Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религиозная правовая семья (генезис, структура, тенденции развития).Стр 1 из 4Следующая ⇒
Религиозно-правовая семья. Для религиозно-правовой семьи характерно, что правом являются религиозные нормы или религиозная доктрина. Государство освящает своей волей и силой религиозные предписания. Фактически государство и религия в определенном смысле сливаются, действуют воедино. Учитывая многообразие религий, данная правовая семья подразделяется на отдельные религиозно-правовые системы: o семья (система) мусульманского права; o семья (система) индусского права; o семья (система) иудаистского (иудейскою) права и др. К странам мусульманского права (или с сильным влиянием мусульманского права) можно отнести Алжир, Египет, Сирию, Иран, Пакистан, Ливию, Судан, Йемен и др. В этих странах право построено на нормах ислама. Правом являются нормы, проистекающие из Корана, Сунны (сбор-пика преданий о жизни Мухаммеда) и других религиозных источников. Считается, что правоверный человек должен поступать так, как требует Аллах. Эти требования он возвестил через своего пророка Мухаммеда. Все, что говорил и делал Мухаммед, - правила (нормы), которые следует соблюдать. В исламе господствует идея теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. Из изложенного видно, что если в континентальном европейском праве норма - это предписание законодателя, то в мусульманском праве норма - это предписание Аллаха мусульманам. Данные Аллахом правила - это догмы, основанные на вере, а посему они зачастую иррациональны, лишены логики. Их нельзя отменить, поправить, они - для бесспорного и абсолютного исполнения. В таких условиях искусство судьи состоит в том, чтобы адаптировать религиозно-правовые нормы к реальным общественным отношениям, с помощью юридических уловок и фикций прийти к нужному заключению. По своей структуре мусульманское право подразделяется на отдельные отрасли, регулирующие личный (семейный) статус, имущественные отношения, административно-правовую сферу, применение мер ответственности, международное право и др. Кроме того, мусульманское право разделяется на две основных ветви - суннитскую и несуннитскую (в соответствии со сложившимися в исламе религиозными течениями). Влияние норм индуистской религии ощущается в правовых системах Индии, Пакистана, Бирмы, Сингапура, Малайзии, Танзании, Уганды, Кении и др. Суть религии - вера в перерождения человека с учетом его кармы (т.е. по закону соответствия поступка и воздаяния за него). Если человек совершенствуется в семье, обществе, то его благое поведение ведет к приятным перерождениям. Если же, наоборот, совершил убийство, в одном из следующих перерождений он сам будет убит или попадет в ад, где подвергнется мучительным пыткам. В издаваемых государством нормах права очень сильно влияние данной религиозной доктрины. Иудаизм как религия присутствует в правовой системе Израиля и придаст ей своеобразие, несмотря на то, что Израиль формально - светское государство. Это переплетение и порождает феномен, который можно назватьиудаистским (иудейским)правом. Как известно, центральной идеей религии является идея избранности. Согласно иудейским представлениям, бог решил из одного человека - Аврама (Авраама), потомка Ноя (" Ноев ковчег" ), создать еврейский народ для выполнения особой задачи. Авраам фактом своего избрания как бы вступил с богом в договорные отношения, фактически в вечный союз, и взял на себя обязательства, которые сохраняют силу для всех его потомков: " ходить перед богом" и " быть непорочным", т.е. перемещаться по всему миру между всеми народами, быть всегда открытым для бога, честным, искренним перед ним и преданным ему душой, выполнять заветы и заповеди, соблюдать запреты, посты, обряды. Нарушение этих предписаний можно рассматривать как нарушение союза с богом. Со своей стороны, бог обещал Аврааму и его потомкам " землю Ханаанскую во владение вечное" (называемую Палестина, Эрец-Исраэль и др.). Следовательно, все право, действующее в обществе, должно основываться на нормах договора между богом и народом, т.е. содержит волю бога и общества. Источниками права, таким образом, зримо или незримо являются Священное писание (Тора и др.), Талмуд - собрание толкований Торы и другие религиозные книги. Положения Талмуда до XI в. использовались во многих государствах Азии и Северной Африки в области уголовного, гражданского права, судебной процедуры. В Европе, в ряде европейских стран в средние века большую роль играло так называемое каноническое право -совокупность норм, содержащихся в актах католической церкви. Значительная часть этих норм касалась брачно-семейных и имущественных отношений, а также организации внутри церковной жизни. Нормами канонического права в значительной степени определяется и функционирование Ватикана.
Религиозная правовая семья (генезис, структура, тенденции развития). Правовая семья – это совокупность правовых систем современности, объединенных по общности истоков формирования, источников права и специфики устройства самого права. Правовая семья – это категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития. Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Проще говоря, это совокупность всех правовых явлений, действующих в конкретном государстве. Традиционно выделяют: Романо-германскую, англо-саксонскую, религиозную, социалистическую и традиционную правовые семьи. Религиозная правовая семья – включает в себя мусульманское право и индусское право. 1. Мусульманское право: страны: Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ. Генезис: мусульманское право сложилось в результате деятельности пророка Мухаммеда в 7 веке и распространения мусульманской религии по Востоку. Структура: - основным источником права является норм религии – ислама – нормы шариата, которые содержатся в религиозных текстах – Коран (священная книга ислама), Сунна (высказывания пророка Мухаммеда), Иджма (толкование Корана), Кийяс (судебная практика по Корану). - право не делится на частное и публичное, право четко не делится на отрасли. - отсутствует кодификация законодательства. 2. Индусское право: государства Индостана (Индия), основными источниками стали религиозные тексты индуизма – веды, драхмашастры. Широкого распространения не получило. Тенденции развития: в настоящее время в свете глобализации, происходить смешение правовых систем и правовых семей современности. В англо-саксонской правовой семье набирает силу как источник права закон, в романо-германской – судебный прецедент, в мусульманском праве – и закон, и прецедент. Поэтому уже сложным становиться четко разграничить страны и отнести их к той или иной правовой семье.
Религиозное право Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 декабря 2015; проверки требует 1 правка.
Ватиканский кодекс Религио́ зное пра́ во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется волябожества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях. Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называетсярелигиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом. Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы. Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия. В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами. Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права. Содержание · 1Христианское право o 1.1Каноническое право o 1.2Церковное право · 2Мусульманское право · 3Индуистское право · 4Иудейское (еврейское) право · 5Буддийское право · 6Синтоистское право · 7Зороастризм · 8См. также · 9Источники · 10Ссылки Христианское право
Моисей держит в руках скрижали с Десятью заповедями Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например, брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.
Кодекс канонического права Каноническое право Основная статья: Каноническое право Каноническое право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахом Грацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участии Римской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих[источник не указан 1339 дней]. Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный вВатикане. Церковное право Основная статья: Церковное право Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, наУкраине и в Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности. Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам. Мусульманское право Основные статьи: Шариат, Фикх
Развод супругов вШариатском суде. Османскаяминиатюра, XVIII век Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.
Коран — священная книга мусульман Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книгаислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии. Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником. Индуистское право Основная статья: Индуистское право Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современной Индии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников. Иудейское (еврейское) право Основные статьи: Галаха, Еврейское право
Свиток Торы
Кодекс Алеппо — древнее Еврейское Писание Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками прававыступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и очень ограниченно, так как Израиль —светское государство. Буддийское право Основная статья: Буддизм Буддийское право возникло в Индии в VI веке до н. э. в результате учения Будды. На сегодняшний день распространено в Индии и ряде сопредельных стран Юго-Восточной Азии, а также в нескольких странах Дальнего Востока. Буддийское право не существует в чистом виде, оно закреплено в национальных правовых системах некоторых стран в форме некой традиции, и в каждой стране она имеет свои особенности. Верховным наставником для буддистов является Далай-Лама, ныне проживающий в изгнании в Индии. Синтоистское право Основная статья: Синтоизм Синтоистское право действует фрагментарно в одной стране — Японии. Зачастую сложно выявить его сферу действия, так как в Японии действует и буддизм, постоянно конкурирующий с синтоизмом. Япония к тому же является светским государством. Однако и буддизм и синтоизм оказали влияние на развитие её правовой системы. Зороастризм Основная статья: Зороастризм Зороастризм является одной из древнейших религий, приверженцы которой живут преимущественно в Индии и Иране. Предписания этой религии на сегодня соблюдаются в общинах, исповедующих её, и касаются, прежде всего, права личного статуса (рождение, брак, завещание).
Религиозно-правовая семья.
Религиозно-правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и т.д). Основным источником мусульманского права является Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления в достаточной степени юридического характера. Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты) изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества.
П-ТГП Национальная правовая система — конкретно-историческая система права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны, государства. Национальная правовая система — составная часть того или иного общества. Она отражает его экономические, политические, культурные и иные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем (например, национальная правовая система России или Белоруссии). Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего англоамериканского права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Так, ро-мано-германская правовая семья (Франция, Германия, Италия, Испания и др.) сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII в., на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Во всех странах германо-романской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституционных законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля над конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества. В соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. В правовой доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и свободные тексты норм. Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например законы об акционировании. Количество их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства. Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все более возрастает) роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. Достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости — и вне закона. Учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон, можно говорить о судебном прецеденте (как источнике права) лишь как о некотором исключении, не затрагивающим исходного принципа господства закона. Принципиально важно, что судья не превращается в законодателя. Этого стараются добиваться в странах романо-германской правовой семьи. В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Англо-американское общее право включает в себя группу права с характерным для мышления, присущим буржуа в таких странах, где в силу исторических особенностей развития капитализма сохранилась настороженность к высшей власти, ее концентрации, поддерживался в противовес ей престиж судебной систе- 12. Система права и системы законодательства: понятие, структура и соотношения 239 мы. В эту семью наряду с США и Великобританией входят Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также государства — члены Британского Содружества. Семья общего права, как и римского права, развивалась на основе принципа «право там, где есть его защита». Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования, это право в своей основе является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В последние десятилетия в США, как и в Великобритании, появились новые тенденции. Право перестало рассматриваться только как средство разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан орудие, способствующее созданию общества нового типа и именно для этого предназначенное. Мусульманское право — совокупность норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право имеет четыре источника: 1) Коран (священную книгу ислама); 2) сунну, или традиции, связанные с посланцем бога; 3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества; 4) кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского права относятся архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. Для приспособления мусульманского права к действительности используются способы, находящиеся вне мусульманского права, — соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права религиозными наряду с судами (кади) всегда есть и другие суды, применяющие обычаи и законодательные акты (регламенты) власти. Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на категории, каждая из которых III. Проблемы теории права Глава имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, справедливости. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами общего права. Сложилось нечто вроде англо-индусского права, т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда, с определенными ограничениями. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Для славянской правовой семьи характерна тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на мирском жизнепонимании бога и человека (католицизм) и не на благословлении бога и человека (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжание, благочестие и т.д.). Правовые источники славянской правовой семьи (Россия, Белоруссия, Украина, Польша, Сербия и др.) через Византию унаследовали законодательные традиции римского права, и они примыкают к романо-германской правовой семье. Ведущий элемент славянской правовой семьи — российская правовая система. Ее историческими, региональными и юридическими источниками выступают три таких различных на первый взгляд законодательных массива, как право Российской империи, советское право и современное российское право, чья противоположность, однако, во многом была связана лишь со специфическими особенностями права СССР, обусловленными социалистической идеологией. Вне рамок этой идеологии можно говорить о преемственном процессе развития одной и той же правовой системы России. Также П - ТГП
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 12236; Нарушение авторского права страницы