Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ и интерпретация полученных результатов ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении и сочинении. Всего было проведено: музыкально - дидактических игр направленных на развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи, а также закрепление гласных звуков в свободной речи. ритмических упражненийцеленаправленных наразвитие чувства ритма, формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма). музыкальных произведения для слушания, цель которых заключалась в том, чтобы научить детей слушать музыку и эмоционально на неё откликаться. Развивать эстетическое восприятия детей. музыкальных произведения для пения, направленных на совершенствование певческого голоса и вокально - слуховой координации, развитие певческого творчества, воспитание интереса и любви к исполнению песен. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволили на основании полученных данных констатирующего эксперимента обработать результаты, показать уровни развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста и оформить таблицы в процентном соотношении. Констатирующий эксперимент:
Контрольная группа (см. Приложение № 1, табл. 1) Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 43%, низкий - 57%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий-0 %, средний - 71 %, низкий - 29%; Соответствие движений ритму музыки - высокий-86 %, средний-14 %, низкий - 0%.
Экспериментальная группа: (см. Приложение № 1, табл. 2) Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 57%, низкий - 43%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 29 %, средний - 57 %, низкий - 14%; Соответствие движений ритму музыки - высокий - 57 %, средний - 43 %, низкий - 0%. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующий вывод: Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них не хватает достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности. Слабо развито чувство ритма, некоторым детям предлагаемые задания казались непонятными. В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в недостаточно развитом состоянии. Сравним результаты контрольного эксперимента:
Контрольная группа (см. прил. 2, табл. 3). Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 43%, низкий - 57%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 0 %, средний - 86 %, низкий - 14%; Соответствие движений ритму музыки - высокий - 86 %, средний - 14 %, низкий - 0%
Экспериментальная группа: (см. Приложение № 2, табл. 4). Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 43%, средний - 43%, низкий-14%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 57 %, средний - 43 %, низкий - 0%; Соответствие движений ритму музыки - высокий-100 %, средний-0 %, низкий - 0% По результатам нашего исследования видно, что: .Влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально - ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки значительно облегчает их восприятие и осознание. 2.Музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию нетрадиционных форм обучения, уровень его развития значительно улучшился после проведенного эксперимента.
Выводы по второй главе
Чувство ритма развивается в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки необходимое условие для развития этой способности. Занятия, направленные на развитие чувства ритма позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, а также развивать музыкальные и познавательные способности детей, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Положительную динамику в развитии чувства ритма мы наблюдаем в экспериментальной группе. .Показатель способности воспроизводить ритмический рисунок в хлопках и на ударных инструментах у детей значительно повысился: Результат констатирующего Результат контрольного этапа: высокий показатель - 0% высокий показатель - 43% средний показатель - 57% средний показатель - 43% низкий показатель - 43 % низкий показатель - 14 % .Показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями так же увеличился. Результат констатирующегоРезультат контрольного этапа: высокий показатель - 29% высокий показатель - 57% средний показатель - 57% средний показатель - 43% низкий показатель - 14% низкий показатель - 0 % .Показатель способности соответствия движений ритму музыки: Результат констатирующегоРезультат контрольного этапа: высокий показатель - 57% высокий показатель - 100% средний показатель - 43% средний показатель - 0% низкий показатель - 0 % низкий показатель - 0% В контрольной же группе особой динамики в развитии чувства ритма не произошло. Изменился лишь показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями - на 15 %, так как с детьми систематически проводились музыкальные занятия. Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Заключение
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по темы нашей дипломной работы, проведя эксперимент мы можем сказать, что ритмический слух, основа музыкальности, развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.) Для эффективного развития у детей ритмического слуха мы предлагаем: Во-первых, использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку. Т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями. Во-вторых, необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста. В-третьих, применять на занятиях музыки и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. В-четвертых, использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтверждена. А если гипотеза подтверждена, значит, цель, которая ставилась в начале исследования, - определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста полностью достигнута. Список литературы
1. Аникин, В. П., Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957. . Бакланова, Т.И., Новикова, Г.П. Музыкальный мир / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - Москва: " Вентана - Граф", 2008 - 238 с. . Ветлугина, Н. А., " Музыкальное воспитание в детском саду" М., " Просвещение", 19813. . Ветлугина, Н.А., Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет. Песенное творчество детей 5-7 лет // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974. - С. 107-120. . Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983. . Ветлугина, Н.А., Музыкальный букварь. - М., 1989. 7. Ветлугина, Н.А., Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - 223. . Выготский, Л.С., Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. 9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М. " Академия" 2007. . Дзержинская, И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985. 11. Зимина, А.Н., Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, - М., 1993. . Зимина, А.Н., Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М., 2001. . Колодницкий, Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2000. . Комарова, Т.С., Дети в мире творчества - М., 1995. 15. Ломпшер, И., Гулаш Р. Развитие способностей // Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981. . Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология/ А.В. Петровский, М. Г, - Ярошевский. - Москва: " Академия", 1998 - 512с. . Праслова, Г.А., - Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург " Детство-пресс" 2005 . Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей. - М., Л.: Акад. педагогических наук РСФСР, 1947. - 335. 19. Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей. // Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335/ 20. Шейн, П.В., Народные детские песни. - М., 1923. 21. Эльконин, Д.Б., Детская психология. - М., 1960.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 Констатирующий эксперимент. Контрольная группа №Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7*** Таблица 2 Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа №Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7***Приложение 2
Таблица 3. Контрольный эксперимент. Контрольная группа №Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВС1***2***3***4***5***6***7*** Таблица 4. Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа №Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7***
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1159; Нарушение авторского права страницы