дыхание, вялая, размытая дикция, нарушение вокально-слуховой координации, неточностьинтонирования, навыков совместного пения в детском ансамбле. Дети продолжают

овладевать музыкально-ритмическими и двигательными навыками

в процессе музыкальных игр, упражнений, плясок. По показу или словесной инструкции

взрослого они выполняют движения в соответствии с характером и другими средствами

выразительности (темпом, ритмом, формой) музыкального произведения, передают

танцевальные движения в парах, по одному, в различных пространственных композициях (по

кругу, в шеренге, колонне). После предварительного словесного обсуждения со взрослым

характерных особенностей знакомых образов передают их в доступной форме в

музыкальных играх.

У старших дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) проявляются интерес,

эмоциональный отклик на музыку разного характера в живом исполнении и грамзаписи,

желание выражать свое отношение к музыкальному произведению, связывать содержание,

звуки музыки с образами окружающего мира. С помощью взрослого дети определяют

средства выразительности музыки (темп, регистры, динамику), жанровую принадлежность

музыки, соотносят высоту звучания музыкальных инструментов детского оркестра с

регистрами фортепиано. В процессе коррекционной работы дети овладевают низким

средним и высоким регистрами своего голоса, протяжным ведением голоса в

звукоподражательных упражнениях, песнях, меняют интонации в отдельных фразах песни,

подражая интонации взрослого. Развивается ритмичность в ритморечевых упражнениях

сочетающихся с движениями и с использованием музыкальных инструментов. Дети

передают движениями отдельные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый,

медленный), регистры, характер музыки (спокойный, плясовой, маршевый); под музыку

выполняют разновидности ходьбы (плавно, мягко, стремительно, по одному, в колонне,

врассыпную, парами), бега, перестроения (в колонну, шеренгу, круг), упражнения с

предметами, несложные танцевальные движения (шаг с приседанием, поскоки, легкие

прыжки, шаг польки), овладевают выразительностью в передаче игровых образов различного

характера, осваивают навыки игры на детских музыкальных инструментах в шумовом

оркестре, проявляют творчество в разных видах музыкальной деятельности. В процессе

музыкальной деятельности накапливается и расширяется речевой материал.

У старших дошкольников с нарушением зрения эмоциональная отзывчивость проявляется

более ярко, дети различают характер музыки (спокойный, веселый), средства музыкальной

выразительности (темп, несложный ритм, динамику), двух-трехчастную форму

музыкального произведения. Певческая деятельность становится дифференцированной:

появляется напевность, налаживается вокально-слуховая координация, улучшается качество

коллективного пения. Музыкально-ритмические движения приобретают некоторую

выразительность, дети двигаются в соответствии с различным

характером музыки, передают темп, динамику, форму, ритм в плясках, упражнениях и играх,

выполняют перестроения в пространстве (в кругу, шеренге, колонне, в парах), различные

основные движения (легкий, летящий, с высоким подъемом бег, спокойный, бодрый шаг),

исполняют танцевальные движения (галоп, кружения парами, шаг с притопом), различные

движения руками с предметами и без них, выполняют образные движения персонажей в

музыкально-игровых постановках. У детей проявляются такие виды творчества, как

музыкально-игровое и танцевальное.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития детей с различными

проблемами позволяет музыкальному руководителю правильно определять содержание и

педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить

коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального искусства.


Поделиться:



Популярное:

  1. VII. Общие особенности умственной сферы.
  2. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  3. Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
  4. Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
  5. Бог отдал — и отдает опять, каждое мгновение, — часть Себя Меньшему Переживанию незнания Себя, так, чтобы Оставшееся Я могло знать, Кто и Что Оно Есть На Самом Деле.
  6. Боевой порядок персов состоял из пеших лучников, располагавшихся в центре, и конницы, строившейся на флангах. Так, надо полагать, их войско было выстроено и на Марафонской долине.
  7. Бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один (, и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не пекли хлеба».
  8. Быть открытым и быть свидетелем – две разные вещи. Это действительно так, или же эта дуальность – порождение моего ума.
  9. В следующую секунду моё лицо пронзило новой порцией боли, он ударил меня кулаком так, что я упал ударившись затылком о кафель.
  10. Вас никто не судит. И никто не будет вас порицать, если вы станете поступать не так —реагировать не так, —как более развитые существа.
  11. Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
  12. Возрастная периодизация психического развития детей


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь