Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманистический психоанализ Эриха Фромма.



 

Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Фромм описывает следующие социальные типы характера:

1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится " быть любимым", а не любить; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

 

В концепции сущности человека Фромма центральной проблемой является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием индивидуума в природе, бытием «брошенного в мир не по своей воле» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря «способности осознания себя, других, прошлого и настоящего». Исторический процесс развития цивилизации ведет к формированию двух основных тенденций человека — стремление к свободе и отчуждению. По мнению Фромма, свобода человека объединяет негативную «свободу от» и позитивную «свободу для». Развитие человечества идет по пути увеличения «свободы от», что ведет к отчуждению, которое становится всеобъемлющим фактором человеческого существования, в результате он «утрачивает свою самость», обретает свободу, но лишается социальной защищенности. Так возникает механизм «бегства от свободы». Автор концепции выделил три бессознательных психологических механизма, регулирующих отношения человека и общества: 1) мазохистические и садистические тенденции, доминирование которых ведет к формированию авторитарного характера, проявляющегося в позиции: жизнь определяется силами, находящимися вне человека; 2) деструктивизм — стремление человека разрушить мир, чтобы он не разрушил его самого; 3) автоматический конформизм, который заключается в идентификации потребностей, норм индивидуума с социально одобряемыми ценностями. В результате противоречия между «Я» и миром исчезают, а вместе с тем и сознательный страх одиночества и бессилия. Однако цена, которую платит человек, велика — это потеря самого себя.

Противоречивость человеческого существования автор раскрывал через две формы дихотомий — «экзистенциальную» и «историческую». Наиболее существенной «экзистенциальной дихотомией» является дихотомия между жизнью и смертью. Из-за неспособности человека сделать выбор возникает тревога и беспокойство, что создает еще одну, «экзистенциальную дихотомию», поскольку «цена, которую человек платит за сознание, — неуверенность». Стремление личности к сохранению своей уникальности и установление отношений с другими людьми, где человек идентифицирует себя с миром, также вызывает «экзистенциальную дихотомию». Фромм считал, что человек должен осознать неподлинность своего существования в современном обществе, чтобы затем реализовать заложенные в его существе возможности.

Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью.


 

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

 

Центральное понятие учения - экзистенция (от позднелатинского existentia - существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, вина, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Определяющие факторы бытия человека:

-Свобода – отсутствие внешней структуры

-Смерть – центральный конфликт существования. Противоречие между неизбежностью смерти и желанием продолжить жить.

-Экзистенциональная изоляция. Человек одинок.

-Бессмысленность.

Основным стремлением человека является стремление обрести смысл своего существования. Человек несёт ответственность за осуществление своего уникального смысла.


Философско-психологический подход — эмпатическое обращение к другому человеку при проведении терапии. Интеграция " Я" достигается " здесь и теперь" в процессе встреч пациентов с психотерапевтом и взаимного диалога (логотерапия В. Франкла, клиент-центрированная терапия К. Роджерса и др.).

Соматический подход — использует невербальные техники интеграции " Я" через тело с помощью сосредоточения внимания на телесных ощущениях, физических и двигательных способах отреагирования чувств и т.п.(гештальт-терапия Ф. Перлса, биоэнергетический анализ Лоуэна и др.)

Духовный подход — при " Я" -интеграции предполагает приобщение к духовному, трансперсональному опыту с помощью медитации, других техник " расширения" (трансцендирования) сознания до " космического" уровня (трансцендентальная медитация, психосинтез Р. Ассаджиоли и др.).

Логотерапия (от древнегреч. logos — смысл). Для лечения неврозов, порожденных утратой смысла жизни, используется методика сократовского диалога, подталкивающая пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Биоэнергетика. Психологическая проблематика может находить объяснение в нарушениях биоэнергетики организма. Терапевтический эффект при решении психологической проблематики может достигаться применением методик, ориентированных на работу с телом, — физические упражнения, позы, массаж. Психосинтез. В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование синтезирующей функции " Я", процессов самоидентификации. Главной целью психосинтеза является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, развитие цельной и гармоничной личности.

Кататимно-имагинативная психотерапия. Психотерапевт выполняет

направляющую и контролирующую функцию, предлагая пациенту темы для кристаллизации его образной фантазии, например, лес, подъем в гору, следование вдоль ручья, обследование дома и др. Темы соотносятся с проблематикой личности, ее аффективными нарушениями, в том числе с периодом детского развития.


Гештальттерапия.

Гештальт-терапия – направление психотерапии, разработанное на базе гештальт-психологии Ф.Перлзом. (Гештальт – немецкое слово, во всем мире употребляемое без перевода и означающее «облечь форму, придать значимую структуру»).
Главная цель гештальт-терапии – достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, внешнего мира и межличностных отношений. Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании настоящего, живя в полную силу здесь и теперь.
Восприятие устроено так, что значимая фигура (связанная с актуальной потребностью) выделяется на первый план в локус внимания, в то время как все остальные объекты в этот момент сливаются в фон. После удовлетворения актуальной потребности возникает следующая фигура из фона и процесс повторяется.

Гештальт хочет быть завершенным. Если гештальт не завершен, мы остаемся в незаконченной ситуации, и эти незакон­ченные ситуации давят на нас, они хотят быть законченными.

 

- «Здесь и теперь» – основной принцип, постулирующий, что актуальные события происходят только в настоящем, при этом включая в себя переживания и мысли о прошлом и будущем.
- Ответственность – способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Чем больше человек осознает реальность, тем больше может опираться на себя.

- Принцип «я и ты» отражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Пациенты свои высказывания, касающиеся других, очень часто направляют не по адресу, выявляя тем самым свои опасения и нежелание говорить прямо и недвусмысленно.

- Непрерывность осознания. Осознание как основа терапевтической работы означает намеренную концентрацию на спонтанном потоке содержания переживаний, полный контроль за тем, что и каким образом происходит в данную минуту. Использование осознания помогает перенести акцент с вопроса «почему» на вопрос «что» и «как» происходит.

 

Перлз выделил 5 вариантов нарушения границ эго:

1) Слияние

2) Ретрофлексия

3) Интроекция (раздел.чужие установки)

4) Проекция

5) Дифлексии. Человек не знает своих границ.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1634; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь