Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Александр Травников Карате для начинающих



Александр Травников Карате для начинающих

Введение

Современное карате — сложное явление. Его вполне справедливо называют искусством. Это японская система боевых искусств, национальный феномен, который в своем развитии прошел адаптацию в различных странах, превратился в достояние всего мира. Сегодня карате является частью общей физической культуры, оставаясь в то же время грозным оружием, одной из самых эффективных систем рукопашного боя. Обучаясь карате, любой человек может овладеть разнообразными приемами нападения и защиты, отточить технику их выполнения. Однако самым важным здесь является воспитание моральных качеств и силы воли.

Занятия любым стилем карате развивают силу, ловкость, координацию, укрепляют здоровье. При этом они неизбежно приводят к изучению собственно человека во всех его многогранных проявлениях. Положительное влияние карате на наши физические и психические качества позволяет рассматривать его не просто как вид спорта или боевых единоборств, но и как систему воспитания, развития гармоничной личности.

Самое легкое в карате — это сделать первый шаг, решив приступить к его изучению. Последующие шаги будут трудны. Освоить это искусство нелегко, хотя сегодня любому желающему доступно множество прекрасных книг по боевым искусствам. К услугам занимающихся большое количество замечательных инструкторов, искренне преданных своему делу. И все же ваших собственных усилий, упорства и настойчивости не заменит никто и ничто.

Данная книга предназначена для начинающих. В ней есть минимум необходимых знаний и базовой техники, обязательной для изучения. Освоив основные позиции, технику атаки и защиты руками и ногами, применяемыми во всех стилях карате, отработать эту технику можно с помощью специальных учебных комплексов. Эти два учебных комплекса содержат набор всех базовых приемов и могут быть использованы после разминки в качестве утренних упражнений, а также для развития точности движений, скорости и выносливости.

Предлагаемая книга имеет одну особенность. Она посвящена не просто карате, а карате как прикладной боевой системе защиты и нападения. Поэтому на основе базовой техники мы сразу перейдем к изучению и отработке стандартных приемов защиты от атак рукой в голову, корпус, а также от ударов ногой. Через отработку однотипных атак и систем противодействия вы освоите простые, надежные и эффективные действия и приемы. Конечно, для соревнований их недостаточно. Но если считать карате в первую очередь искусством самообороны и разновидностью рукопашного боя, для начинающих плодотворнее всего именно такой подход.

Восходить по ступеням искусства карате мы будем в следующем порядке: • 62 приема защиты и контратаки при нападении противника.

• простейшие базовые приемы;

• техники ударов и защиты при работе с партнером;

• специальные учебно-тренировочные комплексы;

• практическое применение наиболее простых и эффективных частей этих комплексов;

Эта система обучения для начинающих базируется на достижениях современной школы карате — Дзёсиндо.[1] Она вобрала в себя опыт оперативного и прикладного карате КГБ СССР, Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР, школ карате Дзёсинмон, Сито-рю, Сётокан, школы рукопашного боя Крадо. Книга рассчитана на изучение и отработку ее материала с инструктором в течение шести месяцев, при самостоятельном изучении — 10 месяцев. В ее основе лежит система подготовки, которая помогла обучить несколько тысяч учеников и доказала свою эффективность на практике.

Что такое современное карате

Истоки современного карате

Современное карате представляет собой неразрывный сплав четырех составляющих. Это:

• духовное и нравственное развитие,

• физическая культура и оздоровление,

• спорт,

• искусство самообороны.

Японцы обозначают слово «карате» тремя иероглифами. Каждый из них имеет глубокое значение. Иероглиф «кара» — это пустота, иероглиф «те» — рука. Особый философский смысл заключен в иероглифе «до», означающем путь.

 

 

Свое происхождение карате ведет от боевых искусств и военных традиций Древнего Востока, Индии, Китая и Японии. Считается, что древние боевые приемы Индии и Китая, попав на остров Окинава, получили там в Средние века стремительное развитие. На смену пяти китайским стилям (тигра, леопарда, дракона, журавля и змеи) пришли три окинавских стиля рукопашного боя: Сгорите, Томари-те и Наха-те.

Временем рождения известного нам карате следует считать начало 20-х годов прошлого века, когда японский мастер Гитин Фунакоши (1869–1957) провел публичное представление этого вида боевых искусств.

В настоящее время известно несколько десятков различных стилей карате, из которых пять считаются главными.

1. Годзю-рю (основатель Гоген Ямагути)

2. Кекусинкай (основатель Масутацу Ояма)

3. Ситорю (основатель Кэнва Мабуни)

4. Сётокан (основатель Гитин Фунакоши)

5. Вадо-рю (основатель Хиронори Оцука).

До настоящего времени сохраняется разделение на окинавские школы и японские стили. Несмотря на многообразие школ и стилей, у них гораздо больше общего, чем отличий. Именно многочисленность школ карате является сегодня гарантией сохранения и развития традиций этого вида боевых искусств.

Карате как вид спорта

Современное карате — один из самых распространенных в мире видов спорта, которым занимаются миллионы людей.

Соревнования проводятся по различным правилам. Несмотря на разнообразие школ и стилей, у них много общего. Среди этого многообразия можно выделить несколько направлений.

В наши дни проводятся состязания:

• по выполнению формальных упражнений — ката,

• в поединках по весовым категориям — кумите,

• по разбиванию различных предметов — тамеше-вари,

• по кобудо — упражнениям с древним окинавским холодным оружием.

К отдельным направлением спортивного карате относятся традиционные показательные выступления. В ходе таких выступлений иногда даже ставятся мировые рекорды — например, в тамешевари.

Выполнение ката

Все движения, входящие в ката и комплексы, строго регламентированы в последовательности, темпе, скорости выполнения. Включенные удары, блоки, перемещения строго обязательны. Соревнования по ката проводятся личные и командные (обычно три участника). Ката выполняются обязательные и по выбору, из заранее объявленного списка. Всего известно более 50 ката.

Качество выполнения ката оценивается в совокупности и по отдельным параметрам. Это точность, скорость, правильное распределение усилий, стабильное равновесие, концентрация внимания на воображаемом противнике, психологическая мобилизация, правильность стоек, верная последовательность движений, защит и ударов, правильное дыхание, а также — понимание внутреннего духа ката.

В командных соревнованиях по выполнению ката требуется соблюдение полной синхронности движений всех участников.

В большинстве школ имеется свой набор практикуемых ката. К наиболее известным и широко распространенным относятся следующие: [2]

1. Ананку — «мир с юга».

2. Бассай-дай — «Взятие крепости».

3. Бассай-се.

4. Вансу — «Китайский военный посол».

5. Ванкан — «Царская корона».

6. Ганкаку — «Журавль на утесе».

7. Годзюсихо-дай — «Пятьдесят четыре шага».

8. Годзюсихо-се.

9. Джитте — «Десять рук».

10. Джиин.

11. Джион — «Звук храма».

12. Кайсикен-седан.

13. Кайсикен-нидан.

14. Канку-дай — «Созерцание небес».

15. Канку-се.

16. Курурунфа — «Прекратить разрушение».

17. Кусанку — «Китайский мастер».

18. Мейкье.

19. Найфанчин — «Удержание своей земли».

20. Нидзюсихо.

21. Нисэйси — «Двадцать четыре».

22. Пинан (Хейян) — «Спокойствие сознания».

23. Рохай — «Образ журавля».

24. Сайчин — «Три битвы».

25. Сайфа — «Ломаем и рвем».

26. Сей пай — «Восемнадцатый».

27. Сейсан — «Тринадцатый».

28. Сеинчин — «Дальняя прогулка завоевателя».

29. Сансэиру — «Тридцать шесть».

30. Синпа.

31. Сисотин — «Бой в четырех направлениях».

32. Сочин.

33. Сэйентин.

34. Супаримпей — «Сто восемь».

35. Тинто — «Китайский мастер единоборств».

36. Тинте — «Загадочная рука».

37. Тэнсе — «Смена рук».

38. Унсу — «Рука в облаке».

39. Хангецу (Сейсан) — «Полумесяц».

40. Энпи — «Полет ласточки».

Кумите

Спортивный поединок, или кумите, — это возможность померяться силами, определить уровень мастерства. Сам термин состоит из слов куми — «встреча» и те — «рука». Спортивный поединок в карате регламентируется строгими правилами.

В спортивном карате используется несколько видов кумите:

• кихон или якусоку кумите — условная форма атаки и защиты;

• кумите на количество шагов и техник (санбон-кумите — на три шага, гохон-кумите — пять шагов);

• кихон иппон-кумите — полуусловный бой на один иппон (победу);

• дзю-кумите или шиай-кумите — свободный спарринг.

Соревнования по кумите проводятся согласно правилам себу-санбон (до трех иппонов или шести вазари) или себу-иппон (до одного иппона или двух вазари).

Критерии оценки в спортивном карате достаточно условны. Эффективной атакой — иппоном — считается разрешенный правилами точный, контролируемый удар рукой или ногой, условно нанесенный в зачетную зону тела противника. При этом судьи оценивают условное поражение противника с точки так, как если бы все происходило в действительности: после удара противник должен лишиться способности к дальнейшему сопротивлению.

Сегодня в спорте широко распространо полноконтактное карате, более известное как соревнования по карате «фул-контакт».[3] Однако и здесь остается много условностей, применяется специальная защитная техника: перчатки, шлемы, накладки и иное защитное оборудование, что значительно ограничивает возможности применения реальных боевых приемов. «Фул-контакт» имеет много общего с кикбоксингом и фактически представляет собой европеизированный вариант карате.

В соревнованиях по спортивному карате могут вводиться дополнительные ограничения, например запрет наносить удары в голову. Иногда, наоборот, разрешаются удары ногами в нижнем уровне, подсечки и др. приемы.

Состязания в карате проводятся в весовых и возрастных категориях.

Тамешевари

Соревнования по разбиванию предметов, или тамешевари, предназначены для проверки физической силы, точности и скорости нанесения удара. Чаще всего для этого используются дюймовые доски, палки, кирпичи, черепица или ледяные глыбы.

Иногда соревнования по разбиванию предметов проводятся в качестве квалификационных состязаний, после выполнения которых участники допускаются к состязаниям по кумите.

Разбивание предметов может осуществляться ударами рук и ног, на месте, в движении и прыжке.

Кобудо

Состязания по кобудо очень похожи на соревнования по выполнению формальных упражнений — ката. Но выполняются они с различными видами холодного оружия, которые берут начало от традиционных орудий труда крестьян острова Окинава. В Древней Японии, Китае и некоторых других государствах простолюдинам запрещалось иметь оружие. Чтобы защищать себя, они были вынуждены учиться обороне с помощью подручных средств. Считается, что таким образом и зародились многие из восточных единоборств.

В кобудо практикуется использование следующих видов оружия:

• бо — шест длиной 182 см;

• нагината — разновидность алебарды;

• дзё — палка, посох (120 см);

• тонфа — ручка жернова;

• кама — серп;

• сай — короткий трезубец;

• нунчаки — видоизменённый цеп;

• ходзё — веревка;

• кусари — длинная цепь с грузами на концах;

• тэссен — веер;

• сюрикен — метательные звезды;

• тамбо — короткая палка, длинной в локоть.

В начале большинства соревнований по карате проводятся показательные выступления участников и организаторов. Демонстрируемые умения часто граничат со сверхъестественными способностями и достойны занесения в книгу рекордов Гиннесса.

Квалификационная система

По завершении каждого этапа обучения в спортивном карате проводятся экзамены по нескольким направлениям:

• на знание базовой техники — кихон;

• на правильность выполнения формальных технических комплексов — ката;

• спортивный поединок — кумите;

• разбивания предметов ударами рук, ног, головы — тамешевари.

Каждая школа или стиль современного карате использует собственные программы экзаменов.

Уровень подготовки в карате определяется системой кю и данов. Кю — ученическая степень, дан — мастерская. Всего насчитывается десять ученических и десять мастерских ступеней. Кроме того, в школе Дзёсиндо предусмотрена степень кандидата на первый дан. Им становится тот, кто сдал основные экзамены на степень первого дана. Он носит черный пояс без желтых полос. После сдачи дополнительного экзамена ему присваивается степень первого дана. Дополнительный экзамен проводится не ранее чем через полгода после сдачи.

 

 

Классификация по IOD (МОД)[4]

10-й кю — белый пояс.

9-й кю — белый пояс (одна красная полоска).

8-й кю — белый пояс (две красные полоски).

7-й кю — белый пояс (три красные полоски).

6-й кю — синий пояс.

5-й кю — синий пояс (одна красная полоска).

4-й кю — зеленый пояс.

3-й кю — зеленый пояс (одна красная полоска).

2-й кю — коричневый пояс.

1-й кю — коричневый пояс (одна красная полоска).

1-й дан хо — кандидат на мастерскую степень (черный пояс).

С 1-го по 10-й дан черный пояс с желтыми полосками (количество желтых полосок соответствует степени дана).

Основные стойки

Стойки

Обучаясь карате-до, необходимо подготовиться к освоению достаточно сложных действий — ударов, защит, бросков, приемов. Для этого вначале следует отработать ряд стандартных положений тела, или стоек.

Хейсоку-дачи

Ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 1).

 

 

Рис. 1.

Мусуби-дачи

Пятки вместе, носки врозь под углом 90°. Вес тела распределяется равномерно на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 2).

 

 

Рис. 2.

Хейко-дачи

Ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги, корпус выпрямлен (рис. 3).

 

 

Рис. 3.

Дзенкуцу-дачи

Носок впереди стоящей стопы смотрит вперед на противника, стопа сзади стоящей ноги развернута наружу на 30–45°. Расстояние между правой и левой ступнями — ширина плеч, расстояние между передней и задней стопами — две ширины плеч. Стоящая впереди нога согнута в колене так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола, сзади стоящая нога выпрямлена. До 60 % веса приходится на стоящую впереди ногу, около 40 % — на стоящую сзади. Корпус выпрямлен, развернут на 30–45° (рис. 4, 5, 6).

 

 

Рис. 4.

 

Рис. 5.

 

Кокутцу-дачи Рис. 7.

 

Рис. 6.

Носок впереди стоящей ноги смотрит на противника, стопа стоящей сзади ноги развернута наружу на 90°. Условные линии, проходящие через ступни, образуют букву Т либо Г. Расстояние между ступнями — две ширины плеч. Обе ноги согнуты в коленях. До 70 % веса тела — на стоящей сзади ноге, около 30 % — на стоящей впереди. Корпус выпрямлен, развернут на 45° (рис. 7, 8, 9).

 

 

Рис. 8.

 

Шико-дачи Рис. 10.

 

Рис. 9.

Стопы ног располагаются симметрично на одной линии, расстояние между ними — две ширины плеч, ступни развернуты на 45° соответственно каждая. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Колени согнуты и развернуты максимально наружу. Корпус выпрямлен (рис. 10, 11, 12).

 

 

Рис. 11.

 

Киба-дачи Рис. 13.

 

Рис. 12.

Аналогична стойке шико-дачи, стопы параллельны друг другу (рис. 13, 14).

 

 

Некоаши-дачи Рис. 15.

 

Рис. 14.

До 90 % веса тела приходится на стоящую сзади ногу около 10 % — на другую. Опорная нога максимально согнута в колене, а стопа развернута наружу в пределах 45°. Передняя стопа поднята на носок так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола. В качестве стилевой особенности следует заметить, что колено опорной ноги максимально повернуто вперед. Корпус выпрямлен, плечи развернуты (рис. 15, 16, 17).

 

 

Рис. 16.

 

Рис. 17.

Техника ударов

Удары руками

Удары руками — наиболее эффективные приемы в карате-до. Они весьма разнообразны: прямые, боковые, сверху и снизу. Делятся удары также в зависимости от той части руки, которой наносятся: кулаком, пальцами, ладонью и локтем.

В основе техники всех ударов руками лежат однотипные движения опорно-двигательного аппарата, сопровождаемые вращательным движением таза и бедер в сторону удара. Наиболее четко в карате применяются:

• прямой удар кулаком одноименной руки — ой-цуки (рис. 18, 19, 20);

 

 

Рис. 18.

 

Рис. 19.

 

Рис. 20.

 

• прямой удар кулаком разноименной руки — гьяку-цуки (рис. 21, 22, 23); Рис. 21.

 

 

Рис. 22.

 

Рис. 23.

 

• удар локтем — эмпи (рис. 24); Рис. 24.

 

 

• удар наотмашь — ура-кен (рис. 25). Рис. 26.

 

 

Рис. 25.

Удары ногами

Удары ногами эффективно поражают противника, но требуют более длительной подготовки. Особо необходимо развивать гибкость тела. По направленности нанесения удары ногами можно разделить на прямые (вперед, назад, в сторону), боковые (стопой сбоку — снаружи внутрь, стопой сбоку — изнутри наружу) и удары снизу (стопой, коленом).

Ударам ногами приходится учиться дольше, чем ударам руками. Мы не совершаем в повседневной жизни подобных движений, и отработка этих приемов требует повышенных нервно-мышечных усилий.

Основные удары ногами:

• удар ногой вперед — мая-гери (рис. 26, 27, 28);

 

 

Рис. 27.

 

 

Рис. 28.

 

• удар ногой в сторону — еко-гери (рис. 29, 30, 31); Рис. 29.

 

 

Рис. 30.

 

Рис. 31.

 

удар ногой назад — уширо-гери (рис. 32, 33); Рис. 32.

 

 

Рис. 33.

 

• удар ногой сбоку: Рис. 34.

• снаружи внутрь — маваши-гери (рис. 34, 35);

 

 

Рис. 35.

 

• изнутри наружу — ура маваши-гери (рис. 36); Рис. 36.

 

 

удар коленом — хиза-гери (рис. 37). Рис. 37.

 

Техника защитных действий

Защита руками (блоки руками)

Обучение защитным действиям происходит с помощью стандартных, повторяющихся упражнений. Партнер обозначает атаку, приняв положения конечной фазы того или иного удара. Следует помнить, что сами по себе блокирующие движения не обеспечат эффективной защиты без дополнительного маневрирования.

Защита руками, как правило, выполняется в четырех направлениях. Основными защитными действиями в карате-до являются отбивы предплечьем снизу вверх, сверху вниз, изнутри наружу и снаружи внутрь.

Наиболее распространенные защитные приемы:

• отбив предплечьем снизу вверх — аге-уке (рис. 38, 39, 40);

 

 

Рис. 38.

 

Рис. 39.

 

Рис. 40.

 

• отбив предплечьем сверху вниз — гедан-барай (рис. 41, 42, 43); Рис. 41.

 

 

Рис. 42.

 

Рис. 43.

 

• отбив предплечьем изнутри наружу — учи-уке (рис. 44, 45, 46); Рис. 44.

 

 

Рис. 45.

 

Рис. 46.

 

• отбив предплечьем снаружи внутрь — сото-уке (рис. 47, 48, 49); Рис. 47.

 

 

Рис. 48.

 

Рис. 49.

 

• отбив предплечьем с последующим захватом руки атакующего — какете-уке (рис. 50). Рис. 51.

 

 

Рис. 50.

Защита ногами

Здесь применяются разнообразные подставки, отбивы снаружи вовнутрь и изнутри наружу Широко распространен вариант защиты ногой, отбив стопой снаружи внутрь — мика-цуки-гери (рис. 51, 52).

 

 

Рис. 52.

Специальные технические комплексы (ката)

При индивидуальных и групповых занятиях целесообразно использовать упражнения, моделирующие различные ситуации. Это позволяет разучивать и отрабатывать как отдельные действия (частичное моделирование), так и целые их комплексы (целостно-приближенное моделирование). Модели могут различаться по сложности воспроизводимой ситуации, по целевым установкам и форме (способу создания).

На стадии разучивания и закрепления базовых элементов техники применяются упражнения, внешне напоминающие «ответы» на действия воображаемого противника. Удары, защита и другие приемы выполняются здесь комплексно, в определенной последовательности, что способствует выработке навыков быстрых и решительных действий в настоящей схватке. В карате-до эти упражнения называются ката. Как вариант специальных технических комплексов мы предлагаем две системы упражнений, применяемых в системе Дзёсиндо.

Тей-тай-ден-хо (омоте)

• Из стойки готовности — хейко-дачи при выполнении традиционного приветствия перейти в стойку хейсоку-дачи. Смена стойки осуществляется путем приставления левой ноги к правой (рис. 53, 54, 55).

 

 

Рис. 53.

 

Рис. 54.

 

Рис. 55.

 

• Выход левой ногой влево в стойку киба-дачи, с одновременным обозначением удара правой рукой в средний уровень — чу-дан-цуки-миги (рис. 56). Выполнение удара сопровождается кяй.[5] Рис. 56.

 

 

• Последовательное обозначение ударов левой и правой руками вперед, в средний уровень — чу-дан-цуки (рис. 57, 58). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой. Последний удар сопровождается кяй. Рис. 57.

 

 

Рис. 58.

 

• Последовательное обозначение защиты отбивом предплечья снизу вверх левой и правой руками — аге-уке (рис. 59, 60). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее — с кяй. Рис. 59.

 

 

Рис. 60.

 

• Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем изнутри наружу левой и правой руками — учи-уке (рис. 61, 62, 63). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 61.

 

 

Рис. 62.

 

Рис. 63.

 

• Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем снаружи внутрь левой и правой руками — сото-уке (рис. 64, 65, 66). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 64.

 

 

Рис. 65.

 

Рис. 66.

 

• Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем сверху вниз левой и правой руками — гедан-барай (рис. 67, 68, 69). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 67.

 

 

Рис. 68.

 

Рис. 69.

 

• После выполнения технических действий руками, подтягивая левую ногу к правой, переход в стойку хейсоку-дачи. Руки согнуты в локтях — хиките (рис. 70). Рис. 70.

 

 

• Обозначение удара ногой в нижний уровень — ге-дан-гери (рис. 71, 72, 73). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 74). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой, затем правой ногой. Завершающие действия и той и другой ногой сопровождаются кяй. Рис. 71.

 

 

Рис. 72.

 

Рис. 73.

 

Рис. 74.

 

• Обозначение удара подъемом ноги — кинтеки-гери (рис. 75, 76, 77, 78). Технические действия выполняются по 5-10 раз сначала левой, затем правой ногой. Последнее действие и той и другой ногой сопровождается кяй. При выполнении технического действия производится предварительный подъем колена (рис. 75). Рис. 75.

 

 

Рис. 76.

 

Рис. 77.

 

Рис. 78.

 

• Перед выполнением следующего технического действия необходимо перейти из стойки хейсоку-дачи в стойку миги-дзенкуцу-дачи, отшагивая левой ногой назад, последовательно исполнив защиту сначала гедан-барай, затем мороте-учи-уке (рис. 79, 80, 81, 82). Защита гедан-барай выполняется с кяй, а мороте-учи-уке — с резким выдохом. Рис. 79.

 

 

Рис. 80.

 

Рис. 81.

 

Рис. 82.

 

• Обозначение удара ногой в средний уровень — гя-ку-мая-гери (рис. 83, 84, 85, 86). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 83). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой ногой, затем, после смены стойки и выхода в хи-дари-дзенкуцу-дачи, правой (рис. 86). Последний удар правой и левой ногой сопровождается кяй. Рис. 83.

 

 

Рис. 84.

 

Рис. 85.

 

Рис. 86.

 

• Перед выполнением следующего технического действия необходимо вернуться в стойку хейсо-ку-дачи и произвести руками хиките (рис. 87). Затем голова поворачивается в сторону выполнения удара ногой (рис. 88). Рис. 87.

 

 

Рис. 88.

 

• Следующее техническое действие — комбинированное. Сначала выполняется защита ногой — ми-ка-цуки-гери, а затем обозначается режущий удар ребром стопы в сторону в нижний уровень — фу-микоми-еко-гери (рис. 89, 90). Технические действия выполняются сначала 5-10 раз левой ногой, затем, не меняя стойки, повернув голову вправо, правой (рис. 91). Завершающие действия и правой, и левой ноги сопровождаются кяй. Рис. 89.

 

 

Рис. 90.

 

Рис. 91.

 

• Оставаясь в стойке хейсоку-дачи, руки в хиките, голову поворачивают прямо с одновременным выполнением в среднем темпе защиты мороте-ге-дан-барай, отставляя левую ногу в сторону и переходят в стойку хейко-дачи (рис. 92, 93). После совершения традиционного приветствия — выход с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы производятся за счет перемещения левой ноги (рис. 94, 95, 96). Рис. 92.

 

 

Рис. 93.

 

Рис. 94.

 

Рис. 95.

 

Рис. 97.

 

Рис. 96.

Сенчин-суги-кобо (омоте)

• Из стойки готовности — хейко-дачи, при выполнении традиционного приветствия перейти в стойку хен-соку-дачи. Смена стойки осуществляется путем приставления левой ноги к правой (рис. 53, 54, 55).

• Из стойки хейсоку-дачи, отставляя правую ногу назад, перейти в стойку хидари-дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты хидари-ге-дан-барай (рис 97, 98).

 

 

Рис. 98.

 

• Передвижение вперед в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным обозначением удара одноименной рукой в средний уровень — ой-цуки-чедан (рис. 99, 100, 101). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-барай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 99.

 

 

Рис. 100.

 

Рис. 101.

 

• После возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай и силовой сменой рук (рис. 102, 103, 104). При этом занимается положение, характерное для выполнения удара гяку-цуки. Рис. 102.

 

 

Рис. 103.

 

Рис. 104.

 

• Передвижение вперед, в стойке дзенкуцу-дачи, через промежуточную стойку шико-дачи с одновременным обозначением удара разноименной рукой в средний уровень — гяку-цуки-чедан (рис. 105, 106, 107). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 105.

 

 

Рис. 106.

 

Рис. 107.

 

• После выполнения движений второй дорожки и возвращения на исходное место производится разворот на месте на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке. После этого осуществляется движение вперед в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке одноименной рукой (рис. 108, 109, 110). Техническое действие выполняется 3–5 раз вперед, после разворота на 180° повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 108.

 

 

Рис. 109.

 

Рис. 110.

 

• После выполнения движений второго прохода и возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-барай. После этого осуществляется движение вперед в стойке шико-дачи (корпус и условная линия, проходящая через стопы, располагаются под углом в 45°) с одновременным выполнением защиты рукой гедан-барай (рис. 111, 112, 113, 114). Техническое действие выполняется 3–5 раз при движении вперед, а затем в аналогичной стойке, отходя назад. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 111.

 

 

Рис. 112.

 

Рис. 113.

 

Рис. 114.

 

• После выполнения последнего технического действия и возвращения на исходное место производится выход в стойку хейко-дачи с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в среднем темпе. Выход осуществляется подтягиванием стоящей сзади ноги через кратковременное принятие промежуточной стойки хейсоку-дачи (рис. 115). Рис. 115.

 

 

После выполнения традиционного приветствия — выход с одновременным выполнением защиты мороте-ге-дан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы выполняются за счет перемещения левой ноги (см. рис. 93, 94, 95, 96).

Заключение

Все предложенные вашему вниманию приемы соответствуют тому или иному уровню квалификационных требований на сдачу экзаменов по карате-до. Так, приемы с 1-го по 10-й и с 26-го по 35-й соответствуют экзаменационным требованиям на 8–7 кю (белый пояс), с 11-го по 25-й, с 36-го по 50-й и с 51-го по 62-й — экзаменационным требованиям на 6–5 кю (синий пояс).

Похожая классификация применяется и в школе традиционного карате-до «Дзёсинмон».[6]

Об авторе

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.287 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь