Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Источники по истории древних славян.



Вопрос №1

Источники по истории древних славян.

В настоящее время ещё нельзя составить полную и подробную историю славянских племён в I—IVвв. н.э. Греческие и латинские авторы сообщали очень беглые сведения о древних славянах, отделённых от римских пределов широкой полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён. Не соприкасаясь непосредственно со славянами, античный мир знал о них сравнительно мало.

Тем не менее, античные авторы указывают на территории, занятые славянами в эти отдалённые времена. Это позволяет связать со славянами ряд археологических культур первой половины I тысячелетия н.э. и изучить развитие производства, быт и культуру этих племён.

Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в Iв. н.э. Плиний, пользовался данными карты полководца Агриппы. Он, по-видимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т.д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами».

Очень важны свидетельства Тацита. Отмечая этническое различие венедов и германцев. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.

Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов, по-прежнему, включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сарматией, а Балтийское море — Сарматским океаном. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.

Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н.э. (т.н. Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.

До сих пор вопрос об археологических данных по истории славянских племён в первой половине I тысячелетия н.э. представляет весьма сложную проблему Дело в том, что археологические памятники на древних славянских землях ещё в конце XIXв. были известны очень плохо, да и в настоящее время остаётся много неизученных территорий. Наиболее характерны для конца 1 тысячелетия до н.э.— первой половины I тысячелетия н.э. археологические памятники в виде больших бескурганных могильников с различными обрядами погребений: трупоположениями и трупосожжениями. В XIXв. учёные спорили о том, кому принадлежали обнаруженные в Средней Европе поля погребений—славянам, германцам, фракийцам или кельтам. Такая постановка вопроса была сама по себе неверна, т.к. обряд захоронения на полях погребальных урн принадлежал не одному только племени, а всем вышеперечисленным племенным массивам.

Поля погребений к востоку от верховьев Днестра были открыты только в конце XIXв. известным русским археологом В. В. Хвойкой, исследовавшим их на территории Среднего Поднепровья. Изучение уже первых памятников этой культуры позволило. В. В. Хвойке утверждать, что они принадлежат древним славянам. Эти раскопки показали, что не только Среднее, но и Верхнее Поднепровье в первой половине I тысячелетия было заселено славянскими племенами, хоронившими своих покойников на полях погребений и значительно отличавшимися образом жизни от соседних племён — кельтов, фракийцев и других, имевших подобный же обычай захоронения. Образ жизни и уровень развития производства всех славянских племён этого времени столь близки, что можно отметить только некоторое отличие исторического развития западных славянских племён от истории их восточной группы.

 

 

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №4

ВОПРОС №5

Вопрос №6

Вопрос №7

Гуситское движение.

Гуситское революционное движение - многолетняя борьба нар. масс Чехии в 1-й пол. 15 в. против феод. эксплуатации, католич. церкви и иноземной агрессии. Начавшись с выступлений чеш. патриота и реформатора Яна Гуса, она вылилась в гуситские войны.

Экономич. подъем в Чехии в кон. 14-15 вв., предшествовавший началу Г. р. д., был достигнут ценой значит. усиления эксплуатации нар. масс. Особенно тяжелым стало положение феод.-зависимых крестьян. Антагонизм между феод.-зависимым крестьянством и феодалами сочетался с жестокой борьбой в городах между объединенными в цехи ремесленниками и патрициатом. Эта борьба приобретала остроту в связи с выступлениями гор. бедноты (плебса). Особенностью назревавшего конфликта была его антикатолич. окраска. Католич. церковь являлась крупнейшим феодалом и владела одной третью всех земель.

Клас. борьба сливалась с серьезными нац. противоречиями. В результате многолетней герм. агрессии, принимавшей то явные формы - вооруж. вторжений, то скрытые - т. н. нем. Колонизации, немцы и др. иноземцы заняли видное место среди крупных светских и особенно духовных феодалов, а гор. патрициат стал почти сплошь немецким. Обострялись также противоречия между крупными и мелкими феодалами. Все эти противоречия, усиливали общую напряженность и приближали революц. взрыв. К нач. 15 в. в Чехии были налицо объективные условия, облегчавшие развязывание вооруж. борьбы народа против эксплуататоров. В этих условиях роль подготовки и мобилизации нар. масс на борьбу выпала ранней чеш. реформации, представителями к-рой были Ян Гус и нар. проповедники, подхватившие и углубившие революц. элементы его учения. В деятельности Гуса и его сподвижников, явившейся начальным периодом Г. р. д., нашла свое отражение вся сложная обстановка Чехии 15 в. Г. выступал в защиту прав чеш. народа, подверг уничтожающей критике всю церк. католич. организацию, поставил под сомнение законность феод. эксплуатации.

Весть о казни Гуса (6 июля 1415) всколыхнула все слои чеш. народа и вызвала ряд антицерк. выступлений нар. масс. Крестьяне и гор. ремесленники громили церкви и монастыри, расправляясь с попами и монахами. В то же время паны стали захватывать церк. земли. Происходило размежевание сил, к-рым предстояло вступить в вооруж. столкновение. Под знаменем реакции объединились духовенство, часть крупных феодалов и нем. патрициат. Подавляющая часть народа с гордостью называла себя гуситами. Формой мобилизации масс и подготовкой их к решит. вооруж. борьбе явились в 1415-1419 т.н. " хождения на горы", когда сотни и тысячи крестьян и гор. бедняков собирались, чтобы послушать проповедников, многие из к-рых призывали навсегда покончить со всякой эксплуатацией. Среди руководителей масс и нар. проповедников наиболее известны были Микулаш из Гуси, Вацлав Коранда, Ян Чапек и др. Эти " хождения" особенно усилились весной и летом 1419г.

В такой обстановке 30 июля 1419 началось восстание в Праге и оно вступило в новый период - началась вооруж. борьба. Волна нар. гнева охватывала все новые р-ны. Однако феодалы прилагали все усилия, чтобы подавить разгоравшееся восстание. В ходе первых месяцев открытой вооруж. борьбы завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Гор. плебс и крестьянство выделились в революц. крыло, к-рое по имени своего гл. центра Табора получило назв. таборитов. Большинство примкнувших к движению земанов (мелкие дворяне) и бюргеров образовали лагерь т.н. чашников. Если табориты вдохновлялись идеалами общества, где нет эксплуатации и гнета, а отношения между людьми строятся на основе свободы и братства, то для чашников на первое место выдвигались задачи церк. реформации и создания дешевой церкви. Различный социальный состав этих лагерей делал неизбежным обострение противоречий между ними.

Но в 1420 противоречия между таборитами и чашниками не могли еще дойти до полного разрыва, т.к. над Чехией нависла грозная внеш. опасность. В апр. 1420 папа римский Мартин V и герм. имп. Сигизмунд объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу, 14 июля 1420 гуситами под рук. Яна Жижки здесь была одержана решит. победа.

В 1419-1421 с особой силой проявился нар. характер Гуситского револ.движения. Взгляды радикальных нар. проповедников, отвергавших собственность, требовавших социального и имуществ. равенства, отрицавших церк. иерархию и королев. власть, разделялись в это время большинством участников движения. Более того, табориты даже пытались претворить эти идеи в жизнь. Однако по мере развития событий интересы шляхетско-бюргерских элементов все больше расходились с интересами нар. масс. Это нашло свое выражение и в размежевании внутри самих таборитов. 1421г. явился переломной датой в истории всего движения. Умеренные табориты расправились с вождями пикартов - Быдлинским, Канишем, Гуской и др. Тяжелым ударом для гус.движения было убийство 9 марта 1422г. Желивского.

Европ. феод.-католич. реакция после поражения у Витковой горы 1-го крестового похода организовала еще неск. крестовых походов, но все они окончились провалом. Наиболее крупными были походы таборитов в 1427-1428, 1429-1430гг. В 1433г. гуситские войска вышли к берегам Балтийского моря. Эти походы имели не только воен. Значение, они пробуждали революц. активность соседних народов.

Несмотря на воен. успехи, силы восставшей Чехии таяли. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения разрушали, производит. силы. Значит. часть рядовых участников стала отходить от Гуситского движения, а рыцарские и бюргерские элементы завершили предательство, на путь к-рого они вступили уже с 1421.

Гуситское революционное движение - важнейший этап в истории чеш. народа в эпоху феодализма. В ходе его была предпринята решит. попытка свергнуть феод. строй. Восставший народ нанес сокрушит. удар крупнейшему феодалу Чехии - католич. церкви, задержал вторичное закрепощение. Революц. выступление чеш. народа явилось прологом к началу всемирно-ист. борьбы зарождавшейся буржуазии против феодализма - к реформации 16 в.

 

Вопрос №8

Эпоха Карла IV. Карлов университет (1346-1378гг.).

Карл IV - чешский король и император Священной Римской. С 1333г. управлял Чехией в качестве маркграфа Моравского. После гибели отца Яна (Иоганна) Люксембургского в битве при Креси 23 августа 1346г. занял чешский престол (под именем Карла I), в 1355г. коронован как император «Священной Римской империи» (под именем Карла IV). При Карле IV средневековая Чехия достигла своего расцвета. Прага стала фактическим центром империи. В 1348г. основан Пражский (Карлов) университет, в Праге построен Карлов мост и начато строительство собора св.Вита. Император построил замок Карлштейн и г.Карловы Вары (нем. Карлсбад), впоследствии прославившийся своими термальными источниками. Карл IV укрепил королевскую власть в Чехии, сделав своей опорой духовенство и города. Пражское епископство преобразовано в Пражское архиепископство и приобрело самостоятельность. Карл IV заботился о развитии чешской экономики и торговли. В империи же фактически закрепил феодальную раздробленность. С помощью династических комбинаций расширил территорию земель чешской короны.

Его отец, чешский король Иоанн, в 1333г., отдал ему маркграфство Моравское и назначил своим наместником в Богемии. Молодой правитель, искренне любивший свою родину, старался улучшить ее положение. Хорошее управление финансами дало ему возможность выкупить из залога многие города и земли; он также несколько ослабил жупанов, раздавая лены другим, менее могущественным вельможам. Он вызывал из Италии каменщиков, архитекторов и других мастеров; с их помощью он украсил Прагу прекрасными зданиями и увеличил ее целым кварталом, постаравшись застроить его по образцу виденного им в Париже и в Италии.

Цветущее состояние и богатство Чехии давали ее королю большой вес в имперских делах. В 1346г. враги Людовика IV провозгласили Карла императором. 26 ноября он короновался в Бонне. Оба противника готовились к войне, но междоусобие было прекращено внезапной смертью Людовика в октябре 1347г. После этого шансы Карла занять престол значительно возросли, однако и теперь корона досталась ему лишь после упорной борьбы с другими претендентами.

7 апреля 1348г. Карл основал Пражский университет и обеспечил его весьма значительными доходами с некоторых земель и деревень. Он был первым университетом в центральной, северной и восточной Европе, который сегодня зовется Карловым Университетом и является самым старым чешским университетом и первым немецким университетом. Правда, немцы пользовались в университете преимуществами перед чехами, но роль его в развитии национальной культуры все равно была огромна. Карл сам говорил на 5 языках, писал юридические и исторические сочинения, покровительствовал художникам, поэтам и ученым, оказывал большое уважение Петрарке, Боккаччо и возбуждал деятельность чешских историков.

В том же году он также основал Новый Город (Нове Место) рядом со Старым Городом. Карл восстановил Пражский Град и Вышеград, и построил новый мост, ныне называемый Карловым мостом. Тогда же началось строительство Собора святого Вита. Было основано много новых церквей.

Упрочив за собой немецкий престол. Карл в 1355г. короновался в Риме императорской короной. Возвратившись, он занялся устройством дела Чехии и Германии. Прага стала столицей Священной Римской империи. Карл хотел, чтобы Прага стала одним из самых красивых городов в мире и была господствующим городом во всей империи. Всё строилось в претенциозном Готическом стиле и украшалось в самостоятельном художественном стиле, названном Богемской школой. В годы правления Императора Карла IV чешские земли были одними из самых могущественных в Европе.

В октябре 1356г. на съезде в Нюрнберге была принята т.н. Золотая булла, установившая порядок выбора и коронации немецкого короля и дававшая курфюрстам много новых привилегий за счет городов. Этот закон считается едва ли не важнейшим имперским деянием Карла. Он вообще уделял империи и Германии мало внимания, целиком сосредоточившись на приращении могущества своей династии. Здесь его труды были очень успешны.

В 1368г. Карл совершил еще один поход в Рим по просьбе папы Урбана V. На обратном пути он имел тяжелое сражение с сиенцами, которые одолели немецкий отряд и целую неделю осаждали императора в его дворце.

 

Вопрос №9

Вопрос №10

Вопрос №11

Вопрос №12

 

Вторая Болгария (1187-1396гг.). Условия образования государст­ва и причины краха.

Второе болгарское царство (1187-1396). В 1185г. в Болгарии началось массовое народное восстание против византийского владычества, которое возглавили братья Асен и Петр. Восстание увенчалось полным успехом — независимость Болгарии была восстановлена. Столицей Второго Болгарского царства стал город Тырново, хорошо укрепленный и обнесенный каменными стенами. Тырново был важнейшим культурным центром всего Балканского полуострова.

В 1197г. на престол сел Колоян (1197 - 1207), младший брат Лесна и Петра. Он отвоевал у византийцев г.Варна и большие районы Фракии и Македонии. Но в 1207г. был убит в результате заговора, организованного недовольными боярами.

Во время царствования Ивана Асена II (1218 - 1244) наступил новый период расцвета болгарского государства. Были восстановлены границы страны со времен Симеона, сильный толчок получило развитие искусств и торговли, впервые началась чеканка собственных монет из золота, серебра и меди. Царю приходилось разделять власть с дворянами и монастырями, земли которых обрабатывались свободными или зависимыми крестьянами. В стране развивалась торговля, установились также торговые связи с Венецией и Генуей. Иван Асень II покровительствовал искусству, архитектуре и литературе. После того как в 1230 болгары одержали победу над армией Феодора Ангела, правителя Эпирского государства со столицей в Фессалониках, границы Болгарии стали простираться от современного Белграда до области Эпир (на западе современной Греции) и от Черного моря до Адриатического. К исконной территории Болгарского государства теперь добавились Македония и бó льшая часть Албании. После поражения влияние Феодора Комнина Ангела в Сербии ослабело, и его племянник Радослав был вынужден передать королевские права в Сербии Владиславу, зятю Ивана Асеня II.

Преемники Ивана Асеня II не смогли сохранить целостность государства и обуздать феодалов, укрепившихся в некоторых провинциях. Со второй половины XIIIв. начался упадок болгарского государства, раздираемого внутренними конфликтами. Крестьяне, угнетенные произволом бояр и тяжелым бременем налогов, поднялись на восстание и после побед над царскими войсками и взятия столицы Тырново провозгласили свинопаса Ивайло царем. Ивайло сумел остановить очередное нашествие татар с севера. Но в 1280г. бояре свергли Ивайло с престола и его место занял Георги Тертер (1280 - 1292). Вплоть до 1323г. Болгарией правили наследники династии Тертеров. Среди них только Тодор - Святослав (1300-1321) сумел преодолеть внутренние междоусобицы и наладить взаимоотношения с соседними татарскими правителями.

Михаил Шишман (1323 - 1330) дал начало династии Шишманов. При правлении царей Ивана Александра (1331-1371) и Ивана Шишмана (1371-1396) возродились и стали процветать болгарские культурные традиции, прежде всего, в области литературы, изобразительного искусства и архитектуры.

Но непрерывные войны с Византией и Сербией ослабили политическую и военную мощь второго болгарского царства. В конце своего существования независимые владельцы управляли отдельными его областями: в Северо-восточной Болгарии, в Вощине, в Родопах. Эта разрозненность государства помогла туркам, проникшим на Балканы в начале XIVв. овладеть всеми территориями страны. После осады города Тырново пал в 1393г. Царь Иван Шишман был схвачен в Филиппополе (совр. Пловдив) и там в 1395 казнен. В 1394 турки оккупировали северо-восточную часть Болгарии, а в 1396 – Видинское царство. Так завершилась 210-летняя история Второго Болгарского царства. Многие болгары бежали в русские княжества, Румынию и Сербию. Некоторые из них, например Константин Философ (Константин Костенечский) и Григорий Цамблак в Сербии, стали известными просветителями. С этого момента в течение почти 5 столетий Болгария превратилась в провинцию Османской империи.

 

Вопрос №13

Вопрос №14

Вопрос №15

 

Вопрос №16

Вопрос №17

Вопрос №18

Вопрос №19

Сербия в XII – XIV вв.

История Сербии отсчитывает своё начало с VIв., с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова. В VIII—IXвв. возникли первые протогосударственные образования сербов. В конце XIIв. Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIVв. развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан.

Полагают, что в сербских землях вплоть до XIIв. существовал племенной строй. Каждое племя обладало собственной племенной территорией (жупой), во главе с предводителем (жупаном), власть которого была основана на принципе родоплеменных отношений.

В середине XIIв. центром объединения сербских земель и борьбы против Византии вновь стало княжество Рашка. Около 1190г. великий жупан Стефан Неманя добился восстановления полной независимости сербского государства и стал родоначальником династии Неманичей, которая правила до конца XIVв. Границы сербского государства расширяются до Ниша (Нисса) на востоке и до Адриатики на западе, в 1180-1190гг. Стефан Неманя присоединил к своим владениям Косово Поле, Метохию и Призрен. Сербия XIII – XIV веков – одна из экономически процветающих держав. Его сын Стефан Первовенчаный в 1217г. принял королевский титул, и Сербия стала королевством.

В XII–XIIIвв. в Сербии окончательно сформировались феодальные отношения и сложилось сословное деление общества. Высший слой составляли духовенство, властели, властеличи. Властели получали от царя земельные владения на наследственном праве, монопольно занимали государственные должности, освобождались от всех повинностей и податей за исключением военной службы и поземельной подати – сока. Существовали 2 категории земельных владений: баштина (бащина) и прония. Особый статус и привилегии предоставлялись сербской православной церкви, монастырям.

Низшие слои общества назывались людьми и подразделялись на меропхов – крепостных крестьян, влахов – пастухов, отроков – лично зависимых крестьян, себров – свободных крестьян. Крестьяне жили общинами, но по мере развития феодальных отношений общинная собственность постепенно исчезала. Промежуточной формой собственности (между общинной и частной собственностью), характерной для южных славян, была собственность задруги – большой семьи, состоящей из нескольких связанных кровным родством семей.

В государстве Неманичей высшей властью обладал король (царь). При короле действовал постоянный совет из высших чиновников, знати, духовенства. Важнейшие вопросы решались на саборах (съездах феодалов). Главным должностными лицами были логофет (1-ый министр), казнач (глава финансового ведомства).

Сербия достигает наивысшего могущества в годы правления Стефана Душана (1331–1355гг.). После смерти Душана государство распалось на ряд владений. В 1389г. сербы потерпели поражение на Косовом поле и попали в вассальную зависимость от Турции. Окончательно Сербия утратила национальную независимость в 1459г. До середины XIX века входила в состав Османской империи.

 

 

Вопрос №20

Вопрос №1

Источники по истории древних славян.

В настоящее время ещё нельзя составить полную и подробную историю славянских племён в I—IVвв. н.э. Греческие и латинские авторы сообщали очень беглые сведения о древних славянах, отделённых от римских пределов широкой полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён. Не соприкасаясь непосредственно со славянами, античный мир знал о них сравнительно мало.

Тем не менее, античные авторы указывают на территории, занятые славянами в эти отдалённые времена. Это позволяет связать со славянами ряд археологических культур первой половины I тысячелетия н.э. и изучить развитие производства, быт и культуру этих племён.

Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в Iв. н.э. Плиний, пользовался данными карты полководца Агриппы. Он, по-видимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т.д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами».

Очень важны свидетельства Тацита. Отмечая этническое различие венедов и германцев. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.

Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов, по-прежнему, включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сарматией, а Балтийское море — Сарматским океаном. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.

Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н.э. (т.н. Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.

До сих пор вопрос об археологических данных по истории славянских племён в первой половине I тысячелетия н.э. представляет весьма сложную проблему Дело в том, что археологические памятники на древних славянских землях ещё в конце XIXв. были известны очень плохо, да и в настоящее время остаётся много неизученных территорий. Наиболее характерны для конца 1 тысячелетия до н.э.— первой половины I тысячелетия н.э. археологические памятники в виде больших бескурганных могильников с различными обрядами погребений: трупоположениями и трупосожжениями. В XIXв. учёные спорили о том, кому принадлежали обнаруженные в Средней Европе поля погребений—славянам, германцам, фракийцам или кельтам. Такая постановка вопроса была сама по себе неверна, т.к. обряд захоронения на полях погребальных урн принадлежал не одному только племени, а всем вышеперечисленным племенным массивам.

Поля погребений к востоку от верховьев Днестра были открыты только в конце XIXв. известным русским археологом В. В. Хвойкой, исследовавшим их на территории Среднего Поднепровья. Изучение уже первых памятников этой культуры позволило. В. В. Хвойке утверждать, что они принадлежат древним славянам. Эти раскопки показали, что не только Среднее, но и Верхнее Поднепровье в первой половине I тысячелетия было заселено славянскими племенами, хоронившими своих покойников на полях погребений и значительно отличавшимися образом жизни от соседних племён — кельтов, фракийцев и других, имевших подобный же обычай захоронения. Образ жизни и уровень развития производства всех славянских племён этого времени столь близки, что можно отметить только некоторое отличие исторического развития западных славянских племён от истории их восточной группы.

 

 

Вопрос №2


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2691; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь