Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Cмыкание с декоративно-прикладным искусством
На переломе веков в скульптуре появляются новые материалы — фарфор, дерево, майолика. Начинают использовать полихромию. Большое развитие получает малая пластика. Михаил Врубель, работающий в этом поджанре, создает примечательные вещи — «Купава», «Египтянка», «Садко». В дереве характерны работы Дмитрия Стеллецкого, а в фарфоре — Константина Сомова. Происходит обращение к традициям древнерусского искусства — возникают декоративно-прикладные мастерские в Абрамцево, Талашкино.
Михаил Врубелью Морской царь, 1899-1900 Майолика К.Сомов. Влюблённый. Статуэтка Три мастера оставили наиболее заметный след в развитии русской скульптуры конца XIX — начала XX в. — П. П. Трубецкой (1866-1938), А. С. Голубкина (1864-1927) и С. Т. Коненков (1874-1971). В творчестве Трубецкого и Голубкиной, особенно в их ранних произведениях, главным образом появлявшихся уже в начале XX в., определенно чувствовалось воздействие импрессионизма — в характере лепки, в некоторой камерности (Трубецкой), в известной мере даже в тематике (у Голубкиной в период между двумя революциями). Оба скульптора долгое время жили и учились в Италии и Франции. Голубкина после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества работала в мастерской великого французского скульптора Огюста Родена в Париже. · Наиболее характерными произведениями Трубецкого, прочно вошедшими в историю русской скульптуры начала XX в., являются небольшие по размеру бронзовые портреты Л. Н. Толстого (бюст 1899; «Лев Толстой на лошади», 1900), И. И. Левитана (1899), Ф. И. Шаляпина (1899-1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906). Значительнейшей вещью Трубецкого явился отлитый в бронзе и после долгих проволочек наконец-то установленный в 1909 г. в Петербурге конный памятник Александру III. Памятник явил стране облик «тяжелого» царя, употребившего все свои силы на сохранение незыблемости самодержавия в России. Выразительность композиции основана на строгом рисунке и безупречном конструктивном построении формы.
П.Трубецкой. Портрет Исаака Левитана. 1899 Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза П. П. Трубецкой. Памятник Александру III. Бронза · Анна Голубкина относится к ведущим мастерам этого периода. Этой ученице Огюста Родена были свойственны черты импрессионизма, но они не оказались самодовлеющими — не ограничили её узким кругом формально-пластических задач. В её работах очевидны глубокий психологизм и социальная окраска (образы пролетариев, первый русский портрет Маркса, портрет А. Н. Толстого), драматизм, внутренняя динамика, эскизность и черты символизма, жадный интерес к человеку и противоречивости его внутреннего мира. «Она виртуозно подмечает характерные черты моделей, а также использует различные фактуры для передачи темпераментов. „Алексей Толстой“ (1911) вырезан из дерева, гладок и похож на языческого божка, бронзовый „Лев Толстой“ (1927) — будто гора мощной руды, а нервный „Лермонтов“ (1900) вылеплен из пластичного гипса, и на его застывшей мягкой поверхности еще видны следы страстных пальцев автора».
Старость. 1898-99 гг. Тонированный гипс. ММГ
А.С.Голубкина. Ваза «Туман». 1899. Гипс
· Сергей Коненков — крупнейший мастер ХХ века. Уже первая его работа, «Камнебоец», показала его наследственность лучших традиций русского реализма. Сын крестьянина Смоленской губернии Коненков получил художественное образование в Москве(учился вместе с А.С. Голубкиной в Училище живописи, ваяния и зодчества ). Его самобытное творчество развивалось своим путем и в целом не испытало импрессионистских и модернистских влияний. Постоянное обращение к классике, к древнегреческой архаике («Самсон разрывающий узы») и не менее постоянная тематика из мира народных русских преданий и народного быта (статуи «Великосил», «Стрибог», «Старичок-полевичок» и др.), обращение к резьбе по дереву тесно связывают Коненкова с национальными и демократическими тенденциями, имевшимися в отечественной скульптуре XIX в.
Коненков. «Камнебоец». Бронза. 1898 г.
Таким образом, можно заключить, что в рамках чрезвычайно богатого и разнообразного развития русского искусства рубежа XIX - XX веков один из самых выразительных примеров представляет русская скульптура. Многообразие форм бытования, освоение новых материалов, разнообразие путей обновления образного построения, композиционных решений и стилистических приемов свидетельствует о небывалом расцвете этого вида искусств, богатстве его репрезентации и мощном творческом потенциале.
26. Художественное объединение «Союз русских художников». История создания. Наиболее яркие представители. «Союз русских художников» - одно из самых крупных объединений художников России первой четверти ХХ в., возникшее в феврале 1903 г. В него вошли члены двух выставочных групп — «36 художников» и «Мир искусства».
История Союза русских художников (СРХ) начиналась в конце XIX века в двух российских столицах древней и новой: Москве и Санкт-Петербурге. Ведущая роль в создании Союза принадлежала Москве, что, кстати, подчеркивала эмблема первой выставки СРХ в 1903 году, автором которой был М.Л.Врубель - на изумрудно-зеленом фоне стилизованный герб Москвы - Георгий Победоносец пронзает змея. А облик, как первой, так и последующих выставок СРХ - а в них участвовали художники самых разных творческих объединений и направлений - определяли работы москвичей - воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), преимущественно пейзажистов.
За три десятилетия существования пейзажного класса в МУЖВЗ, с 1870 по 1900 год, преподаватели А.К.Саврасов (1870-1882), В.Д.Поленов (1882-1884), И.И.Левитан (1898-1900), сменяя друг друга, но сохраняя преемственность, создали новую школу живописи.
Именно А.К.Саврасову, как родоначальнику лирического пейзажа, удалось изменить укоренившееся мнение о пейзаже как о второстепенном жанре. На ученических выставках, регулярно проводимых в училище с 1873 года, произведения этого жанра постепенно начали преобладать, и уже через несколько лет природная среда заняла ведущее место, как в портретной, так и в жанровой живописи.
В 1882 году А.К.Саврасова на посту преподавателя пейзажного класса МУЖВЗ сменил В.Д.Поленов, который пришел в училище с четко сложившимися педагогическими взглядами. Широта творческого диапазона, всесторонние знания и эрудиция, а также человеческие достоинства Поленова привлекли в его класс К.А.Коровина, И.И.Левитана, А.Е.Архипова, С.А.Виноградова, С.Ю.Жуковского, Л.О.Пастернака и многих других живописцев. Именно с именем Поленова следует связывать начало пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве, ярко обозначенной в творчестве живописцев, впоследствии вошедших в Союз русских художников (СРХ).
Кроме непосредственно преподавания в училище Поленов с 1884 по 1892 годы устраивал на своей московской квартире рисовальные и акварельные вечера, где присутствовали самые одаренные из его учеников, а в 1889 году выступил инициатором проведения первой выставки этюдов в Московском обществе любителей художеств, где, к большой радости педагога, его ученики привлекли серьезное внимание ценителей живописи.
Недолгое преподавание (с 1889 по 1900 год) в училище И.И.Левитана также сыграло значительную роль в формировании московской школы живописи. Мастерская Левитана пользовалась большой популярностью и была многочисленна. В ней царила особая творческая атмосфера - от педагога ждали личных советов и наставлений, которыми, по свидетельству учеников, он делился с огромной радостью. Он развивал тонкое колористическое понимание природы, считая это качество важнейшим для живописца. Изумительную левитановскую пепельно-серую гамму можно увидеть в произведениях А.С.Степанова, М.Х.Аладжалова, П.И.Петровичева, С.Ю.Жуковского, А.Е.Архипова.
Также свою роль в формировании новой московской живописной школы сыграла преподавательская деятельность В.А.Серова и К.А.Коровина.
Таким образом, к концу XIX - началу XX века в Москве появилась новая художественная школа из числа бывших воспитанников МУЖВЗ. Однако у молодых живописцев возникало немало проблем в вопросах экспонирования своих произведений. Выбор был небольшой. К тому времени существовали Товарищество передвижников (ТПХВ) и Московское товарищество художников (МТХ), учрежденное в 1893 году. Далеко не всем художникам удавалось стать членами этих обществ. Из писем Поленова можно узнать о той напряженной, а порой враждебной атмосфере, которая царила в жюри Совета передвижных выставок, когда решался вопрос об участии молодых художников. Подобная ситуация часто складывалась и на выставках МТХ.
Естественно, у талантливой молодежи возникала мысль о создании своего объединения. Возглавить его предложили В.Д.Поленову. Но Поленов из благородства и коллегиальной этики, не желая соперничать со своими товарищами-передвижниками, отказался от этого предложения. Среди молодых художников также не нашлось достаточно яркого лидера, и идея общества не была реализована.
В Петербурге молодые художники объединились вокруг домашнего кружка А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, которые в конце века создали журнал " Мир искусства", а затем и выставочное объединение этого журнала. Под маркой этого журнала петербургские и московские художники с 1898 по 1903 год устраивали совместные выставки. Из москвичей в выставках " Мира искусства" участвовали М.А.Врубель, В.А.Серов, М.В.Нестеров, А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев, С.А.Виноградов, Н.В.Досекин, Л.О.Пастернак, В.В.Переплетчиков, С.Ю.Жуковский. Выставки проходили исключительно в Петербурге. Лишь в 1902 году Дягилев организовал выставку журнала в Москве.
Между тем отношения между двумя группами художников складывались далеко не безоблачно. Художественный облик выставок по-петербургски парадный, менторский тон С.П.Дягилева, и его субъективная политика в отборе произведений (москвичам попасть на выставку было несравненно сложнее, чем питерцам) вызывало недовольство московских художников. И в конечном итоге по инициативе С.А.Виноградова, Н.В.Досекина и В.В.Переплетчикова живописцы московской группы решились на устройство своей выставки в Москве, которая открылась 26 декабря 1901 года в залах Строгановского художественного училища. Выставка проходила под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. Принять участие в выставке решили 36 художников из Москвы и Петербурга (участие в выставке было свободным - выставка не имела жюри) и поэтому получила название " 36-ти художников". Из мирискусников в ней участвовали А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов. В канун художественного сезона 1902-1903 года в Москве почти одновременно прошли вторая выставка " 36-ти художников" и пятая, последняя, выставка журнала " Мир искусства". Несмотря на их успех, С.П.Дягилев принял решение о закрытии журнала и прекращении выставочной деятельности.
И снова московские художники выступили с инициативой создания нового объединения, но на этот раз уже московских и петербургских художников. В середине декабря 1903 года после продолжительных дебатов обеих сторон был принят проект устава и утвержден список членов " Союза русских художников". Согласно уставу, общество мыслилось как широкое творческое объединение современного по своим устремлениям искусства, где все пользовались одинаковыми правами, причем каждый член " Союза" имел право без жюри выставлять свои произведения в течение десяти лет со дня вступления. После чего это право должно быть возобновлено голосованием на общем собрании.
Первая выставка СРХ открылась в конце декабря 1903 года в Москве. Она была разнообразна по составу. Здесь нашли место все виды и жанры искусства: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство. Но основу выставки составляли пейзажи московских живописцев, исполненные, как правило, в импрессионистической манере. Петербуржцы представили главным образом графические произведения. Из известных мастеров в ней участвовали В.М.Васнецов, М.А.Врубель, И.С.Остроухов. Выставка обращала внимание необычным, роскошным оформлением - стены были изящно задрапированы тканями, залы украшали цветы и деревья.
Однако уже со второй выставки СРХ между художниками двух школ стали возникать прежние разногласия. Одной из главных причин вновь разгоревшегося спора стали разные представления о смысле красоты. Московские художники, идеологические наследники В.Д.Поленова, были приверженцами " реализма" в выборе сюжета и способа его отображения, что отражалось в энергичной, пастозной манере письма, использовании яркой и насыщенной палитры. Петербуржцы, наследники мирискусников, идеологом которых был С.П.Дягилев, были приверженцами утонченно-рафинированной красоты. Темами их произведений был в основном XVIII век, мир высшей знати, мир маркиз и королей. В искусстве такие настроения воплощались изысканностью линий, изощренностью силуэта, сдержанной и благородной гаммой тонов. Такой подход придавал художникам петербургской группы, с одной стороны, фантастическую уверенность в своих силах, а с другой - снисходительный и высокомерный тон в адрес своих оппонентов, в числе которых очень скоро оказались московские художники. Это привело к тому, что в скором времени " Союз" распался на две части. С 1908 года выставки в Петербурге и в Москве по инициативе петербуржцев проводятся независимо. Естественно, выставки расходятся по своей художественной концепции и составу участников, теряют свою художественную целостность. В 1910 году " Союз" практически распался после конфликта, вызванного " Художественными письмами" А.Н.Бенуа. В " Письмах", опубликованных в газете " Речь" в феврале - марте 1910 года он дал критическую оценку деятельности " Союза". Определив в качестве критерия художественную значимость произведения, он в достаточно резкой форме разделил художников на три группы: авангард, арьергард и балласт. Естественно, в последние две попали исключительно московские живописцы, что не могло не вызвать у москвичей ответной реакции. Увидев в поступке Бенуа нарушение коллегиальной этики, они поспешили выразить свое недовольство в письменной форме. В ответ почти вся петербургская группа во главе с А.Н.Бенуа вышла из состава Союза русских художников и учредила новое общество под старым названием " Мир искусства". Из москвичей " Союз" покинули В.А.Серов и И.Э.Грабарь.
Однако история " Союза" на этом не закончилась. После раскола он стал более сплоченным и стилистически однородным. Главной темой сюжетов по-прежнему осталась Россия, ее природа, история, традиции. В цветовом решении " союзники" отдавали предпочтения ярким, радостным, жизнеутверждающим тонам. Несмотря на то, что к 1910 году Союз покинули 17 человек петербургской группы, умерли С.В.Иванов и М.А.Врубель, VIII выставка Союза русских художников 1910 года имела грандиозный успех. В том же году " Союз" пополнился новыми членами. В его состав вошли Н.П.Ульянов, М.С.Сарьян, Н.П.Крымов, П.И.Петровичев, Л.В.Туржанский, А.В.Средин, С.Н.Судьбинин, Д.С.Стеллецкий.
Не менее успешными были и последующие выставки (IX, X, XI). Публика шла на выставку посмотреть что нового выставят Юон, Архипов, Малютин, Серов, Туржанский, Петровичев, Степанов и другие. Именно в этот период (с 1910 по 1914 годы) коллекция Третьяковской Галереи пополнилась лучшими произведениями деятелей СРХ благодаря стараниям попечителя Галереи И.С.Остроухова, который стремился посетить выставку непременно в первый день ее открытия и оставить за Галереей лучшие работы. По его рекомендации были приобретены " Ярмарка" К.Ф.Юона, " Ночной пейзаж" К.А.Коровина, церковные интерьеры В.В.Петровичева, парижские пейзажи Н.А.Тархова, интерьеры А.В.Средина, деревянная скульптура С.Т.Коненкова.
Однако, с 1911 года в " Союзе" стали проявляться новые отрицательные тенденции: " Союз" начал превращаться в замкнутую организацию с практически постоянным составом. Так из нового устава " Союза", принятого в 1911 году исчез пункт, в котором говорилось о праве каждого члена выставлять свои произведения на выставках объединения в течение десяти лет без жюри. 1911 год принято считать началом кризиса " Союза русских художников", который достиг своего максимума в 1914-1923 годах и привел к распаду " Союза". Нетрудно заметить, что максимум кризиса приходится на Первую мировую войну, февральские и октябрьские революционные события, гражданскую войну в России. Основной причиной кризиса называют политическую индифферентность художников. С 1917 по 1922 в выставочной деятельности " Союза" был пятилетний перерыв. В январе 1922 года открылась XVI выставка СРХ. Тогда же был обновлен состав " Союза". " Союзники" сразу принимают в свои ряды одиннадцать человек, среди них: Н.А.Андреев, В.Н.Домогацкий, Н.В.Крандиевская, О.С.Малютина, В.Н.Яковлев. Такого большого приема не было с 1910 года. В декабре того же года проходит XVII выставка, в которой кроме членов " Союза" принимали участие молодые художники. Однако выставка не пользовалась большой популярностью у публики. Сразу же после ее закрытия обсуждаются планы устройства следующей выставки. Эта XVIII " Весенняя выставка Союза русских художников", открывшаяся 13 мая 1923 года, стала последней.
27. Художественные объединения 1920-х г. («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Голубая роза», АХРР, ОСТ, ОМХ, «4 искусства» и т.д.) · Голубая Роза В конце XIX - начале XX века в Московском училище живописи, ваяния и зодчества сформировалось содружество шестнадцати молодых живописцев, получившее впоследствии название «Голубая роза». Сине-голубые тона – символ эпохи модерн. Их лидеры Павел Кузнецов и Пётр Уткин - были выходцами из старинного волжского города Саратова. Кроме них, в группу входили: А.А. Арапов, Н.Н. Феофилактов, Н.П. Крымов, Н.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, скульптор А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин в начале своего творческого пути и другие. М.А. Врубель принимал участие в их выставках. Они считали себя провозвестниками нового вида искусства, главной целью которого стало создание масштабной картины-панно, где синтезировались бы все виды искусства: живопись, архитектура, музыка, поэзия, а также театрально-декорационное искусство. Особое значение придавалось музыке с её бесконечностью, импровизационностью, одухотворённостью. Музыкальная ритмика картин заставляла жить их своей жизнью, создавала трансцендентное бытие, существуя вне реального времени и пространства. Выставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. С. Кузнецова и была организована на средства Н. П. Рябушинского — мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя. С Н. Рябушинским сотрудничали многие поэты-символисты того времени — Андрей Белый, Д. С. Мережковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов и др. Вполне вероятно, что именно Валерий Брюсов предложил название «Голубая роза». Основу выставки составляли работы участников более ранней экспозиции — «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. Московская выставка ознаменовала собой начало поздней фазы русского символизма. В сравнении с графически-линейными произведениями мастеров из Санкт-Петербурга, объединённых в «Мир искусства» и доминировавших в художественной жизни Российской империи начала XX века, работы молодых авторов из Москвы поразили зрителей нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Вместе с тем часть работ как бы предвосхищала появление авангардных направлений 1910-х годов — экспрессионизм, примитивизм. Выставку посетило более пяти тысяч человек. Художественное объединение мастеров «Голубая роза» прекратило своё существование в 1910 году. Часть участников отошли от символизма, но продолжали создавать романтически-одухотворённые образы. В 1920-е гг. некоторые из участников выставки вошли в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства».
· Четыре искусства (1924 - 1931) - объединение московских и ленинградских художников и архитекторов разных поколений, созданное в 1924 г. по инициативе прежних участников выставок обществ " Голубая роза" и " Мир искусства". Приоритетами художественного творчества объявлялись высокий профессионализм и эмоциональная содержательность произведений. Своей задачей члены объединения считали изучение специфики и синтетического взаимодействия основных видов искусства (живописи, графики, скульптуры), а также архитектуры, принципов градостроительства. Отсюда название " 4 искусства". Его членами-учредителями выступили: Е. М. Бебутова, Л. А. Бруни, И. С. Ефимов, К. Н. Истомин, А. Е. Карев, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, В. В. Лебедев, Л. М. Лисицкий, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, Н. А. Тырса, П. С. Уткин, В. А. Фаворский и др. В конце 1920-х гг. " 4 искусства" объединяло около семидесяти живописцев, графиков и скульпторов. Заметная роль в его деятельности принадлежала архитекторам И. В. Жолтовскому, В. А. Щуко, А. В. Щусеву и др. Объединение организовало выставки в Москве (1925, 1926, 1929) и в Ленинграде (1928). На них экспонировали свои работы и художники из Воронежа, Саратова, Тифлиса, других городов. Однако деятельность объединения не получила понимания официальных кругов. Приверженность традициям мирового искусства и культуры, стремление его членов к высокому профессионализму, упорная работа над совершенствованием художественной формы своих произведений как инструмента выразительности было названо " контрабандой" и " художественной контрреволюцией". Общество " 4 искусства" было обвинено в " узко-формалистических, по существу, буржуазных тенденциях". Ощутив на себе тяжелый идеологический прессинг, объединение в 1931 г. было вынуждено прекратить свою деятельность. · Ноль-десять - объединение художников кубо-футуристов, существовавшее в 1917 г. в Петрограде. Созданию объединения предшествовала выставка под названием " Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0, 10", состоявшаяся в декабре 1915 -- январе 1916 г. в Петрограде. Инициатором ее был И. А. Пуни, участниками -- Н. И. Альтман, К. Л. Богуславская, М. М. Васильева, В. В. Каменский, А. М. Кириллова, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова и др. На выставке были широко представлены супрематические работы К. С. Малевича (около сорока, в том числе знаменитый " Черный квадрат" ) и его последователей. Слово " последняя" в названии выставки, по мнению устроителей, должно было означать завершение кубо-футуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу -- беспредметности. Название " 0, 10" связано с идеей Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе " за ноль" (сформулированная в его брошюре " От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм", выпущенной в свет одновременно с открытием выставки). Участниками выставки декларировалась " свобода предмета от смысла, уничтожение утилитарности. Картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла…" В апреле 1917 г. Богуславская, Кириллова, Клюн, Малевич, Меньков, Попова, Пуни, Розанова и Удальцова объединились в общество под названием " 0, 10" и вступили в Союз деятелей искусств. В октябре--ноябре 1917 г. эта группа вошла в " Бубновый валет" и приняла участие в его последней выставке. · Бубновый валет (1910 -1917) В 1910 году выставка молодых художников с эпатажным заголовком Бубновый валет стала заметным явлением в культурной жизни Москвы. Налет скандальности был заключен в выражении " бубновый валет", ассоциировавшимся тогда со следующими понятиями: так называли каторжников, на арестантских робах которых был нашит бубновый туз; старинное французское жаргонное толкование самой игральной карты " плут, мошенник". Одним из вдохновителей и организаторов выставочной акции стал Михаил Ларионов. Среди участников мероприятия также были Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Роберт Фальк, братья Давид и Владимир Бурлюки. Выставка получила неоднозначные критические отклики в прессе и вызвала ошеломляющий интерес публики. Ноябрь 1911 года стал отправной точкой появления нового общества художников Бубновый валет - крупнейшего объединения раннего авангарда в России. Ядро группировки составили московские живописцы. В качестве учредителей выступили Кончаловский, Куприн, Машков, Рождественский. Бубновый валет вышел на авансцену русского искусства в то время, когда в глубоком кризисе находились консервативный академизм, недавно передовые направления символизм и модерн, серьезные затруднения испытывало передвижничество. Единой базовой платформой для членов нового союза явился отказ от академических традиций, стремление к " новому искусству", творческой свободе. Однако внутренние противоречия привели к раннему расколу бубнововалетцев: радикальная часть художников, произведения которых ориентировались на образцы народного и примитивного творчества, во главе с Ларионовым покинули объединение и организовали собственную выставку " Ослиный хвост" (1912). В 1916 - 1917 гг. произошел очередной раскол: Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк и другие умеренные художники вышли из группировки в знак протеста против активного внедрения в экспозицию супрематических произведений Малевича и его сторонников. Вслед за этим объединение Бубновый валет фактически прекратило свое существование.
· Ослиный хвост (1912-1913) - объединение художников, отделившихся от «Бубнового валета» и организовавших в 1912 г. в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества, одноименную выставку. Идейным вдохновителем «Ослиного хвоста» был М. Ларионов. В объединение входили Н. Гончарова, К. Малевич, В. Татлин и др. Название выставки связано с известным эпизодом художественной жизни Парижа: в 1910 г. в «Салоне независимых» группа мистификаторов выставили картину, якобы написанную ослом посредством хвоста. Противопоставляя себя «бубнововалетовцам», ориентировавшихся на современную французскую живопись, члены «Ослиного хвоста» попытались соединить в своем творчестве все современные достижения живописи с русским народным творчеством — лубком, иконописью, а также примитивизмом. Как и выставка «валетов», скандалом сопровождалась и выставка «Ослиного хвоста», пользовавшаяся популярностью у публики не столько из любви к современному искусству, сколько из обывательского интереса. К 1913 г. объединение «Ослиный хвост» фактически распалось. · Бытие (1921-1930) - объединение московских художников, основанное в 1921 г. группой выпускников Вхутемаса. В 1924-26 гг. пополнилось бывшими членами объединений НОЖ и " Московские живописцы". Члены общества: М. Н. Аветов, С. А. Богданов, А. А. Лебедев-Шуйский, П. П. Соколов-Скаля и др. Было организовано семь выставок " Бытия", в которых участвовали, помимо членов объединения, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. А. Осмеркин, Г. Г. Ряжский. Для художников этого объединения, сформировавшихся под влиянием " Бубнового валета", характерны живописные искания в пейзаже и натюрморте, а также обращение к советской тематике. Однако нечеткость программных установок привела " Бытие" к расколу, часть его членов перешла в АХРР. В 1930 г. объединение прекратило свое существование. · Новое общество живописцев (НОЖ) (1921-1924) –основано в 1921 г. в Москве выпускниками Вхутемаса (С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский). Возникло как оппозиционное беспредметному искусству. Обращаясь к сюжетной живописи, члены НОЖ использовали традиции народного лубка, приемы примитивизма и экспрессионизма. В 1922 г. участники НОЖ организовали выставку своих работ в Москве. Общество распалось в 1924 г. Ряд его членов перешел в АХРР и " Бытие" . · Московские живописцы (1925-1926) - общество художников, основанное в 1925 г. бывшими членами " Бубнового валета" и молодыми живописцами, вышедшими из " Бытия" . В общество входили около сорока художников, среди них: М. Н. Аветов, И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский, Б. Д. Королев, А. В. Лентулов, И. Н. Машков, В. В. Рождественский, Н. А. Удальцова, А. А. Осмеркин, Р. Р. Фальк и др. Основная задача, которую ставили перед собой художники объединения, -- соединить советскую тематику с живописными принципами постимпрессионизма и кубизма. В 1925 г. они провели в Москве выставку работ объединения. В 1926 г. " Московские живописцы" в полном составе вошли в АХРР, а на следующий год большинство членов общества покинули АХРР и организовали Общество московских художников. · Общество русских скульпторов (ОРС)(1926-1932) - объединение, основанное в 1926 г. в Москве. В него входили скульпторы различных направлений. Члены ОРС -- Н. А. Анреев, В. А. Ватагин, А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, В. И. Мухина, И. М. Чайков и др. -- ставили задачу сплочения ваятелей для развития советской скульптуры и осуществления плана монументальной пропаганды. ОРС организовало четыре выставки (1926, 1927, 1929, 1931). Прекратило свою деятельность в 1932 г · Общество художников-станковистов (1925-1932) Объединение художников, основанное в 1925 году в Москве выпускниками ВХУТЕМАСа. Члены ОСТа выступали за реалистическую живопись в обновленной форме, противопоставляя ее беспредметному искусству и конструктивизму. Название группировки - Общество художников-станковистов - было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных остовцам живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради задач художественно-производственных, что членам будущего ОСТа пришлось не по нраву. Ядро общества сложилось несколько раньше, в 1923-24 г., когда будущие " остовцы", в то время члены разных групп, участвовали в " Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства". В 1924 году состоялась Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства.
Основные темы: v индустриализация России, недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека. v жизнь города и городского человека 20 века. v массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика), который также стал характерной особенностью жизни советского общества. Само же объединение в первоначальном составе просуществовало недолго. Уже в 1928 году внутри него четко определились две группы художников, отличающиеся своими творческими позициями: Одна из групп (в нее входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм. Другая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере предпочтя лиричность и живописность. Особое художественное свойство произведения, способность передавать непрестанную изменчивость окружающего мира, воспроизводить разнообразные явления жизни в их динамике, подвижности, текучести, многообразии. В конце концов, собственно ОСТ и его наследники, наряду со всеми другими художественными объединениями, оказалась распущена в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций». · Ассоциация художников революционной России ( АХРР; с 1922 - 1932) основана в Москве в мае 1922. 1 мая 1922 г. на Кузнецком мосту открылась " Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим", которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР. Главной задачей члены Ассоциации считали создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников. Ахровцы боролись с левыми направлениями в искусстве, наносившими, по их мнению, большой вред реалистической живописи, стремились доказать неоходимость существования станковой сюжетной картины, боролись с лозунгом " искусство для искусства". Первыми членами АХРР стали ее учредители: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский, А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, Е. А. Кацман, В. В. Карев, Н. Г. Котов, С. В. Малютин, С. А. Павлов, С. В. Рянгина, Н. Б. Терпсихоров, Б. Н. Яковлев и др. Организация стремительно разрасталась. Уже к лету 1923 г. Ассоциация насчитывала около трехсот членов; стали возникать ее областных и республиканские филиалы, к 1926 г. их было уже около сорока. В числе первых появились филиалы в Ленинграде, Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону. В АХРР коллективно вливались участники других художественных объединений. Так, в 1924 г. в Ассоциацию вошли члены Нового общества живописцев, в 1926 г. -- группа " бубновалетовцев", в 1929 -- художники из объединения " Бытие", в 1931 -- из общества " Четыре искусства". В 1920-е гг. Ассоциация приобретала все большее число сторонников, пользовалась поддержкой государства и укрепляла свои позиции, обрастая новыми структурами. Так, в 1925 г. по инициативе учащихся москвских и ленинградских художественных вузов создается объединение молодежи АХРР -- ОМАХРР, которое вскоре обрело статус автономной организации со своим уставом. Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е гг. стали выставки. За десятилетие ее существования состоялось одиннадцать крупных выставок. Кроме того, ахровцы участвовали в XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928), в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929), а также показали самостоятельную выставку в Кёльне (1929). Параллельно за период 1923-31 гг. прошло более семидесяти выставок филиалов АХРР. Ахровцы ввели в свою практику тематический принцип выставок: " Жизнь и быт Красной Армии" (1922), " Жизнь и быт рабочих" (1922), Революция, быт и труд" (1924 и 1925), " Искусство в массы" (1929) и др. От них берет начало традиция придавать выставкам форму своеобразного художественного отчета. В 1924 г. была создана издательская часть АХРР, которая выпускала цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. С 1929 г. ахровцы издавали журнал " Искусство в массы" (вышли двадцать номеров). Деятельность Ассоциации была прекращена в 1932 г. специальным Постановлением ЦК ВКП(б). · ОКТЯБРЬ (1928-1932) (Объединение новых видов художественного труда " ОКТЯБРЬ" ) - творческое объединение, основанное в 1928 г. в Москве. В него входили представители различных видов искусства: живописцы, прикладники, архитекторы, художественные критики и т. п. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2374; Нарушение авторского права страницы