Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Василий Степанович Сопиков – значение в истории отечественного книжного дела. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Сопиков Василий Степанович (1765—1818), книговед, один из основоположников российской библиографии. В 1788 в Петербурге открыл книжную лавку с публичной «библиотекой для чтения». Занимался издательской и переводческой деятельностью. Основные труды «Опыт российской библиографии» содержит данные более чем о 13 тыс. произведение печати, изданных на рус. и церк.-слав. языках до нач. 19 в. Собственную книжную торговлю начал в Петербурге в 1788 г.; при своей лавке устроил публичную «библиотеку для чтения», издав ее каталог в 1800 г. Библиотека была основательная: каталог содержит 1411 библиографических записей (свыше 1500 книг, почти исключительно на русском языке). Всю жизнь Сопиков собирал и описывал книги, они стали смыслом его жизни. Увлечённость Сопикова библиографическими трудами, стремление к самообразованию, огромное трудолюбие снискали ему покровительство директора Петербургской публичной библиотеки, историка и археолога А.Н. Оленина. В своём письме в Министерство народного просвещения Оленин так характеризовал Сопикова: «собственная охота и знания по сей части привлекают к усердному отправлению трудной библиотекарской должности. В 1811 г. Сопиков был принят на службу в качестве помощника библиотекаря». Ему было поручено совместно с И.А. Крыловым, работавшим библиотекарем, привести в порядок фонд русской и славянской книги и составить первый каталог библиотеки. Ещё в 1805 г. Сопиков приступил к совершенно необычному по тому времени делу – созданию библиографического свода (т.е. указателя, списка) всех книг, выпущенных на церковно-славянском и русском языках в России и за рубежом. Но основная работа пришлась на годы после 1813. Публичная библиотека стала её издателем. В 1813 г. в типографии Императорского театра был напечатан первый том, с 1814 по 1816 вышли второй, третий и четвёртый. Сопикову не удалось довести до конца главную работу своей жизни. Последний, пятый том был подготовлен к печати после его смерти, в 1821 г. Всего учтено 13249 книг и журналов. Это первый в России библиографический указатель, сочетающий полноту материала с рекомендательностью. Заглавия книг, которые составитель считал лучшими, выделены особым шрифтом, снабжены подробными аннотациями (а иногда и выписками), указанием на рецензии. В книге также представлены взгляды Сопикова и других известных в то время деятелей науки и просвещения на теорию и методику библиографической деятельности. В «Предуведомлении» изложены суждения составителя по вопросам библиографии, определение квалификационных признаков библиотекаря. «Опыт…» сразу же получил благожелательные отзывы современников. Сопикова стали называть «основоположником русской библиографии», «отцом нашей библиографии». В последние годы жизни Сопиков тяжело болел и вынужден был уйти со службы в Публичной библиотеке. Скончался он 21 июня 1818 г., прожив всего 53 года. Своей семьи он не имел, все силы и время отдавая любимой работе. К сожалению, до сих пор неизвестно, существует ли портрет Сопикова. Имеется лишь его словесный портрет: «Ростом двух аршин, шесть вершков, волосом светлорус, лицом бел, рябоват, глаза серые».
8) Библиофильство и библиофильская книга на современном этапе. Появление «роскошных» изданий. Антикварная книжная торговля. Возрождение культуры издания каталогов антикварной книги. Электронные каталоги антикварной книги. Сегодня в практике букинистической торговли библиофильскими часто называют издания конкретного издателя, издательства, типографии, вышедшие в конкретный исторический период и являющиеся объектом библиофильского, коллекционерского спроса. К библиофильским изданиям, учитывая их редкость и имея в виду характер и объем спроса на эти издания, сегодня часто причисляют и малоформатные, изящно оформленные литературные альманахи пушкинской поры, и некоторые издания Экспедиции заготовления государственных бумаг, а из книг более позднего времени - неповторимые издания начала XX века, многие из которых были созданы художниками объединения " Мир искусства", изящные издания " Academia", создавшей новый стиль художественно-полиграфического оформления книги. Таким образом, понятие " библиофильское издание" во многом формирует время, вкусы, мода и пр., - это необходимо чутко улавливать специалисту букинистической торговли. В русском языке словосочетание «антикварная книга» является производным от латинского слова антиквар, который в современном значении есть профессиональный торговец бывшими в употреблении старинными вещами. Термин этот известен из эпохи совсем древней. В течение длительного исторического периода он употреблялся в разных значениях: древние римляне антиквариями называли знатоков классической литературы и искусства, а также людей, употреблявших в разговорной речи, письме архаизмы. В Средние века так иногда называли переписчиков древних рукописей и торговцев ими, а в эпоху Возрождения этот термин имел несколько близких по сути значений: «любитель и знаток древностей», «ученый-исследователь древностей», «собиратель, хранитель древних вещей и книг», - являвшихся синонимами современных понятий «археолог» и «археограф». Термин «антикварная книга» впервые появился, по-видимому, в названии каталога, выпущенного книгопродавцем М.Н.Николаевым, одним из пионеров в области издания антикварных каталогов в России: «Каталог антикварных книг на русском языке, продающихся в книжном складе М.Николаева, в С.-Петербурге, Большая Садовая рядом с Публичною библиотекою, д.12» (СПб., 1880). Поднятие границы антикварной книги до середины 50-х годов нашего времени связано не только с естественной убылью тиражей книг, но и с теми огромными материальными потерями, которые понесла отечественная культура в результате гибели и уничтожения книг в период революций 1905 и 1917 годов, в первые годы советской власти, во время Отечественной войны 1941-1945 годов. Кроме того, оно обусловлено резким повышением общественного интереса к книге недавнего прошлого в результате драматических событий последних лет (особенно после 1985 года), а главное - ее «непохожестью» на массовую книгу сегодняшнего дня. Все вышесказанное относится исключительно к русской антикварной книге; для национальной и зарубежной книги существуют собственные хронологические границы, определяемые историческими особенностями развития национальных культур. Таким образом, термин «антикварная книга» на книготорговом уровне, в пределах которого он традиционно применяется, означает разновидность букинистической книги, выделяющуюся из нее определенным возрастом, особыми товарными свойствами и качествами, индивидуальностью своей оценки и характером потребления. Совершенно естественно при этом, что за пределами рыночного понятийного ряда сущность книги, именуемой антикварной, не меняется. В настоящий момент для удобства будущих покупателей практически каждый букинистический магазин имеет свой электронный вариант, где представлены электронные каталоги антикварных книг. Популярными среди букинистов являются магазины: Русский библиофил(Магазин специализируется на старинных книгах, картах, гравюрах, плакатах, фотографиях, открытках XVI-XX веков. ); Арт Антик (Элитный антикварный салон, для которого букинистика составляет лишь часть ассортимента. Предлагаются все виды изданий - книги, периодика, карты и атласы, афиши и плакаты.); Вишневый сад (Антикварно-букинистический салон декларирует преемственность и продолжение традиций одного из известнейших букинистических магазинов, располагавшегося в Столешниковом переулке в Москве. Через Интернет осуществляется продажа антикварных и букинистических книг, старинных открыток, гравюр, карт, атласов. Имеется отлаженная система поиска изданий. Большинство предлагающихся к продаже книг имеют фотографию большого размера.) Книги, изданные в прошлых веках, очень ценятся у специалистов и коллекционеров. Такие книги позволяют проникнуться духом старины, лучше понять исторические и культурные особенности другого времени. Вложения в старинные книги продолжают быть привлекательными для современных финансистов. Это так называемые долгие деньги, но изучая статистику аукционов, можно увидеть, что за десятилетия стоимость некоторых изданий возрастает в несколько раз. К сожалению, антикварная книга всё чаще рассматривается приобретателем как выгодная инвестиция, а не как источник неких вековых тайн и знаний. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2275; Нарушение авторского права страницы