Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Вообще, средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени называют Эпохой Возрождения. В это время в обществе преобладают антифеодальные настроения, гуманистические мировоззрения, обращение к культурному наследию античности, отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Предшественницей культуры Возрождения, носившей городской характер, была средневековая городская культура; она уже задолго до Возрождения несла в себе многие тенденции, которые смогли получить полное развитие только в новую историческую эпоху. В рамках средневековой феодальной культуры известны периоды подъёма искусства и науки, иногда связанные с интересом к античности (например, «Каролингское возрождение»); Появлялись элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Возрождения отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось Возрождение, был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе в XIV – XVI веках. Культура Возрождения отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав. Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения, от новой философии. В эпоху Возрождения отдельные области науки и культуры ещё не полностью отдифференцировались, и многие философские идеи были сформулированы не философами-профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учёными. Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и других) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науки, были сделаны в середине XVI века в области астрономии: с гелиоцентрической системы мира великого польского учёного Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир. Плеяды анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в XVI веке основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В эпоху Возрождения в медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и другие). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены десятичные дроби другии (голландский математик и инженер С. Стевин) и другие. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и другие). Растёт объём знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного Г. Агриколы, итальянского учёного В. Бирингуччо), и так далее. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма XVII – XVIII веков. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу – вехи развитии – к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму – совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского Г. Галилея. Литература Возрождения неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художественная мысль Возрождения, как и его философия, тяготеет к «совпадению противоположностей», рациональные начала сливаются в ней поэтической фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения «живого духа» целого. Основные этапы и жары литературы Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Возрождения характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккети, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье и другие), с антиклерикальной и антифеодальной направленностью, представляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы: в Италии – жизнерадостно буффорная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т. Фоленго, сказочно-героическая – М. Боярдо, Л. Ариосто; Возрождения Испании и Португалии – «конкистадорская» поэма (« Араукана», 1569 – 89, А. Эрсильи-и-Суньиги и «Луизиады», 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление Возрождения о человек, рождённым для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, без оглядки на эпос античный, искусственный (что свойственно героическим поэмам XIV – XVI веков), всесторонней картиной общества Возрождения и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».В Позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развиваются пасторальные жанры романа и драмы, противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождаются сатирический бытовой плутовской роман с новым героем «прозаических авантюр» частной жизни. Высший взлёт Позднего Возрождения – драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни. В эпоху Возрождения возникают первые национальные – по языку и значению – литературы, в отличие от сословной литературы средних веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни. Формируется и теоретически обосновывается литературный язык нации (трактат «Защита и прославление французского языка», 1549, Ж. Дю Белле). Основные идеи культуры эпохи Возрождения
В средневековой культуре познание — это созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Возрождения познание — это путь к раскрытию божественных начал в человеке. Так антропоцентрический поворот в мировоззрении эпохи Возрождения привел к широкому распространению идей гуманизма. Важнейшей ценностью ренессансного мировоззрения явилось стремление к опытному познанию природы и человека, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, и истины знания, опирающейся на опыт и логику. Опытное знание в ренессансной культуре — это еще не идеал, это, скорее, стремление человека, осознавшего свою особую роль, исследовать природу, которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д. В целом мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым: с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Что очень важно, доктрина двойной истины явилась идеологическим обоснованием разграничения власти церкви и власти государства. Эпоха Возрождения формирует особый тип личностного поведения, который радикально отличается от средневековой сословно-корпоративной модели поведения. Речь идет об осознании собственной уникальности, неповторимости человека, способного на многое и делающего многое — так в культуре возникает модель культурного человека, получившая название homo universalis — человека универсального, способного к творческому, «титаническому» образу жизни. Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Принято различать два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Суть этого разделения коренится в серьезных расхождениях по поводу отношения к христианско-средневековому наследию. Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, всячески демонстрировало свое негативное отношение к средневековью и ценностям его культуры. Итальянское Возрождение обращалось к культурно-историческому опыту, повсеместно представленному на территории Италии в виде памятников античности: архитектурных сооружений и скульптурных памятников. Итальянское Возрождение имело возможность реально воспринимать форму и содержание ценностей античной культуры. Северное Возрождение, характерное для культуры Франции, Германии, Нидерландов и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, испытывая одновременно сильное влияние христианских ценностей. Вот почему в Северном Возрождении античные идеалы прекрасного приобрели ярко выраженную форму нравственного совершенствования, обращения к духовному миру человека. На этой базе зарождаются идеи Просвещения, которые получат затем широкое распространение в Европе. Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы - церкви. Возникают идеи о поисках путей приближения Бога и Божьего слова к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации — движения за обновление церкви: идеи непосредственного общения человека и Бога, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение института монашества и т.д. Важнейшая проблема, которая решается при этом, - переведение богослужения и сакральных текстов Библии на национальные языки европейских народов. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Жан Кальвин, ставшие основателями новой ветви христианства — протестантизма (лютеранство и кальвинизм). 21) ГУМАНИЗМ КАК ДУХОВНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
22) ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ РЕНЕССАНСА В эту эпоху в культуре наиболее четко выделяется важность человека. Сам смысл, вкладываемый в творческие аспекты культуры, отождествляется сущностью процесса освобождения человека и утверждении его силы, важности, разумности. А так же других гармонических признаков жизни человека. Гармонии и утверждения красоты, свободы личности, единства человека и природы. Эти качества проявились во всех видах культуры эпохи Ренессанс. В частности, это архитектура, скульптура, живопись, поэзия, и, конечно же, театр, как наиболее раскрытая тема описания и отождествления человека - идеала культуры этой эпохи. Культуру эпохи Возрождения условно разделяют на три этапа - это раннее, высокое и позднее Возрождение. В позднем этапе проявляется кризис гуманизма и очевидность утопии идеального человека. Самая важная черта культуры - разносторонность и целостность понимания индивида. Понимания его жизни и культурной среды, в которой он находиться. А так же той культуры, которой он следует в своей жизни, той, которой придерживается. Все формы деятельности человека на тот момент сравнялись друг с другом и были одинаково ценны. То есть, важность культуры и ремесла осталось не менее важной, чем все искусство. Высокого уровня достигли прикладные искусства, и, особенно высокого, архитектура. Именно это возвышение, на мой взгляд, совместило все сферы творчества и подняло их на один уровень, так как в архитектуре и прикладных искусствах соединены ремесла, конструирование, а так же творческая сторона культуры, то есть, художественное творчество. Все искусство этой эпохи максимально приближено к оригинальному миру, все максимально реалистично. То есть, если привести пример, допустим, из творчества, то получается, что если мастер рисует некий объект, то он вложит все свои силы и все свое умение на то, чтобы этот объект был наиболее похож на свой оригинал. Но в центре искусства так же, как и в центре мира стоит человек, а так же природа, так как искусство старается показать тесное и неразлучное единство человека и природы. Художники, изображая мир, ищут наиболее подходящие средства для более реалистичного изображения картины мира, то есть, это говорит о том, что сфера искусства не только преображается в пользу реалистичного, но она так же продвигается вперед в плане новых технологий, новых средств выразительности. Отмечается прогресс развития искусства, что, безусловно, очень важно и для настоящего времени, так как продвижение вперед к знаниям и усовершенствованию - есть хорошо практически в любое время нашей жизни. Так же важно отметить, что не просто в картинах и других видах искусства проявляются красота и гармония жизни, изящество, а эти качества являются свойствами реального мира, того который существует на самом деле. В период позднего Возрождения появились черты кризиса гуманизма, - обозначился разрыв между наукой и между жизнью человека духовной и физической, а так же красоты и изящности мира. Эпоха Возрождения - очень важна для истории мировой культуры, в ней наиболее полно отразился идеал человека, гармонического и свободного бытия в искусстве, все это питало культуру того времени и до наших времен сохранило многие положения, в особенности, определило место человека в жизни и его ценность. Давайте конкретно рассмотрим три этих этапа культуры Возрождения, чтобы понять, как развивалась культура и как она пришла к пониманию невозможности данного существования идеального человека и утопии.
23) КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой исторической веры и вывести ее из естественного знания. Во-вторых, апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примет Франции. В результате отмены Нантского эдикта произошел значительный отток интеллектуальных и финансовых сил нации за пределы Французского королевства, ибо гугенотам не гарантировалась свобода вероисповедания. Это сказалось на жизнеспособности патриотического чувства: при конфессиональных погромах (по крайней мере у французов) национальная принадлежность во внимание не принималась. Впоследствии патриотизм утратил свое значение в государственной жизни, так что «с самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считаются скорее абстрактный «человек», но отнюдь неродина» (Э.Фагэ). В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность». Разумеется, определенный «научный дух» проявлялся, и в XVII столетии, но тогда под ним понимали прогресс в области метафизических, математических и теологических исследований. Это оказалось возможным только благодаря бескорыстной любви к чисто интеллектуальным видам знания, примером которой служат гениальные творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики мало-помалу способствовал развитию естественных наук. Поэтому к началу XVIII в. естествознание, освободившись от перипатетизма, переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых. Наиболее характерной чертой ученых середины XIII в., по сравнению с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключитель-но естественными причинами. «Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, — подчеркивает В.И. Вернадский, — окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией». То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В-четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Сам термин «Просвещение», которым обозначился разрыве про-шлым, входивший в намерения «философов», на самом деле не обозначают разрыва, но обнаружил интересную мимикрию. Здесь напрашивается сравнение Евангелия от Иоанна с подлинной сущностью Просвещения. Главные протагонисты естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое Евангелие, евангелие разума, сводившееся только к человеческому разуму. В свете этого понятно, почему борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн. Именно из науки, особенно математики, по мнению ряда ученых (Дж. Кларк и др.), рационализм перекочевал в мировоззренческие и политические системы. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и окружающей природе. Рационализм — основополагающая черта культуры эпохи Просвещения; естественно, что просветителям был свойствен «рационалистический индивидуализм», неразрывно связанный с гуманизмом. Ведь последний исходил из представления о рациональной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. От ренессансного рационализма тянутся нити в прошлое и будущее — к рационалистической рефлексии досократиков и к истовому, самозабвенному культу разума просветителей XVIII в. Неудивительно, что он виделся Вольте-ру веком разума, распространившимся по Европе — от Петербурга до Кадиса. В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума». Здесь нужно учитывать изменение понимания «разума» — до середины XVII в. разум, воспринимался философами как «часть души», после Локка он становится скорее процессом мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству. Следует также помнить, что достижения эмпирического естествознания лежат в совершенно ложном представлении мыслителей XVIII в., будто бы прогрессивное развитие человеческого общества находится в прямой зависимости от квантитативных методов воздействия на него. И только изобретение доктора Гильотена показало общественному сознанию: прямолинейный прогресс — достаточно сомнительная вещь. В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Поэтому большинство из них принципиально отрицало какое бы то ни было предание. По мнению Э. Фагэ, это был «век совершенно новый, первобытнейший и чрезвычайно грубый. XVIII век, не желая находиться под влиянием какой-либо традиции, отринул и традицию, вобравшую в себя опыт нации..., спалив и уничтожив плоды прошлого. XVIII век вынужден был все отыскивать и устраивать заново». Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Однако все предпринимаемые эксперименты по избавлению человечества от традиции кончались для сообщества людей трагически.
25) РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. Русское Просвещение Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2069; Нарушение авторского права страницы