Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учебные материалы и методические разработки



Учебные материалы и методические разработки для реализации активных форм обучения: сценарии дискуссий, раздаточный материал для анализа текстов, слайдовые презентации демонстрационного материала.

Контрольно-измерительные материалы

В качестве оценочных средств используются: задания (аналитические, творческие и др.); тесты (открытые, закрытые, на со­по­став­ление); контрольные работы, конспектытеоретических работ, балльно-рейтинговая система оценивания.

 

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ
ПО МОДУЛЯМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебно-тематический план занятий

(студентов очной формы обучения)

 

№ п/п Учебный раздел дисциплины Всего часов (акад.) Аудиторная работа (в акад. час.) Самостоятельная работа (в академ. час.)
Лекции Семинары
Рубеж веков как литературная эпоха -
Проза рубежа веков
Поэзия рубежа веков
  Итого:

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел, тема дисциплины Содержание тем
Раздел 1. Рубеж веков как литературная эпоха
Тема 1. Мироощущение рубежа XIX–XX вв. и художественные тенденции времени   Современное состояние изучения литературы начала ХХ века. Своеобразие культурного развития России в ситуации «тотального кризиса» (изменения в общественном сознании и психологии, активизация личностного начала и влияние Ф. Ницше, «русская идея» и ее преломление в религиозной философии и марксизме). Трансформация принципов построения художественного образа (стремление к синтезу разных творческих методов, ослабление роли жанрового канона при усилении функции рода, субъективизация предмета изображения и семиотизация художественного языка). Периодизация литературного развития рубежа веков, характеристика основных направлений и течений. Дискуссия о кризисе реализма и неореализме. Модернизм как инновационно-креативный тип культуры. Автономизация элитарной и массовой субкультур.  
Раздел 2. Проза рубежа веков
Тема 1.А. И. Куприн. Жизнелюбивый талант Общая характеристика «жизнелюбивого таланта» А. Куприна (круг тем, особенности сквозного героя, своеобразие сюжетостроения, черты стиля). Повесть «Молох»: новое в обрисовке социальной среды (завод) и в типах (гротескный образ капиталиста Квашнина). Своеобразие Боброва как типа «лишнего человека», внутренний монолог как средство раскрытия образа. Противоречивость в изображении рабочей массы. Роль пейзажа, символики в повести. Поэтизация «естественного» человека, живущего в единении с природой («Олеся» – лесная сказка). Сочетание эпического и лирического типов сюжета. Функция элементов сказочного хронотопа. Проблема свободы личности в произведениях 1900-х годов. Трагизм индивидуалистических поисков героя-интеллигента («Поединок»). Мастерство в создании образа Ромашова (контраст и аналогии в системе образов, внутренний монолог, несобственно-прямая речь). «Великий маленький человек» в рассказах «Гамбринус», «Листригоны». Гуманизм произведений о любви 1910-х годов («Суламифь», «Гранатовый браслет»). Жанровое своеобразие.  
Тема 2. И. А. Бунин     Общая характеристика творческой индивидуальности Бунина, ее социально-психологическая основа, место творчества Бунина в русской литературе. Бунин – поэт, поэтика его пейзажной лирики («Листопад»). Лирическая проза конца 1890-х – начала 1900-х годов («Сосны», «Антоновские яблоки»): особенности сюжета, функции пейзажа. Проблема индивидуального и общего в раздумьях лирического повествователя. Сближение с писателями «Среды». Знакомство с Горьким. Усиление социальных мотивов под влиянием событий первой русской революции. «Деревня» – изображение глубокого кризиса в России, размышления о судьбах народа, полемика вокруг повести. Своеобразие жанра повести. Исследование тайн народного характера в деревенских рассказах 1910-х годов. Особенности психологического анализа («Веселый двор», «Захар Воробьев», «Игнат»). Углубление эпического начала бунинской прозы. Проблемы «социального» и «космического» зла, пессимистические и пантеистические мотивы в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга». Бунинское понимание любви как преодоления ограниченности индивидуального существования, поэтичность и неизбежный трагизм любви. Композиция как основное средство выражения авторской позиции («Легкое дыхание»). Основные темы и мотивы творчества Бунина в эмиграции. Черты экзистенциализма в мировоззрении писателя. Цикл «Темные аллеи» – новая трактовка личности по сравнению с реализмом XIX века. Жанровое своеобразие.  
Тема 3. Л. И. Андреев. Концепция трагического гуманизма     Противоречивость творчества Л. Андреева, основные аспекты его изучения на современном этапе. Проблема отчуждения – центральная проблема Л. Андреева. Поиски преодоления человеческой разобщенности в рассказах 1890-х годов («Баргамот и Гараська», «Ангелочек») и ощущение непреодолимой враждебности жизни («Петька на даче»), «отчуждение» собственной жизни героем («У окна»). Художественное пространство и время как средства выражения авторской концепции. Сюжетно-композиционное построение рассказа «Большой шлем», исследующего всеобщее отчуждение. Символика и идея рока. Тема одиночества («Молчание»), трагизм утраты веры в разумное мироустройство («Жизнь Василия Фивейского»). Способы философского «укрупнения» частной ситуации. Отчуждение в самом человеке, его чувственности («Бездна») и интеллекта («Мысль», «Признаки»). Л. Андреев в годы первой русской революции. Трагически-гротескный образ войны («Красный смех»), соотношение социальных и этических проблем (сочувствие рабочим – и размышления о смерти и одиночестве в рассказе «Губернатор», осуждение террора, казней и воссоздание мучительного ожидания смерти в «Рассказе о семи повешенных». Черты экспрессионизма в поэтике драматургии Л. Андреева («Жизнь человека»).
Тема 4. Взаимодействие реализма и романтизма в рассказах М. Горького 1890-х годов     Центральное положение Горького в реализме начала ХХ века. Многогранность и внутренняя целостность творческой индивидуальности Горького. Романтически-возвышенная и героико-революционная тенденция в его творчестве. Отрицание обывательского страха перед жизнью и потребительского отношения к ней. Проблема «ницшеанства» раннего Горького, новый тип романтического героя. Романтическая поэтика и влияние на нее реалистических традиций (новое понимание идеала, действительности, их соотношения). Особенности реалистических рассказов Горького 1890-х годов, новое в решении проблемы героя и среды, острый драматизм сюжета и принципы композиции, жанровое своеобразие, роль образа героя-рассказчика. Взаимопроникновение двух тенденций (романтической и реалистической) в творчестве 1890-х годов – свидетельство поисков нового принципа художественного отражения действительности. Роман «Фома Гордеев» – завершающее произведение первого периода творчества Горького. Понятия «внутренний мир художественного произведения» и «хро­нотоп». Функции хронотопа. Культурные модели пространства и времени, их отражение в литературе. Концепты и архетипические мо­дели хронотопов. Составные элементы (формы) про­ст­ран­ст­вен­­но-временного образа мира в литературном произведении. Ме­то­ди­ка анализа хронотопа.  
Тема 5. Горький – создатель социально-философской драмы Отличие социально-философской драмы М. Горького от социально-бытовой драмы А. Островского и лирико-психологической драмы А. Чехова. Трансформация семейно-бытовой драмы в социально-философскую («Мещане»). Пьеса «На дне». Дискуссия о пьесе в отечественном литературоведении. Сюжет как воплощение авторской концепции. Проявление философичности в поэтике пьес Горького.  
Тема 6. Полемика о романе Горького «Мать». Способы выражения авторской позиции в романе Дискуссия о романе «Мать» в современном литературоведении. Реалистическое и романтическое в принципах и приемах художественного воплощения действительности. Новое в решении проблемы положительного героя. Формы выявления авторской позиции (в сюжете, композиции, портрете, пейзаже, речевой организации повествования  
Раздел 3. Поэзия Серебряного века
Тема 1. Эстетические основы символизма   Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма. Философские основы течения и понятие образа-символа. Способы символизации. Структура художественного мира и трактовка отношений личности и среды. Эволюция русского символизма.
Тема 2. «Монументальный символизм» В.Я Брюсова. Солнечная мифология К.Д. Бальмонта.     Место Брюсова в истории символизма. Характер поэтического видения (конструктивность, рационалистичность в соединении с импрессионизмом и иррационализмом). Своеобразие лирического героя. Урбанистическая тема в поэзии Брюсова. Особенности образности и ритмики. Историческое и мистическое в романе «Огненный ангел». Психологический облик К. Д. Бальмонта (поэт-актер). Пантеизм мироощущения и мифологизация стихий. Пафос Солнца («Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»). Импрессионизм поэтики, философия мига. Напевность ритмико-интонационной организации («Я вольный ветер» и др.).
Тема 3. «Творимая легенда» в творчестве Ф. Сологуба   Основные мотивы лирики Сологуба: проклятие жизни и воспевание смерти; фантастический гротеск и мечта о земле Ойле; депрессивная риторика и утонченность мелодии. Принцип мистической иронии. Роман «Мелкий бес» – «новая страница в русской прозе» (Е. Замятин). Реалистическое и мифологическое в романе, особенности субъектной организации.
Тема 4. Психологический символизм И. Анненского Эстетическое бунтарство, субъективность идеала-мечты как общие черты «старших» символистов. Нетождественность деклараций и художественной практики. Основные черты Анненского – человека. Характер лирического героя: черты «лишнего человека», мотив совести и сострадания («В дороге», «Старые эстонки»). Тревожная атмосфера и задушевность интонации («Трилистник одиночества», «Трилистник обреченности»). «Психологический» символизм и особенности поэтического мира (импрессионизм пейзажа, микроурбанизм, сцепление вещи и лирического переживания – «Стальная цикада»). Психологический подтекст, особенности ритма и интонации (прозаизация поэтического языка, роль пауз, установка на беседность).  
Тема 5. Поэзия А. Блока как «Трилогия Вочеловечения»     Общая характеристика «эстетической утопии» младосимволистов. Особенности творческой индивидуальности Блока. Дискуссия о методе Блока в отечественном литературоведении. Основные этапы «Трилогии Вочеловечения»: от «мгновения слишком яркого света» («Стихи о Прекрасной Даме») – через «необходимый болотистый лес» («Балаганчик», «Город», «Снежная маска») – к «рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру» (циклы «Родина», «Ямбы»). Эволюция эстетического идеала и поэтики (изменения лирического героя, поэтического мира, центральных символов, ритма и интонации). «Трилогия Вочеловечения» как лирический роман. Проблематика и жанр поэмы «Соловьиный сад».
Тема 6. Художественные искания и философия «теургии» Андрея Белого     Кружок «Аргонавты» и идея теургии. Эстетизация реальности в книге «Золото в лазури». Проблематика и художественное своеобразие «Симфоний». Тема Родины в книге «Пепел». Основной пафос, «некрасовские» интонации, появление сказа (голосов из народа). Осмысление судеб России в романах «Серебряный голубь» и «Петербург». Способы и приемы символизации, своеобразие поэтики (сказ, ритмизованная проза, лейтмотивность и т. д.). Своеобразие жанра символистского романа.  
Тема 7. Эстетические принципы акмеизма   История возникновения акмеизма. Акмеизм и символизм. Манифесты акмеистов: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам «Утро акмеизма». Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, язык как средство («камень») и цель культуры. Память – важнейшее нравственное начало, противостояние хаосу и забвению. Приемы «семантической поэтики».  
Тема 8. Эволюция лирического героя в поэзии Н. Гумилева     Романтическое мироощущение и трагическая судьба Н. Гумилева. Раннее творчество Н. Гумилева: герой-маска, «адамизм», экзотика дальних странствий, тяготение к жанру баллады, энергичность ритма и звукописи. Поэма «Капитаны». Разлад мечты и действительности («Жираф», «Творчество»). Своеобразие трактовки темы любви. «Колчан» – война как один из ликов Апокалипсиса, пробуждающий Дух в человеке. Книга «Костер»: поиск гармонии с миром и неизбежность отчуждения. Философское содержание книги «Огненный столп»: путь к своему «я» («Душа и тело»), эстетическая саморефлексия («Слово», «Шестое чувство»). Идея прапамяти и новая, сюрреалистическая поэтика в стихотворении «Заблудившийся трамвай».  
Тема 9. «Величавая простота» в ранней лирике А. Ахматовой     Место поэзии А. Ахматовой в Серебряном веке. «Земное» чувство любви как основа мироощущения в реалистической поэзии Ахматовой. Конкретность облика лирической героини, точность психологической детали, создающая впечатление камерности, интимности. Глубина и драматизм переживаний, сдержанность в выражении чувства, интерес к окружающему миру – источники «величавой простоты» лирики Ахматовой. Неразрывность личной судьбы с судьбой народа как основа масштабности образа лирической героини второй половины 1910-х годов. Особенности поэтики и ритмико-интонационной организации. Тема 1913 года в «Поэме без героя».  
Тема10. Лирический характер в творчестве М. Цветаевой     Жизненный и творческий путь: «от поэтики быта к поэтике слова» (М. Гаспаров). Романтическая концепция человека («тайный умысел Бога»), торжество поэзии над бытом («голос правды небесной против правды земной»). Богатство ритмических ходов, открытая пафосность интонации, паронимия, углубление в морфологический и фонетический состав слова в поисках глубинной семантики.  
Тема 11. Эстетическая программа футуризма     Авангард и авангардизм. Внутренняя неоднородность русского футуризма. Место в истории поэзии. Культ «самовитого слова»; эстетическое бунтарство, тенденция к экспрессионизму и примитивизму. Теория «заумного языка» А. Крученых.
Тема 12. Эго-футуризм И. Северянина. Лингвистическая утопия В. Хлебникова     Мажорность тона, эстетический эпатаж, гедонизм, сверхизобилие экзотизмов и неологизмов, экстравагантность как установка на отклонение от канона. Игра с формой, певучесть ритма, новизна рифм. Китч и лирическая ирония, лицо и маска. Творчество Северянина в эмиграции. Цикл «Медальоны» – поэтический памятник культуре Серебряного века; диалогичность лирического слова. «Высокое безумие» (В. Лавров) поэта-романтика. Идея преображения мира через познание тайн числа и слова. Космизм натурфилософской поэзии Хлебникова, метаморфозы живой и неживой природы, прошлого и будущего. Попытка создания единого общеславянского «заумного» языка, корнесловие, семантизация звука.  
Тема 13. Лирический герой в дооктябрьском творчестве В. Маяковского   Маяковский и футуризм, становление мировоззрения и творческой индивидуальности. Образ буржуазного города («Ночь», «Утро»), приемы гротеска, деформации. Романтическая позиция лирического героя, противопоставленность богатой творческой личности обывателям и мещанам («А вы могли бы? », «Нате»). Гиперболический образ лирического героя («Я», «Себе, любимому…»), трагедия одиночества («Дешевая распродажа»). Сатирические гимны. Поэма «Облако в штанах» – синтез идейно-эстетических исканий Маяковского предоктябрьских лет. Лирический герой и буржуазный мир. Лирический герой и народная масса. Своеобразие поэмы «Человек», неразрешимость конфликта Человека и Повелителя Всего, роль травестирования библейского сюжета.  

 

III. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представления о специфике русского реализма рубежа веков;

- сформируют навыки анализа и интерпретации модернистских текстов;

- закрепят и усовершенствуют навыки анализа и интерпретации классических художественных текстов

- освоят методы литературоведческого анализа поэтических текстов символистов, футуристов, акмеистов.

 

Раздел 2.

Тема 1


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь