Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характерные черты сознания первобытного человека



Сознание человека первобытной эпохи, в первую очередь, характеризуется высокой степенью слитности с природой: силы природы еще не противопоставляются человеку, а находятся с ней в таинственном связи Ощущение бы бессилие перед грозными и непонятными для первобытного человека природными явлениями особенно усиливалось во время стихийного бедствия: извержение вулканов, землетрясений, наводнений, лесных пожаров, засух и других подобных явлений Беспомощность вызвала к жизни поклонения грозным силам природы, привела в конечном итоге к ееї обожания Это обусловливает появление таких ранних форм религии каканимизм, магия, тотемизм, фетишизм т.д. О ранние формы религии пойдет речь в третьем разделе

Во-вторых важной характеристикой первобытного сознания была также слитность индивида с коллективом, соплеменниками, с \" Мы\" Человечество сумело выжить, сохраниться как вид и обеспечить свое существование в начале свое ой истории благодаря постоянно растущей его способности к объединению усилий на основе максимального ограничения потребностей и интересов отдельного индивида и строгого соблюдения приоритета рода, коллектива благодаря растворению отдельной человеческого существа в коллективе, ееективі, її абсолютной социализации

Давление первобытного коллектива на индивида был огромный, индивидуальное \" я\" здесь не имеет самостоятельного значения и ценности, потому что индивид интегрирован в общину не как автономная единица, а как доля органических ного целого, не мыслима без него В начале своей истории человек, подвергаясь жесткий тотальный влияние общественных норм, способных заблокировать любые проявления индивидуализации, былаації, була стопроцентно социальным существом

На место инстинкта самосохранения, который был главной детерминантой мотивационной сферы поведения члена первобытного стада, приходят система табу, которая основывалась исключительно на запрете Табу блокировали асоциальные проявления животных инстинктов и охраняли жизненно важные для существования рода принципы коллективной жизни: недопущение кровнородственных половых связей, порядок р распределения пищи, неприкосновенность личности вождя т.д. Табуитивни запрета никогда не сопровождались разъяснением их необходимости Объяснить это можно лишь чрезвычайноно низким уровнем развития сознания и языка первобытного человека, уровня его способности к рефлексии, не превышал уровня трехлетней ребенка Для того чтобы следовать запретам табу, индивиду достаточно было чувство страха перед нарушением запретов н Страх - что со мной сделают? ї регуляции в первобытном обществе

Кроме того, в рамках этого общества, действовал и другой важный механизм социальной регуляции - стыдСтыд - это чувство общинно-групповое, предполагающее постоянное оглядки индивида на окружающих: что обо мне скажут или сказали бы \" свои\"? \" они\" - \" мы\" Стыд более сложное по сравнению со страхом культурное явление, которое побуждает индивида придерживаться групповых норм обязанностей по отношению к своим

Культура, таким образом, с самого начала существования общественной организации и на протяжении всей первобытной эпохи по отношению к отдельному индивиду носит прежде репрессивный и ограничительныйхарактер

Усвоение и передача необходимых образцов поведения осуществлялись путем показа и копированияпередавались от поколения к поколению, превращаясь в утвержденный ритуал Всю жизнь первобытного человека проходило в выполнении множества ритуальных обрядов и процедур, которые, не имея рационального пояс снення, приобретали магического характера Ритуалы представляют собой особые символические действия, которые обеспечивали эмоционально-смысловое отождествление индивида со своим родом, передачу опыта, объединение рода и религий но-магическое воздействие на различные явления и обстоятельства (например, ритуал инициации) Ритуалы требовали от каждого индивида слепо, неосознанно подражать устоявшиеся образцы поведения и полностью исключали творческую са мостийнисть Первоначальный коллектив отрицает индивидуальность и новаторскую поведение, а потому толькоьки традиционная поведение находила моральное одобрение Таким образом, табу и ритуалы выступали важнейшими регуляторами общественных отношений в первобытную эпоху

Главным информационным каналом первобытной культуры, в связи с отсутствием письменности, былатрудовая деятельность Усвоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, т.е. без слов Показ и подражания были основными средствами обучения и общения в общине Действия, после которых наблюдается ався какой-то полезный результат, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколениюня.

Третьей важной характеристикой сознания первобытного человека было доминирование образно-эмоциональных, интуитивных моментов в мышлении, веры, что наиболее ярко проявляется в мифологической картине мира Более дет тально об особенностях мифологического сознания смотри работу Кессиди \" От мифа к логосуогосу".

Важной характеристикой первобытной культуры был ее синкретизм (от греч - сочетание) - отсутствие дифференциации ее форм на науку, религию, искусство Все сферы тесно связаны с разнообразием формпрактической жизни первоначальной человеческого сообщества

 

13) АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ

Роль античной мифологии в культуре

В первую очередь следует начать с Античности (antiquitas - древность, цивилизация древней Греции и древнего Рима ). В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Античность подразделяется на несколько эпох: Ранняя Античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.). Классическая Античность (I в. до н. э. — I в. н. э), золотой век античного мира. Поздняя Античность (II—V н. э.). В общем счете больше дюжины веков Античного наследия мировой культуре с VIII в. до н. э. до V века нашей эры. Конечной эпохой, Поздняя Античность, сопровождалась распадом Римской империи.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире, Античном мире. Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе.

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет любое природное событие волей божества, то есть причина выводиться за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богами.

Роль античной мифологии в культуре

Античная литература (по латыни «антиквус» - значит « древний»), т. е. литература Греции и Рима, зародилась несколько тысячелетий назад. Она была самой ранней литературой в Европе. Греческая литература, или, точнее, письменные памятники греческой литературы, возникла в Греции не раньше VIII в. до н. э.. Им предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение многих столетий, а может быть, тысячелетий. Первые известные нам памятники греческой литературы - это поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они и явились результатом этого векового развития устного народного творчества в Греции. Периодом наивысшего развития греческой литературы был V век до н. э., который называется также периодом греческой классики.[8, с.311] Возрос интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).

Наряду с интимной лирикой возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт). Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию -- наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.

Греческая литература всегда привлекала к себе героикой, высокими гуманистическими идеями, непосредственной свежестью. Мифологические элементы в литературе не выделялись, а рассматривались, как обычный ход вещей, поэтому в литературе в большей степени боги являлись, обычно действующими персонажами.

Греческая литература выросла на основе богатейшего народного творчества, на основе мифологии. Мифология возникла в ту эпоху, когда греки жили еще общинно-родовым строем (до VIII в. до н. э) и весь мир казался им огромной общиной, огромным родом, в котором были свои семьи, свои деды и внуки, свои родители и дети. Древний грек одушевлял, таким образом, всю природу. При помощи своего богатого воображения он зачастую представлял ее в причудливых, фантастических и необычайных художественных образах.

Воображение древнего грека рисовало ему самые фантастические существа. Но в каком бы виде они ни являлись, все они держали в своих руках его жизнь, все они были демонами или богами, населявшими каждый ручей, каждое озеро, лес, рощу, горное ущелье.

Небо было полно богов, грозных или милостивых к человеку: то Солнце - Гелиос мчится по небесной дороге на огненной колеснице, то озаряет землю Луна - Селена, то Эос - Заря в лазоревом одеянии возвещает утро.

Взглянет человек на море, а там бог Посейдон разбивает волны своим трезубцем, трубят в раковины тритоны, резвятся нимфы- океаниды; в лес и горы опасно ходить человеку - там в каждом дереве живет нимфа - дриада, можно попасть в болото нимфам - лимнадам, в горах запутают дороги нимфы - ореады, а то нападет на человека страх, который вызывает козлоногий бог Пан. И даже под землей, в царстве мертвых, бог Аид и богиня Персефона встречают и стерегут умерших.

А над всем миром возвышается снежная гора Олимп, где в окружении бессмертных богов обитает Зевс, отец и владыка вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах там играет бог искусств и наук Аполлон, девять сестер - муз поют под лиру Аполлона. Рядом с Зевсом восседают его супруга, грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина - Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

Не сразу боги греческой мифологии получили свой антропоморфный, т. е человекоподобный, вид. Это происходило постепенно вместе с экономическим и культурным развитием общества. В более древнюю эпоху матриархальной общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон, вместо волос шевелились живые змеи, и она одним взглядом своих глаз превращала все живое в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти новые две. Чудовище Сфинкс (по-гречески «Сфинкс» женского рода) имело голову и грудь женщины, а туловище - крылатого льва с когтистыми лапами. Среди этих страшилищ были Орф - собака, пес Цербер с пятьюдесятью головами, стороживший вход в царство мертвых, Немейский лев, Тифон с сотнями змеиных голов, извергавших пламя и дикие вопли, гиганты с телом человека и змеи и великое множество других чудищ, столь же диких и страшных, как сама природа, грозно владевшая человеком.

Все этапы мифологии, начиная с древнего представления о демонах-чудовищах и кончая мифами о героях и очеловеченных богах, представлены в героических песнях греков, так называемом гомеровском эпосе.

Эпос означает не что иное, как слово о подвигах (по-гречески «эпос» - «слово»), песни, которые исполняли странствующие певцы. Под аккомпанемент лиры их пел или аэд-сочинитель песен, или рапсод - исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. Уже в классической Греции имя его было окружено легендами. Многие впоследствии считали это имя нарицательным. «Гомер» на одном из греческих диалектов значит «слепой». Многие ученые, не понимая, как один человек мог создать устно и держать в памяти тысячи стихов «Илиады» и «Одиссеи», ставили под сомнение существование самого Гомера.

Героический эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах. Создан он в основном на особом, ионийском наречии. «Илиада» и «Одиссея» входят в так называемый Троянский мифологический цикл, который объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея (в героическом эпосе нет еще общего наименования для всех греческих племен).

Долгое время эти события считали чисто мифическими, легендарными, хотя сами греки уже издавна упорно повторяли, что Троянская война была примерно в XII в. до н.э. Постепенно Троянская война и поход греков приобретали реальные черты.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита, процветавшую накануне распространения ахейских племен в XIII-XII вв. до н. э. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре.

 

14) АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь