Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста



Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

 


Корнилова Яна Владимировна

Научный руководитель:

Шаваева Елена Федоровна

 


Оса, 2012

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

1.2 Ритмический слух как основа музыкальности

Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание эксперимента

2.1 Экспериментальное исследование

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

 

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку - вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня. Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Таким образом, выбранную тему исследования мы считаем актуальной.

Однако проблема формирования музыкальных способностей дошкольников, заключается в том, что не все современные образовательные программы нацелены на создание ритмически организованной среды, чувство ритма как качество личности практически не рассматривается в программах, и не ставятся задачи по его развитию. Однако необходимо отметить, что практически в рамках всех программ можно осуществлять организацию по развитию чувства ритма, а на музыкальных занятиях имеется потенциальные возможности по осуществлению работы в данном направлении.

Тема работы: Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие у детей ритмического слуха будет наиболее эффективным при условии регулярного обучения не только на музыкальных занятиях, но и будет осуществляться воспитателем в группе.

Таким образом, о бъект исследования - музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: чувство ритма.

Контингент: дети старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

2.Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальной способности;

3.Определить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию ритмического чувства;

4.Провести исследование во время преддипломной практики;

5.Отследить и описать результат проведённого исследования.

Для изучения теории, по выбранной нами теме, была использована литература библиотек ДОУ, ОППК, районной библиотеки. Для написания работы использовались такие источники по проблеме музыкального воспитания дошкольников, как труды Н. А Ветлугиной, О.П. Радыновой, Б. М Теплова и других выдающихся педагогов, наблюдения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

В работе две главы, каждая имеет два раздела. Первая глава посвящена теоретическим основам музыкальных способностей детей дошкольного возраста в ДОУ, где даётся психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста, и рассматриваются особенности ритмического чувства. Во 2 главе даётся описание эксперимента и его анализ.

Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

 

Выводы по 1 главе

 

Одной из основных воспитательно-образовательных задач в детском саду, является развитие музыкальных способностей детей. Для осуществления этой цели необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность, которые формируются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. И основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Поэтому для того, чтобы оказывать ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка, следует акцентировать внимание на чувстве ритма - как неотъемлемой части выразительности музыки, которая часто имеет наибольший развивающий эффект.

Глава 2. Содержание эксперимента

 

Выводы по второй главе

 

Чувство ритма развивается в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки необходимое условие для развития этой способности. Занятия, направленные на развитие чувства ритма позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, а также развивать музыкальные и познавательные способности детей, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.

Положительную динамику в развитии чувства ритма мы наблюдаем в экспериментальной группе.

.Показатель способности воспроизводить ритмический рисунок в хлопках и на ударных инструментах у детей значительно повысился:

Результат констатирующего Результат контрольного этапа:

высокий показатель - 0% высокий показатель - 43%

средний показатель - 57% средний показатель - 43%

низкий показатель - 43 % низкий показатель - 14 %

.Показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями так же увеличился.

Результат констатирующегоРезультат контрольного этапа:

высокий показатель - 29% высокий показатель - 57%

средний показатель - 57% средний показатель - 43%

низкий показатель - 14% низкий показатель - 0 %

.Показатель способности соответствия движений ритму музыки:

Результат констатирующегоРезультат контрольного этапа:

высокий показатель - 57% высокий показатель - 100%

средний показатель - 43% средний показатель - 0%

низкий показатель - 0 % низкий показатель - 0%

В контрольной же группе особой динамики в развитии чувства ритма не произошло. Изменился лишь показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями - на 15 %, так как с детьми систематически проводились музыкальные занятия.

Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по темы нашей дипломной работы, проведя эксперимент мы можем сказать, что ритмический слух, основа музыкальности, развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.)

Для эффективного развития у детей ритмического слуха мы предлагаем:

Во-первых, использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку. Т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями.

Во-вторых, необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста.

В-третьих, применять на занятиях музыки и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

В-четвертых, использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.

Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтверждена. А если гипотеза подтверждена, значит, цель, которая ставилась в начале исследования, - определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста полностью достигнута.

Список литературы

 

1. Аникин, В. П., Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.

. Бакланова, Т.И., Новикова, Г.П. Музыкальный мир / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - Москва: " Вентана - Граф", 2008 - 238 с.

. Ветлугина, Н. А., " Музыкальное воспитание в детском саду" М., " Просвещение", 19813.

. Ветлугина, Н.А., Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет. Песенное творчество детей 5-7 лет // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974. - С. 107-120.

. Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.

. Ветлугина, Н.А., Музыкальный букварь. - М., 1989.

7. Ветлугина, Н.А., Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - 223.

. Выготский, Л.С., Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.

9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М. " Академия" 2007.

. Дзержинская, И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

11. Зимина, А.Н., Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, - М., 1993.

. Зимина, А.Н., Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М., 2001.

. Колодницкий, Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2000.

. Комарова, Т.С., Дети в мире творчества - М., 1995.

15. Ломпшер, И., Гулаш Р. Развитие способностей // Психологические основы

формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981.

. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология/ А.В. Петровский, М. Г, - Ярошевский. - Москва: " Академия", 1998 - 512с.

. Праслова, Г.А., - Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург " Детство-пресс" 2005

. Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей. - М., Л.: Акад. педагогических наук РСФСР, 1947. - 335.

19. Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей. // Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335/

20. Шейн, П.В., Народные детские песни. - М., 1923.

21. Эльконин, Д.Б., Детская психология. - М., 1960.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Таблица 1

Констатирующий эксперимент. Контрольная группа

№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7***

Таблица 2

Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа

№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7*** Приложение 2

 

Таблица 3. Контрольный эксперимент. Контрольная группа

№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВС1***2***3***4***5***6***7***

Таблица 4. Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа

№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7***

 

Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

 


Корнилова Яна Владимировна

Научный руководитель:

Шаваева Елена Федоровна

 


Оса, 2012

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

1.2 Ритмический слух как основа музыкальности

Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание эксперимента

2.1 Экспериментальное исследование

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

 

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку - вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня. Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Таким образом, выбранную тему исследования мы считаем актуальной.

Однако проблема формирования музыкальных способностей дошкольников, заключается в том, что не все современные образовательные программы нацелены на создание ритмически организованной среды, чувство ритма как качество личности практически не рассматривается в программах, и не ставятся задачи по его развитию. Однако необходимо отметить, что практически в рамках всех программ можно осуществлять организацию по развитию чувства ритма, а на музыкальных занятиях имеется потенциальные возможности по осуществлению работы в данном направлении.

Тема работы: Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие у детей ритмического слуха будет наиболее эффективным при условии регулярного обучения не только на музыкальных занятиях, но и будет осуществляться воспитателем в группе.

Таким образом, о бъект исследования - музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: чувство ритма.

Контингент: дети старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

2.Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальной способности;

3.Определить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию ритмического чувства;

4.Провести исследование во время преддипломной практики;

5.Отследить и описать результат проведённого исследования.

Для изучения теории, по выбранной нами теме, была использована литература библиотек ДОУ, ОППК, районной библиотеки. Для написания работы использовались такие источники по проблеме музыкального воспитания дошкольников, как труды Н. А Ветлугиной, О.П. Радыновой, Б. М Теплова и других выдающихся педагогов, наблюдения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

В работе две главы, каждая имеет два раздела. Первая глава посвящена теоретическим основам музыкальных способностей детей дошкольного возраста в ДОУ, где даётся психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста, и рассматриваются особенности ритмического чувства. Во 2 главе даётся описание эксперимента и его анализ.


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  4. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  5. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  6. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  7. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  8. II. Имидж библиотек для детей и юношества Удмуртской Республики глазами читателей
  9. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  10. III Исследование функционального развития чувствительности
  11. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  12. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь