Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности мифологической картины мира



. Мифологическая картина мира складывается на том этапе развития человеческого общества, когда оно уже имеет достаточно развитую структуру производительных сил, а в человеческом сознании сформировалась устойчивая способность к абстрагированию, к логическому мышлению. Мифы представляют собой результат попыток первобытного человеческого общества осмыслить явления окружающей действительности, выявить первоистоки и движущие силы природного и социального мира, привести разрозненные знания о нем в определенную систему.

Мифы родились на той стадии первобытнообщинного строя, когда человеку более всего были понятны общинно-родовые отношения, которые и переносились на всю окружающую действительность. Природа и мир в целом наделялись чисто человеческими свойствами. В частности, и сами боги в мифах подобно людям связаны семейно-родовыми отношениями. Поэтому характерная черта мифологического мировоззрения - антропоморфизм (человекоподобие). С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, которые посредством мифов передавали духовные ценности, зачатки знаний, секреты различных видов ремесел и искусств.

Содержание древних мифов. В древних мифах часто выделялись две идеи: идея сотворения(мир создан неким сверхъестественным существом) и идея развития (мир постепенно формируется из некоторого бесформенного состояния). Так, миф о происхождении Японии в священной книге " Кодзики " повествует о богах Идзанаги и Идзанами, которые опустились по радуге с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби. Идзанаги ударил по хляби копьем, и с копья скатилась вереница капель, которая, застыв, образовала вереницу островов.

Древнеиндийские Веды - обширный набор текстов, которые составлялись в течение 9 столетий (1500-600 г. до н.э.) утверждают, что в начале было " нечто одно", бесформенное и аморфное, обладавшее лишь одним свойством - дыханием. Жертвоприношение положило начало творению: космический великан Пуруша был расчленен на части и стал источником жизни для всех живых существ.

Согласно Ведам, первые ступени сущего занимает мир богов, где процветает райская жизнь. Социальная структура мира людей отражает космическую иерархию. Выше всех стоят брахманы, мудрецы, наделенные правом толковать Веды. Затем идут кшатрии - воины, правители. На третьей ступени - вайшья - земледельцы и скотоводы. На низшей ступени - судры, слуги. За миром людей располагается мир демонов, духов, обитателей различных адов. Таким образом, человеку отводится среднее положение, с которого он может подняться до божественных высот, но может и опуститься до адской жизни благодаря закону Кармы - вечному круговороту жизни и воздаяния за дела. Если действия человека были греховны, от в будущей жизни ему может быть уготовлена судьба придорожного камня, принимающего удары тысячи ног за грехи в прошлой жизни.

Древний человек черпал из мифа и необходимые ему практические знания. К примеру, ремесленник той поры относился к своим орудиям как к одухотворенным, наделенным волей и активностью помощникам. Поэтому были особые ритуалы действия и заклинания, а каждая неосторожная операция могла вызвать необратимый космический процесс, жертвой которого стали бы и люди, и боги, и даже вся Вселенная. В древних космологических мифах Вселенную " строят", “вытесывают", " плетут", " куют", " ткут", " лепят", и т.д. Это отражает в преувеличенном, виде реальные элементарные процессы первобытного производства.

Мифология в первобытном обществе выступает как основной способ понимания и отражения действительности. В мифах нашли отражение наиболее волнующие человека вопросы: происхождение мира, Вселенной, человека, тайны рождения и смерти, вопросы социального устройства, отношения между людьми и др.

Специфика мифологического мировоззрения. Мифология - весьма своеобразная система взглядов, которая неспособна провести четкое различие между фантазией и реальностью. Мифы не объясняют явлений, вещей и мира в целом, а повествуют об их происхождении, равнодушие к противоречиям, онине отвечают на вопрос " почему? ", их задача - рассказывать - " как? "

У мифологии и религии много общего: они в фантастической форме отражают действительность, наделяют вещи и явления сверхъестественными свойствами, одухотворяют материальное и опредмечивают идеальное, во многом имеют одну и ту же питательную среду. Таким образом, можно сказать, что мифология в определенном смысле - предтеча религии. С развитием производства и культуры эволюционируют представления человека о мире и своем месте в нем. От хаоса окружающего мира - к его все большей организации и гармонизации, от страха перед природой - к героической борьбе с внешними силами, от мелких божков и духов - к верховному Богу, от растворенности в общине - к поиску своей индивидуальности, - таков путь мифотворчества, отражающего эволюцию взглядов человечества той поры.

Мифология существовала вплоть до конца существования античного мира. В эпоху античности миф широко использовался в художественной культуре, постепенно переходя из " истинного слова" в предание, легенду, аллегорию. В этой форме мифология оставила огромный след в истории человечества. Она повлияла на формирование героического эпоса многих народов, на развитие различных форм повествовательного творчества: сказок, былин, сказаний. Мифологические персонажи до сих пор выступают героями художественной литературы. К примеру, образ Прометея воспели Эсхил, Гете, современный писатель Лайош Мештерхази. Без знания древних мифов невозможно понять сюжеты многих произведений живописи и скульптуры, оперного и балетного искусства, уловить смысл многих крылатых слов и выражений, перешедших из мифов в разговорный язык.

На определенном историческом этапе на смену мифологической картине мира приходит ее новый тип - религиозная картина мира, составляющая ядро религиозного мировоззрения.

 

Происхождение мира. Все космогонические мифы (мифы о происхождении космоса) повествуют о происхождении мира (космоса) из хаоса путем его упорядочивания. В древней мифологии хаос часто олицетворяет вода. Таким образом, космос – это антитеза хаосу, то есть упорядоченный, гармоничный, прекрасный мир. (Встречающееся в философских текстах выражение «космичность мира» надо понимать как гармоничность, единство, целостность мира.)

Мифологическое пространство (пространство космоса) организовано иерархически: оно имеет сакральный центр (место, где живут боги) ипериферию, граничащую с хаосом. Чем дальше от сакрального центра, тем больше хаоса, беспорядка. Таким образом, пространство космоса ограничено и конечно, чувственно обозримо. (Бесконечность упорядочиванию не поддаётся. Бесконечность чревата хаосом.)

Границы космоса совпадают, как правило, с границами национальными или политическими. Космос для древнего китайца – это его Поднебесная, то есть Китайская империя. Космос для грека – это мир эллинов. Космос для советского человека – это территория СССР и стран социалистического содружества. А за границами космоса – хаос. Древнекитайские мифы о дальних странах повествуют о «стране собакоголовых людей», «стране однокрылых птиц» и прочих ненормальных странах. Одиссей, путешествуя за границами эллинистического мира, встречает много чудесных, но безобразных (Циклоп) или просто опасных для жизни (сирены) существ. Аналогичный характер имеют путешествия «за тридевять земель» в русских народных сказках. Согласно эмоционально насыщенной советской идеологии, в мире, лежащем за пределами советского космоса, царят наркомания, безработица, проституция, кризисы перепроизводства, тотальная бездуховность «загнивающего» капитализма. Любой идеологизированный человек и сегодня считает своё государство лучшим в мире и не питает зависти к иностранцам.

В рамках такого иерархически организованного космоса, ценность и значение человека зависят от степени его приближённости к сакральному центру, вполне органичной является также идея паломничествав сакральный центр и идея высылки из сакрального центра как наказания .

Мифологическое время основано на циклической модели, что обусловлено аграрным характером древних культур, вовлечённостью человека в бесконечно сменяемый цикл повторений: весна-лето-осень-зима, жизнь-смерть.

Древнему человеку не свойственно переживание прошедшего как того, что уже никогда не повторится. Его мироощущение трагично, но не ужасно: Осирис (Дионис) умер, но рано или поздно он воскреснет; природа умерла (зима), но когда-нибудь она вновь оживёт (весна). У древнего человека нет абсолютной уверенности, что так обязательно будет всегда, но у него есть знание о том, что так уже неоднократно было, и есть надежда на то, что такое осуществится и на этот раз. Кроме того, у древнего человека есть ощущение своей сопричастности к этому процессу: от него тоже зависит победа сил добра над силами зла, поэтому он ежегодно становится участником соответствующих мистерий (грек – мистерий Диониса, египтянин – мистерий Осириса и т. д.), где осуществляет магическую практику, способствующую приходу весны и началу новой жизни.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3807; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь