Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы решения задач на компьютере



Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации предназначены для обучающихся второго курса по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)», изучающих дисциплину « Основы алгоритмизации и программирование ».

По данной дисциплине учебным планом для обучающихся предусматривается выполнение практических/лабораторных работ, выполняемых обучающимися самостоятельно. Каждая практическая/лабораторная работа состоит из нескольких заданий. Задания имеют сквозную нумерацию. При выполнении лабораторных работ и заданий следует придерживаться последовательности, предложенной в рекомендациях, так как формулировка некоторых заданий может опираться на результаты заданий, им предшествующих. Последнее задание каждой практической/лабораторной работы содержит перечень вопросов, на которые обучающийся должен будет ответить при защите этой работы.

Методические рекомендации состоит из разделов, соответствующих практическим/лабораторным работам. Каждый раздел содержит тезисное описание теоретического материала, необходимого для выполнения соответствующей работы.

Практические/лабораторные работы выполняются в компьютерном классе, 14 рабочих станций которого объединены в локальную сеть под управлением операционной системы Microsoft Windows Server 2008 Enterprise Edition.

На рабочих станциях установлена операционная система Windows 7 и лицензионный пакет Microsoft Visual Studio 2010 Express Edition с локальной справочной системой.

Основная цель практической/лабораторной работы – приобретение обучающимися навыков применения языка программирования Visual Basic 2010 Express.

Выполнение заданий практической/лабораторной работы, за небольшим исключением, сводится к разработке программы на языке программирования Visual Basic 2010 Express. В результате выполнения практических/лабораторных работ по теме «Основы алгоритмизации и программирования» студент должен знать основные операторы для составления кода программы, основные элементы интерфейса интегрированной среды Visual Basic 2010 Express, уметь работать с конструктором форм и отладчиком для создания проектов, настраивать элементы среды Visual Basic 2010 Express.

Теоретическая часть

Этапы решения задач на компьютере

Работа по решению любой задачи с использованием компьютера делится на следующие этапы:

- Постановка задачи

- Формализация задачи

- Построение алгоритма

- Составление программы на языке программирования

- Отладка и тестирование программы

- Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Постановка задачи

Постановка задачи заключается в анализе того, что дано и что требуется найти. На этом этапе важно определить полный набор исходных данных, необходимых для получения решения.

Пример 1. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам a и b катетов.

Анализируем полноту исходных данных для решения этой задачи. Из геометрии известно, что для построения треугольника достаточно задать либо одну сторону и два угла, либо две стороны и один угол, либо три стороны. Из условия нашей задачи следует, что треугольник имеет один угол (прямой) и заданы его прилегающие стороны (два катета), из чего следует, что исходных данных для построения треугольника достаточно. Периметр является суммой всех сторон треугольника. Третья сторона треугольника (гипотенуза) не задана в условии задачи, однако может быть вычислена, исходя из правила – квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Площадь прямоугольного треугольника вычисляется как половина произведений катетов. Из изложенного следует, что исходных данных достаточно для решения поставленной задачи.

Пример 2. Дано значение a. Не используя никаких функций и никаких операций, кроме умножения, получить значение a8 за три операции и a10 за четыре операции.

Анализируем полноту исходных данных для решения этой задачи. Исходное число задано и, в данном случае, нам необходимо определить возможность получения нужных результатов с использованием только операции умножения. Из алгебры известно, что a2=a*a, a2*a2=a4, a4*a4=a8, a8*a2=a10. Следовательно, задача разрешима при заданных исходных данных.

Задания для обучающихся

Задание 1. Вычислить длину окружности и площадь круга одного и того же заданного радиуса R.

Задание 2. Заданы координаты трех вершин треугольника (x1, y1), (x2, y2), (x3, y3). Найти его периметр и площадь.

Задание 3. Известна длина окружности. Найти площадь круга, ограниченной этой окружностью.

Задание 4. Треугольник задан величинами своих углов. Найти стороны треугольника.

Задание 5. Прямоугольный треугольник задан длиной катетов и гипотенузы. Определить угол, прилегающий к меньшему катету.

Задание 6. Задано действительное число. Найти квадратный корень этого числа.

Формализация задачи

Этап формализации задачи обычно заключается в построении математической модели – задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений.

Пример 1:

Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам a и b катетов.

Вводим обозначения: P – периметр, S - площадь прямоугольного треугольника. Используя знания из геометрии, записываем: P=a+b+ , S = (a*b)/2.

Пример 2. Дано значение a. Не используя никаких функций и никаких операций, кроме умножения, получить значение a8 за три операции и a10 за четыре операции.

Вводим обозначения: A2 - значение a2, A4 - значение a4, A8 - значение a8, A10 значение a10. Записываем A2 = a*a, A4 = A2*A2, A8 =A4*A4, A10 =A8*A2.

Задания для обучающихся.

Задание 1. Вычислить длину окружности и площадь круга одного и того же заданного радиуса R.

Задание 2. Заданы координаты трех вершин треугольника (x1, y1), (x2, y2), (x3, y3). Найти его периметр и площадь.

Задание 3. Известна длина окружности. Найти площадь круга, ограниченной этой окружностью.

Задание 4. Треугольник задан величинами своих углов. Найти стороны треугольника.

Задание 5. Прямоугольный треугольник задан длиной катетов и гипотенузы. Определить угол, прилегающий к меньшему катету.

Задание 6. Задано действительное число. Найти квадратный корень этого числа.

Данные и процессы

При составлении алгоритмов различают данные и процессы. Данные (data) – абстрактное представление сущностей предметной области, рассматриваемые и понимаемые людьми в определенном смысле. Компьютеры обрабатывают данные без какого-либо понимания того, что эти данные представляют.

Атрибут данных (data attribute) – параметр данных, относящийся к их структурным свойствам, используемый для указания контекста данных и придания им смыслового значения.

Тип данных (data type) – в программировании: характеристика набора данных, которая определяет диапазон возможных значение этого набора, допустимые операции, которые можно выполнять над этими значениями и способ хранения этих значений в памяти компьютера. Понятие тип данных делает манипулирование данными более абстрактным и скрывает лежащее в его основе двоичное представление данных.

Данные различны по своим структурным свойствам. Так, в качестве данных могут служить числа (целые, вещественные), файлы, массивы данных (таблицы), изображения и т. п. По отношению к программе данные делятся на исходные, промежуточные и окончательные. Исходные данные заданы в условии задачи. Обычно исходные данные задаются с некоторого устройства ввода. Промежуточные данные образуются в процессе выполнения алгоритма в качестве вспомогательных переменных. Окончательные данные представляют собой результат исполнения алгоритма. Обычно окончательные данные выводят на некоторое устройство вывода.

Процесс – это действие, которое выполняется над данными. Различают следующие основные процессы:

- Присваивание;

- Ввод;

- Вывод;

- Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре, функции);

- Ветвление;

- Цикл.

Смысл и назначение каждого процесса будет раскрываться по мере изложения материала.

Программа (приложение) – последовательность инструкций на машинном языке по обработке данных, выполняемых компьютером по некоторому алгоритму для достижения заданной цели.

Интерфейс программы (приложения) предназначен для управления вводом, обработкой и выводом данных.

Основные понятия об алгоритмах

Понятие алгоритма

Понятие алгоритма является одним из основных понятий современной математики. Еще на самых ранних ступенях развития математики (Древний Египет, Вавилон, Греция) в ней стали возникать различные вычислительные процессы чисто механического характера. С их помощью искомые величины ряда задач вычислялись последовательно из исходных величин по определенным правилам и инструкциям. Со временем все такие процессы в математике получили название алгоритмов (алгорифмов).

Термин алгоритм происходит от имени средневекового узбекского математика Аль-Хорезми, который еще в IX в. (825) дал правила выполнения четырех арифметических действий в десятичной системе счисления. Процесс выполнения арифметических действий был назван алгоритмом.

С 1747 г. вместо слова алгоризм стали употреблять алгорисмус, смысл которого состоял в комбинировании четырех операций арифметического исчисления — сложения, вычитания, умножения, деления.

К 1950 г. алгорисмус стал алгорифмом. Смысл алгорифма чаще всего связывался с алгорифмами Евклида — процессами нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, наибольшей общей меры двух отрезков и т.п.

Под алгоритмом понимали конечную последовательность точно сформулированных правил, которые позволяют решать те или иные классы задач. Такое определение алгоритма не является строго математическим, так как в нем не содержится точной характеристики того, что следует понимать под классом задач и под правилами их решения.

Характеристики исполнителя

Всякий алгоритм составляется в расчете на конкретного исполнителя с учетом его возможностей. Для того чтобы алгоритм мог быть выполнен, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя. Каждая команда алгоритма должна определять однозначно действие исполнителя. Такое свойство алгоритмов называется определенностью (или точностью) алгоритма.

Алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его систему команд. Это свойство алгоритма называется понятностью. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составленным алгоритмом.

Требования к алгоритмам

Алгоритмом, таким образом, называется система четких однозначных указаний исполнителю, которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и после конечного числа шагов приводит к получению требуемого результата.

Свойства алгоритмов. Каждое указание алгоритма предписывает исполнителю выполнить одно конкретное законченное действие. Исполнитель не может перейти к выполнению следующей операции, не закончив полностью выполнения предыдущей. Предписания алгоритма надо выполнять последовательно одно за другим, в соответствии с указанным порядком их записи. Выполнение всех предписаний гарантирует правильное решение задачи.

Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к решению задачи, к достижению цели. Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции (выполняемые исполнителем по определенным командам) — важное свойство алгоритмов, называемое дискретностью.

Анализ примеров различных алгоритмов показывает, что запись алгоритма распадается на отдельные указания исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Каждое такое указание называется командой. Команды алгоритма выполняются одна за другой. После каждого шага исполнения алгоритма точно известно, какая команда должна выполняться следующей. Алгоритм представляет собой последовательность команд (также инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта).

Таким образом, выполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и вместе с тем получать нужный результат. В этом случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это очень важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализовало процесс, исключило рассуждения. Если обратиться к другим примерам алгоритмов, то можно увидеть, что и они позволяют исполнителю действовать формально. Таким образом, создание алгоритма дает возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности.

Построение алгоритма для решения задачи из какой-либо области требует от человека глубоких знаний в этой области, бывает связано с тщательным анализом поставленной задачи, сложными, иногда очень громоздкими рассуждениями. На поиски алгоритма решения некоторых задач ученые затрачивают многие годы. Но когда алгоритм создан, решение задачи по готовому алгоритму уже не требует каких-либо рассуждений и сводится только к строгому выполнению команд алгоритма.

Алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его систему команд. Это свойство алгоритма называется понятностью. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составленным алгоритмом.

Еще одно важное требование, предъявляемое к алгоритмам, — результативность (или конечность) алгоритма. Оно означает, что исполнение алгоритма должно закончиться за конечное число шагов.

Разработка алгоритмов — процесс творческий, требующий умственных усилий и затрат времени. Поэтому предпочтительно разрабатывать алгоритмы, обеспечивающие решения всего класса задач данного типа. Например, если составляется алгоритм решения кубического уравнения ах3 + bx2 +cx + d = 0, то он должен быть вариативен, т.е. обеспечивать возможность решения для любых допустимых исходных значений коэффициентов а, Ь, с, d. Про такой алгоритм говорят, что он удовлетворяет требованию массовости. Свойство массовости не является необходимым свойством алгоритма. Оно скорее определяет качество алгоритма; в то же время свойства дискретности, точности, понятности и конечности являются необходимыми (иначе это не алгоритм).

Практическая часть

Практическая часть методических указаний содержит руководство и задания по 32 лабораторным работам, относящимся к разделам:

Запись алгоритмов в словесной и в графических формах;

Запись решения на псевдокоде;

Составление программ на языке программирования Visual Basic 2010 Express.

По результатам лабораторной работы обучающиеся составляют и защищают отчет.


 

Лабораторная работа 1

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является ознакомление со словесной формой записи алгоритмов.

В процессе лабораторной работы решаются задачи словесного описания алгоритмов на примере решения следующих задач:

1. Вычисление факториала числа;

2. Нахождение минимального числа последовательности.

Теоретические сведения

Алгоритмы можно записывать по-разному. Форма записи, состав и количество операций алгоритма зависят от того, кто будет исполнителем этого алгоритма. Если задача решается с помощью ЭВМ, алгоритм решения задачи должен быть записан в понятной для машины форме, т. е. в виде программы. Всякий алгоритм может быть:

записан на естественном языке (словесное представление алгоритмов);

изображен в виде блок-схемы;

записан на языке программирования.

Лабораторная работа 2

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является ознакомление с формами записи алгоритмов в виде блок-схем.

В процессе лабораторной работы составляются алгоритмы в виде блок-схем на примере решения следующих задач:

1. Нахождение максимального элемента массива

2. Нахождение корней квадратного уравнения.

Теоретические сведения

Схема алгоритма — графическое представление алгоритма. Каждый пункт алгоритма отображается на схеме некоторой геометрической фигурой — блоком — и дополняется элементами словесной записи. Правила выполнения схем алгоритмов регламентирует ГОСТ 19.002—80 (единая система программной документации).

Блоки на схемах соединяются линиями потоков информации. Основное направление потока информации идет сверху вниз и слева направо (стрелки могут не указываться), снизу вверх и справа налево — стрелка обязательна. Количество входящих линий для блока не ограничено. Выходящая линия должна быть одна (исключение составляет логический блок).

Начало и конец схемы алгоритма (вход в программу или выход из программы)
Описание данных (переменных), описание процесса, вычисления
Ввод данных или вывод данных
Ветвление: выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от результата выполнения некоторого условия
Используется совместно с блоком Ветвление. Позволяет строить циклические алгоритмы «Пока», «До», «Для»
Вызов вспомогательного процесса (процедуры, подпрограммы, функции)

Задание 1. Нахождение максимального элемента массива

Дан массив 10 чисел. Найти его максимальный элемент.

Используя Программу блок-схем построить и проверить алгоритм решения задачи.

Задание 2. Нахождение корней квадратного уравнения.

Дано квадратное уравнение. Найти его корни.

Используя Программу блок-схем построить и проверить алгоритм решения задачи.

Лабораторная работа 3

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является знакомство с примерами использования стандартных функций на псевдокоде.

Теоретические сведения

Один из методов представления алгоритмов является представление в псевдокодах. Данное представление – это частичный возврат к сценарию. Также как и в представлении в виде сценария запись алгоритма в псевдокодах разбивается на предложения, при этом каждое предложение описывает некоторый шаг алгоритма.

Для записи предложений используются:

русский язык,

формальные языки предметных областей, в которых решается исходная задача;

ключевые слова псевдокодов.

Для реализации псевдокодов, в них резервируются следующие ключевые слова:

АЛГОРИТМ,

НАЧАЛО_алгоритма,

КОНЕЦ_алгоритма,

ПОДАЛГОРИТМ,

НАЧАЛО_вспомогательного алгоритма,

КОНЕЦ_вспомогательного алгоритма,

НАЧАЛО_описания переменных,

КОНЕЦ_описания переменных,

НАЧАЛО_если < условие>,

ТО,

ИНАЧЕ,

КОНЕЦ_если,

НАЧАЛО_цикла с предусловием < условие входа в цикл>,

КОНЕЦ_цикла с предусловием,

НАЧАЛО_цикла с постусловием,

КОНЕЦ_цикла с постусловием < условие выхода из цикла>,

НАЧАЛО_цикла с параметром < параметр, его диапазон и шаг>,

КОНЕЦ_цикла с параметром < параметр цикла>.

Основное внимание при представлении алгоритма в псевдокодах уделяется структуре алгоритма. Особенность псевдокодов заключается в том, что каждое предложение начинается со звездочки или нескольких звездочек. В псевдокодах звездочка используется как индикатор начала строки. В псевдокодах вместо звездочек, в принципе, можно использовать любые другие символы (например: пробел, – как это делается в школьном алгоритмическом языке, но это менее наглядно). Число звездочек определяет уровень вложенности (о вложенности структур алгоритма читай далее) данного предложения в алгоритме, то есть одна звездочка – первый уровень вложенности, две звездочки – второй уровень вложенности и т.д. Исключением является только нулевой уровень, в котором звездочки отсутствуют. Звездочки используются по той простой причине, что данный символ, используемый в языках программирования как символ умножения, никогда не стоит в начале предложения, но в данном случае позволяют структурировать алгоритм, то есть подчеркнуть, выделить структуры алгоритма, уровень их вложенности.

Звездочки в псевдокодах позволяют решить (попутно) еще одну задачу. При кодировании алгоритма в конкретном языке программирования звездочки кодируются пробелами, тем самым структура алгоритма будет определять структуру блока операторов.

ПРАВИЛО ЗВЕЗДОЧЕК.

Правила звездочек:

1)число звездочек в первом и последнем предложениях должно быть одинаково;

2)количество звездочек от одного предложения к другому не изменяется, если только в них не встречаются ключевые слова НАЧАЛО…, КОНЕЦ….

3)число звездочек в предложениях, следующих после предложения, словом НАЧАЛО … увеличивается на одну;

4)число звездочек в предложениях, имеющих слово КОНЕЦ…, уменьшается на одну по сравнению с предыдущим.

Пример записи алгоритма на псевдокоде:

НАЧ

ЦЕЛ N, min;

МАССИВ arr[N];

ЦЕЛ i;

min = arr[0];

НЦ (i=0; i < N; i++)

ЕСЛИ (arr[i]< min)

ТО min=arr[i];

КЦ

ВЫВОД min;

КОН

Задание 1. Написать программу на псевдокоде

Поменять местами переменные X и Y.

Задание 2. Написать программу на псевдокоде

Найти сумму первых 10 чисел натурального ряда.

6.5 Контрольные вопросы

1. Происхождение термина алгоритм

2. Понятие алгоритма

3. Характеристики исполнителя

4. Требования к алгоритмам

5. Формы записи алгоритмов

6. Базовые структуры алгоритмов и их назначение

7. Этапы решения задач на компьютере

8. Запись решения задачи на псевдокоде.

6.6 Домашние задания

Дать словесные описания алгоритмов решения задач.

Задание 1. Имеются два кувшина емкостью 3 и 8 л. Необходимо составить алгоритм, с помощью которого, пользуясь только этими двумя кувшинами, можно набрать 7 л воды.

Задание 2. Задача о Ханойской башне.

Задание 3. Задача Иосифа Флавия.

Задание 4. Алгоритм Эвклида нахождения НОД.

6.7 Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте базовые структуры алгоритмов.

2. Дано число X и последовательность действий:

• умножить полученное число на 2;

• сообщить результат;

• разделить X на 3;

• вычесть из полученного числа 5;

• прибавить к полученному числу 7.

Сколько и каких различных алгоритмов можно составить из этой последовательности действий? Какие функции от X при этом вычисляются?

3. Приведите примеры задач, для реализации которых применимы; а) линейные алгоритмы; б) разветвляющиеся алгоритмы; в) циклические алгоритмы

4. Охарактеризуйте разницу между циклом типа «До» и циклом типа «Пока».

5. Приведите примеры задач, для реализации которых целесообразно применять циклические структуры: а) с постусловием; б) с предусловием

6. Изобразите блок-схему алгоритма определения максимального числа в последовательности из n произвольных чисел.

Нарисуйте блок-схему алгоритма получения произведения n произвольных чисел.

8. Нарисуйте блок-схему алгоритма вычисления суммы квадратов первых n чисел натурального ряда.

Лабораторная работа 4

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является знакомство с примерами записи алгебраических функций на псевдокоде.

Пример записи алгебраических функций на псевдокоде

При записи алгебраических выражений на псевдокоде используются знаки алгебраических операций.

Пример 1. Определить площадь трапеции по введенным значениям оснований (a и b) и высоты (h).

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг трапеция

вещ a, b, h, s

нач

ввод f, b, h

s: =((a+b)/2)*h

вывод s

кон

Пример 2. Определить среднее арифметическое двух чисел, если a положительное и частное (a/b) в противном случае.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг числа

вещ a, b, c

нач

ввод a, b

если a> 0

то с: =(a+b)/2

иначе с: =a/b

все

вывод с

кон

Пример 3. Составить алгоритм нахождения суммы целых чисел в диапазоне от 1 до 10.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг сумма

вещ a, s

нач

S: =0;

A: =1;

нц

пока a< =10

S: =S+a;

A: =a+1;

кц

вывод S

кон

Задание 1. Нахождение максимального элемента массива

Дан массив 10 чисел. Найти его максимальный элемент.

Написать программу на псевдокоде.

Задание 2. Нахождение корней квадратного уравнения.

Дано квадратное уравнение. Найти его корни.

Написать программу на псевдокоде.

Лабораторная работа 5

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является знакомство с примерами записи алгебраических функций на псевдокоде.

Пример записи арифметических выражений на псевдокоде

При записи алгебраических выражений на псевдокоде используются знаки арифметических операций.

Пример 1. Определить площадь трапеции по введенным значениям оснований (a и b) и высоты (h).

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг трапеция

вещ a, b, h, s

нач

ввод f, b, h

s: =((a+b)/2)*h

вывод s

кон

Пример 2. Определить среднее арифметическое двух чисел, если a положительное и частное (a/b) в противном случае.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг числа

вещ a, b, c

нач

ввод a, b

если a> 0

то с: =(a+b)/2

иначе с: =a/b

все

вывод с

кон

Пример 3. Составить алгоритм нахождения суммы целых чисел в диапазоне от 1 до 10.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг сумма

вещ a, s

нач

S: =0;

A: =1;

нц

пока a< =10

S: =S+a;

A: =a+1;

кц

вывод S

кон

Задание 1. Нахождение суммы элементов массива

Дан массив 10 чисел. Найти сумму его элементов.

Написать программу на псевдокоде.

Лабораторная работа 6

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является знакомство с БАС «Следование» и его запись на псевдокоде.

БАС «Следование» на псевдокоде не содержит условных операторов и циклов.

Пример

алг ЗДРАВСТВУЙМИР

нач

вывод ('Здравствуй, Мир! ')

кон алг ЗДРАВСТВУЙМИР

Задание 1. Написать программу ввода и вывода сообщения

Указание. Использовать промежуточную переменную.

Лабораторная работа 7

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является знакомство с записью алгоритмов на псевдокоде.

Задание 1. На псевдокоде написать программу выделения цифр в многозначном числе

Лабораторная работа 8

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является знакомство с записью алгоритмов БАС «Ветвление» на псевдокоде.

Пример.

Определить среднее арифметическое двух чисел, если a положительное и частное (a/b) в противном случае.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг числа

вещ a, b, c

нач

ввод a, b

если a> 0

то с: =(a+b)/2

иначе с: =a/b

все

вывод с

кон

Задание 1. Определить максимальное четное число из двух введенных.

Задание 2. Определить, можно ли из отрезков с длинами х, y и z построить треугольник.

Задание 3. Найти корни квадратного уравнения

Лабораторная работа 9

Цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является знакомство с записью алгоритмов БАС «Цикл» на псевдокоде.

Пример 1. Составить алгоритм нахождения суммы целых чисел в диапазоне от 1 до 10.

Запись решения задачи на алгоритмическом языке:

алг сумма

вещ a, s

нач

S: =0;

A: =1;

нц

пока a< =10

S: =S+a;

A: =a+1;

кц

вывод S

кон

Пример 2. В алгоритме с постусловием сначала выполняется тело цикла, а затем проверяется условие окончания цикла. Решение задачи нахождения суммы первых десяти целых чисел в данном случае будет выглядеть следующим образом:

алг сумма

вещ a, s

нач

S: =0;

A: =1;

нц

S: =S+a;

A: =a+1;

пока a< =10

кц

вывод S

кон

 

Задание 1. Найти сумму чисел, кратных трем, в диапазоне от 0 до 50.

Задание 2. Найти сумму первых десяти чисел, кратных пяти.

Задание 3. Найти произведение четных чисел в диапазоне от 2 до 30.

Лабораторная работа 10

Цель лабораторной работы

Научиться использовать Microsoft Visual Studio для разработки программ на языке Microsoft Visual Basic 2010 Express. Получить практические навыки работы со средой визуальной разработки программ.

Научиться разрабатывать и реализовывать простейшие программы на языке Microsoft Visual Basic 2010 Express. Получить практические навыки работы по использованию графического интерфейса. Научиться связывать переменные и методы с элементами диалогового окна.

Кнопки панели инструментов

Просмотреть < внешнее приложение>

Выполняет переключение между внешним приложением и активным документом Visual Basic.

Вставить

Открывает меню, позволяя вставить один из следующих объектов в активный проект. Значок меняется на последний добавленный объект. Объектом по умолчанию является форма.

— UserForm

— модуль

— модуль класса

— процедура

Сохранить < имя внешнего документа>

Сохраняет внешний документ, в том числе проект и все его компоненты — формы и модули.

Вырезать

Удаляет выбранный элемент управления или текст и помещает его в буфер обмена.

Копировать

Копирует выделенный элемент управления или текст в буфер обмена.

Вставить

Вставляет содержание буфера обмена в текущее местоположение курсора.

Найти

Открывает диалоговое окно Найти и выполняет поиск текста, заданного в поле " Найти".

Отменить < последнее действие редактирования>

Отменяет последнее действие редактирования.

Вернуть < последнее действие редактирования>

Восстанавливает последнее отмененное действие редактирования, если после последнего действия Отменить не было выполнено никаких других действий.

Выполнить процедуру/форму пользователя или выполнить макрос

Выполняет текущую процедуру, если курсор находится в процедуре, выполняет Пользовательскую форму, если Пользовательская форма сейчас активна, или выполняет макрос, если нет активного окна Код или Пользовательская форма.

Прервать

Останавливает выполнение программы и переключается в режим приостановки выполнения.

Сбросить < проект>

Очищает переменные уровня модуля в стеке выполнения и сбрасывает проект.

Режим конструктора

Включает и выключает режим конструктора

Панель элементов

Отображает или скрывает Панель элементов, содержащую все элементы управления и вставляемые объекты (такие как диаграммы Microsoft Excel), доступные приложению. Это действие доступно, только когда активна форма UserForm.

Справка Microsoft Visual Basic for Applications

Открывает окно справки для соответствующего приложения.

Элементы управления

Метка

Для размещения в форме текстовой информации, которая не может быть изменена пользователем приложения, используется элемент управления Label (Метка). Все свойства могут быть установлены или изменены в окне Properties (Свойства) или программно.

Текст, задаваемый меткой, может иметь достаточно большой размер и занимать несколько строк. Максимальное количество его символов – 65528

Текстовое поле

Элемент управления TextBox, размещенный в форме, служит для ввода пользователем информации во время работы приложения или отображения информации, задаваемой свойством Text программно или при разработке. Объект TextBox, так же, как и метка, отличается большим набором свойств, определяющих вид оформления текста, возможность отображения большого количества строк, возможность их редактирования и т. д.

Кнопки управления

Кнопка управления (CommandButton) – один из наиболее часто используемых элементов управления. Она характеризуется обычно стилем оформления и наличием клавиш быстрого доступа (" горячих" клавиш).

Списки ListBox

Элемент управления ListBox, размещенный в форме, представляет собой список, из которого пользователь может выбрать одно из предложенных значений. Значения в списке могут размещаться в одну или несколько колонок. Данные в нем могут быть упорядочены. Элементы в список могут добавляться и удаляться как во время разработки, так и программно.

Списки типа ComboBox

Списки типа СоmbоВох называют раскрывающимися или полями со списком. Оба этих названия верны. Раскрывающимися их называют потому, что для выбора значения из списка, имеющего установленные по умолчанию свойства, сначала необходимо открыть список, нажав кнопку со стрелкой, расположенную с правой стороны поля ввода. Второе название поле со списком они получили потому, что список типа ComboBox совмещает функции списка и поля ввода. Иными словами, можно не только выбирать данные из списка, но и вводить в поле ввода в верхней части новые значения. Использование списков ComboBox дает возможность выдавать большой объем информации, экономя при этом место в форме.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи
  2. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  3. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  4. II. Основные цели и задачи Совета
  5. II. Цели и задачи выпускной квалификационной работы
  6. II. Цели и задачи настоящей Концепции
  7. III. Задачи, определяемые возрастом воспитанников
  8. III. Решение логических задач с помощью рассуждений
  9. PR – отношения с общественностью. Цели, задачи, функции, методы
  10. Авторитарно-ориентированный менеджер, который прежде всего концентрирует свое внимание на решении производственных задач.
  11. Адлер выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.
  12. Активное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.323 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь