Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О совершении движений (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда



«Он (да благословит его Аллах и приветствует) держал распростёртой свою левую ладонь на левом колене, сжимал в кулак все пальцы правой руки, направлял указательный палец в сторону Киблы и обращал на него свой взор (т.е. на указательный палец правой руки)»(555).

Также «при указывании пальцем он возлагал большой палец (правой руки) на средний палец»(556), а иногда «он образовывал этими двумя пальцами кольцо»(557).

«Подняв свой правый (указательный) палец, он совершал им движения, взывая им к Аллаху»(558), и он говорил: ‘Поистине, он действует на шайтана сильнее, чем железо’, имея в виду (правый) указательный палец»(559).

Кроме того, «сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) напоминали друг другу указывать пальцем при взывании с мольбами к Аллаху»(560).

Однажды «увидев, как какой-то человек взывал к Аллаху, совершая движения двумя пальцами, он сказал: ‘(Делай это) одним, [делай это одним]! ’ — и показал на свой указательный палец»(561).

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) так делал (при произнесении) обоих ташаххудов»(562).

__________
(555) Муслим, Абу Авана и Ибн Хузайма. Аль-Хумайди (13/1) и Абу Йа‘ла (275/2) передали через достоверную цепочку передатчиков следующее дополнение от Ибн Умара: «...и это сильно бьёт по шайтану; никто не забудет (об этом), когда он будет так делать», - и аль-Хумайди поднял свой палец. Аль-Хумайди также передал, что Муслим ибн Абу Марьям сказал: «Один человек рассказал мне, что в одной из церквей Сирии он видел изображения Пророков, которые делали так», — и аль-Хумайди поднял свой палец. Следует отметить, что это крайне странное наблюдение, однако вся цепочка данного сообщения вплоть до слов «один человек» является достоверной.

(556) Муслим и Абу Авана.

(557) Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2) и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1).

(558) Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2), и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1). О выражении «взывая им к Аллаху» Имам ат-Тахави сказал: «Это свидетельствует о том, что он так поступал в конце молитвы». Таким образом, здесь содержится доказательство того, что продолжать указывать пальцем (в направлении Киблы) и совершать им движения вплоть до произнесения приветствия (таслим) является Сунной, поскольку взывание с мольбами к Аллаху не прерывается до самого конца (молитвы). Этого мнения придерживались имам Малик и другие (учёные-богословы). Имама Ахмада (однажды) спросили: «Следует ли человеку указывать своим пальцем во время молитвы? » Он ответил: «Да, (и достаточно) энергично! ». (Об этом упомянул Ибн Хани в своей книге «Маса’иль аль-Имам имам Ахмад», 1/80). Из всего изложенного очевидно, что совершать движения (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда является достоверной Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в соответствии с которой поступали Ахмад и другие имамы Сунны. Поэтому тем людям, которые полагают, что это (действие) бессмысленно, неуместно и не имеет никакого отношения к молитве, следует побояться Аллаха, поскольку, думая так, они не совершают движения своими (указательными) пальцами, хотя и знают, что это является установленной Сунной. Кроме того, они изо всех сил пытаются придать этому такое толкование, которое несовместимо со способами выражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопроса имамами.

Что касается опускания этого пальца после указания им либо ограничения его движения утверждением (при произнесении слов «Ля иляха...» - «Нет бога...») и отрицанием (при произнесении слов «...илля Ллах» — «...кроме Аллаха»), — всё это не имеет под собой в Сунне никакой основы; по сути, это противоречит Сунне, как о том свидетельствует вышеприведённый хадис.

Более того, хадис о том, что он не совершал движения своим (правым указательным) пальцем (во время молитвы), не является достоверным, как я разъяснил в книге «Да‘иф Аби Дауд» (175). Но если предположить, что этот хадис был бы достоверным, в нём содержится отрицание, тогда как в вышеприведённом хадисе — утверждение, а правоведам хорошо известен принцип, согласно которому утверждающему (мусбит) отдаётся предпочтение перед отрицающим (наф).

(559) Ахмад, аль-Баззар, Абу Джа‘фар аль-Бухтири в «аль-Амали» (60/1), ат-Табарани в «Ад-Ду‘а» (73/1), Абдул Гани аль-Макдиси в «Ас-Сунан» (12/2) приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, ар-Руйани в своей книге «Муснад» (249/2) и аль-Байхаки.

(560) Ибн Аби Шайба (2/123/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

(561) Ибн Аби Шайба (12/40/1, 2/123/2) и ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Аби Шайба также приводит другое подкрепляющее этот хадис сообщение.

(562) Ан-Наса’и и аль-Байхаки приводят этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков.
__________

 

Об обязательности первого ташаххуда и о правомерности обращения с мольбами к Аллаху в это время

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) каждый раз произносил «ат-тахиййат» после совершения двух рак‘атов»(563), и «первое, что он начинал говорить при этом сидении, были (слова): «Приветствия Аллаху... (Ат-тахиййату ли-Лляхи...)»(564).

«Когда он забыл произнести ташаххуд после первых двух рак‘атов, то совершил (два) дополнительных поклона для невнимательных (саджда ас-сахв)»(565).

Он велел им (сподвижникам) совершать ташаххуд, сказав: «Когда вы усаживаетесь после каждых двух рак‘атов, то произносите «ат-тахиййат», а затем каждому из вас следует выбрать ту мольбу, которая ему больше нравится, и обратиться (с ней) к Всемогущему и Всевышнему Аллаху»(566); в другой версии этого хадиса сообщается: «Произносите «ат-тахиййат» в каждом сидении»(567), и он велел поступать так же «человеку, который плохо помолился», как о том уже было упомянуто ранее.

«Он обучал их (сподвижников) словам ташаххуда точно так же, как обучал их сурам Корана»(568), а также «Сунной является не произносить его (ташаххуд) вслух»(569).

__________
(563) Муслим и Абу Авана.

(564) Этот хадис аль-Байхаки передал со слов ‘Аиши через хорошую цепочку передатчиков, которую проверил Ибн аль-Мулаккин (28/2).

(565) Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (338).

(566) Ан-Наса’и, Ахмад, ат-Табарани в книге «Му‘джам аль-Кябир» (3/25/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. В буквальном смысле этот хадис указывает на правомерность взывания с мольбами к Аллаху в каждом ташаххуде, даже в том (ташаххуде), за которым не следует приветствие (таслим). Этого взгляда придерживался Ибн Хазм (да будет милостив к нему Аллах).

(567) Ан-Нас’аи приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

(568) Аль-Бухари и Муслим.

(569) Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
__________

 

Формы ташаххуда

Он (да благословит его Аллах и приветствует) обучил своих сподвижников различным формам ташаххуда.

1. Ташаххуд, передаваемый от Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах).

Ибн Мас‘уд сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня словам ташаххуда точно так же, как он обучал меня сурам Корана, держа (при этом) мою ладонь в своих руках:

Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салавату ва-т-таййибату. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин [(Сказав здесь): «И, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле».] Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

«Приветствия(570) и молитвы(571), и (все) благие слова(572) - Аллаху! Мир(573) тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения(574)! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник». (Далее Ибн Мас‘уд сказал: ) [«Так говорили, когда он был среди нас, а когда он скончался, мы говорили:

Ас-саляму ‘аля-н-набийи - «Мир Пророку» ](575).

2. Ташаххуд, передаваемый от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас ташаххуду точно так же, как он обучал нас [сурам] Корана. Он говорил:

Ат-тахиййату-ль-мубаракату-с-салавату-т-таййибату ли-Лляхи(576). [Ас-] саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. [Ас-]саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва [ашхаду] анна Мухаммадан расулю-Ллах [в другой версии: ‘абду-ху ва расулю-ху]

«Приветствия, благословенные слова, молитвы, (все) благие слова - Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и [свидетельствую, что] Мухаммад - Посланник Аллаха! » [в другой версии: «Его раб и Его Посланник»](577).

3. Ташаххуд, передаваемый от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах).

Ибн Умар передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время ташаххуда произносил следующие слова:

Ат-тахиййату ли-Лляхи [ва-]с-салавату [ва-] т-таййибату. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи [Ибн Умар сказал: «В этом месте я добавляю(578): ва баракату-ху] Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху [Ибн Умар сказал: «В этом месте я добавляю(579): вахда-ху ля шарикя-ля-ху] ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху.

«Приветствия, [и] молитвы, [и] (все) благие слова - Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха [и Его благословения]! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха [у Которого нет сотоварища], и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник»(580).

4. Ташаххуд, передаваемый от Абу Мусы аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах).

Он передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «...когда вы усаживаетесь (для чтения ташаххуда), то первое, что каждому из вас следует произнести, это (слова):

Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салавату-ли-Лляхи. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракатуху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху [вахда-ху ля шарикя-ля-ху] ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

«Приветствия, (все) благие слова, молитвы - Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха [у Которого нет сотоварища], и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник». (Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ) «Семь фраз, являющихся приветствиями во время молитвы» (581).

5. Ташаххуд, передаваемый от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) обучал людей произносить слова ташаххуда, стоя на минбаре. Он говорил: «Скажите:

Ат-тахиййату ли-Лляхи, аз-закийату ли-Лляхи, ат-таййиба-ту [ли-Лляхи], ас-салавату ли-Лляхи. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

«Приветствия - Аллаху, (все) Пречистые (Имена) - Аллаху, (все) благие слова [- Аллаху], молитвы - Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник»(582).

6. Ташаххуд, передаваемый от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).

Аль-Касим ибн Мухаммад сообщил: «‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) учила нас произносить ташаххуд. Она указывала рукой и говорила:

Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салавату, аз-закийату ли-Лляхи. Ас-саляму ‘аля-н-набийи ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулюху

«Приветствия, (все) благие слова, молитвы, (все) Пречистые (Имена) - Аллаху. Мир Пророку, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник»(583).

__________
(570) По-арабски «ат-тахиййат»; здесь подразумевается, что «лишь Аллах достоин всех слов, заключающих в себе мир, абсолютную власть и вечность» («Нихайа»).

(571) По-арабски «салават»; здесь подразумеваются «все мольбы, произносимые для прославления величия Аллаха, ибо лишь Он имеет на них полное право, и никто иной, кроме Него, их не достоин» («Нихайа»).

(572) По-арабски «таййибат»; здесь подразумеваются «все благие и пречистые слова, которые подходят для восхваления Аллаха, а не слова, которые несовместимы с Его атрибутами, и использовались для приветствия царей» («Фатх аль-Бари»).

(573) Это слово означает обращение за защитой к Аллаху и ниспосылаемую от Него силу, ибо само слово «салям» является Именем Аллаха. Таким образом, это приветствие на самом деле подразумевает следующее: «Пусть Аллах наблюдает за тобой и бережёт тебя! » Точно так же говорят: «Да пребудет с тобой Аллах! », т.е. пусть Он хранит тебя, окажет тебе помощь и ниспошлёт тебе благополучие.

(574) Это слово означает всё благое, что постоянно исходит от Аллаха.

(575) Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шайба (1/90/2), ас-Сирадж, Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» (258/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (321).

Утверждение Ибн Мас‘уда: «Мы говорили: ««Ас-саляму ‘аля набийи» - «Мир Пророку» проясняет тот факт, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) говорили во время ташаххуда: «Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» — «Мир тебе, о Пророк» «при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), однако после его смерти перестали так делать, вместо этого говоря: ««Ас-саляму ‘аля-н-набийи» — «Мир Пророку». Несомненно, что они стали так поступать, предварительно получив (на этот счёт) одобрение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); это подтверждается тем фактом, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также обучала людей ташаххуду, в котором содержались слова: «Ас-саляму ‘аля-н-набийи» — «Мир Пророку», как передали ас-Сирадж в своём «Муснаде» (9/1/2) и аль-Мухлис в «аль-Фава’ид» (11/54/1) через два достоверных иснада, восходящих к ней.

Ибн Хаджар сказал: «Это дополнение (Ибн Мас‘уда) ясно указывает на то, что они (сподвижники) говорили: ««Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» - «Мир тебе, о Пророк», — непосредственно обращаясь к нему при его жизни, однако когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, они перестали обращаться к нему (с этими словами) и взамен стали упоминать его в третьем лице, говоря: ««Ас-саляму ‘аля набийи» — «Мир Пророку». В другом месте Ибн Хаджар также сказал: «Ас-Субки высказался следующим образом в «Шарх аль-Минхадж», приведя это сообщение только от Абу ‘Аваны: «Если это достоверно передаётся от сподвижников, то значит, что после окончания периода (его жизни) не является обязательным прямо обращаться к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в приветствиях о мире, и тогда человек говорит: «Ас-саляму ‘аля набийи» - «Мир Пророку». (Далее Ибн Хаджар продолжает: ) «Не вызывает никаких сомнений, что это сообщение достоверно (вследствие того, что оно установлено в «Сахих аль-Бухари»), и я также нашёл другие сильные сообщения, поддерживающие его: ‘Абд ар-Раззак сказал: Ибн Джурайдж сообщил мне: ‘Ата’ сообщил мне, что сподвижники говорили: «Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» — «Мир тебе, о Пророк», - когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был жив, но после того, как он скончался, они говорили: ««Ас-саляму ‘аля набийи» — «Мир Пророку», — а цепочка рассказчиков этого сообщения достоверна. Что же касается сообщения Са‘ида ибн Мансура от Абу ‘Убайды ибн Абдуллаха ибн Мас‘уда, который от своего отца передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил их ташаххуду, а затем он произнёс его (ташаххуд) - (здесь) Ибн Аббас сказал: «Мы говорили: «Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» — «Мир тебе, о Пророк» — только когда он был жив», на что Ибн Мас’уд ответил: «Нас так учили (раньше), и мы так же обучаем (сейчас)» — (так вот, ) похоже, что Ибн Аббас привёл эту фразу в качестве аргумента во время дискуссии, а Ибн Мас‘уд этот аргумент не принял. Тем не менее сообщение Абу Ма‘мара (хадис, который приводится у аль-Бухари) является более достоверным, поскольку Абу ‘Убайда не слышал (хадисы) от своего отца и более того, цепочка рассказчиков вплоть до Абу ‘Убайды слаба» (Конец цитаты Ибн Хаджара).

Эти слова Ибн Хаджара приводили некоторые богословы при проведении собственных исследований, среди них - аль-Касталлани, аз-Зуркани, Лукнави и др. Все они предпочитали приводить его слова, не вдаваясь в их дальнейшие комментарии. Более подробно затронутый здесь вопрос рассматривается в оригинале данной книги («аль-Асль»).

(576) Ан-Навави сказал: «Правильная форма — с использованием союза «и» (по-арабски «ва»): «ва-ль-мубаракату, ва-с-салавату, ва-т-таййибату...» — так, как сообщается в хадисе Ибн Мас‘уда и других (сподвижников). Однако здесь союз «и» (по-арабски «ва») пропущен в целях краткости. Это допустимо и является нормой в арабском языке. Значение хадиса таково: молитва и всё, что за ней следует, относятся лишь к Всевышнему Аллаху и никому иному».

(577) Муслим, Абу Авана, аш-Шафи‘и и ан-Наса’и.

(578) См. следующее примечание.

(579) Установлено, что эти два дополнения были частью ташаххуда самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Умар не добавил их от себя лично; он обучился им от других сподвижников, которые передали эти дополнения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а затем прибавил их к тому ташаххуду, который он непосредственно слышал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

(580) Абу Дауд и ад-Даракутни, который назвал этот хадис достоверным.

(581) Муслим, Абу Авана, Абу Дауд и Ибн Маджа.

(582) Малик и аль-Байхаки передали этот хадис через достоверные цепочки рассказчиков. Несмотря на то что этот хадис передаётся в форме «маукуф», на самом деле он имеет форму «марфу‘», поскольку известно, что такого рода вещи не говорятся от себя лично, ибо если бы дело обстояло именно так, то эти слова были бы не лучше, чем какие-нибудь другие слова поминания (зикр), — на всё это указал Ибн ‘Абд аль-Барр.

Важное замечание: ни в одной форме ташаххуда нет дополнительных слов «ва магфиратуху» («...и Его прощение»), поэтому молящемуся не следует привыкать к ним. Некоторые праведные предки из первых поколений мусульман порицали это, как о том передаётся в следующих сообщениях:

Ат-Табарани (3/56/1) передал через достоверную цепочку передатчиков от Тальхи ибн Мусаррифа, который сообщил: «Раби‘ ибн Хайсам сделал следующее дополнение при произнесении ташаххуда: «...и Его благословения, и Его прощение! » Услышав это, ‘Алкама сказал: «Мы останавливаемся там, где нас обучили: «Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! »; по сути, ‘Алкама следовал примеру своего учителя Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), от которого достоверно передаётся, что однажды он обучал одного человека словам ташаххуда, и «когда он дошёл до слов: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха...», - этот человек продолжил: «У Которого нет сотоварища», на что Абдуллах (ибн Мас‘уд) сказал: «Это действительно так, но мы останавливаемся там, где нас обучили». (Передал ат-Табарани в «Му‘джам аль-Аусат» (№ 2848) через достоверную цепочку передатчиков)

(583) Этот хадис приводят Ибн Аби Шайба, ас-Сирадж в своём «Муснаде» (9/1/2), аль-Мухлис в «аль-Фава’ид» (11/54/1) и аль-Байхаки (2/144).
__________

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.15.3. Экран принудительной изоляции для использования в депо
  2. Cинтетический учет поступления основных средств, в зависимости от направления приобретения
  3. Cмыкание с декоративно-прикладным искусством
  4. E) Ценность, приносящая доход, депозит.
  5. F) объема производства при отсутствии циклической безработицы
  6. F) показывает, во сколько раз увеличивается денежная масса при прохождении через банковскую систему
  7. F)по критерию максимизации прироста чистой рентабельности собственного капитала
  8. G) осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов
  9. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  10. H)результатов неэффективной финансовой политики по привлечению капитала и заемных средств
  11. I HAVE A STRANGE VISITOR (я принимаю странного посетителя)
  12. I MAKE A LONG JOURNEY (я предпринимаю длинное путешествие)


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь