Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел о найденном ребенке, брошенном его родителями (лякыт).



 

3726. Что подразумевается под брошенным ребенком, который был кем-либо найден (лякыт) – это ребенок, которого бросили его родители, а затем его кто-то подобрал. Подобрать его является коллективной обязанностью всех тех, кто знает о нем (фард кифая).

3727. Разъяснение того, что найденный ребенок считается свободным, а не рабом - это основа, кроме как, если однозначно будет доказано, что он все-таки раб.

3728. Кто обязан тратить средства на содержание найденного ребенка – этого не обязан делать тот, кто подобрал ребенка. Но содержание такого ребенка является обязанностью казны мусульман. Если же казны нет, или она не способна на содержание, то его содержание становится коллективной обязанностью мусульман. При этом, если его содержание возьмет на себя кто-либо из людей, и будет делать это с намерением благотворительности, то он не может требовать своих денег обратно у кого бы то ни было. Если же он делал это с намерением обратного требования денег, то он может требовать их после достижения ребенком трудоспособного возраста у казны. Если же это невозможно, тогда он может требовать своих денег у этого повзрослевшего ребенка, и тот должен будет отработать эти деньги.

3729. Кому принадлежит имущество, найденное вместе с брошенным ребенком, или рядом с ним – если оно найдено прямо с ним (подвязано к нему, или в его одежде, пеленке, или прямо под ним, или на нем), то это имущество принадлежит ребенку, и нашедший его обязан тратить это имущество на содержание ребенка. Если же оно рядом с ним, но не прямо с ним, то необходимо смотреть на косвенные доводы и обстоятельства, чтобы решить – его это имущество или чужое. Если пришли к выводу, что это имущество его, то постановление, как в первом случае, если же пришли к выводу, что не его, тогда это имущество берет постановление находки.

3730. Кто несет ответственность за преступление, которое совершил найденный ребенок, после того, как подрос – если это такое преступление, за которое обычно расплачиваются родственники преступника (непреднамеренное убийство), то если у этого ребенка объявятся родственники, или он получит чью-либо фамилию, то платят они. Если же таковых нет, то казна. Если же это такое преступление, за которое обычно расплачивается сам преступник, то если оно состоит в необходимости возмездия, то это возмездие производят над ним, если он разумный, совершеннолетний. Если же дело касается выплаты штрафа, то он выплачивается из его имущества, если же у него нет имущества, тогда штраф остается на его ответственности, пока не облегчится его финансовое положение или он станет трудоспособным.

3731. Кто имеет право на получение штрафа, если над найденным ребенком совершили преступление – 1) если его убили непреднамеренным убийством, то выкуп (дию) за него заберут его родственники, если таковые имеются, если же их нет, то его заберет казна. Если же убийство было преднамеренным, тогда наследники (если есть), либо же имам (если наследников нет) решают что делать – простить убийцу и забрать штраф, или казнить убийцу в возмездие. 2) если же ребенку нанесли увечье, то если оно непреднамеренное, то с преступника берут штраф, передают его опекуну ребенка, и он тратит на ребенка из этих денег. Если же увечье было нанесено преднамеренно, то ждут, когда ребенок станет совершеннолетним, и сам решит, что делать с преступником – взять штраф или возмездие. Все это время преступник отдается на усмотрение судьи – либо посадит его под арест, либо назначить лицо, ответственное за его приведение, либо домашний арест и т.п.

3732. Имеет ли право на наследство от найденного ребенка тот, кто его подобрал – нет, но его наследство отдается в казну.

3733. Одобряет ли судья ту ситуацию, когда ребенка подобрал человек, не заслуживающий доверия – может одобрить, но должен приставить кого-либо религиозного, кто будет присматривать за должным исполнением обязанностей опекуном над подопечным. Либо забрать этого ребенка у него и отдать тому, кто будет заботиться о нем должным образом.

3734. Если два человека спорят о найденном ребенке - оба заявляют то, что именно он подобрал ребенка – если у кого-либо из двоих есть доказательство, то он отдается ему. Если же нет, то ребенок отдается тому, в чьих он руках, если тот поклянется, что именно он подобрал его первым. Если же он в руках обоих, или в руках третьего постороннего человека, то между ними бросается жребий, и тот, кому выпал жребий, может забрать ребенка себе, если поклянется, что именно он подобрал его первым.

3735. Если какой-либо мужчина заявляет о своем отцовстве относительно найденного кем-либо ребенка – это заявление принимается даже без доказательств, без разницы, об отцовстве заявляет подобравший, или кто-либо иной. При этом, если об отцовстве заявляет свободный мусульманин, то оно принимается, отцовство устанавливается, и ребенок отдается ему на воспитание, даже, если для этого придется забрать ребенка из рук того, кто его подобрал. Если же заявление подает раб, или неверующий, то это заявление принимается, отцовство устанавливается, но ребенок не передается им на воспитание. Но правитель назначает свободного мусульманина, как опекуна над ребенком.

3736. Если какая-либо женщина заявляет о своем материнстве относительно найденного кем-либо ребенка – ее заявление принимается, если у нее нет мужа, если же муж у нее есть, то ее заявление принимается только с его согласия и утверждения.

3737. Если сразу двое мужчин заявляют о своем отцовстве относительно найденного кем-либо ребенка – заявление обоих принимается во внимание, без разницы, кем они являются – мусульманами или неверующими, свободными или рабами. При этом, если у одного из них есть доказательство, или ребенок в его руках, то ребенок приписывается к нему, если он поклянется, что это действительно его ребенок. Если же этого нет, тогда совершаются анализы (как ДНК и т.п.), или же дело представляется специалисту, который определяет родство по схожести костей и органов тела. Примечание: правдивость тех, кто делает анализы или специалиста, должна быть установлена.

3738. Достаточно ли решения одного специалиста по определению родственной связи для установления отцовства – достаточно одного.

3739. Если над ребенком было установлено отцовство неверующего или раба, переходит ли постановление неверия или рабства на ребенка – нет, но он считается свободным мусульманином.

3740. Если решение специалиста говорит о том, что этот ребенок может быть как ребенком одного заявителя на отцовство, так и другого – он не приписывается ни к кому из них, пока не будет приведено доказательство.

3741. Если сразу два человека заявляют об отцовстве, и ни у кого из них нет довода, и невозможно сделать анализы или обратиться к специалисту - он не приписывается ни к кому из них, пока не будет приведено доказательство, или не появится возможность сделать анализы.

3742. Если кто-либо из людей заявляет о том, что найденный ребенок является рабом, или об этом заявляет сам ребенок – это заявление не принимается, кроме как с однозначным доказательством.

3743. Постановление о религии найденного ребенка выносится в зависимости от того, на какой земле он был найден – если он был найден на земле мусульман, то он мусульманин. Если на земле неверных, но там проживают также и мусульмане, то он также мусульманин. Если на земле неверных, на которой не проживают мусульмане, то он берет постановление неверующего в постановлениях этой жизни.

 

20. глава о наследстве (фараид).

3744. Определение науки о наследстве – это наука, которая изучает то, кто наследует, а кто нет, и кому из наследников какая доля.

3745. Побуждение к изучению науки о наследстве, и каково постановление ее изучения – изучение этой науки основывается на общие доводы достоинства требования знания. Изучение этой науки – коллективная обязанность мусульман.

3746. Какие финансовые обязанности лежат на имуществе, которое осталось после покойного – 5 обязанностей: 1) средства на похороны покойного 2) средства на выдачу долгов, которые связаны непосредственно с наследством (например, если что-то из наследство заложено в залог, или раба, оставшегося наследство, нужно отдать в качестве штрафа за его же преступление) 3) средства на выплату общих долгов 4) средства на исполнение финансового завещания покойного 5) остатки делятся в качестве наследства среди наследников.

3747. Если денег покойного хватает только на то, чтобы либо захоронить его, либо отдать долги – необходимо захоронить покойного.

3748. Кто обязан потратить средства на захоронение человека, если после него не осталось никакого имущества – тот, кто обязан был содержать его при жизни. Если такого не имеется, то казна. Если казны нет, или она не способна на содержание, то это коллективная обязанность мусульман.

3749. Если денег покойного достаточно только либо на погашение долгов, либо на выполнение завещания – погашаются долги.

3750. Столпы наследства (аркан) – наследодатель, наследник, наследство.

3751. Условия наследства (шурут) – 1) установление факта смерти наследодателя, либо постановление судьи об этом (как если человек пропал без вести). 2) установление жизни наследника после смерти наследодателя, хотя бы на мгновенье, или вынесение постановления об этом (как в случае с плодом в животе женщины). 3) установление наследственной связи между наследником и наследодателем (либо брак, либо по освобождению раба (уаля), либо родственник (и степень родства).

3752. По каким причинам человек имеет право на получение наследства (асбаб) – по одной из трех: либо брак, либо по освобождению раба (уаля), либо родственник.

3753. Первая причина получения наследства - супружеская связь (никах) – имеется в виду действительный акт бракосочетания, даже если не произошло ни уединения, ни полового акта.

3754. Наследует ли супруг, если акт бракосочетания был заключен в предсмертной болезни одного из супругов – да. Но если супруг (жена или муж) явно заявили, что он заключает брак, чтобы навредить остальным наследникам и лишить их части наследства, то судья может вынести решение так, чтобы новоявленный супруг не получил более 1/3 имущества вместе с завещаниями и другими правами.

3755. Наследует ли супруга, которая была разведена неокончательным разводом – да, если она находится в ожидании ('идда).

3756. Наследует ли супруга, которая была разведена окончательным разводом – нет, даже если она находится в 'идда.

3757. Если человек развел свою жену окончательным разводом, находясь в предсмертной болезни – этот развод действителен, и жена ничего не наследует. Но если судья вынесет решение о недействительности такого развода, опираясь на решение 'Умара ибн уль-Хаттаба и других сподвижников в этом, то это решение не подлежит оспариванию.

3758. Если человек развел жену в предсмертной болезни, но затем выздоровел, а затем опять заболел и умер - этот развод действителен, и жена ничего не наследует.

3759. Если человек развел жену, находясь в предсмертной болезни так, что после бракосочетания еще не совершал с ней полового акта – эта женщина имеет право на половину махра, не имеет право на наследство, и не выжидает ничего из 'идды.

3760. Вторая причина получения наследства - освобождение раба (уаля) – т.е. если человек освободит своего раба любым видом освобождения, он становится обладателем права уаля – т.е. имеет право на наследство от этого бывшего раба, если тот скончается и не оставит после себя ни представителей фарда, ни 'асабы. Также от этого бывшего раба имеет право на наследство родственники освободителя, которые из группы " 'асаба би н-нафс". Это в том случае, если самого освободителя на момент смерти бывшего раба нет в живых. Что же касается самого бывшего раба, то он ничего не наследует от своего освободителя.

3761. Третья причина получения наследства - родственная связь (насаб) – родственная связь – это связь между двумя людьми, которых объединяет единая матка. В родственники включаются 3 категории людей: 1) основы – родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки и т.д. 2) ответвления – дети, внуки (наследуют из них только дети сына) 3) бока – братья, племянники, дяди, двоюродные братья.

3762. Получает ли казна наследство от мусульманина, если у него нет никого, кроме отдаленных родственников – нет, но наследство получают отдаленные родственники.

3763. Получает ли человек наследство от того, с кем он заключил договор о взаимопомощи против врагов (мауаля уаль му'када) – нет.

3764. Получает ли человек наследство от того, кто принял Ислам по причине его призыва – нет.

3765. Получает ли человек наследство от брошенного ребенка, которого он подобрал и взял себе на воспитание (лякыт) – нет.

3766. Факторы, запрещающие получение наследства единогласно – три фактора: рабство, убийство наследодателя, различие в религиях между наследником и наследодателем

3767. Первый фактор, запрещающий получение наследства – рабство – рабство в шариате – это искусственная неспособность, которой описывается человек по причине неверия. Этот фактор запрещает наследство с обеих сторон – никто не наследует от раба, и раб не наследует от кого-либо. Это постановление касается, в том числе и мудаббара и рабыню статуса умм уль-уаляд.

3768. Наследует ли раб, который является частично свободным (муба'ад) – да, он наследует частично, и от него наследуют частично. Если же все его имущество заработано свободной частью, то все его имущество переходит к его наследникам при его смерти, а хозяину из этого не достается ничего.

3769. Наследует ли раб, который заключил со своим хозяином договор о выкупе (мукатаб) – нет, пока не выплатит последний дирхам по договору. Также и от него не наследует никто.

3770. Второй фактор, запрещающий получение наследства - убийство наследодателя – если убийство было преднамеренным и не по праву, то убийца не наследует ничего (т.е. ни из наследства, ни из дии). Если же убийство было непреднамеренным (по ошибке), то убийца наследует из наследства, но не наследует из выкупа (дия). Если же убийство было по праву, то убийца наследует, а выкуп в этом случае не выплачивается. При этом, без разницы, последнее убийство было преднамеренным или ошибочным.

3771. Третий фактор, запрещающий получение наследства - различие в религиях (наследует ли мусульманин от неверующего, и наоборот) – никто из них не наследует друг от друга.

3772. Наследует ли мусульманин от неверующего, если когда-либо освободил этого неверующего из рабства – нет.

3773. Наследует ли неверующий от мусульманина, если примет Ислам после смерти мусульманина, но до деления наследства – нет. Также и раб не наследует, даже если стал свободным до деления наследства.

3774. Наследуют ли неверующие разных религий друг от друга – нет. Если же неверующие одной религии, то они наследуют друг от друга, даже если живут на разных землях (земля Ислама и земля неверия).

3775. Как поступать с наследством вероотступника – от него не наследует никто – ни мусульмане, ни те, в чью религию он перешел, ни такие же вероотступники, как он, но его имущество отдается в казну мусульман. Но если он ушел в страну неверных и скончался там, и у правителя мусульман нет возможности забрать это имущество, то его от него наследуют те неверующие родственники, в религию которых он перешел.

3776. Кому передается имущество вероотступника, если он умер или был казнен среди мусульман, и его имущество среди них – в казну мусульман в качестве трофея, а затем уже желательно передать это имущество мусульманам из родственников этого вероотступника, но уже не в качестве наследства, а в качестве дарования из казны.

3777. Как поступать с имуществом вероотступника, если он ушел в страну неверных, а его имущество среди мусульман – его имущество переходит в казну мусульман, и правитель имеет право использовать его на нужды мусульман, но если этот вероотступник вернется в Ислам, то ему необходимо вернуть его имущество. Если же он умрет на этом, то его имущество окончательно закрепляется в казне в качестве трофеев.

3778. Перечисление тех, кто является наследником из мужчин – 15 человек: сын, внук (со стороны сына, а также правнуки), отец, дед (со стороны отца, а также прадеды), родной брат, брат по отцу, брат по матери, сын родного брата, сын брата по отцу, дядя (родной брат отца покойного), дядя (брат отца покойного по отцу), сыновья двух этих дядей, муж, освободитель раба.

3779. Перечисление тех, кто является наследником из женщин – 10 человек: дочь, дочь сына, мама, бабушка (со стороны мамы и со стороны отца), родная сестра, сестра по отцу, сестра по матери, жена, освободительница раба.

3780. Виды получения наследства, и то, каких категорий бывают наследники относительно этих видов – наследство бывает двух видов: по фарду (наследники, которые получают конкретно установленную долю), по 'асабе (наследники, которые получают остатки после представителей фарда). Наследники бывают 4 категорий: 1) кто наследует только по фарду 2) только по та'сыбу 3) и по фарду и по та'сыбу, а иногда и по фарду и по та'сыбу одновременно 4) и по фарду и по та'сыбу, но не одновременно.

3781. Какие доли выделены в шариате в качестве долей наследства, и легкий способ их запоминания – 1/8, 1/4, 1/2, 1/6, 1/3, 2/3. Можно запомнить две цифры: 1/4 и 1/3, потом умножать каждую на два и делить каждую на два.

3782. Кто из наследников получает половину наследства – муж, дочь, внучка, родная сестра и сестра по отцу.

3783. Кто из наследников получает четверть наследства – муж и жена.

3784. Кто из наследников получает восьмую часть наследства – жена.

3785. Кто из наследников получает две трети наследства - дочь, внучка, родная сестра и сестра по отцу.

3786. Кто из наследников получает треть наследства – мама, сестры и братья по матери.

3787. Перекрывают ли те братья, которые перекрыты сами, маму - с трети наследства, на его шестую часть – да.

3788. Вопрос гаррауейн (когда после покойного остался супруг, отец и мать) – супруг забирает свою долю полностью, затем мама забирает треть оставшегося после супруга, а затем остальное забирает отец.

3789. Кто из наследников получает шестую часть наследства – отец, мать, дед, внучка, сестра по отцу, брат или сестра по матери, бабушка.

3790. Какое количество бабушек, и какие конкретно бабушки наследуют от покойного – наследует любая бабушка, которая не доходит до покойного через мужчину между двумя женщин.

3791. Наследует ли бабушка, которая доходит до покойного через не наследующего деда – нет.

3792. Наследует ли бабушка при присутствии ее сына (отца покойного) – да.

3793. Как делится доля бабушек, если одна из бабушек доходит до покойного по двум линиям родства – такая бабушка получает две доли из 1/6 наследства, а обычная бабушка получает лишь одну долю.

3794. Перекрывает ли близкая бабушка дальнюю (прабабушку) – да, даже если они разных направлений.

3795. Наследуют ли что-либо братья при присутствии деда – нет, но дед перекрывает их полным перекрытием.

3796. Что такое 'асаба - в арабском языке и терминологии ученых наследства – 'асаба в арабском языке – закрепление, окружение и усиление. Также 'асаба – это родственники человека по отцу. В терминологии ученых наследства – это те, кто наследует не по конкретно установленным долям.

3797. Каких видов бывает 'асаба – двух больших видов: 'асаба по родству (еще делится на три вида – 'асаба би н-нафс, биль-гайр и ма'аль-гайр), и 'асаба по освобождению раба.

3798. Какие постановления распространяются на представителей 'асабы би н-нафс – если после покойного не осталось никого, кроме представителя 'асабы би н-нафс, то этот представитель забирает все наследство. Если же вместе с ним есть представители фарда, то он забирает остатки после них. Если же представители фарда забирают все наследство, тогда ему не остается ничего.

3799. Каких направлений бывает 'асаба (жихат ут-та'сыб) – пяти направлений: сыновство, отцовство, братство, направление дядей, и направление освободителя раба.

3800. Как поступать, если после покойного осталось сразу несколько представителей 'асабы – мы даем им наследство по правилу: предпочтение по направлению, затем по приближенности к покойному, затем по силе (доходит по двум линиям или по одной).

3801. Что такое 'асаба биль-гайр, и кто из наследников ее составляет – это 4 категории наследников: дочь (уходит на 'асабу с сыном покойного, т.е. ее братом); внучка (уходит с внуком, будь он ей братом родным или двоюродным; а также с правнуком, если она нуждается в этом); родная сестра (уходит на 'асабу с родным братом покойного); сестра по отцу (уходит с братом по отцу покойного). И, при этом, мужчина получает в два раза больше женщины.

3802. Что такое 'асаба ма'аль-гайр, и кто из наследников ее составляет – две категории наследников – родная сестра (при присутствии дочери или внучки; или дочери и внучки), сестра по отцу (при присутствии дочери или внучки; или дочери и внучки).

3803. Кому отдается предпочтение - сестре, в состоянии 'асаба ма'аль гайр, или представителю 'асабы би н-нафс – сестре.

3804. Второй большой вид 'асабы - 'асаба по освобождению раба – см. ответ 3760. И добавка к этому также то, что освободитель наследует не только от самого бывшего раба, но также и от его ответвлений (дети, внуки, правнуки и т.д.).

3805. Касается ли право на наследство (уаля) такого хозяина, раб которого выкупил сам себя (мукатаб) – да.

3806. Кто наследует от бывшего раба, если он скончался и оставил после себя - отца и сына того, кто его освободил – сын того, кто его освободил, а отец не получает ничего.

3807. Кто наследует от бывшего раба, если он скончался и оставил после себя - брата и деда того, кто его освободил – дед того, кто его освободил.

3808. Наследует ли бывший раб от своего освободителя – нет.

3809. Как поступать, если человек скончался и оставил после себя двух двоюродных братьев, один из которых еще и брат по матери – брат по матери получает 1/6 наследства, а остальное они делят между собой поровну.

3810. Как поступать, если скончалась женщина и оставила после себя двух двоюродных братьев, один из которых еще и ее муж – муж берет 1/2 наследства, а остальное они делят между собой поровну.

3811. Как поступать, если отдавание законной доли братьям по матери приводит к тому, что наследства лишаются родные братья (мушаррака) – братья по матери берут свою долю, а родные братья остаются без ничего.

3812. Что такое перекрытие (хаджб) - в арабском языке и терминологии ученых наследства – в языке " хаджб" – это запрет. А в терминологии – это запрет наследства полностью или в большей частью тому, кто в основе своей имеет причину для получения наследства.

3813. Каких видов бывает перекрытие в наследстве (хаджб) – двух больших видов – 1) посредством наличия запретительного фактора (см. ответ 3766) 2) посредством личности.

3814. Первый вид перекрытия личностями - частичное перекрытие (хаджб ун-нуксан) – это когда один из наследников лишается большей части наследства. Этот вид касается всех наследников, и бывает, в свою очередь еще двух видов: 1) переход (а – с фарда на фард; с та'сыба на фард; с фарда на та'сыб; с та'сыба на та'сыб) 2) притеснение (а – в одном и том же фарде; в та'сыбе; при 'ауле).

3815. Второй вид перекрытия личностями - полное перекрытие (хаджб уль-хирман) – это когда одна личность полностью перекрывает другую. Этот вид перекрытия может коснуться любого наследника, кроме шестерых: а) детей (сын, дочь) б) родителей (отец, мать) в) супругов (муж, жена).

3816. Каких категорий бывают наследники относительно полного перекрытия – 4 категорий: 1) никого не перекрывает, и его никто не перекрывает (супруги) 2) перекрывает других, а его никто не перекрывает (мать, отец, сын, дочь) 3) их перекрывают, а они никого не перекрывают (братья и сестры по матери) 4) они перекрывают, и их перекрывают (остальные наследники).

3817. Таблица полного перекрывания (кто кого перекрывает полным перекрыванием в наследстве) – 1) дед (его перекрывает отец, и более ближний дед) 2) бабушка (ее перекрывает мать, и более ближняя бабушка) 3) внук (его перекрывает сын, и более ближний внук) 4) внучка (ее перекрывает сын, и более ближний внук, а также две и более дочери, если с внучкой не будет того, кто уведет ее на та'сыб) 5) родной брат (его перекрывает сын, внук, отец, дед) 6) родная сестра (ее перекрывает сын, внук, отец, дед) 7) брат по отцу (его перекрывает сын, внук, отец, дед, родной брат, родная сестра, которая участвует в 'асабе ма'аль гайр) 8) сестра по отцу (те же, что и в прошлом пункте, а также две родные сестры, которые забирают 2/3, если у сестры по отцу нет того, кто уведет ее на та'сыб) 9) сын родного брата (сын, внук, отец, дед, родной брат, брат по отцу, а также родная сестра и сестра по отцу, если они участвуют в 'асаба ма'аль гайр) 10) сын брата по отцу (те же, а также сын родного брата) 11) родной дядя (т.е. родной брат отца покойного) – его перекрывают все те же, а также сын брата по отцу 12) дядя по отцу (т.е. брат отца покойного по отцу) – его перекрывают все те же, а также прошлый дядя 13) сын родного дяди – его перекрывают все те же, а также дядя по отцу 14) сын дяди по отцу – все те же, а также сын родного дяди 15) брат или сестра по отцу – их перекрывает наследующее ответвление (сын или дочь), а также наследующая основа из мужчин (отец, дед и т.д.) 16) освободитель – его перекрывают все те, кто перечислялся в пункте 14, а также сам сын дяди по отцу.

3818. Присутствие того, кто перекрыт одним из факторов запрета наследства - равно его отсутствию – т.е. он не наследует ничего сам, и не мешает в этом другим.

3819. Как поступать, если доли наследников превышают само наследство (аль-'ауль) – в этом случае недостаток задевает каждого из представителей фарда в зависимости от объема его доли.

3820. Какие основные числа вопроса участвуют в 'ауле – 6, 12, 24.

3821. Как поступать, если доли наследников не объемлют всего наследства, и нет представителя 'асабы – тогда остатки возвращаются представителям фарда в зависимости от объема его доли. При этом, если в вопросе есть только один супруг, то его также касается это возвращение. Если же с ним есть другие представители фарда, то его возвращение (радд) не касается.

3822. Наследуют ли друг от друга супруги, которые были разлучены вследствие процесса взаимного проклятия (аль-ли'ан) – нет.

3823. Наследуют ли друг от друга супруги, если один из них скончался до окончания процесса взаимного проклятия (аль-ли'ан) – если после своей части проклятия скончался муж, то жена не наследует от него, кроме как если покается и получит свое шариатское наказание (тогда она наследует от него). Если же до окончания процесса взаимного проклятия скончается жена, то муж наследует от нее.

3824. Если один из супругов скончался после процесса взаимного проклятия, но до разлучения их судьей – они не наследуют друг от друга.

3825. Если судья разлучил супругов до окончания процесса взаимного проклятия – он не имеет права такого делать, супружеская связь между ними не нарушается, и наследственная связь остается.

3826. Наследует ли муж от ребенка, которого он отрицал от себя в процессе взаимного проклятия с женой - нет

3827. Кто наследует от ребенка, из-за которого супруги проводили процесс взаимного проклятия – его мать, и другие представители фарда.

3828. Кто является 'асабой ребенка, из-за которого проводился процесс взаимного проклятия – 1) если после покойного ребенка (или бывшего ребенка, если он уже успел повзрослеть) осталась только его мать, то она забирает наследство по фарду и радду (возвращение). 2) если вместе с ней есть другие представители фарда, то они забирают свои фарды, а если что-то останется, то это возвращается ко всем им. 3) если осталась мать и родственники матери, то мать забирает все наследство фардом и раддом, а им не достается ничего. 4) если же остались только родственники матери, то они забирают все наследство.

3829. Каковы постановления наследства ребенка, который был рожден от прелюбодеяния, и приписывается ли он к отцу-прелюбодею – 1) если у родившей женщины есть муж, и он признает ребенка, то ребенок приписывается к нему 2) если муж не признает ребенка, или у женщины вообще нет мужа, то это ребенок приписывается к ней. Но если прелюбодей будет заявлять о своем отцовстве в последнем случае, то отцовство приписывается к нему.

3830. Как поступать с наследством тех, кто погиб массовой гибелью, и неизвестно, кто погиб раньше, а кто позже – они не наследуют друг от друга.

3831. Как поступать с наследством человека с неопределенным полом (хунса) – здесь может быть три ситуации: 1) если есть возможность, то нужно определить его пол (а – исходя из того, из какого полового органа он мочится б) если из обоих, то из какого моча выходит раньше в) если и это одинаково, то из какого органа мочи выходит больше). После определения пола, он получает наследство в соответствии с этим полом. 2) если пол определить невозможно, тогда нужно отложить деление наследства до достижения этим ребенком совершеннолетия. И после того, как у него проявятся признаки мужчины или женщины, дать ему наследство в соответствии с этим. Если же родственники желают поделить наследство ранее, то им дается их минимальная доля, так же, как и ему. 3) если же пол не определился и с совершеннолетием, тогда он получает половину наследства мужчины и половину наследства женщины, а остальное отдается другим наследникам.

3832. Как поступать с наследством, если после покойного осталась беременная женщина – деление наследства откладывается до родов, но если родственники не желают ждать, тогда каждый получает свою минимальную долю, а остальное откладывается на момент рождения ребенка.

3833. Условия того, чтобы плод во чреве женщины мог считаться наследником от покойного наследодателя – 1) чтобы наличие беременности было установлено на момент смерти наследодателя 2) чтобы он родился живым.

3834. Наследует ли плод, если на момент его полного выхода он был уже мертв, даже если подавал признаки жизни вначале родов – нет.

3835. Как определяется дата смерти пропавшего без вести для того, чтобы решить вопрос наследства – по постановлению судьи, или по известию.

3836. Наследует ли от пропавшего без вести тот его родственник, который скончался до вынесения судьей постановления о смерти пропавшего – нет.

3837. Как поступать с наследством, если один из наследников пропавший без вести – родственникам отдаются их минимальные доли, а остальное откладывается в сторону на случай того, что пропавший все-таки жив.

3838. Считается ли мусульманин, находящийся в плену у неверующих пропавшим без вести – если от него нет известий, то да.

3839. Если пропавшему без вести отложили часть наследства, но затем было вынесено решение о его смерти, то что делать с отложенным имуществом – оно отдается наследникам первого наследодателя, а не наследникам пропавшего без вести.

3840. Получают ли наследство по супружеской связи огнепоклонники и другие из тех, кто женится на близких родственницах – нет. Если же их брак утверждается Исламом, то да.

3841. Получают ли наследство по двум линиям родства огнепоклонники, которые женятся на родственницах (т.е. если наследница является и матерью и сестрой) – да.

 

Глава о завещаниях (уасыя).

 

3842. Определение того, что такое завещание – это указание на распоряжение чем-либо, вступающее в силу по смерти завещателя. Имущественное завещание – это действие благотворительности, которое вступает в силу по факту смерти завещателя.

3843. Об узаконенности завещания в Исламе – узаконено Кораном, Сунной, единогласным мнением.

3844. Является ли обязательным оставить после себя завещание – нет.

3845. Является ли оставление имущественного завещания желательным в любом случае – нет. Но если имущество, оставляемое человеком после смерти, является достаточным для покрытия нужд наследников, так, что им не придется просить у людей так, что после этого от имущества остается излишек, тогда оставить имущественное завещание – желательно. Если же нет, то нет. При этом, желательно, чтобы завещание не доходило до трети имущества, но было меньше 1/3, как 1/4. Также, если у человека есть нуждающиеся родственники из тех, которые не наследуют от него, то желательно оставить завещание именно им, нежели посторонним людям.

3846. Каково постановление, если человек оставил завещание посторонним людям, если у него есть бедные, не наследующие родные – завещание действительно.

3847. Каково постановление завещания, превышающего треть имущества человека – в основе это является запретным. Но если у человека вообще нет никого из родственников, а также казна мусульман не является сформированной, то можно оставить в качестве завещание все имущество.

3848. Если наследники дали свое согласие наследодателю на то, чтобы он, в качестве завещания, оставил более трети имущества – они не имеют права давать такое согласие пока наследодатель жив, т.к. это согласие на то, что запрещено шариатом. К тому же, их это согласие не принимается во внимание, т.к. наследство еще не является их имуществом. Если же они дадут свое согласие после его смерти, то их согласие принимается во внимание, и завещание является действительным и вступает в силу, даже если оно занимает более трети имущества, и даже если оно сделано кому-либо из наследников.

3849. Каково постановление завещания, если оно оставлено наследнику – оно запретно, и если остальные наследники не дадут своего согласия на это, то оно становится недействительным.

3850. Если человек оставил завещание - каждому наследнику по его доле наследства – от этого завещания нет смысла, т.к. каждый наследник в любом случае получит свою долю, будь это в качестве наследства, или завещания. К тому же, такое завещание может привнести путаницу, т.к. возможно положение и количество наследников изменится к моменту смерти наследодателя.

3851. Если наследодатель оставил завещание, в котором он прощает долг одному из наследников, или погашает за него долг – это запрещено. Также, из примеров на это – если жена простит мужу не отданный махр, или наследодатель простит наследнику штраф за увечье и т.п.

3852. Если человек оставил завещание в треть имущества своему наследнику вместе с посторонним человеком – если остальные наследники проявят свое согласие на это, то это действительно, каждый из этих двоих получает по 1/6 завещания. Примечание: согласие принимается только от таких наследников, чье финансовое распоряжение считается действительным (т.е. не принимается от ребенка, сумасшедшего, глупца, на которого наложен финансовый арест). Что касается банкрота, то он не имеет права давать свое согласие на это, т.к. эти средства должны быть забраны им для погашения долгов.

3853. Когда оценивается действительность или недействительность завещания - на момент его написания, или на момент смерти завещателя – на момент смерти завещателя.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  3. A.27. Процедура ручной регулировки зеркала заднего вида
  4. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  5. Cсрочный трудовой договор и сфера его действия.
  6. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  7. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  8. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  9. I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  10. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. I. Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа.
  12. III ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь