Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Источники по истории Грузии, изучаемого периода



При изучении прошлого ученые обраща­ются к историческим источникам. Все, что отражает процесс исторического развития человеческого общества, все сведения о жизни людей в прошлом являются историческими источниками. Историческая наука исполь­зовала данные и других научных дисциплин (например, географии, антропологии и др.). Исторические источники можно разделить на несколько групп: письменные, материальные, этнографичес­кие, лингвисти­ческие, устные преда­ния, фото, фоно и кино ма­тери­алы. Все они представ­ляют несомнен­ную ценность. Но основными источниками по истории Грузии являются пись­мен­ные источ­ники, которые, в свою очередь, делятся на нес­коль­ко групп. Первостепенное значение для изучения истории Грузии имеют грузинские пись­менные источ­ники. Одним из самых важных письменных источников является «Картлис Цховреба», что в переводе означает «Исто­рия Грузии». Он представляет собой сборник исторических сочинений, напи­санных разными авторами в различное время. В XII столетии в этот летописный свод входило пять сочинений: Леонтия Мровели – «Житие грузинских царей», Джуаншера – «Житие Вахтанга Горгасала», неизвестного автора – «Летопись Картли», Сумбата Давитисдзе – «Жизнь и деятельность рода Багратиони», «Житие царя царей Давида», написанное историком Давида Агмашенебели. Впослед­ствии в сборник также вошли две Истории царицы Тамар, сочинения летописца современника Георгия-Лаши и других лето­писцев.

В «Картлис Цховреба» излагается исто­рия Грузии с древнейших времен, начиная от легендарных грузинских родоначальников до царствования Георгия V Брцкинвале.

Другой, не менее важный письменный источник «Мокцеваи Картлисаи» («Обраще­ние Картли») и по содержанию и по своей струк­туре отличается от сочинений, вошед­ших в «Кар­тлис Цховреба». Вна­чале в нем вкратце рассказы­вается об Азо – первом царе Кар­тли. Затем перечислены имена царей, пра­вивших до царя Мириана. После этого излагается история цар­ство­вания Мириана и повес­твуется история распро­стра­нения христианства в Кар­тли. Коротко описывается де­ятель­ность после­дую­щих царей и эрисмтаваров (до конца VIII века). Затем следует подробное жизне­опи­сание просветитель­ницы Нино. Иванэ Джавахиш­вили датирует созда­ние «Мокцеваи Картлисаи» IX веком. Для изучения истории XIII-XIV веков интерес представ­ляет фамильная летопись ксанских Эриставов «Книга Эриставов», написанная на рубеже XIV-XV веков.

В конце XVI века создается т. н. «Хроника месхских псалмов», в которой описаны события, имевшие место в Самцхе-Саатабаго во второй половине XVI века. История Грузии с древ­нейших времен до конца XVII века описана Парса­да­ном Горгиджанидзе – грузин­ским историком, подвизавшимся в Иране.

Созданная Вахтангом VI-ым Комиссия ученых мужей дополнила и переработала «Историю Грузии» и написала историю Грузии XIV-XVII веков – т. н. «Новую историю Грузии».

Несомненную ценность представляет сочинение сына грузинского царя Вахтанга VI-го Вахушти Багратиони «Описание Царства Грузинского». В нем дается описание истори­ческих событий, происходивших в Грузии с древнейших времен до середины XVIII века. Однако следует отметить, что труд Вахушти Багратиони это не только источник, но и первая попытка создания истории Грузии на научном уровне.

Реалистически описали исторические события XVIII века историки Папуна Орбе­лиани, Оман Херхеулидзе и Сехниа Чхеидзе.

Великолепными историческими источни­ками служат также агиографические произве­дения. Разумеется, они создавались с другой целью, но их авторы в большинстве случаев были очевидцами описываемых событий, поэтому их сведения заслуживают большого доверия. Помимо этого эти произведения ценны тем, что в них отражены как общая ситуация, царившая в стране, так и отдельные конкретные явления. Невозможно, например, воссоздать историю Тао-Кларджети не использовав сведений, содержащихся в произведении Ге­оргия Мерчуле «Житие Григола Хан­дзтели».

Интересные сведения представлены в эпиграфических памятниках. Так, в надписи на стене Атенского Сиони зафиксирована точная дата взятия Тбилиси Бугой.

Историческими источниками являются также грамоты. Самые древние из них отно­сятся к IX веку. В грамотах мы черпаем све­дения, которые могли остаться неизвес­тными, если бы хранители древностей не донесли их до нас.

Много важных сообщений по истории нашей родины находим в иностранных источниках, в частности, в греческих, римских, ви­зантийских, армянских, персидских, ту­рецких, европейских и русских источниках.

Важное значение при изучении прошлого нашей страны имеют вспомогательные истори­ческие дисциплины: эпиграфика, палеог­рафия, нумизматика и др. Несмотря на обстоятельное изучение и анализ существу­ющих источников, некоторые вопросы истории Грузии все еще не до конца выяснены и уточнены.

 

 

Историография по вопросам истории

Грузии, изучаемого периода

По дошедшим до нас историческим сочине­ниям первыми грузинскими исследователями истории Грузии принято считать грузинских историков: Леонтия Мровели, Джуаншера и Сумбата Давитисдзе, которые в основном описывали лишь факты и явления, но порой высказывали свое личное мнение и отношение к описываемым событиям. Так, историк Давида Агмашенебели (XII в.) не довольствуется одним лишь изложением фактов. Он анали­зирует и обосновывает каждое решение, каж­дый шаг царя. Свои собственные соображения по поводу тех или иных событий высказывает и летописец («жамтаагмцерели») последующих двух столетий.

В начале XVIII века Комиссия ученых мужей под руководством Бэри Эгнаташвили дополнила и обновила «Историю Грузии» (т. е. историю Грузии с древнейших времен до царствования Георгия Брцкинвале) и на основе тщательного изучения различных источников написала историю XIV-XVII веков.

На качественно новую ступень было поставлено исследование и изучение истории Грузии выдающимся историком и географом Вахушти Багратиони (1696-1757). Он принимал активное участие в политической жизни Грузии, был военачальником Сабара­тиано (Квемо Картли). В 1724 году вместе с отцом отправился в Москву и поселился здесь. Именно в Москве он создает свой основопола­гающий труд «Описание Царства Грузин­ского». В этом фундаментальном исследовании дана история Грузии с древнейших времен до середины XVIII века. Вахушти Багратиони оставил нам также историко-географическое описание Грузии. В своей работе историк основывается главным образом на кри­тически осмысленных им истори­чес­ких источ­никах, используя самые достоверные из них. Большое вни­мание им также уделено вопросам хронологии – он уточняет ошибоч­ные на его взгляд даты, если же в источниках дата не указывается, то пытается установить ее различными средствами. Труд Вахушти Багратиони стоял на уровне тогдашней европейской науки. В XIX столетии, несмотря на колониальную и русификаторскую поли­тику России исследование и изучение истории Грузии продолжалось. Большой исследовательской деятельностью занимались Платон Иоселиани (1809-1875) и Мари Броссе (1808-1880). Мари Броссе был первым европейским картвелологом. Его заслуга заключается в том, что он издал на француз­ском языке «Картлис Цховреба» и целый ряд работ по истории Грузии XVIII века, а также различные документы и эпиграфические произведения.

Большой вклад в дело научного изучения истории Грузии внес член-корреспондент Петербургской Ака­де­мии наук Димитрий Бак­радзе (1826-1890). По его инициативе бы­ли основаны “Общество любителей археологии Кавказа” и “Общество археологии и истории Грузии”. Он был также одним из инициаторов создания Тбилисского музея. Из его научных трудов следует отме­тить «Историю Грузии» (с древнейших времен до конца X века). Боль­­­шую работу по сбору древних руко­писей, эпиграфи­ческих источников, надписей на иконах и других куль­товых предметах проделал Тедо Жор­дания (1854-1916). На основе тщательного изучения этих материалов он издал «Хроники и другие материалы по истории Грузии».

В начале XX века плодотворной деятель­ностью занимался Эквтиме Такаишвили (1863-1953). Путешествуя по разным уголкам Грузии, ученый изучал грузинские архитектурные памятники, эпиграфические надписи на иконах и других церковно-монастырских старинных предметах. Собранный материал был издан им в нескольких томах. Э. Такаишвили принад­лежат научные исследования по древнейшим источникам истории Грузии («Обращение Картли», сочинение Сумбата Давитисдзе). Э Такаишвили изучил и опубликовал древние грузинские грамоты и ряд работ, посвященных важным вопросам истории Грузии.

Новый этап в развитии грузинской исто­рической науки связан с именем Иванэ Джа­вахишвили (1876-1940). После окончания Петербургского университета, где он учился на факультете восточной словесности, его оставляют при университете. В 1903 году И. Джавахишвили назначается приват-доцентом и начинает читать лекции. Вскоре вокруг него собирается грузинская молодежь – студенты Петербургского универси­тета и под его руко­водством созда­ется научный центр студен­ческой молодежи.

26 января 1918 года по ини­циативе группы грузинских ученых во главе с Иванэ Джавахишвили в Тбилиси открывается грузинский университет. Деканом единственного факультета – философского стано­вится сам Иванэ Джавахишвили. В 1919-1926 годах он становится ректо­ром Тбилисского государственного университета. Параллельно с педаго­гической и общественной работой протекала и его научная деятель­ность. Им созданы фунда­мен­тальные труды почти во всех областях истории Грузии: политической и экономической истории Грузии, истории грузинского права, истори­ческой литературе, палеографии, исторической географии, по вопросам происхождения и развития грузинского и кавказских языков, истории музыки и др.

Иванэ Джавахишвили заложил основу таким областям истории, как палеография, нумизматика, дипломатика, историография, метрология и др. Выдающийся ученый И. Джавахишвили поднял на новый, высокий научный уровень дело исследования истории Грузии. Достойными продолжателями дела И. Джавахишвили являются его ученики: акаде­мики Симон Джанашиа (1900-1947) и Нико­лоз (Нико) Бердзенишвили (1894-1965). Симон Джанашиа в своих трудах рассмат­ривает древнейший период истории Грузии: проис­хождение грузинских племен, форми­рование грузинских государственных обра­зований, вопросы исторической географии древнейшей Грузии, проблемы родового строя и рабовладельчского государства, зарождение и развитие феодальных отношений, характер и формы арабского господства и др. Особая заслуга принадлежит Симону Джанашиа в развитии грузинской археологии.

Исследования академика Нико Бердзени­ш­вили охватывают круг вопросов из средне­вековой Грузии: это вопросы политической, экономической, социальной истории Грузии, истории культуры, исторической географии и историографии. Большое внимание ученый уделял дипломатике. По его инициативе было издано немало грузинских исторических документов.

Труды основоположника грузинской архе­ологии академика Георгия Ниорадзе (1886-1951) посвящены археологическим исследо­ваниям периода каменного века до феодальной эпохи, хотя следует отметить, что главная сфера его интересов – это каменный век. Георгий Ниорадзе изучил множество пещер (Дэвис­хврели, Сакажиа) и городищ на территории Грузии.

В трудах академика Андриа Апакидзе рассмотрены вопросы истории возникновения и развития городов античной эпохи Грузии. В течение ряда лет Андриа Апакидзе был организатором археологических раскопок в Пицунде, а в последующий период – руко­водителем Мцхетской постоянно действующей археологической экспедиции.

Объектом исследований академика Отара Джапаридзе являлась эпоха бронзы. Под его руководством и при его непосредственном участии были исследованы и изучены захоро­нения (могильники) в Шулавери, Зуртакети, Квемо Картли, Марткопи и др.

Исследователем античной эпохи Грузии является академик Отар Лордкипанидзе. Под его руководством ведутся археологические раскопки в Вани, где были сделаны чрезвы­чайно важные и интересные открытия.

Изучением археологических памятников феодальной эпохи Грузии занимается академик АН Грузии Леван Чилашвили.

Труды основоположника грузинской этнографии академика Георгия Читаиа (1890-1986) посвящены вопросам этнографии Грузии. Им изучены: земледельческая культура древ­них грузин, развитие пахотных орудий, формы и структура жилых и хозяйственных построек, стиль орнамента и многие другие вопросы.

Главным объектом исследований академика Георгия Меликишвили являлись следующие проблемы: проблема этногенеза грузин, древне­грузинские объединения, первые государства на юге Кавказа и их связи со странами Древ­него Востока, возникновение и развитие Кол­хидского и Картлийского царств и др.

Научные труды члена-корреспондента АН Грузии Шота Месхиа (1916-1972) посвящены возникновению и развитию городов феодаль­ной эпохи, городской жизни, государственному строю Грузии в XII-XIII веках, вопросам истории Грузии (Дидгорская битва, история рода Мхаргрдзели) и др.

Проблемы истории средневековой Грузии исследует академик Мариам Лордкипанидзе. В ее работах освещаются следующие темы: деятельность Вахтанга Горгасала, появление арабов в Грузии и борьба против них; воз­никновение и развитие грузинских царств и княжеств; создание единой грузинской монархии.

Значительные труды по исторической географии Грузии и ее политической и социально-экономической истории принад­лежат академику Давиду Мусхелишвили.

Большой вклад в изучение истории Грузии XI-XIII веков внес академик Роин Метревели. Темы его монографических исследований: жизнь и деятельность двух великих царей Грузии – Давида Агмашенебели и царицы Тамар, их внешняя и внутренняя политика, реформы, вопросы социально-экономической истории этого периода, а также вопросы истории культуры. Ученый обстоятельно исследовал характер и цели внутренних политических движений в Грузии в XI-XIII веках. Многочисленные научные труды и отдельные статьи исследователя посвящены узловым проблемам истории Грузии.

Исследования истории Грузии успешно продолжаются и в настоящее время. В этом большом деле национального и государс­твенного значения активно участвуют многие грузинские историки.

 

 

Каменный век в Грузии

 

На Южном Кавказе, по всей видимости, существовали благоприятные условия для жизнедеятельности первобытного человека. В Дманиси археологическими раскопками обнаружены фрагменты скелета первобытного человека – самые древние следы существования человека во всей Евразии. Их приблизитель­ный возраст – 1600000-1800000 лет. Еще более древние следы человека обнаружены в Африке. Известно, что Африка – это тот регион, где в основном происходило формирование чело­века. Таким образом, можно полагать, что в Дманиси жили древнейшие жители Евразии.

Первобытный человек в основном пользо­вался каменными орудиями, палкой и облом­ками кости. Этот период истории человечества, когда главным орудием деятель­ности человека был камень, называется каменным веком. Камен­ный век делят на три периода: палеолит (древнека­менный век), мезолит (среднекамен­ный век) и неолит (новокаменный век). Палеолит, в свою очередь, делят на нижний, средний и верхний палеолит. Эпоха нижнего палеолита – самый длительный период в истории человечества. На территории Грузии во многих местах обнаружены городи­ща этого периода: в Дманиси, в Кацхи, в Лаше­-Балта, на горе Чикиани. Одним из значитель­ных памятников того времени является городище в Цопи. Примечательно, что в ука­занный период люди стали занимать и высокогорную зону. Так, следы обитания человека найдены в пещере Кударо, располо­женной на высоте 1600 метров над уровнем моря и в пещере Цона, располо­женной на высоте 2100 метров над уровнем моря. На Джавахетском нагорье обнаружены открытые стоянки людей на высоте 2400 метров от уровня моря.

Естественно, человек, вооруженный прос­тей­шим каменным орудием, не мог существо­вать один, поэтому первобытные люди жили неболь­шими группами, состоящими из 20-30 человек. Такое объединение людей называлось перво­бытным стадом, основным занятием которого являлись охота и собирательство. Каменные орудия, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу, были очень грубыми и примитивными: топоры, скребла, наконеч­ники.

Большое значение имело использование огня. Жаренное на огне мясо способствовало умственному и физическому развитию чело­века.

В конце нижнего палеолита и в начале верхнего палеолита в результате глобального оледенения на Кавказе значительно похоло­дало. Оледенение оказало влияние на флору, изменились условия жизни человека.

Наши предки были вынуждены покинуть высокогорную зону и спуститься на равнины. Преимущественно заселялись те местности, где имелись естественные убежища. Стоянки первобытных людей на территории Грузии обнаружены во многих местах: в пещерах Дэвис­хврели, Сакажиа, Сагварджиле, Мгви­ме, в скалах Самерцхле и Самеле и др.

Верхний палеолит начался 40-35 тысяч лет назад и закончился 12-10 тысяч лет назад. К этому времени Восточная часть Южного Кавказа была еще слаба освоена. Люди в основном жили на территории Западной Грузии, в бассейнах рек Риони и Квирила. Здесь было множество естественных пещер, в которых люди могли укрыться от хищников.

Постепенно совершенствовалась техника обработки камня. Появились новые орудия: ножи, резаки, скребки. Широко исполь­зовались костяные орудия и орудия, сделанные из обсидиана.

Изменилась и общественная жизнь перво­бытных людей. Начали создаваться более прочные объединения по признаку кровного родства. Объединялись представители одного рода и первобытное стадо сменилось родом. В роде ведущая роль принадлежала женщине, поэтому род продолжался по материнской линии. Это было обусловлено тем, что охот­ни­ки-мужчины иногда в течение несколь­ких не­дель не приносили домой никакой добычи и в такие времена приходилось питать­ся только ягодами и съедобными растениями, собиранием которых занимались женщины. Когда муж­чины уходили на охоту, иногда на несколько дней, всю работу выполняли женщины: приготовляли и распределяли пищу, разводили и поддерживали огонь, искали в лесу коренья и т. д. В истории человечества этот период называется матриархатом, а род – матри­архальным.

Уже в эпоху палеолита появляются первые религиозные представления. Это были примитивные взгляды первобытных людей, связанные с теми или иными явлениями при­роды. Предполагается, что на Кавказе был распро­­странен т. н. «культ медведя». Обнару­женные в некоторых пещерах черепа пещер­ных медведей были уложены на специально выбранном месте.

С этого времени закладываются основы первобытного искусства. Человек начал примитивно рисовать и лепить фигуры.

Палеолитические памятники Кавказа обна­ру­живают близость с культурами Ближнего Востока.

После верхнего палеолита начинается эпоха мезолита, которая закончилась 8-6 тысяч лет назад. В этот период формируются та географическая среда и ландшафты, которые мы имеем сегодня. На Кавказе наступает потепление, что способствовало расширению ареала расселения людей. Вновь началось освоение горной зоны.

За эпохой мезолита следует эпоха неолита. Именно в этот период произошли значитель­ные изменения в жизни человеческого об­щества.

Развивается производящее хозяйство, закладываются основы земледелия и ското­водства. Человек более или менее обеспечивает себя едой и уже не зависит от случайной добычи.

Землю обрабатывали каменной мотыгой, палкой-копалкой и рогами. При уборке урожая использовали изготовленные из кремня пластины серпа. Предполагается, что основной зерновой культурой этого периода было просо. Сеяли также пшеницу и ячмень. Земледелие требовало перехода к оседлому образу жизни, поэтому появляются оседлые поселения сельского типа. Началось строительство примитивных жилищ. Совершенствуется обработка камня: человек научился сверлить, пилить и полировать каменные орудия. Зак­ладывается основа гончарного ремесла. Особенно развивается гончарное дело после изобретения гончарного станка. Широкое применение получает глиняная посуда. Человек научился ткать и вязать.

Хозяйственное развитие и улучшение жизненных условий вызвало количественный рост населения. Осваивается все больше территорий. Памятники неолитической эпохи в основном обнаружены в Западной Грузии, в частности: в Хуцубани, Анасеули, Кистрики, Кобулети, Тетрамица, Апианча, Махвилаури.

В Восточной Грузии интенсивное рас­селение людей началось в конце эпохи неолита, в период развития раннеземледель­ческой культуры (шулавери-шомутепинская куль­тура).

 

 

Бронзовый век в Грузии

 

На определенном этапе развития челове­ческого общества для изготовления орудий труда наряду с камнем использовали и металл. Первым таким металлом была медь. Место­рож­дений меди было сравнительно много на территории Грузии. Этот мягкий металл легко поддавался ковке. Однако, хотя изготовленные их кованой меди предметы были более пригодными для хозяйственных нужд и охоты, но в ежедневной жизни все еще ши­роко при­менялись каменные орудия. Эпоха, когда однов­ременно при­меня­лись каменные и мед­ные орудия, назы­вается эне­оли­том. Эпоха энеолита в Грузии охватывает V-IV тысяче­летия до н. э.

Во второй поло­вине IV тысячеле­тия до н. э. в Грузии начи­нается эпоха бронзы. Бронза в свободном виде в природе не встречается. Ее получают путем добавления в расплав­ленную медь различных веществ (олово, мышьяк, сурьма). В отличие от меди бронзовые орудия были значительно тверже. Бронзовый век ученые делят на три периода: ранний, средний и поздний брон­зовый век.

В ранней бронзовой эпохе на южном Кавказе сложилась Куро-аракская культура. В этот период еще более высокого уровня развития достигают земледелие, жи­вотно­водство, гончарное ремесло. Очевидно, отдель­ной отраслью сформировалась метал­лургия.

При раскопках поселений этого периода найдены глиняные изделия и остатки очага. Закладывается основа плужного земледелия, для обработки земли используют тягловую силу – быков. Для уборки урожая применя­ется серп (соха). Сравнительно позднее люди стали использовать в хозяйстве лошадей. С их помощью можно было передвигаться на большие расстояния, что, в свою очередь, способствовало расширению связей между племенами. Большое значение имело использо­вание конницы в военно-стратегических целях. Значительные сдвиги, происшедшие в хозя­й­стве (развитие земледелия и металлур­гии) отразились и в общественных взаимоот­ношени­ях. Постепенно возрастает роль мужчины в роде и он занимает в нем ведущее положение. Материнский род уступил место отцовскому роду – матриархат сменился патриархатом.

Отдельные роды состояли из родственных семей. Земля и пастбища находились в общинном пользовании, но предполагается, что отдельные семьи сами обрабатывали выде­ленные им участки земли.

Однако семья пока еще не могла существо­вать отдельно от рода.

Куро-аракская культура существовала приблизительно в течение тысячи лет. На территории Восточной Грузии обнаружены остатки поселений этого периода (Квацхе­леби, Хизанаантгора и др.). В Западной Грузии ареал распространения Куро-аракской культуры достигал до среднего течения реки Риони.

Куро-аракскую культуру сменила новая культура, характерным признаком которой является новый тип захоронений – курганные погребения.

В конце третьего тысячелетия в Восточной Грузии распространилась т. н. Беденская культура (название происходит от кургана, обнаруженного на склоне хребта Бедени в Квемо-Картли ). Поселения этого периода открыты как на равнинной территории, так и в горной зоне (поселения Бериклдееби ). Еще более высокого уровня развития достигает металлургия. Встречаются более твердые, оловяные бронзовые предметы (раньше имели распространение предметы из бронзы в смеси с мышьяком). Олово на Кавказе не добывалось, и предположительно, что его завозили с юга. Высокого уровня развития достигает златокуз­нечество. Найдены золотые и серебряные бусины и трубочки. В Цнорском кургане найдена маленькая золотая статуэтка льва. Развитию златокузнечества способствовало то обстоятельство, что золото не приходилось завозить из других стран, так как оно добы­валось на территории Грузии.

В период средней бронзы широкое рас­пространение получила Триалетская культура, для которой было характерно существование Больших курганов. Их высота достигала 10-15 метров, а диаметр – около 100 метров. В центре курганов находился большой погребальный зал (высота некоторых залов достигала 6 метров, а площадь – 150 кв. метров). Строительство таких курганов требовало больших знаний и мастерства. Надо полагать, что представители этой культуры затрачивали много времени и сил на сооруже­ние таких захоронений. В Больших курганах хоронили избранных людей племени (вождей, предводителей отдельных родов). Покойника подвергали кремации и помещали в деревян­ную повозку, или колесницу. В курганах обнаружены различные предметы, принад­лежащие умершему: боевое бронзовое ору­жие, керамические изделия, золотые и сере­бряные чаши, сосуды. В одном из триалет­ских курганов найден золотой кубок, украшен­ный дорогими цветными камнями и сереб­ряный кубок с изображением сцен охоты. Такая же ритуальная сцена охоты изображена на другом серебряном сосуде: в нижнем ряду – олени, в верхнем – двадцать две человеческие фигуры будто-бы направляются к сидящему в центре человеку. Предполагается, что это жрецы.

Хорошо была развита резьба по дереву. Найдены инкрустированные деревянная посуда и коробки различного назначения.

В первой половине второго тысячелетия до нашей эры Триалетская культура прекра­тила свое существование. Начинается эпоха поздней бронзы. В этот период сложилась восточногрузинская и западногрузинская культуры эпохи поздней бронзы. Широко известны колхидские бронзовые топоры. В начале I тысячелетия до нашей эры Кол­хидская культура достигает наивысшего расцвета. Начинается эпоха раннего железа. Широкое распространение железо получает с VIII века до нашей эры.

Быстрое развитие и подъем хозяйства вызвали распад родовой общины. Отдельные семьи уже могут сами вести свое хозяйство и нет необходимости им жить в родовой общине. Поэтому некоторые семьи отделяются от своего рода и поселяются на другой территории, возможно даже на территории других родов. Их объединяет уже не столько родственная, т. е. кровная связь, сколько соседство, т. е. территориальная близость. Таким образом, родовая община сменилась соседской об­щиной. В то же время появляется частная соб­ственность. Высокий уровень развития хозяй­ства давал возможность производить избы­точную продукцию, которую можно было обменять на другие предметы. До тех пор, пока продукты труда людей были общей, коллек­тивной собственностью, все члены общины были равноправны, так как действовал принцип их справедливого распределения между чле­нами общины. С возникновением частной собствен­ности появились богатые и бедные, т. е. появилось неравенство членов общины. Бедные были вынуждены просить помощи у богатых и взамен предлагать свои услуги. Из племени выдвигается привилегированная часть: это вождь племени и приближенная к нему знать, жрецы, которые стремятся сменить выборность вождя племени наследованием. Участились столкновения между племенами. Если раньше члены побежденного племени добычу делили между собой поровну, то теперь знать присваивала себе большую ее часть. Взятых в плен воинов превращали в рабов. Более сильное племя подчиняло себе более слабые племена и возлагало на них выполнение определенных обязанностей. Стали постепенно создаваться племенные союзы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь