Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
IIэтап - формирующий эксперимент
Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, из общего количества детей старшей группы была отобрана экспертная подгруппа в количестве 7 человек. Формирующий эксперимент включал в себя занятия, которые проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. В первую неделю были проведены 4 музыкально-ритмические игры такие как: " Тень - тень" В. Калинников. Цель. Развитие чувства ритма, слухового внимания, развитие певческого голоса, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой. Методика проведения: 1.Спеть песню вместе с ребенком, постараться, чтобы он запомнил текст. Тень-тень, потетень, Сели звери под плетень Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. . Попросить ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни. . Пропеть песню по ролям: вы за автора, а ребенок за героев песни (лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Попросить ребенка одновременно хлопать свою роль ладошками. . Поменяться с ребенком ролями и выполнить предыдущие задания. . Попросить ребенка всю песню от начала до конца " спеть" ладошками. Как и в первом случае, сначала можно перейти на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голосок и оставить одни ладошки. " Прогулка" И. Прокшина. Цель: Развитие чувства ритма. Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки. Методика проведения: Дети рассаживаются полукругом. " Сейчас, дети, пойдём с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. " А теперь мы вышли на улицу, - продолжает воспитатель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так! " - частыми ударами передаёт бег, Дети повторяют. " Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. " Остальные дети стали быстро прыгать". Скок, скок, - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. " Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. " Испугались ребята и побежали в детский сад", - быстро и ритмично ударяет молоточком. Кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: " Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю". Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. " Пошёл частый, сильный дождь", продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки. Дети старались точно повторить ритмический рисунок. Так как повтор был групповым, то детям, не владеющим этим навыком, было легче выполнять задания, смотря на своих товарищей и подражая им. Дети вели себя раскованно и непосредственно. " Учитесь танцевать" В. Калинников. Цель: развитие чувства ритма. Игровой материал: Большая матрёшка и маленькие (по числу играющих). Методика проведения: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей маленькие. " Большая матрёшка учит танцевать маленьких", - говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание. " Наши песни" А.Н. Зимина. Цель: Развитие памяти и слуха. Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, фишки. Методика проведения: Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне. Дети узнают песню и закрывают фишками нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки. Так же были предложены задания на изображение под музыку определенных образов, которые они видят, представляют. Например: Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняли " Вальс цветов" из балета " Щелкунчик" П.И. Чайковского постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображали раскрывающийся бутон цветка. Педагог при этом помогает детям, раскрывая перед ними содержание (образ) произведения, направляет их движения. У некоторых детей получалось не очень, но все очень старались. В конце занятия ребята рассказывали о своих эмоциях (что они пережили, что им понравилось, что у них получилось легко, а что далось труднее). Танцевальные движения Например: Детям предложили прослушать русскую народную песню " Калинка", которая основана на контрасте ее частей: лирический запев и плясовой припев. В запеве детям предложили исполнить фразировку движением плавной раскрывающейся руки (направо - налево), а в припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии (" топотушки" ), вприсядку и т.п. Звучание припева сопровождалось также хлопанием в ладоши. Во вторую неделю было так же проведено 4 музыкально - дидактических игры, такие как: " Три медведя" Л.Н. Комиссарова. Цель: Формирование чувства ритма детей Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле - Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки. Ход игры: Музыкальный руководитель: Вы помните, ребята, сказку " Три медведя"? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.) " Веселые подружки" О.Б. Шоботкина Цель: Развитие чувства ритма детей. Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами. Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия " Светит месяц". Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. " Веселые гудки" З.Я. Роот Цель: Развивать чувство ритма. Игровой материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода. Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.) Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках. Аналогично игра проводится и с паровозом. " Лесная прогулка" В. Калинников. Цель: различать тембры звучания музыкальных инструментов: барабана, бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Передавать в движениях игровой образ медведей, зайцев, лисичек. Игровой материал: три плоскостных домика, где живут медведи, зайцы, лисы. Шапочки зверей. Настольная ширма, барабан, бубен, погремушка. Ход игры. Дети разделены на три подгруппы: зайчики, лисички, медведи. Каждые из названных зверей располагаются в своём домике. Педагог помещается около одной из стен зала. Перед ним стол. На нём ширма, за которой лежат музыкальные инструменты. Педагог объясняет, что сейчас лесные звери будут гулять в лесу: " На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна запрыгают по полянке зайчики, а на звучание погремушки - лисички. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу дорогу уступают, как только звуки изменяются, остаются стоять на месте - никуда не убегают! " Ритмические упражнения: Упражнение " Козлик" А.Н. Зимина. Цель: Развитие чувства ритма Серенький козленок, маленькие рожки. Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь, козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь, козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок - козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко! Упражнение " Музыкальные молоточки" А.Н. Зимина. Цель: Развитие чувства ритма. Зрительного и слухового внимания. Дятел сядет на сучок: Тук - тук - тук, тук - тук - тук! Дятел смотрит, где жучок: Тук - тук - тук, тук - тук - тук! Над дубравой сильный град: Туки - туки-тук, туки-туки-тук! С дуба желуди летят: Туки - туки-тук, туки-туки-тук! Строят хату два бобра: Тук - тук да тук, тук - тук да тук! Без гвоздей, без топора: Тук - тук да тук, тук - тук да тук! При пении слов " тук-тук" ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества. В третью неделю было проведено 4 музыкально-ритмические игры такие как: " К нам гости пришли" Н. Куликова. Цель: Развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Ход игры: Взрослый предлагает подойти к нему: " Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки". Слышится стук в дверь. Взрослый подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: " Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу". Ребенок медленно ударяет в бубен, мишка в руках взрослого ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные принимающие в игре участие дети хлопают. Аналогичным образом взрослый обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звон колокольчика. " Научи матрешек танцевать" Н. Куликова. Цель: Развитие чувства ритма. Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей - маленькие. " Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. " Заинька, серенький" А.Н. Зимина. Цель: развитие чувства ритма и творческих способностей. Ребенок сидит на стульчике, рядом с которым лежат ложки. Заинька, серенький в гости пошел, Заинька, серенький ложки нашел. (Поднимает с пола деревянные ложки.) Ложки нашел да к дому подошел. Тук, тук, тук. Ребенок: Кто там? Взрослый: Я, зайка, серый попрыгай-ка, а ты кто? Ребенок: А я волчишка, серый бочишка. (Ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.) Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи. Да смело в ложки постучи! Взрослый передает ребенку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический восприятия, совершенствование чувства ритма. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка. " Теремок" Прокшина И.В. Цель: Развитие чувства ритма Игра начинается словами: Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, У дверей остановилась и стучит. Музыкальный руководитель постукивает молоточком ритмический рисунок и выкладывает нарисованную мышку на фланелеграфе. Дети прохлопывают ритм и запоминают его. Точно так же детей знакомят и с другими персонажами игры: зайкой, лисичкой, медведем. Продолжая эту игру на последующих занятиях, дети вспоминают ритмический рисунок зверей и прохлопывают его. Затем вызывается желающий простучать любой из заданных ритмов. Если ребенок вспомнит, какому зверю принадлежит данный ритм, ему предоставляется право выложить на фланелеграфе этого зверюшку и проиграть на металлофоне его ритмический рисунок. Когда все зверюшки будут выложены на фланелеграфе, педагог может сказать: " Все звери в теремочке живут, песни поют" - и предложить детям придумать свою песенку на слова: " Все мы весело живем, дружно песни поем". Почувствовав возможность варьировать, дети проявляют необычайный интерес к игре. Ритмические упражнения: Игровое упражнение " Угадай".А.Н. Зимина. Цель: Развитие слухового внимания, ритмичности Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят: - Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара - закричала… На слово " комара" ребенок поднимает бубен вверх. На слово " закричала" круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит " Ква - ква - ква", ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами. Игровое упражнение " Слон и дождик" А.Н. Зимина. Цель: Развитие чувства ритма Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие - частым. Например, воспитатель говорит: " Вот шагает слон: топ-топ-топ". Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. " Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап", - продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки. В четвертую неделю было так же проведено 4 музыкально-ритмические игры такие как: Игра " Пильщики". Муз.О.С. Боромыковой. Цель: Учить выполнять точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи. Запилила пила, зажужжала, как пчела. Отпилила кусок, наскочила на сучок, Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога выставлена вперед. - 8 такты - двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров. -10 такты - опускают броском руки вниз. - 12 такты - (меняются местами друг с другом на бегу.) " Определи инструмент" В. Калинников. Цель: развитие тембрового слуха, закрепление развития чувства ритма, знакомство с новыми музыкальными инструментами. Игровой материал: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки. Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает " Гроза" В. Калинников. Цель: Развивать умение ребенка изображать ритмический рисунок на том или ином инструменте. Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: " На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя? " Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель (играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить и внезапный дождь). Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан). Разрабатываем " сценарий": сначала - порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием " грозы" дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменения темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабаны). Постепенно они приближаются (обычно гром постоянно не гремит, поэтому и барабаны вступают периодически). После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень. Ветер усиливается: к маракасам присоединяются тарелки и бубен - пальцами обеих рук поочередно по мембране (также от тихого звучания до громкого). Наконец сверкает молния: тарелки и трещотка - кастаньеты. После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке. " Музыкальные инструменты" Прокшина И.В. Цель: Развитие чувства ритма. Игровой материал: бубны, металлофон или пианино. Ход игры: Педагог раздает детям бубны по одному на каждого ребенка и предлагает им вместе спеть, а затем помочь бубну прозвучать (спеть) мелодии песенок. Поет песни с де ми. Затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать, как звучит мелодия песни на металлофоне или фортепиано, и затем повторить ее ударами по бубну. Отмечает детей, которые правильно передавали ритмический рисунок песни ударами по бубну. Вновь просит прослушать мелодию уже другой песни и помочь бубну ее " спеть" и далее. С целью проверки решения задач и поставленной гипотезы, нами был проведен следующий III этап - контрольный Цель: Выявление динамики развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста На контрольном занятии были предложены следующие задания: . Показать музыкально-ритмические движения под музыку различного характера. Детям было предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку русской пляски " Барыня". При выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом. Каждый проявил себя довольно оригинально, повторных движений практически не наблюдалось, а ритмических ошибок стало значительно меньше. . Показать музыкально-ритмические движения соответствующие ритму музыки. Детям было предложено исполнить марш из оперы " Фенелла" Ф. Обера. Соответственно этому дети маршировали в исходном регистре - обычным шагом, в верхнем регистре - на носках. Движения детей были очень выразительными и четкими. 3. Прохлопывание ритмического рисунка определенного музыкального фрагмента. Это заданиебыло направлено на выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка из попевки Е. Тиличеевой " Летчик". Т.о. проведенная экспериментальная работа оказала положительный результат на ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент осуществлялся на всех занятиях на материале детского музыкального репертуара, а также применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании. Использовался доминантный вид занятия, где ведущей формой проведения была игровая.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1613; Нарушение авторского права страницы