Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК



ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Направление подготовки – 031300 «Журналистика»

Квалификация (степень) – бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

 

  Разработчик: Гутрина Л.Д.
  Канд. филол. наук, доцент    

Екатеринбург


 

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе
 
 


_____________ И. К. Кощеева

«12» ноября 2011 г.

 

  СОГЛАСОВАНО: Декан факультета телерадиожурналистики
 
 


_________________ С. Д. Балмаева

«7» ноября 2011 г.

 

ПРИНЯТО: Ученым советом факультета телерадиожурналистики    
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры телерадиожурналистики № 4 от «7» ноября 2011 г.    

 

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Л. Д. Гутрина, 2011


Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной литературы. Серебряный век» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению 031300 «Журналистика».

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла учебного плана.

 

Семестр V
Форма обучения очная
Общая трудоемкость дисциплины 2 ЗЕТ, 72час., в том числе:
Аудиторная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 7 часов) 34 час.
Лекций 17 час.
Практических занятий 17 час.
Самостоятельная работа 38час
   
Отчетность  
Экзамен в V семестре

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Требования к уровню подготовки студентов

Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

1. культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

2. способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8).

2.Требования к результатам освоения дисциплины

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:

1. способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

2. понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

3. способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

4. знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);

5. редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42).

3. В результате освоения дисциплнины студенты:

Знают

- содержание произведений авторов, наиболее значительных для истории литературы данного периода.

- основные направления и течения, тенденции развития в литературе Серебряного века.

Умеют

- анализировать художественные произведения в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя.

- анализировать критическую и научную литературу по творчеству ведущих писателей периода, освещать предмет и ход полемики по дискуссионным вопросам в истории русской литературы конца XIX–XX века

Владеют

- литературоведческой терминологией (прежде всего, в аспекте стиховедения);

- навыками анализа и интерпретации литературного произведения данного периода;

- навыками обобщения конкретных художественных фактов и яв­ле­ний.

 

 

3. Технологии обучения

В ходе освоения дисциплины используются командные, диалоговые формы работы: лекциии включают элементы анализа текста (визуального, литературного); проблемное обучение - семинарские занятия, предполагающие коллективно-распределительную работу и индивидуальные ответы обучающихся, конспектирование.

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел, тема дисциплины Содержание тем
Раздел 1. Рубеж веков как литературная эпоха
Тема 1. Мироощущение рубежа XIX–XX вв. и художественные тенденции времени   Современное состояние изучения литературы начала ХХ века. Своеобразие культурного развития России в ситуации «тотального кризиса» (изменения в общественном сознании и психологии, активизация личностного начала и влияние Ф. Ницше, «русская идея» и ее преломление в религиозной философии и марксизме). Трансформация принципов построения художественного образа (стремление к синтезу разных творческих методов, ослабление роли жанрового канона при усилении функции рода, субъективизация предмета изображения и семиотизация художественного языка). Периодизация литературного развития рубежа веков, характеристика основных направлений и течений. Дискуссия о кризисе реализма и неореализме. Модернизм как инновационно-креативный тип культуры. Автономизация элитарной и массовой субкультур.  
Раздел 2. Проза рубежа веков
Тема 1.А. И. Куприн. Жизнелюбивый талант Общая характеристика «жизнелюбивого таланта» А. Куприна (круг тем, особенности сквозного героя, своеобразие сюжетостроения, черты стиля). Повесть «Молох»: новое в обрисовке социальной среды (завод) и в типах (гротескный образ капиталиста Квашнина). Своеобразие Боброва как типа «лишнего человека», внутренний монолог как средство раскрытия образа. Противоречивость в изображении рабочей массы. Роль пейзажа, символики в повести. Поэтизация «естественного» человека, живущего в единении с природой («Олеся» – лесная сказка). Сочетание эпического и лирического типов сюжета. Функция элементов сказочного хронотопа. Проблема свободы личности в произведениях 1900-х годов. Трагизм индивидуалистических поисков героя-интеллигента («Поединок»). Мастерство в создании образа Ромашова (контраст и аналогии в системе образов, внутренний монолог, несобственно-прямая речь). «Великий маленький человек» в рассказах «Гамбринус», «Листригоны». Гуманизм произведений о любви 1910-х годов («Суламифь», «Гранатовый браслет»). Жанровое своеобразие.  
Тема 2. И. А. Бунин     Общая характеристика творческой индивидуальности Бунина, ее социально-психологическая основа, место творчества Бунина в русской литературе. Бунин – поэт, поэтика его пейзажной лирики («Листопад»). Лирическая проза конца 1890-х – начала 1900-х годов («Сосны», «Антоновские яблоки»): особенности сюжета, функции пейзажа. Проблема индивидуального и общего в раздумьях лирического повествователя. Сближение с писателями «Среды». Знакомство с Горьким. Усиление социальных мотивов под влиянием событий первой русской революции. «Деревня» – изображение глубокого кризиса в России, размышления о судьбах народа, полемика вокруг повести. Своеобразие жанра повести. Исследование тайн народного характера в деревенских рассказах 1910-х годов. Особенности психологического анализа («Веселый двор», «Захар Воробьев», «Игнат»). Углубление эпического начала бунинской прозы. Проблемы «социального» и «космического» зла, пессимистические и пантеистические мотивы в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга». Бунинское понимание любви как преодоления ограниченности индивидуального существования, поэтичность и неизбежный трагизм любви. Композиция как основное средство выражения авторской позиции («Легкое дыхание»). Основные темы и мотивы творчества Бунина в эмиграции. Черты экзистенциализма в мировоззрении писателя. Цикл «Темные аллеи» – новая трактовка личности по сравнению с реализмом XIX века. Жанровое своеобразие.  
Тема 3. Л. И. Андреев. Концепция трагического гуманизма     Противоречивость творчества Л. Андреева, основные аспекты его изучения на современном этапе. Проблема отчуждения – центральная проблема Л. Андреева. Поиски преодоления человеческой разобщенности в рассказах 1890-х годов («Баргамот и Гараська», «Ангелочек») и ощущение непреодолимой враждебности жизни («Петька на даче»), «отчуждение» собственной жизни героем («У окна»). Художественное пространство и время как средства выражения авторской концепции. Сюжетно-композиционное построение рассказа «Большой шлем», исследующего всеобщее отчуждение. Символика и идея рока. Тема одиночества («Молчание»), трагизм утраты веры в разумное мироустройство («Жизнь Василия Фивейского»). Способы философского «укрупнения» частной ситуации. Отчуждение в самом человеке, его чувственности («Бездна») и интеллекта («Мысль», «Признаки»). Л. Андреев в годы первой русской революции. Трагически-гротескный образ войны («Красный смех»), соотношение социальных и этических проблем (сочувствие рабочим – и размышления о смерти и одиночестве в рассказе «Губернатор», осуждение террора, казней и воссоздание мучительного ожидания смерти в «Рассказе о семи повешенных». Черты экспрессионизма в поэтике драматургии Л. Андреева («Жизнь человека»).
Тема 4. Взаимодействие реализма и романтизма в рассказах М. Горького 1890-х годов     Центральное положение Горького в реализме начала ХХ века. Многогранность и внутренняя целостность творческой индивидуальности Горького. Романтически-возвышенная и героико-революционная тенденция в его творчестве. Отрицание обывательского страха перед жизнью и потребительского отношения к ней. Проблема «ницшеанства» раннего Горького, новый тип романтического героя. Романтическая поэтика и влияние на нее реалистических традиций (новое понимание идеала, действительности, их соотношения). Особенности реалистических рассказов Горького 1890-х годов, новое в решении проблемы героя и среды, острый драматизм сюжета и принципы композиции, жанровое своеобразие, роль образа героя-рассказчика. Взаимопроникновение двух тенденций (романтической и реалистической) в творчестве 1890-х годов – свидетельство поисков нового принципа художественного отражения действительности. Роман «Фома Гордеев» – завершающее произведение первого периода творчества Горького. Понятия «внутренний мир художественного произведения» и «хро­нотоп». Функции хронотопа. Культурные модели пространства и времени, их отражение в литературе. Концепты и архетипические мо­дели хронотопов. Составные элементы (формы) про­ст­ран­ст­вен­­но-временного образа мира в литературном произведении. Ме­то­ди­ка анализа хронотопа.  
Тема 5. Горький – создатель социально-философской драмы Отличие социально-философской драмы М. Горького от социально-бытовой драмы А. Островского и лирико-психологической драмы А. Чехова. Трансформация семейно-бытовой драмы в социально-философскую («Мещане»). Пьеса «На дне». Дискуссия о пьесе в отечественном литературоведении. Сюжет как воплощение авторской концепции. Проявление философичности в поэтике пьес Горького.  
Тема 6. Полемика о романе Горького «Мать». Способы выражения авторской позиции в романе Дискуссия о романе «Мать» в современном литературоведении. Реалистическое и романтическое в принципах и приемах художественного воплощения действительности. Новое в решении проблемы положительного героя. Формы выявления авторской позиции (в сюжете, композиции, портрете, пейзаже, речевой организации повествования  
Раздел 3. Поэзия Серебряного века
Тема 1. Эстетические основы символизма   Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма. Философские основы течения и понятие образа-символа. Способы символизации. Структура художественного мира и трактовка отношений личности и среды. Эволюция русского символизма.
Тема 2. «Монументальный символизм» В.Я Брюсова. Солнечная мифология К.Д. Бальмонта.     Место Брюсова в истории символизма. Характер поэтического видения (конструктивность, рационалистичность в соединении с импрессионизмом и иррационализмом). Своеобразие лирического героя. Урбанистическая тема в поэзии Брюсова. Особенности образности и ритмики. Историческое и мистическое в романе «Огненный ангел». Психологический облик К. Д. Бальмонта (поэт-актер). Пантеизм мироощущения и мифологизация стихий. Пафос Солнца («Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»). Импрессионизм поэтики, философия мига. Напевность ритмико-интонационной организации («Я вольный ветер» и др.).
Тема 3. «Творимая легенда» в творчестве Ф. Сологуба   Основные мотивы лирики Сологуба: проклятие жизни и воспевание смерти; фантастический гротеск и мечта о земле Ойле; депрессивная риторика и утонченность мелодии. Принцип мистической иронии. Роман «Мелкий бес» – «новая страница в русской прозе» (Е. Замятин). Реалистическое и мифологическое в романе, особенности субъектной организации.
Тема 4. Психологический символизм И. Анненского Эстетическое бунтарство, субъективность идеала-мечты как общие черты «старших» символистов. Нетождественность деклараций и художественной практики. Основные черты Анненского – человека. Характер лирического героя: черты «лишнего человека», мотив совести и сострадания («В дороге», «Старые эстонки»). Тревожная атмосфера и задушевность интонации («Трилистник одиночества», «Трилистник обреченности»). «Психологический» символизм и особенности поэтического мира (импрессионизм пейзажа, микроурбанизм, сцепление вещи и лирического переживания – «Стальная цикада»). Психологический подтекст, особенности ритма и интонации (прозаизация поэтического языка, роль пауз, установка на беседность).  
Тема 5. Поэзия А. Блока как «Трилогия Вочеловечения»     Общая характеристика «эстетической утопии» младосимволистов. Особенности творческой индивидуальности Блока. Дискуссия о методе Блока в отечественном литературоведении. Основные этапы «Трилогии Вочеловечения»: от «мгновения слишком яркого света» («Стихи о Прекрасной Даме») – через «необходимый болотистый лес» («Балаганчик», «Город», «Снежная маска») – к «рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру» (циклы «Родина», «Ямбы»). Эволюция эстетического идеала и поэтики (изменения лирического героя, поэтического мира, центральных символов, ритма и интонации). «Трилогия Вочеловечения» как лирический роман. Проблематика и жанр поэмы «Соловьиный сад».
Тема 6. Художественные искания и философия «теургии» Андрея Белого     Кружок «Аргонавты» и идея теургии. Эстетизация реальности в книге «Золото в лазури». Проблематика и художественное своеобразие «Симфоний». Тема Родины в книге «Пепел». Основной пафос, «некрасовские» интонации, появление сказа (голосов из народа). Осмысление судеб России в романах «Серебряный голубь» и «Петербург». Способы и приемы символизации, своеобразие поэтики (сказ, ритмизованная проза, лейтмотивность и т. д.). Своеобразие жанра символистского романа.  
Тема 7. Эстетические принципы акмеизма   История возникновения акмеизма. Акмеизм и символизм. Манифесты акмеистов: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам «Утро акмеизма». Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, язык как средство («камень») и цель культуры. Память – важнейшее нравственное начало, противостояние хаосу и забвению. Приемы «семантической поэтики».  
Тема 8. Эволюция лирического героя в поэзии Н. Гумилева     Романтическое мироощущение и трагическая судьба Н. Гумилева. Раннее творчество Н. Гумилева: герой-маска, «адамизм», экзотика дальних странствий, тяготение к жанру баллады, энергичность ритма и звукописи. Поэма «Капитаны». Разлад мечты и действительности («Жираф», «Творчество»). Своеобразие трактовки темы любви. «Колчан» – война как один из ликов Апокалипсиса, пробуждающий Дух в человеке. Книга «Костер»: поиск гармонии с миром и неизбежность отчуждения. Философское содержание книги «Огненный столп»: путь к своему «я» («Душа и тело»), эстетическая саморефлексия («Слово», «Шестое чувство»). Идея прапамяти и новая, сюрреалистическая поэтика в стихотворении «Заблудившийся трамвай».  
Тема 9. «Величавая простота» в ранней лирике А. Ахматовой     Место поэзии А. Ахматовой в Серебряном веке. «Земное» чувство любви как основа мироощущения в реалистической поэзии Ахматовой. Конкретность облика лирической героини, точность психологической детали, создающая впечатление камерности, интимности. Глубина и драматизм переживаний, сдержанность в выражении чувства, интерес к окружающему миру – источники «величавой простоты» лирики Ахматовой. Неразрывность личной судьбы с судьбой народа как основа масштабности образа лирической героини второй половины 1910-х годов. Особенности поэтики и ритмико-интонационной организации. Тема 1913 года в «Поэме без героя».  
Тема10. Лирический характер в творчестве М. Цветаевой     Жизненный и творческий путь: «от поэтики быта к поэтике слова» (М. Гаспаров). Романтическая концепция человека («тайный умысел Бога»), торжество поэзии над бытом («голос правды небесной против правды земной»). Богатство ритмических ходов, открытая пафосность интонации, паронимия, углубление в морфологический и фонетический состав слова в поисках глубинной семантики.  
Тема 11. Эстетическая программа футуризма     Авангард и авангардизм. Внутренняя неоднородность русского футуризма. Место в истории поэзии. Культ «самовитого слова»; эстетическое бунтарство, тенденция к экспрессионизму и примитивизму. Теория «заумного языка» А. Крученых.
Тема 12. Эго-футуризм И. Северянина. Лингвистическая утопия В. Хлебникова     Мажорность тона, эстетический эпатаж, гедонизм, сверхизобилие экзотизмов и неологизмов, экстравагантность как установка на отклонение от канона. Игра с формой, певучесть ритма, новизна рифм. Китч и лирическая ирония, лицо и маска. Творчество Северянина в эмиграции. Цикл «Медальоны» – поэтический памятник культуре Серебряного века; диалогичность лирического слова. «Высокое безумие» (В. Лавров) поэта-романтика. Идея преображения мира через познание тайн числа и слова. Космизм натурфилософской поэзии Хлебникова, метаморфозы живой и неживой природы, прошлого и будущего. Попытка создания единого общеславянского «заумного» языка, корнесловие, семантизация звука.  
Тема 13. Лирический герой в дооктябрьском творчестве В. Маяковского   Маяковский и футуризм, становление мировоззрения и творческой индивидуальности. Образ буржуазного города («Ночь», «Утро»), приемы гротеска, деформации. Романтическая позиция лирического героя, противопоставленность богатой творческой личности обывателям и мещанам («А вы могли бы? », «Нате»). Гиперболический образ лирического героя («Я», «Себе, любимому…»), трагедия одиночества («Дешевая распродажа»). Сатирические гимны. Поэма «Облако в штанах» – синтез идейно-эстетических исканий Маяковского предоктябрьских лет. Лирический герой и буржуазный мир. Лирический герой и народная масса. Своеобразие поэмы «Человек», неразрешимость конфликта Человека и Повелителя Всего, роль травестирования библейского сюжета.  

 

III. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представления о специфике русского реализма рубежа веков;

- сформируют навыки анализа и интерпретации модернистских текстов;

- закрепят и усовершенствуют навыки анализа и интерпретации классических художественных текстов

- освоят методы литературоведческого анализа поэтических текстов символистов, футуристов, акмеистов.

 

Раздел 2.

Тема 1

Задание

Опираясь на указанную критическую литературу и тщательно исследуя текст повести Куприна «Молох», определите особенности критического реализма в 1890-е годы.

Вопросы

1. Охарактеризовать художественные обстоятельства в повести. Какие новые исторические явления и процессы ввел Куприн в художественные обстоятельства «Молоха»? Как автор их эстетически оценивает (проанализируйте, например, заводские пейзажи – гл. 1, 5, 8)?

2. Какие новые исторические силы вошли в систему образов повести?

• дайте анализ характера Квашнина, соотнесите с ранее известными вам образами поработителей и накопителей. Способы типизации и эстетической оценки характера Квашнина в повести (гл. 6, 9, 10);

• как изображена в повести «народная масса»? В чем проявилась проницательность, а в чем – ограниченность взгляда Куприна на народ? (гл. 5, 7 11).

3. Образ Боброва. Соотнесите с ранее известными вам типами «лишних людей» и «униженных и оскорбленных». Что нового открыл писатель в характере интеллигента 1890-х годов? Как определил логику характера?

4. Охарактеризуйте конфликт и сюжет повести: соотнесите линии «Бобров – Зиненки – Квашнин» и «рабочий люд – хозяева». В чем сказалось новаторство и в чем проявилась непоследовательность Куприна?

5. Сделайте выводы об основных чертах критического реализма в повести «Молох» (по следующим аспектам: принципы познания, на что нацелено познание; какова связь между характерами и обстоятельствами; каковы способы художественного обобщения; каковы формы отображения).

Литература

Основная:

1. 1, том 1 (глава о Куприне)

Дополнительная:

2.Афанасьев В. А. И. Куприн. М., 1960. С. 24–35.

3. Крутикова Л. В. А. И. Куприн. Л., 1971. С. 16–27.

Тема 2.

Вопросы

1. Выделите основные темы, которые переплетаются в рассказе. Проследите за логикой их развития: какая тема является ключевой? Докажите.

2. Найдите эмоциональную доминанту в каждой из главок. Как происходит углубление семантики образа-лейтмотива «антоновских яблок»? Определите этапы в движении лирического сюжета и логику ассоциативных сцеплений.

3. Проанализируйте образ лирического повествователя:

• как достигается его «центральность» по сравнению с другими персонажами?

• какова степень его «внешней» (социально-бытовой) и «внутренней» (психологической) раскрытости? Каково содержание его сознания (созерцания, воспоминания)? Почему так важна тема памяти?

• охарактеризуйте тип субъектной организации в каждой из главок. Как достигается философская обобщенность индивидуально-неповторимого характера и переживания лирического субъекта?

4. Поэтика пейзажа как одного из носителей лирического переживания и формы «овнешнения» философской концепции:

• приемы создания импрессионистического «эффекта присутствия» и стереоскопической объемности, пластичности пейзажа. Какова их эстетическая содержательность?

• как происходит взаимопроникновение сиюминутного и вечного, материального и духовного, земного и космического в картинах природы?

• способы выражения обреченности всего живого, неумолимого движения времени.

5. Сделайте вывод об общей идейно-эстетической концепции рассказа «Антоновские яблоки». Как соотносится временное (историческое) и вневременное (природное) в бунинском мировосприятии?

Литература

Основная:

1. 1; том 1, глава о Бунине

Дополнительная:

2.Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969. С. 67–72.

3. Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Очерк творчества. М., 1967. С. 33–42, 51–58.

4. Михайлов О. Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М., 1976.
С. 35–40.

5. Твардовский А. О Бунине / Твардовский А. О литературе. М., 1973.

6. Мальцев Ю. Иван Бунин. М., 1994. Гл. 4.

 

Литература

Основная

1. 1; том 1 (раздел о Горьком).

Дополнительная

1. Сапир А. М., Лейдерман Н. Л. «Целостный анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». (Урок по опережающим заданиям)» (журнал «Филологический класс». 2000. № 5).

2. Лейдерман Н. Л., Сапир А. М. Горький в школе: новое прочтение: метод. пособие для учителя. — М.: ВАКО, 2005. — 304 с.

 

Раздел 3.

Тема 1-2.

«Трилогия Вочеловечения» А. Блока

Основные понятия и персоналии: символизм, образ –символ, поэтика «точечного соответствия», цикл, поэтический мир, мотив.

Задание

Подготовить самостоятельный анализ трех стихотворений Блока (по одному из каждого периода творчества).

Вопросы

1. Поэтический идеал в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»:

• структура центрального образа-символа: принцип точечного соответствия», полигенетичность образа Прекрасной Дамы (сообщение);

• своеобразие поэтического мира (сквозные мотивы пути, тайны, ожидания; бинарность пространства, цветовая символика; статичность и вневременность);

• ритмико-мелодическая организация, выражающая пафос любви-преклонения («Вступление», «Бегут неверные дневные тени», «Вхожу я в темные храмы», «Сумерки, сумерки вешние», «Ветер принес издалека», «Предчувствую тебя»).

2. Мир стихий в циклах «Город», «Снежная маска»:

• целостный анализ стихотворения «Незнакомка» (см. пособие И. Крука, с. 103–110);

• стихотворение «Настигнутый метелью»: изменения в характерах и ролях героев; мотив забвения, полета, очарованности; динамизм художественного пространства и времени; цветовая символика; прихотливый ритм и музыкальная «вязь» в стихотворении.

3. Образ России в лирике Блока 1906–1916 годов:

• связь и различие между новым и прежним идеалом;

• миф о России (сообщение);

• центральные образы-символы, характер поэтического мира, ритмико-интонационные особенности («Россия», «На железной дороге», «Осенний день»).

4. Идея долга и служения в цикле «Ямбы» (сообщение):

• образ «страшного мира» в цикле;

• позиция лирического героя;

• народ – хранитель «Духа музыки»; структура художественного пространства;

• содержательность образа грядущего («О, я хочу безумно жить! », «Я ухо приложил к земле», «Тропами тайными, ночными», «Да, так велит мне вдохновенье», «Земное сердце стынет вновь», «В огне и холоде тревог»).

Литература

Основная:

1. 2 (раздел о Блоке).

Дополнительная:

1. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Л., 1973. Гл. 12.

2. Гуковский Г. А. К вопросу о творческом методе Блока // Лит. наследство. Т. 92. Кн. 1: А. Блок. Новые материалы и исследования. М., 1980.

3. Долгополов Л. К. Александр Блок. Л., 1978.

4. Исупов Г. К. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С. 65–97.

5. Колобаева Л.А. Встреча времен (художественное время в цикле «Родина» Блока // Филологические науки. 1975. № 4.

6. Крук И. Т. Поэзия А. Блока. М., 1970.

7. Минц З. Г. Поэзия Александра Блока. СПб., 1999. С. 401–415.

8. Русская литература XIX века. 1880-1890. Учебное пособие[Электронный ресурс]: [Из «Университетской б-ки онлайн»]. -Под редакцией: Кременцов Л. П. Джанумов С. А., 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011. - – URL: http: // www. biblioclub. ru

9. Скатов Н. Н. Россия у А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // Русская литература. 1970. № 3.

Тема 3 - 4.

Литература

Основная:

1. Лейдерман Н. Л. Русская литературная классика ХХ века. Екатеринбург, 1996. С. 7–66.

Дополнительная:

2. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2006.

3.Петросов К. Г. О художественной системе и методе раннего Маяковского // Рус. лит. 1974. № 3.

4. Русская литература XIX века. 1880-1890. Учебное пособие[Электронный ресурс]: [Из «Университетской б-ки онлайн»]. -Под редакцией: Кременцов Л. П. Джанумов С. А., 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011. - – URL: http: // www. biblioclub. ru

5. Харджиев И., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970. С. 195–197.

6. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. 1990. № 11, 12.

Тема 5.

Литература

Основная:

Гаспаров, М. М. Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. – М.: НЛО. – 1995. С. 265 – 289.

Дополнительная:

1. Джанджакова Е.В. «Смуглый отрок бродил по аллеям…» // Русская речь. 1976. № 5.

2. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Серебряный век русской поэзии. Часть 2. М., 2000. С. 27 – 34.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. На самостоятельное освоение студентов очного отделения выносятся следующие вопросы:

  1. Поэтика природы в поэме И. Бунина «Листопад».
  2. Романтизм лирического героя и его эволюция в творчестве Н. Гумилева.
  3. Тема города в дооктябрьской лирике В. Маяковского.

На самостоятельное освоение студентов заочного отделения выносятся следующие темы курса: Раздел 1., темы 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 13.

Для освоения предлагается использовать основную литературу к курсу и специализированные Интернет-ресурсы.

 

2. Студентам предлагается перечень теоретических работ для конспектирования (список основной и дополнительной литературы). Законспектированные источники могут быть использованы при ответе на экзамене.

Для студентов заочного отделения обязательными для конспектирования являются 1-2 работы, посвященные каждому автору, чье творчество вынесено на самостоятельное изучение.

VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. По разделу 2 студенты пишут тест на знание текстов (10 баллов), по разделу 3 – домашнюю контрольную работу «Творческий портрет поэта Серебряного века» (25 баллов).

Примерные вопросы теста по разделу 2:

  1. В творчестве Куприна взаимодействуют принципы и приемы:

а) реализма и экспрессионизма;

б) реализма и импрессионизма;

в) реализма и романтизма;

г) реализма и символизма.

 

2. Жанр произведения Куприна «Поединок»:

а) рассказ;

б) повесть;

в) роман.

 

3. Музыкант Сашка в рассказе Куприна «Гамбринус» играл на:

а) дудке;

в) пианино;

в) скрипке;

г) гитаре

 

4. Братья Красовы – герои повести:

а) «Деревня» Бунина;

б) «Олеся» Куприна;

г) «Без дороги» Вересаева;

д) «Фома Гордеев» Горького.

 

VII. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Условия допуска к экзамену:

Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче экзамена при условии выполнения следующих требований:

1. Посещение семинарских занятий.

2. Выполнение контрольных аудиторных мероприятий по разделам 2, 3.

3. Выполнение домашней контрольной работы в установленные сроки.

В сумме за контрольные задания студент должен набрать не менее
20 баллов.

Форма и содержание экзамена:

Экзамен проводится в устной форме по билетам, включающим 2 вопроса по разным темам курса, один из которых предполагает анализ художественного текста в определенном аспекте.

Экзамен является обязательным.

На процедуре экзамена студент может получить максимум 25 баллов.

 

Основная

1. История русской литературы к.19 – н. 20 вв./ под ред. В.Келдыша, М.: Академия, 2009. В 2-х тт. – 2 экз.

2. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. М.: Флинта, 2008. – 2 экз.

3. Соколов А.Г. История русской литературы к.19 – н. 20 вв. В.2-х тт., М.: ВШ, 2000. – 2 экз.

4. Ханзен –Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. СМифопоэтический символизм начала века, СПб: Академический проект, 2009. – 1 экз.

Дополнительная

1. Барковская Н.В. Поэзия Серебряного века. Екатеринбург: УрГПУ, 1993. - 16 экз.

2. Бродский, И. Марина Цветаева // Новый мир. 1991. №2.

3. Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. – М.: «Фортуна Лимитед», 2001. – 288 с.

4. Гаспаров, М. М. Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. – М.: НЛО. – 1995. – 477.

5. Давидсон, А. Муза странствий Николая Гумилева. – М., 1992.

6. Лейдерман, Н. Л., Тагильцев А. В. Лирика Анны Ахматовой: Очерки. – Екатеринбург: ИФИОС «Словесник». – 2005. – 119 с. 10 экз.

7. Лекманов, О. А. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: «Водолей». – 2000. – 704 с

8. Марков, В. История русского футуризма. – СПб., 2000. – 1 экз.

9. Минц, З. Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство». – 1999. – 727 с.

10. Пайман, А. История русского символизма. – М.: «Искусство». – 1998. – 325 с. – 1 экз.

11.Русская литература XIX века. 1880-1890. Учебное пособие[Электронный ресурс]: [Из «Университетской б-ки онлайн»]. -Под редакцией: Кременцов Л. П. Джанумов С. А., 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011. - – URL: http: // www. biblioclub. ru

12.Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. – М.: «Наследие». – 2001. – 760 с., 768 с.

13.Терехина В. Серебряный век русской поэзии: Хрестоматия для учащихся 11 кл. – М.: Локид-Пресс, 2003. – 462 с. – 3 экз.

14. Федоров, А. Иннокентий Анненский: Личность и творчество – Л.: «Художественная литература». – 1984. – 256 с. – 1 экз.

15. Ханзен-Леве, А. Русский символизм. – СПб.: «Академический проект». – 1999. – 1 экз.

Журналы:

1. Вопросы литературы.

2. Русская литература.

3. Новое литературное обозрение.

Интернет-ресурсы

1. Каталог литературных ресурсов Рунета – Режим доступа: liblist.narod.ru.

2. Барковская Н. В. Поэзия Серебряного века. – Режим доступа: www.s-age.ru.

3. Серебряного века силуэт… – Режим доступа: www.livepoetry.ru.

4. Серебряного века силуэт… – Режим доступа: www.livepoetry.ru.

IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Технические средства

Компьютерная техника (мультимедийное оборудование, обеспечивающее демонстрацию презентаций)


Приложение 1

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.144 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь