Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распространение христианства. Грузия в IV веке



 

 

1. Распространение христианства. Первые христианские общины возникли в восточных провинциях Римской империи: Палестине, Египте, Малой Азии. Первона­чально последователи новой религии всячески преследовались, их обвиняли во всех бес­порядках и несчастьях, случающихся в империи.

В 64 году в результате сильного пожара почти весь город Рим сгорел. Император Нерон объявил христиан виновниками пожара и начал их жестоко преследовать. Особенно жестоко христиан преследовал император Диоклетиан.

В 303 году был издан указ о запрещении христианского богослу­жения на всей территории Римской империи. Христианские церкви разру­шались, а священников принуж­дали к идолопоклонству (именно при Диоклетиане пытали святого Геор­гия).

При императоре Константине положение кардинально изменилось. В 313 году был издан т. н. Милан­ский эдикт (указ), согласно которому христиане получали право свободно служить своему богу.

В 325 году в городе Никея был созван первый Вселенский церковный собор. Хрис­тианство принял и сам император. А импе­ратор Феодосий (377-395) даже приказал закрыть все языческие храмы.

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

В IV веке в Грузию пришла святая Нино Каппадокийская. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси, и присоединившись к группе людей, нап­равлявшихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Нино стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Она избавила от недугов царицу Нану и главу магов.

Однажды царь Мириан отправился на охоту. Неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла и царь сбился с пути. Царь стал взывать к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся и царь уверовал в бога Нино. На следующий день царь и Нино отправили к Кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строитель­ство церкви в царском саду.

Место для строительства храма было выбрано святой Нино. Здесь был захоронен хитон Христа (рубашка, в которую был одет Иисус Христос во время распятия на кресте). При распятии в Иерусалиме находились два еврея из Грузии: Элиоз Мцхетели и Лонгиноз Карснели. Именно Элиоз привез хитон Христа во Мцхету. Первым, кто встретил Элиоза в Мцхете, была его сестра Сидония. Она приняла от него хитон, прижала к своей груди и тотчас умерла. Ее похоронили вместе с хитоном. На этом месте построили первый, деревянный храм – Светицховели. Слово “свети-цховели” значит «живой столп». Жи­вым он назван потому, что во время строитель­ства храма случилось чудо. Из ели, выросшей на могиле Сидонии, был сделан столп, который никак не могли установить на нужном месте. Всю ночь святая Нино молилась, а утром с неба спустился юноша, вознес столп в небо и затем столп сам опустился на свое место.

Главой картлийской церкви стал Иоанэ, посланный визан­тийским императором Констан­тином в Картли вместе с двумя священниками и тремя дьяками.

По поводу датировки христи­анизации Картли ученые выска­зы­вают различные мнения. Иванэ Джавахишвили считает, что это произошло приблизительно в 337 году. Грузинская церковь и часть исследователей сходятся во мне­нии, что объявление христи­анства государственной религией в Картли­йском царстве произошло в 326 году. Царь Мириан и царица Нана были причислены к лику святых, и днем их поминовения приз­нано 1(14) октября.

Что же касается Эгриси, то здесь христианство к 325 году уже было широко распространено, пос­кольку в Бичвинте существовало епископство. Бичвинтский епис­коп Стратофил присутствовал на первом Вселенском церковном соборе в Никее.

 

2. Политическая обстановка в IV веке. Нисибинский мир, заключенный между Римом и Парфией, не нарушался вплоть до конца 30-х годов IV столетия (до 338 года). Рим устраивало существующее положение, поскольку после распространения христианства в Картли, Рим считал ее своей союзницей. Между тем в Иране шли меж­доусобные войны, а малолетний шах Шапур II (303-379) не мог вести активную поли­тику. В этот период в Римской им­перии произошло одно значи­тельное событие. Император Кон­стантин издал приказ о пере­несении столицы из Рима на Восток. В результате участив­шихся набегов германских пле­мен город Рим и вообще Италия уже не были тихим, защищенным от «варваров», местом. Вскоре на месте старой греческой колонии Византиона началось строительство новой столицы – Констан­тинополя («город Констан­тина»). С перенесе­нием центра империи на Восток активизи­ровалась восточная политика Рима. Шапур нарушил Нисибинский мир и началась 25-летняя война. Мы не располагаем све­дениями о том, принимала ли Картли активное участие в этой войне. Согласно Леонтию Мровели, царь Мириан осуществил несколько успешных походов на Северный Кавказ.

Война между Римом и Ираном шла с переменным успехом. По условиям мира, заключенного между Римом и Ираном в 363 году, Рим вернул Ирану пять провинций и обязывался не вмешиваться во внутренние дела Армении.

После заключения мира Шапур II вторгся в Армению. Завоевание Армении Ираном создавало большую опасность Картли. Поэтому в войне с Ираном Картли всячески поддерживала Армению. Тем не менее Иран завоевал Армению и вторгся в Картли. Следует полагать, что иранцы заняли всю Картли и обложили ее данью. В Картли появился иранский чиновник –питиахш.

По договору, заключенному в 387 году, 4/5 часть Армении отошла к Ирану, а пятая часть досталась Риму.

В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между своими двумя сыновьями. Фактически образо­валось два государства: Западная Римская и Восточная Римская империи (Византия).

В IV веке лазы подчинили себе апшилов, абазгов, санигов, отняли у Картли Аргвети и заняли фактически всю Западную Грузию. Это государство грузины называли Эгриси, а византийцы – Лазикой. Эгриси, или Лазика было сильным государством. Оно лишь формально подчинялось Риму.

Картли и Лазика не мирились со своим зависимым положением и продолжали борьбу с Сасанидским Ираном и Римской империей.

 

Грузия в V веке

1. Картли в первой половине V века. В первой половине V века Иран активизировал свою захватническую политику в отношении кавказских стран. В 428 году иранцы упраз­днили царскую власть в Армении. Ясно, что такая же участь должна была постигнуть и Картли.

Шах Иездигерд II (438-457) проводил крайне жесткую религиозную политику. Он стал насаждать маздеизм (огнепоклонство) в Картли, Албании и Армении. Знатные азнауры Грузии, Армении и Албании были вызваны к шахскому двору. Шах потребовал от них отречения от христианской веры и принятия маздеизма. Дидазнауры были вынуждены сделать вид, что согласились на требование шаха, надеясь на родине вернуться к своей вере. Однако шах не удовлетворился одним их согласием и послал с ними в Грузию магов –огнепоклонников-жрецов, которые должны были проповедовать маздеизм, закрыть христианские церкви, изгнать христианских священнослужителей и утвердить иранские обычаи и нравы. Шах оставил у себя залож­ников, среди которых был Аршуша питиахш. Только в Армению шах послал семьсот магов. Над Картли, Алба­нией и Арменией нависла серьез­ная опасность. В случае осущес­твления замысла Иездигерда эти страны стано­вились провинциями Ирана. Маги развернули актив­ную деятельность по выполнению задания шаха. Однако за этим последовало крупное восстание в Армении и Албании в 450-451 годах. Первоначально восстание развивалось успешно, но Ирану удалось подавить его. Несмотря на поражение восстания, шах был вынужден отказаться от своих планов. Картли не принимала активного участия в борьбе против Ирана, что было обусловлено несколькими причинами: Картли была для Ирана самой отдаленной северо-западной страной, и здесь, видимо, иранское господство не было столь тяжелым, как в других регионах Грузии; помимо этого в Иране находился заложником один из самых влиятельных дидазнауров – Аршуша питиахш. И третье, в Картли, повидимому, не оказалось никого, кто взял бы на себя руководство восстанием.

В 451 году состоялся Халкидонский церковный собор, на котором было отвергнуто монофизитство. В Восточной Римской империи (Византии) и в Картли широкое признание нашло диофизитство. Иран всегда поддер­живал то религиозное течение, которое прес­ледовалось Византией. Поэтому естественно, что Иран встал на сторону монофизитского христианства. Предполагается, что в этот период картлийский престол не был занят, поскольку наследник царского престола Вах­танг был малолетним, и, естественно, не мог править страной и контро­лировать политические процессы в государстве.

2. Вахтанг Горгасал. О цар­ствовании Вахтанга Горгасала рас­сказывает в своем сочинении гру­зинский историк Джуаншер. Когда умер картлийский царь Мирдат, его сыну Вахтангу было семь лет и государством правила его мать Сагдухт. В детские же годы Вахтанга с Северного Кавказа на Картли напали аланы (осетины), разорили ее и захватили сестру Вахтанга Мирандухт.

Аланы были кочевым ираноязычным народом. Они появились в I веке в низовьях Волги и Дона. В IV веке аланы были покорены гуннами. Часть их последовала за гуннами и вместе с вандалами образовала царство в северной Африке. Другая часть аланов укрылась в предгорьях Северного Кавказа.

Гунны как единая этническая группа сформировались во II-IV веках. В IV веке они начали свои походы на запад. Гунны раз­громили аланов и вторглись в Европу. Самым известным вождем гуннов был Аттилла (445-453). Часть гуннов обосновалась на Северном Кавказе. Впоследствии они сме­шались с другими народами.

Вахтангу Горгасалу было шестнадцать лет, когда грузины предприняли ответный поход на Северный Кавказ. Они разбили аланов и освободили пленных. В бою царь лично уничтожил несколько лучших воинов против­ника. Вахтанг Горгасал поставил свои гарни­зоны в крепостях и надежно закрыл проходы через Кавказский хребет. Согласно историку Джуаншеру, Вахтанг Горгасал продолжил свои походы в Западной Грузии до Цихе-Годжи и нанес поражение византийцам. Он освободил от византийцев Кларджети, и построил здесь значительный город Артануджи. В состав Картлийского царства вошло также Эрети.

В первой половине V века Иран обложил Картли тяжелой воинской повинностью – грузинское войско должно было выступать в иранских походах. Сам царь вместе с грузинским войском неоднократно принимал участие в войнах в Средней Азии и Индии.

Вернувшись на родину, царь твердо решил освободить страну от иранского господства. Для этого в первую очередь необходимо было укрепить царскую власть, обуздать вероломных феодалов и обрести союзников в борьбе с Ираном. Византия – главный противник Ирана – всецело было занята своими проблемами. Ей стоила больших усилий защита собственной территории от нашествий «варваров». В 40-х годах V века гунны во главе с Аттиллой разорили всю территорию Византийской империи и попытались взять Константинополь, но потерпели крах. В еще более тяжелом положении оказалась Западная Римская империя. В 410 году вестготы под руководством своего царя Алариха взяли «вечный город».

В 50-ых годах V века в Италию вторгся Аттилла. В 476 году предводитель одного из германских племен Одоакр взял Рим и сверг с престола последнего римского императора Ромула Августула. На этом Западная Римская империя прекратила свое существование.

Царь Вахтанг Горгасал в первую очередь обратил внимание на грузинскую церковь. Он повидимому собирался провести реоргани­зацию картлийской церкви, но ему воспро­тивился архиепископ Микаэл. Этот конфликт между Вахтангом Горгасалом и Микаэлом произошел после возвращения царя из Средней Азии. Царь лично встретился с архиепископом. Летописец сообщает по этому поводу, что когда царь нагнулся, чтобы поцеловать подол ризы Микаэла, тот с такой силой ударил ногой в лицо царя, что выбил у него зубы. Царь сообщил о случившемся Констан­тинопольскому пат­риарху и отправил Микаэла в Константи­нополь. Он просил патриарха прислать в Картли католикосом Петра, а епископом – Самоэла, и вместе с ними двенадцать новых епископов.

Учреждение католикосата в Картли было большим политическим явлением в истории Грузии, так как оно означало автокефалию грузинской церкви.

В Грузии Иран имел своих сторонников. Это были дидазнауры, которые противились усилению царской власти. Одним из них был влиятельный питиахш Варскен. В 482 году он был убит по приказу царя. Это убийство стало сигналом к восстанию против иранцев. В восстании участвовали армяне, предводитель­ствуемые известным армянским полководцем Ваганом Мамиконяном. К ним должно было присоединиться большое наемное войско гуннов. Но гунны нарушили обещание и прислали лишь 300 воинов. Восстание 482-484 годов потерпело поражение, главной причиной тому была измена. Вахтанг вынужден был на определенное время перейти в Западную Грузию. Вернувшись в Картли, царь вновь начи­нает борьбу против иранских порабо­тителей. В битве на Самгорском поле царь был смертельно ранен. Его отвезли в крепость Уджарма, где он и скончался. Грузинская церковь причислила Вахтанга к лику святых и днем его поминания установила 30 ноября (13 декабря).

К сожалению, точная дата его царствования не известна. По сведению Джуаншера, царю было шестьдесят лет, когда он погиб.

 

3. Западная Грузия во второй половине V века. Во второй половине V века в Западной Грузии происходит весьма интересное развитие событий. Эгриси, или Лазика, ослабло, что было обусловлено усилением Картли при царство­вании Вахтанга Горгасала. Очевидно, опреде­лен­ная часть территории Западной Грузии (Аргвети, Таквери, Сванети) вошла в состав Картлийского царства.

Царь Лазики Губаз I, желая выйти из-под формального подчинения Византийской империи, соправителем на престол посадил своего сына. Император Маркиан (450-457) пошел походом против лазов, но потерпел поражение и стал готовиться к новой войне. Не терял времени зря и Губаз: он послал послов в Иран и к византийскому императору. Шах Ирана Иездигерд воевал с гуннами, поэтому он отказал Губазу в помощи. Император же потребовал, чтобы Губаз либо прекратил войну и отказался от трона, либо отстранил от царствования сына. Губаз предпочел отказаться от престола в пользу сына. Этим он достиг своей цели: сын получил царский престол не от византийского императора, а от собственного отца.

В 465 году царь Губаз прибыл в Константинополь. Он явился к императору в персидском одеянии в сопровождении копьеносцев по мидийскому обычаю. Царя сперва осудили за восстание против римлян, но затем отнеслись к нему доброжелательно и отпустили с миром. Видимо, Губаз произвел благоприятное впечатление своим красноре­чием, и тем что носил христианские знаки.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь