Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Маркс К., Энгельс Ф. «Л.Фейербах и конец классической немецкой философии»



философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников — классической немецкой философии, в особенности к учению Г. Гегеля (См. Гегель) и Л. Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке " Людвиг Фейербах" (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с " Манифестом Коммунистической партии" и " Анти-Дюрингом" " Л. Ф...." является "... настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 23, с. 43).

В 1-й главе книги, говоря о философской революции в Германии, Ф. Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классической немецкой философии и всего прежнего философского развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революционной и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектическим методом и догматической системой, он показывает, что её историческое значение и революционный характер заключались в разработке диалектики.

Во 2-й главе, раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет Основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике Агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике.

4-я глава содержит очерк основных положений диалектического материализма и в особенности материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт философский анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.

" Л. Ф...." был первоначально напечатан в теоретическом журнале германской социал-демократии " Die Neue Zeit" (Штутгарт, 1886, № 4—5), а затем издан отдельной брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февраля 1888) и с приложением " Тезисов о Фейербахе" К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в петербургском журнале " Северный вестник" (№ 3—4) под названием " Кризис философии классического идеализма в Германии" был напечатан русский перевод Г. Ф. Львовича с многочисленными отступлениями от текста оригинала. В 1892 в Женеве группа " Освобождение труда" издала полный русский перевод Г. В. Плеханова, 2-е издание с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894 в парижском журнале " L'Ere nouvelle" (№ 4—5) был напечатан французский перевод Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом. В 1892 в Болгарии вышел болгарский перевод (с русского), в 1899 во Львове украинский перевод, в 1902 в Риме итальянский перевод, в 1903 в Чикаго английский перевод. " Л. Ф...." — одно из наиболее распространённых произведений марксизма, издавался почти во всех европейских и во многих других странах на десятках языков. В СССР " Л. Ф...." был издан отдельной книгой 121 раз на 33 языках (народов СССР и иностранных) общим тиражом 4806 тысяч экземпляров (данные на 1 января 1971

Маркс К. «Капитал»

Капита́ л» (нем. Das Kapital) — главный труд К. Маркса по политической экономии, содержащий критический анализ капитализма.

Работа написана с применением диалектико-материалистического подхода, в том числе к историческим процессам. Опубликована в 1867 году и является расширенным продолжением опубликованной в 1859 году работе «К критике политической экономии».

Маркс опирался и использовал идеи Адама Смита и Давида Рикардо. Именно эти английские экономисты показали трудовую природу стоимости.

Существование той части стоимости продукта, которую Маркс назвал прибавочной стоимостью, было установлено задолго до Маркса, точно так же с большей или меньшей ясностью было высказано, из чего она состоит, именно: из продукта того труда, за который присвоивший его не заплатил никакого эквивалента. Но дальше этого не шли. Одни — классические экономисты — самое большее исследовали количественное отношение, в котором продукт труда распределяется между рабочим и владельцем средств производства. Другие — социалисты — находили это распределение несправедливым и искали средства для устранения несправедливости. И те и другие оставались в плену экономических категорий, которые они нашли у своих предшественников.

Для того чтобы знать, что такое прибавочная стоимость, он должен был знать, что такое стоимость. Прежде всего необходимо было подвергнуть критике саму теорию стоимости Рикардо. Маркс исследовал труд как способность создавать стоимость. Он установил, какой труд, почему и как образует стоимость; что стоимость вообще есть не что иное, как кристаллизованное рабочее время. Маркс исследовал затем отношение товара и денег и показал, как и почему — в силу присущего ему свойства стоимости — товар и товарный обмен должны порождать противоположность товара и денег. Основанная на этом теория есть первая исчерпывающая теория денег, получившая теперь всеобщее признание. Он исследовал превращение денег в капитал и доказал, что оно основывается на купле и продаже рабочей силы. Заменив в товарном обмене категорию «труд» на «рабочую силу» (способность к труду), он разрешил одно из противоречий, которое привело к гибели школу Рикардо: невозможность согласовать взаимный обмен овеществлённой стоимости и труда с рикардовским определением стоимости через труд.

Установив разделение капитала на постоянный и переменный, Маркс смог описать ход процесса образования прибавочной стоимости и таким образом объяснить его, чего не смогли сделать его предшественники. Это разделение даёт ключ для решения многих экономических проблем.

Маркс исследовал саму прибавочную стоимость и установил две её формы: абсолютную и относительную прибавочную стоимость. Он показал, какую роль играли они в историческом развитии капиталистического производства. Основываясь на теории прибавочной стоимости, он развил первую рациональную теорию заработной платы, и впервые дал основные черты истории капиталистического накопления, изложил его исторические тенденции.

Маркс был великим знатоком природы капиталистической системы… Если, перед тем как попытаться дать какое-либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трёх томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти в десяти последовательных отчётах Бюро переписи США, в дюжине учебников по современной экономике и даже, осмелюсь сказать, в собрании сочинений Торстена Веблена.

 

Глава 1. Товар

43–49

1. Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость (субстанция стоимости, величина стоимости)

2. Двойственный характер заключающегося в товарах труда

3. Форма стоимости, или меновая стоимость

A. Простая, единичная, или случайная, форма стоимости

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

2) Относительная форма стоимости

a) Содержание относительной формы стоимости

b) Количественная определённость относительной формы стоимост

3) Эквивалентная форма

4) Простая форма стоимости в целом

B. Полная, или развёрнутая, форма стоимости

1) Развёрнутая относительная форма стоимости

2) Особенная эквивалентная форма

3) Недостатки полной, или развёрнутой, формы стоимости

C. Всеобщая форма стоимости

1) Изменённый характер формы стоимости

2) Отношение стоимости и эквивалентной формы

3) Переход от всеобщей формы стоимости к денежной форме

D. Денежная форма

4. Товарный фетишизм и его тайна


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь