Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЗЭН И ИСКУССТВО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ ВИРУСОВ



 

Хотя учители дзэна вряд ли когда-нибудь слышали слово «мем», в осознание программирующих нашу психику мемов лежит в основе дзэн-буддизма. Трудно переоценить достоинства методики, благодаря которой мы можем научиться освобождать себя из тюрьмы событиях мыслей и психических программ — когда вам это будет угодно.

Этой цели служит практика дзэна: медитация и разрешение задач-загадок, называемых коанами. Последователи этой философии учатся видеть вещи такими, какие они есть, и методично устранять искусственные мемы-различия человеческих представлений и понятий. Любой человек, практиковавший дзэн, может подтвердить, что словами очень сложно выразить, что это значит, пока вы сами через эту практику не прошли. Дзэн позволяет испытать человеку ощущение мира и спокойствия духа. Похоже, что это прекрасный способ вылечить себя от психических вирусов — если, конечно, у вас есть желание посвятить этому лет двадцать (а если вам не терпится, как говорят учители дзэн-буддизма, то тридцать лет).

Тем не менее, дзэн не дает ответа на вопрос, как лучше всего прожить свою жизнь. Кроме того, он позволяет избавиться от вирусов только единицам, которые смогли посвятить изучению этой философии десятки лет, а не обществу, в котором нам приходится жить. Нет ничего удивительного, что большинство историй о монахах этой ветви буддизма имеют схожий конец: их герои принимают решение до конца своих дней сидеть в одиночестве на вершине горы или под мостом. Когда разум очистится в достаточной мере, очень легко прийти к выводу, что все остальные люди бегают бесцельно, как кот за клубком.

Итак, если вы еще сомневаетесь, что именно принесет вам наибольшую пользу — практика дзэн или простой контроль над собственными мыслями, то попробуйте пройти несложный тест. Можете ли вы всего лишь прервать внутренний разговор и просто быть? Отложите книгу и постарайтесь минуту не думать ни о чем. Сделайте это сейчас.

Ну и как? Если вам было трудно это сделать — вы вели безмолвный диалог и мысли то и дело подкрадывались и мешали вам увидеть окружающий мир — то, вероятно, было бы неплохо освоить искусство замечать свои мысли. Когда вам следующий раз станет скучно и захочется включить телевизор, попробуйте выполнить несложное упражнение. Лично мне эта своего рода «немистическая медитация» оказывает неоценимую услугу. Устройтесь поудобнее и попытайтесь очистить свой мозг от всех мыслей. Когда они снова попытаются проникнуть в ваше сознание, не нужно на них реагировать — следует только отметить их присутствие и позволить им уйти. Попробуйте посвятить этому упражнению пять минут. Затем отметьте, как вы себя чувствуете.

Как только вы научитесь «выключать» свой внутренний диалог, вы сделаете первый большой шаг к освобождению от тирании психических вирусов. Это не значит, что вы сразу научитесь отличать программы, которые служат достижению ваших жизненных целей, от тех, которые были привиты вашему сознанию психическими вирусами. По крайней мере, вы научитесь отключать их когда вам это будет нужно. Кроме того, когда вы научитесь успокаивать свой разум, вы позволите блеснуть своей интуиции, которая поможет вам избавиться от привычек и заставит вас обратить внимание на то, к чему вы хотели прийти, но не смели себе в этом сознаться.

Искусство дзэна — это не только наука «выключения» внутреннего диалога. Ученик пытается смотреть на жизнь с разных точек зрения, представленных ему учителем в форме коанов.

 

Посмотрев на жизнь с разных точек зрения, ученик понимает, что многие из его представлений о природе реальности были внушены ему его воображением.

 

Как считают последователи философии дзэн, в конечном счете этот метод позволяет устранить из сознания все искусственные предубеждения и посмотреть на мир по-иному. Я не могу похвастаться, что провел двадцать лет в дзэновском монастыре, но должен признаться, что уже взрослым человеком смог многое постичь и многому научиться, глядя на мир с различных точек зрения, — это помогло мне выявить мне мои глупые предубеждения. Когда я их наконец отбрасывал, мои знакомые поздравляли меня с тем, что мне удалось что-то в себе изменить. «Почему вы не объяснил мне это раньше? » — спрашивал я. «Мы пытались», — отвечали они хором.

Один из возможных способов «смягчить» свою точку зрения — использовать свое несогласие с чьей-либо позицией. Вместо того, чтобы попытаться переспорить оппонента, или гордо покинуть поле битвы, попробуйте посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Вы овладеете этим сложным искусством, когда ваш собеседник скажет: «Именно это я и имел ввиду! ». И действительно, вы откроете, что ваш оппонент вовсе не имел намерения с вами спорить — он просто хотел быть понятым.

Как только вы усвоите эту новую точку зрения, попытайтесь посмотреть на события ближайших дней именно под этим новым углом. Посмотрите, как они в этой перспективе выглядят. Даже если вы не примете этой точки зрения в качестве своего нового убеждения, то по крайней мере сможете понять, почему реакция других людей на те или иные события отличается от вашей. Этот навык пригодится вам независимо от того, что вы намерены сделать из своей жизни.

 

Сознание большинства людей переполнено различными психическими вирусами, либо программами, заложенными в него извне, в результате чего у них не хватает времени и энергии, чтобы реализовать свои жизненные стремления.

 

По сути, вероятно не было бы преувеличением сказать, что большая часть людей не обладает сколько-либо ясным представлением относительно того, чего они хотят добиться в жизни. Умение следить за собственными мыслями и «смягчать» позицию — это лучшие из известных мне инструментов, позволяющих осознать отличие между вашим сознанием и действующими в нем программами. Попробуйте использовать этот метод — вам понравится!

 

ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ

 

Психические вирусы пользуются нашими методами усвоения новой информации, или эвристикой. Постепенно продвигаясь по намеченному нами выше пути, вы сможете ограничить действие врожденной эвристики выживания-и-размножения и выработать хороший иммунитет против психических вирусов.

На протяжении всей нашей жизни мы проходим через различные этапы обучения, каждый из которых основывается на предыдущих уровнях — таким образом мы выстраиваем своего рода эвристическую пирамиду. Переход с одного уровня на другой — это не только усвоение новых предметов, но и нового стиля обучения, то есть иного взгляда на мир.

 

Люди вырастают из своих старых убеждений как бабочки — из своего кокона.

 

Безусловно, те наши верования, из которых мы «выросли», не обязательно плохи или неправильны. Совершенное овладение каким-нибудь методом деятельности помогает вам совершать эти действия «с закрытыми глазами». Например, детей сначала учат целым числам, они совершенствуются в арифметике, а только потом переходят к дробям и действительным числам. Из этого не следует, что о целых числах они потом должны забыть.

Вырастая из убеждений, мы их скорее переступаем, переходим на другой уровень, чем отвергаем. Мы не забываем о том, что как мы раньше действовали, однако замечаем, что теперь игра идет на большую ставку. Как вы увидите, «призовой фонд» третьего уровня нашей игры — независимая, целеустремленная, радостная и наполненная смыслом жизнь — для первого и второго уровня не доступен.

Первый уровень пирамиды обучения — это врожденная генетическая программа. Все навыки этого уровня люди приобрели в ходе эволюции; не нужно прилагать особых усилий, чтобы их усвоить и развить: достаточно жить и пользоваться благами этой жизни.

На этом уровне особое значение имеют те четыре основных инстинкта, которые роднят людей и животных. Этот уровень позволяет вам «жить и размножаться» — во имя природы. Достаточно чувствовать, что притягивает и что отталкивает, голод, гнев, страх и половое влечение, — это позволяет человеку выжить и обойтись без дальнейшего обучения. Все традиционное образование, от детского сада до ВУЗа и докторской диссертации предназначается для того, чтобы позволить вам выйти за рамки этого первого уровня.

Отдельные люди, впрочем, задерживаются на первом этапе — им не хватает «самодисциплины», чтобы продвинуться выше. Такие люди, как правило, лишены дара предвидения и не могут похвастаться моральными принципами, они ведут хаотическую жизнь, не могут найти постоянную работу и установить длительный контакт с другим человеком. Возможно, что некоторые из них находят больше удовольствий в жизни, чем люди второго уровня, но нельзя сказать, что они используют свою жизнь «на все сто».

Как первый уровень пирамиды можно охарактеризовать четырьмя «животными» влечениями, второй можно описать тремя основными навыками: чтение, письмо, арифметика. К этому уровню можно отнести все академические дисциплины, практические навыки и самые разные сферы научного знания. Кроме того, здесь мы должны упомянуть компьютерные науки, политику, психологию и религию.

Большая часть людей останавливается на этом уровне. Столько работы, усилий и времени нужно посвятить приобретению всех тех сведений и навыков, необходимых для «полноценного вхождения» в эту сферу, что попытка выйти на третий уровень представляется не только сложной, но бессмысленной. Кроме того, обосновавшись на втором уровне, люди осознают, насколько приятнее жить на «втором этаже», чем на первом, и потому вовсе не склонны избавляться от той системы ценностей, которая приносит им чувство глубокого удовлетворения.

 

Люди, застрявшие на втором уровне, испытывают опустошение, они чувствуют, что ходят по кругу и что их жизнь потеряла смысл.

 

Они испытывают апатию или становятся циниками. Многие «живут в немом отчаянии», как сказал Торо. Некоторые пытаются найти какой-нибудь спасательный круг: становятся набожными или же напротив — противниками всех религий и исповедуют убеждение, что жизнь не имеет смысла. Те и другие надеются, что вера в «абсолютную истину» позволит им выйти из тупика. Они пытаются повторить былые достижения, получить новое образование, усвоить новые навыки, перейти в другую веру, однако до тех пор, пока они сознательно не откажутся от веры в свою систему ценностей, они останутся на этом уровне.

Возможно, сейчас вы думаете — а к какому уровню следует себя отнести? Как я уже говорил, большинство людей находятся на втором. Никто не придет к вам, не похлопает по плечу и не скажет, что пора двигаться дальше. Весьма вероятно, что вы вообще не верите в существование третьего уровня, а если признаете его «бытие», то склонны полагать, что вы там уже бывали. Но если вы живете «в немом отчаянии», то вы безусловно находитесь на втором уровне. Если вы часто испытываете скуку, у вас ничто не вызывает желания, если вы низкого мнения о себе, чувствуете себя обиженным, виноватым, дезориентированным, слабым и считаете, что ваша жизнь не имеет смысла, то вы безусловно находитесь «на втором этаже». Если же вы просто поступаете так, как поступали всегда, не задумываясь о цели своей жизни, то вы находитесь на втором или на первом уровне.

Теперь, наконец, скажем несколько слов о третьем уровне. Если вы находитесь на втором уровне, то вероятно вы попытаетесь сравнить то, что я сейчас скажу, с чем-то вам уже известным, чтобы на основе этого сравнения сделать тот или иной вывод. Это стратегия обучения, характерная для второго этапа, но на третьем этаже она «не работает». Попробуйте ненадолго оставить эти мысли и пока что принять на веру, что существует нечто совершенно отличное от уже известных вам понятий и представлений.

На третьей стадии мы учимся смотреть на нашу жизнь как на то, что может быть создано на основе двух важных инструментов: вашей личной «программы» и жизненной цели. Мы открываем, что жизнь может быть чем-то отличаться от беспорядочной беготни по лабиринтам знаний, убеждений, планов и препятствий, которые необходимо преодолеть. Медленно мы выходим из лабиринта на свободу — освобождаемся от давления общества, чувства вины, а также от психических вирусов. (Знаете, каков основной недостаток в крысиных бегах? Даже если вы выиграете гонку, вы все равно останетесь крысой.)

Люди, вступающие на третий уровень пирамиды, избирают свою жизненную цель и делают ее своим высшим приоритетом. Если вы будете твердо привержены достижению этой цели, ваши старые мемы войдут с ней в противоречие, и это станет причиной сильного когнитивного диссонанса, который позволит вам «перепрограммировать» свое сознание. Через некоторое время вы сможете все более твердым шагом двигаться к намеченной цели. И я повторюсь: я настоятельно рекомендую вам избрать такую жизненную цель, которая будет стоить ваших усилий, будет вдохновлять вас, придаст вашей жизни смысл и вместе с тем вызовет у вас чувство глубокого удовлетворения. Если ваша цель будет такова, то вы сможете радоваться жизни, а кроме того — «все у вас получится».

 

ПЕРЕДАЧА МЕМОВ ДРУГИМ ЛЮДЯМ

 

Если ваша цель предполагает воздействие на жизнь других людей, то вы захотите ответить на второй этический вопрос, поставленный в начале этой главы: какие мемы вы хотите распространять? Как и в случае первого вопроса, на этот тоже можно дать множество ответов.

Есть такая расхожая философская истина: «живи и не мешай жить другим». У меня свои убеждения, у вас — свои, и это замечательно. Это мировоззрение восходит к стратегии, о которой мы уже говорили — «пускай все совершается само собой». Эта стратегия, как мы уже говорили, бросает эволюцию на растерзание эгоистичных репликаторов, которых не интересуют человеческие судьбы. Очень выгодная точка зрения, можно сказать — совершенно необходимая позиция толерантных людей, живущих в свободной стране. Однако следует признать, что между навязыванием убеждений тоталитарной властью и распространением людьми мемов, которые они считают важными, есть очень большая разница. Если мы хотим сделать что-то для других, то мы должны преодолеть свое отвращение к «евангелизму». В противном случае этим методом воспользуются психические вирусы, которые не столь щепетильны, и именно они выиграют битву за человеческие души.

Итак, исходя из того, что вы можете дать людям возможность выбора, сознательно распространяя определенные мемы, следует поставить вопрос: какие мемы мы должны распространять? Я оставляю это решение за вами. Если для вас эта проблема слишком трудна, то прочитав эту книгу и «Одобри свое прошлое», вы придете к выводу, что мне нравятся люди, которые радуются жизни и имеют четкое и точное представление о мире. В каком мире вы хотели бы жить? Вперед, за работу, реализуйте свои желания!

Вне зависимости от того, насколько этичным вам представляется воздействие на убеждения взрослых людей, — на сознательное распространение мемов, — мало кто будет спорить, сколь важно воздействовать на убеждения детей, сколь важно формировать систему их ценностей. Что нового может сказать меметика об образовании? Поможет ли учение о мемах уберечь детей от инфицирования психическими вирусами, и не может ли оно содействовать устранению тех вирусов, которыми они уже заразились?

 

ДЕЗИНФЕКЦИЯ НАШИХ ДЕТЕЙ

 

Образование можно рассматривать как процесс передачи фактов и идей из поколения в поколение, — иными словами, как процесс копирования мемов. В этом смысле система образования в значительной степени подвержена воздействию психических вирусов — и даже больше, чем другие социальные установления, потому что самым важным ее назначением является процесс воспроизведения — копирования.

Мем «традиции» в образовательной системе хорошо привился. Следует ли удивляться, что наша система начального образования практически не изменилась за почти две с половиной тысячи лет, со времен Платона? Неудивительно, что школьникам по-прежнему летом предоставляется трехмесячный «отпуск», хотя давно прошли те времена, когда они должны были возвращаться в родные края и помогать своим родным заботиться об урожае. А вот мой любимый парадокс: уже несколько десятилетий известно, что прослушивание лекций является, возможно, наименее эффективным методом обучения, однако большая часть занятий в школах и университетах по-прежнему строится по этому принципу.

Разве в копировании фактов и идей состоит главная цель образования? И должна ли она таковой быть? Нам ведь известно, что без сознательного усилия мы становимся психическими рабами мемов, которые живут исключительно для их сохранения и распространения наиболее мощных из них.

 

Можем ли мы сознательно избрать лучшую цель для образовательного процесса, вместо того, чтобы набивать мемы в детские головы?

 

 

«ИМ ЕЩЕ НЕ СКАЗАЛИ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ»

 

Я вспоминаю историю, рассказанную мне в колледже моей учительницей русского языка. Она вернулась из той страны, которая носила гордое название Soyuz Sovietskitch Socialisti-cheskich Respublic, — у нас известной под названием Советского Союза, — где проходила практику в рамках программы обмена преподавателями. Процесс обучения в этой стране практически полностью состоял из зубрежки и заучивании примеров на память. Преподаватель читал текст, а ученики повторяли за ним.

По ее словам, ее советская коллега была сильно удивлена, когда услышала, что в американских школах учеников просят высказывать свои мысли и соображения на заданную учителем тему. «Как же они могут обсуждать свои мысли? » — удивилась русская учительница. — «Ведь им еще не сказали, что они должны думать! »

Ее удивление показывает, какой большой прогресс произошел в сфере образования на протяжении последнего столетия: вместо запоминания и зубрежки студентов учат думать. Метод обучения, введенный в 60-х годах и известный под названием «новая математика», был призван развивать способность к абстрактному мышлению, умению понимать всю математику как единую систему — в отличие от предыдущего метода, в рамках которого акцент ставился запоминание методов анализа и формул. Создатели нового метода образования рассчитывали на то, что если ученики овладеют способностью мыслить хотя бы в одной сфере знания, они смогут использовать эти навыки и в других областях жизни, — из них должно было вырасти поколение юных Эйнштейнов.

Мне кажется, что план удался, по крайней мере в отношении тех учеников, у которых было желание учиться. Сегодня образованные молодые люди готовы рассуждать на любую тему, — начиная с политики и заканчивая принципами работы собственного сознания, — что в немалой степени способствовало расцвету ток-шоу и сфере охраны психического здоровья. Теперь акцент ставится не на «что думать», а на «каким образом думать». Кроме того, после уотергейтского скандала и Вьетнама в людях сильно пошатнулось доверие к власти, и теперь мы можем говорить о появлении целого поколения, которое не склонно принимать все на веру. Они думают о том, почему дела обстоят так, а не иначе, что главное в жизни, что в ней можно изменить — они недовольны.

 

ИЗОБРЕСТИ ОБРАЗОВАНИЕ ЗАНОВО

 

Однако между тем, чему мы учим наших детей в первые 18 лет их жизни, и тем, чему мы могли бы их учить, по-прежнему сохраняется огромная пропасть. Почему мы не используем эти 18 лет в полной мере? Чему нам следует учить наших детей и кто должен дать ответ на этот вопрос?

Довольно неприятный ответ на первый вопрос — почему сохраняется старая образовательная система — можно найти на страницах этой книги. Общество, культура, а также властные структуры столь несовершенны потому, что они — продукт эволюции мемов, а не институты, созданные человечеством для собственного блага. Однако предположим, что мы в состоянии изменить систему образования наших детей. Какой она должна быть?

Представим, что на вас возложена ответственность за создание принципиально нового общества. Перед вами школа, в которой трудятся целеустремленные преподаватели, готовые нести знания голубоглазым детям, только что поступившим в первый класс. Ваша задача — придумать, что делать с этими детьми на протяжении последующих 12 лет, чтобы общество получило прекрасных граждан, которые приведут его к процветанию, а сами они получили бы возможность прожить прекрасную и полноценную жизнь. С чего бы вы начали?

Основная проблема действующей системы образования заключается в том, что мы слишком редко задаем себе такие вопросы. Если же такое случается, то новаторские предложения и призывы коренным образом изменить ситуацию мгновенно тонут в заскорузлой структуре образовательной системы и отступают перед человеческой боязнью изменений и перемен. Однако мы знаем: «что-то у нас не так». Мы часто слышим в последнее время разговоры о том, что учители не должны принижать человеческое достоинство учеников, и что «ориентированная на конкретный результат» система неэффективна, — это доказывает, что по крайней мере отдельные люди задумываются над проблемами образования.

Отток детей из государственных школ в частные продолжается, растет популярность домашнего образования, результаты школьных экзаменов с каждым годом все хуже — эти сигналы указывают на приближающийся кризис системы школьного образования. Как с ним справиться? И если мы даже найдем решение, как убедить руководство образовательной системы в необходимости перемен?

 

ЧТО ЖЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ?

 

Давайте так: заведем наши часы. Мы только что вступили в жизнь. У нас только одна жизнь, мы должен научиться всему, что для нее необходимо, а затем ее прожить. Готовы? Поехали!

Чему мы будем учиться? Языкам? Изучать столицы мира? Математику? Историю музыки? Что бы вы ни выбрали, эти знания должны отличаться от информации, заложенной в генах, с которыми вы пришли в этот мир. К сожалению, перенос этой информации невозможен. Если вы верите в нечто подобное, то можете поискать какого-нибудь медиума или ясновидящего, который передаст вам часть сведений, полученных в предыдущие воплощения, но это отнимет у вас немало драгоценного времени и энергии, как и все другие формы обучения.

На рынке представлено около 1, 4 миллиона книг, не говоря уже о библиотечных фондах и 100 ООО новых изданий, выходящих ежегодно. У вас не хватит времени, чтобы прочесть их. Какие из них вы выберете?

У вас есть пять миллиардов соседей — жителей нашей планеты. С кем из них вы будете разговаривать, кого возьмете себе в пример, у кого будете учиться? На какие уроки вы будете ходить, а с каких сбежите, чтобы околачиваться в кафе, напиваться на вечеринках и учиться «настоящей» жизни? С кем вы вступите в близкие отношения? Нужно помнить, что брак — это лучший (и возможно — наиболее дорогостоящий) курс самосовершенствования. Однако вам предоставлено очень ограниченное время для того, чтобы учиться — чему-либо у кого-либо. Быстро, выбирайте!

Благодаря генетической эволюции и последним достижениям медицины и различных технологий у вас есть все данные для того, чтобы «выжить» в этом физическом мире и приспособиться к нему. Что же касается мира разума, общества и культуры, то здесь дело обстоит иначе. Практически всему вам придется учиться с нуля. Если вы не возьметесь хорошенько за учебу, то вы выживете, конечно, но так никогда не узнаете, что вы пропустили, к чему вы могли прийти, как могла бы выглядеть ваша жизнь. Выхода нет — надо браться за дело.

Я слышал много разговоров о недостатках американской системы образования. Критики часто подчеркивают преимущества японской системы — там дети проводят в школе гораздо больше времени, чем у нас. Их модель предполагает более интенсивный образовательный процесс, как утверждают ее сторонники, из этих детей получаются более подготовленные и производительные работники. Я обычно задаю вопрос: для того ли мы учим детей, чтобы они работали лучше и производительнее?

На мой взгляд, не для того. Цель образования является создание процветающего общества, превращение его членов в людей свободных, счастливых и удовлетворенных свой жизнью. Опасаюсь, что не все со мной будут согласны.

Если вы ищете смысл жизни, то без труда найдете людей или целые организации, которые всегда будут рады дать вам ответ. Проблема, однако, заключается в том, что эти ответы либо служат их интересам, либо являются составной частью какого-либо психического вируса, чьей единственной целью является приобщение вас к той или иной религиозной системе ценностей. Тем не менее текущая тенденция устранять «все эти духовные вопросы» из школьной программы создает физический вакуум в душах выпускников, которые через несколько лет начнут поиски смысла жизни.

Нужно ли учить детей в школе «духовным ценностям»? Я думаю, что не нужно — и по целому ряду причин. Во-первых, власть склонна к коррупции. Отдельные люди и группы людей, которым будет предоставлено право решать — какие ценности следует преподавать в школах, вскоре оказались бы поражены всеми мыслимыми коварными или вредными психическими вирусами, существующими в природе, не говоря уже о новых вирусах, которые возникнут «специально по этому случаю». Принцип отделения государства от церкви позволяет избежать этой опасности.

Возможно, решением проблемы было бы отделение школы от государства. Может быть, пришло уже время полностью отказаться от самой идеи государственных школ, сдаться и признать, что эта система не работает? Возможно, существующая система централизованного образования — культурное установление, характеризуемое концентрацией власти, — оказалась слишком чувствительной к психическим инфекциям? Теоретически было бы очень полезно ликвидировать государственные школы и создать свободный рынок образования.

 

КТО ДОЛЖЕН РЕШАТЬ?

 

Действительно, кто? Кто должен решать, какие программы следует закладывать в детское сознание в первую очередь, прежде чем мы вытолкнем их из гнезда и дадим им возможность лететь куда им вздумается? Сейчас все решает случай. В сущности, сегодня школы настолько слабы, что большую часть своего «программного обеспечения» дети усваивают из телевизора. Немного мы прилагаем усилий к тому, чтобы сознательно направлять жизни наших детей посредством школьного образования. Учителя жалуются на перегрузку, — по их словам, только они пытаются что-то сделать, но с возложенной на них задачей не справляются. В результате дети, которые не находят сильной опоры в семье, теряются в волнах различного рода молодежных субкультур, обладающих крайне привлекательными и мощными мемами: молодежными бандами.

Некоторые говорят, что передача детям ценностей и жизненных ориентиров — это задача родителей; однако это правило не действует в отношении тех подростков, которые по большому счету семьи лишены. Школа могла бы стать таким местом, где развивались бы их интересы, где им показали бы, что вопреки всему перед ними открыты большие возможности.

 

ГРЯДУЩИЙ ВЕЛИКИЙ ПОВОРОТ

 

Вне зависимости от того, какой метод будет использован при реформировании школьного образования, грядущий великий поворот должен быть столь же масштабным, как переход от зубрежки и заучивания наизусть к программам, предполагающим развитие навыков самостоятельного мышления. Следующим шагом образовательной системы должно стать научение детей, каким образом решать для себя, что для них в жизни самое важное, чтобы облегчить им переход на третий уровень пирамиды образования.

Пусть они сами откроют, что их увлекает, что мотивирует, благодаря чему они ощущают свою ценность (известно, что это «самоуважение»), ради чего стоит жить. Пусть поймут, что цель жизни состоит в том, чтобы воспользоваться ответами на эти вопросы, а не служить шестеренкой в самовоспроизводящемся механизме случайно подвернувшейся культуры. Это важнее, чем внушать им «уважение к авторитетам» или призывать «сбросить ярмо доминирующих парадигм», важнее даже, чем даровать им лицензию на то, чтобы они сами себе служили авторитетом и создали свою собственную парадигму. Наша задача — научить их сознавать!

Немного боязно, не правда ли? Но единственный способ пересилить течение нашей эволюции, и вместо произвольных мемов, вершащих свой естественный отбор, передать ее руль людям — это сохранять абсолютную неколебимость в нашей вере, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Теперь же мы учим детей только тому, как получать хорошие оценки и одобрение других людей. А стремление к признанию — это бланк с приглашением на Бал Вирусов. Это стремление делает из детей автоматов, на кнопки которых нажимают все мощные психические вирусы. Детей же следует учить определению собственных ценностей и стремлению именно к ним.

Сформулировать такую программу обучения, которая «программировала» бы сознание всех детей навыками, позволяющими им жить свободно и счастливо, а не в рабстве и отчаянии, — это очень трудная задача. Еще сложнее было бы убедить школы и учителей принять такую программу и активно ее использовать. Это кажется практически невозможным, — но есть ли у нас другой выход? Написав эти слова, я сделал свой первый небольшой шаг к достижению этой цели. Если вы к этой цели идете, отправьте мне письмо по адресу, указанному на обложке этой книги и дайте знать — что вы делаете. Не нужно откладывать работу — перед нами реальный кризис.

 

Рекомендуемая литература

 

Эволюция

Dawkins, Richard. The Blind Watchmaker (Norton, 1986). A convincing argument for evolution of species by natural selection, including merciless attacks on creationists and other non-Darwinian heretics.

Dawkins, Richard. River Out of Eden: A Darwinian View of Life (Basic Books, 1995). The executive summary of the state of the art in evolutionary biology. If you've only got a couple of hours to learn about evolution, this is the book to read.

Dawkins, Richard. The Selfish Gene, New Edition (Oxford University Press, 1989). Brilliant explanation of the selfish-gene concept. The first book to describe the concept of the тете.

Dennett, Daniel C. Danvin's Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life (Simon & Schuster, 1995). A lucid, thorough, and brilliant exploration of universal Darwinism: how evolution by natural selection can and does apply to all aspects of the universe.

Plotkin. Henry. Danvin Machines and the Nature of Knowledge (Harvard University Press, 1993). Meaty and intellectual exploration of the evolutionary basis of knowledge and learning, a subject known as evolutionary epistemology.

Эволюция компьютеров

Levy, Steven. Artificial Life (Vintage Books, 1992). Fascinating roundup of the state of the art in this new field of computer science.

Эволюция мемов

Csikszentmihalyi, Mihaly. The Evolving Self (HarperCollins, 1993). Thoughts on the future as seen through the theory of memetic evolution.

Эволюционная психология

Buss, David М Ttie Evolution of Desire (Basic Books, 1994). A clear exposition of the mating-strategy aspect of evolutionary psychology, backed up by impressive academic studies.

Dennett, Daniel C. Consciousness Explained (Little, Brown, 1991). A masterwork about the nature of human thought with an excellent section on memes.

Wright, Robert. The Moral Animal: Why We Are the Way We Are: The New Science of Evolutionary Psychology (Pantheon, 1994). Incisive examination of the divergent evolution of male and female mating strategies, combined with a biography of Darwin.

Роли мужчин u женщин

Gray, John. Men are from Mars, Women are from Venus (HarperCollins, 1992). A practical, straightforward book explaining the differences in men's and women's needs and communication styles in relationships.

Культурные вирусы

Bulgatz, Joseph. Ponzi Schemes, Invaders from Mars, & More Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds (Harmony Books, 1992). Amazing stories of historical mind viruses. The one thing we learn from history is that we don't learn from history.

Rushkoff, Douglas. Media Virus! (Ballantine Books, 1994). Interesting exploration of the evolution of television and speculation on the use of Trojan horses to bundle hidden agendas with palatable memes.

Культы и программирование

Cialdini, Robert В. Influence: The Psychology of Persuasion, Revised Edition (Quill, 1993). Mind-boggling, easy-to-read book about psychological techniques being used every day to influence people's minds. If you liked Chapter 8, you'll love this book.

МсWilliams, Peter. Life 102: What to Do When Your Guru Sues Yon (Prelude Press, 1994). The author of several best-selling self-improvement books recounts the events that led to his being brainwashed into spending 15 years in and giving SI million to a cult.

Дзен

Cleary, Thomas. No Barrier: Unlocking the Zen Koan (Bantam, 1993). Superb explanation of Zen introduces a brilliant transla-tion of the Wumenguan, the most famous book of Zen riddle-lessons.

Hofstadter, Douglas R. Godel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid (Vintage, 1979). Even though Thomas Cleary claims Hofstadter doesn't really grok Zen, any serious student of the nature of the mind should read this Pulitzer-Prize winning labor of love.

Pirsig, Robert M. Zen and the Art of Motorcycle Maintenance (Bantam, 1974). Autobiographical narrative of the author's inquiry into the nature of reality, distinctions, and sanity. Starts like a travelogue, but takes a sharp turn into the philosophical in Chapter 6. I

Цель жизни

Brodie, Richard. Getting Past OK: A Straightforward Guide to Having a Fantastic Life (Warner Books, 1995). How to use the art of mental reprogramming to transform your quality of life, told through the author's personal life experiences and illustrated with Eggbert cartoons.

Frankl, Viktor. Man's Search for Meaning (Washington Square Press, 1984). Moving, thoughtful, and persuasive argument for having a life purpose told through firsthand accounts of life in Nazi death camps.

Maslow, A. M. The Farther Reaches of Human Nature (Penguin, 1971). Very difficult reading about the nature of self-actualization and higher human values, but if you like authoritative credentials, you can't get much better than Maslow's.

Особая признательность

Благодарю Сьюзен Гоплен, Грега Казника, Билла Марклайна и Стивена Салта. Каждый из них уделил много времени и сил для того, чтобы помочь мне продумать форму и содержание «Как программируют ваше сознание». Их поддержка проявилась не только в тех идеях, которые они обсудили с автором, но и в сочувствии и внимании ко мне, когда я писал эту книгу.

Марк де Хайнг, Боб Мэтью и Ллойд Сайден в своих глубоких откликах на рукопись этой книги предложили мне внести большое число уточнений. Основываясь на их критических пожеланиях и замечаниях, я переписал несколько глав.

Джордж Атертон, Джон Бейзмор, Робин Бурчет, Дан Ден-нет, Эштон Макэндрю, Холи Марклайн, Элан Мориц, Ричард Поклингтон, Питер Райнерсон, Мэтью Сенфт, Чарльз Саймони, Бретт Томас и Эрик Зинда нашли время в своем напряженном графике, чтобы высказать отдельные замечания по рукописи.

Мой брат, Марк Броуди, прилетел из Юго-Восточной Азии как раз вовремя. В последнюю минуту он успел вычитать текст и оказать мне моральную поддержку.

Наконец, особая благодарность, Ричарду Доукинсу, который позволил мне оставить название этой книги в ее первоначальном виде, — мне не было известно, что выражение Virus of the Mind ранее было использовано в его эссе.

Мои гены выражают вам особую признательность. Мои мемы благодарят вас Мои психические вирусы говорят вам спасибо. И я благодарю вас.

 

Об авторе

 

Ричард Броуди более всего известен как автор программы Microsoft Word. Его первая книга, посвященная самосовершенствованию, «Одобри свое прошлое», получила признание во всем мире и стала бестселлером. Его книга о меметике, Virus of the Mind, открывает новую эру в изучении этой науки. На протяжении 52 недель она входила в сотню самых популярных книг интернет-магазина Amazon.com. Virus of the Mind был рекомендован рядом высших учебных заведений в качестве учебника. Искусный оратор, Ричард Броуди выступил в нескольких теле-и радиопередачах. В конечном счете, он был приглашен в такое популярное американское ток-шоу, как Oprah!

Ричард Броуди женат. Он живет недалеко от Сиэтла. У него обширные и разнообразные интересы. Основное хобби автора в данный момент — обучение игре в покер. Господин Броуди поставил себе цель — попасть в World Poker Tour.

Адрес сайта Ричарда Броуди в сети Интернет — www.meme-central.com. Там же вы можете оставить свое сообщение для автора.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Казник, Чарльз и я в конце 70-х гг. работали в компании Xerox. Казника всегда звали по фамилии, потому что в фирме работало два других Грега. И когда Чарльз поворачивал голову к Казнику и звал его по фамилии («Казник! »), это тоже было броским и запоминающимся мемом. Другой мем заключается в том, что бывшие работники фирмы Xerox не называли фотокопии по имени фирмы — «ксерокопиями». Это было частью корпоративной культуры, нам это внушили в фирме. Оба этих мема закрепились в нашем сознании, и мы использовали их и тогда, когда работали в Microsoft.

 

[2]Этот метод терапии близок к так называемой когнитивной терапии (cognitive therapy), основанной в 50-х годах психологами Альбертом Эллисом (Albert Ellis) и Аароном Беком (Aaron Beck). Последователи этого метода исходят йз положения, что такие нежелательные психические состояния, как депрессия, развиваются из неправильных взглядов пациента («когниций») на жизнь и мир. Если пациент создает неадекватную модель действительности, то у него очень мало шансов в этой жизни преуспеть. Терапевт в б<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь